-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Татьяна_Зеленченко

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5048


Английская сатирическая графика конца XVIII- начала XIX века

Воскресенье, 26 Апреля 2015 г. 13:10 + в цитатник

Художник пошел комбинировать в свой отдел.

Он взял квадратик ватманской бумаги и набросал карандашом худого пса.

На псиную голову он надел германскую каску с пикой.

А затем взялся делать надписи.

На туловище животного он написал печатными буквами слово «Германия»,

на витом хвосте — «Данцигский коридор»,

на челюсти — «Мечты о реванше»,

на ошейнике — «План Дауэса»

и на высунутом языке — «Штреземан».

Перед собакой художник поставил Пуанкаре,

державшего в руке кусок мяса.

На мясе художник замыслил тоже сделать надпись,

но кусок был мал, и надпись на нем не помещалась.

Человек, менее сообразительный, чем газетный карикатурист,

растерялся бы, но художник, не задумываясь,

пририсовал к мясу подобие привязанного к шейке бутылки рецепта

и уже на нем написал крохотными буковками:

«Французские предложения о гарантиях безопасности».

Чтобы Пуанкаре не смешали с каким-либо другим государственным деятелем,

художник на животе премьера написал — «Пуанкаре».

Набросок был готов».

И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»

 

 

В Харьковском художественном музее прошла выставка "Английская сатирическая графика конца XVIII- начала XIX века". Оказывается, коллекция музея составляет около 70 графических листов. Это были своеобразные отклики художников на современные им события, в том числе и на внешнеполитические, в которых одну из центральных ролей играла Россия.

Сначала небольшая историческая справка.

Конец правления Екатерины II характеризуется резким ухудшением отношений с Британией. Это ухудшение очень легко проследить по применению относительно нового оружия информационной войны – карикатуры. Уничтожение российскими войсками Крымского ханства, создание Черноморского флота крайне встревожило англичан. Весной 1791 года разгорелся острейший международный конфликт, вошедший в историю как «Очаковский кризис». Если раньше российский экспорт морским путём осуществлялся через Балтийское море, которое полностью контролировалось британским флотом то теперь у России появилась возможность торговать с Европой, имея выход к Чёрному морю.

22 марта 1791 года британский кабинет министров принял на своем заседании ультиматум России. Если последняя откажется вернуть Очаковскую область Турции, то Великобритания и союзная ей Пруссия грозили объявлением войны. Дипломатический нажим сопровождался созданием соответствующего образа Екатерины и ее окружения в европейской прессе.

При этом в1799-1800 гг. Россия выступала союзником Англии против революционной Франции. Но к тому времени геополитические противоречия достигли такого накала, что на подобные «мелочи» никто в Англии уже не обращал внимания.

В конце 18 века Англия обладала колоссальной пропагандистской машиной, ранее невиданной в мире. На пропаганду работали десятки газет и журналов, а также более полутора сотен художников-карикатуристов, и более сотни издательств, эти карикатуры печатающих. Несколько десятков крупных гравировальных мастерских работали круглосуточно, тысячи эстампов ежегодно экспортировались на континент. Следствием использования дешевой техники офорта стало то, что рынок был насыщен сатирическими листами содержащими оперативный и остроумный отклик на все текущие события, Нигде в Европе в это время еще нет профессиональных карикатуристов, и только в Англии карикатура признается искусством. Карикатура становилась мощнейшим оружием информационной войны, пожалуй, главным на тот момент. Сатирические листы выходили ежедневно и раскупались всеми слоями английского общества.

Это карикатуры на Суворова, Павла I, Екатерину II, Александра I, а позже на Николая I, листы, посвященные Отечественной войне 1812 года России с Францией Наполеона,  созданные мастерами этого жанра — Джеймсом Гилреем, Исааком Крукшенком, Джорджем Крукшенком, Уильямом Эльмсом, Джоном Коузом, Уильямом Хитом, Чарльзом Уильямсом и др.

Мне было интересно взглянуть на старинные листы глазами современного художника и отследить не только традиционные приемы, сохранившиеся у карикатуристов, но и заметные эволюционные процессы, уводящие современную карикатуру от многословности и перегруженности в сторону лаконизма и метафоричности.

Есть интересная книга – полное название «Русская медведица или политика и похабство» (Опыт расшифровки английской гравюры). Авторы: Андрей Россомахин, Денис Хрусталев

Из текста:
«Известно, что медведь относится к ряду неких устойчивых символов России и «русскости», в числе, скажем, таких объектов, как русский мороз, Сибирь, русский деспотизм, русская икра, русская водка, a в новейшее время – русский балет, matrioshka, автомат Калашникова и русская мафия. Но именно медведь стал самым понятным и востребованным атрибутом России для западного сознания».

2014-02-25_19-24_ekat (679x519, 106Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

{more}

Медведицу с головой Екатерины II оседлал князь Г. А. Потемкин с обнаженной саблей в руке; вдвоем они успешно противостоят группе британских политических деятелей во главе с премьер-министром Уильямом Питтом, королем Георгом III , лордом-канцлером Турлоу и, предположительно, герцогом Лидсом. Неукротимый Потемкин отсек все наконечники их копий, за исключением одного. Реплики английских господ более чем скабрезны. За спинами британских политиков находятся два перепуганных епископа, один из которых молится: «Избави меня, Господи, от Русских медведей ...». Эта тирада — отсылка к известной в то время молитве «Избави меня, Господи, от гнева норманнов ...».

Россия изображалась как варварское государство, угрожающее цивилизованной Европе.

 

суворов (700x457, 212Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исаак Крукшенк. Генерал Суворов конвоирует французскую Директорию в Россию

Мишенью информационной войны  стал полководец Александр Суворов, а фоном — «русское зверство». Поводом для новой информационной атаки стало подавление польского восстания. Карикатуры изображали ужасы, творимые бесчеловечными казаками под командованием Суворова и Екатерины. Полководец представал в облике кровожадного пожирателя вражеских армий, упыря-кровопийцы.

(2)Ген Суворов пожирает французскую армию 2 (459x330, 58Kb)

 

Позднейшая характерная заметка о Суворове, опубликованная в английской газете «The Times» от 26 января 1818 года содержит такую характеристику: «все почести не могут смыть позора прихотливой жестокости с его характера и заставить историка писать его портрет в каких-либо иных красках, кроме тех, что достойны удачливого сумасшедшего милитариста или ловкого дикаря».

 

 

 

 

87733139_Snap_20120530_15h25m59s_014_ (697x571, 392Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3025_600 (600x473, 86Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014-02-25_18-35_royal (679x486, 180Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В левой части листа радостная Екатерина, сидящая на троне. Рядом с троном – Медведь , лежащий в позе сфинкса (видна только его оскаленная морда и вытянутые вперед лапы). Подошедший к трону Суворов протягивает Екатерине головы польских женщин и детей со словами: «Итак, моя Царственная Госпожа, я в полной мере исполнил Ваше ласковое материнское поручение к заблудшему народу Польши, и принес Вам Сбор Десяти Тысяч Голов, заботливо отделенных от их заблудших тел на следующий день после Капитуляции». Подмышкой у Суворова зажата сабля и Articles of Capitulation Warzaw (Акт о капитуляции Варшавы); рукава его расшитого золотом мундира окровавлены засучены. За Суворовым трое его солдат, несущих корзины с головами несчастных полек. Над ними парит черт, который аплодирует Екатерине со словами: «Браво! Это превосходит даже сцену с отравлением».

Екатерину не любили, как не любили бы любую другую женщину на троне, особенно сильную женщину, которая действительно управляла своей страной. Большинство карикатур направлены на женственность Екатерины или ее отсутствие.

gWXFlMA (600x503, 79Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русско-турецкие войны 1768—1774; 1787—1792.
"Императорский шаг" Екатерины II из России в Константинополь

x6RrIA8 (700x434, 172Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1791. Британская карикатура на неудачное посредничество Австрии и Франции в переговорах между Екатериной и Турцией.

 

Что касается Павла I, то о сумасшествии и скором свержении царя заговорили сразу – еще на коронации 5 апреля 1797г.  англичане «предсказывают»: «В Российской империи скоро произойдет важное событие. Не смею сказать большего, но я боюсь этого…». Это «предсказание» совпало с отказом Павла направить войска против Франции

Центральные английские газеты уже в январе делают информационные вбросы о грядущем свержении Павла: «Мы потому ожидаем услышать со следующей почтой, что великодушный Павел прекратил править!» или «Большие изменения, судя по всему, уже произошли в правительстве России, или не могут не произойти в ближайшее время». Таких сообщений в январе-феврале насчитывается десятки, они неизменно сопровождаются указанием на слабоумие императора.

Тема союза с наполеоновской Францией, как смертельно опасная для Британии, вызывала яростные нападки. Например, на одной из карикатур Наполеон ведет на цепи Русского Медведя – Павла.

(1)Безумный Павел февраль 1801 г (450x330, 33Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карикатура должна была подчеркнуть зависимую роль России в готовящемся союзе с Францией, что не соответствовало действительности. В стихотворении, сопровождающем картину, содержится удивительное «предвидение». Медведь-Павел говорит «Скоро моя власть падет!», а вина за грядущее возлагается на самого Павла словами «Я усиленно готовлю свое падение». Истолковать это иначе, как сигнал, уже сформированной команде убийц Павла, а также как подготовку общественного мнения Европы к грядущим «переменам» внутри России, трудно. Никто уже ни в Европе, ни в России не удивился, когда 11 марта 1801г. Император Павел был убит.

4U20AfN (432x480, 51Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это, пожалуй, самый наглядный урок информационной войны — грамотно распропагандированный миф воспринимается потомками уже как истина.

rossomahin-khrustalev-2008-08 (390x282, 36Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представлена вторая антифранцузская коалиция: Медведь (с мордой, напоминающей волчью) помогает австрийскому императору стаскивать сапог-Италию с ноги республиканского генерала Наполеона. Из сапога сыпятся монеты (на карте-сапоге обозначены Rome, Naples, Flor [ence] , – т.е. Рим, Неаполь, Флоренция). Наполеон с окровавленными кинжалами в руках стоит на голландском сыре. Английский моряк (Джон Булль) сзади схватил Наполеона за руки (на ленточках его берета надписи: Nelson, Duncan, Bridport). Упитанный голландец, просунувшись между ног англичанина, выдергивает Dutch Cheese (Голландский сыр) из-под Наполеона. Турок, украшенный ожерельем из отрезанных ушей и носов, схватил Наполеона за нос, и хочет отсечь его саблей с надписью St Jean d ' Acre). На дальнем плане справа водят хоровод вокруг подожженного шеста с фригийским колпаком. В названии листа обыгран лозунг Великой французской революции: Liberté, Egalité, Fraternité! (Свобода, Равенство, Братство!)

 

s640x480 (640x475, 105Kb)

1807. Императорская закуска или Обед в Тильзите. Англия.

Наполеон: «Дорогой брат, что с вами, отчего вы не кушаете? Взгляните, какую сытную трапезу готовит наш другой возлюбленный кузен и брат из крошек, падающих со стола».
Александр I: «И как же, черт подери, я могу кушать, брат, если вы подгребли все под себя?»

s (700x574, 307Kb)

Ссылка Наполеона на Эльбу. Английская карикатура 1814 года

 

http://ababab-balalar.livejournal.com/97271.html

http://kh.vgorode.ua/news/dosuh_y_eda/245355-kharkovchanam-pokazhut-70

http://nstarikov.ru/blog/24545?print=print

http://creativpodiya.com/?p=32202

http://hrono61.livejournal.com/895346.html

http://dejna.diary.ru/p197780908.htm?oam

http://cens.ivanovo.ac.ru/almanach/rossomahin-khrustalev-2008.htm

http://catherine-catty.livejournal.com/268104.html?thread=9080904

http://www.diary.ru/~modernhistory/p196590156.htm?oam

 
























 

 

 

Серия сообщений "карикатуры":
Часть 1 - карикатуры
Часть 2 - карикатуры, карикатуры
...
Часть 19 - Карикатуры
Часть 20 - Стол переговоров
Часть 21 - Английская сатирическая графика конца XVIII- начала XIX века
Часть 22 - Карикатуры
Часть 23 - Карикатуры
...
Часть 45 - Последние карикатуры
Часть 46 - Еще карикатуры
Часть 47 - Модели брака

Рубрики:  графика
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

Hobbittt   обратиться по имени Воскресенье, 21 Февраля 2016 г. 03:09 (ссылка)
Благодарю за интересную подборку!
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Воскресенье, 21 Февраля 2016 г. 10:07 (ссылка)
Hobbittt, я рада, что Вам это интересно
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку