Цитата сообщения lu-e
Техника папье-маше
Техника папье-маше
Техника папье-маше - необычайно многогранна: с ее помощью можно делать сувениры и серьезную скульптуру, тонкие изысканные аксессуары и детали крупных размеров, театральных кукол и бутафорию.
Поверхность папье-маше можно ошкурить и отполировать до идеально гладкой, получив эффект слоновой кости, а можно использовать ее необработанную шероховатую фактуру, имитируя камень или кору дерева. Используя натуральную некрашеную фактуру папье-маше, можно добиться особого впечатления антикварности, старинно работы, необходимо только покрыть ее специальной пропиткой, поскольку влага для нее губительна. Для решения иных художественных задач папье-маше расписывают маслом, акрилом, темперой, придают тон акварелью, затирают пастелью.
Этот уникальный по своим свойствам и возможностям материал изготавливается из самой обычной бумаги. С французского «папье-маше» дословно переводится как «жеваная бумага». И действительно, для работы бумага должна быть специально подготовленной: хорошо промятой, пропитанной клеем, мягкой и пластичной.
Изготовить изделие из папье-маше можно различными способами, два из которых являются наиболее популярными: матирование и лепка из бумажной массы. При матировании бумага наклеивается на модель слоями, а высохшее папье-маше разрезают, снимают с формы, и склеивают встык обе половинки, получая в результате легкий, прочный полый слепок с заданной модели. Для того чтобы готовый слепок легко отделялся от модели, необходимо первый слой сделать без применения клея, то есть обложить форму кусочками бумаги, смоченными только водой. А все последующие слои делать уже бумагой, пропитанной клеем. Первый, бесклеевой, бумажный слой можно заменить пищевой пленкой, полностью обтянув ею форму.
Если модель сделана из легкого материала, например пенопласта или спрессованной фольги, и нет необходимости снимать высохшее папье-маше с формы, то все слои нужно делать с применением клеящих веществ.
Часто используют влажный картон как разновидность матирования: предварительно послойно склеиваю смоченные листы бумаги, а затем из этого влажного картона вырезают и формируют задуманные детали модели.
Для лепки необходимо приготовить специальную однородную пластичную клейкую массу из бумаги, для чего более всегоКартинка подходит мягкая бумага с рыхлой структурой: салфетки, туалетная бумага.
Ее необходимо пропитать клеем и хорошо замесить руками до густоты мягкой глины. Из этой однородной массы можно лепить небольшие детали или набирать объемы слоями. Слои необходимо делать тонкие и хорошо их просушивать, толстый слой будет сохнуть очень долго и может загнить изнутри. Существует немало сложных рецептов изготовления подобных бумажных масс с различными добавками, детали из такого материала бывают настолько прочны, что их можно обрабатывать даже на токарном станке.
Аля изготовления папье-маше лучше всего использовать водорастворимые клеи: мучной клейстер,Картинка столярный клей, ПВА. Вместе с водой они легко пропитывают бумагу, проникая в ее структуру. Можно использовать клеевые смеси: мучной клейстер с ПВА (1:1) или мучной клейстер с добавлением столярного клея и ПВА. Папье-маше, сделанное только на ПВА, получается очень крепкое, но оно сохнет медленнее, почти не шкурится. Для того чтобы выровнять такую поверхность, ее необходимо шпаклевать.
КартинкаВысохшее папье-маше имеет неровную, бугристую поверхность. Но, сделанное качественно, оно представляет собой очень крепкую, плотную структуру, с ним можно работать как с деревом, применяя специальный инструмент для резьбы по дереву. Заготовки из папье-маше можно резать и шкурить, добиваясь очень тонкой проработки деталей и гладкой поверхности.
Но если дерево - материал требовательный, не терпящий сомнений и не допускающий неточностей, потому что возможности исправить ошибку, скорее всего, не будет, то техника папье-маше такой категоричностью не страдает.
Папье-маше - материал дружелюбный и снисходительный, работать над формой можно бесконечно долго, исправляя ошибки на любом этапе.
Недоделанную форму можно отложить и на день, и на месяц. И через год можно продолжить работу, заново ошкурив старый слепок, смазав его клеем и нанеся новые слои папье-маше в поисках задуманных выразительных форм и линий. Лишние объемы можно срезать, тут же наклеив новые кусочки бумаги. Естественно, эта работа требует терпения, поскольку необходимо по несколько раз возвращаться к форме, просохнуть.
"В театре головы куклам делают из папье-маше традиционным способом матирования. 8—10 слоев бумаги, положенные по форме, неизбежно скрадывают первоначально тонкие аккуратные черты лица (детали рельефа модели). Папье-машовый картонный слепок всегда выглядит грубее, проще, чем сама модель. Для достаточно больших театральных кукол с обобщенными чертами лица это не так существенно. Мне же очень хотелось приспособить этот удивительный пластичный материал для изготовления именно некрупных изящных кукол. Не было смысла делать тонкую скульптурную работу первоначальной модели головы маленькой куклы, поскольку сделанный традиционным способом матирования картонный слепок неизбежно получался грубее оригинала. И я стала делать кукольные головки, немного изменив технологию и начав применять резьбу. На тот момент это было моим собственным маленьким открытием, позволившим мне делать кукол с тонкой моделировкой лица. И до настоящего времени я пользуюсь этой техникой."
Наташа Лопусова-Томская