liudmila_letoвсе записи автора«Писать для кино всегда было для меня задачей сложной,
но чрезвычайно интересной и благодарной»
Арам Хачатурян
Редкая послевоенная советская газета обходилась без разгромных статей Арама Хачатуряна в адрес кинематографистов. Им доставалось от композитора за «варварское» отношение к его музыкальному материалу. Невесть откуда появляющиеся шумовые наложения и купюры с автором не согласовывались. По иронии судьбы наибольшую известность получила лента, где нотного текста совсем немного.
В военной драме Михаила Ромма «Человек № 217» Арам Ильич отказался от привычной манеры письма.(отдельно музыки не нашла, поэтому - весь фильм...)
В немецкий городок прибывает очередная партия угнанных фашистами советских людей. «Человек N 217» - русская девушка Таня - продана бакалейщику, у которого дворником работает советский ученый-математик. Смерть ученого, замученного хозяевами и эсэсовцами, вызывает в девушке твердую решимость мстить за погибшего и бороться за свою свободу...
Вместо тем сквозного развития использовались не связанные друг с другом мелодии.
После Великой Победы Хачатурян продолжает рваться в бой. Полем сражения становится «Мосфильм». Здесь будут сняты почти два десятка лент с его музыкой. Среди союзников всё тот же Михаил Ромм. Хачатурян утверждал, что Ромм «очень чутко относился к музыкальной стороне фильма». Вместе они создали шесть работ. Среди них лента «Владимир Ильич Ленин». Предложение от Ромма поступило в момент творческого кризиса композитора. В конце 40-х Арама Ильича вместе с несколькими его коллегами руководство страны обвинило в формализме. «Меня стукнули по голове, так незаслуженно и несправедливо… Я был подавлен и уничтожен», — вспоминал Хачатурян. Режиссёр переписал сценарий жизни композитора, предложив новую работу. Документальная хроника вернула Арама Ильича в профессию.
Хачатурян оказался первым советским композитором, приглашённым работать в абсолютно новом жанре отечественного кино — эпопее. «Сталинградскую битву» снимали три года. В консультанты привлекли фельдмаршала Паулюса, в кадре в массовках участвовали пленные немцы. «Материал такого размаха встал передо мной впервые. Два часа батальной музыки!», — делился впечатлениями композитор. Драматургия симфонического полотна чётко следовала за монтажным листом. Потом Хачатурян, известный необычайной эмоциональностью, скажет, что «кинематограф помогает композитору логически мыслить».
Арам Ильич Хачатурян
Сюита из музыки к фильму "Сталинградская битва" (реж.В.М.Петров), op.74а, 1949 год. Оркестровка Г.М.Калинковича.
0:00 - ч.I "Город на Волге"
2:14 - ч.II "Нашествие"
5:07 - ч.III "Сталинград в огне"
9:38 - ч.IV "Враг обречен"
16:12 - ч.V "В бой за Родину"
18:42 - ч.VI "Вечная слава героям"
22:40 - ч.VII "Вперед к победе"
26:32 -ч.VIII "Есть на Волге утес"
Отдельный показательный оркестр Министерства Обороны СССР, дирижер: полковник Н.П.Сергеев. Запись 29.11.1967
«Сталинградская битва», впервые показанная 9 мая 1949 года, быстро сошла с экранов. После смерти вождя народов ленту положили на полку. Инициатива исходила от Никиты Хрущёва. Он посчитал, что в фильме его, по сравнению со Сталиным, показывают слишком мало. Ромм сценарий картины ругал, называя его схематичным и лишённым главного героя — человека-солдата. Но с Хачатуряном он сделает еще несколько «эпических» картин. Отношения двух художников заморозятся с наступлением оттепели. Лучшие свои картины Михаил Ромм снимет в начале 60-х с другими композиторами. А Хачатурян окончательно охладеет к кино.
Музыка к кинофильму «Адмирал Ушаков» (`Мосфильм`, 1953), op. 78
00:00 - Увертюра
02:23 - Битва
04:45 - Похороны
09:23 - Русские моряки в Неаполе (Смотр флота)
12:03 - Финал