Denis-K все записи автора
Публикуется с разрешения автора
Сегодня, накануне 70-летия Владимира Семеновича Высоцкого, появилась возможность рассказать еще об одной малоизученной странице его творческой биографии. Я имею в виду выступления поэта, актера и певца в городе Глазове. Долгое время попросту не хватало фактической информации для серьезного разговора, а та, что имелась, была противоречивой и неполной.
Попытаемся на основе имеющихся фактов, фонограмм и свидетельств современников выстроить событийный ряд выступлений Владимира Высоцкого в Глазове и, может быть, попытаться осветить некоторые вопросы, до сих пор остающиеся без ответа. Так получилось, что поездка группы артистов Театра на Таганке в Удмуртию, состоявшаяся в конце апреля 1979 года, породила печально знаменитое «ижевское дело», о котором уже написано достаточно много. Напомню лишь, что Высоцкий проходил по этому делу свидетелем, но косвенно город Глазов тоже там присутствует. Мнения исследователей и мемуаристов по поводу состоявшихся и отмененных концертов расходятся. Неясно также были прерваны эти гастроли по вине Высоцкого или по другим объективным причинам.
Впервые, если не ошибаюсь, тема выступлений Высоцкого в Глазове возникла в воспоминаниях Валерия Янкловича. Вот что он рассказал об этой поездке журналисту В.Перевозчикову: «Люди из Ижевска пришли ко мне в театр с просьбой посодействовать участию Любимова в их мероприятиях. В качестве режиссера, разумеется. (Высоцкий еще работал в театре, но был на грани ухода). Петрович согласился. За постановку спектакля «В поисках жанра» на сцене Дворца спорта ему обещали 1200 рублей. Договорились, что Володя отработает в этом спектакле, а потом еще пять дней будет выступать один. Все так и было (я поехал вместе с ними). Отработали спектакль – Золотухин, Филатов, Медведев и Межевич уехали, а Володя остался. Но выступать он должен был уже в другом городе – Глазове. Я делаю расчеты в Ижевске, вдруг телефонный звонок Высоцкого:
- Срочно приезжай. Здесь творится что-то ужасное!
Еду в Глазов. Ночь, темень, все дороги размыты. Приезжаю в гостиницу – человека, с которым мы договаривались, вообще нет. Другие люди, я их в первый раз вижу. Говорю:
- У нас спектакль, мы уезжаем.
- Как это уезжаете?! Срываются концерты!
На следующий день выясняется, что зрителей нет. Дороги размыты, и почти никто в Глазов приехать не смог. В зале сидели около ста солдат. Хотя была договоренность, что люди все равно приедут, - на подводах.
Короче говоря, Высоцкий все бросает и уезжает. Это была ранняя весна 1979 года. Организаторы все равно должны были заплатить: такая была договоренность. А состоялись концерты или нет – это Высоцкого не касалось. Они заплатили. И в Ижевске Володя по договоренности получил 1200 рублей для Любимова».
После публикации воспоминаний В.Янкловича в киевской газете «Высоцкий: время, наследие, судьба», автор этих строк откликнулся полемической статьей «В Глазов…на подводах?», которая была напечатана там же. В этой статье я обратил внимание на некоторые неточности и нестыковки в рассказе импрессарио В.Высоцкого. Цитирую: «…В нашей республике он провел шесть дней. И было это не «ранней весной 1979 года», как запомнилось Янкловичу, а несколько позже, после 15-летнего юбилея Театра на Таганке, после выступлений в Канаде и США». И далее: «…последняя остановка в моем рассказе – выступления В.С.Высоцкого в Глазове. Чтобы раз и навсегда избавиться от неточностей и ошибок, обратимся снова к прессе. Вот номер «Удмуртской правды» за 25 апреля 1979 года: «29-30 апреля, 1 мая – Удмуртская государственная филармония в Ледовом Дворце спорта города Глазова проводит театрализованные представления «Песня – любовь моя» с участием артистов театра и кино, автора-исполнителя Владимира Высоцкого, артиста Валерия Золотухина, заслуженного артиста СО АССР Аскера Махмудова и ВИА «Поющие электрины. Ведет программу конферансье Владимир Маслов. Начало концертов – 29-30 апреля – 12-00, 15-00, 18-00, 20-30, 1 мая – 15-00, 19-30».
Не буду утомлять читателя цитированием обширного отрывка из воспоминаний Янкловича (которые волей-неволей пришлось процитировать
и в этой статье! – А.К.), скажу о другом. Глазов – крупный индустриально-промышленный центр Удмуртии, километрах в двухстах на север от Ижевска. Есть там завод «Химмаш», засекреченный до недавнего времени Чепецкий механический завод, оплот военно-промышленного комплекса, педагогический институт имени В.Г.Короленко. Да и наличие Ледового Дворца спорта «Прогресс», двойника «Ижстали», говорит само за себя. Население Глазова в тот период было более 100 тысяч человек. Ижевск и Глазов соединяет прекрасная автострада…
На этом фоне более чем странными кажутся мне слова В.П.Янкловича: «…На следующий день выясняется, что зрителей нет. Дороги размыты и почти никто в Глазов добраться не смог. В зале сидели около ста солдат. Хотя была договоренность, что люди все равно приедут – на подводах». Хорошо помню, что тогда была достаточно теплая, солнечная погода, на концерты ходили в пиджаках… Также странно, что в стотысячном Глазове не нашлось, если верить Янкловичу, зрителей, которые хотели бы встретиться с Высоцким. Но даже тогда, чтобы не срывать концерты, их легче было привезти на автобусах из Ижевска, а не тащить на подводах из окрестных удмуртских деревень. Так и вертится в голове строка из песни Высоцкого: «Грязью чавкая, жирной да ржавою, вязнут лошади по стремена…»
И потом. Если сначала Высоцкий добрался в Глазов, а потом и Янклович, да еще ночью, в темноте, то почему остальных надо было везти на подводах?!
Завершая этот рассказ о пребывании Высоцкого в Удмуртии, надо отметить, что концерты в Глазове состоялись, а не были сорваны, как говорит В.П.Янклович. Их фонограммы можно найти у многих коллекционеров…»
Так писал я более 15 лет назад, в мае 1992 года. К вопросу исследования глазовских фонограмм мы еще вернемся. А вот какую версию описываемых событий предлагает известный высоцковед Марк Цыбульский в своей книге «Жизнь и путешествия В.Высоцкого». Прошу прощения за обильное цитирование, но точности ради, как мне кажется, необходимо учитывать все известные материалы. Итак, вот фрагмент из книги М.Цыбульского:
«Из Ижевска Высоцкий направился в соседний Глазов. Предполагалось, что он даст там десять концертов, но, очевидно (о чем речь впереди), состоялись не все выступления. Итак, шесть дней в Удмуртии. Обычная, ничем не примечательная гастрольная поездка. Понятно, что Высоцкий и не вспоминал о ней, но неожиданно осенью 1979 г. в Москву приходит известие, - арестован В.Кондаков и несколько других администраторов, связанных с проведением удмуртских гастролей. (…) Суд по делу администраторов начался в середине марта 1980 г. Высоцкий явно не был спокоен: как минимум, дважды – 8 мая и 13 июня – он звонил в Ижевск. Кому? Зачем? Об этом мы можем только догадываться. Суд закончился 5 июля. В адрес Янкловича было вынесено частное определение, а Высоцкого обязали вернуть 2,5 тысячи рублей – деньги, которые он получил за несостоявшиеся концерты в Глазове.
О суде немного рассказал известный адвокат Г.Падва, защищавший по просьбе Высоцкого администратора Кондакова. Оказывается, имя Высоцкого упоминалось на суде лишь в связи с концертами в Глазове. По мнению адвоката, эти концерты не принесли практически никаких сборов: «Глазов расположен на двух берегах реки, во время разлива между ними никакого сообщения нет. Дом культуры расположен на берегу, где практически нет жилых домов. Поэтому попасть туда можно было только на лодках… Поэтому украсть что-то было невозможно, - и этот эпизод рухнул». На первый взгляд, звучит убедительно, однако знающий человек обратит внимание на несколько неувязок в рассказе адвоката. Во-первых, концерты проходили не в Доме культуры, как он говорит, а в Ледовом дворце спорта «Прогресс», вмещающем 5 тысяч зрителей. Во-вторых, если на этом берегу реки нет жилых домов, то что-то там все же есть (не в чистом же поле Ледовый дворец стоит), а именно – промышленные предприятия. Представить себе, что из-за разлива реки остановилась вся городская промышленность, конечно же, невозможно. (В нынешней России – да, но ведь не в 1979 году!) В-третьих, по словам Г.Падвы, концерты не принесли сборов. Сохранившиеся же фонограммы свидетельствуют, что зал, по крайней мере, на некоторых выступлениях был полон (это слышно по аплодисментам). В-четвертых, Высоцкого обязали вернуть деньги за несостоявшиеся выступления, а не потому, что, по словам Г.Падвы, «нечего было украсть».
Мне довелось побеседовать с Л.Мухановым, который был на одном из выступлений Высоцкого в Глазове. По его свидетельству, зал Ледового дворца был переполнен, «зрители сидели не только на трибунах, но и в партере, сделанном прямо на льду, который закрыли на время выступлений Высоцкого фанерными щитами».
А вот как «показания», выразимся так, Марка Цыбульского дополняет ижевский журналист Владимир Патрин. Владимир Патрин в настоящее время является сотрудником пресс-службы МВД Удмуртской республики. С материалами «ижевского дела» он знакомился, что называется, по долгу службы и посвятил этой проблеме несколько публикаций в прессе, а также документальный фильм. В своей статье «Владимир Высоцкий – «ижевское дело», опубликованной в малотиражном и малодоступном издании «Честь имею» он приводит много любопытных фактов. Сейчас В.Патрин находится в служебной командировке в Чечне, поэтому наш разговор с ним на эту тему впереди, а пока несколько фрагментов. Надеюсь, что они будут интересны широкому читателю именно в силу специфичности издания. Журнал «Честь имею» учрежден Ассоциацией ветеранов УБОП МВД УР «Отечество» и мало известен даже в Удмуртии.
«…После удмуртской столицы Высоцкий вместе с ВИА «Поющие электрины», выписанным из Северо-Осетинской филармонии для музыкального сопровождения его песен (на самом деле с этим коллективом выступал Аскер Махмудов – А.К.), выступал в Глазове. Правда, там администраторы несколько оплошали: заполнить зал в стотысячном городе не смогли даже на четверть. Почему? Во-первых, партийное руководство города отрицательно отнеслось к появлению диссидентского автора (об этом лично я слышу впервые! – А.К.), во-вторых, свои коррективы внесла погода: в Глазовском районе весной 1979 года случилось наводнение, и многие дороги размыло так, что добраться до места выступления автора было проблематично даже для горожан. Абаеву и Шиманскому, дабы сохранить реноме, пришлось выложить барду оговоренную ранее сумму фактически из своего кармана.
О событиях, последовавших по окончании последнего концерта с участием барда, повествовал впоследствии один из обвиняемых.
Из протокола допроса М.Абаева: «Это было 30 апреля сего года. К Высоцкому толпились девушки за автографами. Нам пришлось подождать. Пока мы ждали, Шиманский куда-то отлучился, и мы с Янкловичем зашли к Высоцкому вдвоем. Здесь я в присутствии Янкловича передал ему сверток с 5000 рублями».
Из протокола допроса В.Янкловича: «Никаких денег я с Абаевым Высоцкому не вручал. Как я уже говорил, мною в Глазове только возвращались ему деньги в сумме 1500 рублей (оплата за сценарий, предназначенная главному режиссеру театра на Таганке Юрию Любимову)».
Из протокола допроса В.Высоцкого: «Поездка в г.г. Ижевск и Глазов была предпринята нами, чтобы сделать прибыль для театра. Этой поездкой мы освободили театр от 28 выездных спектаклей… Перед поездкой в Удмуртию со мной никакого разговора о выплате мне дополнительного вознаграждения не было. Никто мне ничего не обещал. Мне зачитаны показания Абаева, где он говорит, что в Глазове он вместе с Янкловичем передал мне 5000 рублей. Я никаких денег от него не получал… Думаю, что он и другие обвиняемые по делу просто хотят облегчить свою участь, сыграть на моем имени, его популярности».
Прервемся пока на этом месте и обратим внимание на следующий факт: администратор Абаев называет конкретную дату передачи денег – 30 апреля – и время: «после последнего концерта». Таким образом, можно с достаточной долей уверенности предположить, что несостоявшиеся концерты могли быть отменены только 1 мая, а значит, их было всего два. Невеликое преступление по любым меркам. Но это замечание в скобках.
А вот что далее пишет Владимир Патрин: «…Этот примечательный допрос, состоявшийся 25 сентября 1979 года в Тбилиси в гостинице «Аджария», вел мало кому известный тогда старший лейтенант Михаил Воробьев (ставший впоследствии 1-м заместителем министра МВД Удмуртской республики). Вот как он описывает ту встречу:
- По прилету в столицу Грузии я сразу же прибыл в местное ГУВД и объяснил руководству цель своего визита. Мне в помощники дали следователя Алика Степаняна, который, кстати, оказался большим знатоком творчества Высоцкого. (Исследователям творчества ВВ известна домашняя запись, сделанная актером специально для А.Степаняна в то же время – А.К.). Узнав гостиницу, где проживают таганковцы, мы пришли туда в 10 часов. Поднялись в номер Высоцкого, постучали. Нам никто не ответил, но дверь оказалась открытой. Тогда мы вошли в номер, навстречу нам вышел Владимир Семенович, завернутый в простыню, и спросил: «Что вы, мужики, хотите?» По всей видимости, он принял нас за поклонников, которым нужны автографы. Я кратко объяснил ему цель нашего «вторжения», на что он ответил, что в связи с напряженным режимом работы лег спать очень поздно, в 4 часа, и попросил подъехать нас часика через два… В назначенное время мы со Степаняном вновь вошли в тот же номер. Там находились Высоцкий и Валерий Янклович – главный администратор театра. Допросили обоих. (Отметим, что судя по факсимильному бланку, воспроизведенному в статье В.Патрина, допрос продолжался с 12-00 до 18-50 – А.К.) Высоцкий понимал, что раз фамилия присутствует в материалах дела, то протокол с его показаниями должен там присутствовать. Я видел, что Владимир Семенович очень переживал этот эпизод своей биографии. Он просил меня, чтобы его не вызывали в Ижевск на судебный процесс, при этом говорил так: «Ты понимаешь, вот буквально заканчиваются мои съемки в фильме «Место встречи изменить нельзя», где я сыграл роль следователя. Как же я, сыгравший такую роль, окажусь в судебном заседании в противоположной роли?»
Прервем воспоминания Михаила Воробъева и приведем здесь еще один факт, который, как мне кажется, имеет отношение к разговору, пусть и косвенное. Году в 1987-88 автору этих строк пришлось общаться со старшим следователем Прокуратуры Удмуртии. Звали этого человека, если не ошибаюсь, Павел Иванович. Разговор наш, точнее, допрос касался дела ленинградского коллекционера К., с которым я был знаком по переписке, и который был убит в своей квартире. И уже после всего, как говорится, когда мы вышли перекурить, Павел Иванович обратил внимание на обилие фотографий Высоцкого в моей комнате, и рассказал следующее. В период описываемых событий, а еще точнее, в марте 1980 года П.И. работал в секретариате министра МВД Удмуртии и, зайдя однажды в один из кабинетов, увидел там Высоцкого, к которому все присутствующие обращались не иначе как Жеглов. По словам Павла Ивановича, выходило, что Высоцкий инкогнито прилетал в Ижевск на один день давать показания по «ижевскому делу». Более того, в апреле-мае 1980 года П.И. был направлен на учебу в Ташкентскую школу милиции. Там в это время выступал Высоцкий, и на одном из концертов он узнал Павла Ивановича, и они даже разговаривали после выступления.
Естественно, меня этот рассказ заинтересовал, мы договорились встретиться позднее, но встреча эта не состоялась. Фамилию своего собеседника я, к сожалению, забыл, а все попытки разыскать его через отдел кадров МВД окончились ничем. Как раз в тот момент П.И. собирался в командировку в Нагорный Карабах, где начался межнациональный конфликт. Так что все может быть… По крайней мере, у меня тогда не возникло ощущения, что это байка для красного словца. Резону, как говорится, не было.
Но вернемся вновь к рассказу Михаила Воробьева: «Время моего пребывания в Тбилиси было ограничено, на следующий день надо было улетать обратно в Удмуртию, а так хотелось попасть на спектакль таганковцев. И, несмотря на аншлаг, Алик все же через Высоцкого достал билеты. Шел спектакль «Преступление и наказание», где В.В. играл, казалось бы, второстепенную роль Свидригайлова. Но то ли Любимов так выстроил театральные действия, то ли Высоцкий так талантливо играл – весь спектакль «вытаскивался» благодаря его образу… После выступления Владимир Семенович подошел к нам. Было видно по его лицу, что он от своего веса килограмма 3-4 потерял. В Тбилиси тогда в сентябре духота была страшная, жара невыносимая под + 40, а представление шло три с лишним часа».
Сменим, как говорится, тональность повествования. У меня есть, как минимум, два объяснения того, что гастроли Высоцкого в Глазове закончились относительной неудачей. Воспримем это именно как версии, не претендующие на истину в последней инстанции. Первая заключается в том, что рекламные объявления появились в прессе фактически за три дня до самих концертов, и поэтому билеты могли просто не успеть распространить. Ведь и в более «продвинутом» Ижевске, как я хорошо помню, в зале Ледового дворца «Ижсталь» было достаточно свободных мест, и билеты можно было приобрести без всяких затруднений, в отличие, скажем, от небольшого украинского города Шостка, где в марте 1978 года нужно было выстоять очередь, чтобы попасть на концерт Высоцкого.
Но это не более чем догадка, а вот вторая версия базируется на словах самого Владимира Высоцкого. Да-да, не удивляйтесь! Благодаря исследователю и коллекционеру Сергею Демину из города Дегтярска, в моем архиве оказалась полная стенограмма (даже не фонограмма!) одного из концертов Высоцкого в Глазове. Практически все имеющиеся фонограммы представляют из себя случайные сборники, подборки песен, что, естественно, затрудняет исследовательскую работу, но… На этой стенограмме мое внимание однажды привлекла внимание следующая фраза Высоцкого: «…Начал я с песни нарочно, для того, чтобы у вас исчезли последние сомнения в том, что к вам приехал тот, кого вы ждете, да? Потому что здесь, говорят, до сих пор н е в е р я т (разбивка моя – А.К.). Ну, я надеюсь, что, когда я уеду, все п о в е р я т (разбивка моя – А.К.) и придут на выступление».
И далее Высоцкий обращается к этому же моменту в финале выступления, что, может быть, было вызвано какой-то дополнительной информацией: «Спасибо! Благодарю вас. Вы были очень дисциплинированны во время выступлений (намек на сто солдат в зале?! – А.К.), поэтому мы ничего не нарушили, встретились, как будто бы дома, за столом. Правда, без водки, потому что с водкой-то это проще, конечно, после второй-третьей и так все друг друга любят, потом, после пятой, все вместе поют. Но у нас все равно было сегодня хорошо, и это первое выступление в вашем городе, где такое н е в е р и е (разбивка моя – А.К.) существует, что к вам приедет кто-нибудь действительно, кого вы ждете. Мы еще будем сегодня, завтра здесь…»
Стенограмма этого выступления любопытна еще одним фрагментом, о котором чуть позже, а пока можно предположить, что провинциальный глазовский зритель всерьез мог не поверить, что к ним может приехать такая популярная личность 70-х годов, как Владимир Высоцкий.
С другой стороны, известные на сегодняшний день глазовские фотографии Высоцкого, сделанные безымянными авторами, доказывают, что концертов состоялось не один и не два. На это, кстати, обращал внимание и Марк Цыбульский. Более того, в домашней библиотеке Высоцкого сохранилась книга Н.С.Лескова «Повести и рассказы», надписанная любимому артисту одной из жительниц города Глазова. Автограф прост: «ВВ – человеку. Ольга Татаринцева. 30.4.1979. Глазов».
И еще. Выступая в Глазове, Высоцкий предварил редко исполнявшуюся песню «Баллада о любви» следующими словами: «Вот есть песня, которую, наверное, никто из вас не знает. Она называется «Баллада о любви». Специально для женщин. Завтра Первое мая – надо и им что-нибудь приятное. Не только же на 8 марта, верно?» Данный фрагмент цитируется по электронному каталогу фонограмм В.С.Высоцкого, составленному московским исследователем А.Ивановым.
А теперь вернемся к стенограмме концерта, предоставленной мне Сергеем Деминым. Вот что говорил Владимир Высоцкий в апреле 1979 года: «У меня очень много песен серьезных, написанных в шуточной манере, и я сегодня буду чередовать, и сегодня вам покажу и новые и старые, и для любителей, которые знают почти все мои песни наизусть. О н и у ж е п р и х о д и л и с е г о д н я в г о с т и н и ц у» (разбивка моя – А.К.). Так я получил еще одно подтверждение реальному факту, о котором знал еще с 1982 года, когда познакомился с членами КСП из Нижнего Тагила, которые приезжали в Ижевск со спектаклем «Нерв», посвященном памяти Высоцкого.
Главную роль в этом спектакле исполнял Евгений Чулков, человек, похожий на Высоцкого не только внешностью, но и голосом. Он и рассказывал тогда, что, узнав о выступлениях Владимира Высоцкого в Глазове, он с другом специально поехал туда, чтобы побывать на концертах и познакомиться. Даже, кажется, ВВ показал ему несколько своих коронных аккордов на гитаре. Именно об этом эпизоде говорил в своем выступлении Высоцкий. К сожалению, мне тогда не удалось подробнее поговорить с Евгением об этой встрече, потому что, во-первых, ребята устали после спектакля, а во-вторых, было слишком много народу и «тянуть одеяло на себя» мне как-то не хотелось. Но сам этот факт запомнился. Попутно замечу, что в конце 1984 года Евгений Чулков записал в Ленинграде двухчасовой
магнитоальбом стихов и песен Высоцкого, который посвятил предстоящему 40-летию Победы. Запись эта до сих пор хранится в моем архиве и нравится почти так же, как в молодости.
Очень интересно и подробно Глазов образца апреля 1979 года вспоминает другой участник той поездки – Александр Сысоев. Но поскольку его книга «Вспоминая самиздат» достаточно широко известна, я не буду на ней подробно останавливаться. Скажу лишь, что Евгений Чулков и Александр Сысоев общались не только с Высоцким (а также записали три концерта и сделали съемки кинокамерой «Кварц»), но и с конферансье Владимиром Масловым. И по словам Маслова выходило, что концерты , назначенные на 1 мая, придется отменять, потому что нет сборов. То есть, объективнее будет говорить об отмене выступлений, а не о срыве их по вине Высоцкого или еще кого-нибудь.
Ну и самое интересное я приберег напоследок. По информации, полученной мной в частной беседе с жителем Глазова Александром Глезиным, Владимир Высоцкий один из вечеров провел в гостях у работника Чепецкого механического завода Шермана и даже пел свои песни. Так что, возможно, эта фонограмма сохранилась и когда-нибудь станет доступна коллекционерам и исследователям.
Поскольку данная публикация будет размещена на сайтах в Интернете, автор обращается ко всем, обладающим дополнительной информацией (а также любыми документальными материалами), поделиться и откликнуться. Работа о пребывании Владимира Высоцкого в Удмуртии продолжается, а значит, ваша помощь необходима и будет прията с благодарностью, равно как и критические замечания и поправки…
19-20 ноября 2007 года.
(с) 2008 Алексей Красноперов