-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rss_rss_krasa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 38


Дмитрий Стеллецкий: забытый художник Серебряного века

Понедельник, 03 Июня 2019 г. 19:14 + в цитатник

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщениеДмитрий Стеллецкий: забытый художник Серебряного века

Bo4kaMeda

«Русскому народу подобает иметь свое искусство.
С годами я понял, что только изучая художественное
наследие наших предков и даже сначала рабски ему
подражая, можно и нужно воскресить свою
русскую, родную красоту»

Дмитрий Стеллецкий



Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Боярин и его жена. Диптих
Холст, масло
55 x 46 см
Корпоративная коллекция Белгазпромбанка




Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Боярин и его жена. Диптих
Холст, масло
55 x 46 см
Корпоративная коллекция Белгазпромбанка




Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Боярин и его жена. Диптих
холст, масло
55 x 46 см; 55 x 46 см
Корпоративная коллекция Белгазпромбанка



Дмитрий Семенович Стеллецкий родился 1 (13) января 1875 г. в г. Брест-Литовске Гродненской губернии в семье военного инженера. Члены этой семьи принадлежали к легендарному древнему роду Елеозоровых. Детство Стеллецкого прошло в имении его отца, недалеко от Беловежской Пущи.

В 1896 г. отец будущего художника получил разрешение на переезд в Петербург. И вся семья Стеллецких поселилась на Васильевском острове, на 9-й линии в доме № 22. В этом же году Дмитрий Семенович поступил в Высшее Художественное училище при Академии художеств в Петербурге. Первоначально его зачислили на архитектурное отделение. Но достаточно быстро он увлекся скульптурой и 1 марта 1897 г. перешел на скульптурное отделение к профессору Г. Р. Залеману при заведующем скульптурной мастерской В. А. Беклемишеве. В планы обучения по скульптуре входило изучение и копирование памятников древнерусского искусства. Также Д. С. Стеллецкий изучал целыми месяцами издания по русской древности в Академической библиотеке. Все это вместе, безусловно, оказывало воздействие на формирование его художественного мировосприятия, на его скульптурные композиции и их цветовое решение. В подражание древнерусской деревянной, он начал раскрашивать скульптуру и прислонять ее к стене. Постепенно цвет стал играть одну из ведущих ролей в его скульптуре и мелкой пластике.



Кустодиев Борис Михайлович 1878 - 1927
Портрет скульптора и живописца Д. С. Стеллецкого 1901
Холст, масло
96 x 98 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


В 1900 г. от Академии художеств Д. С. Стеллецкий и его сокурсники Б. М. Кустодиев и К. И. Мазин отправились в поездку по России для "сбора материала", в ту поездку, которая, наряду с курсом копирования, способствовала пониманию молодым художником подлинных, корневых истоков русского искусства. Во время поездки по Русскому Северу он делал дорожные записи и выполнял зарисовки, попавшие в последствии в руки известного русского музыкального критика Бориса Асафьева (Игоря Глебова).

Благодаря своим педагогам Д. С. Стеллецкий имел возможность экспериментировать, заниматься "не археологической реставрацией", а, как совершенно справедливо подметил А. Н. Бенуа, приобщать современный декоративизм к величавому наследию веков — во имя великого монументального искусства и, быть может, — новой эстетической культуры.



Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Сказка
Холст, масло
81 х 65,5
Корпоративная коллекция Белгазпромбанка


После окончания Училища, в 1904 г., Дмитрий Семенович уехал в Париж, посещал академию Р. Жюльена и стремился устроиться на Севрскую мануфактуру. Но сотрудничество не сложилось и он вернулся в Россию. Счастливой удачей для художника, оказавшегося в затруднительном финансовом положении, стало предложение М. К. Тенишевой поработать в ее мастерской в Талашкино на полном пансионе.

Первоначально работа в Талашкинских мастерских увлекла Д. С. Стеллецкого, но вскоре он начинает жаловаться на свое несвободное положение наемного художника. В одном из писем Б. Кустодиеву он пожаловался: "Думаю лепить и некоторые композиции, но все-таки очень много времени, а главное, головной работы уходит на измышление всяких всяческих ширм, рамок, шкафов, горшков, горшков и горшков…". В итоге, скульптор через год вернулся в Петербург.



Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Заря 1910
холст, темпера
71.5 х 58.5


В 1907 г. при материальной поддержке Б. М. Кустодиева и вместе с ним Д. С. Стеллецкий посетил Италию, ее главные центры искусств — Венецию, Флоренцию, Рим. В Венеции им удалось принять участие в выставке, на которой Д. С. Стеллецкий продал свою работу. Митька, между прочим, продал здесь один свой бюст за 300 франков, — писал своей жене Б. М. Кустодиев.

Поездка 1907 г. по Италии, а затем в Париж дали Д. С. Стеллецкому колоссальный импульс для работы. Об этой поездке после своего возвращения он говорил: Это лето, проведенное мною в Италии, и после Италии Париж принесли мне гораздо больше, чем я мог бы предположить. В этой поездке Дмитрий Стеллецкий еще более утвердился в своих воззрениях на идейные и художественные основы современного русского искусства.



Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
От рассвета до ночи
Холст, масло
100,5 х 100
Частная коллекция


В начале девятисотых годов и до самой своей смерти в 1946 г. он оставался убежденным анти-западником, упорным глашатаем нашей самобытности, ненавистником того европеизма, каким пахнуло в конце прошлого века с выставок Мира искусства (хотя сам и принимал на них участие), — отмечал впоследствии С. К. Маковский.

Прежде всего, Д. С. Стеллецкий был скульптором. В 1909 г. Дмитрий Стеллецкий создал, вырезав из дерева с предельной отточенностью мастерства, скульптурную группу небольших размеров, названную Знатная боярыня. Она состоит из трех фигур: центральной — старой барыни и двух поддерживающих ее девушек. В центральной фигуре барыни скульптору удалось передать и человеческую индивидуальность, и создать глубокий исторический образ. В ней читается и непреклонный характер, и жестокость, доходящая до самодурства. Художник смог умело использовать теплый тон дерева, с тонким вкусом выплетая плоскостной народный орнамент в женских одеждах. А пластический рисунок объемов образовал четкий декоративный силуэт.



Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Знатная боярыня (Марфа-посадница, Марфа Борецкая) 1910
Раскрашенное дерево
Государственный Русский Музей


В 1912-1913 гг., работая в имении Михайловское, принадлежавшем роду Олсуфьевых, Д. С. Стеллецкий смог продолжить осмысление культурного наследия Древней Руси и по заказу семьи создал Четыре времени суток (Времена дня), и портрет Ю. И. Олсуфьева.



Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Портрет графа М. Ю. Олсуфьева 1913
Бумага на картоне, темпера
161 х 85
Тульский областной художественный музей


Мечта художника и критика А. Н. Бенуа, озвученная им в 1911 г., — увидеть манеру и подход Д. С. Стеллецкого к портретному жанру — осуществилась в 1913 г., когда тот выполнил портрет-парсуну Ю. И. Олсуфьева (это единственная и одна из самых известных работ художника в жанре портрета). В изображении человеческого лица и фигуры художник строго придерживался иконописного канона, противопоставляя при этом плоскостно и орнаментально решенное бесплотное тело, и объемное изображение лица мальчика, полное детского достоинства и сознания важности момента. Обстановка и фигура, линии пола и узор ткани, ее складок слиты в единую декоративную поверхность, а голова написана столь натуралистично, что это поражает своим несоответствием со всем остальным решением. Единственное, что сглаживает это противоречие — это идущий фоном прекрасно выполненный фрагмент храмовой фрески. Портрет графа Ю. И. Олсуфьева представляет уникальную в русской живописи попытку Стеллецкого возродить художественный язык древней иконописи и иконографию изображений ктиторов в портретном жанре.



Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Панно "Четыре времени суток" ("Времена дня"), состоящее из четырех картонов — "Утро (Цветы)", "День (Заботы)", "Вечер (Песни)" и "Ночь (Покой)"
Каждый картон 116 х 44





Аллегорические фигуры, символические бесплотные изображения времен суток, заняли практически всю поверхность листа, не выглядя при этом громоздкими и тяжелыми. Они образовали композиции, напоминающие тонкий замысловатый узор, сотканный из цветовых фонов и линий. Этот узор создан, прежде всего, за счет присутствия у каждой фигуры атрибута-аллегории — символа времени суток, несущего определенное настроение, традиционно ассоциирующееся с ними. Легкое и жизнерадостное "Утро (Цветы)" изображено с расцветшей зеленой веточкой. Напряженный и деятельный "Полдень (Заботы)" взбодрен ярким солнцем с натянутым луком. "Вечер (Песни)" — загадочные сумерки, представленные в виде мрачного играющего гусляра, повествующего, может быть, о военных походах. Сказочная "Ночь (Сон)" погрузила Землю в глубокий фантастический сон. В этих панно художник наслаждался красотой и свободой линий, цветового пятна, их гармонии, доведенной до совершенства. Созданные легко и непринужденно, эти образы поражают своей монументальностью, выразительностью и красотой. Создается впечатление, что художник любуется ими. Совершенно справедливым здесь кажется замечание А. Ростиславова: "В своей живописи он (Д. С. Стеллецкий — прим. Г.А.) не стремиться возродить древнюю иконопись, как древний художник, а как бы воплощает представления древних художников, их фантазию, их отношение к быту и даже их символизм. И здесь так утонченно сливаются живописные достоинства современного художника с красотой древнего узора красок".

В 1914 г. Д. С. Стеллецкий отправился в поездку по Италии и Франции. Франция, а точнее, небольшое местечко Ла-Непуль под Каннами стало его пристанищем на всю оставшуюся жизнь: попытки вернуться на родину были безуспешными, не оправдались надежды художника на сотрудничество с Антрепризой Дягилева, с Миланским театром Ла Скала и Гранд Опера в Париже.



Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Панно Четыре сезона
холст, масло
101.00 х 34.00 cm


Самой значимой работой за весь период эмиграции, да и, пожалуй, за всю его творческую жизнь, стала роспись храма Троице-Сергиева подворья в Париже. Эта работа позднее получила самые высокие оценки историков и теоретиков искусства, назвавших ее одним из самых значительных памятников творчества эмигрантов. Назвал значительным явлением эту роспись и С. К. Маковский.

Троице-Сергиево подворье, сыгравшее и играющее в настоящее время особую роль в жизни русских эмигрантов, было приобретено ими в 1924 г. во время публичных торгов, организованных согласно условиям Версальского договора О ликвидации немецких недвижимых имуществ. Пожертвованных на его приобретение денег было немного, но соперники по торгам благородно уступили русским эмигрантам здание на улице де Криме, 93, в котором когда-то располагалась лютеранская кирка. Покупку оформили 5/18 июля, на память преподобного Сергия Радонежского. В честь великого русского святого подвижника и назвали церковь. Рассказывая историю покупки и росписи церкви, М. М. Осоргин писал: И сколько раз Господь предстательством нашего небесного покровителя Сергия чудесно охранял Подворье и помогал в трудные, порою почти безнадежные минуты. Мы все, живущие в Подворье, настолько привыкли к постоянным чудесам, что к стыду нашему, частью и не замечали их по своему нечувствию.



Троице-Сергиево подворье.
Иконостас. Росписи Дмитрия Стеллецкого










Строительство Подворья затянулось на долгие годы. Звонница и библиотечная читальня были закончены только в 1950 г. Над росписью храма приглашенный Д. С. Стеллецкий работал в 1925-1927 гг., о чем свидетельствует надпись на внутренней стороне северных врат: Начал расписывать церковь 6 ноября 1925 г. пятницу. Кончил 1 декабря 1927 г. четверг. Д. С. Стеллецкий. В этой работе ярко проявилось дарование художника, сумевшего воссоздать дух и образы XVI века. Михаил Осоргин, сообщая о росписи храма, отмечал, что художник-декоратор вложил в это дело не только все свои знания, но и всю свою душу.



Начал расписывать церковь 6 ноября 1925 г. пятницу
кончил 1 декабря 1927 г. четверг
Дмитрий Семенович Стеллецкий





Сергиево подворье



Сергиево подворье


Дмитрий Семенович Стеллецкий страдал от разлуки с родиной. Причины своего невозвращения на родину он не объяснил, но годы эмиграции переживались тяжело и болезненно. Сохранилось письмо Д. С. Стеллецкого И. С. Остроухову от 7 октября 1922 г., в котором он с горечью говорил о своей оторванности от России и о желании вернуться в Москву. Вот уже 8 лет, как я не покидаю Францию и, слава Богу, все время занимаюсь живописью и скульптурой, — писал он. — Но я должен признаться, что мне кажется бессмысленным работать на иностранцев и отдавать им мой труд и талант. Теперь, например, я расписываю фресками дом отдыха англичан, выстроенный в строгом романском стиле XII в. Мне ужасно обидно, что большая работа так и останется у чужих людей и в чужой стране (окрестности Cannes по дороге в Graace). …Вообще я не изменил своей любви к иконам и древнерусскому искусству. Я готов бы быть простым учителем рисования и скульптуры в Москве, и мне доставило бы это более удовлетворения, чем вести здесь экзотическое существование. Я был бы Вам очень благодарен, если бы Вы написали мне, возможна ли и желательна моя работа теперь в Москве.



*кликабельно
Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Ночь святого Иоанна
Холст, масло
60,5 x 126
Частная коллекция




Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Летний праздник
Бумага, акварель, гуашь, карандаш
49 х 102,5
Частная коллекция




Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Летний праздник
Бумага, акварель, гуашь, карандаш
49 х 102,5
Частная коллекция


В своем творчестве художник и во Франции продолжал оставаться последовательным пропагандистом древнерусских традиций в искусстве, проявляя при этом редкую независимость характера, неуступчивую художественную честность (слова А. Бенуа). Вера Бунина вспоминала рассказ Стеллецкого о том, как Дягилев предлагал ему писать декорации и костюмы для балета из жизни Христа. Художник отказался, сказав: Во-первых, я дворянин, во-вторых, я русский дворянин, а в-третьих, я православный русский дворянин. Вы на смертном одре вспомните мои слова (Устами Буниных. Т.2. Франкфурт-на-Майне, 1981).



Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Девицы 1906
Бумага на картоне, гуашь, темпера
65,7 х 102,7
Государственный Русский музей, С.-Петербург


О предвоенной жизни Д. С. Стеллецкого во Франции и годах войны имеется короткое свидетельство в письме Б. В. Антрепа к Т. М. Девель. В 1967 г. он написал: Дмитрия Семеновича видел задолго до последней войны. Он жил на юге Франции в своей мастерской на горе, которую сам расписывал. Стеллецкий был выселен по распоряжению немцев с юга Франции, вернулся в Париж и жил в S. Germain в общежитии русской церкви.

Последние два года жизни, проведенные художником в Русском Доме в Сен-Женевьев дю Буа, были для него особенно тяжелы: быстро надвигалась слепота. В глаза же приближавшейся смерти, — говорил о нем о. Александр (Семенов-Тянь-Шаньский), — он смотрел прямо. И он был прав в этом последнем бесстрашии; горькое, но в то же время исключительно светлое чувство, которое неудержимо разгоралось в сердце во время его погребения, верится, является непреложным свидетельством того, что Господь примет в Свою небесную храмину Своего раба, который в своей жизни с такой ревностью старался сделать земные обители и храмы подобными обителям небесным.



Борис Анреп с Дмитрием Стеллецким в студии Стеллецкого


Умер Д. С. Стеллецкий 12 февраля 1947 г. и был похоронен на Русском кладбище в Сен-Женевьев де Буа. О смерти Д. С. Стеллецкого А. Н. Бенуа напишет:

Я могу вам сообщить только то, что Д. С. Стеллецкий скончался в феврале 1947 года — здесь в Париже, проживая у своих знакомых. Он за последние годы ослеп, и этот недуг совсем его пришиб: он даже решительно отказывается с кем-либо встречаться, хотя бы из самых близких людей.


Текст: Аксенова Г. В.



Кустодиев Борис Михайлович 1878 - 1927
Портрет Д. С. Стеллецкого 1907
Бумага желтая, графитный карандаш, сангина
36 x 26 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




Кустодиев Борис Михайлович 1878 – 1927
Портрет Д. С. Стеллецкого за работой 1900
Бумага, графитный карандаш, сангина
36 x 26 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


В журнале «Аполлон» (№4, 1911 г.) художник Александр Бенуа писал: «Мне сдаётся, что всё искусство Стеллецкого – это тоже древнее, не знающее ни начала, ни конца, причитанье – над всей нашей культурой, над всем, что в нас умирает и умерло».



*кликабельно
Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Охота




Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Дворянская охота 1929
38,5 х 46,5
холст, масло




Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Охотничья сцена
Холст, масло
54 х 81




Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Охота на кабана




Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Охота на лис 1912
69 Ч 155 см
Темпера Холст Доска
Частная коллекция




Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
01. Соколиная охота
02. Соколиная охота 1906 Картон, акварель, гуашь ГРМ




Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Оленья охота
темпера, доска
68.5 x 102 см




Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Беседа
Рязанский художественный музей




Дмитрий Семёнович Стеллецкий (1875 —1947)
Крестный ход в честь рождения Петра Великого 1917 г.
Карандаш и гуашь на бумаге
52.5 х 52 см




Крестный ход в Новгороде XV века; 1930-е
36 х 55
Картон, гуашь, темпера




Шествие Михаила Федоровича из Царских палат в Успенский собор




Религиозное шествие в Новгороде




Переправляясь через реку
Картон, акварель, гуашь, карандаш
60 х 39




Плоты
Холст, масло
136,2 x 89,4
Частная коллекция




Обручение царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной 1916




Венчание Алексея Михайловича Романова и Наталии Нарышкиной




В часовне
Холст, масло
72,5 х 72
Частная коллекция








Тайная вечеря 1921
Бумага, Карандаш, Темпера
36 х 49,5 см
Частная коллекция




Плащаница
из собрания семьи Семеновых-Тян-Шанских




Крещение
Акварель




Сотворение человека.
Композиция по мотивам поэзии Б. В. Анрепа (1883-1696) 1900-е – начало 1910-х гг.
Бумага, акварель, гуашь, бронзовая краска, графитный карандаш
35,7 х 22,8 см




1912. Автолитография с подкраской
120,5 х 79,5 см




Праздник православия
темпера, бумага, доска
49,5 х 41,5 см




Святой Георгий и дракон




Святые
Холст, масло
65 х 49,5




01. Преподобный Серафим Саровский в молении Богородице 1920-е годы
02. Святой Сергий Радонежский




01. Святой евангелист Лука. Фрагмент росписи царских врат в храме Свято-Сергиевского подворья.
02. Святой евангелист Марк. Фрагмент росписи царских врат в храме Свято-Сергиевского подворья.
Росписи на подворье считают вершиной зарубежного творчества Дмитрия Стеллецкого.




01. Преподобный Нестор Летописец
02. Прав. Иулиания Лазаревская. Икона. 1925 г. (ц. прп. Сергия Радонежского, Париж)




Портрет епископа Иннокентия 1926
акварель









01. Иван Грозный
02. Молитва боярина




Армия с развернутыми флагами
Бумага, Гуашь
69.00 х 51.00 см




Слово о полку Игореве 1928
карандаш, гуашь, бумага
61.2 x 40.9 см




Сражение. Декоративное панно на сюжет из древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве». 1906
Холст, масло
178 x 135
ГРМ




Воины на конях. «Слово о полку Игореве»
Бумага, гуашь, карандаш
59 х 44




Синяя птица. «Слово о полку Игореве»
Бумага, гуашь, карандаш
69 х 51,5




*кликабельно
Иллюстрации к Слово о полку Игореве
Бумага, гуашь, карандаш
Частное собрание




Охота. Эскиз иллюстрации. 1910-е.
Бумага, графитный карандаш, акварель
26 Ч 26,5 см




Четыре сезона
Бумага, акварель, карандаш
15,4 x 16,8
Частная коллекция




Четыре сезона




Мольба к Солнцу. Иллюстрация. 1910-е
Бумага, графитный карандаш, акварель
22 х 25 см




Пир
Бумага, гуашь, карандаш
69 х 51
Частная коллекция




Иллюстрации к «Поэме об ухаживании». 1910-е (?) годы. Гуашь, карандаш
Из книги "The soul of Russia" ("Душа России"), edited by Winifred Stephens, London, 1916




01. Эскиз костюма юродивого к опере Борис Годунов 1908
02.












01. Разбойник. Эскиз костюма. 1920 е. Бумага, графитный карандаш, темпера, 52,3 х 24 см
02. Грустный клоун. Бумага, акварель, гуашь 35 х 14 Частное собрание




Веер. Эскиз
Акварель, Гуашь, Карандаш Бумага




Занавес. Эскиз занавеса к опере Н. Римского-Корсакова Снегурочка в Мариинском театре, Петербург. 1910
Картон, темпера
68 х 102,5
ГРМ




Палаты царя Берендея


antique-salon.ru
kapuchin.livejournal.com

.

https://www.liveinternet.ru/users/3162595/post455862706/

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку