-Метки

Босх Харламов акварель алексеев федор англия антоний апокалипсис архитектура аскназий баженов беггров бенуа а.н. богаевский к.ф. брейгель верещагин василий витражи возрождение выставка германия гмии гоголь город городсклй пейзаж городской пейзаж готика графика дания дафнис и хлоя детсий портрет дюрер еда живопись замки зима иванов а.а. иконы иллюстрации импрессионизм интерьер исторический музей история италия казакова каргополь кауфман кекушев костел коты кравцов краков кремль литература маковский маковский константин малевич казимир малютин марина марк шагал матейко мацик юрий мельницв мифы модерн мозаика монастырь москва натюрморт невеста полоза нидерланды опекушин орлрвский в.дю. пейзаж открытки памятник париж паркес майкл пастернак пастернак б. пейзаж петербург плакат пляцковский поговорки польша портрет портреты поэзия праздник рейнольдс романтизм салонная живопись сахалин северное возрождение сезанн сказка сказки скульптура собор соборы современное искусство средневековье стихи суриков сутев сша тёрнер театр тород тьеполо доменик уистлер фаберже фото фотография франция фрески хивренко храм художник цветы и живопись чехов шехтель школа юмор юсуповский дворец явление христа народу яцек йерка яцек ковальский

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Наташа_Ходош

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 2243


Возникновение иконописи на Руси.

Пятница, 21 Февраля 2014 г. 20:07 + в цитатник

Возникновение иконописи на Руси.

Своему учителю Я.В.Бруку посвящаю этот "рассказ" о возникновении христианской живописи в России.
Вспоминаю интереснейшие занятия в стенах Третьяковки. Это было так здорово, что прогуливать не хотелось. Как не хотелось и расставаться после трехлетнего общения. Вся наша группа, состоящая их полутора десятка училок, уже имеющих высшее образование, после окончания его курса отправилась поступать на ХУДГРАФ!!!


Catacumbas de Priscila (Roma). El Buen Pastor 3 в 




Catacumbas de Priscila (Roma)3 в. 


Первыми памятниками христианской живописи были росписи римских катакомб, где находились первые христианские храмы. Христианство возникло на развалинах античной культуры и создатели фресок в катакомбах использовали приемы поздней античной живописи. Кроме этого, повлиял на иконографию и римский придворный ритуал. Например "Въезд в Иерусалим", где подобно императору, Христос въезжает в ворота города.








Катакомбы Виа Латина. Жертвоприношение


фреска в катакомбах Via Latina 


фреска в катакомбах Via Latina 


Катакомбы Св. Себастиана находятся под Римом 



Catacumba de San Marcellino (Roma). 



Катакомбы Домициллы в Риме. Около 300 г




Catacumba Domitilla (Roma). 4 век




















В I V веке христианство стало государственной религией Восточной Римской империи - Византии.
Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Григорий Нисский резко осуждали наличие языческих традиций в христианстве. Но, превратившись в государственную религию, христианство в Византии объединило огромную часть людей, вовсе не знакомых с христианскими традициями. Для приобщения и лучшего понимания христианских догматов, эти догматы были представлены в художественных образах.
Иоанн Дамаскин в VIII веке высказался так: "Так как мы, без сомнения, люди чувственные, то для познания всякого божественного имеем нужду в очах чувственных. Удовлетворить потребность в "чувственных образах" может только живопись. 


Византийская живопись 5 - 7 вв. мозаика

В VIII - IX веках иконоборчество набрало силу. Основной аргумент иконоборцев: "Бога же никто не видел". Они повторяли тезис Топртуллиана, что поклонение живописным изображениям есть тайное идолослужение. Даже были изданы специальные указы, запрещающие иконописание и иконопочитание.Фрески в храмах срочно затирались, мозаичные панно сбивались, иконы ломались и выбрасывались. В 842 году иконопочитание было официально восстановлено Вселенским Собором. Было дано строгое богословское обоснование того, что есть икона. Догматы Вселенского собора стали своего рода эстетической доктриной христианства, сохранившей свое значение на протяжении многих столетий не только в Византии, но и в Древней Руси. Ответом иконоборцам было заявление, что на иконах изображается не Бог, который бестелесен и невидим, а
"человеческий образ" в память о том, что ради искупления человеческих грехов сын божий Иисус Христос во всем сделался подобным людям, исключая греха. А раз так, то и изображать его можно подобным людям.
Образцом классического христианского искусства служат мозаики Софийского собора в Константинополе.
















Реализм разрешенной иконописи только кажущийся. Были поставлены определенные условия " Хотя божественные формы и изображаются телесно, однако так, чтобы телесный образ показывает некоторое зрелище бестелесное, постигающееся только умом..." (Иоанн Дамаскин). Но при этом, согласно указаний Григория Нисского, иконописное изображение должно было быть конкретным и зрительно наглядным. 
Византийские мастера иконографии справились с этой задачей, используя для этого некоторые приемы: изменение пропорций, удаление перспективы или использование обратной перспективы, создание представления ирреальности ("бестелесности") изображаемого с помощью золотого фона.



Мозаика 11 века Церковь Успения Богородицы в Дафни



Византийская икона 12 века. Св. Георгий Неокесарийский



БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ. ГТГ, Москва 

По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. 
Л. А. Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:
"В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке <…> Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом".
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Андрей Боголюбский украл Вышгородскую икону Богоматери и перевёз ее во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.

Для создания этого сообщения использованы данные из книги моего обожаемого учителя, тогда заместителя директора Третьяковской галереи, Якова Влидимировича Брука (любимого нашего Яна) "Живое наследие". Наряду с М.В. Алпатовым и В. Н. Лазаревым, Я.В.Брук является известным теоретиком русского искусства и специалистом по древнерусскому искусству. 
http://www.tour717.com/Rome/Sights/Catacombe-di-Roma.html
 
Рубрики:  Искусство, связанное с религией/Иконопись
Искусство, связанное с религией/Фрески
Искусство, связанное с религией/мозаики
Города и страны
Живопись
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку