-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в зинаида65

 -Подписка по e-mail

 


Лувр:шедевры мировой живописи(3)

Среда, 28 Марта 2018 г. 23:08 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Лувр:шедевры мировой живописи(3)

Питер Брейгель Старший

Калеки

Калеки

Самым крупным нидерландским мастером середины XVI века считается Питер Брейгель Старший, прозванный «мужицким». Происходил он из крестьянской семьи, а о том, где и как учился, ничего не известно. В 1551 году он приехал из северного Брабанта в Антверпен, где был принят в гильдию Святого Луки. Согласно сохранившимся документам, в 1552-1553 годах художник предпринял путешествие в Италию, где побывал в Неаполе, на Сицилии и в Риме. В1554 году он вернулся в Антверпен, затем переехал в Амстердам и наконец в Брюссель, где окончательно обосновался. Вернувшись на родину, Брейгель оказался в водовороте борьбы против испанского владычества. В стране свирепствовала инквизиция. Испанцы огнем и мечом пытались подавить вспыхнувшее в Нидерландах восстание. Все это нашло отражение в творчестве Брейгеля. Фантастические картины его предшественника Босха помогли художнику найти новое средство для изображения того, что происходило в реальной жизни. Фантастика Босха переносится им в бытовую жизнь в виде гротескных, полных горечи и внутреннего разочарования произведений. Картина, переданная в Лувр в 1892 году, относится к последним произведениям художника. Через год после ее написания он умер. Страшный мир возникает перед нашими глазами.

На фоне ярко-зеленой травы теснятся калеки, жалкие человеческие обрубки. А красные кирпичные стены, стискивающие пространство, еще больше усиливают ощущение трагичности происходящего в мире вокруг нас.

Паоло Веронезе

Несение креста

«Несение креста»

Паоло Веронезе, его настоящее имя Паоло Кальяри, родился в Вероне в 1529 году. Там он учился у Антонио Базиле, на дочери которого впоследствии женился. В начале его творчества испытывал влияние ученика Рафаэля художника Джулио Ромоно. В 1550 году Веронезе предпринял поездку во Флоренцию, где знакомился с художественными шедеврами этого города. Упоминания о его первых самостоятельных работах в Мантуе относятся к 1552 году. В 1553 году он переезжает в Венецию, и с этого времени его творчество неразрывно связано с этим городом.

Все этапы его блестящего творческого пути документированы как обильными письменными свидетельствами, так и множеством подписанных работ. Паоло Веронезе и Тинторетто работали в Венеции в одно и то же время, но при всей огромной художественной ценности работ обоих авторов, их невозможно сравнивать. Если у Тинторетто, так же склонного к большим по размеру, эпическим полотнам, это напряженная, почти экзальтированная работа духа, то в произведениях Веронезе все подчинено решению декоративных задач. Его произведения высокомерно далеки от объекта изображения и любого выражения страсти.

Веронезе один из самых любимых мастеров Венеции. В его произведениях полнее, чем у его современника Тициана, выразились вкусы простых венецианцев, как живописец он не уступает великому мастеру. Восхищает его поразительная способность соподчинять оттенки в его удивительном цветовом великолепии живописи. Но как художнику ему не хватает проникновенности и глубины, свойственной работам Тициана.

Главное достоинство Веронезе - его декоративное дарование. Мир Веронезе никогда не бывает беспокойным. Это театральное соединение исторического или библейского сюжета с реальными людьми - простыми венецианцами. Места действия его произведений напоминают мастерски выполненные декорации. Они наполнены изображением прекрасной архитектуры, дорогими предметами быта, роскошными костюмами, элегантными борзыми. Свои картины на библейские темы он низводит до бытописания красочной жизни венецианцев. Недаром, когда трибунал святейшей инквизиции спросил художника, почему в его картинах на евангельские темы присутствуют «пьяные шуты, калеки и прочие глупости», художник ответил, что он просто хотел украсить живописное полотно. В восьмидесятых годах заваленный заказами художник стал считать самым важным в произведении его замысел, оставляя написание работы брату и сыновьям.

Полотно Веронезе «Несение креста» необычно для художника, как его более чем скромными размерами, так и лаконичной трактовкой сюжета. Скорее всего, оно является этюдом к центральной части композиции на эту же тему, хранящейся сейчас в Дрезденской галерее. Но именно его фрагментарность и лаконичность позволяют нам более пристально обратить внимание на трактовку образа Христа, одетого в красные одежды, и потрясающий колорит всего произведения, построенного на тончайшей нюансировке красно-коричневых, зеленых и желтых цветов.

Картина «Христос в Эммаусе» - очень характерное для творчества Веронезе произведение. Эпическое по размерам, оно изобилует бытовыми деталями, низводящими библейский сюжет до бытописания красочной жизни венецианцев. Композиция и все изображенное носят блестящее очарование театральной сцены, созданной самым умелым бутафором. На террасе роскошного патрицианского дома в окружений его хозяев и двух своих учеников сидит воскресший Христос. На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками. Эти главные персонажи повествования явно выделены художником из окружения, на них сосредоточено особое внимание. Но это не мешает автору со вниманием опытного бытописателя рассказать нам и о прекрасной архитектуре дома, и о тонком бокале с вином, и о хлебе, который собирается преломить Христос.

На первом плане играют две прелестные девчушки с собакой. Картина вообще изобилует детьми самых разных возрастов, от младенца на руках у молодой женщины в красном до мальчика, почти юноши, стоящего за спиной у Христа.

Портретные облики некоторых присутствующих на картине персонажей можно узнать и на других произведениях художника.

Видимо, моделями автору послужили хорошо знакомые люди. Так, в чертах лица стоящей женщины с ребенком можно угадать красавицу Нани, портрет которой также хранится в Лувре.

Картина «Христос в Эммаусе» из коллекции кардинала Ришелье и Людовика XIV.

 

Картина Христос в Эммаусе из коллекции кардинала Ришелье и Людовика 14

Якопо Тинторетто

Сусанна и старцы

«Сусанна и старцы»

Среди итальянских художников, творчество которых сформировалось к середине XVI века, самым крупным был, безусловно, Тинторетто. Его настоящее имя Якопо Робусти, он единственный из крупных венецианских мастеров, кто был уроженцем этого города (1519 год) и прожил в нем всю жизнь. Тинторетто учился у Тициана и, будучи значительно моложе своего учителя, пережил его на двадцать лет, хотя и тот для своего времени прожил немало. В те же годы, что и Тициан, художник посетил Рим, где знакомился с творчеством Микеланджело и других великих мастеров Вечного города.

Когда в пятидесятых годах XVI века Тициан начинает уклоняться от официальных заказов Венеции, работая преимущественно для Габсбургов, Тинторетто и Веронезе принимают этот труд на себя. В это время Тинторетто постепенно становится законодателем нового вкуса. Он придал венецианскому стилю и приему живописной светозарности новый динамический импульс. Передача в живописном произведении человеческого тела обрела у Тинторетто ту силу, которая сродни силе Микеланджело. Но его живопись более свободна и имеет некоторый фантастический оттенок. Пейзажные фоны на его полотнах становятся средством выражения эмоций. В его работах вообще все происходит по воле высших сил, именно они управляют человеком.

Как живописец он, пожалуй, уступает Тициану, способному превратить в красочную драгоценность все пространство холста. В своих произведениях Тинторетто выработал своеобразную скоропись, в которой некоторая небрежность выполнения скрадывалась размахом воображения и смелостью замысла. Со временем образы религиозной живописи становятся у художника более спокойными и близкими человеку. Картина «Сусанна и старцы» написана на библейский сюжет, но тема эта послужила для мастера только поводом для раскрытия своих собственных пластических задач. Тинторетто воспользовался приемом своего учителя, построив замысел на контрасте обнаженного женского тела с одетыми фигурами в его окружении. Композиция удерживается на диагонали, идущей от прекрасной и соблазнительной Сусанны к освещенному окну, из которого за ней подсматривают старцы; луч света, падающий из окна, более четко прочерчивает эту связующую диагональ. Две фигурки служанок создают своеобразное обрамление Сусанны. Темный окружающий пейзаж подчеркивает два главных полюса картины -обнаженную женщину и светлое окно. И желание старцев, возбуждаемое видом женщины при такой удаленности от нее, становится не только понятным, но и вызывает сочувствие. Картина приобретена Людовиком XIV в 1684 году.

В зрелые годы своего творчества Тинторетто очень часто обращался к портретной живописи. В этом жанре он, как правило, использовал теплую цветовую гамму. Его проникновенные образы старых венецианских дожей, седых как лунь, но с огнем в старческих глазах, слабых плотью, но сильных и гордых духом, до сих пор потрясают зрителей. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. С темного тепло-коричневого фона, как бы растворясь в нем, светлым пятном возникает удивительное лицо старика с пронзительным взором. Его лицо, будто ореолом, окружено седыми бородой и шевелюрой. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Одежда едва обозначена на коричневом фоне, лишь намеком указывая на меховой воротник и слегка опущенные плечи. «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике. Полотно, созвучное со знаменитыми автопортретами Рембрандта, показывает, что в этом жанре художник намного опередил свое время.

Автопортрет Тинторетто

 

Автопортрет Тинторетто

 

Рубрики:  Живопись
Сокровища музеев мира
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку