-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наталья_Душкова

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

красота и здоровье. мне интересно заниматься всем - вязание спицами и научиться готовить что-нибудь вкусное и быстро научиться шить куклы фитнес шить что-нибудь для дома

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.11.2012
Записей: 5348
Комментариев: 1070
Написано: 9063


Русский народный костюм

Суббота, 22 Мая 2021 г. 20:55 + в цитатник
Цитата сообщения Алефтина_Ивановна Русский народный костюм.


s640x480 (565x700, 196Kb)

    Одежда боярыни   

                                  
1010 (565x700, 168Kb)

Крестьянка в праздничном наряде.

Начнём мы наше путешествие в удивительный мир богатейшей русской культуры с национального костюма, поскольку, как известно, «встречают по одёжке». Ведь именно по одежде составляется первое впечатление о человеке – кто они и что он – даже в наше, достаточно унифицированное время. Что уж говорить о народном костюме, который есть отражение души народа, его представление о прекрасном, его сконцентрированная культура и история, копившаяся и совершенствовавшаяся на протяжении многих веков.


1862pauli_eonr_velikorossiyane_centr_guberniy (491x700, 375Kb)

К сожалению этот пласт нашего наследия не остался без вмешательства тех, кто на протяжении, как минимум, трёхсот последних лет последовательно работал на её уничтожение. Досталось и русскому народному костюму. После того, как Пётр I вернулся из турне по Западной Европы (1697 по 1698 гг.), он (вернее его двойник) издал в 1699 г. Указ, в котором запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Известен такой факт, что со всех въезжающих в город в русской одежде и бороде брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного (Г. П. Успенский. «Опыт повествования о древностях русских». Харьков, 1818 стр. 59-60). С тех пор русское крестьянство осталось единственным хранителем народной истории, культуры и представлении русского народа о красоте.

Быть может, из-за петровских нововведений русский народ утерял связь с национальным костюмом, но память предков во многих из нас так или иначе жаждет возвращения к истокам и народному колориту. Давайте вместе вспомним, чем отличался русский народный костюм. Основным отличием национального костюма была многосоставность/многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были яркими, радостными. При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие - из шёлка. Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными различными узорными вставками.

Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями - шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.


image0104 (507x700, 266Kb)

Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты. У древних славян такие узоры несли смысловую нагрузку.


image0126 (500x700, 220Kb)

В настоящее время исследователи делят всё многообразие русского народного костюма (мы будем говорить о женском костюме) на две большие группы. Первая группа – южнорусский женский костюм или понёвный комплекс – самый древний. Его самой главной деталью была понёва – прабабушка современной юбки. Хотя этот стиль одежды появился у славянских народов раньше других, но с 14 века он начал постепенно вытесняться другой одеждой, и к 17 веку понёва стала принадлежностью только южнорусского костюма. Более того, к 19 веку даже в южных губерниях понёву носили лишь замужние крестьянские женщины. В понёвный комплекс одежды входят: рубаха с косыми паликами (плечевыми детальками), понёва, передник, нагрудник (мог быть двух типов: вроде знакомого нам халата с длинным рукавом и застёжкой спереди, или надевающийся через голову, с коротким рукавом), сорока (для женщин) или повязка (для девушек), пояс, обувь (кожаная или лыковая).

Женский народный костюм. Киевская губ. Женский народный костюм. Тамбовская губ. Женский народный костюм. Тамбовская губ. Женский народный костюм. Тульская губ. Женский народный костюм. Рязанская губ.

Вторая группа – это северорусский костюм, или как его ещё называют сарафановый комплекс, потому что его основой служил сарафан. С севера сарафан постепенно распространился за Урал и в южные губернии России. В результате к 18-9 веку сарафаны носили, кроме Северных и Центральных губерний Европейской России, вся Сибирь и Забайкалье, а также купчихи и небогатые горожанки всюду по стране.

Женский народный костюм. Тверская губ., г. Торжок Женский народный костюм. Олонецкая губ. Женский народный костюм. Тверская губ. Женский народный костюм. Тверская губ. Женский народный костюм. Ярославская губ.

Кроме этого, существует множество черт народного костюма, которые характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному и сословному положению. Чаще всего знаками различия были не столько покрой и вид одежды, а цветовая гамма материала, количество и стиль вышитых и вытканных узоров, применение разного вида ниток – шёлковых, золотых и серебряных.

Женский народный костюм. Вологодская губ. Женский народный костюм. Тверская губ. г. Осташков. Женский народный костюм. Тверская губ. г. Ржев. Женский народный костюм. Тверская губ. Женский народный костюм. Тверская губ. г. Ржев

Выше мы использовали прекрасные акварели Фёдора Григорьевича Солнцева (1801-1892) – русского художника, архитектора и историка из крепостных. В 1830 году его отправляют в в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За всё время он нарисовал более 3000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д. Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания солидного научного труда «Древности Российского государства», раздел «Одежды Российского Государства».

Часть материала о русском национальном костюме мы поместили в раздел «Ведические символы в России», который мы завершили упоминанием о символике свадебного наряда и здесь мы продолжаем наш рассказ о нём.

Несмотря на то, что в России свадебные белые платья начали активно входить в городскую моду в начале 19 века, национальные свадебные костюмы продолжали быть в ходу среди крестьян, мещан и даже части купечества. Каждая губерния и даже уезд имели свой неповторимый уникальный вариант свадебных костюмов, в силу огромности территории нашей страны, исторических особенностей развития каждого региона, влияния соседних культур и т.д., но смысл и принципы её изготовления оставались неизменными. Наряд новобрачных украшался богатой вышивкой из ведических орнаментов, несущих сакральный и обереговый смысл. На женских свадебных платьях это были женские фигуры Богини Макоши, ромбы – знаки плодородия, разнообразные солярные знаки, дерево жизни и т.п, которые, как правило, располагались по краям одежды – по подолу, вороту, на концах рукавов, плечах и и.д. В некоторых регионах России они использовались вплоть до середины 20 века. Давайте посмотрим, какие свадебные наряды бытовали у крестьян северного, поволжского, приуральского и южного регионов России в конце 19- середине 20 вв. В этом нам поможет книга С.В. Горожаниной и Л.М. Зайцевой «Русский народный свадебный костюм». Ниже представлены женские свадебные наряды Вологодской, Воронежской, Вятской, Пензенской и Курской губерний.

Женский свадебный наряд 1870-1880 гг. Вологодская губ., Сольвычегодский уезд Женский свадебный наряд 1870 г. Вологодская губ., Сольвычегодский уезд Женский свадебный наряд 1920-е гг. Пензенская губ., Керенский уезд, с. Вяземка Женский свадебный наряд конец 19-начало 20 в. Вятская губ., Малмыжский уезд Женский свадебный наряд начало 20 в. Курская губ., Суджанский уезд

Мужские свадебные наряды Вологодской, Воронежской, Вятской, Пензенской и Курской губерний конца 19- середины 20 вв.

Мужской свадебный наряд начало 20 в. Вятская губ., Котельнический уезд Мужской свадебный наряд начало 20 в. Рязанская губ., Сапожковскии уезд Мужской свадебный наряд начало 20 в. Воронежская губ., Бирюченский уезд Женский свадебный наряд начало 20 в. Воронежская губ., Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка Свадебный наряд начало XX в. Курская губерния, Суджанский уезд

Такой костюм, который венчал головной убор, который назывался сорока, сохранялся в Воронежской области, как свадебный наряд, до 1950-х годов.

Важным элементом женского свадебного костюма являлся головной убор. Когда девушка выходила замуж, менялся и её головной убор, как и причёска. До свадьбы девушка носила одну косу и девичьи головные уборы – разнообразные венцы, повязки и обручи, которые оставляли макушку головы открытой. Причём и в этом случае форма и орнамент этих украшений были уникальными чуть ли не для каждого села, как и украшение их дополнительными деталями в виде шариков из белого гусиного или лебяжьего пуха, которые назывались «пушками», яркими селезнёвыми пёрышками – «кудрями», цветами, золотым шитьём и самоцветными каменьями.

Девичий головной убор. Русский Север. 18 в. Девичий головной убор. Русский Север. 18 в. Девичий головной убор с «пушками» Девичий головной убор. Русский Север. 18 в. Девичий головной убор. Русский Север. 18 в.

После свадьбы и девичья прическа и головной убор менялись на женские. Коса расплеталась и волосы заплетались в две косы, которые укладывались вокруг головы и убирались под закрытые головные уборы. Их тоже было несколько, самыми распространёнными из них являлись кокошники, повойники, кики, сороки.

Первый из них – кокошник – самый, пожалуй, известный в мире. Он является символом русского национального костюма. Действительно, он использовался как праздничный головной убор, вплоть до конца 19 века, а в некоторых сёлах его одевали невесты ещё в 20-е годы 20 века. Кокошник представляет собой головной убор в виде опахала, округлого щита вокруг головы или гребеня из простёганного или проклеенного холста или толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к небольшой простёганной шапочке (волосник) из шёлка, атласа, бархата, парчи, позумента или кумача. Сверху кокошник украшали орнаментом, искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом, золотыми нитями, фольгой, стеклом, у богатых — драгоценными камнями.

Однорогий кокошник. Коллекция Бруклинского Музея Однорогий кокошник. Владимирская губ. 18 в. Однорогий кокошник. Владимирская губ. 18 в. Однорогий кокошник. Костромская губ. 18 в. Однорогий кокошник. Псковская губ. 18 в.

Существовало несколько видов и форм кокошников: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный. Были кокошники в виде циллиндрической шапки с конусообразным дном, с плоским овальным верхом, выступом надо лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твёрдым прямоугольным подзатыльником. Позатылник – это ткань на твёрдой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке, а, соответственно, налобник – расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски.

Кокошник. Курская губ. 18 в. Кокошник. Псковская губ. 18 в. Кокошник. Олонецкая губ. 18 в. Кокошник. Коллекция Бруклинского Музея Кокошник. Коллекция Бруклинского Музея

Поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус. Его закалывали под подбородком или свободно отпускали на плечи.

К сожалению, учёным-этнографам достоверно неизвестно ни происхождение кокошника, ни его сакральное значение. Впервые само название «кокошник» встречается в документах 16 века, а само слово якобы происходит от древнеславянского слова «кокош», означающего курицу-наседку или петуха. Тем не менее, уже в погребениях Новгорода, относящихся к 10-11 веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей. Кроме того, кокошниками такого рода головные уборы называли лишь в нескольких губерниях России. В других русских землях у схожих с кокошниками головных уборов были другие названия: «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «сорока» или, например, «кокуй».

Кокошник-шишак. Неизвестный художник Портрет Торжковской купчихи Кокошник. Коллекция Бруклинского Музея Кокошник. Коллекция Бруклинского Музея Кокошник. Коллекция Бруклинского Музея Кокошник. Коллекция Бруклинского Музея

Да и сомнительно, что такой древний предмет мог произойти просто от сходства с гребнем петуха и быть просто головным убором. А тот факт, что он очень древний, не вызывает никакого сомнения, потому что кокошник, в частности, и славянские женские головные уборы можно найти в древней древности у разных народов – от древних иберов Иберийского полуострова (ныне Испания и Португалия), этрусков, скифов, греков и римлян, до средневековых королев.

http://clubs.ya.ru/4611686018427462728/replies.xml?item_no=204

Серия сообщений "Головной убор":
Часть 1 - Русский народный свадебный костюм.
Часть 2 - Русские головные уборы: какими они были? Женщины.
...
Часть 13 - Русские девичьи головные уборы в живописи.
Часть 14 - Головные уборы из Рязанского музея.
Часть 15 - Русский народный костюм.
Часть 16 - Женские ювелирные головные уборы XI - XIII вв. от Олега Федорова.
Часть 17 - По одёжке встречают. Женский национальный костюм.
...
Часть 26 - Особенности русского народного костюма.
Часть 27 - Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова.
Часть 28 - Женские головные уборы из русского народного костюма.

Серия сообщений "Свадебный костюм":
Часть 1 - Русский народный свадебный костюм.
Часть 2 - Мужская рубаха.
...
Часть 11 - Русский свадебный обряд.
Часть 12 - Русский народный свадебный костюм. Рисунки для вышивания и вязания.
Часть 13 - Русский народный костюм.

Серия сообщений "Мужской костюм":
Часть 1 - Русские головные уборы: какими они были? Мужчины.
Часть 2 - Как мода пришла в Россию.
...
Часть 11 - Мундиры русских войск - Киль Лев Иванович 1815 год.
Часть 12 - Русский народный свадебный костюм. Рисунки для вышивания и вязания.
Часть 13 - Русский народный костюм.
Часть 14 - КРЕСТЬЯНСКИЙ КОСТЮМ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ.
Часть 15 - Мужской костюм древней Руси.
...
Часть 19 - Русские придворные платья. Часть I.
Часть 20 - Русские придворные платья. Часть II.
Часть 21 - РУССКИЙ КОСТЮМ В XVIII ВЕКЕ.
Рубрики:  Это интересно/русский костюмы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку