Евреи Центральной и Восточной Европы и их потомки зовутся ашкеназами от старого названия Германии на иврите – Ашкеназ, так как предки большинства из них жили некогда в Германии.- (Р.Сэмюелс. По тропам еврейской истории. 1993 г.). Это, так сказать, сегодняшнее официальное еврейское определение. Но тому есть и богатая предыстория. Вот что можно прочесть в Торе о загадочной стране Ашкеназ и ее народе:Вот родословие сыновей Ноаха – Шема, Хама и Йефета: у них родились дети после Потопа (среди них сын Йефета - Гомер). Сыны Гомера: Ашкеназ, и Рифат, и Тогарма. «Несогласная» с Торой христианская Библия говорит почти то же самое:Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети (включая сына Иафета, известного нам Гомера). Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма.Стало быть, Ашкеназ, или Аскеназ, правнук Ноя через его сына Иафета (Йефета), от которого произошли вообще все библейские яфетические (европейские) народы, и через его внука Гомера. Ашкеназ, по библейской традиции, получил для себя и своих потомков земли для расселения где-то на Севере. Где находились эти земли? Общепризнано мнение, что это были земли Европы. Российская «Библейская энциклопедия» от 1891 года сообщает мнение христианских ученых на этот счет: Аскеназ – внук Иафета и, вероятно, родоначальник народов аскеназских… Некоторые новейшие писатели полагают, что этот народ дал свое имя Скандии, или Скандинавии. Скандинавия, древний остров Скандза, легендарная прародина германских племен, до сих пор является хранителем древнегерманских традиций, мифологии, культуры всех германских народов. Происхождение топонима «Скандинавия» неизвестно. Основная часть слова, как полагают христианские богословы, имеет в своей основе библейское имя Аскеназ.Таким образом, мифическая страна Аскеназ (Ашкеназ) являлась областью расселения древних германских племен, включая и пределы нынешней Германии. А с ними и живших в их среде древних и средневековых евреев. Потому и назывались они – ашкенази.
Первым о Германии и германцах поведал древнееврейский историк Иосиф Флавий. В книге «Иудейская война» (конец I века н.э.) он упоминает о восстании германских племен, «неспособных действовать разумно» и потому быстро подавленном римскими легионами. Правда, о евреях в тех местах речь еще не идет. Они появились там чуть позже.Существует достаточное количество фактов, свидетельствующих, что во II веке н.э. северную границу Римской империи охраняли от германских варваров римские солдаты еврейского происхождения.
Действительно, еврейские солдаты и офицеры в римской армии были не редкость. Известен даже еврейский фельдмаршал – Тиберий Александр, племянник известного философа Филона Александрийского. Еврейские солдаты и офицеры, отслужив определенный срок, могли селиться на новых римских землях, включая и земли будущей Германии. Кроме того, есть сведения, что тысячи пленных евреев, после подавления Иудейского восстания, были высланы в отдаленные районы страны на «вечное поселение», в изгнание, в ссылку в глухую провинцию, – как раз на территорию будущей Германии:К началу новой эры в мире имелось предположительно восемь миллионов евреев: около двух миллионов жили в Иудее, по миллиону в Вавилонии, Египте, Сирии и Малой Азии. Значительные еврейские сообщества образовались еще до иудейских восстаний в средней и южной Италии и в европейских гарнизонных городах, таких как Кордуба (Кордова), Массилия (Марсель), Лондиниум (Лондон), Аугуста Треверорум (Трир), или Колония Агриппина (Кёльн)…В период между обеими иудейскими войнами (66-70 годов и 132-135 годов) на будущей немецкой земле уже должны были находиться евреи. Первая община была документально упомянута около 321 года. (П.Ортаг. Еврейская культура и история. Потсдам, 1995).
Немецкий город Вормс(Vorms) на Рейне во всем мире известен как место действия средневековой легенды о Нибелунгах. Здесь же, всего в нескольких сотнях метров от знаменитого Вормсского собора, у входа в который поссорились Брунхильда и Кримхильда, находится еще один уникальный памятник мирового значения - старейшее из дошедших до наших дней еврейских кладбищ Европы-Heiliger Sand. Его история насчитывает почти 1000 лет. Самые старые надгробия этого кладбища датированы 1058-1059 и 1076 годами. По всей видимости, заложили его одновременно с первой синагогой, возведенной в еврейском квартале Вормса в 1034 году. В 1911 году в городе было открыто новое еврейское кладбище, на старом же некоторое время еще продолжали хоронить, но редко и только на уже существовавших семейных участках, вплоть до начала 1930-х годов. Здесь можно увидеть надгробия разных эпох, начиная с вертикально стоящих плит романского периода, каких на немецких христианских кладбищах уже не найти (до наших дней дошли лишь те, которые были, например, перенесены в церкви). Многие из надгробий находятся сегодня в хорошем состоянии - благодаря мерам, которые, осознавая уникальность этого места, начали предпринимать еще в середине XIX века. На средневековых надгробиях надписи делались на иврите, а в более новой части кладбища с захоронениями XIX-начала XX веков встречаются плиты с эпитафиями на двух языках:иврите и немецком, некоторые - только на немецком. Сами памятники становятся по форме больше похожими на те, которые в то время устанавливались на христианских кладбищах.
Его уникальность заключается не только в его возрасте и сохранности сотен древнейших надгробий с эпитафиями, представляющими огромный интерес для ученых. Наряду с рейнскими соседями - Шпайером и Майнцем, Вормс на протяжении столетий был одним из важнейших центров еврейской жизни и считается колыбелью ашкеназов - германоязычных европейских евреев. На древнем кладбище Вормса похоронены многие особо почитаемые раввины, талмудисты, мученики за веру. Поклониться их могилам сюда приезжают со всего мира. По данным городских властей, число посетителей этого кладбища, а также Еврейского музея и других мест, связанных с историей вормсской общины, составляет около 85 тысяч человек в год. Самая известная могила находится около входа на кладбище. Здесь покоится прах раввина Меира бен Баруха из Ротенбурга - выдающегося ученого-талмудиста, родившегося в 1215 году в Вормсе и скончавшегося в 1293 году в эльзасском заточении. Уже много столетий она является местом паломничества евреев, по традиции оставляющих камни и записки с просьбами и желаниями на его надгробии.

Так могила Меира бен Баруха выглядит сейчас. Около него покоится франкфуртский торговец Александр бен Соломон Вимпфен, пожертвовавший на выкуп его тела почти все свое крупное состояние и выразивший единственное желание - быть похороненным рядом. Меира бен Баруха заключили в тюрьму по приказу германского короля Рудольфа I - родоначальника династии Габсбургов…
Раби Меир бар Барух (Маарам из Ротенбурга; ок. 4975-5053/ок. 1215-1293/ гг.) – духовный лидер евреев Германии, выдающийся законоучитель и автор Тосафот.Родился в г. Вормсе. Его отец, р. Барух, был авторитетным законоучителем и главой еврейской общины Вормса – в дальнейшем, вынося свои законодательные решения, Маарам с уважением ссылался на мнения отца.Изучал Тору у р. Ицхака из Вены, автора законодательного сборника Ор заруа. Учился также во Франции у авторов Тосафот, и, в первую очередь, у главы парижской ешивы, выдающегося законоучителя р. Йехиэля бар Йосефа.В 5001 /1241/ году он стал свидетелей публичного сожжения свитков Талмуда и других священных книг на одной из парижских площадей. Пораженный увиденным, Маарам написал знаменитую элегию Шаали серуфа ваэш (Спроси, спаленная в огне…) – эта скорбная элегия включена в сборник кинот (плачей), произносимых в день Девятого ава.Возвратившись в Германию, Маарам стал раввином общины г. Майнца, а затем Нюрнберга. В 5041 /1281/ году, после смерти отца, Маарам сменил его во главе общины Вормса. Здесь ближайшим учеником Маарама стал р. Ашер бар Йехиэль (Рош) – в будущем великий законоучитель и один из духовных лидеров всех евреев диаспоры.Вскоре Маарам переселился на север страны и, обосновавшись в небольшом городке Ротенбурге об дер Таубер, открыл там ешиву, ставшую центром притяжения для знатоков Торы со всех концов Германии. Наряду с Рошем, ближайшими учениками Маарама стали р. Мордехай бар Гилель, р. Меир Акоэн (Агаот майманиот), а также р. Хаим-Элиэзер, сын наставника Маарама – автора книги Ор заруа.В этот период Маарам становится общепризнанным главой поколения. Раввины из многих общин диаспоры обращаются к нему со сложными алахическими вопросами – им написано более тысячи респонсов (тшувот), адресаты которых находились, помимо Германии, также во Франции, Испании, Италии и Австрии.
Германский император Рудольф Габсбург, взошедший на престол в 5033 /1273/ году, бесчисленными поборами спровоцировал массовое бегство евреев из страны – многие беглецы направлялись на Святую Землю, где один из наставников Маарама, р. Йехиэль из Парижа создал крепкую общину и большую ешиву в г. Акко.Не желая терять надежный источник наживы, германский император запретил евреям покидать границы своей державы. В 5046 /1286/ году он потребовал от Маарама, главы евреев Германии, предоставить новый непосильный налог: выкуп за то, что евреи не служат в армии императора. Маарам обратился к ряду общин, но их кассы были уже пусты. Время, предоставленное императором, истекало, – и тогда Маарам принял решение, тайно покинув Германию, отправиться в Акко. По отдельности, разными путями Маарам и члены его семьи добрались до Италии. Но там, в Ломбардии, Маарам был опознан одним из выкрестов и в четвертый день месяца тамуз арестован, а затем возвращен германским властям.По приказу императора Маарама заключили в крепость Энзисхайм, расположенную в провинции Эльзас, и потребовали за него выкуп в миллион марок. Ближайший ученик Маарама, Рош, взялся собрать требуемую баснословную сумму – однако пленник запретил себя выкупать, чтобы не поощрять власти к дальнейшему захвату еврейских мудрецов с целью легкой наживы – согласно талмудическому принципу: «Не дают за пленного выкуп, превышающий реальную стоимость» (Праким бетолдот Исраэль).
Здесь стоит уйти немного в сторону.Когда готовилась сделка по капралу Шалиту, премьер-министр Биньямин Нетаниягу неоднократно ссылался на Тору. Сначала на Письменную, упомянув заповедь "выкупа пленных" ("пидьйон швуим"), а затем и на Устную (Талмуд) : "Спасающий одного человека спасает целый мир".В последние годы (когда речь шла о "делах" Полларда, Теннебаума, Шалита и в других подобных случаях) заповедь выкупа пленных (а точнее, выкупа евреев-невольников), цитировалась очень часто самыми разными авторами (в основном, нерелигиозными), причем, как правило, в... обрезанном виде, то есть вне контекста первоисточника. Между тем, требование "выкупа невольников" опирается на заповедь Вс-вышнего: "Ибо Мне они рабы (евреи), так как Я вывел их из страны Египетской: и не будут они продаваемы в рабство" . И изложена она следующим образом: "Если пришелец или поселенец достигнет у тебя достатка, а брат твой (еврей) обеднеет пред ним и продастся пришельцу… После того, как продался он, пусть свершится выкуп его: один из братьев должен выкупить его". Разумеется, в реальной жизни, особенно после уничтожения иудейско-израильской государственности, нашим предкам все чаще приходилось сталкиваться с проблемой выкупа невольников в "расширенном толковании". А конкретнее, речь шла о сделках с врагами народа Израиля, захватывавших евреев в плен в ходе военных действий или (в галуте и в Стране Израиля после ее полного завоевания иноземными оккупантами), намеренно лишавших наших соплеменников свободы с целью получения выкупа.
Вполне естественно, что этот вопрос обсуждался мудрецами Талмуда, которые записывали Устную Тору в тяжелейший для нашего народа период – после уничтожения Второго Храма и разгрома восстания Бар-Кохбы. С одной стороны, Вавилонский Талмуд называет выкуп пленных "мицва раба"--"великой заповедью" (трактат "Бава батра"). В то же время в трактате "Гиттин" говорится: "Не платят за невольников больше их стоимости (на рынке рабов) – и это делается ради исправления мира ("тикун олам")".РАМБАМ в своем главном труде "Мишнэ Тора" (гл.8, пар.10) писал : "Тот, кто может освободить пленного и не делает этого, нарушает запреты Торы: "Не ожесточай сердца своего и не сжимай руки твоей перед братом твоим", "Не стой на крови брата твоего" и "Люби ближнего твоего, как самого себя" … И выкупающий невольника как будто спасает того, кого ведут на казнь, и нет другой заповеди, подобной этой". Но уже в 12 параграфе этой же главы Моше Бен-Маймон воспроизводит мнение мудрецов Талмуда из трактата "Гиттин" с очень важным дополнением: "Не дают за пленных больший выкуп, чем они того стоят, ради исправления мира - чтобы враги не воровали евреев с целью шантажа и получения выкупа".
Именно этим принципом руководствовался один их духовных лидеров евреев средневековой Европы – рав Меир Бен-Барух из Ротенбурга (МАГАРАМ). Среди религиозных лидеров Государства Израиль убежденным противником "обменных сделок" (типа "шалитовской") был Шломо Горен (1917 – 1994) - главный ашкеназийский раввин Израиля (1973-1983), занимавший с 1948 по 1968 года должность главного раввина ЦАХАЛа.Обосновывая свою позицию, раввин Горен говорил о том, что освобождение большого количества террористов с целью спасения нескольких пленных солдат ставит под угрозу жизнь и здоровье тысяч других военнослужащих ЦАХАЛа, а также мирных граждан Израиля. Еврейский закон--Галаха, как напоминал раввин Горен, не обязывает нас спасать жизнь одного еврея, подвергая опасности жизни других.
Наиболее явно и открыто свою поддержку "обменной сделке" выражал раввин Овадия Йосеф. При всем уважении к его мнению, следует отметить, что политизированность рава Овадии и связанная с этим гибкость в применении тех или иных галахических положений к реальной ситуации хорошо известна. В начале 1990-х годов рав Овадия дал указание депутатам от партии ШАС поддержать "процесс Осло", ссылаясь на то, что "принцип сохранения человеческих жизней ("пикуах нефеш") важнее территорий". Но когда в 2000 году бывший премьер-министр Эхуд Барак готов был подписать с Ясиром Арафатом договор Кэмп-Дэвид-2, предусматривавший раздел Иерусалима, тот же рав Овадия изменил свое мнение.Духовный лидер партии сефардских религиозных евреев заявил тогда, что отказ от "обширных участков святой земли Израиля" как раз подвергает опасности жизни граждан Израиля. Возможно, это было сказано потому, что, в случае подписания "окончательного мирного договора" с главарем ООП, новая граница проходила бы всего в нескольких сотнях метров от дома Овадии Йосефа. А несколько религиозных (как и нерелигиозных, но весьма престижных) кварталов Иерусалима стали бы пограничной полосой…
Впрочем, проблема намного серьезней.Однако вопрос о том, освобождать или не освобождать в обмен на Гилада Шалита целые батальоны "террористов с кровью на руках" (да еще с какой кровью!), мог и вовсе не стоять на повестке дня. Для этого необходимо, чтобы юридические инстанции Государства Израиль уважали хотя бы один основополагающий закон Письменной Торы, однозначность которого не подвергает сомнению ни один религиозный еврей: "Человек, свершивший убийство преднамеренно, должен быть казнен". Более того, Тора не только требует буквально понимать принцип "Душа за душу", но и предостерегает тех, кто захочет придать этому закону "расширенное толкование". Одна из 613 заповедей Торы гласит: "Не берите выкупа за душу убийцы, которому надлежит умереть, он должен быть предан смерти".
И здесь самое время вернуться к цитате из Талмуда, которую приводил Биньямин Нетаниягу. Полностью она звучит так: "Затем и создан был Адам единственным: губящий одну душу считается как бы погубившим целый мир, а сберегший одну душу считается как бы сберегшим целый мир ("Мишна" трактат "Санхедрин" 4: 5). Сколько еврейских и нееврейских душ уже погублено в результате "обменной сделки", трудно даже представить, но ничего другого ожидать не следует. Большая кровь была и после "сделок Джебриля, и после "сделки Тенненбаума", и после всех остальных. Значит, для тех, кто навязывает народу Израиля этот выбор, чья-то кровь краснее, а чьи-то жизни дороже других. Но это уже политика…
Семь последних лет жизни Маарам провел в заточении. Здесь он продолжил работу над комментариями к Талмуду: им были созданы хидушим (аналитические заметки) и Тосафот (дополнительные комментарии) к восемнадцати трактатам, однако до нас дошли только комментарии к трактату Йома – в классических изданиях Талмуда они печатаются рядом с основным текстом.В самые последние годы условия содержания были несколько смягчены. Все еще не теряя надежды на выкуп и стремясь поэтому продлить жизнь пленника, власти разрешили одному из учеников Маарама, р. Шимшону бар Цадоку, находиться вместе с ним в камере и ухаживать за семидесятипятилетним наставником.Маарам умер в замке Энзисхайм, в четырнадцатый день месяца ияр 5053 /1293/ года.В течение четырнадцати лет власти отказывались выдать евреям его тело для погребения, требуя и за это колоссальный выкуп. И лишь в 5067 /1307/ году коммерсант р. Александр-Зискинд Вимпефен, вложив все свое состояние, выкупил останки – в 6 день месяца адар 5067 /1307/ года они были с почестями преданы земле в Вормсе, родном городе Маарама, на его семейном участке кладбища.
Эпитафии представляют огромную ценность для историков, ведь Вормс был одним из узловых пунктов, в котором переплетались судьбы многих известных еврейских семей Европы. Несколько лет назад кладбище и надгробия отсканировали, создав точную трехмерную модель. Новая техника также позволяет распознать на камне письмена и символы, давно стершиеся и почти не видимые. По поводу происхождения названия этого кладбища - "Heiliger Sand" ("Святой песок") существует несколько гипотез. Согласно наиболее распространенной, богатые вормсские евреи когда-то покрыли всю его территорию слоем песка, привезенного из Иерусалима. Другие источники указывают на традицию бросать песок из Святой земли в могилы раввинов. В этой связи нужно сказать об одном интересном факте... Это еврейское кладбище было заложено около городской стены, возведенной вокруг Вормса, на месте песчаного карьера, которым пользовались во время ее строительства.

Сейчас Вормс - небольшой городок, но в Средние века он играл важную роль в Священной Римской империи, часто являлся местом проведения рейхстагов и xофтагов. Здесь располагалась зимняя резиденция Карла Великого. По одной из гипотез, не подтвержденных, правда, свидетельствами и археологическими находками, первые евреи могли прийти в эти земли по Рейну еще с древними римлянами. Две тысячи лет назад на территории нынешнего Вормса находился римский военный лагерь. Первое же письменное упоминание евреев из Вормса датировано 960 годом: сообщение о том, что их ожидали на ярмарке в Кельне. Вормсское епископство относится к старейшим в Германии. Оно возникло не позже VII века. Строительство первой синагоги по времени совпадает с возведением здесь романского собора. Не исключено, что их строили одни и те же мастера. Епископы призвали евреев селиться в Вормсе, чтобы использовать их торговые связи, наделив определенными привилегиями. Позже эту общину назовут "Малым Иерусалимом".Особенность вормсской еврейской общины состоит в том, что ее история до прихода к власти национал-социалистов, несмотря на погромы и гонения, надолго никогда не прерывалась (за исключением нескольких очень коротких периодов). Кладбище, на котором до наших дней дошло около 2500 надгробий, сильным разрушениям не подвергалось, хотя отдельные памятники все же исчезали - на соседних стройках. Часть пропавших когда-то надгробий была найдена позже в средневековом туннеле, прорытом под кладбищем от городской стены в качестве секретного подземного хода на случай осады. Ими был выстлан пол. Еврейская община, после обнаружения оскверненных надгробий, выразила свой протест по поводу этого вопиющего нарушения покоя усопших, а плиты затем вмонтировали в ограду кладбища. Надписи на плитах из туннеля и тех надгробиях, которые за много столетий оказались покрытыми землей, сохранились лучше. Они не подвергались воздействию дождя, ветра и зноя, не зарастали мхом. В XIX веке многие старые надгробия, ушедшие под землю, подняли, очистили и установили вновь. В это же время один из членов еврейской общины был избран бургомистром Вормса. Вопрос о том, почему это кладбище не тронули во времена "третьего рейха", до сих пор остается без ответа. Существуют лишь догадки, ничем не подтвержденные. По одной из версий, главари местных национал-социалистов планировали уничтожить кладбище, но получили из Берлина указание ничего не предпринимать до особого распоряжения, которое так и не поступило. Синагога была разрушена в ноябре 1938 года. Не исключено, что это древнее кладбище хотел использовать в каких-то своих оккультистских целях Генрих Гиммлер, но эта гипотеза также ничем не подтверждена. Вормс как один из важнейших с исторической точки зрения городов Священной Римской империи явно играл какую-то роль в планах Гиммлера. Кладбище пострадало лишь от нескольких авиабомб, предназначавшихся для соседней ветки железной дороги.
После войны более чем на десять лет кладбище стало своего рода белым пятном для жителей города: за его ограду немцы не заглядывали, словно стыдясь перед давно умершими евреями за преступления Шоа. Оно зарастало. Разрушенную синагогу начали восстанавливать в 1958 году. В это же время добровольцы, по призыву евангелической церкви, приступили к расчистке дорожек на кладбище... Сейчас в Германии готовят заявку на внесение памятников Шпайера, Вормса и Майнца, связанных с историей рейнских евреев, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Процесс - долгий, но в 2014 году они уже были включены в предварительный список кандидатов земли Рейнланд-Пфальц, заняв в нем пятое место. Рассмотрение заявки состоится не раньше 2021 года.