-Рубрики

 -Цитатник

Энциклопедия комнатных растений - (0)

Энциклопедия комнатных растений ВCЁ о комнатных растениях: фото, рассказ, советы по уходу, содерж...

Шьем юбку из старых джинсов - (0)

Шьем юбку из старых джинсов всего за час У вас есть лишние джинсы, которые вы уже не носите? Н...

Платье без выкройки на любой размер - (0)

Платье без выкройки на любой размер за один вечер (раскрой сразу на ткани) Шьем платье без вык...

Пальто быстро и легко! - (0)

Пальто быстро и легко! Подборка мк (шитье и крой)  Как сшить пальто без выкройки за 30 ми...

юбка за 10 шагов! - (0)

Пошаговое построение — строим базовую выкройку юбки за 10 шагов!   К...

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в НАТАЛЬЯ_РЯБОВА_П

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.02.2011
Записей: 6381
Комментариев: 177
Написано: 7024


О ЗАГОВОРАХ

Суббота, 17 Декабря 2011 г. 19:35 + в цитатник
Цитата сообщения макошь311 О ЗАГОВОРАХ. ЗАГОВОРЫ-ЗАКЛИНАНИЯ

Заговорами-заклинаниями называются краткие устные произведения, произносимые в сопровождении особых приемов и действий с целью привлечь к себе благотворное действие сил природы или отвратить от себя их вредное действие.

Виды заговора - клятвы и присяги - до сих пор в ходу в образованных классах населения.

Заговоры вошли в эпоху анимизма, когда человек представлял себе явления природы, по аналогии с собственной жизнью, как действие живых сверхъестественных существ. Древний человек верил, что на эти существа можно, в целях своего благополучия, оказать, как на живых людей, воздействие жертвами, мольбами и вообще словами.    

Заговоры очень близки к молитвам, с которвми язычник обращался к богам, предкам-организаторам рода и всего племени. Но между молитвой и заговором есть существенное различие:

молитва - есть выражение такого желания, которое бог может удовлетворить и не удовлетворить;

заговор - это такое обращение к богам, которое основывается на убеждении в возможности внушить богу то или другое пожелание так, чтобы бог, как загипнотизированный, не в силах был не выполнить его.

Такое убеждение могло сложиться под влиянием двух явлений, родственных друг другу:

- древний человек мог наблюдать, как рядовой член рода, в силу тех или других условий (напр., своего жизненного опыта), влияет своим словом на действия властного патриарха в желательном ему направлении;

- древний человек наблюдал, как один человек, одаренный особой психической силой, может при помощи внушения заставить против воли исполнять его желание. Эти два факта породили в древнем человеке убеждение в возможности при помощи слова заставить силы природы действовать в его интересах.

(...) Особенно важную роль заговоры играли в хозяйственно-промышленной деятельности древнего человека: сюда относятся заговоры, устраняющие затруднения в звероловстве, скотоводстве, пчеловодстве, земледелии и торговле. Целый ряд заговоров относится к явлениям общественной и нравственной жизни, напр., к войне, поединку, суду, любви и т. д.

Примеры:

"Ясной зарей оденусь, красным солнцем опояшусь, частыми звездами опотычусь; пойду я , раб (такой-то), в чистое поле, а в том чистом поле лежит бел-горюч камень, стану я раб (такой-то) к востоку лицом, к западу хребтом, на все четыре стороны поклонюсь. Пособите и помогите вы мне, рабу, за охотою ходити, белых и серых зайцев ловити, куниц и лисиц, и серых волков, дорогих зверей-рысей загоняти и залучати, чтобы бегали по своей степи и по своей тропе безопасно, на сторону не отмятывались и взад не ворочались...".

При сажании роя пчел в улей говорится:
"Не я тебя сажаю: сажают тебя белые звезды, рогоногий месяц, красное солнышко, сажают тебя и укорачивают (т.е. укрощают)".

- "Гой еси ты, зоря утренняя, и ты, зоря вечерняя! Пади ты на мою рожь, чтоб она росла, как лес высока, как дубы толста".

- "Гой еси, солнце жаркое! Не пали и не пожигай ты овощ и хлеб мой, а жги и пали куколь и полынь-траву".

- "Как падают капли дождя и не пробивают текучей воды, а пропадают в ней, так пусть пули не пробивают меня и коня моего".

- "На море на Океане, на острове на Буяне живут три брата, три ветра - один северный, другой восточный, третий западный. Навейте, нанесите вы, ветры, печаль-сухоту рабе Божьей (такой-то) чтоб она без меня дня не дневала, часа не часовала".


Заговор в наиболее полном виде состоит из пяти частей:

* вступления, в котором изображается ряд действий, будто бы совершаемых заговаривающим лицом и в древности, вероятно, в самом деле совершавшихся ("встану я, раб (такой-то), благословясь и перекрестясь, чистой водой умоюсь, браным полотенцем утрусь... пойду в чистое поле, в твердые заводы, во темные леса, под ясную зорю, под красное солнце, под светлый месяц, под чистые звезды",

* выражения желания, иногда пространно, иногда кратко ("сними мою зубную боль, унеси боль под облака"),

* уподобления, или символа, т.е. сравнения желаемого явления с каким-либо явлением в природе ("в печи огонь горить и тлеют дрова, так бы тлело и горело сердце у такого-то"),

* обращения к стихиям - солнцу, месяцу, звездам, заре, ветрам, огню, грому, дождю, воде - с просьбой о помощи ("месяць, ты, месяц... сойди, месяц, сними мою зубную боль"),

* замыкания, или закрепление заговора ("замыкаю свои слова замками, бросаю ключи по бел-горюч камень-алатырь; а как у замков смычи крепки, так мои словеса метки", "будьте, мои слова, крепки и лепки, тверже камня, лепче клею и серы, сольчей слои, вострей меча-самосека, крепче булата").

Только немногие заговоры имеют все пять частей; большая часть их обыкновенно состоит из двух частей - второй и третьей (выражение желания и уподобление) или второй и четвертой (выражения желания и обращения к стихии).

Заговоры, возникнув в глубокой языческой древности, подверглись затем историческим влияниям. Поэтому заговоры можно разделить на следующие группы: заговоры чисто языческие и заговоры, подвергшиеся влиянию христианства, или возникшие под влиянием христианства.

Языческие заговоры.

Чисто языческих заговоров недошло до нашего времени; но о них мы можем судить по сохранившимся в наших летописях клятвам-заклинаниям наших предков-язычников. В договоре Игоря с греками (944 г.) так передается клятва-заклинание дружинников-язычников:

"А елико их не крещено есть, да не имут помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не ущитятся циты своими и да посечены будут мечами своими и от стрел и от иного оружия своего и да будут рабы и в сий век и в будуший".

В договоре Святослава (971 г.) находится такая клятва-заклинание:

"Да имеем клятву от Бога, в него же веруем, в Перуна и в Волоса, скотья бога, и да будем золоти (т.е. пусть уподобимся по цвету золоту), яко золото, и своим оружием да изсечены будем".

http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/31-274-22425-16-1324111136

Рубрики:  магия народной медицины
магия
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку