-Метки

1-я мировая война 2-я мировая война авиамоделизм авиация авиация 1-й мировой войны авиация 2-й мировой войны авиация второй мировой войны авиация сша армия петра i асы второй мировой войны асы первой мировой войны битва за англию бомбардировщики британская авиация великая армия наполеона великая отечественная война война за независимость американских колоний войны 30-х гг. войны на американском континенте войны против индейцев вторая мировая война вторая мировая война в воздухе вторая мировая война на море вторая мировая война на средиземном море германские бомбардировщики германские истребители германские подлодки германский флот гражданская война в испании гражданская война в сша диверсанты абвера диверсанты великобритании диверсанты сс диверсии в тылу врага зенитки история сша истребители 2 мировой войны итальянский флот крейсеры линкоры люфтваффе наполеоновская эпоха наполеоновские войны немецкие самолеты немецкие спец-войска немецкий флот омсбон оружие 1-й мировой войны оружие великобритании оружие сша осназ офицерское оружие панцерваффе первая мировая война подводные лодки подводные лодки германии р-38 лайтнинг разведка револьвер наган револьверы российская регулярная армия российский флот русская армия 1805-1812 гг. русская армия xviii века русская кавалерия русский флот в 1-й мировой войне русско-японская война русско-японская война 1904-1905 гг самолеты второй мировой войны советская авиация советская разведка советские асы советские самолеты советские танки советский флот в войне танки гражданской войны в испании тяжелый танк кв флот флот в 1-й мировой войне флот во 2 мировой войне французская армия 1804-1815 гг. французские гусары черноморский флот эсминцы японский флот

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Суровая красота ножевой стали

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ретрофан

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.07.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 4984


Определитель модификаций советского пикировщика Пе-2 и истребителя Пе-3

Среда, 21 Сентября 2022 г. 07:06 + в цитатник
01 Пе-2 бомбит (612x376, 53Kb)

Самолет Пе-2 был самым массовым бомбардировщиком ВВС Красной Армии периода Великой Отечественной войны. С 1940 по 1945 гг. авиазаводами было построено 11.247 таких самолетов - больше чем любых других советских бомбардировщиков.

В годы войны в советском авиастроении было принято выпускать изготовленные самолеты сериями по 20 машин (до войны серии вообще насчитывали всего по 5-10 самолетов). Это позволяло вовремя исправлять выявленные в эксплуатации недостатки и быстро вносить изменения в производившиеся конструкции благодаря получаемому в боях опыту. Когда постепенные улучшения от серии к серии накапливались до общего серьезного изменения качеств, очередная серия становилась новой модификацией.
Эта двойственность отразилась в литературе по истории авиации: в одних книгах говорится только о мелких изменениях от серии к серии, без разделения их на модификации. В других же наоборот: освещаются только модификации без упоминания серийных изменений, да и самих серий, словно их и не было вовсе. Этот «разнобой» здорово затрудняет взаимопонимание любителей истории авиации: тот, кто работал с книгами о модификациях, не воспринимает информацию о сериях. Так было и в моей практике: я давал инфу по сериям, а мне заявили, что я не разбираюсь в модификациях Пе-2, хотя я описал именно те модификации, в незнании которых меня и обвиняли…
Понятно, что в небольшой статье подробно рассматривать все те мелкие изменения, что появлялись чуть ли не в каждой новой серии, просто не имеет смысла. Но и вовсе не упомянуть их тоже будет неправильно. Поэтому здесь я, чтобы «достичь консенсуса», по возможности постараюсь «увязать» модификации с сериями, с которых они начинались…

КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТА
02 Пе-2 проекции (650x289, 53Kb)

Пе-2 представлял собой двухмоторный трехместный цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с разнесенным хвостовым оперением и убирающимся шасси. Фюзеляж типа монокок круглого сечения; в передней части располагалась закрытая прозрачным фонарем кабина пилота и штурмана. За ней размещался бомболюк и фюзеляжный топливный бак. Далее находилось рабочее место стрелка-радиста с прозрачным верхним люком, большими овальными иллюминаторами по бортам и нижней люковой стрелковой установкой. Сиденья пилота и штурмана были частично прикрыты броней. Крыло трапециевидное двухлонжеронное; элероны с весовой компенсацией, правый элерон снабжен триммером. К нижней поверхности консолей шарнирно крепились тормозные решетчатые щитки, выпускавшиеся автоматически при вводе самолета в пикирование, и также автоматически убиравшиеся при выводе. Хвостовое оперение состояло из стабилизатора с рулями высоты и двумя овальными килевыми шайбами с рулями направления по краям. Такая схема повышала путевую устойчивость и увеличивала сектор обстрела из верхнего заднего пулемета. Силовая установка состояла из двух двухрядных 12-цилиндровых двигателей жидкостного охлаждения в обтекаемых мотогондолах. Моторы вращали трехлопастные металлические винты изменяемого шага. Маслорадиаторы размещались под моторами, а водорадиаторы с воздухозаборниками - в крыле по бокам от мотогондол. Топливо находилось в пяти протектированных бензобаках – в фюзеляжном, двух центропланных и двух консольных. Шасси трехстоечное, с хвостовым колесом. Основные стойки рамочного типа убирались поворотом назад в мотогондолы, а хвостовое колесо - в фюзеляж.
Нормальная бомбовая нагрузка Пе-2 составляла 600 кг, максимальная – 1.000 кг. В фюзеляжном бомболюке помещались четыре бомбы по 100 кг, еще две такие же бомбы - в маленьких отсеках в задних частях мотогондол. Бомбы более крупного калибра (до четырех по 250 кг или две по 500 кг) подвешивались только на наружной подвеске под центропланом. На пикировании Пе-2 мог сбрасывать только бомбы, подвешенные на наружных подвесках. Стрелковое вооружение варьировалось в зависимости от серии и модификации; оно будет расписано ниже.

Прототип ВИ-100
03 прототип пешки (636x215, 26Kb)

Изначально этот самолет разрабатывали не как бомбардировщик, а как высотный двухмоторный двухместный истребитель под индексом ВИ-100. Для повышения высотности его моторы оснастили турбокомпрессорами, а для работы летчиков на больших высотах их разместили в гермокабинах. Однако советская промышленность еще не могла выпускать надежные турбокомпрессоры, а без них истребитель не достигал проектного потолка. К тому же опыт начавшейся в Европе войны показал, что заданная для ВИ-100 высотность оказалась излишней - воздушные бои проходили на более низких высотах. Кроме того, с истребительными задачами лучше справлялись гораздо более простые и дешевые одномоторные машины. В итоге проект закрыли, а ВИ-100 решили переделать в пикировщик. И уже осенью 1940 года переработанный самолет успешно прошел испытания, после чего был запущен в серийное производство под наименованием Пе-2 (по имени конструктора В.М. Петлякова).

ПИКИРУЮЩИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ:

Пе-2 серии 1 (с декабря 1940 г.), и серий 1941 г.
04 Пе-2 1941 г (647x276, 69Kb)

От своего предшественника - истребителя ВИ-100 - Пе-2 отличался отсутствием гермокабин и турбокомпрессоров; теперь его штурман находился в общей кабине с пилотом, а в задней кабине разместился стрелок-радист, для которого в днище фюзеляжа за крылом сделали нижнюю стрелковую люковую установку. Защитное вооружение состояло из трех пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм. Один пулемет для стрельбы вперед был жестко закреплен по правому борту фюзеляжа (огонь из него вел пилот). Второй крепился в задней части кабины на шкворневой установке и предназначался для защиты задней верхней полусферы; им оперировал штурман. И третий - у стрелка-радиста - служил для отражения атак истребителей снизу-сзади. Но уже на последующей серии добавили еще один пулемет – теперь вперед стреляли два жестко закрепленных пулемета. С 13-й серии 7,62-мм ШКАСы передний-правый и задний подфюзеляжный заменили 12,7-мм пулеметами УБ.
05 пе-2 бомбы (449x395, 56Kb)
Размещение на Пе-2 внешних бомбодержателей (до 400 кг). Еще до 600 кг бомб помещались в бомбоотсеке внутри фюзеляжа и в закрывающихся задних отсеках мотогондол

Внешний вид первой серии «Пешек» послужил основой и для всех последующих серий. Наиболее заметными особенностями ранних серий, которые впоследствии подверглись изменениям, стали: остекление нижних и боковых поверхностей носа фюзеляжа (с 31-й серии переднее носовое остекление правого борта уменьшилось с пяти до трех окон), расположение радиоантенны над задней частью кабины и убирающийся в боевом положении обтекаемый прозрачный купол позади кабины (для возможности стрельбы в заднюю полусферу из пулемета, обслуживаемого штурманом самолета). Менее заметной на первый взгляд особенностью первых серий был вид моторов, по бортам которых имелись одиночные длинные выхлопные патрубки.
ТТХ: Двигатели: 2 М-105Р по 1.100 л.с. Скорость: 540 км/ч. Вооружение: поначалу 3 затем 4х7,62-мм пулемета ШКАС; с 13-й серии - 2х7,62-мм пулемет ШКАС и 2х12,7-мм пулемета УБ. Бомбы от 600 до 1.000 кг. Экипаж 3 человека.

Пе-2 серий со 110 (с июня 1942 г.): модификация Пе-2ФТ
06 пе-2 сер 110 (650x163, 37Kb)

Воздушные бои первого года войны показали, что стрелковое вооружение Пе-2 не обеспечивает эффективную самозащиту. Пулеметная установка штурмана неудобна и обладает узким сектором обстрела, а пулемет винтовочного калибра слишком слаб против немецких истребителей. Тогда в 1942 году в ответ на требования с фронта радикально усилить вооружение была разработана новая модификация Пе-2ФТ (ФТ - «фронтовое требование»), начавшаяся со 110-й серии. На ней шкворневую установку штурмана сменила круглая экранированная башенная турель с 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом УБТ. Правда, башня несколько нарушила аэродинамику самолета, что заметно снизило скорость «Пешки». Зато вращающаяся башня и появление в ней крупнокалиберного пулемета обеспечили бомбардировщику более надежную защиту не только в задней полусфере, но и с боковых ракурсов. Для аэродинамической компенсации тяжести ствола УБТ на крыше турели смонтировали две вертикальные пластины (которые летчики прозвали «ушами»). Кроме того, все пулеметы ШКАС тоже заменили крупнокалиберными УБ, а в кабину стрелка-радиста добавили дополнительный переносной пулемет ШКАС, который можно было буквально за 30 секунд перебросить с борта на борт, не тратя время на снятие нижнего пулемета, который теперь постоянно находился на своем месте. Из-за наличия дополнительного ШКАСа несколько изменилась форма двух маленьких иллюминаторов по бортам фюзеляжа – теперь и в них стало возможно выставлять для обороны пулемет. Кроме того, была уменьшена площадь носового остекления, от которого осталась панель только на дне фюзеляжа; боковые панели заглушили обшивкой. Параллельно усилили бронезащиту экипажа.
На большинстве выпускавшихся последующих серий перестали устанавливать тормозные решетки и автоматы пикирования. Ведь пилотов и штурманов готовили по сокращенной программе военного времени, не обучая пикирующему бомбометанию, и в большинстве полков эта тактика не применялась. Демонтаж пикировочного оборудования позволил несколько облегчить машину, потяжелевшую от усиления вооружения и бронирования.
ТТХ Пе-2ФТ: Двигатели: 2 М-105РА по 1.100 л.с. Скорость: 515 км/ч. Вооружение: 4х12,7-мм пулемета УБ; 1х7,62-мм «перекидной» ШКАС у стрелка. Бомбы: от 600 до 1.000 кг. Экипаж 3 человека.

Пе-2 серий с 205 (с начала 1944 г.): модификация Пе-2Б
07 пе-2 сер 205 еще (641x255, 111Kb)

В самом конце 1943 года на Пе-2 серии 205 двигатели М-105Р заменили на более мощные ВК-105ПФ (в литературе их часто называют М-105ПФ). С этой серии началась модификация, обозначенная в литературе, как Пе-2Б. На ней путем тщательной герметизации значительно улучшили аэродинамику самолета (улучшению аэродинамики способствовал так же прежний отказ от тормозных щитков; а на машинах, где их сохранили для пикирования, были установлены обтекатели тяг щитков). Новые моторы несколько изменили вид гондол: увеличилась длина нижних воздухозаборников, исчезли воздухозаборники по бортам гондол, длинные одиночные выхлопные патрубки сменились четырьмя короткими патрубками с каждой стороны мотора; более широкими стали коки винтов. Изменилась и аэродинамическая компенсация на турельной пулеметной башне: вместо двух небольших пластин-«ушей» поставили одну, но более крупных размеров. Однако самым заметным внешним изменением 205-й серии, сразу бросающимся в глаза, стал перенос стойки антенны с задней части кабины на переднюю. С начала 1944 года все боевые Пе-2 выпускались только по стандарту Пе-2Б.
ТТХ Пе-2Б: Двигатели: 2 М-105ПФ по 1.210 л.с. Скорость: 527 км/ч. Вооружение: вперед - 2х12,7-мм неподвижных пулемета; назад – 1х12,7-мм + 2х7,62-мм пулемета. Бомбы: от 600 до 1.000 кг. Экипаж 3 человека.

Воздушный разведчик Пе-2 с моторами М-82Ф (1944 г.)
08 Пе-2 с моторами М-82 (642x157, 54Kb)

В 1943 году Пе-2 оснастили звездообразными 14-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения М-82 (АШ-82). Эти моторы были гораздо мощнее, чем ВК-105, но обладали более высокой массой и лобовым сопротивлением. Поэтому летные характеристики машины с новой силовой установкой улучшились незначительно. Кроме того, АШ-82 требовались в больших количествах для истребителей Лавочкина, а резко увеличить их выпуск не представлялось возможным. В результате была построена относительно небольшая серия Пе-2 с такой силовой установкой - всего 135 штук, после чего снова вернулись к двигателям ВК-105. Тем не менее, Пе-2 со звездообразными моторами попали в боевые части, и применялись на советско-германском фронте – в основном, как самолеты-разведчики. Внешне Пе-2 со звездообразными моторами полностью (кроме иных моторных гондол) соответствовал виду Пе-2 серии 205.
ТТХ Пе-2 М-82: Двигатели: 2 М-82Ф по 1.540 л.с. Скорость 547 км/ч. Вооружение: вперед – 2х12,7-мм неподвижных пулемета, назад – 1х12,7-мм + 2х7,62-мм пулемета. Бомбы: 400 кг. Экипаж: 3 человека.

Пе-2У (УПе-2, Пе-2УТ)
09 РџРµ-2РЈРў (648x184, 68Kb)

Это - учебная модификация для подготовки летчиков и штурманов. Верхняя турель и фюзеляжный топливный бак на Пе-2 демонтировали, а вместо них оборудовали вторую пилотскую кабину с дублированным управлением для инструктора. С 1943 года Пе-2У выпускался крупными сериями и поступал в бомбардировочные летные училища.

Экспериментальные, но так не пошедшие в серию модификации Пе-2

После гибели конструктора В.М. Петлякова 12.01.1942 г. в авиакатастрофе совершенствованием его машины пытался заниматься В.М. Мясищев. В 1943 он провел коренную модернизацию самолета, создав модификацию Пе-2И, а в 1944 - Пе-2М. Обе версии рассчитывались под моторы ВК-107 мощностью 1.650 л.с. И хотя самолеты на испытаниях показали высокие летные характеристики, в серию они так и не пошли по причине огромной ненадежности выбранных моторов. Как и имевшая стандартные моторы модификация Пе-2 «Параван», разработанная для прорыва аэростатных заграждений. Но создана она была только к концу войны, когда надобность в подобных самолетах уже отпала.

ТЯЖЕЛЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ ПЕТЛЯКОВА

Пе-3 (с сентября 1941 г.)
10 пе-3 ранний (639x162, 54Kb)

Внешне истребитель Пе-3 почти не отличался от бомбардировщика Пе-2. Заметным изменением стало устранение остекления носа самолета, типичного для всех бомбардировочных серий Пе-2 выпуска 1941 года. На крыльях убрали тормозные решетки и поставили предкрылки. Так же на Пе-3 исчезли внешние бомбодержатели. Истребитель стал двухместным: кабину стрелка-радиста ликвидировали. Соответственно, в бортах фюзеляжа исчезли окна с прорезью для пулемета, а под фюзеляжем не стало выступа с выставленным назад пулеметом. Оба носовых неподвижных ШКАСа заменили на 12,7-мм УБ. В освободившемся бомбоотсеке разместили 2х20-мм пушки ШВАК, их стволы вывели вперед. Но самолеты, изготовленные на заводе №39, имели другое неподвижное носовое вооружение: 2х12,7-мм УБ и 1х7,62-мм ШКАС. Заднее защитное вооружение сократилось до 1х7,62-мм пулемета ШКАС у штурмана; чтобы компенсировать потерю заднего стрелка в хвостовой оконечности фюзеляжа жестко закрепили 1х7,62-мм ШКАС с дистанционным спуском.
11 отличия пе-2 и пе-3 (644x285, 112Kb)

ТТХ истребителя Пе-3: Двигатели: 2 М-105Р по 1.100 л.с. Скорость: 535 км/ч. Вооружение: вперед - неподвижные 2х20-мм пушки + 2х12,7-мм пулемета (или 2х12,7-мм + 1х7,62-мм пулемет); назад - 2х7,62-мм пулемета (один жестко закреплен). Экипаж: 2 человека.

Пе-3бис (с октября 1941 г.)
12 РїРµ-3 Р±РёСЃ (646x167, 59Kb)
Иллюстрация взята здесь: https://www.valka.cz/topic/view/105542


Пе-3бис был создан вскоре после Пе-3 по опыту начала эксплуатации предшественника и первых его боев. Правда, в основном проведенные улучшения касались внутренностей самолета (усиление бронирования, установка системы «нейтрального газа» в бензобаках и т.п.), и внешне его почти не меняли. Наиболее заметным внешним отличием стала установка в задней части кабины поворотной башни с 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом УБТ. Это была первая башенная установка на самолетах Петлякова – на бомбардировщиках ее стали ставить только летом 1942 года. Эта башня своими габаритами создавала увеличенное сопротивление воздуху и несколько снизила скорость самолета, зато обеспечила более надежную защиту задней полусферы, что позволило снять с машины совершенно бесполезный неподвижный ШКАС в оконечности фюзеляжа. Окончательно утвердилась схема носового вооружения: теперь на всех ПЕ-3бис стояли 1х20-мм пушка ШВАК и 2х12,7-мм крупнокалиберных пулемета УБ. Кроме того, часть истребителей Пе-3бис оборудовали подкрыльевыми направляющими для реактивных снарядов РС-82, превратив их в истребители-штурмовики.
ТТХ истребителя Пе-3бис: Двигатели: 2 М-105ПФ по 1.210 л.с. Скорость: 527 км/ч. Вооружение: вперед - 1х20-мм пушка + 2х12,7-мм пулемета; назад - 1х12,7-мм пулемет. На части машин – от 8 до 12 подкрыльевых РС-82. Экипаж: 2 человека.

Серия сообщений "авиамоделизм - "ликбезы" по отличиям тип":
Часть 1 - Грозный «Стервятник» - «ликбез» по версиям истребителя FW-190
Часть 2 - Ликбез по сериям истребителя ЛаГГ-3 (для моделистов и интересующихся)
...
Часть 19 - «Скоростной» тихоход Dornier: ночной истребитель
Часть 20 - Асы ночных истребителей Дорнье
Часть 21 - Определитель модификаций советского пикировщика Пе-2 и истребителя Пе-3
Часть 22 - Асы советских пикировщиков Пе-2
Часть 23 - Определитель модификаций американского истребителя Р-38 «Лайтнинг» (01)
...
Часть 27 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (02). «Густавы» и «ночники»
Часть 28 - Определитель модификаций «Горбатого». (01): одноместный штурмовик Ил-2
Часть 29 - Определитель модификаций «Горбатого» (02). Двухместный штурмовик Ил-2

Серия сообщений "Самолеты 2МВ - СССР":
Часть 1 - Как из «Рояля» «Лавочка» получилась (1.1)
Часть 2 - Как из «Рояля» «Лавочка» получилась (1.2)
...
Часть 20 - Определитель «Ишаков» - модификации советского истребителя И-16
Часть 21 - Определитель модификаций советского биплана У-2 (По-2)
Часть 22 - Определитель модификаций советского пикировщика Пе-2 и истребителя Пе-3
Часть 23 - Определитель модификаций «Горбатого». (01): одноместный штурмовик Ил-2
Часть 24 - Определитель модификаций «Горбатого» (02). Двухместный штурмовик Ил-2

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку