-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия библиотека конгресса сша бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12674
Комментариев: 64790
Написано: 140151


«Фламандский Рафаэль»

Понедельник, 14 Марта 2022 г. 11:20 + в цитатник
Bo4kaMeda



01. After Frans Floris I (1519/1520–1570)
Self-portrait
circa 1560-1565
paper on panel
46 х 38.5 cm
Kunsthistorisches Museum


Франс Флорис (Франс Флорис де Вриендт/ де Фриндт) -- фламандский художник и график, сыгравший важную роль в живописи Северного Возрождения так называемого италиянизирующего направления. Его приверженцы обычно ездили в Италию, чтобы изучить работы ведущих итальянских художников Высокого Возрождения, таких, как Микеланджело, Рафаэль и их последователи. В своем искусстве они объединяли итальянскую манеру с северной живописной традицией. Эту традицию продолжал и самый известный ученик Флориса Мартин де Вос.




02. Frans Floris I (1519/1520–1570)
Portrait of a Guild functionary
Date circa 1563/1566
oil on oak wood
63.7 х 49.2 cm
Kunsthistorisches Museum


Родился Франс Флорис (1519-1570) в Антверпене в семье известных художников, которая изначально носила имя де Вриендт. Самые ранние известные предки Франса Флориса были жителями Брюсселя, занимавшимися там ремеслом каменщика и с 1406 года входившими в городскую гильдию каменщиков. Один из предков художника Ян де Вриендт покинул свой родной Брюссель и поселился в Антверпене еще в середине XV века. Его второе имя Флорис в последующих поколениях стало фамилией, однако первоначальную версию де Вриендт (де Фриндт) можно встретить в официальных документах вплоть до конца XVI века.

Все братья Франса были художественно одаренными личностями. Самым известным из них является Корнелис (1513/14-1575), архитектор и скульптор, по его проекту была построена городская ратуша Антверпена. Якоб Флорис (1524-1581) был мастером витражей, а Ян Флорис стал скульптором, он отправился в Испанию, где умер совсем молодым.



03. Frans Floris I (1519/1520–1570)
Study of the head of a woman 1555
oil and oak wood
41.5 х 32 cm
Kunsthistorisches Museum



Документальных свидетельств о жизни Франса Флориса мало, большую часть сведений о становлении его как художника мы черпаем из биографии, написанной Карелом ван Мандером. По его словам, Франс Флорис был сыном Корнелиса де Вриендта Старшего, умершего в 1538 году. Как и его братья, Франс начал изучать скульптуру, но позже предпочел ей рисование. Флорис отправился в Льеж, где учился у известного южно-голландского художника Ламберта Ломбарда (1505/6-1566). Выбор Ломбарда в качестве учителя был странен, так как Антверпен в то время был крупным художественным центром, где проживали выдающиеся художники. Возможно, это объясняется тем, что Ломбард был близким другом Корнелиса Флориса, они познакомились в Риме около 1538 года. При этом Франс Флорис стал мастером в антверпенской гильдии Святого Луки уже в 1539-40 годах.



04. Lambert Lombard (1505/1506–1566)
Self-Portrait
first half of 16th century
oil on panel
77 х 65 cm
Hermitage Museum


Ломбард убедил Франса Флориса продолжить обучение в Италии, куда они отправились в 1541 или 1542 году, Франс увлекся современной на тот момент итальянской живописью (в частности, Микеланджело и Рафаэлем) и классическими скульптурой и искусством Рима. У Микеланджело он позаимствовал пристрастие к обнаженной натуре, а у Рафаэля «заразился» «рельефной» манерой письма. Флорис, однако, не отказался и от традиционной нидерландской манеры масляной живописи, которая позволила ему соединить подробные, описательные свойства его техники с радикально новым живописным языком.

Кроме Рима Флорис посетил другие города Италии, включая Мантую и Геную. Всю жизнь он хранил тетрадь с набросками, которые сделал в Италии, их позже выгравировали его ученики.

По возвращении в Антверпен около 1545 года Франс Флорис открыл мастерскую по итальянскому образцу с большим числом учеников. Он быстро стал ведущим историческим художником и даже был назван «Фламандским Рафаэлем».



05. Frans Floris I (1519/1520–1570)
last judgement 1565
oil on canvas
162 х 220 cm
Kunsthistorisches Museum


Среди его заказчиков-покровителей были выдающиеся личности, такие как богатый антверпенский банкир Никлас Йонгхелинк, для которого он написал серию из десяти картин, рассказывающих о подвигах Геракла. Городская знать, в том числе кавалеры ордена Золотого руна, принц Оранский и графы Эгмонт и Рог (позднее лидеры голландского восстания) посетили Флориса у него дома, привлеченные его творческой репутацией, а также способностью судить с «большим пониманием о любой теме».

Франс Флорис также вошел в круг ведущих теоретиков искусства, таких как автор первого географического атласа мира Авраам Ортелиус, издатель Кристоф Плантен, художники Лукас де Хир и Ламберт Ломбард, поэт и художник Доминик Лампсониус, гравер и издатель Иероним Кок. Эта группа интеллектуалов была первой, кто разработал теорию об искусстве и роли художников в Нидерландах. В 1549 году городские власти Антверпена поручили Флорису декорировать объекты для торжественного въезда в Антверпен испанского короля Карла V и его наследника Филиппа.



06. Circle of Frans Floris I (1519/1520–1570)
A lady at an organ
oil on panel
67.3 x 47.6 cm


Брат Франса Корнелис спроектировал для высоких гостей дворец в Антверпене с фасадом из голубого известняка и роскошными интерьерами, в частности, обои в спальне были позолоченными. Сам фасад был спроектирован Франсом, согласно его концепции, он должен был подчеркивать высокий статус художника в обществе. Он украсил его семью аллегорическими фигурами, символизирующими качества и навыки художника: Точность (Diligentia), Практика (Usus), Труд (Labor), Трудолюбие (Industria), Опыт (Experientia), Хвала (Lauda) и Архитектура (Architectura).



07. Фасад городской ратуши Антверпена
Акварель Юзефа Линнига, XIX век


Барельеф над дверным проемом дома изображал науки (семь гуманитарных наук вместе с живописью и архитектурой) в качестве основных движущих сил человеческого общества. Флорис выразил аналогичные идеи также в своем сочинении «Пробуждение искусств».

Акварелист и топограф старого Антверпена Юзеф Линниг сделал рисунок здания в XIX веке, но к тому времени большая часть декора фасада была утрачена.

В 1547 году Флорис женился на Кларе Боудевейнс, в браке родились дочь и два сына. Сыновья Франс и Баптист обучались в мастерской отца, Баптист умер молодым, а Франс переехал в Италию, где стал известным художником.



08. Frans Floris I (1519/1520–1570)
Profile Portrait of a Woman
oil on panel
40 х 32.5 cm


Отмечается, что Франс Флорис был на редкость трудолюбив, что подтверждается его девизом: «Когда я работаю, я живу; когда я играю, я умираю». Ван Мандер пишет, что у Флориса всегда было много заказов, над которыми он работал допоздна, и что, когда он засыпал, его ученики, покидая мастерскую, снимали с него обувь и чулки и укладывали его в кровать. Ученики любили Флориса за то, что он предоставил им больше свободы, чем другие мастера Антверпена. Когда небольшая группа его учеников после смерти Флориса собралась, чтобы почтить его память, они составили список из 120 его учеников.

Ван Мандер рассказывает, что в конце своей жизни Флорис оказался в больших долгах и начал пить. Долги, вероятно, были связаны с массовым антикатолическим восстанием – иконоборчеством, которое началось в 1560-х годах и достигло своего пика в 1566 году. В период утверждения в стране протестантизма уничтожалось роскошное убранство католических храмов, включая живопись и декор. Говорят, что Флорис так и не оправился от шока, увидев, что почти все его произведения погибли. Потрясение оказалось настолько глубоким, что он не пожелал восстанавливать свои картины, когда ему это было предложено. Флорис практически прекратил рисовать после 1566 года, и его место в качестве ведущего исторического художника в Габсбургских Нидерландах заняло молодое поколение художников, среди которых его ученик Мартин де Вос стал самым выдающимся.

Ван Мандер рассказывает, что во время работы над крупным заказом настоятеля Испании Флорис заболел и умер, это случилось 1 октября 1570 года в Антверпене. Работа была завершена его учениками Франсом Пурбусом Старшим и Криспином ван ден Броком.



09. Frans Floris I (1519/1520–1570)
Luke the Evangelist
circa 1560
oil on panel
214 × 197 cm
Royal Museum of Fine Arts Antwerp

На этой картине Франс Флорис написал своего друга художника Рийкерта Айертца в образе Святого Луки, а себя запечатлел растирающим краски



Флорис включил свой автопортрет и в работу «Аллегория Троицы», где под правой рукой Христа нарисовал себя, несколько нарушив масштабное равновесие в сравнении с другими персонажами. Включение говорит о том, что картина носила сугубо личный смысл для художника: после иконоборчества фламандские художники начали включать свои портреты в религиозные композиции, чтобы показать свою личную приверженность теме и идее произведения.



10. Frans Floris I (1519/1520–1570)
The Sacrifice of Jesus Christ, Son of God, Gathering and Protecting Mankind 1562
Аллегория Святой Троицы (1562)
oil on panel
165 х 230 cm
Louvre Museum


Длинный список учеников и помощников свидетельствует, что Франс Флорис по возвращении в Антверпен перенял практику обучения, с которой он познакомился в Италии. Он полагался на большое число помощников, приехавших из Южных и Северных Нидерландов и даже Германии. Для обучения Флорис изобрел наглядные пособия, которые представляли собой изображения голов людей в натуральную величину, которые он нарисовал маслом на панели. Затем они предлагались его помощникам либо для копирования, либо для свободной интерпретации. Некоторые из них являются вполне самостоятельными произведениями искусства. Обязанности учеников определялись мерой их таланта и варьировались от самостоятельной работы по завершении обучения до выполнения пейзажных фонов в произведениях учителя. Они также копировали его композиции, либо в краске, либо на бумаге, для последующего воспроизведения граверами.



11. Frans Floris I (1519/1520–1570)
The Fall of the Rebel Angels
Val van de opstandige engelen 1554
olieverf op paneel
303 × 220 cm
Royal Museum of Fine Arts Antwerp


Из-за иконоборчества до нас дошло сравнительно немного работ художника. Самым ранним сохранившимся полотном Флориса является «Марс и Венера, захваченные врасплох Вулканом» (1547) из Берлинской картинной галереи.

Две работы Франса Флориса находятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.



12. Флорис, Франс (де Фриндт)
Марс и Венера
Дерево, масло
78,5 × 109,7 см
ГМИИ им. А. С. Пушкина




13. Frans Floris I (1519/1520–1570)
Allegory of Peace and Justice
Pushkin Museum of Fine Art
Аллегория мира и правосудия (1555)
Холст, масло
103 × 134 см
ГМИИ им. А. С. Пушкина


Франс Флорис в основном известен своими алтарными композициями, композициями с мифологическими и аллегорическими темами и, в меньшей степени, своими портретами. Он сыграл важную роль во внедрении жанра мифологического и аллегорического сюжета во Фландрии.

Ранние работы Флориса около 1545 года наиболее отчетливо демонстрируют влияние его итальянского пребывания, позднее его стиль становился все более монументальным. Мастерство художника крепло, что сказывалось на более изобретательном расположении фигур в композиционном построении. После 1560 года его работы стали более маньеристскими, а скульптурная обработка фигур уступила место более живописному подходу. Палитра Флориса эволюционировала в сторону монохрома. Позже, возможно, на него повлияла школа Фонтенбло, поскольку его фигуры стали более элегантными, а работы – более изысканными.



14. Frans Floris I (1519/1520–1570)
Allegori över Jesusbarnet som dödens betvingare
between 1550 and 1570
oil on canvas
66 x 51 cm
Nationalmuseum Sweden


В целом же установки реального восприятия окружающего мира не позволили фламандскому искусству органично сочетать маньеристические влияния итальянского стиля с национальным реализмом, который оставался ярко воспроизведенным в местном портретном и бытовом жанре. Но зато всецело маньеристическое влияние преобладало в создании произведений библейской тематики, мифологических, аллегорических и религиозных композициях. Позднее реалистическая традиция нидерландских художников будет преобладать и сделает возможным слияние национального искусства и демократической ветви итальянского барокко.

Подобно тому, как Корнелис Флорис смог оказывать влияние на европейскую архитектуру при помощи издателей Антверпена, публиковавших его проекты, так и работы Франса Флориса получили широкую известность благодаря гравюрам, сделанным ведущими антверпенскими мастерами.



15. Frans Floris I (1519/1520–1570)
Frans Floris Portrait de dame âgée (ou La femme du fauconnier) 1558
Портрет пожилой дамы
Musée des Beaux-Arts de Caen


Франс Флорис был очень даровитым портретистом, но из-за более низкого ранга портретной живописи в иерархии живописных жанров, написал только несколько (возможно, около 12) портретов. Он считается новатором жанра, поскольку ввел новый уровень выразительности и акцентировал внимание на внутреннем мире модели.

В Большом собрании изящных искусств ASG имеется картина «Юдифь с головой Олоферна» круга Мартина де Воса – самого известного ученика Франса Флориса, по другой версии, – основного продолжателя его темы. После завершения творческой карьеры Франса Флориса именно Мартин де Вос (1532-1603) вместе с братьями Амброзиусом Франкеном I и Франсом Франкеном I стали ведущими историческими художниками испанских Нидерландов.



16. Вос, Мартин де, круг
Юдифь с головой Олоферна
Фландрия, ок. 1580 г.
Дерево, масло
68 × 92 см


Композиция посвящена истории Юдифи – иудейской вдовы из города Вифулии, обезглавившей ассирийского военачальника Олоферна, чье войско осаждало ее родной город. В центре композиции – Юдифь, держащая в правой руке отсеченную голову Олоферна, а в левой – все еще занесенный меч. В правой части – обезглавленное тело Олоферна, кровь из раны заливает атрибуты его высокого воинского звания – богато украшенные ножны и шлем с плюмажем. Слева – служанка, держащая мешок для отрубленной головы. Позади, в проеме шатра, – стены города, спасенного Юдифью.

Ветхозаветная история Юдифи представлена здесь однозначно как подвиг, несколько позднее, по примеру Караваджо, художников начинает интересовать суровая и страшная сторона этого события, не совместимого с женской сутью.


int-ant.ru
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 9 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку