-Метки

pin up аватары анимашки аюрведа бабушкин квадрат беременность бисер бисероплетение вера видео выпечка вышиванка вышивка вязание вязание крючком вязание на машине гильоширование гороскоп декупаж дети детям для оформления животные здоровье игрушки идеи из бумаги из носков изонить индия интересное интернет интерьер картинки картины комнатные растения косметология красота креатив куклы кулинария ленивый жаккард магия материнство мк мода молитва мужчинам музыка мультиварка напитки народная медицина народные промыслы натуральная косметика новый год оберег отношения переделка плетение полезное политика православие природа программы психология радио разное ретро рисование роспись рукоделие рунная магия русский быт русский народный костюм русское народное искусство сад-огород свадьба семья славянские боги и богини славянское совет советы по дому ссылки став стиль стихи сумка сумки тест ткачество традиции трансформер узор уход за телом фото шали шитье ювенальная юстиция юмор япония

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Жена_ежика

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 2723


Ткачество на бердо

Вторник, 15 Мая 2012 г. 14:49 + в цитатник
Цитата сообщения ar_56

Ткачество на бердо

В этой статье пока что не рассмотрены варианты бранной и закладной технике. Так как не владею ею сама. Если будут предложения по дополнению статьи этими пунктами, рассмотрю их в большим энтузиазмом! 

http://earving.nm.ru/loom.html      


1. Ареал распространения ткачества на бердо.

Самое раннее изображение бердо выявлено в манускрипте начала 14-го века. Оно так же использовалось в эпоху раннего средневековья в Скандинавии. Скандинавы вырезали их из кости и оленьего рога. В течение многих столетий французы и испанцы использовали гребни для создания бердечек.
Способ тканья на бердо был распространен по всему Псковскому округу, в Смоленщине, Могилевщине, на Севере у пермяков, в Сибири у остяков, известен во всей Средней и Северной Европе в средние века, а так же в Америке, куда, Как предполагают, он был завезен европейцами после завоевания Америки. Пермяками и остяками он, возможно, был заимствован у русских.

2. Необходимые инструменты и материалы.

Для того, чтобы ткать на бердо, вам необходимо прежде всего бердо. Оно представляет собой тонкую( 3-4 см) деревянную пластину размером в среднем около 13—14 см в высоту и 24—26 см в ширину, поделенную щелеобразными прорезями шириной 1.5 –2 мм на тростины. Посреди каждой их них имеется круглое отверстие диаметром 1.5-2 мм.
Дополнительными инструментами для ткачества да бердышке являются челнок, ножницы, деревянный нож для подбивания уточной нити, пояс, к которому вы привяжете нити и соответственно нитки( начинающему лучше взять шерстяные нитки потолще).
       

3. Подготовка к работе.

Для изображения схемы рисунка используется чаще всего такой вариант:

x   x   x   x   x   x   x   x   x   x   x   x   x   x   x   x   x
  x   o   o   o   o   o   o   o   o   o   o   o   o   o   o   x  

В первой и второй строке мы видим в каждой второй клетке символ, обозначающий цвет нити. Первая строка обозначает нити, пропущенные через отверстия, вторая – через прорези.
Можно так же встретить и такое обозначение нитей( именно его я и буду в дальнейшем использовать):

.                                                                
  .                                                              


Длина нитей рассчитывается по формуле:
Необходимая длина изделия+20%+60 см

(То есть, если мы хотим, чтобы тесьма была 1м, то необходимо взять 1м+20 см+60 см = 1 м 80 см нитей).
20% уйдет на сокращение длины нитей, следующих волнообразно за нитью утка.
60 см уйдет на узлы с обеих сторон и на свободу передвижения бердо.

Итак, отмеряем нужное количество и нужную длину нитей. Вставляем их в бердо. Считайте, что самая сложная часть работы позади:)
Делаем узел на дальнем от вас конце нитей и привязываем его, положим, к ручке двери. Проводим бердечком вперед-назад, чтобы устранить спутывание нитей. Делаем узел на другом конце нитей, равномерно их натягиваем и привязываем к поясу.
Если вы используете не все отверстия и прорези, вставлять нити начинайте с середины, расходясь в разные стороны.
Нить утка можно намотать на челнок или, за неимением его, смотать в узкий моточек.

Можно приступать к ткачеству.

4. Ткачество.

Шаг 1: оттягиваем бердо вниз. Вследствие этого возникает зев, так как нити из отверстий идут вниз, те же, что были в разрезах, остаются на месте. Пропускаем сквозь зев нить утка.
   
Шаг 2: Теперь оттягиваем бердо вверх и открываем новый зев. Подбиваем предыдущий ряд утка и пропускаем новую нить.
   
Теперь повторяйте шаг 1 и 2 попеременно, при этом не забывая подбивать.

За подбиванием лучше следить особо, чтобы не получить полосочек разной ширины и трапеций вместо прямоугольников.
При подтягивании уточной нити (после подбивания) учтите, что чем сильнее вы её поддернете, тем меньше её будет видно на тесьме.
Следует так же учесть, что чем ближе к вам находится бердо, тем шире тесьма, так как оно само раздвигает нити и никаким уже подбиванием и подтягиванием тесьму не сузить.
И главное! Натягивайте! Натягивайте нити так, как будто от этого зависит ваша жизнь:)))


Получившийся узор

5. Варианты узоров.

а) Региональные отличия в выборе цвета.
Красный цвет - яркий, с оранжевым оттенком, зеленый — тоже яркий, травянистого оттенка. Такое сочетание цветов в тканых поясах любили делать мастерицы узорного тканья в Рязанской области, в Мордовской АССР. На севере России были излюбленными другие сочетания, часто с преобладанием лиловых, коричневых, серебристо-серых цветов. Вот пример сочетания цветов и их чередования в узорных поясах Архангельской области:

темно-коричневых — 2 нити,
лиловых — 2 нити,
белых — 2 нити,
лиловых — 3 нити,
темно-коричневых — 1 нить,
белых — 1 нить,
темно-коричневых — 1 нить,
белых — 7 нитей.
 
Получившийся узор
Далее цвета нитей чередуются в обратном порядке (средние 7 нитей не повторяются). Для изготовления такого пояса нужно подготовить 31 нить, из них темно-коричневых — 8, лиловых—10, белых—13. Темно-коричневый можно заменить черным, лиловый должен быть с красным оттенком, не темным. Количество прорезей бердышка, занятых при тканье такого пояса, будет 15, свободные прорези располагаются симметрично по краям.
А вот пример сочетания цветов, которые любили использовать мастерицы Рязанской области, в Мордве:
красных — 3 нити, белых — 1 нить,
зеленых — 3 нити, черных — 1 нить,
красных — 3 нити, белых — 1 нить,
желтых — 3 нити, красных — 4 нити,
красных — 3 нити, белых — 1 нить,
черных — 1 нить, красных — 1 нить.
 
Получившийся узор
Далее чередование цветных нитей будет проходить в обратном порядке (средняя нитка не повторяется). Всего должно быть заготовлено 49 нитей, из них красных — 27, зеленых — 6, желтых — 6, черных — 4, белых — 6. Количество занятых в бердышке прорезей будет 25. Остальные 24 нити должны быть пробраны в промежутки между прорезями.
Красный цвет в данном случае лучше взять яркий, с оранжевым оттенком, зеленый — тоже яркий, травянистого оттенка.

б) Собственно варианты.
Варианты, подсмотренные на заграничных сайтах. Некоторые из них имеют аналоги, хранящиеся в Музее этнографии народов СССР (Санкт-Петербург).

Вариант 1.

х   x   x   x   x   o   o   x   o   x   o   o   x   x   x   x   x
  x   o   o   o   o   o   o   x   x                              

 

Вариант 2.

o   o   x   x   o   o  
  o   o   x   x   o   o

 

Вариант 3. Он же разновидность предыдущего.

  х   x   x   o   o   o   y   y   y   o   o   o   x   x   x  
х   x   x   o   o   o   y   y   y   o   o   o   x   x   x

 

Вариант 4.

  o   o   o   х   x   x   y   y   y   x   x   x   o   o   o
х   x   x   o   o   o   x   x   x   o   o   o   x   x   x

 


Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

Литература.

1. Народныя мастацкiя рамёствы Беларусi / Уклад. Я.М.Сахута. – 2-е выд. – Менск: Беларусь, 2001. – 168 с.: iл.
2. "Основы художественного ремесла" под ред Бородулина, Танкус. Практ. пособие для руководителей школьных кружков. М.: Просвещение, 1978.- страница 165-171
3. Лебедева. Рязанский этнографический вестник. 1997.
4. Археология России. Ремёсла. Ткачество и плетение.

5. Матриалы сайта.( Искать в меню под пунктом "Kammweben"-"Anleitung").
6. Опять же на немецком. (Много описаний. Не схем, а именно описаний на немецком).
7. Еще один немецкий сайт.
8. И немножко с сайта Isabel Ulfsdottir.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку