Вот самый известный портрет Натальи Николаевны Гончаровой (в замужестве - Пушкиной). Написан он акварелью, в 1831 - 1832 гг, то есть когда Пушкин и Гончарова только поженились. И его автор - Брюллов. Но не Великий Карл, как называли современники Карла Брюллова - автора "Последнего дня Помпеи и "Всадницы", а его брат - Александр Павлович Брюллов.
С 1823 по 1835 год Карл Брюллов жил в Италии. Но после его возвращения в Россию у него с Пушкиным было ещё немного времени, чтобы познакомиться (Пушкин погибнет в 1837-м). И они познакомились. И были очень высокого мнения о творчестве друг друга.
Пушкин влюбился в творчество Брюллова ещё до возвращения художника в Россию. Картина "Последний день Помпеи" прибыла в Россию раньше автора - в 1834-м. Александр Сергеевич посвящает ей несколько поэтических строк. И даже более того: на листе черновика - вместо обычных профилей и автопортретов - он набрасывает фрагмент картины Брюллова (возможно, наиболее впечатливший его эпизод).
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
А.С. Пушкин
Познакомившись с Брюлловым лично, Пушкин загорелся идеей заполучить портрет его кисти - не свой, а своей жены Натальи.
Вот что Пушкин писал Наталье Николаевне из Москвы в Петербург в мае 1836 года:
Я успел уже посетить Брюллова. Он очень мне понравился. У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного? Невозможно, чтоб он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя...
Когда Брюллов перебрался из Москвы в Петербург, общение поэта и художника продолжилось. Широко известен визит Брюллова домой к Пушкину: поэт, будто хвастаясь своим семейным счастьем, поочередно выносил и показывал живописцу своих полусонных детей. Брюллов не впечатался и даже резко спросил Пушкина, зачем тот вообще женился. (Сам Брюллов в эту пору ещё убеждённых холостяк - но через два год он женится, настолько неудачно, что развод последует через месяц с небольшим.)
Карл Брюллов знал цену своему таланту и был очень капризным художником. Он не раз отказывался писать портреты людей, чьи лица считал неинтересными скучными или некрасивыми. Он даже портрет императора Николая I не написал!
Та же история вышла и Натальей Николаевной Гончаровой.
Брюллов не посчитал жену Пушкина красавицей: ему не понравились её глаза - они были близко посажены, да ещё и косогласие имело место (косоглазие Натальи Николаевны - известный факт, сам Пушкин называл её "косоглазой мадонной").
Племянник Карла Брюллова Пётр Соколов (тоже художник) объяснял, почему Брюллов не стал писать портрет жены Пушкина, не стесняясь в выражения:
Все вокруг говорят: Карл Брюллов — гений! Гений! А я вот что скажу: в страшном сне не привидится жить рядом с гением, или, не дай господи, состоять в его близких родственниках.
Доказать? Пожалуйста: великий стихотворец Пушкин сколько раз просил его написать портрет Натальи Николаевны? Мой дядюшка Александр ее писал — дивно хороша. А Карл что же?.. Услышав, что у поэта жена — эдакий розанчик, с ним на дачу поехать изволил, глянул наметанным глазом и заартачился писать, ссылаясь на то, будто бы она косая!
Именно так хамски и выразился! Не верите мне, спросите дружка его Тараса Григорьевича Шевченко, он сам об этом неоднократно упоминал и будто бы даже опубликовал где-то, шельма.
А самого Пушкина Брюллов написать хотел. Просто не успел. Говорят, дуэль состоялась буквально за день до намеченного сеанса портретирования.