-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rss_rss_krasa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 38


Художник Челищев Павел Федорович

Пятница, 27 Мая 2016 г. 23:08 + в цитатник

Это цитата сообщения ovenca Оригинальное сообщениеХудожник Челищев Павел Федорович, эмигрант из России (1898–1957). Часть 2 - От мистического сюрреализма до оп-арта

Согласна с вами, трудно с первого взгляда влюбиться в работы этого знаменитого на весь мир художника, но когда начинаешь приглядываться, понимаешь, что он и в самом деле уникален и чрезвычайно талантлив. А познакомившись с его биографией (она в первой части), проникаешься к этому человеку интересом и большим уважением. Вглядитесь...


Часть 1 - Фигуративная живопись

Pavel-Tchelitchew---Inacheve--1957_905 (630x476, 630Kb)
Inacheve, 1957

А.К. Глазунов - Вальс из балета "Раймонда"


Фата Моргана, 1940 (639x527, 397Kb)
Фата Моргана, 1940

Фата-моргана — сложный мираж, при котором на горизонте появляются изображения предметов, находящихся за горизонтом, обычно сильно искаженные и быстро изменяющиеся. Над зелеными холмами возвышаются горы. Или это обнаженные женщина и мужчина? На этой картине несколько форм миражей. Художник органично вписывает фигуры в естественную среду.

ТРИПТИХ "ЧИСТИЛИЩЕ-АД-РАЙ":

"ЧИСТИЛИЩЕ" ("ПРЯТКИ" или "ИДУЩИЙ ОБРЯЩЕТ"),

первая часть триптиха "Чистилище-Ад-Рай"

Ищущий да обрящет (Прятки), 1940-1942 (640x595, 655Kb)
Ищущий обрящет (Прятки), 1940-1942

Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мировая известность началась с картины "Ищущий обрящет" ("Прятки" или "Каш-Каш"), завершенной художником под впечатлением вести о рождении единственного продолжателя рода своего внучатого племянника Константина Кедрова в 1942-м году. Фигурка, рождающегося младенца-символ продолжения рода Павла Челищева, не имевшего семьи и детей.

Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела "Герника" Пикассо и во всех опросах "Каш-каш" опережала "Гернику" по популярности. Это была первая часть задуманного триптиха "Чистилище-Ад-Рай": "Чистилище" - "Ищущий обрящет", "Ад" - "Феномена", "Рай" - последний цикл "Ангелические портреты".

Чистилище — изображение нутра рождающей материнской утробы, из которой головой вперед-книзу в расширяющейся перспективе вылетает младенец. Это внучатый племянник художника будущий поэт Константин Кедров. Утроба - одновременно ствол дерева жизни, дорога, по которой движется шагающий андрогин, и рука-нога, где ступня - корни, а кисть руки - крона. В кроне, уходящей в синеву неба - множество листьев - младенческих голов, напоминающих ангелочков Рафаэля в "Сикстинской Мадонне".

Прятки (detail) (637x428, 467Kb)
Прятки, фрагмент

hide-and-seek-detail (600x696, 580Kb)
Прятки, фрагмент

"АД" ("ФЕНОМЕНА"),

вторая часть триптиха "Чистилище-Ад-Рай"

Феномена. 1936–1938 (638x478, 409Kb)
Феномена, 1936-1938

В задуманном Челищевым в Америке триптихе "Чистилище-Ад-Рай", Ад - это полотно "Феномена", населенное большим количеством персонажей (около 80), с которыми художник сталкивался в жизни. Здесь главенствует пирамидальная композиция. Вытянутые остроугольные, голубые, будто созданные изо льда формы, устремлены вверх, являясь недостижимой вершиной этого построения. Под ними — желтое пространство выжженной потрескавшейся земли, которая состоит из человеческих голов Ниже — белые шатры, соседствующие со сценой погребения. Эти образы запечатлевает фотограф, стоящий спиной к зрителю на розовой "прослойке" мистического "пирога" мироздания. Дальше возникает голубая часть, где прогуливаются маленькие дети рядом с "головой профессора Доуэля". В основании этой адской пирамиды — синее морское пространство, кишащее множеством организмов.

В левой верхней четверти картины распознаваемы Гертруда Стайн и Элис Токлас, устроившиеся на кучах картин. Гертруда изображена как Сидящий Бык — историческая личность, предводитель индейского племени Сяу, выступавший против правительства США, а Элис представлена Маниакальной Вязальщицей.

Среди других персонажей картины — Леонор Фини в виде девочки со слоновьей кожей, Чарльз Генри Форд — мальчик-паук, композитор и критик Вергилий Томсон — тюлень без плавников, Алиса Токлас — "маньяк-вязальщик". Страсть Челищева к уродливому вылилась в картине в создание множества поразительных персонажей — артистов цирка: Ноги-плавники, Голова-гриб, Девочка-птица, Человек-лев, Мальчик с двумя грудями и т.д. Среди уродливых типажей и характеров Челищев поместил также Петра Первого в образе младенца, играющего в мяч.

Сам Челищев в левом углу возле мольберта пишет картину, на которой видны контуры повешенного темнокожего человека, о котором Челищев писал: "Это мой двойной автопортрет, где я пишу себя в виде повешенного негра". Согласно завещанию художника в 1962 году картину привез и подарил Третьяковской галерее американский хореограф Линкольн Кирстайн. Это произведение дает представление о том, каким может предстать сюрреализм в его мистическом видении.

Феном (637x637, 670Kb)
Феномена, фрагмент

"РАЙ" ("АНГЕЛИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ"),

третья часть триптиха "Чистилище-Ад-Рай"

Солнце (584x451, 389Kb)
Солнце

Бог дождя (482x700, 475Kb)
Бог дождя

"Рай" ("Ангелические портреты"), третья часть триптиха "Чистилище-Ад-Рай", состоит из множества прозрачных портретов, где насквозь видно все анатомическое строение. Но постепенно они превращаются в серию сияющих структур и кристаллов. Это тот самый модуль мира, который Челищев искал всю жизнь в себе и в других. В одном из своих писем он писал: "Я интересуюсь перспективой внутренней. Проекцией в нас высшего. Стремиться покорить Вселенную бесполезно — прежде всего надо понять самого себя".

Меркурий, 1956 (470x597, 393Kb)
Меркурий, 1956

Золотая ваза (398x661, 164Kb)
Золотая ваза



Niobe (586x415, 260Kb)
Ниобея

Давид и Голиаф (638x479, 474Kb)
Давид и Голиаф

chel20 (603x480, 173Kb)
Портрет моего отца (Тигр), 1939

Тореодор (633x455, 435Kb)
Тореодор

Корзина с клубникой. 1925 (635x511, 402Kb)
Корзина с клубникой, 1925 (картина, с которой началась слава художника как живописца)

Натюрморт с грушами, 1927 (636x519, 326Kb)
Натюрморт с грушами, 1927

Tchtlitchew 0002 (488x700, 378Kb)

Детство Орсона (569x692, 487Kb)
Детство Орсона

Дети - листья (475x611, 587Kb)
Дети - листья

Купальщики-I. (496x692, 320Kb)
Купальщики

Портрет моего отца, 1939 (499x661, 271Kb)
Портрет моего отца, 1939

Испанский танцор, 1930 (471x654, 322Kb)
Испанский танцор, 1930

Без названия (Пара и красный плащ), 1935 (457x599, 279Kb)
Без названия (Пара и красный плащ), 1935

Обман слепого человека (512x700, 429Kb)
Обман слепого человека

Киево-Печерская Лавра.. (516x668, 427Kb)
Киево-Печерская Лавра

ЭСКИЗЫ КОСТЮМОВ И ДЕКОРАЦИЙ К СПЕКТАКЛЯМ :

Белая лошадь и акробаты. Эскиз театрального занавеса. 1941 (510x586, 237Kb)
Белая лошадь и акробаты. Эскиз театрального занавеса, 1941

Эскиз костюма Бабы Бабарихи, 1923 (502x699, 606Kb)Эскиз костюма Бабы Бабарихи, 1923 Эскиз костюма шамаханской царицы, 1923 (456x700, 512Kb)Эскиз костюма шамаханской царицы


Эскиз декорации к балету Золотой петушок, Римского-Корсакова. Битва при луне, 1923 (640x425, 275Kb)
Эскиз декорации к балету Золотой петушок Римского-Корсакова. Битва при луне, 1923

Эскиз костюма для развлечения Германа в Пиковой даме, 1922 (507x699, 279Kb)Эскиз костюма для развлечений Германа в Пиковой даме, 1922 Эскиз костюма воина в  Sacrifice of Atoraga, 1922 (ballet, music by Glasounov) (436x700, 356Kb)Эскиз костюма воина в Sacrifice of Atoraga, 1922

http://www.liveinternet.ru/users/3162595/post391629808/

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку