Rielite все записи автора
Ну как, полюбовались на новую Сейлор Мун? :) Пришлась вам Фумина Хара по душе или нет, но критиковать ее обычно не хватает духу - девочка вышла на сцену токийского театра в том же возрасте, что и Анза, и в первом же мюзикле ей пришлось играть то, что ее предшественница создавала целых пять лет - ставший легендой образ Усаги.
Тем не менее, мне есть что сказать и о Фумине, и о двух новых командах воинов, которые с ней работали, и особенно о тех, на ком лежит вся ответственность за мюзиклы - о сценаристах и постановщиках. Тех, кто не боится покушения на святое, приглашаю под тэг "читать дальше" и в комментарии, обсудить и поделиться впечатлениями. ;) Но будьте осторожны!
Если вы смотрели омаке к первому мюзиклу Фумины,
Shin Densetsu Kourin или "Рождение новой легенды", вы могли заметить не только саму скромную исполнительницу главной роли, но и большой смысл, который создатели вложили в возвращение мюзиклов на сцену. Симпатичная Фумина - не просто новая Сейлор Мун, но еще и новая легенда. Вы представляете, что такое - в таком юном возрасте стать легендой? :) Это как минимум огромные ожидания публики и тяжкая ноша преемницы славной Анзы.
Надо сказать, создатели попытались облегчить эту ношу. Во-первых, они поработали над образом Усаги. Новой актрисе новый образ. Во-вторых, набрали в команду к Фумине явных новичков. Пусть даже они не справятся с ролью - зато не заслонят Фумину. В-третьих, поставили перед актрисами гораздо более простую сценическую задачу. Воззвали и к поклонникам, попросили не судить слишком строго. Ну что же, постарались все упростить. Мы, правда, не можем судить, какова была реакция японских зрителей. Однако самой Фумине эти меры не сильно помогли. Заметили? Фумина в первом своем мюзикле выглядит серьезной и взрослой. Сдержанной, стесненной, не очень убедительной... Еще бы, ведь весь сюжет мюзикла "Новая легенда" взят из первого стейджа. Новые песни и иная расстановка элементов не очень-то разнообразят постановку. Будь я Фуминой, я бы тоже стеснялась играть в "кратком содержании предыдущих серий". ;) Итак, что мы имеем? Старательные, зажатые девочки, попытка переписать легенду, большие ожидания. И все это сконцентрировано на Фумине, которая тоже стала центром своего стейджа. Но не душой, как Анза, а зеркалом.
Ведь Фумина, как и большинство ее коллег-сейлоров, не имела никакого сценического опыта. Не секрет, что она до начала работы над мюзиклом была исключительно фотомоделью. И она пытается представить своего персонажа через внешность, через позы. Но не через действия и танцы, как привыкли мы, не через эмоции и не через актерскую игру. Фумина - отличная красивая картинка. И таким благодаря ей стали все ее мюзиклы - яркими, неглубокими, внешними. Ее Усаги - слишком взрослая девочка, все главные черты персонажа обозначены условными набросками. Ее Сейлор Мун - маленький светлячок в полнейшей темноте. Он светит ровным лунным светом, без вспышек и ослепительного сияния, и даже не пытается развеять тьму вокруг - тьма уходит сама, тогда, когда ей положено это сделать по сюжету. Настоящий театр, полный условностей и эстетики.
Но это крупный план. Если не присматриваться, на расстоянии все именно так и обстоит. Я же собираюсь посмотреть на постановку в бинокль, есть у меня такая дурная привычка. И еще одна, не менее дурная - желание оценивать не столько результат, сколько потенциал. Не сделали, но и не могли сделать? Ну что ж, переживем. Не сделали, хотя могли? Ай-яй-яй, очень, очень плохо. И вот примерно с такой позиции я эти мюзиклы и смотрела.
*
Вот что мы ожидаем от Усаги? Чтобы она была бойкой, чтобы она была сильной, смелой и доброй... все это можно объединить одной категорией - Усаги вся состоит из эмоций. Любых и разных, но всегда сильных, нежных, искренних. Если она от избытка чувств прыгает по кораблю и вешается на шею Мамору, она делает это так, что корабль качается, а Мамору мысленно вздыхает и набирается терпения. Если она взывает к совести врага, то одним своим видом может пошатнуть уверенность противной стороны в их силах. Кроме того, чисто сценический момент - на сцене всегда должны быть самые выразительные эмоции. Любое действие по-настоящему успешных актеров исходит из глубины души. Если сдержанность - то нарочная. Если неловкость - то точно выверенная и оправданная. И главное, все это обращено к зрителю. Актер не имеет права развлекать себя или бояться неудачи. Должен быть эффект сопереживания. Актер должен давать больше, чем умеет и может. Он должен давать всего себя.
А теперь давайте присмотримся поближе к тому, что предлагают нам эти актрисы.
Всем, кто смотрит на Фумину в ее первом мюзикле, кажется, что она в постоянном недоумении - "Что я тут делаю?.." Самое худшее, что может случиться с актером на сцене - это напряженность. Она ведет к механическим движениям, которые не идут от сердца и не связываются с персонажем, она заставляет Фумину несмело отстраняться от собственного и без того скудного выражения эмоций... Фумина спокойная, как кукла. Ее движения сознательны, тщательно отрепетированы, не всегда естественны... Зрители сразу видят неловкость и редко ее прощают. Надо оставить себя за кулисами, забыть о своем я, о зрителях - и помнить только о герое. О, если бы Фумина думала о своем герое!.. Героиня ставит ее в тупик. У Фумины очень упрощенные представления об Усаги, и она совсем не чувствует роль. Сценаристы постарались избавить героиню от идеального сияния и вернуть ее сезон этак в четвертый или даже третий. К реальности приблизить. Но вылилось это упрощение в ряд условностей - в "пункты" совпадения сценического образа с образом героини аниме, которые и были выданы Фумине. Она должна была оживить их, сделать из набора представлений человека. Но оказалось, что слиться с Усаги не так-то просто. И отсутствие опыта тут не главная помеха. Фумина, думается мне, не знала, как относиться к своему персонажу. Героиня ей кажется проще, чем она сама, более глупенькой, веселой, легкомысленной, это все на поверхности, тут копать не надо. А что и почему - Фумине не очень ясно. В суть характера она не проникла. Поэтому она лишь схематично обозначает ключевые моменты жизни и характера Усаги. Почему схематично... потому что воодушевленные актрисы всегда передают зрителю частичку своего эмоционального настроя. Даже против воли зрителя. А мне не передалось. Все ее веселые прыжки, радостные возгласы, буйный энтузиазм проходят даром. Неловко это все, как будто взрослая девушка решила подурачиться. Потому что нет наивной радости. Есть какая-то нежная и задумчивая печаль. Нет живости. Есть безмерное спокойствие, едва ли не покорность судьбе... Сколько бы ты ни улыбался, при такой начинке улыбки останутся лишь фасадом, поверхностью. Картинкой. Усаги - не ее роль. А представьте ее в роли красавицы Мичиру? Мне кажется, было бы совсем другое дело. Когда не надо изображать нарочитое веселье, Фумина очень интересна. Например, когда превращается в Сейлор Мун. Или когда на сцене кто-то еще, и она наконец забывает о себе. Между прочим, сцены с Мамору и особенно Малышкой в "Кагуе" настолько естественны, что сразу начинаешь думать - а что было бы, если бы Фумина поиграла еще мюзикл-другой и набралась должного опыта? Но увы, даже эти удачи непродолжительны. Фумина снова проигрывает себе, и проигрывает там, где по идее могла бы справиться на отлично - в образе сосредоточенной Сейлор Мун.
СМ отличается от Усаги - сдержанность и позы Фумины смотрятся вполне органично. Она очень хорошо выглядит, когда беспокоится, когда берет на себя ответственность - вот там Фумине подходит ее фирменное решительно-серьезное лицо. В конце первой версии "Кагуи", сразу после победы, на лице Фумины неземная, безмятежная улыбка. Никаких слов, никаких эмоций. В ней видно будущее, о котором она говорит с Малышкой. Фумина молодец, нашла, как свою спокойную радость совместить с радостью Усаги. Мне кажется, это лучший момент Фумины-Мун.
Но ее опять подводят неловкие, неуверенные движения - и назойливое старание все сделать правильно. А ведь Усаги девушка легкая и непосредственная. К последнему мюзиклу Фумине удается наконец не заморачиваться своими движениями, она их уже хорошо выучила и не боится что-нибудь напутать. Но ее подстерегает другая ловушка - у СМ нет очевидных стандартов поведения, через которые можно было бы к ней приблизиться, СМ надо по-настоящему играть. Кроме того, выражение эмоций - самое слабое место Фумины. Она пытается найти эмоции внутри себя, пытается выжать их откуда-то из глубины, но у нее это категорически не выходит - и неудивительно, актрисы на то и актрисы, чтобы на сцене плакать, а за кулисами смеяться. Когда Фумина пытается страдать, она скатывается в настоящую истерику. И испуганно играет решимость. Она не может поддержать тот уровень напряжения, который задают ее оппоненты и сама история. За хныканьем не видно благородства. Кроме того, обстановка "Новой легенды" и второй "Кагуи" очень мрачна, такого беспросветного давления обстоятельств еще не было в первом стейдже. Нужен яркий свет. К сожалению, темнота не заставляет сиять, а скорее подавляет. Вот и вышло несоответствие обстановки и персонажа. Отсюда и мое сравнение со светлячком. Фумина - условный победитель, побеждают в основном решимость и Кристалл, участие СМ в этих сценах минимально. Все уже решено и задано, и нечего тут раздумывать и стараться. Хотя нет, Фумина очень старается. В меру понимания актерской задачи. Но я старательных не люблю, они слишком приземленные. Полета не хватает. Свободного сияния.
*
Но что же с остальными? Не следует так концентрироваться на главной героине, остальные могут обидеться. :Ь Правда, то, что я про них напишу, может им не понравиться гораздо сильнее...
Сейлоров явно выбирали по принципу "кто хорошо поет" и "хорошо выглядит". И если почти все они поют и неплохо смотрятся в париках, то всё остальное немножко не удалось. Среди деток редко бывают разносторонние самородки, талант и умения надо долго и тщательно развивать. Те, кто проводили набор девочек, не учли, что одна-две неудачные актрисы постановку не испортят, а вот семь-восемь малоопытных новичков, предоставленных самим себе - это уже беда.
Танцев в "Новой легенде", по счастью, не так много, да и в "Легенде острова Кагуя" тоже сравнительно мало, однако достаточно, чтобы посмотреть, как кто умеет двигаться. Запомнить движения - не значит танцевать, особенно когда не просто пляшешь перед зрителями, а еще и изображаешь какого-то персонажа. Обязанность хореографа - донести это до деток. Но, видимо, что-то помешало. Нет пластики, двигаются по минимуму, как выучили. Фумина так вообще временами очень серьезно пытается выполнить всю заданную последовательность, едва ли не смотрит на собственные руки. Где уж тут найтись душевному исполнению. Это все нельзя списать на довольно-таки примитивные композиции - однотипный вяленький стиль девочек очень уступает злодейской стороне, которая те же незамысловатые телодвижения исполняет очень выразительно и сияет общей крутизной.
С актерским мастерством в той же степени нехорошо. В действии все участвуют равномерно, но именно что на равных условиях и с равной степенью успешности - впечатление усиливается однотипностью всех действующих лиц от Ами до Сецуны. Возможно, некорректно объединять две разные команды сейлоров из "Кагуи" и из "Новой легенды", однако они сами дали такой повод - обе Рей, обе Минако, обе Макото, обе Хотару и обе Мичиру ничем как актрисы не выделяются. Они мне не нравятся с разной степенью интенсивности, я только рада, что их всех на сцене не так много, сыграть героев аниме у них все равно бы не вышло. И не потому, что не умеют играть - а потому, что я не вижу общей установки, не вижу "сильной руки" режиссера, который мог бы направить все действо туда, куда ему нравится - ближе к канону или дальше, в дебри собственных представлений о СМ. Но эти представления еще надо иметь и уметь четко выложить актерам. Боюсь, все ограничилось общими указаниями "для всех".
Почему не вижу... ну скажем, один из многих возможных примеров. Сатурн в "Новой легенде" слишком быстро разговаривает. Абсолютный минус. Самое плохое исполнение из всех. Она хорошо выглядит издали, но соответствие персонажу у нее нулевое, и вблизи она так себе. Потенциал есть, но в реализованном виде он, видно, никому не был нужен. Хороший режиссер не допустил бы подобных промашек в отношении пусть совершенно не участвующего в сюжете, но хорошо всем знакомого и любимого персонажа.
Поэтому общие сцены со всеми девочками - самые мои нелюбимые, и здесь, и в дальнейшем. Как-то они бездарно поставлены. С каждым мюзиклом ощущение "толпы на сцене" только увеличивается. Подчеркнуть личность персонажа, его ценность как героя среди такого однообразия довольно трудно. Особенно когда они все лишь шумно дурачатся.
Немного выделяются обе Сецуны. Если для первой у меня найдется несколько теплых слов - она опытная актриса, она знает, что делает на сцене, она поет и играет, и мне по большому счету все равно, что на Сецуну из аниме она похожа мало, то вторая, из "Кагуи", субъективно меня не заинтересовала. Однако она - среди тех, кто умеет танцевать. Танцуют лишь они двое, Уран и Ами из обеих версий "Кагуи". Эта Ами многим не нравится из-за невыразительной внешности и не очень яркой индивидуальности, но в профессиональном плане она очень сильно выделяется. Скорее всего, неудача актрисы с характером Ами связана с тем же, с отсутствием установки на качественное изображение героев.
Кстати, еще один признак отстутствия хорошего режессера - это беспредел, который исполнительница роли Урана, Нао Такаги, устроила на сцене. Я специально выделяю ее имя, потому что речь о ней наверняка пойдет дальше, и чтобы вы запомнили - так вести себя на сцене НЕ НАДО. Актриса она одаренная и умелая, у нее не только опыт, но еще и четкое понимание, что она "тут на сцене" делает, отличное знание того, как понравиться зрителю, а вдобавок обаяние и сильный характер. Звучит хорошо? Разумеется. Равных ей среди сейлоров нет и долго не будет. Из-за этого актриса получила беспрецендентную свободу. Говорят, к третьему стейджу для нее по ее просьбам начали писать целые сцены. И совершенно точно, уже на момент "Кагуи" с ней стали советоваться по поводу роли. Иначе с какой стати сдержанная, интеллигентная Харука стала бы пихать матросов, ругаться и яростно махать во все стороны мечом?
К сожалению, это характерно для всех последующих постановок - начинается упадок в изображении героев. Характеры все дальше отходят от канона, персонажи совершают неоправданные поступки, ведут себя противоположно тому, как повели бы себя в аниме... Отношения между персонажами строятся произвольно, по желанию сценаристов. Хочу - Нептун будет скороговоркой утешать Усаги, схватив ее за плечи. Хочу - заставлю Усаги кругами гоняться по сцене за Харукой. В дальнейшем, к третьему стейджу, постановщики начнут поощрять среди актрис проявление индивидуальности в меру их возможностей. Однако во времена Фумины девочки в основном пытаются лишь как-то что-то изображать и не очень нервничать. Ни о каких образах персонажей и особенно продуманных образах поведения и отношений и говорить не приходится. Сейлоров можно произвольно менять местами и даже париками, на месте каждой может быть любая девочка и любая актриса. Сумма не изменится.
Я не знаю, были ли более подходящие кандидатки на роли, которые могли бы лучше танцевать и лучше играть. Однако все-таки девочки играют не то, что хотят, а то, что им скажут. И что же им такого сказали, что все как одна выходят "из роли"?
*
Актеры, конечно, сердце любой постановки. Но общее впечатление может быть немного исправлено сюжетом и общим качеством самого мюзикла. Если со вторым во времена Фумины все обстоит как надо - визуальное исполнение, подсветка, спецэффекты, музыкальное сопровождение на высоте, то "начинка" мюзиклов не всегда такая же удачная.
"Новая легенда" кажется мне двухчасовой нарезкой сцен из предыдущих мюзиклов. И что более всего удручает - сделано это без какого-либо творческого переосмысления. Песен много, но они не кажутся необходимыми, скорее для галочки, раз мюзикл, то надо петь. А это имеет печальное следствие: мюзикл распадается на отдельные номера, кажется затянутым. К сожалению, придется признать - "Новая легенда" представляет собой произведение второго сорта.
Меня лично не устраивает также общий тон мюзикла. В ранних мюзиклах чаще всего сценарий был очень дурацкий - зато там было ощущение шоу, веселого представления. "Новая легенда" - это целый спектакль с линейным, продуманным сюжетом и некоторым вкраплением песен, танцев и реалистичных боев. Постарались убрать все условности, "выступления в выступлениях", а также все то, что нарушает иллюзию реальности происходящего на сцене. Но при этом потерялся колорит мюзиклов. Какой из СМ спектакль?.. Это не Чехов и не Шекспир. Там нечего играть, там надо изобразить персонажей и передать ощущение сказки. Мы ведь смотрим СМ, чтобы порадоваться, как светлые побеждают, а не глядеть, как они страдают и мучаются, верно? Первый состав это прекрасно понимал. Как минимум половина мюзикла - это шутки и веселые танцы. Серьезные переживания, трагизм, отчаяние - это не для СМ-на-сцене, поскольку доверие к Усаги-из-аниме, которая всех спасет и со всем справится, не может автоматически перенестись на незнакомого живого человека с белыми крылышками. Когда Фумину загоняют в тупик, теоретически ты знаешь, что все кончится хорошо, но подтверждения этому не видишь. Усаги откровенно жалко. Она стоит на сцене, раз за разом выбирает правильные решения, переживает, пытается справиться с обрушившимися на нее несчастьями, говорит резкие тирады, делает то, что нужно... без желания победить. Без чуда и без света. Слова и слова. Где доброта? Где надежда?.. "Новая легенда" - такой вот мюзикл. Темный пруд с мерцающим в нем лунным светом.
Даже когда сценаристы поняли, что без юмора постановки многое теряют, дело особо не улучшилось. Юмор в мюзиклах всегда был придурковатым, но одно дело, когда дурацкую шутку изображает взрослый человек, который умеет веселить зрителей не только словами, но еще и своим видом и поведением, и другое - когда шутит сейлор-новичок, замерев при этом в пространстве и боясь лишний раз пошевелиться. Особенно отличается этим первый вариант "Кагуи". В кайтебане же сменился постановщик, и сценки с девочками сделаны гораздо лучше. Каждый эпизод имеет четкую композицию, девочки не болтаются по сцене, создавая объем, а именно что взаимодействуют друг с другом сценически. Но - шутки долго не задерживаются и быстро уступают напору тяжких обстоятельств. Видимо, кто-то решил, что первая версия "Кагуи" получилось слишком легкомысленной, и ввел целую сюжетную линию - угрозу жизни всем сейлорам. И более того, самые веселые персонажи, Эндимион и Лу Мерроу, как-то утихли и предались мрачным размышлениям о тяжкой доле. Тут уже не пошутишь.
Поэтому я считаю постановку первой "Кагуи" гораздо более удачной, пусть там нет дополнительных сцен, которые показывают отношения между персонажами. В первой версии акцент был лишь на Мамору и Усаги (что вполне справедливо!), все прочее было схематично обозначено. Это сделано затем, что в "Кагуе" главное не психология, а закрученный сюжет. Отвлекаться нельзя - потеряется динамика и некая боевая сумбурность. Да и интрига не терпит проволочек. Тон взят веселый, не очень напряженный. Легкость достигается не прыжками по сцене, а самим сценарием. Даже кульминация слишком буйная, чтобы казаться мрачной. Все это разбавили монологами героев, которые сдерживали развитие событий и не давали мюзиклу превратиться в откровенный "экшн". На мой взгляд, первая "Кагуя" таким образом получилась очень сбалансированной и задиристой. И поэтому мне не понравилась давящая мрачность второй "Кагуи", которая напомнила о "Новой легенде".
Кайтебан "Кагуи" отличился не только этим. В нем искусственно поднят градус пафоса. Герои ужасно страдают, но им почему-то совсем не тянет сочувствовать. Вероятно, ошибка в том, что в уничтожение мира верится плохо, в страшную болезнь - еще хуже. То ли причина слишком банальна, то ли завязка всей этой истории на комете слишком смешна, чтобы в нее поверить. Словом - забыли вовлечь в действо зрителя. Каждая сцена построена старательно и со вкусом. Но - чего-то не хватает. Очень много работы проделано, много сил вложено в тренировки. Вполне возможно, меня не впечатляет, потому что у персонажей подменили саму суть характера. К персонажам надо привыкать заново, но почему-то не очень привыкается. Нет целостности, все набросками, условностями и отдельными моментами. Я не очень понимаю, что мне хотят показать в каждом отдельном случае. Новую трактовку нужно не только придумать, но еще и доказать ее право на жизнь. Новая легенда - это не просто слова. Новую концепцию создали, но ей чего-то не хватило, чтобы зажить своей жизнью.
*
Неужели для меня в этом стейдже все так безрадостно, спросите вы?.. :Ь Да нет, не очень. "Новую легенду", пожалуй, я оставлю в стороне как первый пробный эксперимент на тему "Есть ли жизнь после Анзы", а вот "Кагуя" в первом варианте мне вполне по душе. Ведь там полный комплект хороших взрослых актеров.
Во-первых, оперный певец Плазман. Нежно его люблю, поскольку приятный голос облагораживает и без того могучего противника, равных которому на Земле не нашлось. Во-вторых, цветные мамочки. Две из них очень знамениты - синяя мамочка, Мики Кавасаки, новая звезда последующих стейджей, и зеленая мамочка, "Минако" Анзы и "Берилл" Марины - Акико Миязава. В-третьих, Юта Мотизуки, в "Новой легенде" временно покинувший стан светлых, а в "Кагуе" вернувшийся во всей своей королевской красе. И в-четвертых и главных, Лу Мерроу, Хикари Оно. Потрясающая сила и талант.
Да и визуально все очень красиво... Поют хорошо, если не придираться. Преобладает внешняя сторона. Но - все обезличенно. Неперсонифицированно. И движения каждого, и танцы не характеризуют героев, как раньше, а просто служат общему впечатлению.
И если уж говорить совсем прямо - начало всех недостатков, которые к четвертому стейджу начнут цвести пышной сиренью, именно здесь, в этих мюзиклах. Появилось много нового, чего не было в первом стейдже: усиление драматичности, легкая халявность по отношению к юным актрисам, вольная трактовка характеров, затянутость мюзиклов, неуправляемая толпа на сцене, одинаковость всех героинь, шаг в сторону от шоу к спектаклю, усиление темной стороны и отсутствие достойных соперников среди светлых сил. Светлым, увы, противопоставить нечего. Ни таланта, ни эффектности, ни желания сиять...
В общем, соблюдена буква, а не дух. И вот с этой соблюденной буквы началось все искажение. Новая эра привлекательной внешности и конфетных фантиков.
Спасибо за внимание.