"Костница" в Седлеце
Кутна-Гора — небольшой городок в Центральной Богемии, расположенный в 60 км к востоку от Праги.
Из Праги можно добраться на поезде, автобусе или автомобиле. Я – на поезде (он шел до Брно).
Поезда отправляются примерно раз в час, время в пути — 1 час — 1 час 10 минут. В Кутна-Горе две железнодорожных станции — Кутна-Гора главная и Кутна-Гора городская. Последняя расположена ближе всего к историческому центру города, от станции Кутна-Гора главная до центра 3 км.
Внутреннегородской мини-поезд; идет с Кутна-Горы главной до Кутна-Горы городской
Железнодорожная станция "Кутна-Гора городская"
Кутна Гора с его знаменитыми рудниками, служившими источником серебра для всей Европы с XIII по XVIII в., имеет много замечательных зданий, включая собор Св. Вварвары; Итальянский двор, в котором сперва располагался королевский монетный двор, а затем городская ратуша; готическую церковь XIV в., носящую имя Святого Якуба (Святого Иакова), и Каменный дом XV в. В 1995 году исторический центр Кутна-Горы был включен в список культурного наследия ЮНЕСКО. В трех километрах к северу-востоку от города лежит поселок Седлец с его мрачным склепом, своего рода хранилищем костей.
Центр Кутна-Горы
Чумной столб в городе Кутна-Гора представляет собой красивую колонну высотой 16 метров, выполненную в стиле барокко.
Автором эскиза памятника является известный скульптор Франтишек Баугут. Религиозный памятник был построен во времена свирепствующей в Европе эпидемии бубонной чумы, уносившей тысячи жизней. К 1715 году (году установки памятника) болезнь унесла свыше 6000 жизней, поэтому на фасаде столба выбито число 6146.
Столб выражает собой мольбу жителей города к божественным силам о прекращении эпидемии чумы и выражение благодарности за уже спасенные жизни.
На заднем плане собор Св. Вварвары
Позднеготический собор Св. Варвары — пожалуй, наиболее известная архитектурная достопримечательность Кутна-Горы. Этот впечатляющий храм является второй по размерам готической церковью страны. Да и религиозное значение его очень велико. Архитектура римско-католического храма настолько специфична, что позволяет назвать его одной из наиболее аутентичных готических религиозных построек в Центральной Европе. В 1995 г. ЮНЕСКО включило собор в Список объектов Всемирного наследия.
Интересно, что инициатором строительства собора стал не какой-либо правитель или религиозный орден. Затеяли всё это местные предприниматели, им хотелось отделиться от монастыря, который был ближайшим к городу религиозным центром. Хотя, если верить легенде, дело обстояло немного иначе: троих рудокопов завалило в шахте, и каждый начал молиться на свой лад. Первые двое просили немногого, но третий взмолился о годе жизни, чтобы совершить благое дело. Этот год и был дарован последнему св. Варварой, и спасшийся рудокоп начал строить храм.
Барочная галерея перед Иезуитским колледжем появилась в начале XVIII века, в одно время со строительством самого колледжа, над проектом которого работал итальянский архитектор Орси. Барочная галерея расположена на подходе, напоминающем мост, от колледжа к храму Святой Варвары. Это подход был создан по подобию знаменитого Карлова моста в Праге, и также по его примеру был украшен террасой из 12 скульптурных групп святых, созданных по проекту мастера Франтишека Баугута в стиле барокко.
Среди святых, которым посвящена галерея в городе Кутна Гора, можно назвать такие имена, как Святой Иоанн Непомук, Святая Варвара, Святой Иосиф, Святой Франтишек Ксаверский и Святой Карл Великий. Каждая скульптура имеет надпись на цоколе, с указанием имени святого и событием, связанным с его личностью, и также датой создания скульптуры. Таким образом, барочная галерея, кроме своей первоначальной функции украшения, служит своего рода хронограммой, рассказывающей историю страны.
Седлец… Его история такова: в XIII веке местный аббат вернулся из паломничества из Иерусалима с горстью Святой земли, которую он рассыпал над местным кладбищем. Этот факт позволил месту упокоения горожан получить статус священного. И вскоре кладбище, став популярным, разрослось до невиданных размеров. Упокоение здесь было равнозначно тому, что усопший прямиком попадает в рай... Затем Европу поразила чума, кладбищенские работники были вынуждены хоронить мертвых «вместо» прежних — путем перекладывания древних костей в усыпальницы (они назывались костницами) и захоронения на освободившихся местах новых покойников. В результате подобных манипуляций, места на кладбище перепродавались шесть раз, «собрав» останки 40 000 человек.
Кости требовали более почетного положения, но возможностей для этого было немного. Поэтому некий монах в начале XVI века бережно промыл и отбелил каждую кость, сложив из образовавшегося «материала» пирамиды, с залами, нефами и ходами. Получившийся прототип церкви никто не разрушил, однако, в виду сомнительной моральности происходящего, не зная, что предпринять, четыре века к «церкви» доступ был закрыт.
В XVIII веке хозяин земли кладбища, князь Шварценберг повелел привести в порядок получившиеся предметы интерьера, за что и взялся местный мастер Ринт. Проводя манипуляции с костями, черепами и вообще всеми частями человеческих скелетов, Ринт соорудил герб князя, люстру, стены, ниши, опоры, своды, полки, и многое другое. Образовавшаяся церковь, лицезреть которую и приезжают в Кутну-Гору туристы со всего света, вызывает неоднозначные чувства. Куда девать останки людей, если места на кладбище нет? Почему бы и не построить духовное, сакральное здание, теперь еще сильнее напоминающее нам о бренности бытия.