Верховный Суд Израиля |
|
НЕМНОГО ЛИВНЯ, НЕМНОГО РАДУГИ, МНОГО МУЗЫКИ, ПАРА БЕЛЫХ ЛОШАДЕЙ И САЛЮТ. |
Премьера.
Нас друзья, будучи причастными к устроению весёлого действа по имени «Холопка», пригласили на премьеру, посвящённую 250-тилетию Большого Гатчинского Дворца. Субботний вечер, штормовой ветер, ливневые сверху потоки время от времени и острое желание побывать на премьере. А поехали! – решили мы. Не на электричке же - в любой момент вернёмся! И вот на подъезде к Гатчине занялся ливень, и я вспомнила, что забыла зонт…
Пока искали место на парковке – прояснилось и заголубело. И раскинулся мостик радуги, да рядом ещё один! Хорошая примета - всё сложится!
А в за кулисье чуть уловимый коньячный аромат, балетные барышни шуршат кринолинами, распевается кто-то голосистый … Приятельница ведёт меня за руку через все эти приятности, с кем-то здоровается, раскланивается и как будто я тоже причастна.
Праздник состоялся! Замечательно веселый, под живую музыку! Погодораспорядитель решил побаловать зрителей и поддержать артистов.
Песни, танцы, цыгане, гусары скачут, сам император на балконе дворца, героиня выходит из белой кареты, запряженной белыми лошадьми. Феерия!
Конец спектакля. Вдоль рампы заструились фонтанчики фейерверков. Аплодисменты, браво! И за партером, над парком вдруг бабахнул, засветился, рассыпался бриллиантами салют в белом ночном небе!
Браво устроителям! Так хочется, чтобы подобные мероприятия стали доброй театрально-парковой традицией.
|
Некурортная Болгария. |
Посвящается моему мужу - самому лучшему водителю.
Прежде чем начать описывать путешествие по Болгарии мне бы хотелось рассказать о дорогах этой страны. Многих они восхищают. Да конечно, сегодня есть здесь дороги экстра класса. Современные скоростные шоссе, гладкие и безопасные. В основном это трассы пересекающие Болгарию с севера на юг (к морю). Или ведущие к раскрученным местам.
Но есть и другая Болгария. Отдаленная от наплыва туристов. Болгария живущая между разрушенным советским прошлым и еще не построенным будущим в Евросоюзе. И дороги ведущие в эти места просто катастрофические
.
До них еще не добрался Евросоюз, а отремонтировать самим почему- то не получается. В лучшем случае это покрытие из множественных заплаток, похожее на лоскутное одеяло. А в основном выбоины, ямы и ямочки.
И не удивительно, что в глубинке сохранился и живет еще советский автопром . По-видимому только эти машины могут выдержать такое.
Да еще и лошади.
Вот по таким дорогам нам и приходилось ездить.
И поэтому я посвящаю посты про Болгарию моему мужу - самому лучшему водителю.
|
В паденьи подушки виновна подружка |
Бывают такие люди, правильные полностью, практичные, основные. Ну, вы понимаете, о чем я. Такая вот у меня знакомая, как специально по контрасту подобранная, назовем её для удобства повествования, Аней.
Потащила я Аню с собой в "Брейхат а-Султан" на массовый заплыв оперу "Риголетто". Но заранее предупредила (она умудрилась ни разу в жизни там не побывать), чтобы правильно экипировалась, так как по ночам там бывают заморозки и тайфуны. Выходишь из дома в легкой блузке, уповая на благоприятный прогноз погоды, где тебе клятвенно обещают +26, а потом окоченеваешь на концерте под открытым небом, сдуваемая ветрами, покрываемая инеем. Помню, как мы задубели вместе с отпрысками год назад на «Любовном напитке» Доницетти, и как чуть не околела на опере Верди "Иерусалим" 5 лет назад.
(фотодоказательство 5-летней давности)
- Ну хорошо, кофту я возьму, - промолвила приятельница. – А стулья там какие?
- Как какие? Вроде бы со спинкой, насколько я помню. Без спинки было бы совсем жесть.
- Со спинкой – это хорошо, но мягкие стулья или нет?
- Это тебе не Большой театр. Пластиковые стулья будут, не обольщайся.
- Тогда надо подушечки взять, - мгновенно проанализировав ситуацию, сделала вывод Аня.
Мне бы в голову такое не пришло, но раз партия Аня сказала надо, значит надо.
- Еще бинокль не забудь, - посоветовала я.
В положенный час мы дисциплинированно прибыли к месту назначения. Изящную театральную сумочку дополнял чемодан баул с кофтой , курткой и подушечкой на сиденье. Аня вообще на мелкую сумку не заморачивалась, вооружившись хозяйственной котомкой и спальным мешком.
Как опытный пловец по Брейхат а-Султан, (брейха – бассейн), я сразу отмела партер, так как там ничего не видно, из-за отсутствия подъёма. Сидишь вроде бы и близко (хотя не так уж), а ничего не видишь, особенно, если перед тобой окажется (а он непременно окажется, по закону подлости) какой-нибудь двухметровый верзила. Другое дело – центральная трибуна! Сцена как на ладони, шикарный подъём от ряда к ряду.
Наши места были высоко и в самом центре. Аня быстро пробралась вперед и уселась, а я замешкалась, общаясь с многочисленными знакомыми, но всё-таки вырвалась из их цепких объятий и утрамбовалась рядом с подругой, не забыв подложить под зад подушечку. Даром я её, что ли, тащила?
С опозданием на полчаса, опера все-таки началась.
Я вытащила из сумочки старинный (презентованный Б-к) театральный бинокль, а Аня извлекла из котомки военную, с оптическим прицелом, подзорную трубу, которую с победным видом повесила на шею. Труба, на толстой ленте, выглядела устрашающе, счастье, что сразу потемнело, и охрана такого подозрительного прибора не заметила.
Выступил с речью Нир Баркат, потом уже и Риголетто подоспел со всем окружением. Самое большое впечатление на зрителя произвела модерновая конструкция, в виде гигантского стеклянного куба, непонятно как въехавшая на сцену. Внутри куба проросло дерево, высунувшись кроной сквозь крышу, также там была лестница, по которой многострадальная Джильда взобралась наверх, и пела, балансируя на краю, на высоте четырех метров, рискуя сорваться и свернуть себе шею, не дожидаясь, пока её зарежет Спарафучиле. Зал аж замер в ожидании преждевременной трагической развязки. И так она пела в полной тишине, прерываемой лишь гудками автомобилей, сиренами скорой помощи и скрежетом шин.
Когда Джильда удачно спустилась с крыши, все вздохнули с облегчением, так как никому не хотелось платить такие бабки за четверть спектакля. В какой-то момент, по сценарию, Риголетто тоже полез было по лестнице наверх, но на середине, видимо, забоялся, и спустился обратно. Но, в целом, пели хорошо, не путались, ублажая публику.
В антракте я встала и пошла на самый верх полюбоваться видом на ночной Иерусалим: город привиденчески подмигивал глазницами светофоров, светлячками прорезали темноту фары машин, призраком выглядывал Дормицион, напротив него замерла, раскинув крылья, побледневшая мельница Монтефиори. Звездное небо великолепно дополняло картину.
Народ, почему-то, вместо того, чтобы спуститься вниз, к прилавкам с едой, ринулся за мной. Оказывается, многие собирались там курить. Вернувшись на место, я ахнула. Подушечки, про которую я напрочь забыла, пока сидела на ней в первом действии, не было.
- Надо же, подушку утащили, - пожаловалась я Ане, - а еще культурными себя считают, на оперу ходЮт. А твоя подушка где?
- А я её и не вынимала, - огорошила меня подруга.
Вот те раз! Меня подбила на принос подушки, а сама коварно утаила свою от расхищения. И тут я стала вспоминать, какая у меня подушечка была красивая, родная и домашняя, с абстрактным красно-бежево-зеленым рисунком, почти новая, не старше отпрысков… И вот теперь какой-то упырь бандитской наружности принесет мою беззащитную подушечку к себе в дом и будет сидеть на ней злорадно своим воровским задом. Пригорюнилась я, но делать было нечего, пришлось продолжать смотреть второе действие уже без подушечки.
Публика с лицемерно-непричастным видом в антракте дефилировала вверх и вниз по лестницам, толпилась у прилавков с едой.
Во втором действии воображение режиссера-постановщика дошло до кульминации, он разместил на сцене вдобавок к первому, еще два огромных стеклянных куба сомнительного предназначения. В среднем виднелась какая-то замаринованная поникшая женская фигура, напоминающая лягушку в формалине. В том, с которого пыталась совершить суицид Джильда, с дерева исчезли листья, символизируя непонятно что. Наверно, постановщик хотел доказать зрителям, что Джильда, была заточена папашей Риголетто безвылазно в комнату не случайно. На самом деле, она страдала лунатизмом (ночное пение на крыше) и склонностью к суициду (не удалось упасть с высоты, так специально полезла под нож бандиту ради насильника, обесчестившего её). В общем, скажу я вам, случай тяжелый, запущенный. А режиссер-постановщик в душЕ кубист, Пикассо Сезанович Малевичев.
Когда опера закончилась, а зарезанная Джильда, вынутая из мешка, и воскресшая временно, чтобы исполнить свою заключительную арию, померла обратно, врубили прожекторы; тут зрители, словно ополоумев, ринулись на выход. Такое ощущение, что народ весь спектакль только и мечтал о том, чтобы поскорее удрать. Началась дикая давка, только безумец мог бы туда добровольно полезть.
- Стой, Аня! Точнее, сядь. Пусть они рассосутся, а произойдет это, увидишь, очень быстро. Давай переждем. Знакомая согласилась. Толпа бурлила, как спиральный швейцарский водопад и мощными потоками уносилась во всех направлениях, сметая любую помеху на своем пути.
Мы завороженно следили за этим процессом. Когда же, наконец, трибуны опустели, я снова вспомнила о безвременно сгинувшей подушечке, и тут заметила узкие проёмы под стульями. Проёмы были узкими, но длинными, во весь ряд. Вся модульная конструкция была смонтирована из множества труб, выстой метров двадцать. Я вгляделась в щель под стулом и увидела где-то, в космическом далеке, мою разноцветную подушечку, валяющуюся на земле среди жухлой травы.
- Вот она! – закричала я, подобно Колумбу, открывшему Америку.
Под недовольное ворчанье Ани, я кубарем (в стиле оперы)скатилась вниз и вычислила в конструкции проход к цели. Там даже сетка была приспущена, как бы специально для поиска вещей. Я бы, конечно, могла полезть туда, но не решилась. Зато Аня узрела томящихся от безделья двух арабов в униформе уборщиков, к которым неуклонно направилась. Арабы, заметив неумолимо приближающуюся довольно крупных габаритов особу, из необъятной груди которой недобрым металлическим блеском выпирала подзорная труба, задрожали. Тем не менее, даже под оптическим прицелом бинокля, лезть под металлическую конструкцию отказались, мотивируя это тем, что там убирать им не велено.
Мы снова вернулись к прогнутой решетке, обсуждая варианты проникновения. И тут появился он. Наш человек, "руси", высокий симпатичный парень в костюме, охотно согласившийся помочь. Он мигом перемахнул через решетку и углубился в поиск. Спустя некоторое время парень крикнул: "Нашел!", показывая серую подушку. К сожалению, эта была не моя.
Тогда он второй раз побрел, озирая территорию, и снова крикнул "Нашел полосатую!", но это тоже была чужая подушка.
Смельчак не сдавался, и в третий раз ринулся в бой. На сей раз он добыл розовую с птичками подушку, она была прелестна, но чужая. Не отчаиваясь, наш герой продолжил поиски, и на четвертой попытке извлек мою, абстрактную красно-бежево-зеленую подушечку.
Доблестно вынес добычу, все четыре: "нате", говорит, "берите всё".
Нам чужого не надо, заверили мы его, мы возьмем только свою, а остальные положим на видном месте, может хозяева вернутся.
Потащились мы наверх, а там владельцы мелкого бизнеса по обеспечению народа бейгалЯми, упаковывают остатки. Завидела баба нас и кричит по привычке "Берите бейгале, два за чирик" (12 ночи), мы деликатно отказались. "Ну, тогда три за чирик", не унимается баба. Мы не соглашаемся. "Ну, хотя бы четыре за чирик", самоубивается продавщица в ночи. Нет, твердо говорим мы, не хотим. Продавщица обескураженно замолчала, пораженная такой нашей недальновидностью.
Позвонил хасбанд, уже не надеющийся встретить нас в условленном месте у Мамиллы.
- Мы приближаемся, - заверила я Вируса, - с подушкой.
***********
Перед входом на территорию Брейхат а-Султан
Трибуны
Партер
Дормицион (справа наверху)
Мельница
Джильда на кубе (не на Кубе, это было бы еще чудовищнее)
+ дерево
Конструкции
Три куба
Кулисы
Видеосвидельства:
1. 1-е действие
2. 2-е действие
3. Антракт (толпа)
|
Неделя ивритской книги |
"Как в цифровой век сделать бумажную книгу привлекательной?"- спрашивают у маститого писателя? Вопрос теряет смысл, когда приходишь на площадь,где проходит неделя ивритской книги. Огромное пространство, уставленное сотнями лотков с тысячами книг. И это - иврит! Язык , на котором читают только в одной крошешной стране с общим населением ( включая младенцев) в 7 миллионов. Даже если брать только "золотой миллиард" - соотношение впечатляющее!
Неделя книги в ТА - книги для детей и юношества, взрослых и пенсионеров, мужчин и женщин, последователей НЛП, исследователей каббалы и любителей канабиса
Обратите внимание на надпись над лотком
А вот и они - цифровые книги!
|
На задворках церкви св.Андрея. |
Иерусалим конечно очень удивительное место - и дело не только в многовековой истории этого города и невероятной концентрации артифактов различных эпох. А именно в том, что само понятие "время" в этом городе довольно относительное, и дело даже не в знаменитой иерусалимской мистике, а в том обстоятельстве что совсем рядом могут находится представители разных эпох, и обычный прохожий проходя мимолётом даже и разницы никакой не заметит, как говорится и глазом не моргнёт. Вот например один из таких примеров: всем известная шотландская церковь святого Андрея, и совсем рядом с ней полуразрушенная башня с характерной арочной подпоркой, которая как бы до сих пор не позволяет этой башенке упасть. На вид обе постройки словно ровесники, а на самом деле их разделяет более 5 веков.
Говорят что шотландцы это сделали специально. Специально построили свою церковь из особо вида быстро чернеющего известняка, чтобы со временем постройка казалась достаточно равнозначной и солидной на историческом фоне вечного города. Не знаю конечно насколько истинны эти слухи но если они правомерны то эта задача им явно удалась. Удалось и само место как раз напротив Сионской горы, откуда открываются потрясающие виды на стены Старого города.
Виды настолько захватывающие что большинство посетителей видимо довольствуются ими и посещением самой церкви с прилегающей к ней гостиницей, и покидают это место не заворачивая на его задворки - а жаль. В последний свой визит я решил всё таки узнать что находится за углом, и вот что обнаружил. Во первый, довольно прелестный дворик, из тех которыми когда то так славился наш город и которые, к большому сожалению на сегодняшний день уже большая редкость.
Зелёный дворик, даже с небольшим фонтанчиком который совсем не ожидаешь здесь увидеть.
Двор прилегает к симпатичному одноэтажному домику - вроде когда то в нём располагалось английское консульство Иерусалима.
Ну а с другой стороны к этому дому как раз и прилегает полуразрушенная башня.
К сожалению со всех сторон это строение окружено сеточным забором, так что подойти поближе нет никакой возможности. Зато после довольно длительных поисков, мне удалось найти в сети некоторые подробности об этой башне. Оказывается что это постройка периода мамлюков (15 век) и называлось оно довольно пышно "каср эль раваль" - что означает "дворец на окраине" или по другим источникам "каср аль асфур" (птичье ласточкино гнездо) тоже неплохо. Скорее всего это был летний дворец какого то очередного паши - дворец был почти полностью разрушен, но вот одна из башен (видимо охранных) всё же осталась.
Но и на этом не кончаются загадки этих задворок. По дороге в дворик находятся две не совсем обычные могильные плиты (или более верно - совсем не обычные).
Ибо здесь похоронены не люди, а их четвероногие друзья. Две собаки- ищейки английской полиции Bruge и Rab которые погибли, как говорится, во время исполнения своих служебных обязанностей, почему то похоронены именно здесь. Впрочем есть и другая менее героическая версия - что собаки были не полицейскими а церковными, и охраняли они верой и правдой этот шотландский участок Иерусалима, за что и заслужили свой последний покой именно около этой церкви. Так что сами выбирайте какой вариант вам более нравиться.
Ну и напоследок, на небольшом каменном холмике несколько статуэток иерусалимских львовят (надо сказать довольно невзрачных на вид). Зато венчает этот холмик табличка с псалмом Давида - повседневное и святое, я же говорю,совсем рядом..
|
Обычный день |
(Примечания.
- Герой текста может быть и женского рода. И вообще, это образ собирательный
- Перечисления идут через «и\или». Впрочем, это, как правило, оговорено).
Проснулся. Совершил утренний туалет.
Дальше через «и\или». Поднял ребенка, повез его в садик или школу, пошел на работу, в купат холим, бетоах леуми, в какой-нибудь мистрад, в магазин… Список можно продолжить.
Вернулся. Пять минут передохнул.
Снова «и\или». Помыл посуду, приготовил обед, собрал и поставил стирку, подмел, помыл полы, выбросил мусор, посмотрел сериал, поспал часик… Список можно продолжить.
Следующая порция.
Поехал забрал или встретил ребенка, пришел с работы, зашел в магазин, докупил то, что забыл утром, зашел к маме, просто подышал свежим воздухом, зашел в какую-нибудь контору, если встреча назначена на послеобеда…
Пришел домой. Накормил ребенка, поиграл с ним, посмотрел с ним мультики, посмотрел сериал, поболтал с подругом по скайпу, поужинал, доделал то, что не успел утром. Например, утром приготовил обед, а сейчас домыл посуду…
Уложил ребенка спать. Спокойно попил чаю. Поболтал с подругом по скайпу, почитал книгу, детектив, например, Донцову, приготовил одежду и вообще на завтра себе и ребенку, и если есть, кому-то еще, пошел спать…
День закончен. Вроде весь заполнен, лакун практически нет. Правда, кругозор при этом как круг света от карманного фонарика. А зачем он нужен, этот кругозор. Есть ведь телевизор и подруг в скайпе.
(Для неизраильтян. Купат холим - больничеая касса,поликлиника. Мисрад - учреждение,контора )
|
«Ури Лифшиц. Плоть и кровь». И дух свободы. |
«Ури Лифшиц. Плоть и кровь» - так называется ретроспектива памяти Ури Лифшица в Герцлийском музее современного искусства, открывшаяся несколько недель назад (выставка продлится до 3 сентября). 150 работ – картин, эскизов, гравюр, скульптур, фотографий, книг и обложек пластинок из частных и музейных коллекций, а также произведения, оставшиеся в наследство семье художника, два фильма, десяток залов (практически весь музей). Оба куратора - Айя Лурье и Ори Друмер – провели гигантскую работу, несколько лет разбирая с согласия вдовы и детей художника скопившиеся в его студии рисунки и полотна.
Ури Лифшиц. Йонатан Полак. 2008 г.
Ури Лифшиц скончался пять лет назад – в конце мая 2011 года. Нынешняя выставка приурочена к пятилетию со дня его смерти и является самой крупной из посмертных ретроспектив (в 2012 году выставка памяти Ури Лифшица «Вперед-назад» проходила в частном тель-авивском музее Игаля Преслера, став одной из первых экспозиций этого музея). Вокруг выставки в Герцлии происходит много всего – симпозиум, статьи, семинары, лекции, экскурсии, издание альбома. Выставка охватывает все вехи творчества художника – с ранних работ 60-х годов и до последних произведений, над которыми Лифшиц работал буквально в последние дни жизни.
«Плоть и кровь» - основная тема выставки. Ури Лифшица - одного из самых известных и талантливых израильских художников и одного из самых спорных, всегда интересовало тело - тело как арена, как сцена театра, а чувства он превращал в краски, экспрессию - в линию, в образы. Кем на самом деле был Ури Лифшиц? Мастер ошибок и сомнений, большой художник и пресловутая противоречивая личность.
Ури Лифшиц. У зубного врача. 1980 г.
«Человеческий образ» - так бы я назвала бы эту выставку, энергия которой сшибает с ног, поражает, заставляет остановиться. Картины Лифшица кричат, вопиют - «Это я, Ури Лифшиц не забывайте меня и то, ради чего я творил». Их сила заставляет выйти из зала - передохнуть от впечатлений - и вернуться. Ради чего творил Ури Лифшиц? Ради самого себя? Да, конечно, как и любая творческая личность. И также ради искусства, истории, культуры, своего пути, поисков справедливости. Ури Лифшиц начал заниматься искусством в начале 1960-х. Шесть десятилетий творчества. Он занимался скульптурой, живописью, гравюрой, коллажами, рисунком. Он был одним из самых видных художником своего поколения, известным своим крутым нравом и скандальными высказываниями. Так казалось тогда. А сейчас – через пять лет после его смерти - стало ясно, что он - один из самых талантливых, спорных и притягивающих художников не только своего, но нескольких поколений. Харизматичный, успешный, доминирующий, эгоцентричный, отвергнутый и провокатор, иногда сварливый и грубый. Он противоречил сам себе, не выносил слабость – ни у себя, ни у других (изображая при этом на холсте поражение, плач, стоны), и при всем этом был человеком огромного обаяния. Он всегда подчеркивал собственную инаковость, свой диссонанс с окружающими. Мне довелось брать интервью у него в конце 1990-х в связи с выставкой его графических работ: памятный час в яффской студии и открытие выставки, на которое пришел Ариэль Шарон, под началом которого Ури Лифшиц служил в 101-м подразделении.
Ури Лифшиц. Автопортрет. 1978 г.
Лифшиц был частью авангарда и мэйнстрима, частью истеблишмента и изгоем, кибуцником и тель-авивской богемой, участвовал в выставках различных групп и был волком-одиночкой, известным своим тяжелым характером. И одновременно жаждал общения, прессы, много писал сам. О нем тоже немало писали – сотни статей и монографий. Рисовать Лифшиц начал в возрасте 24 лет. Вместе с Рафи Леви, Авивой Ури, Леей Никель он бросал вызов лирическому абстракционизму с его тщательно выверенной манерой, искал другие средства выражения, более экспрессивные, стал одним из основателей группы «10 плюс». Свою первую премию он получил еще в 1965 году – от Тель-Авивского музея искусств. В 1966-м – именной приз от самого Марка Шагала. В 1969-м году он представлял Израиль на биеннале в Сан-Паулу, его работы приобретались музеями Нью-Йорка, Брюсселя, Лондона, Амстердама. В 1982 году Лифшиц получил премию имени Дизенгофа, считающуюся одной из самых престижных израильских премий в области изобразительного искусства. Что еще можно добавить? Прийти на выставку. Заразиться ее энергией. Понять личность художника в культурном и социальном контексте, его поиски идентичности и статуса, его экспрессию, его кодекс чести и этики.
Лифшица интересовали физическая субстанция, зримая суть - тело. И одновременно – духовная составляющая, эмоции, чаяния, то, что руководит телом. Линия, силуэт – это тело. Краски – размышления. Он писал абстрактные картины и фигуративные, создавал циклы гравюр и иллюстраций. И одновременно – всем известную скульптурную фигуру Теодора Герцля – ту самую, что установлена на пригорке на перекрестке ха-Сира при въезде в Герцлию. Ури Лифшиц переносил на бумагу и холст газетные заголовки, претворяя слова в образы, историю - в рисунки, в импульсы. Он трансформировал происходящее в политике и обществе в экспрессию живописи; то, что происходило в те дни, сиюминутное, важное, кровавое стало постоянным на его картинах.
Ури Лифшиц. Верховный Яаков. 2003 г.
Ури Лифшиц много общался с журналистами. Поводы всегда находились – от политики до техники гравюр. Говорил охотно и искренне, и поплатился за это. После его интервью газете «Гаарец» в 1998 году те, кто раньше обожал, стали негодовать, несмотря на последующие его извинения. В том интервью Лифшиц резко, оскорбительно высказался против всех возможных меньшинства, «слабых людей», в том числе инвалидов и аутистов. Публичность обернулась изоляцией, отверженностью. Была размонтирована его выставка в здании Верховного Суда в Иерусалиме. После того интервью тогдашний заместитель министра образования Моше Пелед пытался возбудить судебное преследование Лифшица за подстрекательство. Живописец, репродукции работ которого в 1970-80-е годы висели в каждом доме и в каждом офисе, стал персоной нон-грата израильского художественного мира. В последнее десятилетие своей жизни, продолжая творить, Лифшиц стал аутсайдером, не потеряв ни крупицы своей значительности. Он отдалился от музеев, своих патронов, культрегеров, с которыми был близок раньше.
Выставка в Герцлийском музее сопровождается не заметками кураторов, а текстами самого Ури Лифшица. Его отец – выходец из Белоруссии. Ури Лифшиц, родившейся в кибуце Гиват ха-Шлоша, вырос на книгах Толстого, Гоголя. Достоевского и еврейской литературе, на книге «Он шел по полям» Моше Шамира и идее братства «сабров». Он служил в боевом подразделении ЦАХАЛа - в самом элитном тогда подразделении Саерет цанханим (разведотряде десантников) – в 101-м подразделении вместе с Меиром Хар-Ционом под началом Ариэля Шарона, принимал участие в Синайской компании 1956 года. Он был частью богемного общества Тель-Авива и часто посещал кафе Кассит, служил темой для газетных колонок и общался с военной и деловой элитой.
Ури Лифшиц. Интифада. 2002 г.
Один из его сильнейших циклов рисунков – иллюстрации к «Дибуку» Ан-ского, созданный им в 2000-м году. Кураторы выставки нашли копию польского (на идиш) фильма 1930-х годов режиссера Михала Вашинского – «Дибук» в экспрессионистском стиле, также демонстрирующийся на выставке – так что запаситесь временем. Сильный фильм, смотрится, как снятый вчера. Не менее сильный – документальный фильм Нурит Кейдар а о Лифшице, также демонстрирующийся в музее. И также и работы Ури – насквозь сегодняшние, актуальные, универсальные: вечные темы всегда актуальны. Референции Ури Лифшица к истории искусств и к литературе, к полотнам Гойи и к теме снятия с креста, к Катастрофе, к падению Берлинской стены, резне в Кафр-Касем в 1956 году, боксерским боям, чиновникам, политикам, власти. Ури Лифшиц исследовал через свою живопись историю сионизма и христианские мотивы, маньеризм и символизм. И сам стал символом – и это уже понятно – и своего поколения и других. Символом непримиримости в искусстве.
Выставка в Герцлийском музее вселяет тревогу, желание содействовать и сочувствовать, разобраться. Кому и зачем сочувствовать? Ответ на этот вопрос Ури Лифшиц давал всем своим творчеством. После его смерти в ателье художника нашли тысячи работ, частью никогда не выставлявшиеся и они впервые представлены на выставке «Плоть и кровь» - пятая часть из полторы сотни экспонатов, вместе дающих возможность проследить, как развивалась техника Ури Лифшица, как менялся его мир. Ури Лифшиц не декларировал, он кричал. Он остался независимым. А вот был ли он любим? Об этом и рассказывает выставка «Плоть и кровь», собранная двумя кураторами – Айей Лурье и Ори Друмером в Герцлийском музее и предлагающими по-новому взглянуть на вехи творчества Ури Лифшица, принять участие в хронологическом и поэтическом путешествии по этапам творчества сложного художника.
Ури Лифшиц. Бар-Он. 2007 г.
Ури Лифшиц. Директор. 2004 г.
Ури Лифшиц был яркой неординарной личностью и одним из интереснейших представителей целой плеяды художников, наряду с Тумаркиным, Купферманом и Кадишманом, внесшим огромный вклад в израильскую культуру и повлиявшем на общественное сознание. Но, новое поколение, включая молодых художников, мало знает его творчеством, выходящим за любые рамки. Возможно, знакомство с ним поможет нам лучше понять самих себя. На мероприятии, приуроченном к закрытию выставки, 1 сентября, состоится презентация книги, посвященной творчеству художника. Стоит также отметить, что замысел выставки в Герцлийском музее родился благодаря диалогу кураторов с искусствоведом Ионой Фишером, куратором выставки Ури Лифшица в Музее Израиля еще в 1969-м году – одной из немногих его экспозиций в музейных пространствах.
Выставка продлится до 3 сентября 2016 г.
Часы работы: понедельник, среда, пятница и суббота 10:00 – 14:00
вторник и четверг 16:00 – 20:00
Выставка «Ури Лифшиц. Плоть и кровь» и другие экспозиции Герцлийского музея современного искусства сопровождаются циклом лекций, составленным доктором Лахман Лилах. Главная тема лекций – культурные связи между деятелями разных сфер и видов искусства. На одной из лекций пойдет речь о творчестве поэта Авота Йешуруна, посвятившего Ури Лифшицу несколько стихотворений.
Сайт музея:
www.herzliyamuseum.co.il
Страница в фэйсбуке:
https://www.facebook.com/Herzliya-Museum-of-Contemporary-Art-90776828903/
Маша Хинич. Фотографии предоставлены пресс-службой Герцлийского музея современного искусства
|
"Баркан" – самая титулованная израильская винодельня |
И это действительно так, "Баркан" – самая титулованная израильская винодельня по итогам международных винных конкурсов. А их, я имею ввиду виноделен, у нас огромное множество по всей стране. И у каждой винодельни своя интересная история.
История винодельни уходит корнями в далекий 1899 год. О самыx первых днях компании мне ничего не известно, зато известно, что 1971 году ее продали компании алкогольных напитков "Сток" из Нетании. В 1989 году компания «Сток» обанкротилась, и винодельня перешла во владение Шмуэля Боксера
и Яира Лернера. И вот тогда-то забурлила жизнь!
Семья Шмуэля Боксера всю жизнь работала на земле и в том числе, выращивала виноград. Поэтому Шмуэль, совместно с партнером Яиром Лернером взялись оживить винодельню. Они начали модернизацию винзавода и посадили новые качественные сорта винограда. В этом они видели ключ к производству качественных вин и расширению винодельни.
В 1991 году был собран первый урожай – 1800 тонн винограда, малая часть из 29 000 тонн, собранных во всем Израиле. А всего тогда в стране работало 15 виноделен компании "Сток", вернее даже уже и не "Сток", а компании с новым именем - "Баркан".
На винодельне были созданы самые современные лаборатории. Для производства качественного вина завезли самое современное оборудование и начали использовать новейшие технологические разработки, доселе не применявшиеся в Израиле.
2005-м году компания "Темпо" стала совладельцем винодельни "Баркан", а в 2008-м приобрела винодельню полностью.
2012 году в киббуце «Хульда», среди виноградников, был построен винзавод.
Интересно, все оборудование новое, просто сверкает на солнце, и вдруг... Что бы это значило?
Именно в "Баркане" открыт не имеющий аналогов в Израиле визит-центр, куда приезжают любители и специалисты, чтобы посетить виноградники и понаблюдать за процессом производства. Все подписано на двух языках, так что даже дилетант может разобраться что к чему.
И конечно же, продегустировать и купить со скидкой лучшие вина «Баркан».
"Баркан" владеет 10000 дунамами земли во всех виноградарских районах Израиля: от Мицпе-Рамона и всего Негева – вдоль прибрежной равнины, на север через предгорья Иудеи и до Верхней Галилеи и Голанских высот. Это дает возможность производить вина с широким спектром вкусов и качеств.
На винодельне «Баркан» ежегодно разливается 15 миллионов бутылок вина, бренди и водки – четверть от общеизраильского производства.
О масштабах винного производста говорят нам эти бочки большие и малые на заводе. Между прочим, настоящие качественные дубовые бочки.
Бочки очень фотогеничны, впрочем, как и пробки, правда?
Вот поверьте, мне, убежденному "пивнику", как и моим со-товарищам
было интересно слушать рассказы о "Баркане" и его винах, которые нам рассказывали cам Шмуэль и его очаровательная сотрудница, к сожалению, не запомнил имя.
Осталось только добавить, что линейка вин "Баркан" очень разнообразна. От престижных "Супериор" (Superieur Elite Series) - вина, которые представляют собой вершину винодельческих достижений компании. У этих вин самые сложные и изысканные вкусы, они выпускаются из лучшего отборного винограда самого высокого качества. Вина этой линейки производятся только в годы самых лучших для этого уровня вин урожаев; с контролем всего процесса созревания вина. По этой причине они выходят ограниченными партиями. И до вин серии "Премьер" – отличных молодых вин, мягких, с фруктовыми вкусами. Эти вина имеют характерные признаки региональных особенностей каждого вида сырья с различных виноградников. Серия предназначена для тех, кто ищет хорошие вина по доступной цене.
В общем, таки древние правы In Vino Veritas!
|
Театр «Маленький» лишается дома? Открытое письмо в прессу. Что будет после «Лира»? |
30 июня в рамках тель-авивской «Белой ночи» театр «Маленький» последний раз сыграет спектакль на сцене центра «Ган-Меир» в Тель-Авиве. Сыграет спектакль «Лир. Куклы и Люди», удостоенный несколько недель назад приза 29-го Международного театрального фестиваля Walizka в Польше.
«Лир. Люди и куклы» - это рассказ о поколении «тех, кто после». Рассказ о «законном сыне» Этгаре и«незаконном» Эдмонде, о Регане «Вдове» и о Гонерилье, которая замужем за «безумцем жалким». В этой истории практически не присутствует Лир, нет Корделии и Шута. В фойе будет развернута выставка кукол из прежних спектаклей «Маленького» - «Посторонний», «Старуха и Чудотворец» и «Иов». А что будет после спектакля и после 30 июня? Что действительно будет «после»? Кто поможет театру обрести свой дом?
Вот что пишет в своем обращении в прессу художественный руководитель театра «Маленький» Михаил Теплицкий:
Театр «Маленький» - это старейший, после театра «Гешер», профессиональный театр созданный выходцами из бывшего Советского Союза.
За 20 лет своего существования, театр добился больших успехов, награжден многими премиями в Израиле и за рубежом, в том числе премией Израильской театральной академии. На театральной карте страны «Маленький» занимает особую нишу интеллектуального, элитарного театра и по своей художественной сути служит противовесом театру коммерческому. Кроме того, это один из немногих театров страны, в репертуаре которого одновременно существуют спектакли на иврите и на русском языке.
На фото - Михаил Теплицкий Фотограф Александр Румянцев
Немного истории:
Театр «Маленький» был создан в 1996 году выходцами из стран СНГ: режиссером Игорем Березиным, актерами Михаилом Теплицким и Еленой Яраловой и театроведом Борисом Ентиным.
В 1997 году «Маленький» был зарегистрирован как «общественная организация» («амута»), а в 2007 году Министество культуры присвоило театру статус « театральной группы» («квуцат ха-театрон»).
Кроме Министерства культуры, театр финансируется Муниципалитетом города Тель-Авив-Яффо.
За время своего существования театр «Маленький» выпустил 23 спектакля, получившими прекрасную оценку критики. Сайт Y-net назвал театр «Одной из лучших театральных групп в стране, а может быть и самой лучшей».
«Маленький» выступал на многих международных театральных фестивалях: в Южной Корее, Китае, Молдове, Польше, Сербии, гастролировал в Москве. Руководители и творческие работники театра множество раз награждались различными наградами за свою творческую деятельность: Израильским театральным призом, Премией имени Ландау, Приз Розенблюм, премией министра алии и абсорбции им. Юрия Штерна, неоднократно Призом «Золотой Еж», Первой премией фестиваля «Театронето» и другими.
В постановках театра принимают участие 16 актеров, и кроме того в работе над спектаклями занято еще 12 человек других творческих профессий.
О сути проблемы:
Финансовые трудности «Маленького» вызваны в первую очередь очень скромным финансированием со стороны Министерства культуры и муниципалитета Тель-Авива - Яффо. Спектакли театра рассчитаны на камерные, интимные залы и изначально не могут приносить большую прибыль.
Второй составляющей проблемы, является отсутствие у «Маленького» собственного дома, то есть зала, в котором он может играть свои спектакли, а также репетиционной базы, без которой театральный процесс невозможен.
Пять с половиной лет назад театр «Маленький» заключил долгосрочный договор об аренде с культурным центром «Ган Меир» в Тель-Авиве. Тогда руководству театра казалось, что у «Маленького» появился свой дом. Но в действительности все было совсем не так. Несмотря на то, что театр, при финансовой поддержке Минкультуры, отремонтировал зал в «Ган Меир», и оборудовал его всем необходимым для проката спектаклей, «Маленький», по сути, оставался в нем временным жильцом, а не хозяином. У «Маленького» не было своей репетиционной комнаты, и в самом зале он мог играть только восемь раз в месяц. Кроме того театру не разрешалось вывесить вывеску с логотипом театра на здании центра. Большой плакат, который повесил театр, был немедленно снят. Практически, театр был лишен какой-либо возможности заявить о своем присутствии в этом здании. Все это привело к тому, что, по прошествии пяти с половиной лет пребывания в Центре «Ган Меир», очень немногие зрители знали о том, что там играет наш театр.
В конце 2015 года договор на аренду истек. Мы пытались заключить новый договор, который учитывал бы наши базисные требования (репетиционные помещения, вывеску на здании, рекламу и др.), но это оказалось невозможным. Кроме того, выяснилось, что сам Центр закрывается на капитальный ремонт, и о продлении аренды просто не может быть и речи.
30 июня мы в последний раз сыграем в зале центра «Ган Меир».
И потом, в самом прямом значении этого слова, окажемся на улице.
Мы просим оказать помощь нашему театру. После 20 лет успешной работы и творческих достижений, нам кажется, что театр имеет право на свой собственный дом.
С уважением,
Михаил Теплицкий
Художественный руководитель театра «Маленький»
Билеты на спектакль «Лир. Люди и куклы» можно заказать по тел. 054-2488104 или в кассе «Браво»
Ликн на видео: https://vimeo.com/151220512/9e15680424
Страницы театра «Маленький» в фэйсбуке - https://www.facebook.com/malenkitheater/
и https://www.facebook.com/Malenki.Theatre/?fref=ts
Сайт театра - http://www.malenki.co.il/
|
Тест Тьюринга или яблоко раздора |
8 июня 1954 английский математик и криптограф Алан Тьюринг не поднялся как обычно утром. Его нашли уже бездыханным, а рядом на прикроватной тумбочке лежало надкусанное яблоко. Совсем как в сюжете его любимой сказки про Белоснежку.
Отравление цианидом - гласили сухие строки из протокола экспертизы. Добровольно ушел из жизни человек, которого называют праотцом компьютеров. Но так ли уж это было добровольно? Алан Тьюринг родился 23 июня 1912 года в Лондоне. Его математическая одаренность была заметна уже в 6 лет. Но в частной школе не слишком приветствовались "физики", она носила гуманитарный уклон. Хотя Алану это не помешало, в 15 лет он уже решал сложнейшие математические задачи, несмотря на то, что ему не преподавали даже основ математического анализа. В 1934 году он закончил Королевский колледж Кембриджа. В 1939 году, вскоре после начала войны Тьюринг, работавший тогда в Кембриджском университете, был привлечен к работе над раскрытием кода немецкой шифровальной машины "Энигма".
Работа была сверхсекретной, велась на закрытой базе Блетчли-парк в графстве Бэкингемшир в центре Англии. Проблема с кодировкой "Энигмы" состояла в том, что система кодов менялась каждый день, и наутро все достигнутые за день результаты шли в корзину.
Как и другие роторные машины, «Энигма» состояла из комбинации механических и электрических подсистем. Механическая часть включала в себя клавиатуру, набор вращающихся дисков — роторов, — которые были расположены вдоль вала и прилегали к нему, и ступенчатого механизма, двигающего один или несколько роторов при каждом нажатии на клавишу. Электрическая часть, в свою очередь, состояла из электрической схемы, соединяющей между собой клавиатуру, коммутационную панель, лампочки и роторы (для соединения роторов использовались скользящие контакты)[8].
Конкретный механизм работы мог быть разным, но общий принцип был таков: при каждом нажатии на клавишу самый правый ротор сдвигается на одну позицию, а при определённых условиях сдвигаются и другие роторы. Движение роторов приводит к различнымкриптографическим преобразованиям при каждом следующем нажатии на клавишу на клавиатуре[9].
Механические части двигались, замыкая контакты и образуя меняющийся электрический контур (то есть, фактически, сам процесс шифрования букв реализовывался электрически). При нажатии на клавишу клавиатуры контур замыкался, ток проходил через различные цепи и в результате включал одну из набора лампочек, и отображавшую искомую букву кода. (Например: при шифровке сообщения, начинающегося с ANX…, оператор вначале нажимал на клавишу A — загоралась лампочка Z — то есть Z и становилась первой буквой криптограммы. Далее оператор нажимал N и продолжал шифрование таким же образом далее)[9].
«Энигма» была разработана таким образом, чтобы безопасность сохранялась даже в тех случаях, когда шпиону известны роторные схемы, хотя на практике настройки хранятся в секрете. С неизвестной схемой общее количество возможных конфигураций может быть порядка 10114 (около 380 бит), с известной схемой соединений и других операционных настроек этот показатель снижается до 1023 (76 бит). Пользователи «Энигмы» были уверены в её безопасности из-за большого количества возможных вариантов.
Я привела эту обширную цитату, для того, чтобы можно было понять - подбор конфигураций был совершенно нереальным. Но Тьюринг с товарищами совершили чудо. Он создал Turing Bombe для расшифровки кода Энигмы.
Его работы по криптографическому анализу алгоритма, реализованного в шифровальной машине «Энигма», основывались на более раннем криптоанализе предыдущих версий этой машины, которые были выполнены в 1938 году польским криптоаналитиком Марианом Реевским. Принцип работы разработанного Тьюрингом дешифратора состоял в переборе возможных вариантов ключа шифра и попыток расшифровки текста, если была известна структура дешифруемого сообщения или часть открытого текста
Всего в Блетчли-парк было установлено 210 машин. В результате расшифровывалось ежедневно до 3000 сообщений. В частности была получена информация о предстоящем нападении на Советский Союз, которая была передана по назначению, несмотря на риск раскрытия источника.Особенно драматично это можно видеть в фильме"Игра в имитацию". У одного из членов группы криптографов служил брат в эскадре, которую собирались атаковать нацисты. Сообщение было расшифровано. До операции оставалось 40 минут. Один звонок, и моряки были бы спасены. Но Алан не позволяет его сделать Ведь он использует "математическую статистику и другие методы, чтобы создать ощущение случайного обнаружения или обнаружения подсказок на основе человеческого фактора для предугадывания следующих шагов нацистов." Иначе бы немецкое командование догадалось бы, что код взломан, и быстро бы его поменяло. Получается, что ученые взяли на себя почти божественные функции - определяли кому жить, кому умирать.Но ставки были больше чем жизнь.
Никто другой не внес такого же вклада в нашу победу в войне
Эти слова Уинстона Черчилля высоко оценили работу ученого. После войны все машины по соображениям секретности были уничтожены. Британские любители истории спустя более 60 лет восстановили одну машину Turing Bombe; несмотря на наличие подробных чертежей и объяснений (полный комплект собирался 2 года), они потратили на это 10 лет.
Кроме этого Тьюринг придумал машину, которая взломала код «Лоренц», что позволило союзникам быть в курсе переписки высших руководителей гитлеровской Германии и сократило длительность войны как минимум на несколько месяцев. Ученый продолжил свою плодотворную работу и после войны. Его считали странным парнем, например, вместо ремонта велосипеда со слетающей цепью Тьюринг высчитывал промежутки, через которые она слетает, чтобы в нужный момент просто поправить её рукой. Но таких чудаковатых ученых было много, а вот про то, что ему нравятся мужчины, знали совсем немногие, Среди них и его невеста, тоже математик Джоан Кларк, с которой он разорвал помолку. В 1952 году Алан познакомился с молодым строителем, у них была очень короткая связь. А вскоре квартиру ученого обворовали по наводке бывшего друга. При расследовании все раскрылось.Наказали не только похитителей, но и хозяина квартиры за недостойное поведение. Ему предложили на выбор или два года тюрьмы, или химическая кастрация.(Даже не верится, что это не каменный век, а Англия середины 20 столетия) Тьюринг выбрал второе, потому что хотел продолжить работу, что в тюрьме бы было весьма проблематично. Но и прием лекарств лишил его смысла жизни в 41 год. А сколько бы он успел еще бы сделать!
Потом были долгие годы забвения, и реабилитация уже в наше время.10 сентября 2009 года Премьер-министр Великобритании Гордон Браун публично принёс извинения за преследования, которым был подвергнут Алан Тьюринг: В 2013 году королева Великобритании Елизавета II официально помиловала Тьюринга за обвинения в "непристойности" Он был признан одним из ста величайших британцев в истории. Однако теперь чаша весов склонилась на другую сторону, и это мне совсем не нравится. Тьюринг, объявленный «одной из главных жертв мировой гомофобии», стал символом борцов за расширение прав ЛГБТ-сообщества. Ведь он прежде всего победитель Энигмы, человек, который приблизил окончание второй мировой войны. И я, надеюсь, что когда-нибудь придет время, в котором не потребуется ничего доказывать и демонстрировать на парадах кого и как любить, а это останется только личным делом каждого человека, которое другим совершенно не интересно. И более того никого не касается!
И еще одна интересная деталь. Стив Джобс восхищался талантом Алана Тьюринга, но на вопрос своего биографа о связи логотипа Apple и яблока, начиненного цианидом, ответил, что и был бы рад, но это не пришло ему в голову. Уже упомянутый выше фильм "Игра в имитацию" завершается бегущими строками.
"Его изобретение было далеко от совершенства, но оно породило целую новую область исследований, которая получила название "машины Тьюринга". Сегодня мы называем их "компьютеры".
|
Горненский монастырь в Эйн-Кареме. |
Из Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%AD%D0%B9%D0%BD-%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BC)
Го
|
АДИР прибывает в Израиль |
Первый самолет-невидимка прибудет в страну уже сегодня, 22 июня. Трансляцию с места проведения торжественной церемонии, устроенной по этому случаю, можно будет увидеть в Интернете в режиме реального времени. В Израиле F-35 получил наименование "Адир" (поразительный, удивительный).
Израиль стал первым иностранным государством, на вооружение которого поступает новейший американский самолет 5-го поколения F-35. Еврейское государство получит эти истребители раньше Канады, Великобритании и Нидерландов — стран, принимавших непосредственное участие в их разработке. Впрочем, Израиль тоже можно назвать одним из создателей F-35, так как на израильских предприятиях для него производятся крылья. В 2010 году Израиль закупил у американской компании Lockheed Martin 19 истребителей F-35, причем по условиям сделки за ним закреплялось право приобрести еще 75 подобных машин. Сумма контракта тогда составила $2,75 млрд. Ранее концерн "Авиационная промышленность" объявил о создании совместного с Lockheed Martin предприятия по производству крыльев для F-35. На долю израильских производителей приходится треть от общего числа производимых в мире крыльев для F-35. Речь идет примерно о восьмистах единиц в год. Штат работников предприятия составляет порядка 70 человек. Сумма сделки оценивается в 2,5 млрд долларов.
Похоже, что это будет демонстрационный полёт. Поскольку ранее сообщалось, что
В Израиль первые два самолета F-35I прибудут 12 декабря 2016 года. Эскадрилья будет базироваться на базе ВВС "Неватим" в Негеве. В ближайшие месяцы на самолете будет устанавливаться оборудование и программное обеспечение, созданное израильскими концернами специально по заказу Армии обороны Израиля, а также пройдут первые летные испытания. Израиль станет не только первым союзником США, который получит новейший самолет, но и единственным, который получил право на установку на F-35 собственных систем. Именно этим требованием и объяснялась существенная задержка в переговорах по закупке первой партии самолетов. Кроме того, израильские концерны получили в рамках пакетной сделки заказы на производство отдельных элементов для всех выпускаемых концерном самолетов F-35. В частности, концерн "Израильская авиационная промышленность" занимается сборкой крыльев для самолетов, а корпорация "Эльбит" разработала летный шлем специально для пилотов F-35. В общей сложности Израиль должен к концу 2020 года получить 33 самолета и 4 летных тренажера общей стоимостью 5,3 миллиарда долларов. Планируется, что до половины тренировок пилоты будут проводить именно на тренажерах, что должно существенно снизить стоимость подготовки.
Находящийся в США министр обороны Авигдор Либерман уже заявил, что поддерживает позицию своих подчиненных о необходимости закупить еще 17 самолетов, доведя их общее количество до 50. Командование израильских ВВС отмечает необходимость закупки нового поколения боевых самолетов постепенной утратой воздушного превосходства в регионе. На первом этапе новые самолеты будут доверены только опытным пилотам, которые пройдут курсы переподготовки с самолетов 4-го поколения. Выпускники летных курсов ВВС на данном этапе продолжат обучение на самолетах F-15 и F-16.
|
Источник Эйн Карем, Церковь Посещения и окрестности. |
Эйн Карем — западная окраина Иерусалима, раскинувшаяся у подножия горы Ора в Иудейских горах. Присоединен к Иерусалиму в 1961 г.
С древних времен в Эйн Карем бьёт Источник Марии, рядом с которым и образовалось поселение. Название источника связано с преданием о том, что Дева Мария во время своего известного посещения пришла к роднику и испила воды.
Христиане верят, что вода источника святая. Источник Марии – один из наиболее водоносных родников Иудейских гор. Ещё недавно вода в нём была кристально чистая, и паломники увозили её домой, но сейчас пить эту воду не рекомендуется .
Источник: http://guide-israel.ru/places/8989-ejn-karem/
Церковь св. Иоанна Крестителя
Церковь Посещения Пресвятой Девы Марии — католическая церковь, расположенная в западном пригороде Иерусалима Эйн-Карем. Церковь действующая, принадлежит Кустодии Святой Земли ордена францисканцев. На этом месте, по преданию, находился загородный дом праведных Захарии и Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя[1].
С этим местом традиция связывает евангельский эпизод посещения Девой Марией Своей родственницы Елисаветы, описанный в Евангелии от Луки.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%98%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BC)
Африканские паломники возвращаются из Церкви Посещения.
Виды от Церкви Посещения.
|
О КРИВИЗНЕ СУБЪЕКТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА |
Михаил Заборов
О КРИВИЗНЕ СУБЪЕКТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА
Субъективное пространство неэвклидово, ибо параллельные в нем встречаются в точках схода. На прямых как стрела дорогах, аварии происходят чаще, чем на криволинейных, видимо в мозгу человека-водителя как-то записан поворот – кривизна субъективного пространства. Проблема кривизны субъективного пространства заинтересовала меня на основе личного опыта в рисунке, лепке. Заметил стойкую проблему: в портрете левая часть лица рисуется, лепится труднее, чем правая. Я долго считал это своей исключительно личной проблемой, но однажды спросил у одного скульптора, казавшегося мне вполне «симметричным», и что же? В его ответе раскрылась точно та же картина. «Когда правая часть закончена, левая еще нет» - сказал он. Стало понятно, что я не исключение. Потом довелось мне преподавать рисунок и лепку в израильских художественных вузах, и могу засвидетельствовать, что в подавляющем большинстве случаев после общей наметки студенты начинают проработку головы где-то в районе правого глаза модели, затем движутся разными путями к левой стороне лица. Трудность сосредоточивается в районе левого глаза, скулы, лобной кости, здесь обнаруживаются необъяснимые и трудно преодолимые проблемы построения. Когда мы смотрим на портреты профессиональных художников, легкую асимметрию можно заметить часто, если не всегда, но асимметрия явная встречается не часто, потому, видимо, что опытный художник ее преодолевает в соответствии с требованиями художественной идеологии (правильности). Но идеологии меняются, художник модернист деформации не боится, ее ищет: «Искажение, деформация – это жизнь... это красота» говорит Хаим Сутин. Кроме того есть и у опытных художников деформации непреднамеренные т.с. фрейдистские «оговорки» за которыми скрывается глубокая проблема кривизны субъективного пространства.
Ошибки в рисунке начинающего художника считаются столь же естественными, сколь и «противозаконными», нарушающими законы правильного рисунка, между тем у деформаций, искажений есть свои законы, и они представляют собой интереснейшую тему художественно-психологического исследования. Задача этой статьи обратить внимание лишь на верхушку айсберга. С этой целью я и обратился к естественной и закономерной асимметрии процесса рисунка и лепки, процесса, который начинается с одной стороны объекта и движется ко второй стороне, симметрия как бы вторична, она приходит, если приходит, потом.
Конечно, многое зависит от ракурса, угла под которым художник видит модель, образ. Когда рисуем голову слева, то конечно слева и начинаем, и может появиться подобие деформации правой, но, думается, что это именно подобие. Поскольку «левая деформация» проявляется и в скульптуре, ее нельзя объяснить только ракурсом, это нечто совсем другое, более глубокое.
Надо сказать, что объект в искусстве, несмотря на скромные его масштабы, является нам объектом космическим, без понимания сего упустим весьма важные основы эстетики и искусства. Существует, например визуальная гравитация, благодаря которой выпуклости формы, контуры удаленные от центра оказываются областью неустойчивых, трудно уловимых в рисунке точек и линий, и наоборот вогнутости формы – это визуальные устои, зрение действует подобно текучей стихии, подобно воде находящей устойчивое положение в углублениях почвы. Это имеет большое значение в рисунке и лепке, позволяет, опираясь на устои строить форму в целом, что очень важно учитывать в преподавании рисунка и лепки.
Визуальные устои, таким образом, создаются визуальной гравитацией, ибо гравитация симметрична, ведь она создает в космосе шарообразные тела. Но действуют в космосе и другие силы – асимметричные, с которых мы начали, они заставляют космические тела двигаться, вращаться в определенном направлении, они же вводят асимметрию в работу художника. Понятия устой неустой мы берем из музыки, где звуковые тяготения подобны визуальным и наоборот. Движение – это асимметрия, и поскольку жизнь – это движение, то асимметрия здесь принципиальна. Человеческое тело симметрично (саггитальная ось симметрии) но есть в нем и асимметрия – расположение некоторых внутренних органов и др. Это специальная сфера, мы обратим внимание только на одну маленькую деталь. Волосы на голове человека растут по спирали, потом у мужчин по вискам волосы переходят в бороду с двух сторон и где-то в бороде, асимметрично два потока встречаются, иногда образуя едва заметный стык, вихор. Спиралевидны также отпечатки пальцев. Какие силы заставляют волосы расти так а не иначе, нам неизвестно, но ясно, что рост волос, как и отпечатки пальцев – это лишь внешнее проявление сил более глубоких. Смею утверждать, что эти же таинственные силы действуют и в нашей психике, обусловливая определенную асимметрию в рисунке, лепке.
Четче всего эта асимметрия проявляется в рисунке головы. Как уже говорилось, в подавляющем большинстве случаев студент, художник начинают рисунок, лепку головы, ее подробное построение в районе правого глаза модели и движутся постепенно вниз, вверх и к левому глазу модели-портрета. Своеобразным препятствием на этом пути оказывается нос, ведь это выпуклость – область неустойчивых линий. Так или иначе, в районе левого глаза, стыка скуловой и лобной костей, линии развития рисунка должны «сойтись», но они почему-то здесь не хотят сходиться (тот же конфликт, что на стыке двух потоков волос, только в рисунке это происходит на противоположной, левой стороне). Возникают трудности построения (один студент назвал этот стык – область левого глаза, «бермуда», воспользуемся его словом, второе название явления «левая деформация» ибо конфликт наблюдается с левой стороны модели, скульптуры, в рисунке это оказывается правой стороной). Это типичное проявление кривизны субъективного пространства, которая у всех разная, но сохраняет и общие черты. Есть люди более и менее симметричные, что иногда едва заметно в их внешности и всегда в их рисунке. Таким образом, мы констатируем в пластической работе два принципа: симметричный принцип гравитации и асимметричный принцип спирали. Художник, как сказано, обычно преодолевает асимметрию, но он не всегда этого хочет, а модернист, как говорилось, деформаций не бежит, но идет им навстречу, и эти деформации совершаются по своим законам. Приведу лишь несколько примеров.
Утрированная асимметрия «бермуда» в рисунке Пикассо, конфликт концентрируется в районе левого глаза
У Ван-Гога в пейзаже «Звездная ночь» прямо-таки воочию показаны космические асимметричные силы. Этот же искривленный космос делает мазок, линию Ван-Гога энергично искривленными. Но его портреты, автопортреты построены прочно, что по нашей логике говорит о том, что здесь он опирается на принцип гравитации. Он четко подчеркивает устойчивые линии, преодолевая деформацию, асимметрию, но, преодолевая так, что это преодоление, борьба ощущаются, сообщая рисунку Ван-Гога конфликтность, драматизм. В этой связи интересно обратить внимание на такую деталь: в одном из приведенных ниже портретов Ван-Гога кончик носа слишком заострен вследствие «падения» контурной линии носа в сторону основной зрительной массы (визуальная гравитация). По этой же причине в другом портрете переносица сдвинулась с середины также в сторону преобладающей зрительной массы, т.е. вправо, считая от зрителя, ведь, как отмечалось, нос – выпуклость, его линии неустойчивы.
В этом портрете ощущается также влияние обратной перспективы, уходящая часть лица преувеличена.
Оба портрета 1887 года, но вернемся к левой деформации, в следующем автопортрете Ван-Гога 1889 г.
заметна определенная асимметрия, в районе левого глаза – то, что мы назвали «бермуда», несостыковка скулы, глаза, лба.
Еще примеры «левой деформации»: Игаль Варди. типичный пример - «бермуды». Левая сторона головы совсем не прорисована.
И еще примеры кривизны субъективного пространства, асимметрии.
«Бермуда» у Ф. Бэкона, левая сторона вдвое уже правой.
«Бермуда» у Пикассо « Бермуда» у О. Целкова
Левая сторона головы (она для зрителя правая) в обоих случаях сплюснута.
В рисунке Леонардо есть Асимметрия у Сутина
асимметрия лица («бермуда»).
Кривизна субъективного пространства проявляется не только в асимметрии, но и по другим параметрам. Укажем на некоторые моменты. Рисунок головы обычно проходит в своем развитии нечто подобное биологической эволюции: сначала студент приуменьшает череп и лоб, преувеличивает нижнюю часть лица, потом в процессе уточнения «эволюции» череп растет, а подбородок соответственно уменьшается. Назовем это «атавистической деформацией».
В этом рисунке Пикассо намеренно утрирует атавистическую
деформацию.
Субъективное пространство, как сказано, неэвклидово, поскольку параллельные в нем не параллельны, встречаются в точках схода. Это определяет законы линейной перспективы, они объективны, действуют и в фотографии. В противовес этому объективно-субъективному искажению действительности психика человека создает феномен обратной перспективы, как он описан у Льва Жегина в его книге «Язык живописного произведения». Интересно, что обратная перспектива проявляется не только в условностях древней живописи, но и более непосредственно, например в рисунке головы в три четверти. Художник, студент часто преувеличивают уходящую часть лица, как бы желая развернуть ее на себя, приуменьшают ближнюю часть, как мы только что наблюдали в автопортрете Ван-Гога.
Интереснейшее явление представляет собой то, что можно поименовать аутоидентификацией. Это явление, на которое впервые обратил внимание Леонардо да Винчи. Формы, линии нашего тела какими-то неведомыми путями переходят в формы нашего рисунка, скульптуры, также в линии нашего почерка. Леонардо упрекает художников повторяющих в своих персонажах самих себя. Когда художник рисует от себя, причем не карикатуру, а нормальный лик, он невольно создает то, что можно назвать «своим монотипом», монообразом. То есть у каждого художника есть определенный тип лица, к которому он тяготеет, когда работает без натуры. Этот монообраз выражает идеал, а иногда и антиидеал художника, но в нем есть черты и самого художника.
Аутоидентификация проявляется не только в портрете, но прежде всего в самом стиле художника («стиль – это человек»), в особой кривизне его линий. Есть что-то кубистическое в форме головы, рук Пикассо, создателя кубизма, но есть у него и плавные, текучие линии, они, видимо, выражают какую-то скрытую и, возможно, женственную сторону его личности.
Модильяни сам удлиненных пропорций таковы и его персонажи. Главным персонажем Ван Гога является он сам, склонность к автопортрету – одна из форм аутоидентификации. «Грешил» этой склонностью и Рембрандт, в его автопортретах мы видим мягкие черты лица, таковы же переходы тонов в его картинах. Пухлость, мягкость характерна для его изображений жены Саскии – это показывает, что вкус Рембрандта в искусстве и в жизни был один. Рубенс на его автопортрете – человек полный, что с лихвой ощущается в его персонажах. Все женские лица Ренуара – одного типа (курносые) ясно, что это его идеал.
Где-то глубоко в сознании, подсознании, в психосоматике человека, художника имеется некий его код-самообраз, который является важнейшим фактором «искривления» субъективного пространства, влияет на самые непроизвольные действия человека. Это своеобразный центр, с которым соотносятся мысли, действия и образы художника, в том числе и главный его монообраз. Одна студентка художественного вуза лепила очень удлиненные фигуры, она объясняла это как компенсацию за свой невысокий рост.
Все элементы сознания соотносятся с кодом аутоидентификации по принципу консонирования или диссонирования.
Существует ли все-таки «правая деформация» противоположная и эквивалентная левой, той, что мы описали? Думается, что нет, это как вращение земли – только в одну сторону, и видимо тут есть какая-то связь. Во всяком случае, автору этих строк не доводилось наблюдать явных проявлений правой деформации ни в преподавательской его работе, ни в искусстве, хотя интересно было бы услышать и о других наблюдениях в этой сфере.
|
Меир Антопольский "Монополия на еду" |
Не так много структур в Израиле, чьи идеалы и дух столь различны, как у Верховного суда и Главного раввината. И если Верховный суд принимает сторону раввината, как это было недавно в деле «о частном кашруте», то стоит обратить на этот случай особое внимание, тем более что перед нами юридический казус. Не просто юридическое крючкотворство, а вполне серьезный спор. Формально – о нашей, родной, еврейской религии. Но за спором – немалые деньги, которые, конечно, на дороге не валяются.
Как известно, значительная часть израильтян, в том числе и тех, кто в других вопросах далек от религии, старается есть кошерную еду. Кто строже в этих вопросах, кто вольнее, но лишь для самого меньшинства это вовсе не важно. Поэтому, естественно, почти все производители продуктов, рестораны, кафе и даже забегаловки заинтересованы получить сертификат кошерности, значительно расширяющий круг их потенциальных клиентов.В замкнутых общинах, где все знают друг друга, наличие сертификата не имеет такого уж принципиального значения. Например, в Меа-Шеарим – одном из самых закрытых иудейских религиозных кварталов в Иерусалиме – есть немало заведений, у которых сроду не было никакого сертификата: соседи их знают десятилетиями и доверяют на сто процентов без всяких бумажек, а посетителям извне вряд ли придет в голову подозревать обитателя ультраортодоксального квартала в некошерности.
Однако в общеизраильских реалиях не всегда можно полагаться на хозяина конкретного заведения. Во-первых, вы не всегда даже знаете, кто хозяин, а во-вторых – даже если он внешне выглядит приличным, откуда вам знать, что у него есть достаточные знания в сфере кашрута и, главное, желание соблюдать его правила. Поэтому полагаются на сертификат, а по сути – на машгиахов, инспекторов, проверяющих соблюдение этих правил.
Исстари в Израиле есть два вида таких инспекторов. Одни действуют от имени раввинов городов, которые, в свою очередь, являются частью Главного раввината Израиля. Другие – от тех или иных независимых – частных или общественных – структур, таких как различные бейт-дины, автономные религиозные суды, которые, по замыслу, должны предъявлять более высокие требования и обеспечивать более тщательный контроль, пусть и над меньшим числом заведений, чем Главный раввинат.При этом по закону титул «кошерно» на вывеску заведения мог повесить только тот владелец, который получил его в официальном Главном раввинате или в его представительстве в одном из городов. То же относилось и к производителям продуктов питания. Но на практике за этим никто не следил. Тем более что некоторые рестораны и производители продуктов владели сразу несколькими сертификатами кошерности – и от Главного раввината, и от бейт-динов. Желание хозяев заручиться поддержкой сразу нескольких структур, навесить на вход целую галерею сертификатов и тем самым расширить рынок сбыта – понятно, но это неизбежно связано с немалыми затратами, так как заведение должно оплачивать сертификацию и возникающие вместе с ней расходы. Всё это в конечном счете отражается на ценах и одновременно приводит к финансовому удушению и закрытию маленьких семейных заведений.
Эти и другие трудности в сфере кашрута заставили несколько лет назад группу иерусалимских ресторанов и кафе отказаться от казенного сертификата и создать независимую систему кашрута, которой они дали название «Ашгаха пратит», что само по себе содержит восхитительную игру слов – ведь это выражение можно перевести с иврита и как «частный надзор», и как «Б-жественное Провидение». Не случайно это произошло именно в Иерусалиме – еврейское население города настроено так, что некошерные заведения постепенно тихо загибаются из-за недостатка посетителей.Во главе «Ашгаха пратит» стоит ортодоксальный раввин Аарон Лейбович из района Нахлаот в Иерусалиме. Концепция проекта основана, в первую очередь, на убежденности в том, что соблюдение законов кошерной пищи важно для всех участников рынка – и для предпринимателей, и для клиентов, и для инспекторов кашрута. Убежденность эта должна порождать отношение доверия. Ведь ясно же: если кто-то поставит себе задачу во чтобы то ни стало обмануть клиента и подсунуть ему свинину вместо кошерного куска мяса, он это сделает, какой бы суровый контроль над ним ни был установлен.
Принципы работы «Ашгаха пратит» включают в себя обучение хозяев и работников кухни правилам кашрута, физическое участие инспекторов в работе на кухне, и самое главное – условие, что кухня и склад продуктов должны быть открыты и доступны для осмотра не только инспекторам, но рядовым клиентам.
Понятное дело, что Главному раввинату эта затея категорически не понравилась. Одно дело – мириться с наличием бейт-динов, за которыми стоят мощные религиозные общины, а иногда и даже целые течения внутри иудаизма, другое дело – новая, неизвестно откуда взявшаяся общественная инициатива… И на рестораны, находящиеся под сертификацией «Ашгаха пратит», веером посыпались штрафы за «ложные» вывески о кошерности. И в то время как даже юридический советник правительства встал на защиту общественного проекта, Верховный суд своим решением постановил, что лишь Главный раввинат уполномочен определять, что кошерно, а что нет.Понятно, что деньги и политика играют не последнюю роль в этой грустной истории. Но одновременно она порождает и фундаментальный религиозный вопрос: кто в нашей еврейской религии несет ответственность за то, что кошерно, а что – нет? У нас нет папы и епископов, нет Вселенских и Поместных соборов, нет аятолл и халифов. В конечном счете, каждый из нас, каждый еврей – старый или молодой, женщина или мужчина, образованный или не очень – сам принимает решения и сам несет за них ответственность. Перед Б-гом и перед своей совестью.
Тот же раввин Аарон Лейбович недавно опубликовал пронзительную статью, в которой рассматривает вопрос, нужен ли нам вообще раввин в наш XXI век? И если да – то зачем. Лейбович констатирует, что практически вся религиозная литература с ее сотнями тысяч томов доступна каждому в интернете. А если ты не нашел там, чего искал – ответ можно получить в ходе обсуждения в интернет-форуме. Разве и сам Талмуд не есть собрание споров мудрецов? Причем в интернет-форумах значение имеет не титул или громкое имя, а умение привести аргументы и внятно их изложить. И ведь все больше религиозных евреев так и поступает – вместо того чтобы бежать со своей кастрюлей к раввину, как в старые времена.
Лейбович считает, если раввины будут продолжать навязывать людям ответы, которых у них не просили, вместо того чтобы помочь человеку вести свой личный диалог с Торой и Вс-вышним – раввины окажутся просто никому не нужны. И значительно быстрей, чем им это кажется. И если евреи объединяются, чтобы своими силами обеспечить себе и другим кошерную еду, а раввины встают у них на пути, то они тем самым только приближают свой крах.
|
22 июня |
Сегодня 22 июня. Четыре часа утра. Правда, 2016 года.
Помню, когда-то давно, Горбачев еще был «рядовым» секретарем цэка, но парад похорон уже начался, был я в командировке в городе значительно западнее Москвы. В Смоленской области.
Как-то проснулся я утром. Вернее нет, еще не проснулся. Знаете, есть такой момент, когда вроде бы уже и не спишь, но все-таки еще не проснулся. Этакий промежуток, зазор, «между явью и сном».
И помнилось мне, что нынче 22 июня 41-го года. И я знаю, что вот сейчас, вот-вот, начнется война. Я даже видел, как она начнется. Мне кажется, что я тогда думал о том, как и кого предупредить.
Но потом я действительно проснулся, и видение исчезло. Есть такой штамп: «Он лежал, как оглушенный». Так вот, тогда я именно так и лежал. Потом пришел в себя, попробовал вернуть эти ощущения, но ничего, конечно, не получилось.
Девятое мая и двадцать второе июня. Можно как угодно относится к этим датам. Нет, не правильно. Можно как угодно относиться к тому, во что превратили эти даты, но для меня это время памяти.
Я уже писал как-то, что, по крайней мере, раз в год, в этот период, я ищу следы деды Суни в официальных источниках. Если так можно выразиться. Нынче мне повезло. На сайте Обобщённого банка данных «Мемориал» . я нашел вот такой документ из Центрального архива Министерства обороны России..
Правда, потом, когда я стал делиться этой находкой, выяснилось, что ни я один занимался подобными поисками. Но это уже другая история.
Если проследить путь части, в которой служил дедушка, и посмотреть на «дату убытия», то видно, что в это время часть воевала под Ленинградом. А у нас в семье бытовало мнение, что дедушка погиб где-то в Белоруссии. Именно там, как я понимаю, дедушка Миша, брат дедушки Суни, и искал его могилу. И, естественно, не нашел.
|