-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 233902


Государственный исторический музей России.(ГИМ)Часть1.История. Экстерьер

Суббота, 14 Октября 2023 г. 13:58 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – крупнейший национальный исторический музей России, собрания которого наиболее полно отражают ее многовековую историю и культуру с древнейших времен до наших дней.

Его коллекции, формировавшиеся почти полтора столетия, насчитывают около 5 млн музейных предметов и 14 млн листов документальных материалов, это 1/12 часть Государственного музейного фонда Российской Федерации.  

Идея создать музей исторических ценностей витала в кругах российской интеллигенции с середины XIX века. Сохранились письма генерал-майора Николая Чепелевского от 1871 года, в которых он «предполагал устроить в Москве особый музей, который бы сделался не только хранилищем собранных для выставки предметов, но постоянно направлял бы свою деятельность к разработке и собиранию материалов»

Академик Константин Бестужев-Рюмин называл народное самосознание высшей целью исторической науки, а создание музея — самым могущественным средством его повышения . В 1871 году граф Алексей Сергеевич Уваров хотел устроить выставку рисунков о российском быте допетровской эпохи. Великий князь Александр Александрович в середине 1860-х посетил музей древностей в замке Розенборг, после чего заинтересовался археологией и захотел создать в России нечто подобное

Участники основания Исторического музея (В.Шервуд и А.Семёнов сидят в центре). 1875-1878 гг.

Толчком к воплощению этой идеи послужил успех промышленной выставки к 200-летию со дня рождения Петра I. Среди её экспонатов были археологические находки и исторические реликвии, которые не вписывались в концепцию политехнического музея. Ветераны Крымской войны присылали памятные вещи в отдел обороны Севастополя. Этим предметам требовалось место для хранения и последующей экспозиции. Николай Чепелевский и генерал-адъютант Александр Зеленой (по другим данным — граф Уваров) в январе 1872 года подали цесаревичу Александру записку с предложением создать исторический музей . Александру понравилась идея создать место, куда мог бы прийти любой человек и увидеть, что «не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране». Цесаревич обратился с соответствующим прошением к императору Александру II и получил письменное разрешение 

Александр II Николаевич

В открытых источниках расходятся данные о точной дате подписания указа о создании музея Александром II. Достоверно известно, что это случилось в феврале 1872 года, однако в дне нет определённости — в разных источниках называются 3, 8, 9  (21 по новому стилю) и 14 числа  Будущий музей решено было назвать в честь «августейшего имени государя наследника цесаревича великого князя Александра Александровича» 

И.ЕЗабелин                   .Князь Шербатов

По приказу императора для организации музея была создана специальная комиссия учёных-историков под руководством графа Уварова. В неё вошли Дмитрий Иловайский, Василий Ключевский, Сергей Соловьёв, архивист В. Е. Румянцев и Иван Забелин  В январе 1873 года была сформулирована общая концепция музея — «служить наглядной историей главных эпох русского государства»

Граф Уваров .                                                                                               Великий князь Сергей Александрович

Второго августа 1874 года был утверждён составленный Уваровым Устав музея. Этот документ регламентировал все вопросы пополнения и сохранения фонда экспонатов[13]. Уже тогда разошлись мнения о предмете показа: Чепелевский хотел создать «храм воинской славы», а Забелин и Уваров настаивали на показе общей истории государства. Историки принадлежали к разным школам, и поэтому Уваров предлагал экспонировать «важнейшие государственные реформы в картинах», а Забелин хотел сделать упор на показ быта и жизни народа

Красная площадь в 1872 году, слева — здание Земского приказа

В 1875 году императорская комиссия объявила конкурс на лучший проект здания музея. Планы-претенденты должны были соответствовать определённой программе: использовать исконно русские архитектурные детали: шатры, ширинки, закомары и прочее, гармонично вписываться в ансамбль Красной площади и рифмоваться с Покровским собором[22][23]. В августе 1875 года победителями были признаны Владимир Шервуд и Анатолий Семёнов с проектом под названием «Отечество».

Шервуд Владимир Осипович, автопортрет, 1876

Члены жюри отметили глубину его проработки: он сопровождался обстоятельными пояснительными записями и демонстрировал глубокие знания о русском зодчестве и его наследии. Шервуд — внук англичанина и москвич во втором поколении — лучше других претендентов справился с конкурсным заданием. Решающее слово принадлежало Ивану Забелину, и он одобрил «Отечество» и подписал заказ на строительство 

Проект Исторического музея под девизом «Отечество». Фасад на Красную пл.(В.Шервуд, А.Семёнов), 1875 г.

Изначально организаторы надеялись привлечь частное финансирование и сделать музей общественным, неподконтрольным государству. Несмотря на привлечение спонсоров, в 1874 году общий капитал ГИМ составлял всего 154 тысяч рублей. Из переписки великих князей Александра Александровича и Сергея Александровича известно, что денежные вопросы велись «с легкомыслием замечательным. Построили здание, которое, ещё не законченное, стоит 1 ½ миллиона, и для этого не имели других средств, кроме 200 тысяч, которые дала казна» . На строительство ГИМ пришлось взять в Московском кредитном обществе ссуду в 1,26 млн рублей. Закрыть кредит удалось только через 28 лет 

Строительство Исторического музея (вид от Кремля). 1875—1876 гг.

Задумка проекта «Отечество» возвращала к идеалам древнерусского зодчества. Здание должно было привнести новый дух в Кремлёвский ансамбль и переосмыслить облик Красной площади — из подобия римского форума превратить её в символ народности и перекликаться с Покровским собором

Заимствования приёмов и деталей древнерусского зодчества помогли Шервуду создать образцовый пример русского стиля, популярного во второй половине XIX века в России, согласно тенденции развития историзма

Красная площадь и РИМ. Фотохром 1896 года.

По мнению многих искусствоведов, Шервуд удачно совместил традиционные в русском зодчестве элементы оформления с красным кирпичом. В оформлении фасадов использованы 15 видов кокошников и 10 разных ширинок, шатры, арки, гирьки, аркатурные пояса, киотцы и тянутые карнизы . Дробный силуэт фасада рифмуется с обликом храма Василия Блаженного и композиционно уравновешивает два здания на Красной площади 

Спустя некоторое время между Шервудом и Забелиным возник конфликт из-за разных взглядов на то, как на оформлении музея должны отразиться национальные архитектурные традиции. Забелин заявил, что «Шервуд и Семёнов поступают с великим своенравием и проектируют что-то совсем не русское». Кроме того, Шервуд начал разрабатывать интерьеры ещё до получения официального заказа, отводя первостепенную роль оформлению, а не экспонатам. В 1879 году архитектор был отстранён от строительства, а в 1886-м Забелин отказал ему в должности сотрудника музея .

Критика проекта встречалась и позднее: многие считали ошибкой снос двухсотлетнего здания Главной аптеки  В 1920-х архитектор Ле Корбюзье советовал вообще убрать здание музея с Красной площади как нарушающее архитектурный облик Москвы 

С момента подписания указа об основании и до конца строительства здания на Красной площади среди устроителей музея шли споры о его характере и направленности экспозиции. Забелин и Уваров настаивали на том, что главную роль должны играть подлинные исторические предметы. Шервуд предлагал сделать уклон в сторону стилизаций и экспонировать в том числе произведения искусства на исторические темы 

Изначально Уваров и Забелин хотели оформить Парадные сени сценами из истории древних славян и постепенно от зала к залу показать развитие культуры и переход от язычества к христианству. Однако после перехода на государственное содержание от этой идеи пришлось отказаться — главную роль отвели идее самодержавия. Первым, что видели посетители при входе, было генеалогическое древо Императорской семьи из 68 портретов 

Первые программы музея были основаны на трудах Константина Бестужева-Рюмина, Дмитрия Иловайского, Алексея Уварова, Сергея Соловьёва и Василия Ключевского. Основу музейного фонда составила личная коллекция Уварова 

  

 С мая 1895 года до ноября 1917 года официальное название музея звучало следующим образом — «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III».

Появление музея изменило исторический облик центра Москвы, отчего стало неизбежным дальнейшее обновление города в определённом стиле, — последовали здание Московской городской думы, Верхние и Средние торговые ряды

В мае 1881 г. музей был передан в ведение Министерства финансов, приобрел статус правительственного учреждения и получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей. Почетным председателем был назначен великий князь Сергей Александрович, товарищем председателя (фактическим директором) стал А.С. Уваров, с апреля 1885 г. – И.Е. Забелин. С декабря 1882 года решением Александра III музей был передан Министерству народного просвещения. Для посетителей музей открылся в начале июня 1883 года, сразу после коронации императора Александра III. Последним почетным председателем музея был великий князь Михаил Александрович.

 
Фонды музея быстро росли за счет даров от монастырей и библиотек, разнообразных институтов, университетов и издательств. Члены знаменитых дворянских фамилий также выступали меценатами, передавая в дар Историческому музею свои ценнейшие коллекции.Музей по праву гордится библиотекой Голицына, насчитывающей более 9000 томов по истории России, собранием Черткова, в котором находятся более 300 древних рукописей, в частности, знаменитая переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Кроме этого, семья Чертковых передала музею одну из лучших в стране коллекций русских монет. Другие представители дворянства также сделали ценные вклады: Бобринские, Оболенские, Кропоткины, Уваровы, Масальские подарили музею свои коллекции вещей, связанных с российской историей.

Купец Бахрушин Алексей Петрович. Ок.1892.

Нельзя не упомянуть и о драгоценных вкладах купечества. Бахрушины, Бурылины, Сапожниковы, Постниковы пожертвовали более 300 000 разнообразных экспонатов. Среди них были русские иконы, древние манускрипты, ткани и мебель, а также предметы декоративно-прикладного искусства.

Одним из самых ценных вкладов стала коллекция знаменитого купца, коллекционера и мецената Петра Ивановича Щукина. Он был основателем частного музея «Российских древностей». Со временем коллекция так разрослась, что ей стало тесно даже в специально построенном для нее здании. В 1905 году Щукин передал ее в дар Историческому музею. Он до конца жизни был хранителем собственного музея, который носил название «Отделение Императорского Российского Исторического музея имени императора Александра III — Музей П.И. Щукина».

Александр Андреевич Катуар де Бионкур, предводитель дворянства Нижнего Новгорода, подарил свою коллекцию охотничьего оружия и пистолетов, купец Вахрамеев — книги и рукописи, представитель знаменитой семьи Дашковых — художественные произведения. Одним словом, люди из самых разных слоев российского общества считали пополнение коллекции музея своим долгом.Анна Григорьевна Достоевская, вдова писателя, будучи почетным членом Исторического музея с 1906 года, передала в дар архив покойного супруга, книги и фотографии, письма, а также некоторые вещи. В музее была воссоздана комната писателя, названная «Музеем памяти Ф.М. Достоевского».

С тех пор музей не раз переименовывался: с мая 1895 г. музей стал называться Императорский Российский Исторический музей в Москве имени императора Александра III в Москве, с ноября 1917 г.– Государственный Российский Исторический музей,

В дни революции музей оказался в центре волнений, ежедневно вокруг собирались толпы, а в помещениях «солдаты тыкали штыками по всем тёмным углам». Только личные указы наркома просвещения Анатолия Луначарского и Владимира Ленина предотвратили уничтожение музея

культпоход членов правительства

В 1918—1920 годах в фонды музея вошли собрание древностей, рукописей, архив и библиотека Уваровых, собрание серебра Алексея Александровича Бобринского, серебра, фарфора и стекла Николая Михайловича Миронова, огромный архив Куракиных, нумизматическое собрание и библиотека Павла Васильевича Зубова, библиотеки со специальным подбором книг библиофила и издателя Льва Эдуардовича Бухгейма, историка Геннадия Фёдоровича Карпова и генеалога Леонида Михайловича Савёлова. В эти же годы к музею были присоединены как особый отдел Патриаршая библиотека и как филиалы дом Археологического общества на Берсеневской набережной с библиотекой общества, дом московской Епархиальной библиотеки и библиотеки бывшего Певческого училища в Лиховом переулке с их фондами[ 

После революции фонды пополнились за счет расформированных музеев, таких, как Румянцевский музей, Военно-исторический, «Старая Москва», а также из Государственного музейного фонда, в котором скопились предметы частных коллекций. На хранение были переданы собрание рукописей из Московской епархиальной библиотеки, коллекция церковной утвари и тканей из магазина Оловяшниковых.Пополнялась и экспозиция, посвященная древнейшим временам, от каменного века до русского Средневековья. Советские археологи и палеонтологи, проводившие раскопки на территории страны, передавали найденный материал музею.

Позднее была создана специальная Коллегия по делам музеев под руководством Натальи Седовой-Троцкой. Ведомство критиковало ГИМ за саботаж революционных идей и предлагало разделить его на отдельные самостоятельные музеи. В марте 1921 года вышло постановление о переорганизации его в Музей быта[67]. В том же году была создана комиссия по утилизации музейных ценностей под председательством Льва Троцкого. Тем не менее, за первые 10 лет советской власти собрание ГИМ увеличилось вдвое — за счёт выморочных, конфискованных и национализированных ценностей

В годы Великой Отечественной фонд музея фактически разделился на две части — спустя неделю после объявления войны директор Анна Карпова получила приказ к концу июля подготовить к эвакуации самые ценные экспонаты. Их тщательно упаковали, сложили в ящики и сопроводили детальными описями . Эта часть коллекции получила название Госхранилище № 1 и на три года была отправлена в Костанай 

очередь в мавзолей

ГИМ на Красной площади был единственным из столичных музеев, который продолжал работать даже во время осады Москвы. Его закрывали только на неделю осенью 1941-го, когда после бомбёжки в здании выбило стёкла и возникла трещина в фундаменте  В годы войны продолжали открываться новые выставки. Они были посвящены боевым действиям и сформированы из фронтовых материалов. Из дневника сотрудницы музея Марии Михайловны Денисовой известно, что в тот период в подвалах музея ночевали сотрудники личной охраны Иосифа Сталина 

1957

В 1957 году были открыты залы второго этажа, общая экспозиция стала охватывать период от древнейших времён до начала XIX века[17][72]. В 1963 открылись дополнительные залы, покрывающие временной промежуток до 1917 года

Лев и единорог на башенном шпиле музея, 2010 

История нескольких тысяч лет воскресает в музее во всем своем величии и трагизме: жизнь первобытных людей, образование Древнерусского государства и татаро-монгольское нашествие, суровая и беспощадная эпоха Ивана Грозного, поворот страны к прогрессу при Петре I, просвещенный абсолютизм Екатерины II и победа над Наполеоном, отмена крепостного права и светская жизнь дворянства. В 1936–1937 гг., в связи с открытием новой экспозиции музея к 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров были забелены или уничтожены.

  

Двуглавый орел на Историческом музее, 2012

В 2006 году Исторический музей закончил работу над постоянной экспозицией. На двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX века. Экспозиция начинается на втором этаже. Он посвящен первобытному обществу, Древней Руси, раздробленности, борьбе с иноземными захватчиками, объединению России, культуре, освоению Сибири. На третьем этаже показана Россия, начиная с эпохи Петра I: политика, культура, экономика Российской империи.

вход  

Государственный исторический музей ведет важную научную и исследовательскую деятельность. Его экспозиция и фонды — бесценный источник для художников, историков, реставраторов, ученых, культурологов, исследователей костюма и мебели.

2011

В 1986–1997 гг. музей был закрыт на реставрацию и капитальный ремонт, а после завершения работ открыл первые 11 залов экспозиции (ровно столько же, как и в 1883 г.) и выставку "Реликвии истории Государства Российского".

 По полноте и разнообразию многомиллионная коллекция музея не имеет себе равных в стране: экспонаты музею жертвовали государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Московская городская дума в 1887 г. передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, крупные пожертвования поступали от семейств Голицыных, Масальских, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Щербатовых, Уваровых.

 

1920–1930-е годы стали временем передачи в исторический музей коллекций из Государственного музейного фонда и расформированных музеев ("Старая Москва", Румяцевский музей, Военно-исторический музей и др.). В 1993 г. в связи с ликвидацией Центрального музея В.И. Ленина его коллекции переданы в Исторический музей.


                        
Богатейшие собрания хранятся в фондовых отделах: археологии, нумизматики, дерева, оружия, металла, драгоценных металлов, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, письменных источников, тканей и костюмов, картографии, изобразительных материалов, в книжном фонде. 

 На 2001 год в состав музея входили 

главное здание на Красной площади


Музей декабристов


Новодевичий монастырь


Покровский собор


Церковь Троицы в Никитниках


Палаты Романовых


Центральный музей Владимира Ленина (С 2012 года Музей Отечественной войны 1812 года)

Усадьба Измайлово


Крутицкое подворье
В 2020 году в Туле открылся единственный в стране филиал Государственного исторического музея. Выставки в тульском филиале демонстрируют предметы из фондовых коллекций московского исторического музея: мемориальные реликвии, шедевры декоративно-прикладного искусства, предметы этнографии, археологические артефакты, оружие, живопись

Продолжение следует...

 

Рубрики:  история/Музеи
По России/Москва и москвичи
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 15 пользователям

Буала   обратиться по имени Суббота, 14 Октября 2023 г. 17:44 (ссылка)
Благодарю Майя, за прекрасную публикацию!
Ответить С цитатой В цитатник
ГалКон   обратиться по имени Суббота, 14 Октября 2023 г. 18:22 (ссылка)
Привет, Майя, спасибо большое за чудесный пост об Историческом музее. Здание очень красивое, величественное, с огромным количеством элементов декора, делающих здание музея сказочным. Я даже не представляю себе Красную площадь без этого музея, настолько он органично вписался в нее. Была в этом музее в детстве и, естественно, многое стерлось из памяти. Меня заинтересовал памятник перед музеем на площади, раньше его не было. Кому он установлен? Слава Богу, что хватило ума у большевистского руководства оградить бесценную коллекцию музея от уничтожения. Безграмотные и неистовые в своей ненависти к своему прошлому проходились как саранча, уничтожая и портя все на своем пути.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 14 Октября 2023 г. 23:31ссылка
Галя!Спасибо.Пускай Божья Матерь накроет тебя своим покрывалом и убережет от бед и напастей.
Желаю, чтобы в твоем доме всегда был уют, мир и порядок. Чтобы в твоей душе всегда была вера, справедливость и любовь. Чтобы в твоем сердце всегда были лишь богоугодные помыслы, сострадание и сочувствие. Желаю благополучия и света твоей семье С Покровом Пресвятой Богородицы!
Перейти к дневнику

Суббота, 14 Октября 2023 г. 23:40ссылка
Спасибо большое, Майя, за поздравление и тебя с праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Здоровья, счастья, мира и добра твоему дому! Пусть Господь хранит его от бед и несчастий!
mira-v-dome-radosti-i-pokoya-v-serdce (430x430, 181Kb)
Перейти к дневнику

Суббота, 14 Октября 2023 г. 23:38ссылка
Установлен памятник 8 мая 1995 года на Манежной площади перед Историческим музеем. Выполнен скульптором Вячеславом Клыковым совместно с архитектором Юрием Григорьевым

Конная статуя маршалу Жукову выполнена в стиле социалистического реализма. Как отмечал сам скульптор, он начал работать над моделью памятника по личной инициативе без предварительного заказа.

Ставя Жукова в один ряд с князьями Александром Невским и Дмитрием Донским, Клыков надеялся продолжить тему русской святости и героизма.

Во время создания образа маршала скульптор обращался к устным рассказам современников и собственным детским впечатлениям, а не к документальным свидетельствам...

Четырёхметровая бронзовая скульптура установлена на двухметровом гранитном постаменте. Общая масса композиции составляет 100 тонн.

Полководец изображён верхом на своём жеребце Кумире, топчущем копытами штандарты нацистской Германии. Скульптор представил маршала привставшим на стременах во время торжественного парада Победы 24 июня 1945 года
2014_Moscow_Georgy_Zhukov_monument (466x700, 249Kb)
Перейти к дневнику

Суббота, 14 Октября 2023 г. 23:43ссылка
Спасибо, Майя, за разъяснение, а то я грешным делом подумала, что это памятник Александру 3
Перейти к дневнику

Суббота, 14 Октября 2023 г. 23:45ссылка
Я бы ему также поставила памятник, только основателю музея -Александру 2 Николаевичу
babeta-liza   обратиться по имени Суббота, 14 Октября 2023 г. 23:44 (ссылка)
Красивое , монументальное здание! Благодарю Майя! Доброй ночи и отличного воскресного отдыха!
Ответить С цитатой В цитатник
ЗИТТА   обратиться по имени Четверг, 19 Октября 2023 г. 05:49 (ссылка)
С благодарностью,Майя,за интересный и познавательный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку