Самоназвание чеченцев и ингушей — вайнахи или нахи. Согласно местному преданию, нахи происходят от библейского Ноя. В течение III-I тысячелетия до нашей эры религия нахов имела определенную схожесть с культами хуррито — урартских государств. Самыми популярными были бога солнца, войны, любви, дождя и плодородия. До наших дней дошли некоторые имена древних чеченских богов: Халад, Ану, Аштати, Нанна, Кибела, Кужух. Именами древних божеств чеченцы нарекают своих детей — как мальчиков, так и девочек. Память о древнем язычестве также хранят традиционные чеченские клятвы: "клянусь золотым солнцем", "клянусь землей", "клянусь хлебом".
В XII веке христианство дошло до вайнахских земель. Оно проникло в Чечню проникло через Грузию, во время правления царицы Тамары. Грузинская христианская миссия была также возобновлением давних грузинско-вайнахских контактов, прерванных в конце II тысячелетия.
Предки нынешних горных чеченцев часто упоминаются в древних грузинских летописях, под названием дзурдзуков. По сообщениям грузинской летописи "Жизнь Картлийских царей", "Дурдзук… был самым знаменитым среди сынов Кавкаса". Так древнегрузинский летописец пытался передать положение древневайнахского этноса в системе взаимоотношений Грузии с соседними народами. Та же летопись указывает, что первый царь Грузии, Фарнаваз, женился "на деве из рода Кавкаса дурдзуков". У дзурдзуков находит приют царь Картли, Саурмаг, изгнанный своими подчиненными. "Бежал Саурмаг с матерью и пришел в страну дурдзуков к брату своей матери".
Здесь, в горах Чечни он, сам дзурдзук по матери, собирает сильное войско и возвращает с его помощью престол. "И никто не оказался в силах противостоять", — гласит летопись. За помощь, оказанную ему, Саурмаг передает своим новым союзникам обширный участок земель, раскинувшийся от Сванетии до Дагестана, где поселилась большая часть пришедших с ним горцев-вайнахов.
Так передает летописец это: "…посадил в Мтиулети, от Дидоэти до Эгриси, которая есть Сванети…". Во II тысячелетии отношения между царством Картли и вайнахами ухудшаются. Грузинская сторона закрывает горные перевалы системой укреплений.
В Ассиновском ущелье сохранились три древнейших в Чечне христианских храма: Тхаба-Ерда, Алби-Ерда и Таргимский. Похожие храмы и церкви, согласно преданиям, были и в других местах горной части Чечни. Самым большим был храм Тхаба-ерда. Его площадь превышает 100 квадратных метров. В храме обнаружена каменная купель для крещения, а под полом и у стен богатые христианские захоронения. Этот памятник христианства специалисты датируют 10-м веком нашей эры. Его строили грузинские зодчие, замыслив как крупнейшую из церквей на центральном Кавказе.
Историк М. Б. Мужухоев предположил, что грузинские зодчие строили Тхаба-Ерда на месте святилища вайнахского божества Тхаба. В XII веке возле храма были построены еще две церкви. Археологи нашли в окрестностях Тхаба — Ерда большое количество христианских крестов. Есть еще один интересный факт. Слово "крест" на чеченском звучит как "жаар". Это слово созвучно грузинскому слову "джвари", также обозначающему крест.
На территории Чечни в разное время были найдены фрагменты пергаментных рукописей. Эти пергаменты оказались списками грузинской Псалтири. Одна из таких псалтирей была обнаружена в конце XIX века. Она хранилась в храме Тхаба-Ерда. Другая была найдена в святилище Маго-Ерда, в горной Ингушетии. Кроме того, некоторые дни недели у чеченцев до сих пор называются словами из грузинского христианского календаря. Это — понедельник, пятница, суббота и воскресенье. Под влиянием христианской религии в нахских общинах появились такие имена, как Адам и Хава (Ева). Мнение спорное, но заслуживающее внимания.
В период христианизации на территории современной Чечни местными мастерами были сооружены святилища, посвященные местным святым, схожим с известными христианскими. Таков, например, храм Тамышь-Ерда, в честь святого, воплотившего в себе некоторые черты святого Георгия. Архитектура этих храмов несет влияние христианского зодчества, характерного для Грузии.
В XIII веке грузинское государство пало под натиском войск Чингисхана. Грузинская христианская миссия среди вайнахов надолго прекратилась. Нашествие монголо-татар пагубно отразилось и на культурной жизни самих чеченцев. Монгольские посты закрыли им доступ к внешнему миру. Храмы, воздвигнутые грузинскими зодчими, были брошены на произвол судьбы. Вайнахи вернулись к язычеству. В связи с этим, некоторые христианские храмы были "переоборудованы" для языческих ритуальных нужд.
Дальнейшая жизнь вайнахов протекала в языческом русле. Приблизительно в XV-XVI веках миссионеры из Кумыкии принесли на вайнахскую землю ислам. В XVIII веке практически все тейпы исторической Ичкерии стали исповедовать религию Мухаммеда.
Несмотря на это, надолго забытый христианский пласт давал о себе знать очень долго. В 1770 году, во время военной кампании генерала Медема, русские в районе Верхней Сунжи отмечали сочетание христианских и языческих обрядов. Есть мнение, что христианство наложило свой отпечаток и на вайнахский адат. Эта система обычного права бытует на Кавказе и по сей день.
http://www.pravda.ru/