-Рубрики

 -Цитатник

Знаки судьбы, Будда и американская мечта: Как травма руки спасла от страшного решения японского гравера Киёси Сайто - (0)

Знаки судьбы, Будда и американская мечта: Как травма руки спасла от страшного решения японского грав...

Ольга Григорьевна Светличная 7 июня 1915 - 5 марта 1997 - (0)

Ольга Григорьевна Светличная 7 июня 1915 - 5 марта 1997 ...

ДЖУЗЕППЕ ДЕ САНКТИС (GIUSEPPE DE SANCTIS), 1858-1924 ГГ.ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК - (0)

Джузеппе Де Санктис (Giuseppe De Sanctis), 1858-1924 гг.Итальянский художник ...

Александр Александрович Киселёв (1838—1911). - (0)

Александр Александрович Киселёв (1838—1911). ...

Нора Нильсон Грей (Norah Neilson Gray),1882-1931 гг.Шотландская художница - (0)

Нора Нильсон Грей (Norah Neilson Gray),1882-1931 гг.Шотландская художница Младший брат ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MatyldaBelaya

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 52) Старое_фото Неизвестная_Планета Вопросы_Батюшке про_искусство Рецепты_домохозяек Ответ_на_вопрос Барахолка_лирушника Live_Memory Необычные_памятники Читальный_зал Дом_Кукол Восток-Запад-Север-Юг Аудиокниги _В_И_Н_Т_А_Ж_ Ветеринарный_кабинет КУЛИНАРНАЯ_ПАЛИТРА Царство_Кулинарии Это_волшебное_ПЛАТЬЕ Радуга_женственности Вяжем_спицами_и_крючком ХоЧуНиМаГУ История_и_культура Усы_лапы_и_хвост ОСЕНЬ_и_ЗИМА Интерьер Кошколюбам Комиссар_Рекс Книжный_БУМ _Италия_ культ_кино A_Propos Al_America Andrey_Tarkovskiy Art_Deco_style Camelot_Club Decor_Rospis Geo_club Прогулки_по_планете Котомания Make_up Pour_l_amour_de_l_art master-klass Я_-_МАСТЕРИЦА ИСКУССТВОбезГРАНИЦ Моя_кулинарная_книга Сообщество_Творческих_Людей Искусство_звука Болталка_в_беседке Associates inspired_by_beauty Книга-лучший_друг OSINKA_CLUB
Читатель сообществ (Всего в списке: 15) АРТ_АРТель Мода_и_стиль_с_Сусловым AbhaziaTrip Обитель_Тьмы Delirium_skill eau_de_source Fashion_TIME_JM Холистика Кино-Видео-На-Лиру Дамские_хитрости Wandelhalle This_is_Erotic О_Самом_Интересном _СТРАНА_ЧУДЕС_ kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30742


Майсенский фарфор - продукция первой в Европе мануфактуры.

Четверг, 26 Января 2023 г. 13:15 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya Майсенский фарфор - продукция первой в Европе мануфактуры.


Август III. 1753. Фарфор

Императрица Елизавета Петровна с арапчонком. 1742—1750

Императрица Елизавета Петровна с арапчонком. 1742—1750

 Майсенский фарфор (нем. Meissener Porzellan) — продукция первой в Европе мануфактуры, долгое время бывшей ведущим предприятием, на котором изготавливали настоящий твёрдый фарфор. С момента основания в 1710 году и до 1863 года майсенский фарфор производили на фабрике Альбрехтсбург (Albrechtsburg), в резиденции саксонских курфюрстов близ города Майсен (Верхняя Саксония), затем на мануфактурной площадке в Мaйсен-Трибишталь, которая используется до настоящего времени. Знаменитая подглазурная марка майсенского фарфора — два скрещённых голубых меча из герба Саксонии.
Замок Альбрехтсбург — место расположения первой фарфоровой мануфактуры (1710—1863)
 
Скрещённые мечи стали символом мануфактуры с 1731 года, когда весь фарфор из Майсена должен был иметь клеймо. Изображение мечей превалировало над клеймом «AR» («Augustus Rex») и «посохом Меркурия». Для выявления товаров не идеального качества на мечи надглазурно наносили поперечные штрихи. Первые маркировки такого типа можно найти на изделиях примерно с 1764 года.

История мануфактуры
В 1918 году в ходе конституционного восстановления государственной собственности после Первой мировой войны предприятие получило название «Мaйсенской государственной фарфоровой мануфактуры» (Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen). В ГДР мануфактура была государственным предприятием. С 26 июня 1991 года она работает под названием «Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen GmbH», и принадлежит Свободному государству Саксония (федеральная земля, имеющая статус Свободного государства в составе Германии). «Ведущий мировой производитель фарфора является одним из самых известных и старейших немецких брендов класса люкс во всём мире»
.
Майсенский фарфор. Сервировка стола
Основание мануфактуры
23 января 1710 года курфюрст саксонский и король польский Август II Сильный публично объявил об основании «Королевской польской и курфюршеской саксонской фарфоровой мануфактуры», которая после создания производственного предприятия в Альбрехтсбурге в Майсене приступила к работе 6 июня 1710 года. В 1806 году мануфактура стала собственностью саксонской казны как «Königlich-Sächsische Porzellan-Manufaktur Meissen» (Королевская саксонская фарфоровая мануфактура Майсен).
Саксонский курфюрст и одновременно польский король Август II Сильный
 
Саксонский курфюрст и одновременно польский король Август II Сильный
Бёттгеровский период. 1708—1719
Немецкий алхимик и «златокузнец» (нем. Goldschmied) Иоганн Фридрих Бёттгер изучал химию в Берлине и весьма неосторожно утверждал, что готов найти философский камень, с помощью которого можно превращать неблагородные металлы в золото. Когда это было доведено до сведения саксонского курфюрста Августа в Дрездене, он в 1704 году заключил Бёттгера под стражу в крепость Кёнигштайн в Саксонской Швейцарии, но все опыты оказались безуспешными.
 
«Крепость Кёнигштайн». С картины художника Бернардо Беллото (1721—1780), 1756—1758.
 
На помощь пришёл граф Вальтер фон Чирнхаус, известный математик, физик, минералог и владелец стекольного завода, который осуществлял собственные работы по созданию искусственного мрамора и фарфора. Ценность изделий из белого полупрозрачного фарфора, привозимых из Китая, была в то время огромной, а секрет производства считался недоступным. Фон Чирнхаус сумел убедить курфюрста, что получить фарфор не менее выгодно, чем золото. Он провёл геологические исследования в Саксонии с целью найти подходящее сырьё. Оказалось, что к полевому шпату и кварцу следует добавить белую глину (вместо китайского каолина), залежи которой имелись близ Дрездена, и которой, как выяснилось, пудрили парики в Дрездене, Париже и далёком Санкт-Петербурге.
Кофейник из красной «каменной массы». Бёттгеровский период. 1710—1713
Чайник для чая, Мейсен, Бёттгеровский период. около 1710 года
Чайник в форме раковины наутилуса, Мейсен, ок. 1710-1720, керамика красного Боттгера
Чайник, Мейсен, около 1710 года, керамика из красного Боттгера 
Беттгерская керамическая фигурка Августа Сильного, ок. 1713
Беттгерская керамическая фигурка Августа Сильного, ок. 1713
Уже в 1705 году фон Чирнхаусу и Бёттгеру удалось получить буро-красный (яшмовый) фарфор в подражание китайским изделиям «чен-лунг» — твёрдую непористую керамику («спёкшегося черепка»), звенящую при постукивании и выдерживающую высокие температуры. Такой фарфор можно было резать, шлифовать и полировать. Декор делали рельефным (отминали в форму) в подражание китайским фазам и чайникам.
 
 
Со временем изделия такого типа получили название «бёттгеровские каменные» (нем. Böttger Steinzeug), позднее глино-каменные, или просто «каменные массы»: штайнгут. Совместив состав массы и глазури, Бёттгер, наконец, раскрыл «китайский секрет». В лабораторном журнале Бёттгера за 15 января 1708 года отмечено, что после двенадцатичасового обжига получены «белые полупрозрачные неглазурованные пластины» — фарфоровый бисквит. После дополнительной проверки с участием комиссии, давшей положительное заключение об открытии, в январе 1710 года в пустующем в замке Альбрехтсбург была заложена первая европейская мануфактура твёрдого фарфора.
Ваза из белого фарфора. 1713—1720

 Ваза,1720 г

Teapot, Circa 1724-25, Walters Art Museum
Чайник, около 1724-25
Горшок для вина в форме персика, ок. 1725
Винный горшок в форме персика, около 1725 года
Teapot, 1718–20, with "Oriental" flowers
Заварочный чайник, 1718-20, с "восточными" цветами
 
Бёттгер руководил мануфактурой до своей смерти в 1719 году (Бёттгер пытался установить тайные связи с Берлином, заговор раскрыли, алхимика бросили в тюрьму, где он скончался, не дождавшись приговора). Первые бёттгеровские изделия несовершенны — масса не такая белая и тонкая, как у китайского фарфора. Декор, — в основном рельефный или гравированный, — в подражание металлическим изделиям. Майсенский фарфор не сразу нашёл собственные художественные возможности. Cо временем появилась роспись розово-фиолетовой краской на основе марганца, а также золотом и серебром «в китайском вкусе». Для такой росписи Бёттгер изготовил особенный «жемчужный люстр». Использовали также орнамент «берен» и гравюры нидерландских художников-орнаменталистов.
Создано: примерно с 1710 по 1715 год
Создано: примерно с 1710 по 1715 год
Создано: около 1710 дата 

Создано: примерно с 1712 по 1715 год

Создано: между 1711 и 1715 годами

Создано: между 1711 и 1720 годами

 
Герольдовский, или живописный, период. 1723—1745
Следующий важный период в истории майсенской мануфактуры связан с деятельностью немецкого живописца, технолога и художника по фарфору Иоганна Грегора Герольда (Johann Gregor Herold, Johann Gregorius Höroldt; 1696—1775). Он прибыл в Майсен в 1720 году с венской фарфоровой фабрики дю Пакье, в 1723 году был назначен придворным художником Августа Сильного, хотя, очевидно, предполагалось, что большую часть своего времени он будет проводить за росписью фарфора. Герольду удалось изготовить из окислов металлов широкую палитру красок: красную, фиолетовую, жёлтую, зелёную, коричневую, голубую. Краски стали обжигать при более низкой температуре (после первого «утильного обжига» нерасписанного изделия), поэтому они не выгорали, а под слоем прозрачной глазури сияли как эмали. Герольд также применял изобретённые Бёттгером «жемчужный» (purplish) и «золотистый» (goldlüster) люстр, главным образом в прорисовке картушей и рокайльных обрамлений. Помимо позолоты и «росписи в резервах» («окошках» белого фона) мастера использовали рельефный и сетчатый (прорезной) декор, который китайцы называли «рисовым зерном». Использовали восточные мотивы: «цветы и птицы», шинуазри, а также «индианские цветы» (indianische Blumen) и «саксонские цветы», «немецкие цветы» (deutschen Blumen), «цветы в разброску» и «луковый узор», или «цвибель декор» (Zwiebelmuster). Наиболее известным мастером был Адам-Фридрих фон Лёвенфинк (1714—1754), работавший на мануфактуре с 1726 года. Второй, герольдовский, период в деятельности мануфактуры получил название «живописного». В этот период майсенские изделия приобрели европейскую славу.
Чаша со сценой европейской гавани, около 1735 года
Бутыль в стиле «какиэмон». Герольдовский период. 1735. Фарфор, роспись. Майсен
Бутыль в стиле «какиэмон». Герольдовский период. 1735
И. Г. Герольд. Бутыль для саке с росписью «в резервах» в подражание Китаю. 1725. Фарфор. Майсен
И. Г. Герольд. Бутыль для саке с росписью «в резервах» в подражание Китаю. 1725. Фарфор. Майсен
Тарелка с драконами. Стиль «какиэмон». 1734
Тарелка с драконами. Стиль «какиэмон». 1734
Кофейник. 1715 –1730
Кофейник. 1715 –1730
Фигурка монаха. Ок. 1715
Фигурка монаха. Ок. 1715
Сервиз. Герольдовский период
Сервиз. Герольдовский период
Часть сервиза для чая и шоколада, около 1725 года, подаренного Витторио Амадео II, королю Сардинии (1666-1732) Августом Сильным, владельцем мейсенской фабрики
 
В это славное время на мануфактуре работали самые выдающиеся скульпторы-модельеры (Modellmeister): Иоганн Готтлиб Кирхнер (1727—1737) и Иоганн Иоахим Кендлер (1733—1753). Они использовали гравюры по рисункам и картинам художников французских стилей регентства и рококо, в частности Антуана Ватто и Франсуа Буше, а также гравюры немецких и нидерландских орнаменталистов, образцы японского фарфора имари и стиля какиэмон. Фигуры итальянского театра Комедии дель арте Кендлер и его помощник Петер Райнике создавали по гравюрам Ф. Жуллена с рисунков Ш.-А. Куапеля, а также по мотивам гравюр Ж. Калло. Кендлер особенно прославился фигурками на аллегорические и мифологические, пасторальные сцены. Его любимые персонажи: дамы и кавалеры, китайцы и китаянки, ремесленники и торговцы, продавцы птиц и волынщики, солдаты и разбойники, и всё это в изящном шутливом стиле. Помощниками Кендлера, помимо П. Райнике, были скульпторы-модельеры И. Ф. Эберлайн и Ф. Э. Майер. Поэтому живописный период в деятельности мануфактуры является также и скульптурным, и апогеем стиля рококо в фарфоре.
Китаянка с детьми. 1750. Фарфор, роспись. Модель П. Райнике. Майсен
Китаянка с детьми. 1750. Фарфор, роспись. Модель П. Райнике. Майсен,Кендлеровский фарфор
Продавец птиц. 1736
Продавец птиц. 1736,Кендлеровский фарфор
Персонажи Комедии дель арте. 1736—1744
Персонажи Комедии дель арте. 1736—1744,Кендлеровский фарфор
Семья Арлекина. 1740—1744
Семья Арлекина. 1740—1744,,Кендлеровский фарфор
Америка. Из серии «Четыре части Света». 1760
Америка. Из серии «Четыре части Света». 1760,Кендлеровский фарфор
Савояр-волынщик. 1741—1745
Савояр-волынщик. 1741—1745,Кендлеровский фарфор
Кавалер, пишущий письмо. Модель И. И. Кендлера. 1740
Кавалер, пишущий письмо. Модель И. И. Кендлера. 1740
Полоскательница. Модель И. Г. Кирхнера
Полоскательница. Модель И. Г. Кирхнера
Настольное украшение (сюрту-де-табль). Ок. 1728
Настольное украшение (сюрту-де-табль). Ок. 1728,Иоганн Готтлиб Кирхнер
Настольный фонтан. 1727—1732
Настольный фонтан. 1727—1732,Иоганн Готтлиб Кирхнер
Болонка. Ок. 1733
Болонка. Ок. 1733,Иоганн Готтлиб Кирхнер
Попугай. 1733
Попугай. 1733,Иоганн Готтлиб Кирхнер

Китайская фигурка с птицей .Дата создания: около 1727 года

Китаец в беседке Создано: около 1735 
 
Период Марколини. 1774—1813
В 1774 году директором мануфактуры был назначен бывший министр саксонского курфюрста Августа Фридриха III граф Камилло Марколини (1736—1814). Изделия этого периода имеют особую марку: к традиционным голубым мечам прибавили звёздочку (ранее, в так называемый «точечный период», в 1763—1774 годах, между мечами ставили точку). В это время в искусстве происходил поворот от рококо к неоклассицизму. В период господства классицистического стиля Майссенской мануфактуре пришлось уступить первенство изделиям Севра и Вены. Наиболее известным скульптором-модельером в этот период был Мишель-Виктор Асье. Росписи изделий «марколиниевского периода» отличаются схематизмом, доминированием силуэтных миниатюр и однотонных «en grisaille». В скульптуре — вместо сверкающих красок — матовый бисквит, ассоциирующийся с мрамором античных статуй. Некоторый подъём майсенская мануфактура испытала в период модерна, но её европейская слава связана с XVIII столетием.

Лоретт, Аннетт и Любин (персонажи моральной сказки, переработанной Жаном-Франсуа Мармонтелем в 1761 г.)

Лоретт, Аннетт и Любин (персонажи моральной сказки, переработанной Жаном-Франсуа Мармонтелем в 1761 г.)

Лоретт, Аннетт и Любин (вариант)

Лоретт, Аннетт и Любин (вариант)

Корзина цветов. М.-В. Асье (?). 1760-е гг.

Корзина цветов. М.-В. Асье (?). 1760-е гг.

Мужчина и женщина с ягнёнком. М.-В. Асье (?). 1760-е гг.

Мужчина и женщина с ягнёнком. М.-В. Асье (?). 1760-е гг.

Охотник с собаками. 1750—1760

Охотник с собаками. 1750—1760

Китайская пара в беседке, Питер Рейнике, Мейсенский фарфоровый завод, ок. 1755-1760

undefined

Слон, несущий попурри,1760,Питер Рейнике

Мейсенская ваза, период Марколони (1774-1814)

Горшочек для приправ, Мейсенская мануфактура, Германия, период К. Марколини, 1774-1814, фарфор с твердой пастой

Канделябр для сервиза Сулковского, Иоганн Иоахим Кандлер, модельер, Мейсенский фарфоровый завод, Мейсен, Германия, 1736 год

Four Elements Porcelain Ewers by Meissen, 18th century.

Фарфоровые кувшины с четырьмя элементами, Мейсен, 18 век.

Осенние и летние фарфоровые урны работы Мейсена, 1880 год.

Осенние и летние фарфоровые урны Мейсена, 1880 год.

Rococo Porcelain 12-Light Chandelier, Circa 1900.

Фарфоровая люстра в стиле рококо с 12 лампами, около 1900 года.

************


 

Серия сообщений "***Фарфор":
Часть 1 - Anna Sattler-Seigerschmidt ... French porcelain
Часть 2 - Аллегория...в фарфоре
...
Часть 26 - Изящный век в фарфоре | Porcelain Capodimonte Lamps (Italy)
Часть 27 - Севрская фарфоровая мануфактура (Manufacture nationale de Sevres)
Часть 28 - Майсенский фарфор - продукция первой в Европе мануфактуры.
Рубрики:  Творчество и ДПИ

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку