Старуха Фортуна смеётся над нами, Ты, кажется первый, да только, увы, Упрямый соперник вдруг выхватит знамя, За миг до победы, за полголовы.
Если кто-то увлекался бегами на ипподроме, то знает что значит фраза "на одну голову" - нет хуже, если твоя лошадь (от которой ждешь победы) проигрывает фавориту на голову (лошади). Но если сопоставить бега, а , вернее, ожидание сердца от предвкушения победы с предвкушением победы в любви, то понимаешь аллегорию и "игру слов" о всех биениях сердца взятых разом в главных победах мужчины... Вот об этом так объемно говорит ЭТО танго - "Por Una Cabeza": если не только прислушаться к музыке, но и к словам песни, то мы услышим уже в словах сильные Ноты в этих желаниях сердца - а музыка, как "оформитель" искушения поставить на кон!...
"Вторым пришёл к финишу Породистый рысак: отстал на голову, Сбавив ход у самой черты. И, возвращаясь, словно говорит мне: Играть не стоит, братец, ты же знаешь.
- Знаю. Я и сам отстаю на голову, Проигрываю по-крупному Этой кокетливой обманщице. Смеясь, клянётся она в любви и сжигает все мои чувства.
Проигрываю на голову В сумасшедшей гонке за её поцелуй, ... Теряю голову..."
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Проигрываю голову - теряю голову - вот лейтмотив танго!
Поэтому и само танго отобразило его истину жизни: "потеря головы" как от любви к женщине, так и от игры на скачках. Успех в этих "гонках" зависит от удачи, которая опережает "противника" всего на "голову лошади". Именно это и заключено в названии танго "Por Una Cabeza" - в переводе звучит - "Всего на голову (лошади)". Но сколько бы ни было версий этого песенного танго, все начиналось с Гарделя и фильма "Танго Бар" 1935 г. - фильм, снятый в Голливуде в 1935 году и знаменателен тем, что для него написана и впервые исполнена танго-песня "Por Una Cabeza".Автор песни, исполнитель и один из главных героев фильма - икона 30-х гг. Карлос Гардель. Напомню читателям что в мировом признании Карлос Гардель считается родоначальником танго, а день его рождения 11 декабря - день Танго. (к несчастью, фильм "Танго-бар" стал для Карлоса последним, в этом же 1935 г. он погиб в авиакатастрофе над Колумбией 24 июня...) О фильме: Сам Карлос Гардель играет заядлого игрока на скачках. Но, что занимательно, что сам Гардель и в реальной жизни был настоящим и страстным игроком, а так же имел конюшню скаковых лошадей (а это, поверьте, было дорогим удовольствием, но и "сумасшедшим" бизнесом). Истину жизни: "потеря головы" как от любви к женщине, так и от игры на скачках, определяет Успех и зависит от Удачи, которая опережает "противника" всего на "голову лошади".
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
...как вспоминает маэстро Териг Туччи о создании этого танго (друг и музыкальный продюссер в книге "Гардель в Нью-Йорке" (Webb Press, N.Y. 1969)... "В три утра раздается телефонный звонок. Полусонный снимаю трубку и слышу довольный голос Гарделя: "Старик, я только что написал шикарную мелодию для танго "Бега". И тут же напел ее. Не знаю, то ли я еще не проснулся, то ли что, но прослушав, не был в восторге ни от слов, ни от мелодии, о чем ему и сообщил. Несколько уязвленный, Гардель, как всегда исключительно изысканно, заявил: "Слушай, Бетховен, сиди со своими восьмушками и тридцать вторыми, и не спорь со мной по поводу кляч!" Мне понравилось это сравнение, и я понял, что никто лучше Гарделя - страстного любителя бегов и владельца такого дорогого удовольствия, как конюшня - не мог с большим основанием рассуждать на тему лошадей; как никому ему были знакомы радость игрока, когда его лошадь приходит первой к финишу, или уныние, если конь ослабевает именно в тот момент, когда до победы остаётся всего один шажок..." Предоставлю вам прослушать этот неповторимый голос автора из фильма "Танго-бар":
"Я был в двух шагах от этого сумасшествия: Ее целующие губы, стирающие грусть, смягчающие горечь - Всего в двух шагах... И если она меня забудет, тысячу раз готов расстаться с жизнью, Зачем жить..."
Мелодия этой песни, исполненная в знаменитом фильме "Запах женщины" стала одной из жемчужин киношного танго, где Аль Пачино танцует танго с Габриэль Анвар под "Por una cabeza"; не нужно слов, лишних движений,... - в "полной темноте" музыкой и танцем рассказано о чувствах... (да, эти 3 минуты являются одним из самых ярких моментов в фильме, их репетировали 2 месяца.) Замечу, что после этого фильма танго " Por una cabeza" стало носить еще одно имя "Танго для руководителя". Еще замечу - этот фрагмент фильма можно считать новым перерождением этого танго - о нем узнали, полюбили, его стали узнавать!
"Может, ставка была сделана по точной, секретно поведанной, наводке. Да, думаю, Гардель был прав. Пусть мне остаются мои восьмушки. Впрочем, как и в других случаях, когда песни казались нам тривиальными, гений Гарделя облагородил это конное танго и вознес его до небывалых высот..."(Териг Туччи в книге "Гардель в Нью-Йорке")
Сегодня это самое знаменитое танго Карлоса Гарделя "эксплуатируется" во многих театральных и кино постановках. Авторы многих фильмов пытаются использовать шарм песенных танго Гарделя в оформлении некоторых сцен в современных кинокартинах., но этот материал не хотела бы повторять, поскольку не вижу особой ноты для этого гениального танго в этих сценах (так как, например, в фильме "Правдивая ложь", где танцуют Schwarzenegger и Tia Carrere). Но вот фильм "Список Шиндлера" - удивительно подходит в оформлении сцены - герой фильма постоянно рискует своей жизнью, делая ставки... - и как гармонично сочетаются шарм голоса Гарделя с внутренними сопереживаниями Оскара Шиндлера. Гениальное "оформление" душевного состояния героя бархатным голосом самого Карлоса Гарделя (запись превосходная)!
"Но если станет точно известно, кто из жеребцов победит в воскресенье, Поставлю всё на кон, что делать!..."