-Рубрики

 -Цитатник

Знаки судьбы, Будда и американская мечта: Как травма руки спасла от страшного решения японского гравера Киёси Сайто - (0)

Знаки судьбы, Будда и американская мечта: Как травма руки спасла от страшного решения японского грав...

Ольга Григорьевна Светличная 7 июня 1915 - 5 марта 1997 - (0)

Ольга Григорьевна Светличная 7 июня 1915 - 5 марта 1997 ...

ДЖУЗЕППЕ ДЕ САНКТИС (GIUSEPPE DE SANCTIS), 1858-1924 ГГ.ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК - (0)

Джузеппе Де Санктис (Giuseppe De Sanctis), 1858-1924 гг.Итальянский художник ...

Александр Александрович Киселёв (1838—1911). - (0)

Александр Александрович Киселёв (1838—1911). ...

Нора Нильсон Грей (Norah Neilson Gray),1882-1931 гг.Шотландская художница - (0)

Нора Нильсон Грей (Norah Neilson Gray),1882-1931 гг.Шотландская художница Младший брат ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MatyldaBelaya

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 52) Старое_фото Неизвестная_Планета Вопросы_Батюшке про_искусство Рецепты_домохозяек Ответ_на_вопрос Барахолка_лирушника Live_Memory Необычные_памятники Читальный_зал Дом_Кукол Восток-Запад-Север-Юг Аудиокниги _В_И_Н_Т_А_Ж_ Ветеринарный_кабинет КУЛИНАРНАЯ_ПАЛИТРА Царство_Кулинарии Это_волшебное_ПЛАТЬЕ Радуга_женственности Вяжем_спицами_и_крючком ХоЧуНиМаГУ История_и_культура Усы_лапы_и_хвост ОСЕНЬ_и_ЗИМА Интерьер Кошколюбам Комиссар_Рекс Книжный_БУМ _Италия_ культ_кино A_Propos Al_America Andrey_Tarkovskiy Art_Deco_style Camelot_Club Decor_Rospis Geo_club Прогулки_по_планете Котомания Make_up Pour_l_amour_de_l_art master-klass Я_-_МАСТЕРИЦА ИСКУССТВОбезГРАНИЦ Моя_кулинарная_книга Сообщество_Творческих_Людей Искусство_звука Болталка_в_беседке Associates inspired_by_beauty Книга-лучший_друг OSINKA_CLUB
Читатель сообществ (Всего в списке: 15) АРТ_АРТель Мода_и_стиль_с_Сусловым AbhaziaTrip Обитель_Тьмы Delirium_skill eau_de_source Fashion_TIME_JM Холистика Кино-Видео-На-Лиру Дамские_хитрости Wandelhalle This_is_Erotic О_Самом_Интересном _СТРАНА_ЧУДЕС_ kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30742


РУССКАЯ ХУДОЖНИЦА-АВАНГАРДИСТКА ГЕРТА МИХАЙЛОВНА НЕМЕНОВА (1905-1986), ОБЩЕСТВО «КРУГ ХУДОЖНИКОВ»

Понедельник, 20 Ноября 2023 г. 13:14 + в цитатник
Цитата сообщения Слава44 РУССКАЯ ХУДОЖНИЦА-АВАНГАРДИСТКА ГЕРТА МИХАЙЛОВНА НЕМЕНОВА (1905-1986), ОБЩЕСТВО «КРУГ ХУДОЖНИКОВ»

ФОТО Неменова Герта Михайловна (2) (506x700, 108Kb)
Герта Михайловна Неменова (1905-1986). Фотография.

Герта Михайловна Неменова (1905-1986) - русская советская художница, живописец, график, театральный художник. Родилась в Берлине в семье выдающегося ученого М.И. Неменова. В 1922-1927 гг. училась во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе у К.С. Петрова-Водкина и Н.И. Альтмана, в 1930 г. - в парижской «Современной академии» (Academie Moderne) у Фернана Леже. В Париже Неменова сблизилась с Н.С. Гончаровой и М.Ф. Ларионовым, который познакомил ее с Пабло Пикассо и Альбером Марке. В выставках начала участвовать в возрасте 18 лет. Представитель ленинградской школы живописи, член общества «Круг художников». В 1936 г. начала работать в графике и создала огромное количество рисованных портретов выдающихся деятелей литературы и искусства. Умерла в Ленинграде в возрасте 81 года.



ФОТО Неменова Герта Михайловна ЭРА — копия (372x500, 53Kb)
Герта Михайловна Неменова в молодости.

Герта Михайловна Неменова родилась 16 октября 1905 года в Берлине. Её отцом был известный учёный Михаил Исаевич Неменов (1880-1950), выходец из витебской еврейской купеческой семьи, в 1918 г. основавший в Петрограде Государственный рентгенологический и радиологический институт. Брат-близнец — академик АН Казахской ССР Леонид Михайлович Неменов (1905-1980), физик-атомщик, участвовал в создании первой советской термоядерной бомбы, лауреат Сталинской премии 1953 года. Жила и работала в Ленинграде.
В 1921 г. Неменова закончила 10-ю трудовую школу имени Л.Д. Лентовской на ул, Плуталова, 24. Училась в одном классе с опальным поэтом А.И. Введенским. В 1922-1923 гг. входила в состав «Объединения новых течений в искусстве». Среди сверстников, Герта не затерялась, благодаря своему обаянию и редкой художественной одаренности. В 1923 г. в возрасте 18 лет впервые принимала участие в выставке «Обзор новых течений в искусстве» (1922, Петроград) и «Выставке картин петроградских художников всех направлений. 1919-1923» в залах Академии Художеств, самой эпохальной после Революции, актуализировавшей на ближайшее время авангардные эксперименты.

1920-е конец. Сидящая модель. Бумага, смеш. техника. 18,2 х 13,4 см. (510x700, 119Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Сидящая модель. Конец 1920-х гг.
Бумага, смешанная техника. 18,2 х 13,4 см.

1920-е Соты с медом. Х, м. (700x478, 117Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Соты с мёдом. 1920-е гг. Холст, масло.

1925 Эскиз постимпрессионистской цветочной декорации. Х, м. 39 x 46,5 см. (700x588, 193Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Эскиз постимпрессионистской цветочной декорации. 1925 г.
Холст, масло. 39 x 46,5 см.

1920-е Рекламный плакат сигарет. Картон, смешанная техника, 56 х 40,7 см. ММСИ (511x700, 88Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Рекламный плакат сигарет «Ява». 1920-1930-е гг.
Картон, смешанная техника, 56 х 40,7 см. Московский музей современного искусства,
ул. Петровка, 25.

1920-е Рекламный плакат сигарет Омега. Картон, бумага (тонированная), смешанная техника, коллаж. 49 х 32. ММСИ (455x700, 119Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Рекламный плакат сигарет «Омега». 1920-1930-е гг.
Картон, бумага (тонированная), смешанная техника, коллаж. 49 х 32 см.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.

1920-е Этюд к автопортрету. (700x476, 123Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Этюд к автопортрету. 1920-е гг. Холст, масло.

С 1926 по 1929 год Герта Неменова училась во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе в мастерской К.С. Петрова-Водкина, Н.И. Альтмана и А.Е. Карёва.
В 1929 году вступила в члены общества «Круг художников»; участвовала в 3-й выставке общества «Круг художников» в 1929 году. Поддерживала творческие отношения c художниками: Н.Д. Емельяновым, А.И. Русаковым, его женой Т.И. Купервассер, Г.Н. Трауготом и В.П. Яновой.

1929-1930 Портрет Фернана Леже». Двусторонний. Бумага, графитный карандаш (400x525, 68Kb)1929-1930 Портрет Фернана Леже». Двусторонний. Бумага, графитный карандаш, 17,5×13,5 см. (400x525, 77Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Фернана Леже. Париж, 1929-1930 гг. Двусторонний рисунок.
Бумага, графитный карандаш, 17,5 х 13,5 см.

Определяющим событием для творческой жизни художницы было её обучение во Франции. Благодаря высокому положению своего отца в 1929-1930 году, по личной рекомендации А.В. Луначарского, Неменова была направлена на один год для продолжения художественного образования в Париж в сопровождении директора Третьяковской галереи Михаила Петровича Кристи.
В течение пяти месяцев Неменова училась в «Современной академии» (Academie Moderne) у Фернана Леже, бывшего тогда исключительно известным и получила в его мастерской диплом художника рекламного дела. Неменова является единственной ученицей Фернана Леже, работавшей в России.

1929 В Париже. Бумага, графитный карандаш 12 х 14,3 см (700x583, 131Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). В Париже. 1929 г. Бумага, графитный карандаш 12 х 14,3 см.

1929 В Париже. Бумага, тушь, акварель 22,5 х 19,5 см (602x700, 167Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). В Париже. 1929 г. Бумага, тушь, акварель 22,5 х 19,5 см.

1929 Париж. Бум, акв, кар. 22,5 × 18,5 см  (578x700, 206Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Париж. 1929 г. Бумага, акварель, карандаш. 22,5 х 18,5 см.

1930 Чайные розы. (700x437, 138Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Чайные розы. 1930 г.

1930 Люксембургский сад. (этюд) (700x575, 252Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Люксембургский сад. Этюд. 1930 г.

1930 Творог. Х, м. 59,5 х 59,5 см. ММСИ на ПЕтровке, 25 (684x700, 188Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Творог. 1930 г. Холст, масло. 59,5 х 59,5 см.
Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.

1930 Стакан пива. (700x587, 146Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Стакан пива. 1930 г.

Только ныне перед нами открывается живописное наследство Неменовой. Картин немного, пейзажи, портреты, натюрморты. Они превосходны по цвету, по колориту... Какое нежное лицо, какие живые глаза в портрете девушки. Уголок, очевидно, Парижа, мансарды, подвыпившая женщина - «Стакан пива», ее ослабевшие губы, блуждающие краски лица… Это все не только настроение, пульсирующий свет, это еще ее, Неменовой, рука, ее манера, ее устройство художнического глаза, то, что так дорого в каждом художнике — отдельность. Впервые становится ясно, какой превосходный живописец была Герта Михайловна Неменова.

1930 Сквозь окно. (640x700, 203Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Сквозь окно. 1930 г.

1930 В парикмахерской (603x700, 118Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Сквозь окно. 1930 г.

1930-е Парижские зарисовки. Бум, тушь, цвет. кар-ши. 22,5 х 19 см; 18 х 16 см  (700x473, 75Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Парижские зарисовки. 1930-е гг. Бумага, тушь, цветные карандаши.
22,5 х 19 см; 18 х 16 см.

1930-е В ресторане. Бумага, тушь, перо, акварель, белила, 22,5×19,7 см. (605x700, 170Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). В ресторане. 1930-е Бумага, тушь, перо, акварель, белила.
22,5 х 19,7 см.

1929 Эскиз рекламы сигарет. Бум, смеш. техн, 50,8 х 38,6. ЧС (442x700, 129Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Эскиз рекламы сигарет «Lucky Strike». 1929 г.
Бумага, смешанная техника. 50,8 х 38,6. Частное собрание.

1930 Супрематическая композиция «Лаки страйт». Бумага, коллаж, 53×35 см (в свету). (559x700, 93Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Супрематическая композиция сигареты «Lucky Strike».
1930 г. Бумага, коллаж, 53 х 35 см (в свету).

В Париже произошло сближение Неменовой с представителями русской художественной колонии: А.Н. Бенуа, С.В. Чехониным, а также М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, которые взяли Неменову под свое покровительство. Им она обязана своему знакомству с представителями парижской культурной элиты: Пабло Пикассо и Альбером Марке. Диплом академии Леже дал ей возможность поработать некоторое время в компании автомобильного магната Ситроена. Общение с выдающимися мастерами добавило уверенности Герте. В 1930 году она принимала участие в нескольких выставках: «Осеннего Салона» и “Surindependants” («Сверхнезависимых»), в последней из которых Неменова представила пять живописных холстов. Одна из этих них – «Балерина» (привезенная из Ленинграда) — была особо тепло принята местной публикой. Определённое влияние М. Ларионова на свою живопись последующего времени Г.М. Неменова неоднократно отмечала. Однако, через год Неменова неожиданно вернулась в Россию.

ФОТО Выставка произведений. Каталог выставки, Октябрь-Ноябрь 1993  сост. Ю. Русаков. СПб. Арсис, 1993. 72 стр. (476x700, 87Kb)
Герта Неменова в Париже. 1929-1930 гг.

По другой версии хранитель преданий артистического Санкт-Петербурга, живописец и график Анатолий Павлович Белкин рассказывал: - Была такая замечательная история с живописцем Гертой Михайловной Неменовой — ее даже «старушкой» назвать нельзя — красавица. Видимо, у нее был роман с графиком Рудаковым, который в 29-м году, еще до железного перелома, вывез ее в Париж и сказал:
— Мы пойдем к Пикассо: он только что расстался с балериной Ольгой Хохловой и обожает русских красавиц. Пикассо покажет тебе свои картины, как художнику. Если тебе не понравится — молчи.
Они отправились к Пикассо и тот действительно обалдел: Неменова — прекрасно говорит по-французски, элегантная, художница еще и из Петербурга — здесь все сошлось.
Пабло все демонстрировал Герте Михайловне свои полотна, а она рот прикрывала от зевоты: совершенно чуждое ей искусство. Наконец Пикассо спросил:
— Ну, как вам?
— Ничего вроде, — отозвалась Неменова.
Как она потом вспоминала, дальше последовал кошмар: Рудаков быстро ее вывел на лестницу и отшлепал.
Больше они к Пикассо не ходили. Может, оно и к лучшему: работы Неменовой абсолютно своеобразны - не похожи ни на кого.

1930-е Эскизы театральных костюмов. 3 листа. Бумага, смешанная техника (700x525, 115Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Эскизы театральных костюмов. 3 листа. 1930-е гг. Бумага, смешанная техника.

1936 роман Прево Манон Леско, Обл (2) (414x600, 132Kb)1936 роман Прево Манон Леско (378x600, 58Kb)
Аббат Прево. Манон Леско. Роман. Перевод с французского М.А. Петровского. Под редакцией Б.А. Кржевского. Рисунки Г.М. Неменовой. Гос. изд-во «Художественная лит-ра», Ленинград, 1936 г. Обложка и титульный лист.

1936 Иллюстрация к роману Прево Манон Леско. Бумага, литография. Размер 22 Х 33 см.  (700x525, 74Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Иллюстрации (1-2) к роману Аббата Прево «Манон Леско». 1936 г.
Литография. 22 х 33 см.

1936 Иллюстрация к роману Прево Манон Леско. Бумага, литография. 22 Х 33 см. (700x525, 69Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Иллюстрации (3-4) к роману Аббата Прево «Манон Леско». 1936 г.
Литография. 22 х 33 см.

1936 Иллюстрация к роману Прево Манон Леско. Бумага, литография.  (460x700, 86Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Иллюстрация (5) к роману Аббата Прево
«Манон Леско». 1936 г. Литография. 22 х 33 см.

1930-е Книжная иллюстрация. Бумага, литография. Размер 36 х 27 см. (546x700, 93Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Книжная иллюстрация. 1930-е гг.
Бумага, литография. 36 х 27 см.

1937 женский портрет-3а. Автолитогр. 29,8 × 39 см (700x573, 93Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Женский портрет в синей шапочке. 1937 г. Автолитография. 29,8 х 39 см.

1937 женский портрет-2. Автолитогр.  33,4 × 26 (542x700, 42Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Женский портрет. 1937 г. Автолитография.
33,4 х 26 см.

1937 женский портрет-1. Автолитогр. 42 × 30 (495x700, 41Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Женский портрет. 1937 г. Автолитография.
42 х 30 см.

1937 Портрет неизвестной. Автолитогр. 35,5×26,3 (507x700, 69Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет неизвестной. 1937 г. Автолитография.
35,5 х 26,3 см.

1937 Портрет художника. Х, м. 157 х 90. ГМИ СПб (448x700, 143Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет художника. 1937 г. Холст, масло. 157 х 90 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Творчество
С середины 1920-х годов Г.М. Неменова преимущественно писала маслом; в послевоенный период не выставляла свою живопись и показывала её только друзьям. В творчестве художницы первое место занимал рисунок. Графика, в том числе литографированная, была для неё самостоятельным искусством. Острый творческий почерк Неменовой легко узнаваем по своей несколько резкой графичной выразительности, иногда доходящей до гротеска. Известность пришла к ней помимо ее воли, без персональных выставок, которых никогда не было, без статей, без монографий. Разве что Гоголь, размноженный, пошел гулять по всему миру. Сама она ничего не делала для славы.

1942 Эскиз декорации к спектаклю Слуга двух господ. Карт, гуашь. 28х40. ГМИИ РТ (700x489, 116Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Эскиз декорации к спектаклю Карло Гольдони «Слуга двух господ». 1942 г.
Картон, гуашь. 28 х 40 см. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
1941-1942 Эскиз женского костюма для спектакля в БДТ им.В.И. Качалова Слуга двух господ (407x600, 87Kb)1941-1942 Эскиз мужского костюма для спектакля по пьесе Карло Гольдони Слуга двух господ (392x600, 90Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). 1. Эскиз женского костюма к спектаклю Карло Гольдони «Слуга двух господ». 2. Эскиз мужского костюма для спектакля по пьесе Карло Гольдони Слуга двух господ. 1941-1942 гг. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1945 Портрет Д.Д. Шостаковича. Автолитогр. 32 × 25,8 см (623x700, 105Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975).
1945 г. Литография. 35,5 x 23,8 см. Аукционный дом «Hermitage Fine Art», Монако, 2019 г.

1945 Портрет Дмитрия Шостаковича. (533x700, 65Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
(1906-1975). 1945 г. Автолитография. 32 х 25,8 см.

1945 Портрет Анны Каминской. (700x685, 93Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Анны Каминской, приемной внучки Анны Ахматовой. 1945 г.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1950-1959 Е.В.Хрусталева. Сегодня у нас концерт. Москва, Цыганский театр Ромэн. Б, тушь. 14,1х14,1. ГЦТМ им.Бахрушина (700x697, 117Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Е.В. Хрусталева. Сегодня у нас концерт. Москва, Цыганский театр «Ромэн».
1950-1959 гг. Бумага, тушь. 14,1х14,1 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.

1950-е Артистка Захарова Е. и артист Хованов Т. в спектакле Последняя жертва. Бумага, тушь, белила. Размер 19,5х32 см (700x490, 116Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Артистка Е. Захарова и артист Т. Хованов в спектакле «Последняя жертва».
1950-е гг. Бумага, тушь, белила. 19,5х32 см.

1950-1960-е Портреты актеров. Бумага, тушь, акварель. Размер по паспарту 42,5х34,5 см. (510x700, 84Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портреты актеров. 1950-1960-е гг. Бумага, тушь, акварель.
Размер по паспарту 42,5 х 34,5 см.

1950-е Артист С. Золоторев в спектакле «Цыганка Аза». Театр «Ромен» Бум, уголь. кар. 43×28 см. (466x700, 77Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Артист С. Золоторев в спектакле «Цыганка Аза».
Театр «Ромен». 1950-е гг. Бумага, угольный карандаш. 43 х 28 см.

1950-1960-е е Актриса. Бумага, тушь, акварель. Размер 30х20,5 см. (476x700, 112Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Актриса. 1950-1960-е гг.
Бумага, тушь, акварель. 30 х 20,5 см.

1950-1960-е Флора. Бумага, тушь, акварель. Размер 25,5х19 см. (545x700, 145Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Флора. 1950-1960-е гг. Бумага, тушь, акварель. 25,5 х 19 см.

1950-1960-е Кореянка. Бумага, литография, акварель, 59,2×41,7 см. (486x700, 76Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Кореянка. 1950-1960-е гг. Бумага, литография, акварель.
59,2 х 41,7 см.

1950-е Виолетта Кисс. Циркачка. Бумага, акварель, палочка, 39×30,5 см. (476x700, 54Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Виолетта Кисс. Циркачка. 1950-е гг.
Бумага, акварель. 39 х 30,5 см.

1950-е Артистка Р. Быкова (Нелли в «Униженных и оскорбленных»)Автолитография; 41,5 x 30 см. (525x700, 55Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Артистка Р. Быкова (Нелли в «Униженных и оскорбленных»
Ф.М. Достоевского). 1950-е гг. Автолитография; 41,5 x 30 см.

1950-е Мандельштам Роальд. Бумага, карандаш. 18х14 см. (516x700, 99Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Роальд Мандельштам. 1950-е гг. Бумага, карандаш. 18 х 14 см.
Роальд Чарльзович Мандельштам (1932-1961) - русский поэт, однофамилец О.Э. Мандельштама. Отец —
американский коммунист, приехавший в СССР, был репрессирован в 1936 г., за¬тем жил в ссылке в Средней Азии.

1950-е Портрет актрисы. Бумага, тушь, 30×21 см. (475x700, 80Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет актрисы. 1950-е гг. Бумага, тушь, 30 х 21 см.

1950-е Портрет артистки Ляли Черной. Двусторонняя композиция. 1950-е гг. Тушь, кисть (573x700, 107Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет артистки Ляли Черной (1909-1982).
1950-е гг. Бумага, тушь, кисть.

1950-е Портрет артистки Марии Мамкиной в роли Жанны. Бумага, акварель, 41×29 см. (495x700, 65Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет артистки Марии Мамкиной (1919-1977)
в роли Жанны. 1950-е гг. Бумага, акварель. 41 х 29 см.

1950-е Портрет неизвестной в театральном костюме. Бумага, кисть, акварель, 44,5×28,8 см. (449x700, 70Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет неизвестной в театральном костюме.
1950-е гг. Бумага, кисть, акварель. 44,5 х 28,8 см.

1950-е Актриса Ольга Васильевна Аверичева в роли Ираиды. Спектакль «Любка-Любовь». Бум, акв. 43×30 см (469x700, 66Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Актриса Ольга Васильевна Аверичева (1902-1981)
в роли Ираиды. Спектакль «Любка-Любовь». 1950-е гг. Бумага, акварель. 43 х 30 см.

1950-е Портрет. Бумага, литография. 41х30,5 см. (638x700, 74Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет. 1950-е гг. Литография. 41 х 30,5 см.

В 1930-1940-е гг. Неменова была женой художника Валентина Ивановича Курдова (1905-1989), в то время бывшего учеником Павла Филонова, благодаря ему школу Мастеров аналитического искусства посещала и Герта. Это неспокойное время нашло яркое отражение в будущих мемуарах ее мужа.
В 1932 году Герта вступила в члены Союза художников РСФСР. После возвращения на родину Неменовой стало ясно, что она не могла продолжать то, что делала в Париже и что в советской стране искусство с «французским» акцентом было несвоевременным и даже опасным. Начались повсеместные гонения на художников, которые не укладывались в рамки соцреализма.
В это время прибежищем для «французов» (таких как Тырса, Лебедев, Успенский, Лапшин) была Литографская Экспериментальная графическая Мастерская при Ленинградском Союзе Художников. Неменова в 1936 году стала работать в графике, ее первая серия иллюстраций – к роману аббата Прево «Манон Леско» — была безоговорочно принята к печати, книга вышла в свет массовым тиражом. В 1939 году успех также ей сопутствовал с иллюстрациями к роману Ричарда Олдингтона «Истинный рай».
301355876.0 (406x650, 139Kb)301355876.1 (394x650, 78Kb)
Ричард Олдингтона. Истинный рай. Роман. Пер. с англ. М.Е. Абкиной. Рисунки Г.М. Неменовой. Ленинград, Гос. изд-во «Художественная лит-ра», 1939 г. – 332 с., ил.

1950-1960-е Дворик. Бумага, пастельный карандаш, белила. 15,5×12,5 см (в свету).  (700x553, 216Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Дворик. 1950-1960-е гг. Бумага, пастельный карандаш, белила. 15,5 х 12,5 см.

1950-е Петербургские мансарды. (568x700, 148Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Петербургские мансарды. 1950-е гг.

1950-е Вид на Большой проспект Петроградской стороны. Бум, акв. (590x700, 139Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Вид на Большой проспект Петроградской стороны.
1950-е гг. Бумага, акварель.

1950-е Пикассо. Бумага, автолитография30 × 18,3 см  (2) (605x700, 87Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Пабло Пикассо (1881-1973). 1950-е гг. Автолитография. 30 х 18,3 см.

1950-е Чарли Чаплин. Литогр.   см59,5х39,5 см (лист). (455x700, 57Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Чарли Чаплин (1889-1977). 1950-е гг.
Литография. 59,5 х 39,5 см. (лист).

1950-1960-е Портрет Фаины Раневской. Бум, акв. 42 х 30. Муз АА в Фонтан доме (508x700, 98Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Фаины Раневской (1896-1984). 1950-1960-е гг.
Бумага, акварель. 42 х 30 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1955 Цирк. Бумага, акварель, литография29,5 × 21,3 см  (508x700, 114Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Цирк. 1955 гг. Бумага, литография, акварель. 29,5 х 21,3 см.

1960-е Клоун-мим Л. Енгибаров. Цирк. Литография. Размер 35х55 см. (2) (366x600, 79Kb)1960-е Клоун-мим Л. Енгибаров. Цирк. Литография. Размер 35х55 см. (450x600, 83Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). 1-2. Клоун-мим Леонид Енгибаров (1935-1972). Цирк. 1960-е гг. Литография. 35 х 55 см.

1960-е Портрет клоуна Л. Г. Енгибарова. Бумага, литография. Размер 44х33 см. (490x700, 68Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет клоуна Л.Г. Енгибарова. 1960-е гг.
Литография. 44 х 33 см.

1960-е Воздушная гимнастка. Бумага, тушь, акварель. Размер по раме 36,5х39 см. (700x577, 104Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Воздушная гимнастка. 1960-е гг. Бумага, тушь, акварель.
Размер по раме 36,5 х 39 см.

1960-е Артист цирка. Бумага, акварель. Размер по паспарту 50х40 см. (485x700, 81Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Артист цирка. 1960-е гг. Бумага, акварель.
Размер по паспарту 50 х 40 см.

1960 Портрет Родиона Гудзенко. Автолитогр. 43 × 30,8 см  (508x700, 53Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет художника Родиона Гудзенко (1931-1999).
1960 г. Автолитография. 43 х 30,8 см.

1960-е Артистка Юлия Борисова. Бумага, автолитография. 36х27 см (размер листа). (506x700, 48Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Артистка Юлия Борисова (1925-2023). 1960-е гг.
Автолитография. 36 х 27 см (размер листа).

1960-е Военнослужащий. Бум, акв. 30,5х21,5. (422x700, 50Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Военнослужащий. 1960-е гг. Бумага, акварель. 30,5 х 21,5 см.

В 1941 году в начале Великой Отечественной войны Неменовой и ее маленькому сыну – Саше Курдову удалось эвакуироваться из блокадного Ленинграда в Казань. Работала художником-оформителем в Казанском драматическом театре. Оформила две постановки по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ» и по пьесе А.Н. Островского «Горячее сердце» совместно со знаменитым «бубнововалетцем» Александром Осмеркиным. В 1944 г. вернулась в Ленинград.

1958 Николай Гоголь. Автолитография. (505x700, 69Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Николай Гоголь. 1958 г. Литография. 44,8х32 см. (лист);
22,8х18,7 см. (р.и.). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1960-е Портрет Н.В. Гоголя. Автолитогр. 44 × 31,6 см. Музей ФМД, СПб  (494x700, 58Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Н.В. Гоголь. 1960-е гг. Автолитография. 44,5 х 31,6 см.
Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург.

1960 Портрет Фернана Леже. Бумага, литография. 40х30 см (размер листа). (531x700, 78Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Фернана Леже (1881-1955). 1960 г.
Литография. 40 х 30 см. (размер листа).

1930-е Портрет Казимира Малевича (Восточно-Казахстанский музей) (579x700, 79Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Казимира Малевича. 1960-е гг. Автолитография.
44,9х37 см. (лист); 35х27 см. (р.и.). Музей «Царскосельская коллекция», Санкт-Петербург, г. Пушкин.
Второй вариант портрета Малевича нарисован в 1985 году и находится в Музее Анны Ахматовой в СПб.

1960-е нач. Портрет Микеланджело Антониони. Бумага, автолитография. 42х30 см (лист). (519x700, 45Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет кинорежиссера Микеланджело Антониони (1912-2007).
Начало 1960-х гг. Автолитография. 42 х 30 см. (лист).

1960-е Портрет искусствоведа Льва Мочалова. (498x700, 76Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет искусствоведа Льва Всеволодовича Мочалова
(1928-2019). 1960-е гг.

1960-е Портрет артиста. Бумага, тушь, акварель. Размер 15х18,5 см. (584x700, 90Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет артиста. 1960-е гг. Бумага, тушь, акварель. 15 х 18,5 см.

1960-е Портрет Элика Богданова. Автолитография, 36×28 см. (700x685, 92Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет художника Элика (Леона) Богданова (1942-1987).
1960-е гг. Автолитография. 36 х 28 см.

1960-е Портрет актрисы Мамкиной. Бум, акв. (477x700, 60Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет актрисы Марии Мамкиной.
1960-е гг. Бумага, акварель.

1960-е Портрет женщины. Бумага, акварель. Размер 42х29,5 см. (512x700, 61Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет женщины. 1960-е гг. Бумага, акварель. 42 х 29,5 см.

1960-е Портрет. Бумага, литография, акварель, 47х30 см (размер листа). (442x700, 79Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет. 1960-е гг. Бумага, литография, акварель.
47 х 30 см. (размер листа)

1960-е Тройной портрет. Бумага, литография, 30х48,7 см. (700x421, 103Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Тройной портрет. 1960-е гг. Литография. 30 х 48,7 см.

1961 Марсель Марсо. Бумага, Бумага, автолитография, 27×19 см. (493x700, 68Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Марсель Марсо. 1950-е гг. Автолитография. 27 х 19 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.

1961 Марсель Марсо. Литогр. 37,5 х 24,5. Вологда КГ (466x700, 78Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Марсель Марсо (1923-2007). 1957-1961 гг.
Литография. 37,5 х 24,5 см. Вологодская областная картинная галерея.

1964 Портрет Марселя Марсо во время гастролей в Ленинграде. Автолитогр. 44 × 31,5 см  (508x700, 54Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Марселя Марсо во время гастролей в Ленинграде.
1964 г. Автолитография. 44 х 31,5 см.

1973 Марсель Марсо. Автолитография лист 42 х 30; изображение 31 х 18Музей Царскосельская коллекция. (609x700, 77Kb)
1 Г.М. Неменова (1905-1986). Марсель Марсо. 1973 г. Автолитография. 42х30 см. (лист);
31х18,3 см. (р.и.). Музей «Царскосельская коллекция», Санкт-Петербург, г. Пушкин.

1973 Марсель Марсо. Автолитография 3. (582x700, 69Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Марсель Марсо. 1973 г. Автолитография.

1962 Автолитография,На об. надпись «Вале Шведовой от Г. Неменовой». 42,5х30,5 см (495x700, 74Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Автопортрет (?). Ленинград, 1962 г. На обороте надпись
«Вале Шведовой от Г. Неменовой». Автолитография. 42,5 х 30,5 см.

После войны Неменовой жилось непросто. Расставшись с Валентином Курдовым, она замкнулась в своем мире переживаний и рефлексий. Все современное ей искусство измерялось по самому высокому ранжиру, – что бы на это сказали Ларионов и Гончарова. И хотя она практически перестала участвовать в выставках и иных заказных программах, Герта всегда была окружена поклонниками — молодыми художниками и поэтами, признававшими за ней первенство во многих суждениях и спорах.
В 1940-е годы Неменова познакомилась с Анной Ахматовой, впоследствии, в период с 1957 по 1965 гг. сделала ряд её портретных зарисовок.

1965 Анна Ахматова. Бумага, литография, 32х44,5 см. Муз АА на Фонтанке (700x504, 68Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Анна Андреевна Ахматова (1890-1966). 1965 г. Литография. 32 х 44,5 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1965 1957-1965 Портрет А.А. Ахматовой. Бумага, литография. 36х27,8 см. (542x700, 62Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Анны Андреевны Ахматовой. 1957-1965 г.
Литография. 36 х 27,8 см.

1965 Анна Ахматова. Бум, кар. 27,9x20,4. Муз АА (516x700, 36Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Анна Ахматова. 1965 г. Бумага, карандаш. 27,9 x 20,4 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1965 Анна Ахматова. Бум, кар. 27,9x20,4. Муз АА (2) (490x700, 63Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Анна Ахматова. 1965 г. Бумага, карандаш. 27,9 x 20,4 см.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1962 Портрет Эдуардо де-Филиппо. Бумага, автолитография, 36х27,5 см (лист). (530x700, 63Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет драматурга и режиссера Эдуардо Де Филиппо
(1900-1984). 1962 г. Автолитография, 36 х 27,5 см. (лист).

1962 Эдуардо де Филиппо. Бум, монотипия. 28х36. (529x700, 52Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Эдуардо Де Филиппо. 1962 г.
Бумага, монотипия. 28 х 36 см.

1966 Портрет Ф.М.Достоевского, Литогр. 51,5х37,2. 29х20 см. ГМИИ им.Пушкина  (490x700, 47Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Ф.М. Достоевского. Первый вариант. 1966 г.
Литография. 51,5х37,2 см. (лист); 29х20 см. (р.и.). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций.

1966 Портрет Ф. Кафки. литография,35,2 х 29,5 см. Муз Маяк 2 (525x700, 71Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Франца Кафки. 1966 г. Литография. 35,2 х 29,5 см.
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва.

1966 Автолитография. О.П.Табаков, М.М.Козаков в спектакле Обыкновенная история, (514x700, 88Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). О.П. Табаков, М.М. Козаков в спектакле Московского театра
«Современник» «Обыкновенная история». 1966 г. Автолитография.

1966 Театр Современник». «Обыкновенная история» (справа – Олег Табаков).Бумага, литография, 41,5х29,5 см  (519x700, 77Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Театр «Современник». «Обыкновенная история»
(справа – Олег Табаков). 1966 г. Литография, 41,5 х 29,5 см.

1967 Летом в саду. Литография, акварель, цветные карандаши, на бумаге. 59,5×41,4 (482x700, 106Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Летом в саду. 1967 г. Литография, акварель,
цветные карандаши. 59,5 × 41,4 см. Частное собрание.

1967 Монотипия. Р.А.Катанский в роли Николая Островского в спектакле Девятая симфония Ю.Я.Принцева (505x700, 127Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Р.А. Катанский в роли Николая Островского в спектакле
«Девятая симфония» Ю.Я. Принцева. 1967 г. Монотипия.

В 1950-1970-е годы Неменова создала ряд графических и литографированных серий: городские пейзажи; театральная серия; цирковая серия. В 1972-1979 годах сделала ряд литографий (неизданных) к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Наиболее известна серия портретов писателей и артистов: Марсель Пруст, Казимир Малевич, Борис Пастернак, Николай Гоголь, Фёдор Достоевский, Франц Кафка, Александр Блок, Александр Грин, Марсель Марсо и Чарли Чаплин, Дмитрий Шостакович и Борис Тищенко. Делала она портреты и по своим эскизам более раннего времени (Фернан Леже, Михаил Ларионов). Герта рассказывала, как ей удалось познакомиться с Ивом Монта¬ном в 1956 г., рисовать его, когда он давал единствен¬ный концерт в Ленинграде.
В 1960 году в Ленинград приехал Эрик Эсторик, лондонский маршан, владелец одного из лучших собраний итальянских футуристов. Восхищенный качеством и своеобразием листов ленинградских графиков, в следующем году он устроил показ коллекции в своей Grosvenor Gallery в Лондоне, а позднее и в Нью-Йорке. На афише, а также в рецензии респектабельной «Таймс» был напечатан неменовский «Гоголь». С выставки этот же портрет был закуплен в МОМА (Музей Современного Искусства в Нью-Йорке).

1968 Федор Достоевский. Автолитография  62 х 47 см (2) (543x700, 81Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Федор Достоевский. Второй вариант. 1968 г.
Автолитография. 62 х 47 см.

1969 Портрет Достоевского. Бумага, литография. Размер 62 х 47 см. СПб театр музей (527x700, 56Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Достоевского. Третий вариант. 1969 г.
Литография. 62 х 47 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.

1968 Чарли Чаплин. 623х470. 530х316 мм. ГМИИ им.Пушкина (514x700, 60Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Чарли Чаплин. 1968 г. Литография. 62,3х47 см. (лист);
53х31,6 см. (р.и.). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1968 Портрет скульптора Ж. Бровиной, жены художника В. Левитина. Эскиз литогр. 36х30,5 см.. (2) (485x700, 76Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет скульптора Жанны Бровиной (р.1941),
жены художника Валентина Левитина (р.1931). 1968 г. Эскиз литографии. 36 х 30,5 см.

1970 Портрет А. Блока. Автолитогр. 44,0 x 26,3 Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства (459x700, 56Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Александра Блока (1880-1921). 1970 г.
Автолитография. 44 x 26,3 см. Санкт-Петербургский государственный музей
театрального и музыкального искусства.

1970-е В. Высоцкий Бумага, графитный карандаш 35,2 х 24 см  (2) (484x700, 78Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Владимир Высоцкий (1938-1980). 1970-е гг.
Бумага, графитный карандаш 35,2 х 24 см.

1970-е Даниил Гранин. Литография. Размер листа 44х32 см. (525x700, 79Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Даниил Гранин (1919-2017). 1970-е гг. Литография.
Размер листа 44х32 см.
Даниил Гранин оставил замечательные воспоминания о Герте Неменовой «Париж, Париж»,
опубликованные в журнале «Нева» за 1989 г. № 9.

1970-е Портрет поэта Генриха Сапгира. Автолитография, 30×43 см. (700x456, 92Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет поэта Генриха Сапгира (1928-1999). 1970-е гг. Автолитография. 30 х 43 см.

1970-е Девушка с серьгой. Бумага, литография. Размер 43х34 см. (549x700, 69Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Девушка с серьгой. 1970-е гг. Литография. 43 х 34 см.

1968 Букет. Автолитогр, акв. 50 х 41,5. (608x700, 197Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Букет. 1968 г. Автолитография, акварель. 50 х 41,5 см.
Частное собрание.

Портретные работы Г.М. Неменовой охватывали значительно более широкий круг: её моделями были знакомые художники, друзья и множество других лиц. Все её натурные портретные рисунки отличались большим сходством.
В 1970-е и 1980-е годы Герта Михайловна Неменова, лишённая былых семейных связей, в меру своих ограниченных возможностей покровительствовала различным «неофициальным» поэтам и художникам, принадлежавшими к т.н. ленинградской альтернативной культуре. Среди них были А. Хвостенко, Л. Богданов, В. Эрль, Е. Михнов-Войтенко, В. Кривулин, К. Кузьминский, Р. Гудзенко, Л. Каценельсон. Молодых художников привлекали к Неменовой её образованность и строгая критика их работы.

1970-е Портрет Михаила Булгакова. Автолитогр. 42 × 29,5 см  (504x700, 69Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Михаила Булгакова (1891-1940). 1970-е гг.
Автолитография. 42 х 29,5 см.

1986 Иллюстрация к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» 3 (700x544, 56Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Иллюстрация к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1). 1972-1986 гг.

1972 Маргарита и Воланд. Автолитогр.62,0х46,8. Пермская ХГ (497x700, 74Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Маргарита и Воланд. Иллюстрация к роману М. Булгакова
«Мастер и Маргарита» (2). 1972-1986 гг. Автолитография. 62 х 46,8 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1972 Мастер и Маргарита. Бумага, литография. 62 х 47,8. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. (529x700, 74Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Иллюстрация к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (3).
1972-1986 гг. Литография. 62 х 47,8 см. Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

1986 Иллюстрация к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» 2 (520x700, 58Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Иллюстрация к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (4).
1972-1986 гг.

1972 Ночью в кабинете финдиректора. Мастер и Маргарита. Бумага, литография. Размер 60х46 см.Музей искусства СРб  XХ-ХХ1 вв (648x700, 176Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Ночью в кабинете финдиректора. Иллюстрация к роману
М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (5). 1972-1986 гг. Литография. 60 х 46 см.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв.
1973 Портрет А.С. Грина. Бумага, автолитография. Размер 50х40 см. (433x520, 75Kb)
1973 Портрет Александра Грина (366x520, 46Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). 1-2. Портрет Александра Грина (1880-1932). 1973 г. Автолитография. 50 х 40 см.

1978 Борис Пастернак. 1977. Литогр. 41,5x30, Музей АА в Фонтан доме (439x610, 60Kb) 1978 Борис Пастернак. Бумага, литография 462х272. 233х135 мм. ГМИИ им.Пушкина (361x610, 51Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). 1. Борис Пастернак. 1977 г. Литография. 41,5x30 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтан доме, СПб. 2. Борис Пастернак. 1978 г. Литография. 46,2х27,2 см. (лист); 23,3х13,5 см. (р.и.). ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

П-т Г.Улановой. На оборотной стороне портрет обнаженной Г.С. Улановой со спины  (441x700, 79Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет Галины Улановой (1910-1998). На оборотной стороне
портрет обнаженной Г.С. Улановой со спины. Бумага, карандаш. 29,5 х 18,8 см.

П-т обнаженной Г.С. Улановой со спины. Бум, кар. 29,5 × 18,8 см (451x700, 61Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет обнаженной Галины Улановой со спины.
Бумага, карандаш. 29,5 х 18,8 см.

1977 Портрет Петра Чейгина. Бумага, карандаш. - 1 л.; 27х19 см. (515x700, 110Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет поэта Петра Чейгина (род.1948). 1977 г.
Бумага, карандаш. 27 х 19 см.

Из воспоминаний Г.М. Неменовой о Париже:
«Мы обедали в маленьком шоферском ресторанчике «Маленький Бенуа» близко от мастерской,— все это было на Монпарнасе. Там же обедали Корбюзье и его кузен Жаннере. Вначале Гончарова и Ларионов брали меня с собой, потом я ходила по их настоянию и сама. У Михаила Федоровича были больные почки. Он заказывал хлеб без соли и тут же ел какую-нибудь особо острую пищу. Иногда происходили гастрономические сюрпризы. «Вот Вы знаете, ведь Вы сейчас ели лягушек»,— сказал Михаил Федорович. Я вяло ответила: «Похоже на тощих цыплят в сухарях». Они мне предложили замечательное медового цвета вино: «Это испанское Порто». Я заказала еще и еше, «Встаньте»,— сказала Гончарова. Встать я не смогла, и мы ждали около получаса»....

Театральные костюмы. Бумага, акварель. Размер листа 29,5х40 см (700x525, 101Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Театральные костюмы. Бумага, акварель. Размер листа 29,5 х 40 см.

Силачи. Театральные костюмы. Бумага, акварель. Размер листа 29,5х40 см (700x525, 90Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Силачи. Театральные костюмы. Бумага, акварель. Размер листа 29,5 х 40 см.

Разговоры. Театральный эскиз. Бумага, тушь. Размер листа 21х30 см (700x525, 142Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Разговоры. Театральный эскиз. Бумага, тушь. Размер листа 21 х 30 см.

Портрет литературного героя. Х, м. 49 х 50 см. Брянский худ-выст. центр (700x620, 181Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет литературного героя. Холст, масло. 49 х 50 см.
Брянский художественно-выставочный центр.

Портрет композитора Б. Тищенко. Автолитогр. Пермская ХГ (470x700, 78Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет композитора Бориса Тищенко (1939-2010).
Автолитография. Пермская государственная художественная галерея.

Клоун Карандаш и собака Клякса 29,8 × 20,5 см  (502x700, 59Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Клоун Карандаш и собака Клякса.
Литография. 29,8 х 20,5 см.

Портрет самурая. Из цикла Театр Кабуки. Автолитогр (475x700, 59Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет самурая. Из цикла «Театр Кабуки».
Автолитография.

Портрет Владимира Эрля. Автолитогр. 42 × 30 см  (511x700, 114Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Портрет поэта Владимира Эрля (1947-2008).
Автолитография. 42 х 30 см.

Лабиринт (496x700, 55Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). Лабиринт.

За кулисами цирка. 1960-е (517x700, 108Kb)
Г.М. Неменова (1905-1986). За кулисами цирка. 1960-е гг.

ФОТО Неменова Герта Михайловна (3) (516x700, 73Kb)
Герта Михайловна Неменова (1905-1986)

Герта Михайловна Неменова скончалась 13 июня 1986 года в своей комнате в коммунальной квартире на Большом проспекте Петроградской стороны Ленинграда. Похоронена на Богословском кладбище.

Произведения Герты Неменовой хранятся в собраниях Музея Современного искусства в Нью-Йорке (МОМА), Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, в других государственных и в частных коллекциях в Англии, Франции, Германии и США.
Ретроспективная посмертная выставка живописи Г.М. Неменовой прошла в музее Анны Ахматовой в 1993 году.

ФОТО Выставка произведений. Каталог выставки, Октябрь-Ноябрь 1993  сост. Ю. Русаков. СПб. Арсис, 1993. 72 с. ил.,  (531x700, 81Kb)
Герта Неменова. Каталог выставки, Октябрь-ноябрь 1993 г. Сост. Ю. Русаков.
Санкт-Петербург, Арсис, 1993 г. - 72 с. ил.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 191-192, 203.

1.Неменова,_Герта_Михайловна - Википедия

2.Записки о художниках – Неменова Герта

3.Анна Каминская, Анна Ахматова и Николай Пунин




Рубрики:  Художницы

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку