Одеваясь утром , собираясь на работу или по другим делам мы мало задумываемся о том какое значение в культуре или истории значит та или иная деталь нашего костюма .
Многие наверно получали в детстве помягкому месту ремнем .. И у всех наверняка есть хоть один ремень или пояс ..
Пояс , или ремень одна из древнейших деталей одежды ..
История поясов освещается начиная с древнейших цивилизаций Средиземноморья до Европы XIX столетия включительно, от культур степных кочевников Ближней и Центральной Азии до китайской цивилизации.
Пояс или ремень был одной из необходимейших деталей одежды ..Их изготавливали из узких полосок кожы . в последствии плели из нитей .Пояс или ремень не только опоясывал одежду . На поясе хозяин носил многое из необхдимого , что ему нужно было в его трудной жизни .. И в первую очередь оружие
В III тыс. до н. э. на базе первых городских центров и новых институтов власти возникают древнейшие цивилизации мира. Если на стадии племенных сообществ одежда обозначала различия между «своими» и «чужими», то теперь она символизирует и социальную иерархию.
И естественно , этот атрибут одежды стали украшать . Пояс не только повызывали интересными узлами . люди придумали пряжки , и всякие подвески на пояс .. И от этой атрибутики сразу виден статус хозяина .
Ажурная пряжка изображает Тутанхамона-воина на колеснице, возвращающегося с поля битвы.
В III тыс. до н. э. в Египте набедренную повязку носили все мужчины . Простолюдины завязывали набедренную повязку ее же концами или простыми жгутами. Фараонам и их приближенным полагалась повязка из плиссированной ткани, которая фиксировалась чуть ниже талии поясом . Концы пояса соединялись пряжкой или завязывались узлом, при этом свисающие части декорировались .
Знатные египтянки носили длинные, прямые и узкие хлопчатобумажные рубашки .
Пояс принадлежал царевне Меререт, дочери Сенусерта III. Он состоит из аметистовых бусин и золотых голов пантеры, соединенных попарно. Пантера была воплощением божественного начала и защитницей людей .
В III тыс. до н. э. в бассейне рек Тигра и Евфрата в шумерской культуре появилась одежда, изготовленная методом кроя .В Ассирии основу мужского костюма составляла кроеная рубашка с короткими рукавами. Неизвестно откуда в ассирийском костюме возникла устойчивая традиция ношения поясов столь широких форм. Возможно, что так же, как и современным штангистам, ее подсказал опыт больших физических нагрузок. Ассирийцы почитали и культивировали тело с мощной мышечной массой . Они так же украшали их пряжками и медными и золотыми пластинами ..
![](//s006.radikal.ru/i215/1004/7a/18a90e53219c.jpg)
Большинство народов древности не носили штанов . Считается, что в Персии (Иране) оседлые азиатские народы первыми стали носить штаны, а точнее шаровары, чему, вероятно, способствовали резкие перепады температур .
В персидском костюме парфянского периода роскошь убранства достигает еще большей, чем при Ахеменидах, степени . Накладки из драгоценных металлов в изобилии нашиваются на штаны, рубахи и халаты. Исключительно мужской принадлежностью являлись широкие ремни, украшенные чередой квадратных металлических накладок с геометрическим орнаментом .Наборный ремень скреплялся парными пряжками, которые соединялись либо на животе, либо на боку. Цари и князья носили золотые пояса с драгоценными камнями (Рис. 5). Невиданное ранее количество драгоценного металла и камней на поясе превращало его в ключевой элемент костюма.
Кочевая жизнь в степи с ее ветрами и перепадами температур требовала, чтобы одежда как можно плотнее прилегала к телу.Пояс, надежно фиксировавший одежду при езде на лошади, являлся элементом первой необходимости как мужского, так и женского костюма. Суровые условия кочевья ограничивали возможность украсить саму одежду, поэтому основные элементы декора были сосредоточены на ремнях. Формы и приемы украшения ремней, разработанные кочевниками, оказали большое влияние на пояса оседлых народов и до сих пор используются при производстве ремней .
Одними из первых обратились к украшению ремней пряжками и пластинами кочевые народы евразийских степей I тыс. до н. э., часто обозначаемые в научной литературе как народы скифского мира .
![](//s40.radikal.ru/i087/1004/be/4b9cc133da9bt.jpg)
![](//s41.radikal.ru/i091/1004/e0/7ed58cc01088t.jpg)
Литая из золота поясная застежка со сценой охоты в лесу. Литая из золота пластина-застежка (правая). V‑IV вв. до н. э.
![](//s46.radikal.ru/i113/1004/a7/cfc287b87b43t.jpg)
![](//s51.radikal.ru/i132/1004/f4/5c899697cdb1t.jpg)
Литая из золота поясная пластина. III‑II вв. до н. э. Литая из золота поясная пластина. V‑IV вв. до н .э.
Мужской костюм сарматов, как и у родственных им скифов, состоял из кафтана и штанов с сапогами. Все элементы сарматского костюма и его аксессуары украшались множеством золотых фигурных бляшек с простым геометрическим орнаментом. Примечательно, что характерные для скифов сцены терзания у сарматов редки.
Поясная застежка из некрополя Горгиппии. II – III в. н. э. Золото, бирюза.
А вот поясной набор монгольского война .
Великое монгольское государство или Улус Джучи
Серебро, позолота, литье в жесткую форму, выколотка, чеканка, чернь
Пояс - один из характерных атрибутов монгольской всаднической культуры, вероятно, изначально состоял из 65-70 деталей. .Сохранившиеся 29 предметов гарнитуры украшены изображениями фантастических существ, среди которых выделяются драконы.
Что интересно этот ремень был отремонтирован и дополнен деталями изображающими полузверя - полуптицы . что свидетельствует о работе русского мастера ..
Продолжение следует ..
Здесь еще много и интересно : http://www.classicbelt.ru/about_belts/history/index.php