Спасибо большое, Майя, за интересный и подробный рассказ о прекрасном замке Горжовице. Очень красивый по архитектуре и декору фасадов замок. В принципе красота его начинается сразу как ступишь на его территорию. Восхитительные въездные ворота "Солнышко", элементы ограды - можно назвать произведениями искусства ковки. Да и вся ограда очень нарядна. Украшением ее являются скульптуры и вазоны. Когда переступишь порог замка сразу открывается взору великолепие парадной лестницы. Внутренняя архитектура и расписной плафон вызывают чувство восхищения и изумления. И далее следуя по анфиладе комнат и другим подобным залам это чувство не покидает до конца экскурсии. Трудно перечислить что понравилось больше. Каждый уголок господских помещений очарователен, а интерьеры их с мебелью, коллекциями живописи и фарфора, предметами уюта роскошны и богаты.Хочется отметить, что владельцы замка очень любили книги и, по-видимому, много читали. Так как книги в замке находятся не только в овальной библиотеке и библиотеке дочери, но и каждом кабинете стоят книжные шкафы. Конечно помещения для обслуги, как и везде, довольно просты. Интересно было заглянуть на святая святых поваров, на кухню. Кроме отдела для приготовления пищи там есть очень уютный уголок со столом, за которым видимо обедала прислуга. Очень живописный парк и сад, раскинувшиеся перед дворцом, где можно замечательно отдохнуть. Понравился и город Горжовице. Прекрасный, чистый, уютный, со своими достопримечательностями и богатой историей.
Благодаря прекрасному гиду, с огромным удовольствием посетила замок Горжовице, познакомилась с его историей, прогулялась не только по парку, но и по улочкам одноименного города. С благодарностью цитирую!
Спасибо,Галя за столь обстоятельный анализ всего увиденного.Я очень люблю чешские замки за их законченность образа,если уж его (замок)восстановили-так до самой мельчайшей детали,будь-то фурнитура(мебель в пер.с франкиша) или ткани обивки,ковры,статуэтки,драпировки и т.д.Посмотрели книги на полках,так они соответствовали годами издания тому времени,когда эти библиотеки стали комплектоваться...Удивительная скрупулезность...
На горжовицкий замок туристов надежно заведут популярные коричневые таблицы. С площади к замку, которым управляет Национальный институт наследия , это недалеко. К самому зданию можно попасть прямо с улицы через ворота Геркулеса, или по лучшей дороге через Солнечные ворота, а потом в горжовицкий замковый парк, который служит людям для познания и отдыха.Вообще все эти кованные ворота,балконные решетки-предмет гордости местных мастеров
Со стороны ворот Геркулеса город построил обширный парк, который вместе с фонтаном, расположенным между ним и замком, живут в почти совершенном симбиозе.
Но замок Горжовице – это прежде всего воплощенная история, а именно история относительно старая. Первоначальная усадьба, вероятно, с крепостью, стояла на месте над Червеным потоком уже в конце XII столетия. Точнее, речь идет о старом замке, который находился приблизительно в трехстах метрах от нынешнего нового замка. Первым родом, связанным с Горжовицами и этой первоначальной усадьбой, были Жиротиновы. Это было в XIV столетии.
Позже в замке поменялось много владельцев и родов. Но мы переместимся в XVII столетие, когда старый горжовицкий замок перестал соответствовать своему назначению, и все эти графы и князья в новой эре переселились в новое здание. Строительство нового замка устроил граф Ян Франтишек из рода господ из Врбно и Брунталя, который жил в 1634-1705 гг., и которому старая резиденция показалась не слишком репрезентативной. Эта семья жила там до половины XIX столетия. Последним из этого рода был Доминик, который не слишком соблюдал родовые традиции, и продал замок князю Фридриху Вильгельму фон Ханау, наследники которого передавали усадьбу друг другу до 1945 года.
Во время второй мировой войны на замке не было слишком весело. В просторных комнатах жили остальные члены семьи – графиня Фуггер с сыном Леопольдом. Второй сын Генрих пошел на войну, где воевал во имя немецкой империи. Пародоксально дома в Горжовицах гестапо арестовало его брата, который в конце концов войну вместе со своей матерью пережил. Последние военные и первые послевоенные дни они провели под домашним арестом именно в замке в Горжовицах
Спасибо большое, Майя, за дополнительную информацию. Повезло, что брат Генриха с матерью содержались не в застенках гестапо, а под домашним арестом. Может быть поэтому и пережили войну. Наверное, тут какую-то роль сыграло то, что Генрих воевал на стороне немцев.
С окончанием войны горжовицкий замок навсегда распрощался со всеми славными родами аристократов и помещиков и был национализирован. Пришла красная армия, чтобы в одном из крыльев замка на время открыть больницу, но, главным образом, потому, "чтобы захватить добычу в виде предметов роскоши, которые было можно в Горжовицах украсть" ,это так представила наших освободителей чешская экскурсовод
Замок стоял в непотребном виде вплоть до 2002 года до окончания реставрации...Шла она долго и нудно(Денежки перестали капать из СССР....)
Да,культурная нация стала вывозить ценности со многих стран еще задолго до начала войны
Есть такое понятие Перемещённые культурные ценности — культурные ценности, перемещенные из одного государства в другое, в условиях ведения войны. В международном праве рассматриваются в двух случаях:
ценности, перемещаемые государством-агрессором с оккупированных им территорий,
ценности, перемещаемые государством-победителем в качестве компенсаторной реституции с территории страны, являвшейся агрессором (то есть в качестве возмещения за культурные ценности, уничтоженные или разграбленные на его территории оккупантами)
С началом Второй мировой войны в гитлеровской Германии был создан ряд специальных организаций для выявления и изъятия культурных ценностей на захваченных территориях. Среди них Аппарат генерального посредника для учёта немецких культурных ценностей на присоединённых восточных территориях («Генеральное посредничество „Восток“»), находившийся в ведении Гиммлера, батальон особого назначения под командованием штурмбанфюрера СС барона фон Кюнсберга, состоявший из специалистов в области культуры и искусства, подчинявшийся министру иностранных дел И. фон Риббентропу, штаб рейхсляйтера Розенберга, и учреждённый им же «Центр по охвату и сбору культурных ценностей на оккупированных восточных территориях» и др.
Немецкие войска осуществляли на территории Советского Союза план по «устранению ущербной идентичности неарийцев» путём последовательного уничтожения предметов искусства и грабежа музеев, хранилищ и частных владений. С 1943 года такая задача была официально поставлена перед СС, гестапо, Министерством Финансов, Культурной Палатой Рейха и некоторыми менее значимыми институтами власти. Помимо разграбления имущества оккупанты уничтожили многочисленные памятники культуры и истории, архитектурные шедевры с многовековой историей.
По окончании Великой Отечественной войны культурные ценности Германии и её бывших военных союзников — Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии — вывозились на территорию СССР специальными организациями трофейных бригад по выявлению и изъятию культурных ценностей на территориях Советской военной администрации (в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Австрии, Германии) в соответствии с приказами политического руководства СССР и при активном участии органов СМЕРШ и НКВД.
Большая часть была перемещена ещё до окончания войны и заседаний по реституции. При этом надлежащий учёт не производился, и единица измерения культурных ценностей не определялась.
После безоговорочной капитуляции Германии Советский Союз в течение нескольких лет осуществлял бесконтрольный вывоз как советских, так и немецких предметов искусства из зоны оккупации.
Советские власти исходили из того, что право на компенсацию признано прочими державами-победительницами и не подлежит сомнению.
В период с 1945 по 1948 годы уполномоченным Совнаркома и ГКО на получение репараций, возложенных на Германию по решению Потсдамской конференции, возвращение ценностей и имущества, вывезенного во время войны был Иосиф Титович Табулевич..
В 1955—1958 годах часть ценностей, включая Пергамский алтарь и Сикстинскую Мадонну, были возвращены ГДР, но без какого-либо упоминания права собственности на них СССР и при признании того факта, что данные ценности являются частью немецкого культурного наследия.
По подсчётам немецкого Фонда прусского культурного наследия в России находится более одного миллиона объектов «трофейного искусства» и около 4,6 млн редких книг и манускриптов, вывезенных из Германии после Второй мировой войны. Свыше 200 тысяч из этих произведений искусства имеют музейную ценность. По данным российской стороны, речь идёт примерно о 1,3 млн книг, 250 тысячах музейных предметов и более 266 тысяч архивных дел. В частности, в Эрмитаже хранится около 800 живописных произведений, 200 скульптур, папирусы из Австрийской библиотеки в Вене, японские и китайские произведения искусства из Восточноазиатского музея в Берлине
Думаю,что это малая толика всего того,что вывезли немцы из наших музеев,церквей и частных собраний на оккупированных территориях
Майя_Пешкова, спасибо, Майя. Чудесный замок, как будто бы из сказки. Видно, что в этих стенах прописалось детское счастье. Сколько много игрушек, даже детская библиотека. Там небось старинные детские книжки с картинками.
И да, мне чкшские замки тоже очень нравятся. Они более "жилые" так сказать.
Экскурсоводу надо бы сначала хорошенько подумать головой, прежде чем такое сказать.
Ой,Галя.После распада СССР они без всякого стеснения говорили почти все гиды и старались это подчеркнуть на каждом шагу ,особенно русскоязычным группам. Самое интересное,что я иногда прислушивалась чего они болтают группам из других стран....Ты представляешь?Они этот факт вообще не упоминали....Вот так старались хотя бы чем-то уколоть