Три экскурса в эпоху Романтизма: её расцвет, начало и конец |
«Свободен, но весел», песни без слов для скрипки с оркестром и крах Прекрасной эпохи под звуки вальса...
Написанная летом 1883 года Третья симфония Брамса стала новым словом в трактовке симфонического цикла. Здесь нет скерцо, средние части ломают устоявшийся порядок, а сюжет четырехчастного цикла развивается от мажора к минору (количество прецедентов стремится к нулю).
Возможно, для создания этой партитуры Брамс использовал свои ранние эскизы. В первом мотиве зашифрован его юношеский девиз: «свободен, но весел» (frei aber froh, f – as – f). Лирический герой симфонии проходит путь от первого мотива через простую и изящную, но полную предчувствий вторую часть, через «улыбку сквозь слезы» третьей к драматической кульминации цикла, финалу, в конце которого, «подобно радуге после грозовой бури», вновь звучит главный мотив.
Эта симфония посвящена пианисту и дирижеру Гансу фон Бюлову, для которого Брамс был частью великой немецкой триады, трех «Б»: Бах – Бетховен – Брамс. О Брамсе фон Бюлов говорил: «Я... завоюю ему часть нации, которая о нем еще знать не знает, несмотря на то, что ему уже 48 лет, и он уже успел подарить миру столько высокого, мастерского, бессмертного». Самому же Брамсу писал: «Превращать огонь, затаенный в твоих произведениях, из скрытого в видимый — это любимое занятие... всецело преданной тебе дирижерской палочки».
Посвящение Третьей – отражение этой многолетней дружбы: «Моему сердечно любимому Гансу фон Бюлову от верного друга. Иоганнес Брамс».
Ми-минорный концерт Мендельсона – сочинение, о котором не единожды можно сказать «впервые»: это первый концерт для скрипки, который безошибочно может быть назван романтическим.
Впервые в его создании принимал активное участие первый исполнитель и адресат посвящения, Фердинанд Давид, друг детства и концертмейстер оркестра лейпцигского Гевандхауза, который Мендельсон возглавил в 1835-м. В этом концерте впервые нет классической оркестровой экспозиции, зато есть помещенная перед репризой, кто бы мог подумать – тоже впервые, авторская каденция (новшество прижилось: практически во всех последующих концертах каденции записаны, а у Чайковского и Сибелиуса, например, даже сохранили расположение перед репризой. Правда, один из лучших современных интерпретаторов мендельсоновского концерта, Джошуа Белл, предпочитает играть собственную каденцию. Но исключение, как известно, лишь подтверждает правило).
Первому исполнению концерта, которое состоялось 13 марта 1845 года в Лейпциге, предшествовало несколько лет напряженной работы над сочинением. В письме Давиду от 30 июля 1838-го Мендельсон писал: «Следующей зимой я хочу сочинить для тебя скрипичный концерт. Один, ми-минорный, засел у меня в голове и его начало не дает мне покоя».
Концерт, получивший в конце концов безупречное воплощение (взволнованная и трепетная первая часть, лирическая и проникновенная вторая и венчающий произведение блестящий финал в форме рондо-сонаты), стал одним из самых часто исполняемых произведений скрипичного репертуара, не потеряв со временем своего очарования. В 1906-м, на торжестве в честь своего 75-летия, великий скрипач Йозеф Иоахим сказал собравшимся: "У немцев есть четыре скрипичных концерта. Величайший и самый бескомпромиссный - Бетховена, один концерт Брамса соперничает с ним в серьезности. Самый богатый и соблазнительный написан Максом Брухом. Но самым душевным, жемчужиной сердца, является концерт Мендельсона."
Стихия вальса, «танца танцев», повального европейского увлечения в XIX веке, воплотилась не в одном сочинении Равеля. В его фортепианном цикле «Благородные и сентиментальные вальсы» (1911) этот танец предстает во всем своем блеске. Восьми изящным и рафинированным пьесам композитор (конечно не без иронии) предпослал эпиграф из Анри де Ренье: «Сладостное и всегда новое удовольствие от бесцельного времяпрепровождения». Эта музыка, изначально не предназначенная для балета, попала на сцену уже через год: 22 апреля 1912-го Равель дирижировал оркестровой версией, танцевала «Аделаиду, или Язык цветов» (как был назван балет на сюжет из того же Ренье) великолепная Наталья Труханова.
В хореографической поэме «Вальс», созданной после Первой мировой (1919 – 1920), у этого танца совсем другой облик: по-прежнему прекрасный (Равель даже заимствует одну из тем фортепианного цикла), он гибнет под ударами неумолимого вихря, словно увлекая за собой к катастрофе вальсирующую Европу времен Прекрасной эпохи.
Замысел хореографической поэмы возник еще в 1906-м: тогда это был большой вальс, «дань памяти великого Штрауса, только не Рихарда, а другого -- Иоганна». В 1914-м, через месяц после начала войны, в одном из писем композитор называет это сочинение симфонической поэмой «Вена». Работу над «Вальсом» Равель возобновил, вернувшись с фронта, по заказу Дягилева. После прослушивания тот отверг готовую партитуру со словами: «Равель, это шедевр… но это не балет… Это портрет балета… это живописное изображение балета». На чем, собственно, их отношения и окончились, так и не возобновившись до конца жизни. А музыка, изначально предназначенная для танца, стала одним из самых важных сочинений оркестрового репертуара XX века. Появились и концертные переложения для одного и двух фортепиано.
Сценическая же судьба «Вальса» долгое время оставалась не слишком счастливой. Первую балетную версию публика увидела лишь в 1929 году, в исполнении Иды Рубинштейн. В 1951-м, уже после Второй мировой два лика равелевского вальса примирил Джордж Баланчин, объединив в одном балете музыку довоенной фортепианной сюиты и послевоенной хореографической поэмы.
Итак, «в просветах среди мчащихся вихрем туч мелькают вальсирующие пары. Облака постепенно рассеиваются: виден огромный зал, заполненный танцующими. Сцена освещается все сильнее. Блеск люстр заливает зал…»
Рубрики: | Музыка/Симфоническая Музыкальные жанры и формы/Симфония Музыкальные жанры и формы/Концерт Композиторы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |