Наверное, самое известное здание Самары, объект повышенного внимания туристов - дача Константина Павловича Головкина, самарского купца, мецената, художника, археолога, краеведа и путешественника "Дом со слонами".
Головкин был поистине неординарной личностью. Имея за плечами всего семь классов Самарского реального училища да частные уроки у художника Ф. Е. Бурова, он успешно вёл торговые дела, заработав огромные по тем временам два миллиона рублей, был активным организатором культурной жизни любимой Самары. Он собирал вокруг себя местных художников, организовывал в 1891-1916 годах выставки картин, выступил инициатором создания городского Художественного музея, проведя для этого гигантскую организационную работу. В 1917-1920 годах принимал участие в археологических раскопках в Иркутске, побывал в Монголии, Китае и Японии, где собирал восточные редкости, и откуда привёз целый вагон экспонатов для краеведческого музея, в том числе предметы археологических раскопок.
Кроме того, Головкин увлекался краеведением и астрономией, занимался фотографией, проектировал здания, писал картины, издал книгу «Вся Самара». Занимался спортом и проводил в городе велогонки, был яхтсменом и конькобежцем, а также стал первым самарским автомобилистом, приобретя в 1904 году дорогущий немецкий «Опель», доставленный по железной дороге из Берлина. Его энтузиазма и любви хватало на всё.
В новой советской жизни места бывшему купцу и меценату не нашлось. Тем не менее, Константин Павлович и в этих условиях, работая архивариусом в городском архиве, продолжал предаваться «любительству». До конца своих дней Головкин занимался краеведением, собирая и систематизируя материалы по истории самарской области. Умер он в 1925 году в страшной нищете, находясь в городской больнице, где даже на смертном одре продолжал рисовать виды за больничным окном. Похоронен на Всесвятском кладбище, которое впоследствии было снесено и на его месте организован парк. Так что даже могилы этого достойнейшего жителя Самары не сохранилось.
А главной памятью о нём остался Дом со слонами, построенный в 1908-1909 годах на высоком волжском берегу в стиле модерн. Это была собственная архитектурная разработка Константина Павловича, которому помогал архитектор Валентин Владимирович Тепфер. Головкин собственноручно сделал множество макетов будущей дачи, для уточнения внешнего вида и пропорций.
В результате получилось совершенно нетипичное для русского модерна сооружение.
В архитектуре здания чётко просматривается влияние архитектуры венского сецессиона. Монолитность и строгость фасадов, узкие бойницы окошек, асимметричность составляющих частей здания – все слишком фундаментально, непривычно и таинственно.
Асимметричная двух-трехэтажная постройка рассчитана на восприятие со всех четырех сторон. Все фасады различны по пластике и декоративному убранству. Узкие окна-бойницы сочетаются с большим количеством открытых площадей – верандой, террасами и смотровой площадкой на башне. К сожалению, в советские годы главный фасад, выходящий на Волгу, реконструировался. Веранда в центральной части фасада была застроена, кардинально изменив первоначальный облик и объем этой части здания. Строилась дача из крупных бетонных блоков и пустотелого кирпича. Возможно, поэтому в доме уникальная акустика.
А широкие, оригинальной формы окна с внутренний стороны открывали отличный панорамный вид на волжские просторы.
Интерьеры загородной резиденции купца так же тщательно оформлялись по задумке автора. Стены в каждой из комнат были разных цветов, а в гостиной во всю длину стен вмонтированы написанные Головкиным холсты с изображением летящих женских фигур в развевающихся одеждах. Женские фигуры на утраченных полотнах олицетворяли образ протекающей внизу Волги. К большому сожалению, убранство дачи не сохранилось. В результате сильного пожара и реконструкции 1990-х годов интерьеры здания обрели совершенно другой вид.
В башню можно попасть через чердак.
А перед домом стоят два самых знаменитых в Самаре слона.
Слоны из цесента сделаны по рисункам самого Головкина. В их изготовлении участвовал и он сам. По воспоминаниям жены Константина Павловича, в одного из пустотелых слонов были заложены фотографии и документы, относящиеся к постройке дачи. В статье из журнала "Самарские судьбы" об известном куйбышевском скульпторе Василии Петровиче Акимове, работавшем до революции мальчиком в магазине Головкина, указано, что в 1910-м году 16-летний Вася Акимов также участвовал в создании слонов. Установили скульптуры в ракурсе, отлично просматривающемся с проплывающих речных судов.
По воспоминаниям современников, слоны и девушка – это скульптурные части ансамбля из фонтанов. Водяные струи изливались с двух сторон от девушки из находящихся там ваз, а слоны стояли в проточной воде.
Дом со слонами на протяжении своей более чем столетней истории оброс различными мифами и легендами. Это связано и с самим месторасположением дома на окраине в малозаселенной зоне, и с его внешним непривычным, несколько мрачноватым видом. Отсутствие больших дачных окон также наталкивает на мистические мысли, а в акустике дома, которая образуется за счет полых кирпичей стен, слышатся потусторонние голоса.
Одна из легенд рассказывает о девушке (считалось, что она была дочерью Головкина), которая решилась на самоубийство, утопившись в Волге из-за безответной любви. На самом деле, дочь Головкина прожила долгую жизнь и ещё при своей жизни отрицала мистическую подоплеку Дома со слонами.
Другая версия приписывает смерть любовнице художника, которая решила покончить с собой. Для сохранения памяти об умершей любимой Головкин якобы и построил эту дачу, воплотив её образ в печальной девичьей скульптурной фигуре.
Есть ещё миф об убийстве неизвестной девушки, которая была похоронена в саду Дома со слонами. Во всяком случае, все легенды приписывают Дому печальную участь, связанную с чьей-либо смертью и с жизненной трагедией.
Некоторые склонны видеть опасность, исходящую от каменных слонов, другие видят в скульптуре девушки отголоски гоголевской Паночки, которая может увести в мир мертвых. Теперешнее полуразрушенное состояние Дома со слонами способствует поддержанию подобных мистичных домыслов и легенд.
Трагедия же дома в том, что после революции 1917 года здание дачи было национализировано и в течение 95 лет использовалось в различных целях. Последние десятилетия оно служило клубом располагающегося по соседству Самараводоканала, который и довёл дачу до упадка. На сегодняшний день идёт процесс передачи дома с баланса МП "Самараводоканал" на баланс МП "Ремжилуниверсал" для дальнейшей реставрации. Как объяснил руководитель Управления информации и аналитики администрации Самары Андрей Имуков, у МП "Самараводоканала" не было соответствующей графы расходов для проведения реставрационных работ, поэтому было принято такое решение.
Дача купца Головкина является объектом культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Спустя сто лет после постройки она по-прежнему поражает проплывающих мимо по Волге своей красотой, а слоны – своим присутствием у берегов Самары.
Меня в первую очередь впечатлил хозяин - за что бы он ни брался, всё делал с блеском. Дилетант в изначальном значении этого слова.
Очень хочется, чтобы дом отреставрировали по-настоящему и сделали там музей самарского быта.
Интересных прогулок, Наташа.