-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


Определитель модификаций американского истребителя Р-38 «Лайтнинг» (01)

Воскресенье, 25 Сентября 2022 г. 06:28 + в цитатник
01 заставка в 01 (580x370, 190Kb)

Американский одноместный двухмоторный истребитель Р-38 «Лайтнинг» представлял собой цельнометаллический моноплан двухбалочной схемы (в просторечье именуемой «рама»). Самолет имел закрытую кабину и трехколесное шасси с носовой стойкой. Р-38 производился с июня 1941 по сентябрь 1945 г.; всего было построено 9.923 экземпляра. Самолет получился многоцелевым – он использовался как дневной и ночной перехватчик, как истребитель-бомбардировщик, как фоторазведчик, и как самолет наведения на цель бомбардировщиков.

Это был в своем роде уникальный самолет. Он стал первым в мире серийным истребителем с турбокомпрессорами, и первым американским летательным аппаратом, преодолевший рубеж скорости в 600 км/ч. При этом «Лайтнинг» был самым маневренным «двухмоторником» Второй мировой войны, способным практически на равных вести бой со многими легкими одномоторными истребителями. Р-38 - единственный боевой самолет США, серийно выпускавшийся американцами всю войну: от Перл-Харбора вплоть до капитуляции Японии. Именно на «Лайтнингах» летали и добились наивысших успехов американские асы №1 и №2 — Ричард Бонг (40 побед) и Томас Мак Гвайр (38 побед). И они не были исключением – десятки летчиков стали асами, воюя именно на Р-38.
02 Р-38 проекции (651x227, 87Kb)

Правда, считается, что на Европейском и Африканском театрах войны P-38 проявил себя довольно средне; тем не менее, то, что немцы прозвали P-38 «вилохвостым дьяволом», уже говорит само за себя… А вот на Дальневосточном театре, где бои происходили над бескрайними просторами Тихого океана, «Лайтнинг» просто блистал. Большая дальность полета и надежность двухмоторной машины оказались для протяженного водного района просто незаменимы; а высокие скорость, маневренность и огневая мощь этого самолета обеспечивали, как правило, победное окончание воздушных схваток даже с верткими японскими истребителями.
Выдающаяся для истребителя дальность Р-38 позволяла ему сопровождать четырехмоторные бомбардировщики на их полный радиус полета. Кроме выполнения задач истребителя сопровождения «Лайтнинг» использовался так же в качестве истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, разведчика и даже самолета-лидера, наводившего бомбардировщики на цель. Все это вместе сделало «Лайтнинг» одним из наиболее выдающихся боевых самолетов Второй мировой войны.

XP-38 и YP-38 (1939 г.)
03 XP-38, YP-38 (651x222, 80Kb)

ХР-38 – это прототип будущего истребителя, разбившийся на шестом испытательном полете. А YP-38 (прозваны летчиками «Уиппи») – предсерийная партия из 12 машин, за исключением двигателей и вооружения (которого на ХР-38 просто не было) почти полностью соответствовавших прототипу. ХР-38 оснащался двигателями Allison V-1710-С7 и -С9 по 1.080 л.с.; это одинаковые мощные моторы с разносторонним вращением винтов (С7 ставился справа, и его винт вращался по часовой, а С-9 – слева, его винт вращался против часовой стрелки). Вооружение получили лишь несколько последних машин; большинство «Уиппи» испытывались безоружными, на них порты для стволов оружия были закрыты заглушками. Производство «предсерийников» YP-38 шло медленно, поэтому их заводские испытания начались только в конце 1940 г., а войсковые – лишь летом 1941-го.
ТТХ YP-38: Двигатели: Allison V-1710-27 (левый) и V-1710-29 (правый), оба с турбокомпрессорами, мощностью по 1.150 л.с. Скорость до 652 км/ч (без вооружения). Вооружение (на последних машинах): 37-мм пушка Браунинг М9, 2х12,7-мм + 2х7,62-мм пулемета Браунинг.

P-38-LO (RP-38) и Р-38D (1941 г)
04 P-38D (645x383, 125Kb)

Не дожидаясь окончания испытаний «предсерийников» Воздушный корпус США уже летом 1941 сделал заказ на 66 самолетов, исполненных в боевом варианте (с учетом опыта, выявленного наблюдением за шедшей в Европе войной). Эти Р-38 («без буквы» после номера; но иногда прибавляли литеры «LO» - сокращенное название фирмы-изготовителя) получили другой фонарь кабины (со встроенным внутри лобовым бронестеклом), зеркало заднего вида на откидывающей вбок части фонаря, бронеспинку кресла пилота, и рацию (с антеннами, растянутыми между оплеткой фонаря и килями). Так же усилили вооружение путем замены 7,62-мм пулеметов на 12,7-мм. Нетехнологичные заостренные коки винтов заменили притупленными, упростившими производство. И – чисто американская «вишенка на торте»: для комфорта пилота сделали боковые стекла фонаря кабины опускающимися, как на автомобилях. Правда, проведенные усовершенствования увеличили вес самолета, что привело к закономерному уменьшению максимальной скорости до 635 км/ч.
Тем не менее, несмотря на бронирование кабины, первая партия из 30 машин была воспринята, как самолеты ограниченной боеспособности. Эта партия была определена в учебные, и позже переименована в RP-38 (Restricted – ограниченный). На следующих 36 машинах увеличили толщину и бронестекла, и бронеспинки, поставили за креслом дополнительные бронелисты, и запротектировали резиной бензобаки. Эта серия была признана командованием боеготовой, и потому получила после номера литеру «D» (в США боевые обозначения начинались с этой буквы) – так появился первый боевой истребитель Р-38D, поступивший на вооружение 14-й истребительной группы в Калифорнии.
ТТХ Р-38D: Двигатели: Allison V-1710-27/29 с турбокомпрессорами, мощностью по 1.150 л.с., скорость 635 км/ч. Вооружение: 37-мм пушка, 4х12,7-мм пулемета.

Модель 322; он же Р-322; он же «Лайтнинг» (1941)
05 брит Lightning с отличиями (630x319, 97Kb)

Модель 322 – это американское фирменное обозначение экспортной серии по заказу Великобритании, которой англичане и дали (согласно своим правилам обозначения самолетов) название «Лайтнинг». Экспортные заказы поступили еще в мае 1940 из Франции (на 417 машин) и Британии (на 250 самолетов); но после падения Франции англичане переоформили заказ на все 667 Р-322 на себя. Вот только первый вариант, названный ими «Лайтнинг-I», британцев не удовлетворил (американцы «зажали» турбонаддув, отчего модель 322 получилась не высотным перехватчиком, а средневысотным истребителем). И англичане потребовали вернуть турбонаддув для улучшения высотности, заранее дав будущему самолету название «Лайтнинг-II».
Тем не менее, американцы выпуск «Лайтнинга-I» не прекратили. Кроме 3-х посланных в Англию машин этой серии они произвели еще 40 таких самолетов – эти истребители сразу после нападения японцев на Перл-Харбор принял Воздушный корпус США (оставив им «экспортное» наименование Р-322), и направил их для обороны на Западное побережье Америки. А вот «Лайтнинг-II» британцы получили только в одном экземпляре. Других машин они так и не дождались: вступив во 2МВ, американцы вместо Р-322 начали производство истребителей Р-38F для своих ВВС. Таким образом, вместо 667 высотных перехватчиков британцы получили всего 3 средневысотных истребителя и 1 перехватчик. Зато придуманное ими название «Лайтнинг» во всеобщем обиходе буквально «приклеилось» к американскому Р-38, хотя официально в документах его так никогда не называли…
Внешне Р-322 из-за установки менее мощных двигателей серии «С» отличались от Р-38D конструкцией мотогондол, у которых линия вала находилась несколько ниже; а так же отсутствием пушки (самолет был «чисто пулеметным»). ТТХ Р-322: двигатели Allison V-1710-С15 без турбокомпрессоров, мощностью по 1.090 л.с., скорость 630 км/ч. Вооружение: 2х12,7-мм и 2х7,62-мм пулемета.

Р-38Е (1941)
06 Р -38Р• (608x394, 125Kb)

Р-38Е являлся усовершенствованием Р-38D; он пошел в серию в ноябре 1941, и производился до марта 1942 г. На «Е» изменили вооружение: вместо 37-мм пушки Браунинг поставили более скорострельную 20-мм пушку Испано-Сюиза М-1. Изменили так же схему уборки передней стойки шасси - по образцу Р-322 сделали убирающейся назад (на предыдущих американских Р-38 она складывалась вперед). За счет этого освободилось место в носу, что позволило значительно увеличить емкость боекомплекта оружия. В верхней части балки над крылом вместо одного большого воздухозаборника появились три малых - средний для обогрева кабины и два крайних для турбокомпрессора.
07 версии Д и Е (649x339, 160Kb)

Всего изготовили 310 самолетов Р-38Е; однако не все они стали истребителями: 99 из них почти тут же переоборудовали в фоторазведчики путем демонтажа вооружения и установки на его месте двух фотоаппаратов объективами вниз (эти самолеты были переименованы в F-4-1-LO). Чтобы трубка Пито не перекрывала обзор фотоаппаратам, ее на фоторазведчиках перенесли из под центральной гондолы под левое крыло. А для увеличения радиуса действия F-4-1-LO (первыми среди «Лайтнингов») получили подвесные топливные баки.
ТТХ Р-38Е: Двигатели: Allison V-1710-27/29 с турбокомпрессорами, мощностью по 1.150 л.с., скорость 628 км/ч. Дальность 1.645 км. Вооружение: 20-мм пушка, 4х12,7-мм пулемета.

Р-38F (1942)
08 P-38F и подвески (640x316, 119Kb)

В марте 1942 американцы перешли от производства Р-38Е к выпуску новой версии Р-38F. Эта машина получила более мощные моторы по 1.225 л.с., и усиленный центроплан, оборудованный двумя пилонами для дополнительных подвесных бензобаков по 560 л. Эти баки увеличили дальность полета до 2.000 км. Кроме того, на Р-38F ввели боевые закрылки, при нажатии всего одной кнопки отклонявшиеся на фиксированные 8 градусов. Это облегчило управление самолетом в бою, одновременно значительно улучшив маневренность истребителя. Внешним отличием «F» от «Е» стал перенос на всех самолетах трубки Пито из-под носовой части центральной гондолы под консоль левого крыла; а не ее бывшем месте поместили радиоантенну (в одних изданиях говорится, что это антенна УКВ, в других – что антенна радиокомпаса). На последних машинах этой серии изменили систему открытия фонаря кабины. До этого верхний сегмент на всех Р-38 откидывался вбок; начиная с последней партии Р-38F, и на всех последующих модификациях этот сегмент стал откидываться назад-вверх.
09 отличия Е и Ф (644x305, 126Kb)

Всего за 1942 г. произвели 547 истребителей Р-38F; из них 150 были переделкой «Лайтнингов-II» британского заказа (эти серии получили обозначения Р-38F-13 и Р-38F-15). Часть Р-38F оборудовали двумя трехтрубными пусковыми установками 114-мм ракет, подвешенными по сторонам центральной гондолы. 20 Р-38F были переделаны в фоторазведчики F-4А, которые кроме двух фотоаппаратов, направленных вниз, получили еще по «перспективному» аппарату на каждый борт – для боковых обзоров. Соответственно, на бортах гондолы были прорезаны окна для объективов фотокамер. Антенну радиокомпаса (или УКВ-антенну?), находившуюся на истребителях Р-38F внизу центральной гондолы, на фоторазведчиках перенесли на верх носа гондолы - чтобы она не мешала фотографировать наземные объекты.
ТТХ Р-38Е: Двигатели: Allison V-1710-49/53 с турбокомпрессорами, мощностью по 1.225 л.с., скорость 626 км/ч. Дальность 2.000 км. Вооружение: 20-мм пушка, 4х12,7-мм пулемета.

Р-38G (1942) и Р-38Н (1943)
10 P-38 G 02 (621x332, 89Kb)

В конце 1942 начался выпуск новой модификации Р-38G: сначала путем переделки так и не переданных Великобритании «Лайтнингов-II» и уцелевших в боях Р-38Е, а потом – уже и заводское производство этой модели. Интересно то, что хотя Р-38G «наклепали» довольно большое количество (произведено 1.462 самолета), информации по этой машине в литературе (по крайней мере, доступной мне) очень мало. Насколько я понял, Р-38G представлял собой фактически тот же Р-38F, но с более мощными моторами Allison V-1710-51/55 на 1.350 л.с., и автоматизированным управлением винтомоторной группой. Центроплан этой модели еще больше усилии, что позволило подвешивать на пилоны два дополнительных топливных бака емкостью уже по 1.136 л. Это увеличило дальность полета Р-38G до 3.680 км!
По тому же принципу установки все более мощных двигателей весной 1943 начали выпуск версии Р-38Н. На эту модель поставили моторы Allison V-1710-89/91 мощностью по 1.425 л.с. Правда, вскорее выяснилось, что такую мощность турбонаддув уже «не тянул», и при подъеме на высоту начинал сильно перегреваться. В результате мощность двигателей «падала» до 1.240 л.с., снижая и скорость, и высотность самолета. К тому же постоянно возраставший от модели к модели вес машины на Р-38Н достиг уровня, ухудшившего маневренные качества истребителя. Так же из-за увеличившегося веса заметно уменьшилась дальность полета. Исходя из выявленных недостатков, выпустили только 601 экземпляр Р-38Н, перейдя к производству следующей, радикально измененной версии (о которой будет рассказано в следующей статье).
Как и при производстве предыдущих машин, часть выпущенных Р-38G и Р-38Н переделали из истребителей в фоторазведчики. 180 Р-38G стали разведчиками F-5А, а еще 200 - F-5В. Кроме того, в фоторазведчики F-5С переработали 128 Р-38Н. Между собой эти машины внешне не различались, они несли только разные модели фотоаппаратов с различным фокусным расстоянием объективов.
ТТХ Р-38Н: Двигатели: Allison V-1710-89/91 с турбокомпрессорами, мощностью по 1.425 л.с., скорость 643 км/ч. Дальность 3.200 км. Вооружение: 20-мм пушка, 4х12,7-мм пулемета.

Серия сообщений "Самолеты 2МВ - союзники СССР":
Часть 1 - Мишень для «Ноля»
Часть 2 - Асы «Диких котов»
...
Часть 26 - 2МВ: самолеты авианосцев и морской пехоты США 1942-1945 гг.
Часть 27 - 2МВ: палубная авиация Великобритании в 1941-1945 гг.
Часть 28 - Определитель модификаций американского истребителя Р-38 «Лайтнинг» (01)
Часть 29 - Определитель модификаций американского истребителя Р-38 «Лайтнинг» (02)

Серия сообщений "авиамоделизм - "ликбезы" по отличиям тип":
Часть 1 - Грозный «Стервятник» - «ликбез» по версиям истребителя FW-190
Часть 2 - Ликбез по сериям истребителя ЛаГГ-3 (для моделистов и интересующихся)
...
Часть 21 - Определитель модификаций советского пикировщика Пе-2 и истребителя Пе-3
Часть 22 - Асы советских пикировщиков Пе-2
Часть 23 - Определитель модификаций американского истребителя Р-38 «Лайтнинг» (01)
Часть 24 - Определитель модификаций американского истребителя Р-38 «Лайтнинг» (02)
Часть 25 - 2МВ. Лучшие асы истребителя Р-38 «Лайтнинг»
...
Часть 27 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (02). «Густавы» и «ночники»
Часть 28 - Определитель модификаций «Горбатого». (01): одноместный штурмовик Ил-2
Часть 29 - Определитель модификаций «Горбатого» (02). Двухместный штурмовик Ил-2

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку