26 февраля 1802 года родился Виктор Гюго, французский писатель-романтик. Автор произведений: «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеётся», «Последний день приговорённого к смерти», «Труженики моря».
Мастер слова Виктор Гюго посвятил Парижу одно из самых известных своих произведений - роман «Собор парижской Богоматери». Описанию улочек Парижа, домов, скульптур, посвящается большая часть романа. «Париж с высоты птичьего полёта», «Гревская площадь». Гюго описывал город до мелочей, не упуская ни единой детали.
Роман сыграл для собора не последнюю роль. Оказалось, что книга спасла жизнь грандиозному сооружению.
Роман был написан Гюго с целью вывести в качестве главного героя готический собор Парижа, который в то время собирались снести, либо модернизировать. И в 1831 году Виктор Гюго опубликовал его, написав в предисловии: «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Вслед за выходом романа во Франции, а затем во всей Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников.
Так роман заставил общественность обратить внимание на состояние собора. В итоге здание было восстановлено архитектором Эженом Виолле-ле-Дюк. Проделанную работу он описал в своей энциклопедии по архитектуре.
В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.
«На башне спорили химеры : которая из них урод?...» Мандельштам. Химеры - гротескные, уродливые существа, олицетворяющие человеческие грехи, силы зла
Средневековые люди были причастны двум жизням – официальной и карнавальной, двум аспектам мира – благоговейно-серьезному и потешному, шутовскому. Эти два аспекта сосуществовали в их сознании. В очень яркой и наглядной форме это отражалось на страницах рукописей XIII и XIV веков, например, рукописных сборников житий святых. Здесь в пределах одной страницы совмещаются благоговейно-строгие иллюстрации к житийному тексту с целым рядом свободных, то есть не связанных с текстом, изображений химер (причудливых сочетаний человеческих, животных и растительных форм)
Гаргульи – водосток на крыше в виде причудливых гротескных фигур, демонических существ
Гаргульи
Слово «гаргулья» происходит от старофранцузского gargouille - глотка, и своим звучанием имитирует булькающий звук, возникающий при полоскании горла. Первые гаргульи еще XII-XV в. устанавливались около водостоков, в качестве направляющей для воды. Совмещалось полезное, красивое и тайное. В XVIII-XIX веках большинство гаргулий уже заменили свинцовыми водосточными трубами. Утратив полезную функцию, гаргульи превратились просто в элемент декора зданий.
Химер Собора Парижской Богоматери можно увидеть, если подняться на галерею химер,которая появилась только в XIX веке.
Значительная часть витражей Собора выполнена в середине XIX века. Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков.
Виктор Гюго