-Метки

actors agatha christie american artist anne perry anne tyler architecture argentina art art lesson ashley weaver audiobooks australia australian avant-garde ballet beach belgian belgium blake pierce blue lights books bosch: legacy british canada cara hunter cats celebrities daniel cole danish daphne du maurier david baldacci denmark detective dogs donato carrisi donna leon elizabeth george european finnish florida flowers franck thilliez french fun german harlan coben history iain pears ian mcewan ireland island italian john grisham josephine tey korea landscapes lesson lessons link lisa jewell literature loreth anne white maigret marlowe michael connelly michel bussi miss scarlet and the duke movies music natalie barelli netherlands new zealand norwegian p. d. james patricia highsmith patricia wentworth pets photographer photography photos phyllis dorothy james poem poland polish prime suspect quotations quotes ragnar jonasson robert bryndza robert galbraith russia russian russian artist russians scandinavian sea seascapes sharon bolton shetland sidney sheldon society spanish stephen king sur sweden swedish tana french the casual vacancy the stranger those who kill ukraine usa victor methos war watercolors waves what remains wisdom workout александра маринина анне метте ханкок блейк пирс богомол борис акунин босх: наследие виктория платова выхода нет главный подозреваемый голубые огни джеймс филлис дороти джон гришэм джон харт днк донато карризи донна леон исчезновение иэн макьюэн казнь коннелли майкл лайза джуэлл лгунья лорет энн уайт майкл коннелли медленные лошади мишель бюсси натали барелли патриция вентворт пирс йен рагнар йонассон роберт брындза роберт гэлбрейт сидни шелдон сороки-убийцы стивен кинг тёмное сердце убийство на краю света франк тилье харлан кобен шетланд шэрон болтон элизабет джордж энн перри эшли уивер юсси адлер-ольсен

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Marginalisimus

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.10.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 34813


Татьяна Маврина

Суббота, 11 Декабря 2010 г. 02:21 + в цитатник

 

//s39.radikal.ru/i085/1003/51/9eb0652a6da6.jpg

 
 
 
 
Суздаль. Базар. 1957 Акварель, темпера

 

 

Маврина (Лебедева) Татьяна Алексеевна (1902-1996). Живописец, график. Детство Т.А. Мавриной прошло в Нижнем Новгороде. Детей было четверо, и воспитывали их, как полагалось в интеллигентных семьях: чтение и рисование, обучение музыке и языкам, внимание к фольклору и народному искусству, которые, казалось, окружали и пронизывали всю жизнь. От этих лет сохранились альбомчики-тетради, которые делали дети в семье Лебедевых. Это была игра в рукописный журнал. В 1921 году Маврина уже точно выбрала изобразительное искусство - поступила во ВХУТЕМАС, где училась у Р.Р. Фалька, Н.В. Синезубова, Г.В. Федорова. Позже художница вспоминала об этом времени как о счастливейших годах своей жизни. Окончив ВХУТЕМАС в 1929 году, она вступила в объединение Группа "13", стала участником выставок объединения. В 1930-е годы Маврина занималась живописью, писала акварели, делала рисунки. Многие ее работы этого времени близки французским постимпрессионистическим течениям. Последняя живописная работа Мавриной на холсте масляными красками была написана летом 1942 года (Танцы на веранде клуба). То, что началось после этой картины Маврина называла своей новой жизнью. После войны художница вновь открыла для себя мир народного творчества. Она не только любила и собирала иконы, глиняные игрушки, подносы и вышивки - со своим мужем , художником Н.В. Кузьминым, она собрала великолепную коллекцию - Маврина сама делала копии лубков и прялок, расписывала туески, старинные подносы и бутылки, вживалась в образ народного мастера. Она создала свой собственный, "мавринский" почерк - декоративный, лихой, основанный на принципах народного примитива. В 1950-60-е годы художница совершала многочисленные поездки по русским городам, делала зарисовки и эскизы для будущих работ. Любимой темой стала природа, "земля и небо". Особое место в творчестве художницы занимают ее жизнерадостные и всегда солнечные иллюстрации к детским книжкам. Выполненные, как всегда, в народном стиле они великолепно подходят к сюжетам русских сказок. В конце 1980-х годов Маврина почти не покидала своего дома. Вопреки болезням и недугам она отдавалась своей страсти - живописи, писала виды из окна, натюрморты, цветы. Ее работы последних лет столь пластически убедительны, несут столь мощный энергетический заряд, что позднее творчество Мавриной с полным правом можно поставить в один ряд с полотнами крупнейших мастеров 20 века. Работы Татьяны Мавриной хранятся почти во всех крупнейших музеях нашей страны, в том числе в ГТГ, ГРМ, Саратовском художественном музее и в частных собраниях.

 

 

http://www.ljplus.ru/img/r/e/remochka/Mavrina_73abramcevo.jpg

 


 

Маврина Т.

Маврина Т. "Дмитров. Красный дом", 1970

 

 

Маврина Т.

Маврина Т. "Переславль-Залесский. Музей", 1963

 

 

Маврина Т.

Маврина Т. "Переславль-Залесский. Гуси", 1957

 

 

Маврина Т.

Маврина Т. "Переславль-Залесский. Городище", 1965

 

 

Маврина Т.

Маврина Т. "Никольское-Урюпино", 1947

 

 

Маврина Т.

Маврина Т. "Звенигород. Гора", 1968

 

 

Маврина Т.

Маврина Т. "Звенигород. Улица с часами ", 1969

 

 

Маврина Т.

Маврина Т. "Яхрома. В Дмитров", 1970

 

 

Маврина Т.

Маврина Т. "Суздаль.Орион", 1972

 

 

Маврина Т.

Маврина Т. "Борисоглеб. Монастырь-музей", 1957

 

 

Троицкие ворота Кремля.Татьяна Маврина.Акварель.1946

 

 

 




 



Татьяна Маврина
Юрий Коваль "Журавли"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://lib.rus.ec/i/36/212336/img_4.jpeg

 

 

 

 

 

http://100sovietpainters.ru/Mavrina/mavrina-10.jpg

 

 

 

 

http://100sovietpainters.ru/Mavrina/mavrina-9.jpg

 

 

 

 

http://100sovietpainters.ru/Mavrina/mavrina-6.jpg

 

 

 

 

//i060.radikal.ru/1003/97/1954dbef109e.jpg

 

 

http://lib.rus.ec/i/36/212336/img_22.jpeg

 

 

http://www.ljplus.ru/img/r/e/remochka/Mavrina_66.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Маврину знали и ценили как графика и иллюстратора, воплотившего в своем творчестве многие принципы народного русского искусства, которое она прекрасно знала. Русские иконы, лубки, вышивки, глиняные игрушки представляли для нее интерес не только как предметы коллекционирования, но и как образцы высокой художественной культуры, живого языка, к которому она обращалась. Ее иллюстрации к детским книжкам и русским сказкам, альбомы рисунков, сделанных во время путешествий по русским городам, вызывали большой интерес и по праву считались частью отечественного искусства 70—80-х годов.

 


Художница была удостоена звания заслуженного художника РСФСР, имела награды и премии, в том числе Государственную премию СССР.


И все же словно незримая стена отделяла ее от официального советского искусства. Эту ее «инаковость» чувствовали все — от главных художников государственных издательств, с большой неохотой подписывавших мавринские книги в печать, до оргкомитета международной премии имени Г.-Х. Андерсена, выбравшего Маврину — практически единственную из советских художников детской книги — в качестве лауреата этой престижной премии в области книжной графики.

 

 


Татьяна Маврина родилась в 1900 году, хотя сама всегда называла годом своего рождения 1902-й, и именно эта неверная дата вошла почти во все справочники и биографии, написанные при жизни художницы. Причина была одна — женское кокетство, желание казаться немного моложе. Ее детство прошло в Нижнем Новгороде, детей в семье было четверо, и воспитывали их, как полагалось в интеллигентных семьях: чтение и рисование, обучение музыке и языкам, внимание к фольклору и народному искусству, которые, казалось, окружали и пронизывали всю жизнь. «География фантастическая от гор, рек, болот, оврагов, лесов, всяких легенд, старых городов вокруг: Суздаль, Владимир, Юрьев Польский, Муром, Городец, а там живописные народные промыслы — городецкие, семеновские, хохломские, палехские, мстерские. Город в окружении фольклора», — вспоминала Маврина о своих детских ощущениях. От этих лет сохранились альбомчики-тетради, которые делали дети в семье Лебедевых. В них — стихи и рассказы, рисунки, акварели. Игра в рукописный журнал будила мысль и творчество, рождала чувство полноты жизни, в которой предстояло так много осмыслить и запечатлеть. Из полноценности детства возникло ощущение того, что «много всего кругом», и это чувство не покинет Т. А. Маврину в течение всей долгой жизни.

 

http://www.ljplus.ru/img/r/e/remochka/Mavrina_41.jpg

 

 

 

 


В 1921 году она уже точно выбрала изобразительное искусство - поступила в «фантастический вуз ВХУТЕМАС», безоглядно увлеклась живописью. Позже Маврина вспоминала об этом времени как о счастливейших годах своей жизни. Настоящей школой живописи для нее стали французские импрессионисты в Щукинской и Морозовской галереях. И концу 20-х годов относится ее членство в Группе «13», участие в совместных выставках и поиски своего места в искусстве.

 

 


Но за двадцатыми годами пришли тридцатые, и с ними — диктат разрешенного пути в искусстве. В это трагическое для всей страны время Маврина оставалась верной живописи. В духе интернациональной живописной традиции художники Группы «13» сообща нанимали модель.

 

 


Маврина говорила, что художника, равного по силе Тициану, не найти среди импрессионистов, но «все вместе импрессионисты перетянут. Они открыли опять мир идеальной гармонии и повседневности». Многие ее работы этого времени близки французским постимпрессионистическим течениям. Одна из картин, написанная в сияющих перламутровых тонах, так и называется - “Подражание Ренуару” (1938).

 


Почти ежедневно она писала или рисовала обнаженную женскую модель, работая в разноообразных техниках. Подражания Анри Матиссу сменялись натурными набросками в женской бане. Венеры перед зеркалом существовали рядом с раздевающимися тетками в белье того незабываемого голубого цвета, который был характерен для трикотажа периода «строительства коммунистического общества». От этого времени осталось множество рисунков и акварелей, несколько десятков холстов, которые многие годы хранились буквально под кроватью — художница их никому не показывало: ведь обнаженная натура была недозволенной, почти запрещенной темой. Лишь в 70-е годы некоторые из мавринских «нюшек» (как на простонародный манер она их называла, обыгрывая французское «ню») стали появляться на выставках, поражая своим радостным жизнеутверждением и вызывая вопрос: «Возможно ли, чтобы художник XX века, отгородившись от окружающего, упорно восхвалял радость бытия во времена, когда царствовала одна из жесточайших тираний?». Видимо, Маврина позволило себе не замечать ее, в чем было отчаянное и решительное противостояние общей атмосфере подавленности или истерии.

 

 


Последняя живописная работа на холсте масляными красками была написана летом 1942 года в саду Дома Красной Армии и изображала танцы на веранде клуба. То, что началось после этой картины, Маврина называла своей новой жизнью.

 

 


После войны художница вновь открыла для себя мир народного творчества. Она не только любила и собирала иконы, глиняные игрушки, подносы и вышивки — со своим мужем, художником Николаем Васильевичем Кузьминым, она собрала великолепную коллекцию — Маврина сама делала копии лубков и прялок, расписывала туески, старинной формы подносы и бутылки, вживалась в образ народного мастера. Это был гениальный ход, он давал ей возможность отойти от принципа социалистического реализма с его иллюстративным бытописанием в единственно дозволенном тогда направлении — в сторону русского народного искусства. Анри Матисс через увлечение народным искусством обрел свой стиль, а Татьяна Маврина, отталкиваясь от Матисса, превращает себя в народного мастера, создав собственный, «мавринский» почерк — декоративный, лихой, основанный на принципах народного примитива.

 


Для творчества художницы были необходимы натурные впечатления. В 1950—1960-е годы она предпринимала многочисленные поездки по русским городам, делала зарисовки и эскизы.


Она так натренировала свою память, свой глаз, что дома легко могла воспроизвести многоцветие природы по торопливым наброскам, сделанным с натуры.


Анимаиса Владимировна Миронова, ее частая наперсница в этих поездках, вспоминает, как в самом начале 60-х годов, ранней весной, в половодье, они с Мавриной оказались в маленькой забытой Богом гостинице. Ранним утром А. В. Миронова проснулась и с удивлением обнаружила, что Мавриной нет в номере. Оказалось, Татьяне Алексеевне удалось уговорить рыбака, и на утлой лодчонке посреди волжского разлива она с увлечением писала восход солнца. Слова художницы о том, что «земля и небо стали темой пейзажей и книжек» точно выражают суть ее творчества этих лет.

 


Татьяна Алексеевна Маврина в автобиографии делила свою жизнь, как она выражалась, но «три жизни»: первая — «от рождения до ВХУТEMАСа», вторая — Москва, учеба живописи у Роберта Фалька, увлечение импрессионистами, участие в выставках Группы «13», третья — началась во время войны. Но была и четвертая — последнее десятилетие жизни.

 

 


В конце 1980-х годов Татьяна Алексеевна почти не покидала своего дома. Мир замкнулся в стенах малогабаритной квартиры, оклеенных любимой Мавриной золотой и серебряной бумагой. Те, кому довелось попасть к ней в дом, бывали изумлены той невероятной внутренней силой, которая исходила от сухонькой девяностолетней женщины. Эта воля к жизни, казалось, защищала ее от старческой немощи — она видела практически без очков, была в ясном уме, и, если и забывала что-то, никогда нельзя было сказать наверняка — забывчивость это или лукавство.

 


Вопреки болезням и недугам Маврина отдавалась своей страсти — живописи — и писала натюрморты так, будто вмещала в них неизбывную силу своей неистовой натуры. Ее два окна — из одного видна береза, из другого — дерево и гараж — стали ее Вселенной, сквозь них она наблюдала смену освещения, чередование времен года, вращение светил.

 

 

 

 


Художница просила приносить ей цветы и, получив в подарок букет, уже не скрывала своего желания поскорее выпроводить гостя и приняться за работу. Так возникли нарциссы но фоне розовых берез, тюльпаны на заснеженном окне, красавец розовый гладиолус среди голубого лета. Казалось бы, что может быть проще изображения обычного букета на подоконнике?

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Однако работы эти столь пластически убедительны, несут столь мощный энергетический заряд, что позднее творчество Мавриной с полным правом можно поставить в один ряд с полотнами Рауля Дюфи и Анри Матисса. А один из последних натюрмортов, «Розы ночью» (1995), — винно-красные цветы на подоконнике на фоне синего неба с сияющим созвездием Ориона — можно назвать трагическим реквиемом перед неизбежным уходом в небытие.

 


«Стояло время или шло назад» — эти строки Рильке, знакомые нам в переводе Пастернака, начинают автобиографию Мавриной. Эпиграф выбран далеко не случайно, как ничего не было случайного в судьбе Татьяны Алексеевны. «Стояние времени» — это то ощущение, которое изумляет при взгляде на поздние мавринские натюрморты. Жизнеутверждающая сила и цветовая пластическая энергия этих работ вызывают ассоциации не только с искусством начала века, но и с творчеством молодого, полного сил человека. Почти всегда после смерти художника значение его творчества переоценивается. Часто оно начинает тускнеть, «съеживается» и блекнет, чтобы в конце концов обернуться строкой в специальном издании. Гораздо реже смерть переводит обыденные эпитеты в возвышенные, и слово «гениальный», которое стеснялись произносить при жизни, становится впору. Так, кажется, случилось с Татьяной Алексеевной Мавриной.

 

 

 

http://remochka.livejournal.com/11453.html?thread=122813

 

 

Сороки. Иллюстрация к

 

 

Обложка к журналу


 

http://lib.rus.ec/i/36/212336/img_15.jpeg

 

1902, Нижний Новгород - 1996, Москва Творческий путь живописца, графика, иллюстратора Т. А. Мавриной начинался в 1920-х гг., полных новаторских поисков в искусстве. Училась она во Вхутемасе - Вхутеине (1922-29). Вместе с несколькими соучениками участвовала на рубеже 1920-х и 1930-х гг. в выставках группы "13", где ценили больше всего бойкий, быстрый темп смелого рисунка-наброска. Эти легкость и свобода, почти детская непосредственность в обращении с цветом, линией и формой были свойственны рисункам и акварелям Мавриной, перешли в ее живопись и в книжные рисунки пером, ложившиеся на страницу прозрачным и тонким ритмическим узором ("Судьба Шарля Лонсевиля" К. Г. Паустовского, 1933, и др.). Стремление к узору, красочности питалось любовью к русской иконе, к произведениям народного искусства. Художница ездит по старинным русским городам, рисует с натуры, но так, что нарядно раскрашенные зарисовки кажутся вымышленными, созданными воображением автора. Результатом многолетних путешествий Мавриной стала изданная в 1980 г. книга-альбом "Пути-дороги", где собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России - Звенигорода, Углича, Ростова Великого, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и других городов. Художница умеет в равной мере удивляться старине и новизне, во всем отыскивать их приметы и взаимопроникновение. При этом окружающую реальность она видит сквозь призму сказочного восприятия. И в книжной графике любимым жанром художницы является сказка. Много раз иллюстрировала она для детей сказки А. С. Пушкина ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", 1946; "Руслан и Людмила", 1960; "У лукоморья", 1961), русские народные сказки. И с каждым разом в ее книжках плотнее и ярче становился цвет, свободнее и узорнее плоскостный рисунок, фантастичнее и забавнее сказочные персонажи, особенно звери. Рисует их она уже не пером, а широкими взмахами кисти. В 1969 г. выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии "Сказочная азбука" Мавриной. От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве - свой маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности, как и все искусство художницы.

 

 

http://100sovietpainters.ru/index.php?id=195

http://staratel.com/pictures/ruspaint/big/366-1.htm

 

 

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям

елин   обратиться по имени Суббота, 11 Декабря 2010 г. 11:45 (ссылка)
Да, настояшими художниками становятся наверное от рождения, а не от учебы, мало научится рисовать правильно - научиться рисовать так как рисует Маврина невозможно, Это мир, который уходит корнями в детство, в историю, в жизнь, и расцветает пышным цветом в иллюстрациях и картинах.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Декабря 2010 г. 00:12ссылка
елин,
А зачем рисовать и писать "как Маврина"? У каждого есть свой собственный мир, который тоже "уходит корнями в детство, в историю, в жизнь, и расцветает пышным цветом" в... разных сферах деятельности и самодеятельности (в том числе и художественной).
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Декабря 2010 г. 23:00ссылка
Я наверное к тому, что многие художники, которые умеют рисовать, не создают своего неповторимого мира.
Наталья_П_Коноплева   обратиться по имени Суббота, 11 Декабря 2010 г. 14:54 (ссылка)
Прекрасный очерк, прекрасные иллюстрации. Спасибо.

А знаете ли Вы что-нибудь о работах деревенской художницы Анны Михайловны Майковой из Тверской области? Она стала известна в начале 90-х благодаря публикации в "Огоньке" времен Виталия Коротича.
В то время ей было уже 80 лет. Я была на выставке ее работ в галлерее на Солянке. Я была одна в огромных залах на двух этажах. Я ходила от картины к картине и плакала в голос от радости, как было хорошо!
Впечатления от работ Майковой я включила в одну из своих книг, вышедшую в 1996 году.
Насколько мне известно, ей покровительствовал профессиональный художник, который скупал у нее все работы. Сейчас они все в частной собственности. Публикации, альбомы мне неизвестны.
Что Вы об этом знаете?

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Декабря 2010 г. 00:23ссылка
uthf_5042,
Про такую художницу я не знала, но нашла в интернете про ЛЮБОВЬ Михайловну Майкову
majkova.artnow.ru , http://artnow.ru/ru/gallery/0/4987.html
На сайте есть связь с представителем художницы (кликнуть на " письмо представителю художника" )
А мне бы интересно было узнать, что за книгу(вышедшую в 1996 году), где вы пишете о впечатлениях о работах художницы и, вообще, узнать о ваших книгах.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Декабря 2010 г. 00:30ссылка
uthf_5042, uthf_5042,
Ещё нашла интересный пост/статью в блоге: http://ngribov.blogspot.com/
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Декабря 2010 г. 01:09ссылка
Большое спасибо за информацию и ссылки!
А книга моя, вышедшая в издательстве АСТ-пресс в 1966 году, была (вы будете смеяться) по домоводству. Называлась она "Как относиться к себе и быту, или практическая психология хозяйки дома". Там была глава "НИКОГДА НЕ ПОЗДНО НАЧАТЬ ВСЕ СНАЧАЛА". И там были эти мои впечатления:
"Однажды я испытала счастливое потрясение, увидев на выставке картины 90-летней крестьянки из Тверской области Любови Михайловны Майковой. Из дали времени ее долгая жизнь выглядит чередой горестей. Но так, как она, может рисовать только очень счастливый и духовно богатый человек. А взяла она в руки кисть впервые в 79 лет. Потому что, как она сама говорила, "раньше некогда было, а вот как самой ничего не надо стало, захотелось жизнь украсить".
О родстве горя и счастья ее удивительная картина "Слезы Майковой Любови Михайловны"; а неслучайное название другой - "Отдых задумчивых решений" - приглашает к новым решениям в своей жизни..."
konstantin24   обратиться по имени Суббота, 11 Декабря 2010 г. 17:58 (ссылка)
Спасибо!очень красиво!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Декабря 2010 г. 00:25ссылка
Mekka7771,
Рада стараться!
GEORGII   обратиться по имени Пятница, 31 Декабря 2010 г. 13:48 (ссылка)
Узнаваема , но как изменилась !
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку