«Красное Сормово» – не только одно из старейших отечественных судостроительных предприятий, но также одна из ведущих верфей России. Недаром в фотогалерее на главной странице официального заводского сайта много снимков подводных лодок.
Самая тихая неатомная субмарина российского флота – дизель-электрическая подводная лодка «Варшавянка» (проект 636). За способность появляться молча, словно, из пустоты флотские американцы прозвали её «Черной дырой». В 50-е годы ХХ века наука открыла новое явление – подводный звуковой канал. Затем теоретическое достижение удалось перевести в практическую плоскость, и «Варшавянка» сделала этот подводный акустический волновод своим оружием. У неё оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей. Лодка Б-340 проекта 636М, которую в 2005 году сдали заказчикам из Китая, стала последней подводной лодкой, полностью построенной здесь, на «Красном Сормове». Теперь субмарины этого проекта строят на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге Снимок с сайт завода «Красное Сормово».
В конце 50-х годов прошлого века перед заводом «Красное Сормово» была поставлена задача перейти на строительство принципиально новых, атомных подводных лодок. В связи с этим, в 1962 году на заводе создали инженерно-техническое подразделение, которое должно было взять на себя пуско-наладку систем автоматики субмарин. К работе в отделе привлекли самых квалифицированных инженеров. Каждый год отделу поручались всё новые объемы работ по системам автоматики на современных проектах кораблей. И все они успешно выполнялись.
В советское время подразделение работало, исключительно, по подводной тематике: операторы управления атомными установками, специалисты по автоматике систем подводных лодок, акустики, обеспечивающие бесшумность подводных боевых кораблей. В лучшие годы в отделе работало 300 специалистов.
С переходом завода на гражданское судостроение Отдел испытаний судов (ОИС) стал ведущим инженерно-техническим подразделением в области судовой автоматики со следующими функциями: автоматика судовых систем, акустика на судах и в цехах предприятия, а также вся автоматика паросилового цеха.
В настоящее время в отделе насчитывается 40 сотрудников. В состав подразделения входит пять производственных групп: автоматики общекорабельных систем, автоматики энергетических систем, автоматики комплексных систем управления судном, группа контроля параметров и группа подготовки производства. До 80 процентов рабочего времени специалисты отдела проводят на судах, остальное – работа с чертежами и в лабораторных условиях. Высокий уровень квалификации специалистов ОИС признан, в том числе, зарубежными фирмами. Например, акустическая группа ещё в 1992 году аккредитовалась на звание лаборатории акустических измерений. В настоящее время она находится в международном реестре лабораторий и имеет право самостоятельно проводить аттестацию вибро-акустических и электромагнитных параметров судов.
«В окияне-море» хотел бы надеяться, что славное боевое прошлое завода «Красное Сормово» – дверь в не менее славное будущее. Между прочим, 4-й отдел 256 Военного представительства Министерства обороны РФ продолжает работать на территории нынешнего ОАО «Завод «Красное Сормово».
"В окияне-море"
via
в 1950 году на горьковском судостроительном заводе "Красное Сормово".
Рубка подводной лодки "Красное сормово" установленная в Нижегородском Кремле.