-Рубрики

 -Цитатник

Александр Александрович Киселёв (1838—1911). - (0)

Александр Александрович Киселёв (1838—1911). ...

Нора Нильсон Грей (Norah Neilson Gray),1882-1931 гг.Шотландская художница - (0)

Нора Нильсон Грей (Norah Neilson Gray),1882-1931 гг.Шотландская художница Младший брат ...

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830—1897) - (0)

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830—1897) НАЧАЛО: ЗДЕСЬ "Вид на Кремль в ненастную п...

Анна Эйри (Anna Airy), 1882–1964 гг.Английская художница - (0)

Анна Эйри (Anna Airy), 1882–1964 гг.Английская художница Весенняя песня ...

Анджело Асти (Angelo Asti), 1847-1903 гг.Французский художник - (0)

Анджело Асти (Angelo Asti), 1847-1903 гг.Французский художник ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MatyldaBelaya

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 52) Старое_фото Неизвестная_Планета Вопросы_Батюшке про_искусство Рецепты_домохозяек Ответ_на_вопрос Барахолка_лирушника Live_Memory Необычные_памятники Читальный_зал Дом_Кукол Восток-Запад-Север-Юг Аудиокниги _В_И_Н_Т_А_Ж_ Ветеринарный_кабинет КУЛИНАРНАЯ_ПАЛИТРА Царство_Кулинарии Это_волшебное_ПЛАТЬЕ Радуга_женственности Вяжем_спицами_и_крючком ХоЧуНиМаГУ История_и_культура Усы_лапы_и_хвост ОСЕНЬ_и_ЗИМА Интерьер Кошколюбам Комиссар_Рекс Книжный_БУМ _Италия_ культ_кино A_Propos Al_America Andrey_Tarkovskiy Art_Deco_style Camelot_Club Decor_Rospis Geo_club Прогулки_по_планете Котомания Make_up Pour_l_amour_de_l_art master-klass Я_-_МАСТЕРИЦА ИСКУССТВОбезГРАНИЦ Моя_кулинарная_книга Сообщество_Творческих_Людей Искусство_звука Болталка_в_беседке Associates inspired_by_beauty Книга-лучший_друг OSINKA_CLUB
Читатель сообществ (Всего в списке: 15) АРТ_АРТель Мода_и_стиль_с_Сусловым AbhaziaTrip Обитель_Тьмы Delirium_skill eau_de_source Fashion_TIME_JM Холистика Кино-Видео-На-Лиру Дамские_хитрости Wandelhalle This_is_Erotic О_Самом_Интересном _СТРАНА_ЧУДЕС_ kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30739


Она была не просто русской музой Парижа…. Маревна, Мария Воробьева-Стебельская

Пятница, 04 Ноября 2022 г. 16:41 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Она была не просто русской музой Парижа…. Маревна, Мария Воробьева-Стебельская

 

Она была не просто русской музой Парижа…. Маревна, Мария Воробьева-Стебельская была непосредственной участницей времени великих перемен в искусстве. Ей восхищались, с ней дружили, её любили Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Хаим Сутин, Анри Матисс, Диего Ривера. Бесшабашная молодость и обеспеченная старость – этого ли недостаточно, чтобы на склоне лет предаваться ностальгическим воспоминаниям и писать книги о Монпарнасе и его персонажах. Жаль, что только одна из книг Маревны - «Моя жизнь с художниками «Улья»» - была издана в России и то обидно маленьким тиражом.



Сегодня имена многих талантливых людей, оставшихся в истории искусства, которые покинули Россию в начале XX века, забыты. Одна из них - Мария Воробьева-Стебельская (Маревна), на Родине недооцененная. Вспомнили о ней на Родине, пожалуй, только после того, как в 2011 году на выставке ГМИИ им. А. С. Пушкина разгорелась дискуссия по поводу подлинности «Портрета Маревны» кисти Модильяни. Ведущие специалисты мира тогда доказали бесспорность авторства и сегодня этого полотна, который оценивается сегодня на рынке искусства в 9 млн долларов.

Мария Воробьёва-Стебельская родилась в Мариинском Посаде под Чебоксарами. Двойную фамилию объясняют тем, что в возрасте двух лет её фактически удочерил польский дворянин, инженер Бронислав Стебельский. Исходя из того, что в школьном аттестате девочки стояла фамилия Воробьёва, биографы склоняются к тому, что он не был её настоящим отцом. В мемуарах художницы сказано, что Стебельский не мог официально удочерить её, поскольку был католиком. Тем не менее, до 18 лет он был единственным её воспитателем. Из Чебоксар семья переехала в Тифлис, где 15-летняя Мария поступила в художественную школу. Яркая, экспрессивная Грузия с мозаичными стенами христианских храмов впоследствии нашла отражение на полотнах художницы. 

Маревна М. Грузинский танец, 83х65 см, 1913. Доска, масло. Частное собрание.

В 18 лет девушка уехала в Москву и поступила в Строгановское училище, где училась вместе с Осипом Цадкиным. С этого момента биография Марии тесно переплелась с другими ярчайшими именами начала XX века. Так, традиционно для любого выпускника худфака того времени, Воробьёва-Стебельская в 1911 году уехала в Италию знакомиться с работами классиков. Однако мастерами Возрождения и Античности дело не ограничилось. На Капри девушка познакомилась с Максимом Горьким. Именно с его легкой руки художница получила сказочное прозвище Маревна..

Максим Горький наградил её сказочным псевдонимом «Маревна». / Фото: allpainters.ru

Максим Горький наградил её сказочным псевдонимом «Маревна». / Фото: allpainters.ru

В Россию Маревна больше не вернулась. Как ни предостерегал её Горький от поездки в Париж, где уже сложилось яркое, но регулярно пьяное и нищее сообщество гениев от живописи и скульптуры, девушка все же отправилась в столицу Франции. В 1912 году она поселилась на Монпарнасе, мгновенно вписавшись в богемную среду. З

Маревна М. Пейзаж в Провансе, 40х31 см, 1942. Холст, масло. Частное собрание.

Маревна М. Сен-Поль де Ванс, 25х19 см, 1942. Холст, масло. Частное собрание.

Знакомство со скульптором Булаковским обеспечило ей место в Русской академии Марии Васильевой. Кроме того, Маревна посещала занятия в академии Ф.Коларосси и частной академии Игнасио Сулоаги и Сабалета. Вечера художница проводила в обществе художников — на первое время она поселилась в легендарном «Улье», художественной коммуне, объединившей порядка сотни художественных мастерских. Марк Шагал, говорил, что в «Улье» можно было либо умереть, либо уйти оттуда знаменитым. Париж – это начало её невероятных приключений. Маревна ещё и не догадывается, что ей доведётся пережить 2 мировых войны и несчастную любовь.

Портрет Дэвида Ходжа и его подруги.

Яркая, эпатажная Маревна стала постоянной гостьей знаменитой «Ротонды», что расширило её круг знакомств именами первой величины: Осипом Цадкиным, Гийомом Аполлинером, Пабло Пикассо, Марком Шагалом, Жаном Кокто, Сергеем Дягилевым, Анри Матиссом и Амедео Модильяни. Наиболее тесно она дружила с Хаимом Сутиным и Эмилем Леже. В той же «Ротонде» выставлялись её картины, написанные в стиле пуантилизма — рисунок формировали одиночные мозаичные мазки. Выставляться Маревна начала в 1912 году, довольно успешно — её картины покупали и посредники-маршаны и коллекционеры. Художнице покровительствовали писатели Илья Эренбург и Борис Савинков, художник Максимилиан Волошин. В одном из своих писем он так описывал Маревну:

В мужском внимании Маревна никогда не испытывала недостатка. К тому же всё её мужчины были художниками, чьи имена сегодня известны на весь мир: Пикассо, Модильяни, Сутин, Кислинг, Ривера... Позже сама Маревна вспоминала: «Всем своим телом и душой я нетерпеливо и с любопытством ждала встречи с мужчиной, который внушил бы мне доверие и сделал меня женщиной, а не рабой. …Ни в одном из окружающих меня мужчин — и видит Бог, было их немало — я не узнавала «мужчину моей жизни». С кем-то она дружила, с кем-то позволяла себе близкие отношения, и даже страстная любовь была родом с Монпарнаса – пристанища талантов и гениев.

«Это очень чистая, правдивая по природе девушка, но страшно изломанная и измученная и детством, и обстоятельствами жизни, беспризорная, нервная, больная...»

Маревна. Семья (Портрет Марики с кошкой и собаками). 1972  / Фото: arthistoryonline.ru

Маревна. Семья (Портрет Марики с кошкой и собаками). 1972 / Фото: arthistoryonline.ru

Богемная атмосфера Монпарнаса поглотила её полностью. В одном из своих романов она описывала, как накурившийся гашиша Модильяни снял с себя всю одежу и кричал: «Смотрите на великолепный образец Возрождения». Впрочем, и сама Маревна позволяла себя экстравагантные выходки. На вечеринке она могла облачиться в мужской костюм, вымазать лицо чёрной краской, а в кармане брюк прятать банан. Она признавалась, что больше всего боялась показаться ханжой. Как-то на балу в Парижской академии искусств, она стала свидетелем настоящей оргии. От стыда Маревна расплакалась, что страх того, что она может потерять расположение друзей, заставил её остаться.

Маревна. Танец хасидов на празднике Хануки. 1970  / Фото: arthistoryonline.ru

Маревна. Танец хасидов на празднике Хануки. 1970 / Фото: arthistoryonline.ru

Она во всём шла до края – развлекалась без устали и работала до голодных обмороков. Именно Маревна – первая женщина, которая писала картины в стиле кубизма Пикасо. И именно она, вдохновившись пуантилизмом Сёра, создала новый стиль - «дименсионализм», ставший синтезом двух этих техник. И всё же она была в первую очередь женщиной, и её жизнь наполняла череда бесконечных романов, пока она не встретила свою настоящую, ставшую роковой, любовь.

Маревна М. Плакальщицы на желтом, 91,5х73,5 см, 1954. Холст, масло. Частное собрание.

Маревна М. Китайские рабочие, 63х49 см,1944. Бумага, гуашь. Частное собрание.

Волошин и Маревна некоторое время жили вместе, ездили в Биарриц на виллу Михаила Цетлина. Затем их пути разошлись, после поездки в Испанию художница вернулась на Монпарнас. В 1916 году Волошин звал её с собой в Крым, однако от поездки Маревну, по её воспоминаниям, отговорил Пикассо, обещавший сделать из нее великую художницу.

Маревна М. Крестьянка с серпом, 97х78 см, 1952. Бумага, сдублированная на оргалит, гуашь. Частное собрание.В 1917 году произошла судьбоносная встреча с могучим испанцем Диего Риверой, с которым у Маревны случился бурный роман и двухлетний брак.

Мария Брониславовна впервые увидела Риверу весной 1915 года в монпарнасском кафе, где обычно собирались художники. Сидящий за столиком гигант в голубых рабочих штанах, заляпанных краской, не походил на европейца, был грузен, некрасив и напомнил ей сарацина из какой-то давней театральной постановки. Тем более что рядом с ним стояла внушительная резная трость, которой незнакомец начинал размахивать, стоило появиться официанту. Маревна поначалу испугалась, как бы странный тип не раскроил гарсону череп, но нет, он, судя по всему, не собирался никого лупить — просто так развлекался. Как поняла Маревна, «сарацину» нечем было заплатить за кофе и он ждал, пока кто-нибудь из приятелей его выручит. «Это Ривера», — пояснил сопровождавший Марию Илья Эренбург, перехватив ее заинтересованный взгляд.

Маревна с Монпарнаса.Матисс

Маревна уже слышала от друзей это имя: Диего Ривера, мексиканский художник. В «Улье» — знаменитом общежитии художников, где она снимала студию, — его считали очень талантливым и часто обсуждали его работы.Диего Ривера, тот самый мексиканский художник, который сделал знаменитой и несчастной Фриду Кало, оказавшись в Париже, просто не мог пройти мимо очаровательной миниатюрной Маревны. Хотя в то время он был связан узами брака с русской художницей Ангелиной Беловой. Ведь не зря его называли «людоедом» - женщин он покорял безжалостно и страстно.С первого взгляда Маревна почему-то поняла, что между нею и этим великаном с плохим французским определенно существует родство, черт его знает какое, и они будут близки... Наверное, она влюбилась в Риверу практически с первого взгляда. Он и вправду сильно отличался от ее богемных приятелей, словно в стране лилипутов появился великан.

Ангелина Белова — маленькая, худенькая — не говорила, а шептала, не ходила, а кралась как мышка, стараясь быть как можно менее. На фото: портрет Ангелины Беловой работы Диего Риверы заметной

Ривера удивился, узнав, что Мария русская. «А ты что, много их тут встречал?» — поинтересовалась она. Мексиканец неопределенно пожал плечами. Давно ли Маревна в этом оазисе свободного искусства — на Монпарнасе? Несколько лет, попала сюда двадцатилетней девчонкой еще в 1912 году. В Москве немного поучилась в Строгановском училище, потом пару месяцев поболталась по Италии, успела погостить у Горького на Капри, чуть не вышла там замуж за его пасынка Юрия... Ясно, что Диего никогда не слышал об этих персонажах. (К слову, именно Горький придумал Марии такой сказочный псевдоним — Маревна.) В Париж она приехала из-за разлетевшейся по миру легенды, что только здесь можно стать настоящим художником. Да, собственно, и Ривера за тем же сюда явился, он тоже успел немного поучиться в Мехико в Академии Сан-Карлоса.

В первый же вечер знакомства Ривера, разжившись где-то деньгами, пригласил Маревну в кафе и угостил настоящими итальянскими пирожными. Ее сердце и желудок таяли от удовольствия. Как же давно она не ела ничего подобного! Когда добрели до «Улья», Диего достал бутылку вина, налил его в бокал и выдавил туда несколько капель крови, проткнув свой палец булавкой. Потом потребовал руку Маревны. Не моргнув глазом, она позволила уколоть себя и сцедить кровь в тот же бокал. «Для вечности, — кратко пояснил Диего. — Это свяжет нас навек. Индейский обычай». Глядя в глаза друг другу, Маревна и Ривера по очереди выпили из бокала. Торжество момента нарушил некстати заглянувший Максимилиан Волошин. Увидев их возбужденные лица, он посерел от ревности.

Diego Rivera, 1910

Маревна уже давно стала на Монпарнасе королевой, труднее было назвать тех, кто к ней равнодушен, ибо большинство мужчин непременно влюблялись в эту женщину. Она не отказывала себе в утехах, нравы в «Улье» царили весьма свободные, однако глубоких чувств ни к одному из своих воздыхателей пока не испытала, поскольку решительно не видела вокруг того, кому могла бы отдать свое сердце. Пока на горизонте не возник исполин Диего Ривера со своей недюжинной силищей и громовым голосом, перекрывавшим гомон любого ресторана. Кого вообще, кроме мексиканца, в ее богемной среде можно воспринять как мужчину?

Хаима Сутина, щуплого, сутулого, в подвязанных грязной бечевкой штанах, который, стоя рядом, не может отвести взгляда от выреза ее блузки? Или Макса Волошина?.. Да, могучее сложение, львиная грива, борода, но в душе он — нежнейшее и тишайшее создание, всеобщий миротворец, неспособный прихлопнуть комара, впившегося ему в руку! Про Илью Эренбурга и говорить нечего, этот сутулый носач страшное трепло, хуже любой бабы, за глаза — одно, в глаза — другое. Остальные? Модильяни не в счет, высокая, крупная Маревна никак не вписывалась в каноны красоты Амедео.

Маревну единственную Ривера пустил в свою мастерскую на улице Депар и разрешил смотреть, как он работает. В то время его целиком захватил кубизм. Примостившись в углу, Маревна с восторгом наблюдала, как Диего порывисто смешивает краски и стремительно бросает их смелыми мазками на холст. Казалось, он излучает такую мощную энергию, что подобно костру может обогревать студию, в его присутствии ей всегда становилось жарко.

Скоро всем вокруг было ясно, что неистовый мексиканец влюбился в королеву «Улья». Стоило теперь кому-нибудь бросить на Маревну похотливый взгляд, как его резная трость, словно карающий меч, тут же угрожающе поднималась над головой обидчика.

Диего баловал свою возлюбленную шоколадом, который вечно голодная Маревна, неделями не видевшая ничего кроме дармовой похлебки в благотворительной столовой, считала поистине королевским подарком, она уже почти забыла, каков он на вкус. Принес в ее ледяную мастерскую обогреватель, дарил охапки пионов, ободрав все окрестные клумбы.

Что и говорить, эти двое выглядели живописной парой: огромный смуглый нелепый Диего, вышагивающий рядом с красивой рыжеволосой девицей в розовой широкополой шляпе, отцовской накидке, велосипедных бриджах, белых носочках и черных туфельках.

В результате этой связи родилась будущая актриса Марика Ривера. Ривера же сыграл одну из ключевых ролей в формировании стиля Маревны — в своих картинах она обратилась к кубизму. Некоторые искусствоведы, кстати, вменяют Мареве отсутствие собственного стиля и повторение чужих техник в живописи. Вот только её работы хранятся в частных коллекциях и музее современного искусства «Пти-Пале» в Женеве.

Портрет Маревны работы Модильяни. 1919

Моревна писала натюрморты, пейзажи, портреты, ню, жанровые композиции. Работы середины 1910-х отмечены декоративизмом и интенсивной эмоциональностью. Пристрастие к кубистическим формам и выраженной геометрической линии она сохранила на протяжении всей творческой жизни, сочетая в стилистике поздних работ элементы кубизма и пуантилизма. В пуантилизме художница видела близость к византийским мозаикам, фрескам и коврам, виденным ею в детстве на Кавказе.

Она во всём шла до края...

     Маревна. Мои друзья с Монпарнаса. 1962. Слева направо: Ривера, Маревна с дочерью Марикой, Эренбург, Сутин, Модильяни, Жанна Эбютерн, Макс Жакоб, Моисей Кислинг, Леопольд Зборовский

Писать портреты своих друзей-художников Воробьева-Стебелькая начала сразу после того, как крестьянская тема изжила себя. Сперва художница пишет множество отдельных портретов: портрет А.Матисса, О.Цадкина, Ж.Брака, иногда это портрет с антуражем - П.Пикассо держит в руках череп. А в самом начале 1960-х пишет самые знаменитые свои картины: три больших групповых портрета своих друзей с Монпарнаса, как дань памяти и уважения знаменитым деятелям культуры ХХ века. Эти работы не были датированы и до недавнего времени считались произведениями раннего "парижского" периода. Наиболее известная картина из этого своеобразного триптиха - "Друзьям с Монпарнаса посвящается"

Диего с новой возлюбленной-Фридой Кало

Его жёнами были Ангелина Белова, мексиканская писательница и модель Гуадалупе Марин, художница Фрида Кало.В своих воспоминаниях Маревна писала, что не заметить гиганта Диего было просто невозможно: «Он не был красив, но внешне напоминал высокого сарацина, был настоящим колоссом. Наша встреча случилась на вечере в кафе «Cupole». Ривера втолкнул меня в отдельную комнату и приготовил питье, добавив в бокал шампанского капли нашей крови: индейский обычай, по его словам, который должен связать нас для вечности. Мы опустошили кубок, глядя в глаза друг другу: было это шуткой или настоящим колдовством?»

Маревна. Портрет Пабло Пикассо. 1956

Маревна. Портрет Пабло Пикассо. 1956


С этой встречи началась история любовного треугольника. Ангелина Белова была беременна и скоро родила Ревере сына. Мальчик прожил чуть больше года. Но Диего был слишком увлечён своей новой возлюбленной, чтобы переживать по этому поводу. Правда, как только Маревна забеременела, он охладел к ней. Свое дело сделала и ревность Диего, подогреваемая историями о бывших любовниках Маревны. Да ещё и Пикассо постоянно заставлял его ревновать, когда поглаживал беременных живот Маревны со словами «это моё». В последствии дочь Диего так и не признал.

Маревна с дочерью Марикой, которую Ривера так и не признал.

Маревна с дочерью Марикой, которую Ривера так и не признал.

Выросла дочка в обветшалой коммуне художников известной как «Улей» на Монпарнасе.

Улей,современный вид

Улей 1918

С раннего возраста посещала уроки танцев и актерского мастерства; с трёх лет её обучала танцам Айседора Дункан, и она начала выступать в качестве танцовщицы в возрасте 5 лет.В 1938 году вышла замуж за художника Жана Поля Бруссе, в 1949 году развелась, после второго развода в 1957 уехала к матери в Лондон.

Жила на пенсии в пригороде Лондона, умерла в 2010 году в возрасте 90 лет.

Чтобы содержать дочь, помимо живописи Маревна занялась декоративно-прикладным искусством. Художница стала сотрудничать с одним из ключевых иммигрантских модных домов того времени — «Ирфе», основанным Ириной и Феликсом Юсуповыми. Она же делала эскизы для Поля Пуаре. Маревна делала расписные шали, плела декоративные пояса, занималась ручным ткачеством, и участвовала в выставках. В 1925 году на международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже работы художницы выставляли в павильоне СССР.

Марика Ривера часто позировала матери.

Марика Ривера часто позировала матери.

Mr. J. Reffeld and Marika De Rivera

Дочь Марика стала моделью для многих известных портретов матери, а став киноактрисой, взяла фамилию отца.

доченька

С 1912 — участница выставок. Экспонировалась в салонах Тюильри (с 1912), Независимых (с 1913), Осеннем салоне (с 1919), на выставках: русских художников в галерее «Whitechapel» в Лондоне (1921); в кафе «Ротонда» (1925), Международной выставке художественно-декоративных искусств (1925, показывала сумки, гобелены, пояса, ткани, отделки к платьям и пальто, шали), «Безумные годы Монпарнаса» в Гран-Пале (1979) в Париже; «Неоимпрессионизм» в музее Гугенхайма в Нью-Йорке (1968); «Женщины — художницы Парижской школы» в Женеве (1975) и других. Провела персональные выставки в Париже: в галереях Г. Кана «Quotidien» (1929), «L. Zborovsky» (1936), «Roux» (1942), «Claude» (1953); Лондоне — в галерее «Lefevre» (1952), на фестивале «Leiceter» (1977), в фойе театра «Hammersmith» (1980); в музее Пти Пале в Женеве (1971).

Маревна. Слева – Сенегальский солдат, 1932. Справа – Мария с птицей
 Мемориальные выставки состоялись в галереях «Cooling» (1990) и «Wildenstein» (1992, приурочена к 100-летию со дня рождения) в Лондоне, «Harcouts» в Сан-Франциско (1990), Государственной Третьяковской галерее в Москве (2004). Ретроспективная выставка «Маревна и Монпарнас» прошла в Музее Бурделя в Париже (1985).

Маревне принадлежат две книги мемуаров: «Жизнь в двух мирах» (первое издание — 1962, Лондон; первое издание в России — 1990, Москва) и «Моя жизнь с художниками “Улья”» (в 1974 издана в Нью-Йорке, в 2004 — в Москве).

 . В 1936 года переезжает на Лазурный берег, и там в галерее агента Модильяни Леопольда Зборовски проходит ещё одна выставка художницы. В 1942 году Маревна представляет свои картины в галерее Лондона, а через 6 лет перебирается туда жить.

Маревна. Триптих *Посвящение монпарнасским друзьям*, 1962. Часть третья. Слева направо: Н. Гончарова, М. Ларионов, Ж. Кокто, С. Дягилев, И. Стравинский, П. Пикассо

Увлечение современными направлениями живописи и общение с гениальными художниками сыграло с ней злую шутку: ее картины называли интересными и оригинальными, но безнадежно вторичными. Критики писали, что «в середине ХХ ст. Маревна оказалась практически единственной художницей, в чьем творчестве надежно законсервировались новаторские идеи полувековой давности». Ее творчество снисходительно называли «дамским рукоделием» и отмечали отсутствие в нем эволюции – работы 1920-х и 1960-х гг. принципиально друг от друга не отличаются.

 

Тем не менее творческое наследие Маревны ценно уже хотя бы потому, что она создала серию портретов своих знаменитых современников – Риверы, Пикассо, Модильяни и других, а также написала три книги воспоминаний: «Жизнь в двух мирах», «Жизнь с художниками «Ля Рюш» («Улья») и «Воспоминания кочевницы», в которых содержатся интересные наблюдения над жизнью богемного Парижа начала ХХ в.

Маревна. Слева – Портрет Амедео Модильяни, 1955. Справа – Портрет Осипа Цадкина

в Париже, компания ВВС сняла о ней документальный фильм «Маревна и Марика». 

Маревна. Слева – Портрет Анри Матисса, 1956. Справа – Портрет Ильи Эренбурга, 1956
В России её имя было забыто вплоть до 2004 года, когда в Третьяковке состоялась выставка, а на полках книжных магазинов появились её мемуары. Её первая книга «Жизнь в двух мирах» вышла еще в 1962 году, «Моя жизнь с художниками «Улья»» была опубликована в 1974 году, после были изданы «Воспоминания кочевницы». В 1984 году, в возрасте 92 лет, Маревна скончалась.

Маревна. Слева – Портрет Диего Риверы, 1960. Справа – Портрет Марка Шагала, 1956

Наиболее крупное собрание произведений находится в Музее современного искусства в Женеве. Творчество представлено также в собрании Музея Монпарнаса в Париже, частных коллекциях.

Маревна до последнего занималась живописью. На закате дней она призналась Марике, что «самая важная часть ее жизни закончилась с исчезновением Риверы»

Источники:

Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья. 1917–1939. Биографический словарь. СПб., 1999. С. 414–415.
Маревна (1892–1984). Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. М., 2004.
Парижская школа. 1905–1932. Из музейных и частных собраний Франции, Швейцарии и России. Каталог выставки. ГМИИ им. А. С. Пушкина, М., 2011. С. 285.
Русское зарубежье во Франции. 1919–2000. Биографический словарь. М., 2010, т. 2. С. 140.
Строгановка. Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище. 1825–1919. Биографический словарь. М., 2007, т. 2. С. 227.
Толстой А. В. Художники русской эмиграции. М., 2005. С. 36.

https://artinvestment.ru/auctions/108/#more

https://artdoart.com/news/tvorcestvo-marevny

Серия сообщений "Великие россияне в эмиграции":
Часть 1 - Мадам Лидия: русская муза Анри Матисса
Часть 2 - Ювелирный дом Фаберже.Как создавались шедевры
...
Часть 19 - Русская по крови, культуре и духу: Дочь генерала Деникина
Часть 20 - Русские эмигранты, составившие славу французской литературы⁠⁠
Часть 21 - Она была не просто русской музой Парижа…. Маревна, Мария Воробьева-Стебельская
Рубрики:  Художники / разное-интересное
Художницы

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку