Когда-то в СССР была подобная формулировка, предполагающая либо зашкаливающий цинизм, если её использовало руководство, либо безоглядное бесстрашие, если рядовой коммунист с её помощью пытался достучаться до начальства, чтобы обличить несправедливость и вопиющие нарушения. На мой взгляд, она сейчас уместна.
Война "Железных мечей" длится уже 21 день Три недели. Почему она стала возможна? Этот вопрос задаётся всеми. "Кто виноват?" - интересуются также часто. Но мало кто старается узнать: как предотвратить "третью серию"? Почему третью? Потому что мы свидетели второй. Первым актом трагедии была война "Судного дня", когда страна едва не перестала существовать. 21 день назад легендарная Армия Обороны Израиля получила оплеуху по точно такой же схеме. Если бы это была не вылазка обнаглевших террористов, чья цель не ликвидировать государство Израиль, а умыть его в крови, то полноценное вторжение по старой схеме, вполне могло привести к ликвидации страны.
Отчего я так категоричен? Оттого, что это не моё мнение, а генерал-майора, прошедшего все командные должности от командира танка и до командира корпуса, участвовавшего в войнах и операциях от Шестидневной войны и до Первой интифады; бывшего комиссара по делам солдат, находящегося сейчас в отставке Ицхака Брика, внезапно ставшего медийной фигурой, поскольку он предсказал нынешнюю войну в своём докладе руководству страны ещё 5 лет назад.
В 2018 г. Комиссар по жалобам военнослужащих («Нацив Квилот hа-Хаялим») генерал-майор Ицхак Брик издал отчёт, в котором говорится об общей неготовности ЦАХАЛ к полномасштабной войне. Ниже я привожу основные пункты критики Брика на основании интервью с ним, опубликованном 04.10.19 на сайте «Макор Ришон».
- Брик указывает на отток офицеров среднего звена, что в “ближайшие годы “может нанести невосполнимый ущерб боеспособности”.
- Брик указывает на серьезные проблемы, создаваемые новыми средствами электронных коммуникаций.
Во-первых, существует серьезный риск раскрытия секретной информации: “Каждый солдат, идущий на выполнение боевой задачи с смартфоном превращается в ходячую цель. Наше счастье, что враг этим еще не воспользовался – но в будущем он это сделает… Армия не извлекает никаких уроков, я вижу смартфоны на боевых заданиях, это – огромная проблема. Все что, нужно – отдать соответствующий приказ. Но никто такой приказ отдавать не хочет”.
Во-вторых, замена межличностных отношений командира и подчиненных системами электронной связи (мобильные телефоны) вредит отношениям между людьми и может заменить прямой диалог командира и подчиненных, а также общение между солдатами, тем самым создавая предпосылки для отчуждения командиров от солдат. Это наносит ущерб принципу братства по оружию, и, тем самым, духу ЦАХАЛа”.
- Брик также указывает на случаи, когда командиры раскрывали медицинскую информацию о подчиненных, в том числе информацию о душевном здоровье солдат, и она становилась доступной в разного рода сетях – из-за того, что офицеры бездумно пишут в whatsapp.
- Нехватка личного состава в результате сокращений бюджета и срока службы для мужчин. Брик пишет: Те, кто принимает решения должны самым внимательным образом изучить эти вопросы, проверить каждый род войск и каждую службу (логистика, операции, обучение и учения) и привести в соответствие те силы, которые остались после сокращений с масштабами ставящихся им задач”.
- Брик описывает рутину невыполнения базисных обязанностей солдата – чистки оружия после стрельб и военной техники после учений. Многие подразделения попросту забыли о необходимости практики сборки-разборки автоматов, чистки орудий танков и самоходок.
- Брик пишет: “Во время посещения одной из баз я узнал, что командование наняло частную компанию для чистки оружия после учений. Солдаты, не чистящие оружие после учений, тем более не будут делать этого в боевой обстановке. Это приведет к невозможности исполнения поставленных перед ними задач”.
- Брик также указывает на то, что несмотря на то, что количество учений для резервистов увеличилось, их качество снизилось. Брик пишет: “Резервы, которые являются хребтом ЦАХАЛа в военное время, не отрабатывают наиболее вероятных военных сценариев. Не хватает профессионалов, не хватает вооружений, и это ставит под сомнение готовность ЦАХАЛа в день, когда будет отдан приказ”.
- Брик предупреждает, что последствия будут самыми серьезными: “Существует серьезный недостаток мотивации среди офицеров продолжать их карьеру. Врачи не хотят оставаться в армии. Специалисты по вооружениям, логистике, боевой подготовке уходят. Хорошие командиры уходят из армии, и те, кто остается – вовсе не обязательно лучшие. ЦАХАЛу удается сохранить то же количество профессионалов, что и раньше, но он превращается в армию посредственностей”.
- Особый ущерб наносит профессиональному костяку армии модель “ха кева ха цаир” в рамках которой офицеры, за 14 лет не дослужившиеся до подполковника увольняются в запас – без военной пенсии и обычных при выходе в отставку бонусов. Это создает атмосферу неуверенности среди офицерского состава среднего звена и к тому, что многие уходят, дослужившись лишь до командира роты.
- Кроме того, сокращение 4 тысяч контрактников в рамках программы “Гидон” довело ЦАХАЛ во многих областях до того состояния “когда выполнение поставленных перед командирами задач становится практически невозможным”. Брик пишет: “Горизонтальное “отрезание” личного состава привело к ситуации, когда перед командиром ставят множество задач для выполнения которых у него попросту нет личного состава.
Брик в основном критикует сухопутные войска (СВ) и Генштаб. ВВС и ВМС по его мнению достаточно профессиональны и боеготовы. Проблемы СВ связаны с несколькими факторами. Одна из них – неэффективность нынешней структуры командования.
Несмотря на создание штаба СВ (МАЗИ), а затем и собственно СВ («Зроа hа-Йабаша»), те занимаются вопросами строительства СВ. Реальным командующим СВ в ходе боевых действий является начальник Генштаба (НГШ), через штабы командующих военными округами. Но НГШ слишком занят другими задачами, поэтому у него слишком мало времени на контроль развития и оценку текущей ситуации в СВ.
Ещё один фактор – сокращения кадров в рамках текущей пятилетней программы развития ЦАХАЛ (ТАРАШ – «Тохнит Рав-Шнатит»), «Гидеон». Уже в самом начале её исполнения (середина 2015 – середина 2020 гг.) было сокращено 5,000 ставок сверхсрочников. Но если в ВВС сокращения были вертикальными (закрывали подразделения), то в СВ – горизонтальные, сокращение 15% ставок в действующих подразделениях. В результате на мобилизационных складах СВ (ЙАМАХ) оставшийся персонал не справляется с проведением текущих работ по обслуживанию оружия и боевой техники.
Но главная проблема – падение организационной культуры. Например: выдача приказов (часто с использованием электронной почты или приложений смартфонов) без должного контроля их выполнения. В прошлом в ЦАХАЛ был специальный орган («Бакара вэ-Маакав»), контролирующий исполнение распоряжений НГШ и генералов ГШ. Тот кто их не выполнял – должен был отчитаться, почему это произошло. Но этот орган был сокращён, соответственно и исполнение приказов. В рамках подготовки отчёта Брик беседовал с полковником, проверявшем, каков процент указаний приказов НГШ определённому виду ВС был выполнен. По его словам – 15%. Также должным образом не изучаются отчёты контролёра МО, выявленные в них недостатки не исправляются.
Как следствие – проблемы опускаются вниз. Во многих подразделениях не проводятся регулярные смотры («Мисдарим»). Это произошло из-за решения сократить ротных старшин (РАСАП) на сверхсрочной службе в рамках ТАРАШ «Гидеон». Попытки заменить их солдатами срочной службы оказались не эффективными, среди прочего из-за утери опыта работы старшин.
Похожая ситуация с внедрением высокотехнологичного оборудования, например систем связи, управления и контроля, созданных в рамках программы ЦАЯД. На танках резервных бригад такие системы есть, но нет нормальной подготовки резервистов к использованию систем и нет достаточно техников в резервных бригадах и ЙАМАХах для их ремонта. Многие сверхсрочники были сокращены, а те кто остались – постепенно демобилизуются по выслуге лет. Молодых солдат, закончивших срочную службу, часто трудно уговорить остаться на сверхсрочную, из-за высокой нагрузки и разницы в зарплатах между армией и гражданским сектором. Падает и мотивация службы призывников в боевых частях – с 78 до 64% за последнее десятилетие. На это накладывается и сокращение сроков срочной службы для мужчин, с 36 месяцев до 32 (с 01.06.15), а затем и до 30 (с 2020 г.).
В ЦАХАЛ в последние 10-15 лет развилась новая концепция – отсутствие угрозы большой полномасштабной войны против нескольких противников на разных фронтах. С Египтом и Иорданией мир, Сирия ослаблена гражданской войной. Остаются 2 зоны террора, «Хизбаллы» на севере и ХАМАС в Секторе Газа на юге. Но сокращения СВ (напомню о недавно появившихся планах закрытия ещё 2 резервных бронетанковых дивизий, и это после постоянных сокращений последних десятилетий) привели АОИ к неспособности атаковать на 2 фронтах одновременно. Т.е. если брать даже ограниченный конфликт с одновременным участием 2 террористических организаций, ЦАХАЛ будет способна наступать только на одном фронте. А значит, пока не дойдёт время до второго – тыл будет подвергаться ракетным обстрелам (2,000 ракет в день, включая ракеты с 500-600 кг БЧ). Даже имея системы ПРО с 90% эффективностью (пока у них не кончатся ракеты) – это будет означать падение 200 не перехваченных ракет (тут надо учесть, что перехватывают только «опасные» ракеты, но при обстреле крупных сосредоточений населения, вроде Хайфы и Большого Тель-Авива, практически все ракеты будут «опасными»).
В конце интервью Брику был задан вопрос: "Что делать?" По мнению Брика, первой мерой должно быть лишение НГШ права менять армию по своей прихоти. Должна быть чёткая картина угроз национальной безопасности, как текущих, так и потенциальных, и армия должна строиться на основе этой картины и решений, принятых на политическом уровне. За создание картины угроз должен стоять Совет национальной безопасности (СНБ).
Совет национальной безопасности (СНБ) (он же МАЛЯЛь – «Моаца ле-Битахон Леуми») был создан в Израиле в марте 1999 г., в конце первого срока Биньямина Нетаньху как премьер-министра Израиля. Но в 2008 г. его функции были сокращены до совещательного штаба, соответственно изменилось и название (на «Мате ле-Битахон Леуми», сокращённо также МАЛЯЛь). По мнению Брика, это должен быть полноценный СНБ, с полномочиями, определёнными законе, с возможностью контролировать выполнение своих рекомендаций. Именно он должен определять угрозы безопасности, как текущие, так и возможные, в соответствии с этим будет планироваться бюджет МО и размеры ЦАХАЛ.
Этот доклад был прочитан, но ... Как мы все теперь видим, с формулировкой: "Я тебя услышал", что является синонимом: "Да, наплевать мне на то, что ты несёшь!".
(c)