-Рубрики

 -Метки

(караваджо. (русский ...» 1610) =притча art beautiful beautiful poppies big talant of o. nechaeva books brushes c. evora codes for colors collages the beautiful computer generated frames depressio enjoy globe google search health hendrik his life how to choose how to paint how to.... how to..... how true.... if only...... imagination kaemmerer/ lessons look love in music and poetry love to draw mk. bird in winter mk. iris music musik nature on a verge...par t2 on a verge...part 3 on a vrge... painting mk pastel pencil picasso pictures pictures and etc... pleasure to see poetry poppies are beautiful primer something to look at.... sur sur from shemyakin svyatoslav rerich swiss in warm colors the best of vaenga to draw and color turqoise vrubel w. pogany watercolor «неведомые ЖЗЛ библейский сюжет. а.с. пушкин. блог блоги вирусы гениального дебошира диета дневник дня) драгоценные живопись/frederick жизни игрока. италия камней караваджо карибского комментарии льняное материнском музей под водой ожирения= подводный музей скульптур в мексике пособия проверяем путешествие сайты свойства скульптуры упражнения утяшева учебник хронология часть шкатулки

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Too_Curious

 -Подписка по e-mail

 


А.Е.Яковлев

Пятница, 08 Ноября 2019 г. 06:08 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Портреты современников. Александр Евгеньевич Яковлев (1887 — 1938)

Bo4kaMeda



Фалилеев Вадим Дмитриевич (1879–1950)
Портрет художника А. Е. Яковлева 1922
Бумага, смешанная техника
34,3 х 30,6 см
Частное собрание

В Париже «в 1925–26 у всех на устах было одно русское имя — Яковлев: «Слыхали, Саша-то Яковлев, черный круиз «Ситроена», 300 этюдов, а какая выставка! Уже 100 000 франков огреб, все раскупили. А какой альбом ему отлудили, видел? Больше тыщи экземпляров тираж… И орден ему дали, орден этого, как его, Почетного Легиона, лежьен донер, ну, этот, который всем пройдохам дают…»

Александр Евгеньевич Яковлев, Саша Яковлев, а для тех, кто с ним был поближе знаком (таких было мильон), для тех просто Саша-Яша: его уже и в Питере так звали, до большевиков, да и здесь позже, в Париже, кто не знал этого вездесущего Яковлева? Он во время слинял из Питера, куда-то в Китай и в Японию, а потом вдруг объявился в Париже со своими китайскими-японскими этюдами и уж тут-то попер, попер — не угонишься… А уж теперь-то, после африканского автопробега, и вовсе, такой успех…»




Александр Евгеньевич Яковлев (1887 — 1938)
Автопортрет. Этюд головы. 1912


Вот как об этом успехе вспоминала оказавшаяся в ту пору в Париже лихая художница-мирискусница, в ту пору еще не академик, Анна Остроумова-Лебедева:

«Александр Евгеньевич Яковлев имел тогда огромный успех. Самый большой успех из всех художников Парижа. Во время его выставки не было ни одного периодического журнала или газеты, где бы не были помещены статьи и снимки с его произведений… Я была на выставке на второй день открытия и из его многочисленных картин и этюдов, не менее двухсот пятидесяти, все, кроме двух, были проданы. Такой ошеломляющий успех они имели…»

Продолжение статьи ЗДЕСЬ



Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938)


Александр родился 13 июня 1887 в семье морского офицера. Уже во время учёбы в реальном училище, куда он поступил в четвёртый класс в 1900 г., отличался своими художественными способностями и хорошей успеваемостью. В развитии его природного дарования немалую роль сыграл школьный учитель рисования в гимназии Мая Николай Фёдорович Лоренц.

Александр окончил школу в 1904 г. со средним баллом 4,1 и вполне естественно, что его дальнейшая учёба проходила в стенах Академии художеств, из которой Александр был выпущен в 1913 году со званием художника первого класса.



Яковлев Александр Евгеньевич (1887 — 1938)
Портрет Василия Шухаева в его студии 1928
Холст, масло
131 x 97


Ещё когда он был студентом в мастерской Д. Н. Кардовского, его работы стали демонстрироваться на различных выставках. В 1911 молодой художник был принят в «Союз русских художников», а с 1913 А. Е. Яковлев — член знаменитого объединения «Мир искусства». В академические годы завязалась тесная дружба и творческое сотрудничество А. Е. Яковлева с В. И. Шухаевым; современники в шутку называли их художниками-близнецами.

Миновав в ученический период кратковременное увлечение импрессионизмом, Александр Яковлев обратился за вдохновением к классическому искусству. Академия поощрила талантливого юношу пенсионерскими поездками в Италию и Испанию в 1913–1915 гг.



Автопортреты (Арлекин и Пьеро) 1914
Шухаев Василий Иванович 1887 – 1973
Яковлев Александр Евгеньевич 1887 – 1938
Холст, масло
210 x 142 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Наряду с огромным количеством натурных этюдов художник выполнил в Италии свой автопортрет в образе Арлекина, который стал частью двойного автопортрета В. Шухаева и А. Яковлева. Эту картину художники считали одной из самых серьезных своих работ. Александр Яковлев изобразил себя в театральном гриме и ярком костюме, придуманном художником Н. Н. Сапуновым. Театральности портрета как нельзя лучше соответствуют средства из арсенала старого искусства: точный рисунок, почти скульптурная лепка формы, локальный цвет, некоторый примитивизм, идущий от русского лубка.



Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938)
Скрипач 1915
201 × 69 см
Масло, Холст
Государственный Русский музей, С. Петербург


Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения или искусству примитива заметны и в других произведениях художника, например в картине "Скрипач" (1915). Эту и некоторые работы, созданные в Италии, Александр Яковлев показал на выставке "Мира искусства" по возвращении в Петроград в 1915 г. Они вызвали шквал самых разнообразных оценок. Совет АХ, в частности, не принял живописные работы художника.

Во второй половине 1910-х гг. Александр Яковлев занимался портретной живописью и рисунком, достигнув больших успехов в технике сангины. К числу наиболее значительных произведений этого времени относятся "Портрет Казарозы (жены художника)" (1916) и "Автопортрет" (1917), графические портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова.

Одновременно художник попробовал себя в монументально-декоративном искусстве. Совместно с В. И. Шухаевым он расписал плафон в особняке Фирсановых в Москве; вместе с Б. Д. Григорьевым и С. Ю. Судейкиным оформлял артистическое кабаре "Привал комедиантов" в Петрограде.

Занимался Александр Яковлев и педагогической работой: преподавал на женских архитектурных курсах, а также в Новой художественной мастерской и Институте истории искусств. В 1917 г. наряду с Кардовским, Шухаевым и Радловым был инициатором создания "Цеха живописцев святого Луки".

Летом 1917 г. Александр Яковлев как пенсионер АХ отправился в Монголию, Китай и Японию. Путешествие заняло два года и привело к появлению серии работ о Японии и Китае. Впоследствии художник поселился в Париже, и его дальнейшая жизнь проходила за границей.



Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938)
Автопортрет 1917
86 × 98 см
Масло, Дерево
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Александр Яковлева всегда привлекала экзотика. В 1924-25 гг. он принимал участие в экспедиции в Северную и Центральную Африку, организованной фирмой "Ситроен". Привезенные из поездки 400 картин и рисунков принесли Александру Яковлеву огромный успех.

Есть закон, по которому Лувр никогда не приобретает картины здравствующих художников. Всего дважды было сделано исключение из этого закона, в частности, Лувр приобрел картины А. Е. Яковлева. В 1926 г. он был награжден орденом Почетного Легиона. Его имя длительное время украшало четыре стороны Эйфелевой башни.

В 1931-32 гг. художник вновь отправился с экспедицией в страны Востока: посетил Сирию, Иран, Афганистан, Монголию и Китай. И вновь итогом его поездки стала целая серия художественных работ, в основном этнографического характера, но неизменно отмеченных виртуозной техникой рисунка.

В 1920-х гг. работы Александра Яковлева часто экспонировались в Европе и Америке, его искусство пользовалось большим успехом, хотя по-прежнему вызывало противоречивые оценки. Не порывалась и связь художника с Россией: в 1928 г. выставка его произведений прошла в залах АХ.

Александр Яковлев занимался станковой живописью и графикой, монументальным и театрально-декорационным искусством. В 1934 г. Александр Яковлев получил приглашение занять место профессора Академии искусств в Бостоне. До 1938 г. он жил в США.

Умер А. Яковлев 12 мая 1938 г. в парижской больнице, после неудачной операции.



Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938)
Портрет балерины Анны Павловой
холст, масло
Государственная Третьяковская галерея




Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938)
Танцовщица в испанском костюме, возможно, Анна Павлова
171 × 88 см
Уголь, Сангина, Бумага
Частное собрание




Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938)
Портрет Анны Павловой
сангина, бумага
56 x 40 см




Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938)
Александра Дионисиевна Данилова (1903 — 1997) — русская балерина, балетный педагог.




Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938)
Портрет Ирен фон Радлов
(Ирина Рудольфовна Радлова, в девичестве Моор)
Картон, масло
83 х 55
Частная коллекция

О ПОРТРЕТЕ И. Р. РАДЛОВОЙ РАБОТЫ А. Е. ЯКОВЛЕВА читать ЗДЕСЬ



Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938)
«Портрет мексиканского художника Роберто Монтенегро» 1915
Холст, темпера
221 x 112 см
Государственный Русский музей




Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938)
Портрет Артуро Лопес-Уилшоу 1923
(знаменитый чилийский коллекционер)
холст, масло
163 x 111 cm




Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938)
Портрет художника Бориса Григорьева 1920-е
Частная коллекция




Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938)
Портрет Бориса Григорьева 1922
Бумага, сангина
45,8 x 37,4




Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938)
Портрет Жоржа-Мари Хаардта (Georges-Marie Haardt) (1884–1932)
(правая рука А. Ситроена, его ближайший помощник, глава отдела продаж)
39 х 29 см




Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938)
Портрет Мориса Пено (руководитель команды механиков Китая) 1931
Portrait de Maurice Penaud 1931
пастель. уголь, бумага
54 х 77




Епископ Банги
Бумага, сангина, пастель
75 х 56
Частная коллекция




Портрет джентльмена 1934
пастель, сангина, бумага, картон
71 х 54 см




Анита Лопес в форме разведчицы 1934
Бумага, смешанная техника
170 х 79




Шаляпин, Фёдор Иванович (1873 1938) в роли Дон Кихота 1916
опера Дон Кихот Ж. Масснэ




Портрет Ф. И. Шаляпина 1917


С Александром Евгеньевичем Яковлевым Шаляпин познакомился в 1916 году. Результатом общения с великим певцом стал замечательный графический портрет, написанный Яковлевым в античной манере.

Художник изобразил Шаляпина обнаженным, — сильным и красивым, в артистической позе. У ног — маска и лира, рядом с певцом две обезьяны — символы искусства лицедейства. Одна из них смотрит на Шаляпина, другая — в точности копирует его жест. Изображая обнаженного Шаляпина, сидящего среди прибрежных скал и как бы дирижирующего «музыкой моря», художник любовался его человеческой красотой, заключенной в гармоничности духовного и физического развития.

На заднем фоне видна обнаженная фигура странника, также написанная с Шаляпина.

Символика картины оказалась пророческой — последние шестнадцать лет жизни певец провел на чужбине.





Уже в эмиграции Федор Иванович, дороживший портретом и беспокоившийся
о его судьбе, писал в Москву дочери Ирине: "Напиши мне, Арина, знаешь ли ты, где находится... портрет "Голый с обезьянами" работы художника Яковлева. Если это у Советов, может быть, можно приобрести через Внешторг?" Приобрести через Внешторг не удалось, картина осталась в России. Но между оригиналом и портретом, безусловно, существовала глубокая связь — по преданию, в день смерти Шаляпина на яковлевском портрете без всякой видимой причины образовалась трещина...




Арлекин 1922
сангина, уголь, бумага, холст
180 х 95 см




Портрет Портрет Саломеи Андрониковой 1922
Бумага, сангина
95,5 х 62,5




Слева: Портрет Саломеи Андрониковой и Ашени Меликовой (Три женщины), Париж
Справа: Эскиз А. Яковлева к Портрету «Три женщины». Саломея Николаевна Андроникова (слева) и Ашени Меликова, Париж, 1922 г.
Приобртен Н. Д. Лобановым в мае 2004 г. на аукционе «Сотбис»
и передан им в дар Музею Марины Цветаевой 24.02.2005 г.




Портрет художника Василия Шухаева (1887-1973), конец 1910-х годов
32.2 х 43 см
Частное собрание




Портрет Сергея Прокофьева 1928
сангина, бумага
55,9 x 40,6 см




Портрет Николая Эрнестовича Радлова 1912




Portait de Joseph Hackin (1886 – 1941) 1932
(французский археолог)
Musées de l'État, Luxembourg




Портрет Виктора Поинта, руководителя группы Китая во время экспедиции в Центральную Азию (желтый круиз) в 1931 - 1932 годах
Portrait du lieutenant de vaisseau Victor Point, chef du groupe Chine lors de l'expédition Centre-Asie (Croisière Jaune) en 1931 - 1932



kmay.ru

.
Рубрики:  Art
My admiration

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку