-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bonito11

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 45) Кулинарная_книга_Березки Моя_дача Неизвестная_Планета Креативные_идеи Вязаный_вальс В_К_У_С_Н_Я_Т_И_Н_А Рецепты_домохозяек полезные_игрушки Дом_Кукол вязалочки БУДЬ_ЗДОРОВ Царство_Кулинарии Вяжем_спицами_и_крючком Секреты_здоровья прокапупка РЫЖИЙ_КОНЬ Интересно_об_АВТО Неудержимые_ручки Школа_Пограничье Кошколюбам ЛиРу Уголок_психолога Книжный_БУМ НАШ_САД Стихи_любимых_поэтов Вязание Camelot_Club Decor_Rospis Gallery_Decor_R СДЕЛАНО_С_ЛЮБОВЬЮ Make_up Photoshopia _Поиск_Картинок_ Сама_овца Тереза_Тенг -HochuVseZnat- Вяжем_вместе ЯРМАРКА_РУКОДЕЛИЯ Моя_кулинарная_книга Арт_Калейдоскоп Искусство_звука Вкусно_Быстро_Недорого Creative_Designs Только_для_женщин OSINKA_CLUB
Читатель сообществ (Всего в списке: 13) _ПрОсТо_ДлЯ_ВаС_ ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ Школа_Иггдрасиль All-for-photoshop Обитель_Тьмы Mimi_Kids Релакс_и_вдохновение WiseAdvice Madame_Frames Мир_клипарта О_Самом_Интересном Школа_славянской_магии Поиск_Пропавших_Без_Вести

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.10.2011
Записей: 50802
Комментариев: 5553
Написано: 62636


Музей-усадьба Гавриила Романовича Державина в Санкт-Петербурге.

Суббота, 06 Мая 2023 г. 12:42 + в цитатник
Цитата сообщения TimOlya

Со стороны Польского сада

Краткое описание
Музей-усадьба Г. В. Державина – литературно-мемориальный комплекс, расположенный в особняке на набережной Фонтанки. Здание является Объектом культурного наследия федерального значение, а учреждение – частью филиала Всероссийского музея А. С. Пушкина.
 
История и архитектура музея
 
В 1791 году владельцами двухэтажного каменного дома на Фонтанке стали супруги Державины. Здание оставалось недостроенным, и Гавриил Романович попросил своего друга-архитектора Н. А. Львова завершить стройку и провести внутреннюю отделку. Он также оформил территорию приусадебного участка. На нем он поместил огромное количество кустарников и деревьев.
Портрет работы Д. Г. Левицкого, 1789 г., холст, масло
Никола́й Алекса́ндрович Львов-один из самых ярких и разносторонних представителей Русского Просвещения: архитектор-палладианец, график, историк, ботаник и садовод, геолог, поэт, драматург, переводчик, музыкант
В планах была постройка оранжерей и теплиц для разведения теплолюбивых и заморских плодов и растений
null
Портрет Гавриила Романовича Державина
Для того чтобы начать строительные работы, Державин был вынужден отдать под залог несколько своих деревень и установить строгий контроль над всеми расходами. Его супруга усердно занималась обустройством семейной усадьбы, но не успела насладиться теплом своего дома: в 1794 году она скончалась.
undefined
Портрет Екатерины Яковлевны Державиной (ур.Бастидон), 1-й жены Державина Г.Р. Гравюра начала XIX века (с портрета Боровиковского начала 1790-х годов).
К моменту ее смерти построили дом и закончили оформление интерьера. На придомовой территории возвели 2 служебных здания – кухню и конюшню. Их автором стал архитектор Пильников.На протяжении 25 лет дом поэта оставался некой основой русской культуры конца XVIII — начала XIX века. Также в усадьбе Державина построили театр.Дом и усадебный участок не меняли внешний вид вплоть до смерти хозяев. В 1816 году не стало Гавриила Романовича, а через 26 лет умерла его вторая супруга Дарья Алексеевна.
 
Дарья Алексеевна Дьякова (8 марта 1767 — 16 июня 1842) — вторая жена поэта Г. Р. Державина
После ее смерти у владений на протяжении нескольких лет не было хозяина. Но в 1846 году дом с участком приобрела Римско-католическая духовная коллегия. Сразу же началась перепланировка участка. Многие постройки отвели под канцелярии, архивы и помещения для служащих.
Фонтанка и особняк Державина
Руководителями этих работ были архитекторы А. М. Горностаев и В. И. Собольщиков. Согласно их проекту к дому добавили еще один этаж, убрали колоннаду, поменяли внешний облик фасадов. Перестроили служебные корпуса, убрали лестницу, сделали новые перегородки, то есть увеличили количество комнат. В зале Беседы встроили перекрытие, а колонны и хоры вовсе снесли.
В дальнейшем внешний облик усадьбы Державины много раз перекраивали. Самым заметным изменением стали третьи этажи в двух флигелях в 1901 году, которые сделал Л.П. Шишко.
 
С 1918 года для бывших владений Державиных настало трудное время. Новая власть на протяжении нескольких лет не могли прийти к решению о том, как необходимо использовать дом, который к этому году вновь остался без владельца.
А в 1924 году дом покойного поэта стал обычным жилым зданием с квартирами. Были проведены новые перепланировки, практически полностью уничтожили сохранившиеся на тот момент остатки художественной отделки. Через 10 лет ничего не осталось от прудов, а послевоенные посадки деревьев и кустарников проводили хаотично, не придерживаясь никакой системы.
В 2003 году в восстановленном Центральном корпусе особняка открыли музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени
С момента открытия музея Центральный корпус объединили полуциркульными крытыми галереями с Кухонным и Конюшенным корпусами. Постепенно отреставрировали Домашний театр и Центральную оранжерею.
В 2011 году закончились работы над историческим видом владений Гавриила Романовича. Их композиция включает в себя большой луг, который примыкает к небольшой части усадьбы. По периметру участка провели водную систему. Она представляет собой узкий ручей с тремя маленькими прудами.
 
Экспозиция музея развернута в шестнадцати интерьерных залах, где представлены мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, графика конца XVIII — начала XIX века, книги и рукописи писателей той эпохи.
Г.Р. Державин родился в бедной семье мелкопоместных дворян и всего в жизни добился сам. Кроме того, что он был поэтом и драматургом, он еще занимал высшие государственные посты, был сенатором. Государственная служба давалась ему нелегко. Гавриил Романович во всем был принципиальным человеком и правдолюбцем, а таких, как правило, не любят.Проект дома-усадьбы составил для него его друг  Н.А. Львов. На основе недостроенного дома предыдущего владельца, Львов создал усадьбу, в которой Гавриил Романович Державин прожил последние 25 лет своей жизни.
Г.Р. Державин родился в бедной семье мелкопоместных дворян и всего в жизни добился сам. Кроме того, что он был поэтом и драматургом, он еще занимал высшие государственные посты, был сенатором. Государственная служба давалась ему нелегко. Гавриил Романович во всем был принципиальным человеком и правдолюбцем, а таких, как правило, не любят. 
Особняк встречает гостей Литературной гостиной, с большим портретом хозяина дома кисти Салваторе Тончи (1799 г.). В нижней части портрета С. Тончи написал на латыни двустишие, которое в переводе означает "Правосудие изображено в виде скалы, пророческий дух - в румяном восходе, а сердце и честность - в белизне снегов".
Литературная гостиная
Особняк встречает гостей Литературной гостиной, с большим портретом хозяина дома кисти Салваторе Тончи (1799 г.). В нижней части портрета С. Тончи написал на латыни двустишие, которое в переводе означает "Правосудие изображено в виде скалы, пророческий дух - в румяном восходе, а сердце и честность - в белизне снегов".
Голубая гостиная.
Здесь проходили заседания Львовско-Державинского литературного кружка, где друзья обсуждали литературные произведения.Стены комнаты затянуты голубым штофом, отсюда и название Голубая штофная гостиная.
Портрет первой жены Державина – Екатерины Яковлевны. Ей было 17 лет, когда они поженились. Катерина Яковлевна была дочерью Якова Бенедикта Бастидона, португальца по происхождению,  камердинера Петра III. А её мать была кормилицей Великого князя Павла Петровича. Державин называл жену Пленирой. Это был счастливый брак, но Катерина Яковлевна умерла от чахотки, прожив в этом доме только три года.
Портрет первой жены Державина – Екатерины Яковлевны.
Ей было 17 лет, когда они поженились. Катерина Яковлевна была дочерью Якова Бенедикта Бастидона, португальца по происхождению, камердинера Петра III. А её мать была кормилицей Великого князя Павла Петровича. Державин называл жену Пленирой. Это был счастливый брак, но Катерина Яковлевна умерла от чахотки, прожив в этом доме только три года.
Стихи Державина, посвященные супруге. Справа - вышивка Екатерины Яковлевны.
Стихи Державина, посвященные супруге. Справа - вышивка Екатерины Яковлевны.
Соломенная гостиная
Соломенная гостиная, выходящая окнами в сад. Стены гостиной поверх обоев украшены соломенными вышитыми панно, которые сделала для Державиных жена архитектора Львова Мария Алексеевна. Работа была долгой, кропотливой и продолжалась по-видимому не один год, что известно из писем Державина. Сегодняшние обои изготовлены по аналогам XVIII века в соответствии с описаниями мемуаристов, посещавших дом Державина.
Уникальные часы европейского мастера, которые были сделаны всего в 4-х экземплярах. Один из которых - в Версале.
Уникальные часы европейского мастера, которые были сделаны всего в 4-х экземплярах. Один из которых - в Версале.
IMG_6682_thumb.jpg
Архитектор Н.А. Львов, создавший усадьбу, был еще и изобретателем. Он превратил камины в доме Державина в своего рода кондиционеры: через отдушины в наружной стене дома в них поступал свежий воздух; проходя через змеевик камина он нагревался, затем по каналу поступал в специальные вазы, которые стояли рядом с каждым камином. Вазы были наполнены розовой водой или другими ароматическими жидкостями, и воздух, проходя сквозь решетку ваз, поступал в комнаты свежим, теплым и с приятным запахом.
Парадный зал или Зал "Беседы любителей русского слова"
Парадный зал или Зал "Беседы любителей русского слова" - большой зал, в котором ежемесячно проходили заседания общества, на которых обсуждались вопросы развития русского языка и словесности.Общество возникло в 1807 году по инициативе адмирала Шишкова. Членами этого общества были известные писатели и деятели того времени - И. А. Крылов, С.Т, Аксаков, А.Н. Оленин, И. М. Муравьев-Апостол, А.С. Строганов, М.М. Сперанский и др.
В 1810 году было решено разработать устав общества, который был утвержден самим императором Александром I и 14 марта 1811 года в этот зал съехалось 200 гостей на торжественное открытие общества.
Домашний театр, оснащенный всем необходимым для постановки сложных в сценическом отношении пьес. Державин был не только поэтом, но и драматургом. Некоторые из его пьес были поставлены на сцене домашнего театра, где наряду с молодыми родственниками и друзьями хозяев дома играли прославленные актеры того времени.
В настоящее время здесь проводятся разнообразные театрально-концертные мероприятия. Зал рассчитан на 50 мест
Лестница на второй этаж
Лестница на второй этаж
Кабинет Державина.
Кабинет Державина. Просторный в 60 квадратных метров, кабинет хозяина дома находился на втором этаже. Здесь поэта посещала его муза, здесь рождалось гениальное и бессмертное державинское слово. Кабинет отапливался изразцовой печью, его большое окно выходило во двор. Вся мебель в кабинете была выполнена "по изобретению" Львова и самого Державина Стол с подъемным механизмом. Правая часть столешницы которого поднималась и он превращался в конторку
 
«Шкафы-обманки» располагались на каждой стене и скрывали двери в Опочивальню, Бильярдную и на лестницу. На крыше шкафов бюсты великих людей.
Диван с тумбами по бокам, в ящиках которых хранились "проекты по делам службы" и "стихотворство".
Бильярдная.
Гавриил Романович был большим любителем бильярда и создал у себя такую комнату, где играл с друзьями.
Бильярдная.
Печь в стиле модерн. Появилась здесь уже после смерти поэта, когда дом приобрела Римско-каталическая духовная коллегия.
Журнал заседания литературного общества «Беседа любителей русского слова»
Музыкальная гостиная, в которой проходили музыкальные вечера.
Гостиная Диванчик.
В ней принимали самых близких друзей и родственников. Это была любимая комнаты первой супруги Державина. Два окна комнаты выходили в сад, а напротив окна стоял и сам большой мягкий П-образный «диванчик» под балдахином. Мода на такие комнаты пришла с Востока во второй половине XVIII века.
Опочивальня.
Знаменитый портрет Державина в колпаке  кисти А. Васильевского. Портрет был дипломной работой художника. Поэт изображен здесь в домашней одежде: белом колпаке, малиновом бархатном шлафроке, подбитом мехом, палевой фуфайке и с белым платком на шее
Знаменитый портрет Державина в колпаке кисти А. Васильевского. Портрет был дипломной работой художника. Поэт изображен здесь в домашней одежде: белом колпаке, малиновом бархатном шлафроке, подбитом мехом, палевой фуфайке и с белым платком на шее
Домашняя столовая.
Сегодня это один из самых больших и нарядных залов особняка В центре столовой - стол, который раздвигался почти на всю комнату, называли его «сороконожка» по количеству ножек. На столе — предметы сервиза конца XVIII века, обеденные приборы, курильница. В углу зала — горка, в которой помещен сервиз «tete-a-tete» французской работы, а также некоторые предметы столового убранства XVIII — начала XIX века.
На стенах портреты друзей Державина и выдающихся литераторов того времени: историка, коллекционера и археолога А.И. Мусина – Пушкина; автора знаменитого «Недоросля» - Д.И. Фонвизина;
Портрет Г.Р. Державина кисти В.Л. Боровиковского
На противоположной стене - портрет второй супруги Г.Р.Державина - Дарьи Алексеевны, того же художника Одна из пяти дочерей сенатского обер-прокурора, статского советника А.А. Дьякова, Дарья Алексеевна была образована, воспитана, любила музыку, играла на арфе. Ей было 28 лет, ему 52. Этот брак был основан не на страсти, а на крепкой дружбе, душевной привязанности и уважении. На её сестрах были женаты два лучших друга Державина: Львов и Капнист. Своих детей у четы не было, но племянники и племянницы подолгу жили в доме у Державиных.
Кабинет Дарьи Алексеевны Державиной.
Русская печь на кухне
Паровая печь на кухне, которую придумал для этой кухни архитектор Н.А. Львов. С помощью пара готовили еду и мыли посуду.
Кухня располагалась в цокольном этаже. Деревянные столы, лавки, полки – на них утварь и снедь.«Припас домашний, свежий, здравый».Из оренбургского имения Смоленское привозили мед, масло, осетров, белуг, икру. Из новгородского имения Званка – дичь, мясо, овощи, соленые грибы и огурцы, квашенную капусту, моченые яблоки и прочие припасы. Гавриил Романович был большим приверженцем русской кухни.
Ледник для долгосрочного хранения продуктов. Это помещение с деревянными хранилищем льда под полом. Лед в леднике пересыпался зернистым жестким снегом, немятой соломой, что позволяло сохранить его до следующего года.
 
Восточный корпус. Музей-усадьба Г. Р. Державина
 
На первом этаже, в трех выставочных залах, располагается постоянная экспозиция «“Владельцы русской лиры”. От Г. Р. Державина к А. С. Пушкину». Экспозиция дает уникальную возможность проследить историю развития русской литературы в один из ее переходных моментов: от классицизма, через сентиментализм — к романтизму.
Первый зал — единственная в Санкт-Петербурге экспозиция, целиком посвященная литературе XVIII века. Во втором зале рассказ ведется об отражении в литературе событий Отечественной войны 1812 года.
 
 
В третьем — в центре внимания литературное общество «Арзамас» и история встречи А. С. Пушкина и Г. Р. Державина на лицейском экзамене 1815 года.
На втором и третьем этажах Восточного корпуса находятся самые большие по площади выставочные залы Всероссийского музея А. С. Пушкина: 4 зала (230 кв. м) на втором этаже и 3 зала (190 кв. м) на третьем этаже. Здесь проводятся временные выставки, представляющие материалы и экспонаты, не вошедшие в постоянные экспозиции. Особый интерес, как правило, вызывают совместные выставочные проекты.
В выставочных залах также проводятся вернисажи современных художников и выставки частных коллекций.
Западный корпус. Музей-усадьба Г. Р. Державина
 
На первом этаже Западного корпуса находится постоянно действующая экспозиция «Всероссийский музей А. С. Пушкина. Страницы истории», которая демонстрирует богатейшее собрание музея, представляя экспонаты, которые не вошли в состав основных мемориальных экспозиций.
 
 
На втором этаже в Каминном зале — небольшой уютной гостиной с классическим интерьером и камином — проводятся творческие встречи и вечера, а также разнообразные выставки — от лирической галереи миниатюр и художественных медалей до торжественно-экспрессивных скульптурных портретов государственных деятелей и самой большой мозаичной картины в мире из янтаря.
Пространство рядом с выставочными залами занимает Медиацентр.
 
Медиацентр предоставляет широкой аудитории оптимальный доступ к уникальным материалам из собрания старейшего пушкинского музея, в том числе и бесценные прижизненные издания произведений Пушкина, которые вряд ли можно обнаружить на рынке антикварной книги.
 
В залах третьего этажа открыта постоянно действующая выставка из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина «В белом глянце фарфора», где представлены изделия из фарфора конца XIII — XX веков, а также проводятся временные выставки.
 
 
Основной выставочный зал — Голубой — оформлен в стилистике усадьбы XVIII–XIX веков: бронзовые люстры и канделябры подчеркивают атмосферу эпохи; синие портьеры обрамляют окна, вид из которых открывается на набережную реки Фонтанки. 
 
Усадебный сад
 
Ближайший друг Г. Р. Державина, архитектор усадьбы Н. А. Львов — автор не только обустройства особняка на Фонтанке, но и оформления приусадебного участка. По его мнению, «сад, расположен будучи в середине города большого, должен не токмо отвечать величию оного, но и служить еще богатою рамою великолепному дому».
 
925. Музей-усадьба Г.Державина. Польский сад.jpg
 
Львов отрицал симметрию при создании узора на клумбах, дорожках и при стрижке кустов и деревьев. Главным в искусстве садов он считал умение избегать «единообразия».
Красота и польза были одними из основных признаков русского «изящного» садоводства. Деревья и кустарники для сада подбирались в соответствии с общей концепцией садов того времени. Среди деревьев — липы, ивы, дубы, клены, ясени и березы, шиповник, жимолость, калина, акация.
Опись сада 1846 года, составленная садовником Густавом Мейселем, включает 32 наименования растений и дает представление о вкусах Дарьи Алексеевны Державиной: конусообразные соцветия дельфиниумов, вероник, лихнисов и других цветов в фиолетово-розово-лиловых тонах на высоких стеблях очень красиво выглядели рядом с ирисами и астрами на фоне зелени деревьев и кустарников сада дома Державиных. Среди цветочных культур выращивались популярные в XVIII веке луковичные — гиацинты, тюльпаны, нарциссы, лилии. Росли «царица цветов» — роза, а также жасмин и сирень, которые вошли в моду с 1790-х годов. Эти растения, возможно, выращивались в кадках в оранжереях, а летом украшали клумбы.
В усадьбе имелось несколько оранжерей — персиковая оранжерея «с зеленцовою теплицей», оранжерея «разных деревьев и кустарников» (фиговых, лавровых, виноградных), «старая оранжерея», где выращивались абрикосовые и вишневые деревья, а также ананасная. Помимо зелени, свой стол Державины могли украсить, персиками и абрикосами, ранней клубникой и земляникой, арбузами, дынями и ананасами. Здание центральной оранжереи, единственной сохранившей свой фундамент, воссоздано в 2009 году.
 
При усадьбе помимо сада, оранжерей и цветников был обустроен огород, где выращивали картофель, капусту, морковь, горох, репу, брюкву, огурцы, редис, сахарный горошек, спаржу и шампиньоны.
 
После смерти Д. А. Державиной дом и усадьба несколько лет пустовали.
В середине XIX века оранжереи были разрушены. Постройка в 1870–1873 годах на месте огородов епархиальной Римско-Католической духовной семинарии и возведение костела Успения Девы Марии значительно сократили размеры сада. К 1935 году были засыпаны пруды, а послевоенные посадки осуществлялись без особой системы.
В 2003 году начались работы по восстановлению Усадебного пейзажного сада. Основным принципом в работе был принцип историчности: облик сада отражает как черты начала XIX века, времени наивысшего процветания усадьбы, так и черты более позднего времени. В основе композиции — обширный луг, примыкающий к небольшой регулярной части при усадьбе. Оживляет это пространство по периметру участка обширная водная система в виде узкого ручья с тремя небольшими прудами.
 
 
Оранжерея
 
В усадьбе Державиных для выращивания ранних, теплолюбивых и экзотических плодов и растений были построены специальные оранжереи. Среди них — персиковая оранжерея «с зеленцовою теплицей», оранжерея «разных деревьев и кустарников» (фиговых, лавровых, виноградных), «старая оранжерея», где выращивались абрикосовые и вишневые деревья.
 
 
В «ананасовой оранжерее» Державиных, согласно описи 1801 года, было целых 270 кадок с ананасами (130 больших и 140 поменьше).
Оранжерейно-тепличное огородничество позволяло иметь на столе практически все, что можно пожелать: парниковые овощи и зелень, раннюю клубнику и землянику, арбузы, дыни и, разумеется, ананасы.
Жасмин, как и сирень, вошел в моду в 1790-х годах и, судя по количеству горшков (130), это растение пришлось по душе Державиным. Сирень также присутствовала в оранжереях. Наряду с деревьями в оранжереях выращивались розы, гортензии, гвоздики.
В 2009 году здание единственной сохранившей свой фундамент Центральной Оранжереи было воссоздано. Сегодня здесь проводятся лекции, литературные вечера, торжественные мероприятия.
 
https://dualia1.tourister.ru/photoalbum/24360
https://peterburg.guide/muzei/usadba-g-v-derzhavina/

***********


 

Серия сообщений "***Петербург и окрестности 2":
Часть 1 - Петергоф. Мистическая обитель императрицы Александры Федоровны.
Часть 2 - Исаакиевский собор.
...
Часть 17 - Тайны особняка миллионеров Колобовых
Часть 18 - Дом с башнями в Питере: Здание в стиле английских замков.
Часть 19 - Музей-усадьба Гавриила Романовича Державина в Санкт-Петербурге.
Часть 20 - Особняк Павла Николаевича Демидова в Петербурге
Часть 21 - Особняк купцов Брусницыных на Васильевском острове Санкт-Петербурга
Часть 22 - "Высокий дом на берегу Невы…" - Дом графини А. Г. Лаваль
Рубрики:  ИНТЕРЕСНОЕ РЯДОМ/города, страны
ИНТЕРЕСНОЕ РЯДОМ/дворцы,замки

Понравилось: 1 пользователю