я поведу тебя в музей...! |
Когда великий еврейский художник Марк Шагал посетил Москву, его приняла тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева. Она спросила его:
- Марк Захарович, почему вы эмигрировали?
Он ответил:
- Я эмигрировал потому, что искал краски. Мне нужны были краски, и я не смог их найти на родине...
- Странно, - заметила Фурцева, - для советских художников это не проблема.
- Да, - сказал Шагал, - но они обходятся одной красной краской.
Почему я вспомнила эту прекрасную историю? Я побывала на выставке Зураба Церетели.
Он купил бывш. Кадетский корпус на проспекте Руставели - т.е. здание, и устроил там Музей Современного искусства. Но я бы назвала его Музеем самого Зураба Церетели, поскольку кроме его работ – живопись, скульптуры, эмаль, барельефы в бронзе и немного эскизов – я не видела ничего. Хотя музей открылся совсем недавно, так что, все может быть впереди. От кадет. корпуса остались только внешние стены, внутри перепланировано все. Еще и лифт сделан. Плюс – задний дворик превращен в крытый стеклянной крышей большой выставочный зал. Вообще пространство настолько огромное, что потеряться можно запросто – посетители не видят друг друга еще и потому, что на всех трех этажах сделаны извилистые лабиринты. И тут и там висят абсолютлютно красные картины, т.е., красный цвет преобладает, (см. рассказ о Марке Шагале выше. И между прочим, в Википедии было сказано, что влияние на Церетели – Марк Шагал)- не картины, а картинища!!! Поэтому на снимках искажены пропорции – моя камера не охватывает картину целиком, я сама не знала, где стать, чтобы не задирать голову, рассматривая.
Его тяга к монументализму известна всем, но истоки непонятны - может оттого, что он сам не ввысь, а вширь. И красный цвет достаточно агрессивен, на мой взгляд. Когда он мозаикой занимался, в самом начале, его искусство было настоящим искусством - все эти дельфины и необычные арки и....
У меня сложилось впечатление, что когда он пишет картины, в сущности, делает скульптуры. И почему-то представилась такая сцена: вот он берет большой тюбик с краской, выдавливает ее на холст, а потом кистью размазывает. Мне сказали ( по секрету), что картины свои он пишет без набросков. Все эти грудастые тетки, с вывернутыми ногами и руками и скошенными глазами заставляют меня думать, что у него странное представление о женщине вообще. А ведь на многих картинах изображена его супруга – княжна, как написано в Википедии, Инесса, ныне покойная.
У него дивные эмали и бронзовые барельефы, а 4-5 картин - с таким хорошим настроением и колоритом, что даже кажется, что не он создавал ( мне очень понравилась эта женщина, которая полулежит на диване, покрытом пледом – очень!). Причем, работает он в разных техниках – и кладет мазки один к одному, как в точечной живописи, и прорисовывает гладкую совершенно поверхность, как классик, не изменяя при этом своему буйному красному цвету, и укладывает ( а точнее – выбрасывает) крупные абстрактные пятна и линии, небрежные и одноцветные.
У него есть совсем недавние работы - начало 2000 -х - что-то нечто эскизов, небольших по размеру, что существенно, и прелестно исполненных графических картинок в цвете - я носом тыкалась в рисунки - по-моему, это гуашь и тушь для прорисовки контура. И бронзовая фигурка Чарли Чаплина его - великолепна. И размер небольшой, славатегосподи! Потому что к его 3-хметровым человеческим скульптурам у меня отношение отрицательное. Они ничего мне не говорят, это просто с большой точностью исполненные портреты известных персон огромной величины. А ведь он создал много по- настоящему хороших памятников - «Слезу» ( в память погибших при теракте 11 сентября) или «Пиросмани и Маргариту», у него много есть талантливых работ, но много, которые можно назвать безвкусными. А с другой стороны – разве мы с вами всегда делаем свои дела на «пять с плюсом»?
Я, наверное, не видела таких разноплановых работ ни у одного другого художника - это уж слишком неоднозначная фигура в искусстве «лужковского стиля» (опять – из Википедии). Скажу вам, что я намеренно ничего не прочитала о его творчестве, чтобы не загрузить свою голову чужими мыслями и ощущениями.
И немного о перспективах - в этом здании предполагается проведение выставок современных художников, и этим будет заниматься внук Церетели – Василий Церетели, галерейщик.
Прошу извинения за качество снимков – моя камера не справилась с освещением .
Это интервью, как мне кажется, чуть –чуть объясняет, как в этом человеке сочетается талант с «лужковским стилем», и насколько он противоречив и внутренне свободен. ( http://www.aif.ru/society/article/21040)
«Око за око, зуб за зуб: потомки Петра I поставили памятник Зурабу Церетели…» — самый безобидный анекдот о нём
Неистовый ваятель, творения которого то проклинают, то превозносят, по легенде, считается потомком князя Зураба Церетели, содействовавшего присоединению Грузии к России. А чему способствует сам скульптор — особенно сегодня? Он ответил: «Я — человек маленький». А у Российской (!) академии художеств, президентом которой является Зураб Константинович, до сих пор так и не нашлось НИКАКИХ (ни добрых, ни худых) слов по позиции России в конфликте с Грузией. Пришлось уточнить: сам-то он с кем?
— Признайтесь как грузин, живущий в Москве: вы за кого? В столице нашли кров и работу тысячи ваших соотечественников. Помните фразу: «С кем вы, мастера культуры?» С кем ВЫ?
— Я — за искусство! А люди пусть сперва изучат свою историю. Тогда всё станет ясно и без меня. Земля крутится, жизнь как карусель: сегодня так, завтра так. Главное — следить за собой. Как говорится, «в здоровом теле — здоровый дух»...
— В России живёт немало авторитетных и влиятельных грузин. Никто не требует от них выступить против своей родины. Но разве не могут они хоть как-то повлиять на Михаила Саакашвили и уже сейчас приложить руку к тому, чтобы Грузия снова стала дружественной к своим соседям, а не превратилась в острие копья для заокеанской военной машины? Даже американский сенатор — и тот нашёл мужество признать очевидную истину. А российские грузины затаились и молчат. Более того, ваш земляк Вахтанг Кикабидзе в интервью «АиФ» заявил, что трещина между грузинами и русскими была всегда, даже когда он был ребёнком. Я вот такого не помню. А вы?
— А что — я?! Вы лучше сходите на Тишинскую площадь в Москве. Там есть иллюстрация соединения Грузии с Россией — мой монумент нашей дружбе… Нас объединяют общий крест и общая религия. Я создал скульптуру с фигурами двух наших патриархов — Алексия Второго и Илии Второго. Узнав об этом, Алексий прилетел со мной в Тбилиси, потом к нам приехал Илия. И там они тоже прониклись дружбой. У нас же все песни — многоголосие! Оба сидели, слушали за одним накрытым столом и даже прослезились... Кто только не жил в Грузии! В Тбилиси есть все церкви — синагога, мечеть, костёл. Разве они мешали друг другу? Грузин мог дать пощёчину грузину, но не представителю другой нации... Так что мы никакие не демоны.
— Ну хорошо, вера нас сближает. А что разъединяет? Политиканы?
— Разъединение временно. Я оптимист, а не паникёр. Даже если ты очень любишь свою жену, всё равно между вами бывает пауза. Иногда нужно и отдохнуть от любви. Ну вот мы и отдыхаем. Завтра снова роман начнётся. Бурный!
— Ну а теперь — по поводу искусства. Надежды народа на лучшее, говорят, воплощаются в скульптуре. Как это было при соцреализме, мы знаем. А как сейчас?
— Разница есть. Но есть также вещи, которым нельзя научить. У меня лично такая концепция: если у тебя нет слуха, то, как ни старайся, ты не сможешь играть на рояле. Так же и скульптор: если нет знания анатомии, ничего путного не наваяешь. Мне мои домашние и педагоги объясняли: надо создавать искусство для искусства...
— А разве не для народа?
— «Всё для народа!» — это был лозунг. А «искусство для искусства» — целая философия. Только тогда произведение станет музейной ценностью. А что — народ? Как ты будешь создавать что-то для ВСЕГО народа, когда у каждого свой вкус, а есть люди, которые вообще культуру не знают?! Наоборот, это народ должен подняться до искусства, тянуться к его вершинам на цыпочках. Чем лучше искусство, тем он счастливее… Поэтому я и призываю: не надо никого сбрасывать с пьедестала! И Ленина, и Сталина, и даже Маркса с Энгельсом.
— Так и происходит. Рядом с вашим офисом 30 лет стоит бронзовый Энгельс. Никто его не трогает…
— И ради Бога, пусть дальше так и стоит. А зачем сняли Дзержинского с Лубянки? Это же уникальнейшая работа! Очень сложно создать такую совершенную по форме круглую скульптуру. А у Вучетича получилось. У его памятника очень удачно сделана задняя сторона. Сам Микеланджело, хотя и пытался, не смог изваять такую же у своего Давида и в итоге поставил его спиной к стенке. У каждой эпохи свой неповторимый стиль. А кому именно поставили скульптуру, какая разница? Так же и мои внуки не станут задумываться, кто такие были эти Дзержинский с Энгельсом. Важнее — красиво или нет.
— На постаменты ставят не только шедевры, но и конъюнктурную халтуру в духе времени. Что для вас является тут примером китча и безвкусицы?
— Нет такого примера! Произведение нельзя оценить сразу. Если мне что-то не по-нравилось — это ещё не значит, что скульптура или сооружение плохи. Пример — Эйфелева башня. Уж как её только не кляли современники! А в итоге силуэт башни стал символом не только Парижа, но и всей нации. А статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро? У нас тоже далеко за примером ходить не надо: монумент «Рабочий и колхозница»… Время всё расставит по местам. Быстро судить — значит, наверняка ошибаться. Не надо проклинать прошлое! Тогда и мы красиво уйдём из жизни.
— Почему после 11 сентября в США вы стали создавать памятники специально для мест катастроф и терактов?
— Мне людей жалко. Я включаю телевизор, смотрю новости: где стряслась трагедия? Чем я могу помочь? После 11.09 я подарил Америке свою новаторскую «Слезу». Клинтон, выступая на её открытии, сказал: «Пусть Буш смотрит в эту дырку, пока не поумнеет!» (Монумент представляет собой стелу с щелью, а в ней символическая слеза. — Авт.) Недавно я побывал на том месте. Там в чёрных платьях сидят родители погибших и плачут… Теперь хочу установить на Соловках стометровую статую Христа. А на постаменте фамилии репрессированных. Это будет не лично от меня, а как бы от всей России. Только не надо сносить бараки и другие приметы того лагеря. Пусть останутся на память нам и потомкам… Сейчас Сталина сравнивают с Гитлером. Дорогие мои! Зачем ругать старого человека? Мудрость нации — умение не только помнить, но и забывать. Оставим самое плохое истории.
Рубрики: | Тбилиси art интересные люди |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |