Практически все «высшие» асы Р-38 воевали на Дальневосточном театре военных действий, над огромными океанскими просторами которого летные качества этого самолета проявились наиболее ярко. И именно там Р-38 стал одним из самых эффективных истребителей США, позволившим целому ряду американских летчиков добиться значительного количества побед над японскими самолетами, славившимися своей высокой маневренностью…
BONG Richard Ira (40 побед)
Ричард Айpе Бонг (1920-1945) - самый результативный ас за всю историю авиации США. Начало войны с Японией Бонг встретил в должности инструктора летной школы. На Тихоокеанский фронт он был направлен осенью 1942. В составе 30-й эскадрильи 35-й истребительной группы Бонг сражался над Новой Гвинеей на истребителе «Лайтнинг»; 27 декабря 1942 г. он впервые одержал победу: сбил в одном бою бомбардировщик «Вэл» и истребитель «Зеро». А к окончанию 1943 года ставший командиром 9-й эскадрильи в 49-й группе капитан Бонг довел счет побед до 21 сбитого самолета.
12 апреля 1944 г. Бонг одержал 28-ю победу, побив рекорд самого результативного американского аса Первой мировой войны – Эдди Рикенбеккера (26 побед). И Бонга тут же отозвали в США – демонстрировать героя населению для поднятия боевого духа американцев. А по завершении цикла пропагандистских поездок по стране Бонга назначили инструктором в школы летчиков-истребителей. Однако спокойная жизнь не устраивала аса, и он лавиной рапортов добился возвращения на фронт. В октябре 1944 г майор Бонг занял должность инструктора по стрельбе 5-й Воздушной Армии на Тихом Океане. В рядах своей 49-й FG он тут же принял участие в боях над Филиппинами, и уже до конца месяца сбил еще 3 японских самолета. А 17 декабря Бонг одержал 40-ю победу, после которой его вновь в приказном порядке отозвали с фронта. Теперь Бонгу уже не помогли никакие протесты – американскому командованию была нужна «живая легенда», которую можно бы было продолжать демонстрировать нации, поднимая ее боевой дух…
Выполняя это желание начальства, получивший высшую награду США - Почетную Медаль Конгресса Бонг совершил еще несколько пропагандистских поездок по стране, после чего стал летчиком-испытателем на базе Райт-Филд. Здесь его и нагнала судьба: выживший в многочисленных боях Ричард Бонг 6 июня 1945 г. погиб в авиакатастрофе при испытаниях реактивного самолета Локхид Р-80 «Шутинг Стар».
McGUIRE Tomas (38 побед)
Томас Мак Гвайр (1920-1945) - второй по результативности ас США. Начало войны с Японией застало студента-технолога за параллельным обучением летному делу. В феврале 1942 г. Мак Гвайр получил диплом летчика и звание лейтенанта резерва; некоторое время он служилв тыловых частях на Аляске, потом в Австралии. Лишь в июле 1943 Мак Гвайр был переведен в 431-ю эскадрилью 475-й истребительной группы, которая воевала с японцами в Новой Гвинее. Первый свой боевой вылет Томас совершил 13 августа, а уже к концу октября на его счету было 13 воздушных побед. В декабре 1943 Мак Гвайру присвоили звание капитана, а в мае 1944 – майора. 13 декабря 1944 Томас сбил 31-й самолет противника; а 26 декабря над островом Лусон во время ожесточенной схватки между 15 «Лайтнингами» и 20 японскими истребителями «Зеро» Мак Гвайр сбил сразу четырех японцев! Он показал в этой схватке не только блестящее искусство пилотажа и стрельбы, но и умение руководить воздушным боем – ведь именно он командовал американским отрядом.
Погиб Мак Гвайр 7 января 1945 г. в воздушном бою над островом Лос-Негрос. К этому времени на его счету числилось 38 побед, и он был обладателем высшей награды США - Почетной Медали Конгресса.
MacDONALD Charles (27 побед)
Чарльз Мак-Дональд (1914-2002) занимает 3-е место в списке лучших асов США на Тихом Океане, и замыкает пятерку лучших асов Америки 2-й Мировой войны. Это был агрессивный летчик и умелый командир, воспитавший в своей части значительное число асов.
Начало войны с Японией застало летчика-истребителя Мак-Дональда на Гавайях, и свой первый боевой вылет он совершил для отражения нападения японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. Однако до врага Мак-Дональду тогда так и не удалось добраться - помешала американская зенитная артиллерия, стрелявшая по всему, что появлялось в воздухе.
В 1943 г. Чарльза перевели с Гавайских островов на Новую Гвинею – в 348-ю истребительную группу Нила Кирби, летавшую на «Тандерболтах». И хотя группа Нила Кирби считалась лучшей авиачастью на Тихом океане, Мак-Дональд был недоволен службой в ней: уж очень ему не понравился тяжелый «Тандерболт». И в октябре Чарльз добился перевода в 475-ю истребительную группу, получившую на вооружение двухмоторный истребитель Р-38 «Лайтнинг». На этой машине Мак-Дональд уже 15 октября одержал первые победы: сбил 2 пикирующих бомбардировщика «Вэл» (правда, в той схватке серьезно пострадал и его «Лайтнинг»). В ноябре майор Мак-Дональд стал командиром своей 475-й группы; однако командирские обязанности не мешали Чарльзу наращивать свой боевой счет, и до конца 1943 г Мак-Дональд уничтожил еще 6 японских самолетов. А после отдыха в США майор осенью 1944 г. принял участие в наступлении на Филиппины. В ходе этого сражения Чарльз дважды в течение одного дня сбил по 3 самолета (7 и 25 декабря). Всего же за 1944 год Мак-Дональд одержал 17 побед, став одним из лучших асов США. А последнюю победу он одержал 13 февраля 1945 г. над Китайским морем: уничтожил японский транспортный самолет.
Всего за время 2МВ полковник Чарльз Мак-Дональд сбил 27 самолетов; все победы были одержаны им на истребителе «Лайтнинг».
JOHNSON Gerald (20 побед)
Джеральд Джонсон (1920-1945) встретил начало войны с Японией курсантом летного училища. Получив диплом пилота в мае 1942 г., он до лета 1943 служил на Аляске, пока его не перевели в 49-ю истребительную группу 5-й воздушной армии, базировавшуюся на Австралию и воевавшую над Новой Гвинеей. Первые победы Джонсон одержал 26 июля 1943 года над Маркхэм-Вэлли: сначала «снял с хвоста» товарища Ки-43, а затем в лобовой атаке буквально в упор отстрелил крыло второму японцу. При этом самолеты противников столкнулись, и «Лайтнинг» Джонсона потерял хвостовую часть левой моторной балки. Тем не менее, Джеральду удалось сохранить управление и долететь до базы; но после посадки его машину списали.
В августе того же года Джонсон получил звание капитана и должность командира 9-й эскадрильи своей 49-й истребительной группы. А 3 сентября он «сделал второй дубль»: при сопровождении бомбардировщиков В-17 на острова Новой Британии отразил атаку на них вражеских истребителей, «завалив» двоих японцев. Затем последовали двойные победы 15 и 17 октября, после чего получивший звание майора Джонсон передал командование 9-й эскадрильей Ричарду Бонгу и отправился в отпуск в США.
Вернувшись на фронт к лету 1944 г., майор Джонсон занял должность заместителя командира 49-й истребительной группы, и принял участие в осеннем наступлении американцев на Филиппины. А 7 декабря он сбил сразу 2 истребителя и бомбардировщик, которые довели список Джонсона до 20 побед. После этого вплоть до капитуляции Японии 49-я группа занималась исключительно штурмовками наземных объектов, и воздушных боев больше не вела. А в сентябре 1945, уже после окончания войны, подполковник Джеральд Джонсон погиб в авиакатастрофе на транспортном самолете, попавшем в тайфун…
SCHUBIN Murray (11 побед; из них 5 в одном бою)
Мюррей Джозеф Шубин (1917-1956) был студентом колледжа, но параллельно обучался летному делу по программе подготовки пилотов резерва. После начала войны с Японией был переведен в состав регулярных ВВС и в 1942 направлен в 339-ю эскадрилью 347-й истребительной группы, воевавшей на Р-38 «Лайтнинг» над Гуадалканалом. Основной работой этой части было сопровождение бомбардировщиков В-17 и штурмовые удары по Бугенвилю и японским кораблям у этого острова. Поэтому свою первую воздушную победу Шубин одержал только 2 февраля 1943 г., а вторую – лишь 7 июня. Его звездный час наступил 16 июня 1943 г. В тот день Мюррей возглавлял патрулирование четверки Р-38 на 8-киломеровой высоте над Гуадалканалом, когда обнаружил идущую на 1 км ниже японскую группировку из 50 самолетов, направлявшуюся к острову Белл. «Лайтнинги» спикировали на замыкавших строй 15 «Зеро» сопровождения, с ходу сбив троих из японцев (одного – Шубин). Выходя из пике, Мюррей обнаружил перед собой еще один «Зеро», и практически в упор расстрелял его.
Затем в завязавшейся «собачьей свалке» один из «Лайтнингов» получил повреждения и вышел из боя. Другой Р-38 сбил 2 «Зеро», но тут у него заклинило оружие, и он тоже поспешил удалиться. Третий «Лайтнинг» пошел следом, прикрывая отступление не способных сражаться сослуживцев от атак погнавшихся за ними японцев. И Шубин остался один против пяти японских истребителей. На вертикальном маневре он поразил первый «Зеро»; затем в горизонтали изрешетил второго. У того задымил двигатель, и он тоже «провалился» вниз. После нескольких безрезультатных атак на трех продолжавших драться японцев Шубину все же удалось подловить одного из них, и тот от точного залпа из всех стволов «Лайтнинга» буквально рассыпался на части. Два остальных попытались уйти в сторону острова Саво, но Мюррей обстрелял их сзади; тогда один из «Зеро» развернулся, и пошел на американца «в лоб», второй же продолжал уходить, и вскоре исчез из виду. «Лобовая» прошла безрезультатно – оба промахнулись и успешно разошлись; но Шубин успел быстрее развернуться, и обстрелять врага на развороте, после чего тот свалился в пике и врезался в землю.
После боя Шубин заявил о 2-х достоверных победах и 4-х вероятных; однако наземные наблюдатели (пехотинцы на Гуадалканале) достоверно подтвердили 5 побед Шубина, и лишь с шестой у них тоже возникли неясности. Таким образом, Мюррей Шубин за 45 минут схватки добился титула «аса одного боя», и был награжден DSC (Крестом за отличную службу).
Впоследствии Мюррей сбил еще 2 самолета 10 октября, и 2 – 27 октября 1943 г., что довело его счет до 11 подтвержденных побед. В январе 1944 Шубин вернулся в США и стал инструктором в летной школе.
Серия сообщений "авиамоделизм - "ликбезы" по отличиям тип":
Часть 1 - Грозный «Стервятник» - «ликбез» по версиям истребителя FW-190
Часть 2 - Ликбез по сериям истребителя ЛаГГ-3 (для моделистов и интересующихся)
...
Часть 23 - Определитель модификаций американского истребителя Р-38 «Лайтнинг» (01)
Часть 24 - Определитель модификаций американского истребителя Р-38 «Лайтнинг» (02)
Часть 25 - 2МВ. Лучшие асы истребителя Р-38 «Лайтнинг»
Часть 26 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (01). От «А» до «F»
Часть 27 - Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (02). «Густавы» и «ночники»
Часть 28 - Определитель модификаций «Горбатого». (01): одноместный штурмовик Ил-2
Часть 29 - Определитель модификаций «Горбатого» (02). Двухместный штурмовик Ил-2