-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 233744


СЕН-САНС В ПЯТИ ШЕДЕВРАХ

Суббота, 25 Марта 2023 г. 15:48 + в цитатник
Буала все записи автора

Французский классик Камиль Сен-Санс был старше Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и Балакирева (он родился в 1835), но при своей жизни успел поездить на автомобиле, поговорить по телефону, выпустить грамзаписи своих сочинений, написать музыку к фильму и даже сняться в кино.
Кажется, что Сен-Санс прожил не одну, а две жизни. Он успел охватить абсолютно всё в своей профессии: был композитором, писавшем много, как Бах, и быстро, как Россини, пианистом-виртуозом со славной и длинной карьерой (последний концерт он дал в возрасте 86 лет), органистом (гениальным, как сказал о нём Лист), дирижёром, педагогом и ярким журналистом, написавшем сотни статей.

0 0 (696x429, 230Kb)

Камиль Сен-Санс (1835 — 1921)

При этом он публиковался в журналах по проблемам астрономии и акустики, увлекался историей, издавал книги стихов и прозы.
Кроме того, Сен-Санс был заядлым, практически профессиональным путешественником. Он сплавлялся по Нилу на парусном баркасе, ездил в Аргентину, во Вьетнам и на Цейлон, жил инкогнито на Канарских островах и в сумме посетил около тридцати стран, предпочитая южные края ( у него с детства была предрасположенность к туберкулёзу). Все зимы он проводил в Африке, в Алжире, где и умер в 1921 году.
Ещё при жизни Сен-Санса определилась пятёрка самых популярных его сочинений, которые составили репутацию этого композитора как отличного мелодиста, увлекательного лирика и мастера типично французского, как говорил Чайковский, «шарманистого» стиля. Ярко, недлинно, красиво, соразмерно и обязательно с какой-то желанной для публики изюминкой.

Пять шедевров Сен-Санса

«Лебедь» из зоологической сюиты для ансамбля инструментов «Карнавал животных»

Сен-Санс написал четырнадцать пьес этой сюиты в жанре музыкального капустника для личного употребления (для своих студентов) и вообще не планировал издавать и не исполнять публично это сочинение. В соответствии с завещанием, «Карнавал» был опубликован после его смерти.
Только для «Лебедя» с красивой сольной партией виолончели и двух фортепиано он сделал исключение во всех смыслах. Во-первых, избавил его от всякой иронии, и во-вторых, разрешил исполнять на сцене.
Этот «Лебедь» сразу же получил большой успех и поплыл по волнам популярности, попутно трансформируясь то в разные инструментальные переложения, то в романсы, то в балет. Кто не знает знаменитую хореографическую миниатюру, поставленную Михаилом Фокиным для Анны Павловой (известную как «Умирающий лебедь»).
Клод Дебюсси, с критикой которого много выступал Сен-Санс, однажды попытался сравнять счёт, коротко высказавшись примерно в таком духе: «Терпеть не могу сентиментальность. И имя ей — Сен-Санс». Но сторонников его точки зрения не так много, как поклонников «Лебедя» с красивой — идеальной по совершенству рисунка — мелодией.
Здесь почти оригинальный вариант — виолончель и фортепиано. Йо Йо Ма и Кэтрин Стотт.


«Интродукция и Рондо каприччиозо» для скрипки с оркестром

Это не просто популярное сочинение, это настоящий хит, который не оставит равнодушным ни одного живого человека.
Крёстный отец этой концертной пьесы — юный (ему было 19) испанский виртуоз Пабло Сарасате. Он и сыграл её первым в 1867 году.
Закономерно, что Сен-Санс написал эту музыку в горячей испанской манере, в стиле «лёд и пламень» с соответствующим безотказным эффектом.
Когда после красивой, как райская птица, трепетной мелодии Интродукции, зависающей вдруг на жгучей трели, вступают чеканные аккорды Рондо и скрипка начинает свою хлёсткую, дерзкую тему, душа встрепенётся даже у самого безнадёжного флегматика.
На всякий случай: Слово «интродукция» означает вступление к чему либо. «Рондо» — это форма с повторяющейся время от времени первой темой, а «каприччиозо» — от итальянского «каприз» — уточняет своенравный и виртуозный дух Рондо.



                                                                      Давид Ойстрах.

Третья ария Далилы из оперы «Самсон и Далила»

Сен-Санс написал тринадцать опер, но в театральной практике осталась только эта. Да и то, её любовная история на фоне библейского содержания становилось причиной запрета то во Франции, то в Англии, то в СССР (во времена обострения еврейского вопроса).
Самое известное из неё — эта фрагмент из любовного дуэта израильского героя Самсона и филистимлянки Далилы во втором акте. Именно с него Сен-Санс начал сочинение оперы.
Предательница Далила отрезает волосы спящему Самсону, чтобы лишить его силы. Лукас Кранах младший. "Самсон и Далила"
В этом дуэте есть выдающееся по красоте ариозо Далилы (его для простоты называют арией). По словам одного из французских критиков, «даже бельканто не создавало ничего подобного».
Далила ненавидит Самсона, своего прежнего любовника, и знает, что он раб своих страстей. На этом строится её план. Она должна обольстить его и уговорить открыть секрет своей силы.

Мое сердце открывается навстречу твоему голосу,
Как раскрываются цветы в ожидании первого поцелуя зари!
О возлюбленный мой, скажи мне те слова, что осушат мои слёзы!
Скажи мне, что к Далиле ты вернешься навсегда!
Верни же мне нежность и клятвы былых времен, всё, что я так любила!
О, ответь же на мою нежность! Дай испить пьянящее блаженство твоих объятий!

Фактически, это хорошо подготовленная музыкально-поэтическая провокация с целью устранения лидера израильского народа и удержания захваченных территорий. Самсон, конечно же, становится жертвой коварной красавицы (она обрезает ему волосы — источник его силы) и невольным изменником Родины.
Любой суд оправдал бы Самсона, если бы его адвокат предъявил эту сладчайшую арию. Но Самсон сам искупил свой грех. Бог дал ему возможность совершить свой последний подвиг и спасти израильский народ.
Партию Далилы Сен-Санс написал для Полины Виардо.



                                                              Ольга Бородина и Хосе Кура

«Пляска смерти» (La Danse Macabre) для симфонического оркестра

«Пляски смерти» написаны как иллюстрация к стихотворению поэта-любителя (каким был и сам Сен-Санс) Анри Казалиса:

Вжик, вжик, вжик — это музыка Смерти.
Отбивает ритм каблуком по могиле она
И выводит на скрипке в полночный час
Свой жуткий мотив — «вжик, вжик, вжик» .
Зимний ветер как нож, и ночь темна,
Стоны слышны из липовых рощ;
В белых саванах выходят из мрака скелеты
И пляшут, и скачут под звуки скрипки они.

Тут изобретательный Сен-Санс придумал столько всяких зажигательных мотивов и красочных приёмов, что равнодушных осталось мало, хотя его и критиковали за легковесность.
Демонические диссонансы солирующей скрипки (она должна быть настроена специальным образом), инфернальные звуки ксилофона, изображающие стук пустых костей в пляске скелетов, и многое другое.
Кстати, ксилофон был тогда почти не знаком публике, и в первом издании «Плясок смерти» было напечатало примечание с пояснениями — что это за инструмент и где его купить.
Правда, у Сен-Санса всё далеко не так страшно, как в стихотворении. Музыкальный хоррор Сен-Санса как-то соединяется с «соблазнительной» (как говорил Чайковский) французской пикантностью и укладывается в ритм вальса.
Начинается всё с того, что часы бьют двенадцать, а заканчивается, как и положено, криком петуха.



                                           Нью-Йоркский филармонический с Леонардом Бернстайном.

Концерт для фортепиано с оркестром №2

Поскольку Сен-Санс был выдающимся пианистом, он написал много фортепианной музыки, и в том числе пять фортепианных концертов. Самый популярный — Второй.
Между прочим, этот концерт — совместный русско-французский музыкальный проект. Он был написан по просьбе Антона Рубинштейна, который хотел продирижировать на своих парижских гастролях какой-то французской музыкой.
Сен-Санс должен был успеть к определённой дате, и ему пришлось поторопиться. Он написал концерт довольно быстро, но как следует разучить не успел. Ни он сам, ни публика не остались довольны этим выступлением. Но позже концерт быстро набрал популярность.
Их трёх частей самые «ударные» — первая (с красивой лирической темой) и третья с буйной тарантеллой (она в этом ролике начинается с отметки 18.35)



                                                              Дмитрий Шишкин

музыка нс (236x90, 11Kb)

*    *    *    *    *

Рубрики:  Музыка/Классическая музыка
ФРАНЦИЯ
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 8 пользователям

liudmila_leto   обратиться по имени Суббота, 25 Марта 2023 г. 16:50 (ссылка)
Буала, Лена, Сен-Санс неисчерпаем!
Интересное видео -в немом фильме 1914 года Камиль Сен-Санс дирижирует началом Второго фортепианного концерта. Включена запись 1904 года, на которой Сен-Санс играет фантазию «Африка».



И, если интересно, Ольга Леоненкова, автор канала "Культшпаргалка", в феврале выпустила книгу с QR-кодами "50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки".
https://dzen.ru/a/Y-tMI-d6lH_oWinh
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 25 Марта 2023 г. 19:19ссылка
Благодарю Людмила, за ссылку, внимание и комментарий!
babeta-liza   обратиться по имени Суббота, 25 Марта 2023 г. 19:12 (ссылка)
Чудесно! Благодарю Лена!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 25 Марта 2023 г. 19:19ссылка
Спасибо Лиза, за внимание и комментарий!
izogradinka   обратиться по имени Воскресенье, 26 Марта 2023 г. 05:59 (ссылка)
Благодарю, Елена, за интересный музыкальный пост!
люд13- (500x400, 166Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 26 Марта 2023 г. 15:58ссылка
Спасибо за внимание и комментарий!
Приятных весенних дней!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку