Как-то раз Катя меня спросила: "На Дне Практики выбирают самый лучший блог. Ты не хочешь поучаствовать?"
Я сразу ответила, что не хочу, потому что у меня тут междусобойчик.
Последнее время мне начинает казаться, что я себе польстила: не междусобойчик, а сама-с-собойчик.
Это я ради красного словца.
***
Мне очень нравится радиоспектакль "Мартин Иден". Режиссёр - Эфрос, в главной роли - Высоцкий. Я его слушаю.
И у меня идёт внутренний диалог по поводу него.
Вариант первый:
Мартин Иден выбрал опасный путь. Пожалуй, ещё более опасный, чем тысячи путешествий на корабле «Марипоза». Он выбрал путь познания себя, «побеждения» природы. Но он ушёл в себя настолько глубоко, что не смог выплыть. Возможно, это и есть путь осознанно действующего человека?
Вариант второй:
Мартин Иден выбрал неправильный путь. Он жил, чтобы преодолевать. А в конце убедился в том, что не за чем было совершать всё то, что он совершил. Может, так?
Вариант 3:....
Вариант 4:....
Роман Джека Лондона «Мартин Иден» был напечатан в 1909 году. На него оказали влияние современные ему философы. В частности Фридрих Ницше. И сам Джек Лондон говорил, что в своём романе он осуждает ницшеанство, крайний индивидуализм не приводит ни к чему, он приносит только разрушение, он опасен расколом в душе человека. Ницшеанство тянет человека ко дну.
В 1976 году в ссСр Эфрос ставит радиоспектакль «Мартин Иден» с участием Владимира Высоцкого.
Из звуков-шумов – только удары кулака. И Музыка. Хотя, голос Высоцкого – это тоже очень определённый звук. И его голос, как мне кажется, в этом спектакле служит не только смысловой составляющей. Его голос – это ещё и элемент оформления в какой-то степени.
Через полвека после того, как Джек Лондон похоронил настрадавшуюся ницшеанскую душу Мартина Идена в водах Тихого океана, советский режиссёр Эфрос эту душу воскресил, чтобы та снова настрадалась, утонула в поисках идеала и себя, а после смерти уже теперь была причислена к лику святых.
И вот я борюсь с собой. Потому что, с одной стороны, это ещё одна история о том, что ждёт человека, практически одержимого идеей.
Но есть и другая сторона.
Ведь когда Мартин Иден вступает в эту осмысленную жизнь, он как раз и начинает погружаться. Через весь спектакль протянута метафора – Мартин Иден погружается в воду всё глубже. В книге погружение описано в трёх абзацах в самом конце – роман этим заканчивается. А в радиоспектакле эти абзацы растянуты. И первые капли волн, в которых потом утопится Мартин Иден, окрапляют его ноги ещё в самом начале. И он же вступил на этот путь. Он ведь выбрал его.
Хотя, конечно, мучительная смерть - утопление - это не самая жизнеутверждающая метафора...
А мне ведь ещё на этот радиоспектакль рецензию нужно написать. Нужно было. И сдать. В прошлые выходные.