Белый лебедь Льва Иванова и черный лебедь Адониса Фониадакиса в новом спектакле Израильского балета. |
В июне 2016 Израильский балет представляет новый спектакль по мотивам «Лебединого озера» - две контрастные стороны знаменитого балета, последнюю свою премьеру нынешнего сезона. Пожалуй, это одна из самых необычных из поставленных в Израиле работ этого балетного года – постановка, в которой заняты 30 танцовщиков труппы.
Труппа Израильского балета решила завершить сезон необычным «Лебединым озером»: с одной стороны это - авангардный спектакль в постановке экстравагантного Андониса Фониадакиса, предлагающего «свободный» современный вариант этого произведения в жанре между нео-классикой и модерном, с другой - супер-классический балет в хореографии Льва Иванова, которую точно переносит на сцену со-руководитель труппы Израильского балета Нина Гершман. Сочетание выверенной, размеренной классики и безумного темпа Фониадакиса (подсчитать количество движений в секунду можно только при замедленной прокрутке видео) обещает нечто еще невиданное и еще не слышанное, в то время как за чистой и всегда прекрасной музыкой Чайковского в первой части нового спектакля (причем это будет второй акт классического балета), во второй части «Белого лебедя» последует музыка Чайковского в аранжировке Жюльена Таррида, не пожалевшего электронных битов. Первое представление «Белого лебедя» в необычной трактовке и своеобразной интерпретации пройдет в конце мая в Ришон ле-Ционе в рамках фестиваля «Авив». Торжественная премьера – в начале июня (5 и 6 июня) в Тель-Авивском Центре сценических искусств в «Бейт ха-Опера».
Андонис Фониадакис представляет современный танец, позволяя себе разъять на части классические балетные движения и классическую музыку, но в темпераментном и идеально отточенном танце, где он выстраивает свою новую хореографию на основе старой сказки. Балеты Фониадакиса - минималистичны и всегда сочетают классическую технику танца с современными и авангардными тенденциями хореографии. В них много убыстренного темпа, динамики, ритма. Много балетной дерзости и новейших хореографических приемов. Как одно (Чайковский-Иванов-Петипа) сочетается с другим (Фониадакис-Чайковский-Таррида)? Сочетается благодаря упомянутому в обеих частях уравнения имени Чайковского, великая музыка которого примеряет последователей всех балетных стилей.
Хореограф, танцор, режиссер Андонис Фониадакис родился в Греции. С сентября 2016 года он возглавит Греческий Национальный балет. Фониадакис - весьма известный европейский хореограф, ниспровергатель прежних канонов. Он занимался классическим балетом и различными техниками современного танца, а также изучал импровизационный танец, вокал, актерское мастерство и боевые искусства (кэндо). Он родился на Крите, начал учиться балету в Афинах, затем, в начале 1990-х в течение двух лет совершенствовал свое профессиональное образование в Школе Рудра в Лозанне (1990-1992) благодаря полученной им престижной стипендии Марии Каллас. Позже в течение двух лет танцевал в труппе Мориса Бежара, где исполнял основные танцевальные партии, после чего перешел в Лионскую оперу. Поставив хореографию нескольких постановок «на заказ», в 2003-м году Фониадакис создал в Лионе собственную труппу под названием Apotosoma.
Андонис Фониадакис танцевал также в Cedar Lake Contemporary Ballet, в труппе Марты Грэхем, в балетных труппах Люцерна и Женевы, Сан-Паулу и Вашингтона и в десятках других. Он сотрудничал с известнейшими хореографами - Уильямом Форсайтом, Иржи Киллианом, Охадом Нагариным, Начо Дуато, Терро Саариненом, Матсом Эком, Биллом Ти Джонсоном, Сабуро Тешигауара и другими. И сейчас его имя по праву продолжает этот ряд, а сам Фониадакис продолжает активно участвовать в различных танцевальных проектах по всему миру, один из которых – новый «Белый лебедь» в Израиле.
В 2012 году Фониадакис был удостоен приза Danza Award в Италии как «лучший хореограф 2012 года» за балет Les Noces – «Свадебка» на музыку Стравинского. В Израиле, в том же 2012 году, Фониадакис представлял в Иерусалиме на Фестивале Израиля балет «Glory» на музыку Генделя. Сценография того спектакля базировалась на игре света и теней, белого и черного, на игре контрастов - так что в своем «Лебедином озере» Фониадакис развивает найденную им линию противостояния противоположностей, буквально накручивая ее на сумасшедший темп. И еще Фониадакис разработал свою собственную технику танца – иначе как достичь такого сумасшедшего темпа?– и преподает эту технику по всему миру. Тем, кто хочет понять, как достигается такой темп в движении танца, для начала рекомендуем посмотреть новый спектакль Израильского балета «Белый лебедь».
Со-руководителем Израильского балета является Нина Гершман – прима этой труппы на протяжении многих лет и прекрасный бескомпромиссный педагог, заведующая учебной частью школы при Израильском балете, воспитывающая новых учеников, многие из которых уже участвуют в спектаклях Израильского балета. В 2008 году Нина Гершман была приглашена среди 20 лучших танцовщиков мира в Торонто для участия в вечере «Гала 21 века». В планах Израильского балета – открытие профессиональной школы высокого уровня для всех возрастов. Именно она - воспитанница русской школы классического танца – переносит на тель-авивскую сцену хореографию Льва Иванова.
«Лебединое озеро» - балет, который наиболее часто ставится во всём мире, остается при этом сложным философским произведением, полным символов. Это балет о человеческой сущности, о неутолимой жажде с первого шага жизни хотеть все знать, постичь, обладать. 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера балета Петра Чайковского «Лебединое озеро». Как ни кощунственно это звучит сегодня, но премьера единственной прижизненной постановки балета на музыку Чайковского успеха не имела. В 1877 году, когда состоялась премьера «Лебединого озера» на московской сцене, хореографа, который бы понял музыку Чайковского и поднялся до уровня его мышления, не оказалось. Тогда балетмейстер Большого театра Юлиус Рейзингер добросовестно пытался своими сценическими решениями проиллюстрировать литературный сценарий, написанный драматургом В. Бегичевым и танцовщиком В. Гельцером. Тогда специалисты причиной провала назвали слабую хореографию. Второе рождение «Лебединого озера» состоялось уже после кончины композитора: на вечере его памяти петербургский хореограф Лев Иванов показал второй «лебединый» акт в своей постановке. Ценность гениального решения Иванова сразу понял Мариус Петипа и предложил ему совместно поставить балет полностью. По его указанию, дирижер Ричард Дриго подготовил новую музыкальную редакцию, а брат композитора Модест Ильич Чайковский переработал либретто. Так родилась знаменитая редакция М. Петипа и Л. Иванова, которая живёт на сцене до сих пор. В 1893 году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге было принято решение о возрождении «Лебединого озера» в хореографии Петипа и Иванова. И то «Лебединое озеро» буквально потрясло и зрителей, и критиков.
С 1893 года «Лебединое озеро» в версии Петипа-Иванова стало классикой мировой хореографии и главным спектаклем лучших балетных сцен мира. И музыка, и хореография этого балета уже на протяжении почти что 140 лет считаются общепризнанным шедевром, одним из ярчайших достижений русской культуры. Но сейчас из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые сценические партитуры. Поэтому «Лебединое озеро» – это всегда новый и всегда иной балет.
Этот балет абсолютно универсален. Он понятен всем поколениям – и младшим и старшим, в нем абсолютно гениальная музыка и интересный драматический сюжет. Для исполнителей «Лебединое озеро» - это очень сложный спектакль – и технически, и драматически, и эмоционально. Столь разные образы, контрасты, множество чувств….
«Лебединое озеро» - один из самых известных классических балетов с завораживающей музыкой Чайковского, - говорит Адонис Фониадакис. В привычном варианте – это два «белых» действия, когда балерины в воздушных пачках создают на сцене волшебное захватывающее действие. Но в самом либретто, помимо волшебства, заложены идеи естественного и сверхъестественного света и тьмы, душераздирающей глубокой истории, затрагивающей сердца зрителей. Создавая хореографию для нового спектакля Израильского балета, я черпал вдохновение в контрасте светлого и темного, «белой» и «черной» тем. Я исследую «темную» сторону этой сказки и «высвечиваю» ее красоту и энергию, дополняющую противоположную сторону. Ведь именно эти противоположности идеально подходят для создания увлекательного романтического балета. Принц мечется между белым и черным лебедем. Белый - это женщина, о которой он мечтает, но которая так и остается недосягаемой. А черный лебедь — женщина, без которой он не может жить. Для меня искусство танца эфемерно, в нем нет постоянства, – продолжает Фониадакис, – ведь балет - Балет (от итал. baletto, уменьшительное от ballo – танцую) – это искусство тонких, изящных, производных от внутренних, движений. В моей хореографии много сконцентрированной энергии, она перетекает из одной формы в другую. Я не борюсь с физическими преломлениями, но пытаюсь их принять и оформить, стараясь перевести на язык, понятный не только самим танцорам, но и публике, которая находится в зале».
«Белый лебедь». Израильский балет. 5 и 6 июня. Тель-Авивский Центр Сценических искусств – «Бейт ха-Опера».
В главных партиях: Томоко Такахаши и Людвиг Испириян.
Первое отделение
Второй акт «Лебединого озера» в оригинальной редакции.
Хореография: Лев Иванов
Музыка: Петр Чайковский
Второе отделение
Версия Израильского балета, свободная современная трактовка
Хореография: Андонис Фониадакис
Музыка: Петр Чайковский в современной аранжировке Жюльена Таррида
Заказ билетов: http://bravo.israelinfo.co.il/announce/51954
Сайт Израильского балета: http://www.iballet.co.il/
Страница в фэйсбуке: https://www.facebook.com/israelballet/
Страница мероприятия: https://www.facebook.com/events/1013635372023801/
Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=gjMpP6b5j_s#t=56
Сайты Андониса Фониадакиса
https://www.facebook.com/Foniadakis.net/
https://vimeo.com/user14218414
Маша Хинич. Фото: Ирена Ташлицкая – предоставлено пресс-службой Израильского балета
|
Очарование "израильской военщины" |
По наводке newsru.co.il забрела на галерею с фотографиями девушек-солдаток. С удовольствием полюбовалась. Предлагаю и вам это сделать!
|
Какие евреи-такая и страна!-Эмор |
Исход без исхода – это безысходность.Исход не совершают за пeсaхальным столом. Еда мацы – это не исход, так же как вращение трещотки во время чтения свитка Эстер – не расправа над Амалеком, а приготовление латкес в Ханукку–не строительство четвертого Храма.Наши праздники – это обретение сил для того, чтобы сразу же по окончании особoго, выделенного календарем, дня использовать тот потенциал, полученный нами, когда мы ели мацу, читали свиток Эстер, зажигали хануккальные свечи. И, проснувшись на следующее утро, мы должны сделать шаг к окончательному избавлению Израиля от рабства, приблизить день истребления тех, кто изготовляет атомную бомбу, чтобы сбросить ее на Эрец Исраэль, и тех ненавистников, которые хотят разрушить страну террором.И мы должны предпринять конкретные действия для того, чтобы приблизить день возведения Храма на горе Мория, в Йерушалаиме.Рассказ о прошлом, без которого немыслим ни один праздник, должен пробудить в нас мечту о будущем, которая не позволит нам оставаться равнодушными к тому, что происходит с нашим народом, с нашей страной. Сказали мудрецы Талмуда: «Изучение имеет важнейшее значение, потому что оно приводит к действию» (Сифри, 41).То же самое можно сказать и о заповеди. Заповедь – не самоцель, а призыв к действию.
Почему уже после того как мы сказали: «В этом году мы здесь, в будущем году - на земле Израиля!», мы говорим: «В этом году мы рабы, в будущем году - свободные люди!»?Потому что, даже покинув Египет и оказавшись в земле Израиля, в духовном смысле человек все равно может оставаться рабом. У каждого человека есть свой Египет, из которого он должен выйти. Всю жизнь человек пытается преодолеть свои слабости, и иногда ему кажется, что он так и не сможет добиться духовного раскрепощения. Но пусть не опускаются его руки!«Каждый человек в каждом поколении должен ощутить, как будто это он выходит сейчас из Египта», - говорит нам Аггада. Пусть память Исхода и всех достижений прошлого вдохновит нас верой, даст силы преодолеть все препятствия и поможет обрести свободу!
Существует джентльменский набор из самоочевидных объектов, якобы содержащихся в Танахе.«Всем» известно, что Каин убил Xaвеля камнем, что пророка Иону проглотил кит и что яблоко послужило причиной грехопадения первых людей.Яблоко — в этом перечне, пожалуй, главный фантом. А ведь в тексте роковой плод анонимен. В еврейской традиции этот вопрос, разумеется,обсуждается,но,что интересно,яблоко среди возможных соискателей не фигурирует.Вообще непонятно, откуда оно взялось.В Танахе рассказывается, что Адам и Ева сделали себе набедренные повязки из листьев смоковницы. Первые люди едят запретный плод, осознают свою наготу и делают повязки — очевидным образом из листьев того дерева, около которого они в это время находятся и плод которого только что столь неосмотрительно попробовали.В русском языке есть такое клише «фиговый листок».Этот «листок» достаточно велик и оказался поэтому очень кстати.По той же причине на роль Древа познания подходит банан. В средние века его листья называли «евиными».А еще виноград — именно с вина часто начинаются неприятности.С другой стороны, пьяному говорят: выпей еще — и все станет ясно. То есть вино открывает специфическую возможность познания. Среди кандидатов на Древо познания — также этрог. У него есть вмятинки на коже — «евины зубки». И кроме того, пшеница.Первый раз о растениях говорится в самом начале Танахa, в рассказе о творении мира. Растения — из первых, а значит, наиболее важных героев.О хаосе говорится раньше, чем о растениях.Растения возникают раньше животных, ибо растения могут существовать без животных,а животные без растений — нет. Человек как главный эксплуататор появляется последним.В Талмуде говорится, что, если человек будет чваниться своим царственным положением в мире, ему всегда можно сказать: комар — и тот был создан раньше тебя. Парадокс заключается в том, что человек не нуждается в комаре, в то время как комар в человеке весьма нуждается.Растения упоминаются как часть пейзажа и как материал, из которого изготавливаются вещи, необходимые человеку в его повседневной жизни: пища, строительный материал, мебель, парфюмерия, лекарства, красители. Крыша Храма была деревянной, камни в его стенах чередовались с бревнами.Однако отношение к растениям вовсе не носит чисто прагматического характера. Эстетический момент, момент любования не просто присутствует, но занимает в наших книгах исключительно важное место. О красоте деревьев и цветов говорится восторженно — откройте Песнь Песней. И в Танахе, и в Талмуде в полной мере представлена тема, как мы бы сейчас сказали, охраны природы. В Торе, например, содержится категорический запрет рубить при осаде города плодовые деревья и опустошать окрестности.В условиях войны обычно не слишком задумываются, что будет потом, и руководствуются сиюминутными потребностями. Но дело даже не в этом —мотивация принципиально иная. Дерево нельзя рубить вовсе не из прагматических соображений. Запрет исходит из беззащитности дерева, которое, в отличие от человека, не может спрятаться от врага за крепостными стенами. В этом интересном тексте делается попытка понять дерево антропоморфически. Для Танахa вообще характерно описание растений как существ, обладающих… душой, — к растениям не относятся как к вещам. В Талмуде описывается такой обычай: когда дерево не плодоносило, его корни красили красной краской, чтобы прохожие могли о нем помолиться. С талмудических времен в еврейском календаре есть Новый год деревьев. Сначала он представлял собой чисто техническую точку отсчета, связанную, в частности, с приношением плодов в Храм, но постепенно превратился в подлинный праздник. В Израиле Новый год древьев отмечается как общенациональный день охраны природы — по всей стране в этот день сажают деревья.И в Танахе, и в Талмуде говорится о поющих деревьях; их песнь связывается с приходом Мессии.Ну как же, они поют от радости: ведь после прихода Мессии перестанут публиковать массу глупейших книг, и это сохранит жизнь многим деревьям…
«Где ты, Адам?» — это вопрос о положении человека в мире. В той или иной форме каждый человек спрашивает себя (зачастую с тоской, недоумением и бессилием), что он, собственно говоря, здесь, в этом мире, делает.Вопрос Всевышнего — это вопрос, который человек задает самому себе. По существу его можно переформулировать так: «Где я? Откуда я иду? И куда? Зачем я сюда попал? Что я здесь делаю?».Почему вообще возникает эта проблема?Я полагаю, все это происходит потому, что с человеком что-то случилось и он выбит из колеи.Пока он был в райской колее, он понимал, где находится. Теперь он точно знает, что он не там. Но он не понимает, как определить для себя свое новое место в мире.И кстати сказать, не решил эту проблему до сих пор. о чем свидетельствует, и частности, и этот наш разговор.С одной стороны, да. Но, с другой стороны, рай — это не столько место, сколько состояние души. Сам по себе факт, что человек прячется и что возникает такой вопрос, говорит о том, что ситуация кардинально изменилась, что она уже перестала быть райской.Человек попробовал плод познания, и его жизненная ситуация после этого резко осложнилась. Только что мир был ясен, понятен и прозрачен. И вот все стало по-иному.Человек действительно получил знания, которыми прежде не обладал, да только что с того? Что они ему дали? Беспорядочная, все более дифференцирующаяся,становящаяся все более бессистемной и бессвязной информация, отсутствие цельности — все это только отвлечение от истинного знания, помеха ему. Человек приобрел новые знания и — потерял самого себя,человек интуитивно понимал свое место в мире и свое назначение в нем.Он это настолько хорошо знал, что у него не было нужды в формулировках.Но ведь у огромного большинства людей нет нужды не только в формулировках, но и в самом вопросе — живут себе и живут, погруженные в повседневность: семья, работа, развлечения, магазины, зубной врач, погулять с собакой, любовные приключения, где достать денег; одни покупают «мерседесы», другие — овсяные хлопья, но и те и другие как-то не очень озабочены .Хотя в общем-то до поры до времени. Каждый человек спрашивает себя.Когда человек чувствует тщетность своих надежд, когда жизнь теряет смысл, когда умирают близкие или возникают проблемы со здоровьем, то в голову поневоле приходят разные мысли, которые раньше человека не посещали. Впрочем, совершенно необязательно в жизни должен произойти какой-то сбой: иной раз неотвязный вопрос возникает, когда, казалось бы. все хорошо и все в порядке.Человек устыдился и спрятался, и рай оказался для него потерян. Вы сказали, что он спрятался от самого себя, и с определенными оговорками я с вами согласился. Что должен сделать человек? Нечто противоположное тому, что привело его к неразрешимому вопросу о своем пребывании в мире: он должен попытаться вернуться к самому себе и вновь обрести ясность и цельность…
Книга "Ваикра" не носит исторического характера. Ее главная тема - обретение святости через жертвоприношение или очищение от греха, нечистоты, болезни. Другая важная тема - святость поведения человека, этика и мораль. Поэтому в книге "Ваикра" вы почти не встретите сюжетных рассказов. Рассказ о хулителе Б-жьего имени в конце нашего недельного раздела - одно из двух исключений.Вот общая фабула: некто вступает в конфликт, и в пылу спора оскверняет Б-жье имя. За это преступление его держат в заточении, пока Г-сподь не объявляет Свою волю - преступник должен быть побит камнями. Что и происходит.История рассказана в Торе очень бегло: мы не знаем, из-за чего случился конфликт, почему этот человек решился проклясть Б-га публично, и что именно он сказал. Мы также не знаем, почему сыны Израиля сомневались относительно применяемого наказания. Мы даже не знаем, как звали хулителя!
Тем не менее, у нас есть кое-какие сведения, которые на первый взгляд кажутся второстепенными.Нам сообщают, как звали его мать, и из какого колена она происходила. Нам сообщают, что его отец был египтянином. Тора также говорит нам, что все, кто оказались свидетелями Б-гохульства, должны были участвовать в казни. Комментаторы пытались превратить эти разрозненные сведения в связный рассказ. Имя матери - Шломит бат Диври - "приветливая, дочь многословного" - означает излишнюю общительность и легкомыслие. Ее поведение дало повод какому-то египтянину обратить на нее внимание и позже овладеть ею силой. Предполагают, что это был тот самый египтянин, которого Моше убил в молодости. На это указывает слово
|
В жаркий день под крышей. |
Суббота. На улице +35. А в каньоне "Захав" прохладно.
|
Горненская флора и фауна |
Простой постик с цветочками и котиками из Горненского монастыря.
Местный босс. Самое интересное, что когда стала его снимать монашки стали мне кричать "No photo!" Интересно, почему? Я им также ответила на английском, что в принципе, кот не возражает.
И очень много цветов.
И котики еще.
|
Робот - адвокат |
http://futurism.com/artificially-intelligent-lawyer-ross-hired-first-official-law-firm/
|
Япония не в Японии. |
Моя мечта побывать в Японии. Пока что не случилось. Зато я нашла несколько мест, где можно хотя бы немного прикоснуться к этой стране. Первое у нас в Израиле в кибуце Хефциба. Японский сад созданый последователями Макуа .
И второе место японский сад во Вроцлаве. Создан он был 1913 года для всемирной выставки. Но со временем был почти полностью утрачен. И только в конце 20 столетия, в девяностых годах начал восстанавливаться с помощью японских специалистов. Открылся обновленный сад в 1999 году. Мы были там в дождливый день . И я очень этому рада .Он великолепен особенно осенью.
|
Самарийские поселения |
В ту мартовскую поезду по Самарии мы заехали в три поселения. Шавей Шомрон, в котором нас встретил, Гинот-Шомрон, где мы отведали хлеб "Рамбам" из пекарни Сайдельс, и Карней-Шомрон. По сути, Карней Шомрон - смешаное поселение городского типа состоит из трех территориально удаленных друг от друга кварталов - собственно Карней-Шомрон с религиозным населением, Гинот-Шомрон, со смешанным население, но преобладают религиозные семьи и большинство выходцы из англоязычных стран и Неве-Ализа, в котором в основном светское население, репатрианты из СССР.
Синагога в Шавей Шомрон.
А пока народ покупал ледовое вино я прошлась по Карней-Шомрону.
|
Катя Пицык "Город не принимает" |
По призыву Наташи ставлю пост.
К сожалению, книга существует пока только в бумажном варианте (насколько я знаю)...Я купила ее, не раздумывая: автора Катю Пицык я давно читаю в Фейсбуке - ее очерки, заметки всегда прочитываются на одном дыхании, такой затягивающий и свежий у нее язык.
Это книга о 90-х в Питере. О тех годах, которые там прошли уже без меня. Как выживала молодежь, чем дышала...
Сам процесс чтения этой книги доставляет такое острое наслаждение, что вас начнут разрывать на части противоположные желания. Одно - чтобы она никогда не кончалась, эта плотная проза, так густо насыщенная смыслами, так часто вспыхивающая головокружительными метафорами, преподносящая в подарок целые страницы, которые вам захочется перечитать вслух. А другое желание - поскорее прочитать до конца, чтобы узнать, что все-таки станет с героями, которых вы успели полюбить.
Ирина Богушевская
Катя Пицык написала очень свежую и очень точную книгу - про город (у Кати вообще порязительное чувство города), про нас, про грусть, про любовь.
Это настоящая книга (таких очень мало) и про настоящее время - эти вовсе наперечет. Потому что мало кому удается нащупать этот нерв, вот который прямо сейчас, под рукой. Кате Пицык удалось.
Марина Степанова
Ну и несколько слов об авторе:
Катя Пицык родилась в Магадане, в 1990-е годы жила в Санкт-Петербурге, публиковалась в литературных сборниках и журналах с одиннадцати лет. Дебютирует в большой прозе романом о жизни и взрослении в художественной среде Петербурга.
|
Ботинок по следам Интернета |
"Что помешало уничтожению Израиля в 1968 году?
Сорок семь лет назад, в первый день праздника Песах 1968 года, государству Израиль предстояло быть стёртым с лица Земли. Об этом поведал официальный вестник архива Президента Российской Федерации исторический журнал «Родина», 1996, # 7-8. Приведённые в нём свидетельства по своему историческому значению не уступают решениям Ванзейского совещания (январь 1942 г.), на котором было принято решение об уничтожении европейских евреев. Но если Германии в значительной мере удалось реализовать свои чудовищные планы, то Советскому Союзу в последний момент пришлось отказаться от задуманного. Попытаемся ответить на вопрос – как и почему это произошло? Недавно Россия отметила трёхсотлетие своего военно-морского флота. В рамках этого мероприятия отставные адмиралы предавались ностальгическим воспоминаниям о славных боевых делах времён холодной войны. Главным героем этих задушевных разговоров оказался вице-адмирал запаса Николай Шашков, бывший командир подводной лодки «К-172». Весной 1968 года эта лодка несла боевое дежурство у берегов Сирии. Вот в каких красочных выражениях описывает журнал «Родина» задачу Шашкова: «Этот человек – капитан 1 ранга Николай Александрович Шашков – должен был уничтожить Израиль, выпустив по нему восемь крылатых ракет П-6 с ядерными боеголовками, после чего на этой древней библейской земле должны были вспыхнуть как минимум восемь Хиросим, или, если прибегнуть к библейским сравнениям, восемь Гоморр, уничтоженных Всевышним в дыму и пламени. Это событие должно было произойти перед праздником Песах в месяце Нисан 1968 года». А бывший командующий ВМФ адмирал флота Владимир Чернавин добавляет: «У меня нет никаких сомнений, что капитан 1 ранга Николай Шашков выполнил бы любой приказ командования…». Далее следует подробное откровенное интервью с самим Шашковым, получившим перед выходом в район боевого дежурства устное распоряжение тогдашнего командующего ВМФ адмирала флота С.Горшкова: «Быть готовым к нанесению ракетно-ядерного удара по Израилю». Шашков добавляет: «Разумеется, в том случае, если бы американцы и израильтяне начали высадку десанта на побережье дружественной нам Сирии». Окончательный сигнал к нападению должен был поступить из Москвы. Чтобы не пропустить его, подводная лодка каждые два часа всплывала на перископную глубину для проведения сеансов связи. Но сигнал так и не поступил. Первая мысль, которая приходит в голову после шока, вызванного откровениями этих человекообразных: «Бред, горячечный бред! О каком совместном американо-израильском десанте можно говорить спустя почти год после Шестидневной войны, когда активные боевые действия уже не велись, а Сирия ещё не пришла в себя после сокрушительного поражения? Уж не выдумка ли это отставных адмиралов для привлечения внимания к своим будущим мемуарам?». Нет, к сожалению, всё говорит о том, что это не выдумка. Подводная лодка капитана Шашкова действительно находилась в апреле 1968 года у берегов Сирии. Но, быть может, это была просто демонстрация силы со стороны Москвы, открытое предупреждение Израилю и США: не вздумайте, мол, обижать наших арабских братьев, а не то… Но если бы это было так, то лодка не только не должна была таиться, а наоборот – её присутствие в Восточном Средиземноморье следовало афишировать, как, например, афишировалось присутствие в той же акватории американской эскадры. Однако, по словам Шашкова, о его субмарине не знали не только американцы, но и «арабские друзья». Да и предлог для нападения на Израиль («высадка совместного американо-израильского десанта на сирийское побережье») был традиционной частью советского пропагандистского клише при проведении агрессивных акций против независимых государств. Вспомним, что говорили политруки своим солдатам в дни вторжения в Афганистан в декабре 1979 года: «Если бы мы не вошли сюда сегодня, то завтра здесь были бы американские империалисты и израильские сионисты». Ну, а как насчёт риска? Ведь уничтожение Израиля могло, казалось бы, спровоцировать глобальный ядерный конфликт! Вопрос чрезвычайно любопытный. На нём следует остановиться особо. Если бы атомному удару предшествовали явные угрозы или приготовления со стороны Москвы, то, скорее всего, США и другие западные страны противопоставили бы им ответные предупреждения, подкреплённые военными и политическими акциями, что позволило бы сорвать советские планы. Но представим себе, что внезапное ядерное нападение стало свершившимся фактом. Израиля больше не существует, и западному миру нужно решать – начинать ли из-за этого взаимное уничтожение или приступить к очередному раунду переговоров о мирном сосуществовании стран НАТО и Варшавского пакта? Нетрудно догадаться, что выбор был бы сделан в пользу второго варианта. И «Политбюро» прекрасно это понимало. Тем более, что уже был большой опыт балансирования на грани новой мировой войны или, по меньшей мере, подрыва стабильности в различных регионах (корейская война, берлинский и кубинский кризисы). Иными словами, всё говорило за то, что если бы беспокойная маленькая страна была стёрта с карты мира, это совсем не обязательно привело бы к третьей мировой войне. Зато Москва продемонстрировала бы всему миру, как решительно она расправилась с «главным врагом прогрессивного человечества» (именно так называли Израиль советские пропагандисты) – к радости одних государств и к ужасу других. Одним словом, уничтожение Израиля выглядело весьма заманчиво для Советского Союза по ряду причин. Что касается соображений морального характера, то после хладнокровного уничтожения десятков миллионов соотечественников, депортации целых народов, кровавого подавления восстаний в «братских странах» и мирных демонстраций в собственной стране (Новочеркасск) эти соображения полностью отсутствовали в планах кремлёвских стратегов, о чём дополнительно свидетельствуют – уже после апреля 1968-го – Прага, Афганистан, Тбилиси, Баку, Вильнюс, Чечня. Добавим, что во всех этих акциях отсутствовал и элементарный здравый смысл. Не понимали этого только сами советские руководители, а также значительная часть их подданных, считавших, что СССР действительно является оплотом мира и демократии и что поэтому в его беспощадной борьбе с внутренними и внешними врагами не может быть никаких ограничений – как относительно числа жертв, так и методов уничтожения. Итак, подводная лодка «К-172» находилась на боевой позиции, и командир её («сын чекиста, присягнувший выполнить любой приказ партии и правительства», как он сам себя с гордостью рекомендует) готов был нажать на кнопку. «Может исчезнуть целая страна, но лично ты этого не заметишь, находясь под водой…» - философствует сегодня в он журнальном интервью. Так что же помешало? Вопрос далеко не праздный и совсем не академический – не только для историков, но и для каждого из нас. Тем более удивительно, что израильские СМИ, общественные и государственные деятели и организации никак не отреагировали на эту сенсационную публикацию официального издания архива Президента Российской Федерации. Дело здесь не в том, что речь идет о российском «проекте» почти 30-летней давности, к тому же не осуществлённом. Причина в общей притуплённости чувства национальной опасности, характерной для израильского общества в последнее время. Это касается как оценки опасного развития сегодняшних событий, так и фактов не столь уж далёкого прошлого. Обратимся к датам. «Это событие, - указывает автор материала в журнале «Родина», - уничтожение Израиля, - должно было произойти перед праздником Песах в месяце Нисан 1968 года». (Как известно, американцы и израильтяне имеют обыкновение высаживать совместные десанты непременно в канун праздника Песах. Нет сомнения, что заранее назначенная дата была частью плана какой-то грандиозной стратегической операции Кремля.). Основательно журналист подошёл к теме, даже название месяца по еврейскому календарю разузнал. Как тут не вспомнить Адольфа Эйхмана, который, готовясь к выполнению главной задачи своей жизни, изучал еврейскую историю и основы иудаизма. Но – к делу. Первый день праздника Песах приходился в 1968 году (5728 по еврейскому календарю), как и всегда, на 15-ый день месяца Нисан, а по григорианскому летоисчислению – на 13 апреля. Какой другой проблемой, помимо уничтожения Израиля, были озабочены в те роковые дни товарищи из Политбюро? Ну, конечно же, событиями в Чехословакии, знаменитой «пражской весной»! То, что там происходило, грозило, по их мнению, развалом всего социалистического лагеря. Положение с каждым днём становилось всё более критическим, и думать приходилось уже не о новых ближневосточных авантюрах, а о спасении Варшавского пакта. И пик этих событий приходился как раз на апрель – август 1968 года. Москва оказалась просто не в состоянии одновременно сводить старые счёты с Израилем и наводить порядок в братской стране. Предпочтение было отдано Праге. Рассмотрим хронологию чешских событий, которая убедительно объясняет, почему Шашков так и не дождался приказа из Москвы. В январе 1968 года ставленник Кремля Антонин Навотный был смещён с поста Первого секретаря компартии Чехословакии, и его заменил Александр Дубчек. Уже в феврале появились первые признаки отхода нового лидера от советского коммунистического догматизма. Москва внимательно следила за происходящим, но до поры не вмешивалась. 14 марта в Праге было опубликовано официальное заявление о незаконности политической цезуры. В конце марта чешские СМИ начали активно обсуждать обстоятельства смерти в 1948 году Яна Масарика, тогдашнего министра иностранных дел, сына первого президента Чехословацкой республики Томаша Масарика. Хотя в официальной версии говорилось о самоубийстве, всё указывало на политическое убийство при непосредственном участии КГБ. Обстановка особенно накалилась 3 апреля, когда видный общественный деятель профессор Иван Свитак направил открытое письмо Генеральному прокурору республики с требованием нового расследования обстоятельств смерти Яна Масарика. Чехословакия бурлила. В Москве началась паника. Месяц Нисан наступил, но Политбюро было занято более важными делами, чем отдача рокового приказа капитану Шашкову. По его словам, субмарина продолжала каждые два часа подвсплывать на перископную глубину, рискуя быть обнаруженными американскими противолодочными вертолётами «Си Кинг», но Москва молчала. «Вокруг обычная жизнь, - вспоминает капитан, - сухогрузы, лайнеры, рыбаки. Море было неспокойное, три-четыре балла, качало. А мы почти всё время на перископной глубине. Она для подводной лодки опаснее, чем предельная, можно угодить под чей-нибудь форштевень». О чём же думали в Москве, пока отважный капитан, пренебрегая опасностью, упорно выходил на связь, ожидая «приказа партии и правительства» покончить раз и навсегда с этой «обычной жизнью вокруг». А думали в Москве о том, как заделать огромную пробоину в ржавом корпусе гигантского броненосца социалистического лагеря. Скандал вокруг покойного Яна Масарика всё более разгорался, и 7 мая ТАСС опубликовало правительственное заявление, гневно отметавшее «попытки вражеской пропаганды обвинить в смерти Масарика советские органы государственной безопасности». Однако отчаянные усилия Кремля предотвратить новое расследование оказались безуспешными. Последняя неуклюжая попытка в этом направлении была предпринята 16 мая, когда в «Известиях» появилась статья о якобы обнаруженных «новых доказательствах» самоубийства Масарика. Советские СМИ были заняты в те дни одной темой – разоблачением «происков врагов мира и демократии в Чехословакии». Исключительно важно обратить внимание на то, что в течение более чем девяти месяцев, со времени Шестидневной войны (июнь 1967 года) и до марта 1968 года главной темой советской внешнеполитической пропаганды была агрессивная политика Израиля, представлявшая якобы главную угрозу всеобщему миру и безопасности народов. Хотя военные действия давно закончились, практически ежедневные угрозы и требования к Израилю звучали всё более резко (напомним одно из наиболее одиозных требований Косыгина с трибуны ООН – не только отступить со всех захваченных территорий, но и вернуть трофейное советское оружие и технику). Сейчас, после откровений капитана Шашкова, становится совершенно очевидным, что эта нараставшая антиизраильская истерия с одной стороны, и затаившаяся у берегов Сирии подводная лодка – с другой, были частями единого плана уничтожения еврейского государства. Москва просто не могла примириться с тем, что маленький ненавистный Израиль молниеносно разгромил её ближневосточную клиентуру и разрушил кремлёвские планы в этом регионе. На сей раз было решено поднять советскую планку международного разбоя на новый уровень и полностью ликвидировать целое государство. Однако чехословацкие события спутали все карты. С марта 1968 года чешская тема начала вытеснять Израиль, а в апреле наша страна упоминалась советской пропагандой лишь изредка, без прежнего накала, как бы по инерции. Июнь – июль и большая часть августа прошли в тщетных попытках Москвы остановить нежелательное развитие пражских событий. Израиль был почти полностью забыт. Наконец, 21 августа 1968 года началось вторжение Советской Армии во взбунтовавшуюся братскую страну. Израиль был спасён. Приоритетность для Москвы чехословацкой проблемы заслонила, а затем и полностью сняла с повестки дня советские планы его уничтожения. Отметим ещё одно любопытное и в каком-то смысле фатальное историческое совпадение. Чехословакия дважды сыграла особую роль в судьбе Израиля. Первый раз в 1948 году, когда чешское оружие помогло Израилю одержать победу в Войне за Независимость, а второй раз - двадцать лет спустя, когда по воле случая (случая ли?) эта мужественная страна отвлекла от нас внимание одного из самых безумных и кровавых режимов XX века".
|
Ленинград — В Питере - пить . |
Я скоро еду в Питер, придется и пить. Не так как в клипе у Шнура, но придется...
Осторожно, присутствует ненормативная лексика.
О том , как снимали клип «В Питере — пить» группы «Ленинград» вот тут.
|
Баллада о некоролевском бутерброде. |
- Никто не скажет, будто я Тиран и сумасброд, За то, что к чаю я люблю Хороший бутерброд.
|
Эмансипация(?) |
Возвращались мы с внучкой из садика, подходим к остановки, и внучка усаживается на скамейку. Задирает при этом подол своего любимого "арбузного" платья. Что бы не сесть на него, платье, как она мне обьяснила. Но на этом процесс задирания не заканчивается, подол поднимается еще и впереди, обнажая пузеню.
- Доча, - говорю,- нельзя задирать платье.
И хочу произнести стандартную педагогическую фразу, типа: "Смотри, никто не задирает...". Но оглядевшись вокруг, фразу эту не произношу. На остановке стоит 5-6 женщин, но нет нет ни одной в платье или юбке. Все в штанах. Извините, в брюках. Хотя нет, все же в штанах. Потому что эти, как бишь, они там называются, китайцы, тайландцы, я плохо разбираюсь в предметах женского гардероба, брюками назвать трудно.
Вот нынче, я ехал за внучкой, это 15-20 минут, в зависимости от кава и водителя, так за всю дорогу увидел - одну женщину в платье, одну в черной юбке, возможно арабку, и датишную девушку.- одну.
Если вынести за скобки датишных и арабок в возрасте, тут им деваться некуда, то платье перестало быть женской одеждой. Женщины их, платьев, не носят.
Все остальные мысли по этому поводу я решил не озвучивать...
|
Эдмунд де Вааль "Заяц с янтарными глазами. Скрытое наследие". |
Мне посоветовали прочесть, я прочитал и стал тоже советовать прочесть эту книгу. Многие и без моих советов читали. В аннотации написано так -
Известный английский художник-керамист берется за перо, чтобы прочертить путь своей семьи - и сопровождавшей ее в скитаниях коллекции брелоков-нэцке. Автор, перемещаясь из царской Одессы в Париж импрессионистов и Пруста, из захваченной нацистами Вены в оккупированный американцами Токио, рассказывает невыдуманные истории об утраченном и обретенном доме, о том, как хрупка жизнь и как из историй людей сплетается история человечества.
У меня вначале шло туговато, я даже распечатал для себя вот такой лист с родословной семьи Эфрусси, о которой идет рассказ.
Но потом было просто не оторваться. Приятного чтения.
|
Шанхайский цирк |
Помните это бравурное:"Саааветский цирк, пам-пам-па-ра-рарурам...!" ?... Так вот,цирк я в детстве не любила... А полюбила его уже взрослой тетенькой, в ТельАвиве. Нет,не так. Я обнаружила , что люблю цирк, когда в первый раз потащилась в него с ребенком, движимая исключительно родительским долгом. Но с первых же минут представления лицо у меня сначала вытянулось, потом кислое выражение,едва прикрытое родительским долгом , сменилось восторженно горящим взором. Цирк оказался чудом:виртуозной ловкости, силы, красоты! Теперь, я не пропускаю ни разу, когда к нам приезжает цирк.
Поход в цирк "Шанхай" был запланирован, разумеется, на пасхальные каникулы. Но пока я хлопала ушами, выяснилось, что билетов на каникулы нет - кончились! И это при том, что в день давали два, а то и три представления! Упс! Наконец нашлись места на 12 мая. Отлично ,прикинула я. ребеночек вернется из школы, запихну в него по-быстрому белков-углеводов и чего еще бог пошлет и побежим. За пару дней до времени Ч выяснилось, что 12- День Независимости и никакой школы нет, а есть только праздничное настроение! Ура-Ура!!!
Подробности про невероятную,завораживающую ловкость и мастрество можете почитать здесь.
Возрастной разброс зрителей - от полугодовалого младенца до каких-то шустрых бабулек, пришедших в цирк сами, без всяких внуков. Их совершенно детский восторг приводил в умиление. вспоминался анекдот:"Ну что, кошелка, пойдем пенсию проматывать?" Хотела бы и я в их возрасте сохранять подобный интерес к жизни. Как всегда, поражала смартфоновая обсессия - вместо того, чтобы во все глаза смотреть на сцену,где творится волшебство, люди пялятся в экран,снимая жуткого качества ролики.
Глядя на китайских циркачей, каждый раз поражаюсь отточенной технике. Вспомнила, как когда-то смотрела документалку о подготовке цирковых в Китае. лет с 5, а то и раньше, ежедневные изнуряющие тренировки. Но по-другому такого уровня не достичь.
Обратите внимание на номер на 3:30 минуте. Захватывало дух. Потрясающее мастерство..
И гимнасты работали без страховки
P.S. Я наконец поняла. почему так не любила советский цирк: там дико воняло несвободными животными. так что в этом я - целиком и полностью с "зелеными"
|
Вот думаю... |
Думаю, хорошо, если бы в Ботинке была бы функция бана. Чтобы не тратить себе нервы, баню тех, чьи посты и комментарии не хочу видеть и привет! Ботинок стал настолько провокативным, что остается три выхода - ввести бан и не морочить голову, пусть гавкают, зашорить себе глаза и сделать вид, что ничего не вижу, никого не знаю, или... просто уйти.
|
На тель-авивской набережной в День Независимости. |
Всё это было сегодня в праздничный день. Травяные лужайки заполнены до предела отдыхающими. В бывшем Союзе что-то похожее бывало 2-го мая и называлось это "Маёвка". Это было на берегу. На море - парусная регата, а в воздухе - воздушный парад ВВС Израиля.
|
«В лучах солнца» на фестивале DocAviv |
Режиссер и президент «Артдокфест» Виталий Манский о Северной Корее: «Там всё - фейк».
«В лучах солнца» - так называется документальный фильм о жизни восьмилетней школьницы Зин Ми в Пхеньяне, столице КНДР, снятый режиссёром Виталием Манским по сценарию, написанному северокорейскими товарищами. Фильм будет показан в Тель-Авиве на фестивале DocAviv 22, 24 и 27 мая (в воскресенье – 22 мая в 20:15, во вторник 24 мая в 12:45 и в пятницу 27 мая в 15:15. Билеты на показы в тель-авивской «Синематеке» можно заказать на сайте фестиваля вот здесь - http://www.docaviv.co.il/2016-en/films/under-the-sun/.
В сети можно найти много интервью с Виталием Манским и много статей об этом фильме – «В лучах солнца», который мне удалось посмотреть (точнее, подсмотреть) в рамках подготовки пи-ар кампании фестиваля DocAviv (вот, кстати, пресс-релиз о 110 фильмах за 10 дней фильмов – выбирайте - http://www.israelculture.info/novyj-mirovoj-besporyadok-otrazhenie-v-dokumentalnom-kino-110-kinolent-za-10-dnej/, и немного о фильме про то, как легендарный чешский фотограф Йозефа Куделка фотографирует Святую землю https://www.facebook.com/israelcultureinfo/posts/1078011628929809)
Документальных фильмов о Северной Корее – немало, все можно найти в сети. Запретный плод сладок. Поведать миру о том, что скрыто - заманчиво. Часть фильмов сняты профессионалами. Часть - блогерами и путешественниками, официально-открыто и полуофициально-полуоткрыто и из-под полы. Кто-то из американцев снимал камерой, прицепленной к рубашке под видом пуговицы. Кто-то изощрялся по-другому. Многие рисковали. Страшно, неприятно, непривычно? Да - и экзотично, пока не начинаешь понимать, что оказался в большой тюрьме, где есть парадный отсек – декорация для редких допущенных. И есть изнанка – вам ее не покажут, не допустят, скрытая камера не поможет. На изнаночную сторону ходу нет никому, кроме своих. А кто такие свои? Избранные вожди или все? Вот, пожалуй, об этом - об иерархии муравейника и системе подчинения – и рассказывает фильм Манского от прочих документальных о Северной Корее отличающийся тем, что снят необыкновенно красиво, спокойно, расчетливо, продуманно. Точнейший видеоряд, красивая музыка, немного слов. Негромко, привлекая внимания, завораживающе, не оторваться, страшно, жутко. Что это? Манипуляция сознанием, образом жизни, страной? Что думает большинство ее жителей? Думать им не позволено – но могут ли они все-таки сами себе это позволить? Или лагеря и тюрьмы для полит. заключенных приучают большинство забыть само понятие – «свобода». Не свобода передвижения, слова или занятия – в муравейнике все предопределено, а свобода думать.
Манский препарирует то, что видит и снимает, исследует попавшее в кадр (с разрешения властей и то, что снято по его выражению «из-за занавески»), слой за слоем обнажает изнанку декораций, удаляет манипулятивную шелуху с той реальности, которую мы видим на экране, и которую не можем воспринять просто потому, что эта реальность лежит вне привычной нам системы координат. Ощущение при просмотре «В лучах солнца» такое, будто нас - зрителей – завлекли в большую компьютерную игру, персонажи которой переходят с экрана на экран, из ситуации в ситуацию, руководствуясь неведомыми правилами. Что там Пелевин с его виртуальными мирами бывших коммунальных квартир! Реальность Северной Кореи превосходит в своей отчужденности изощренную компьютерно-литературную фантазию. День солнца нации – ладно, тех, кто застал Советскую власть, Ким Ир Сена вскормившую - не удивить таким национальным праздником. Год ныне в Северной Корее - 104-й. Летоисчисление там ведется с 1912-го – года рождения первого из триады. O.K. – у самих то 5776-й, тоже нестандартно. А остальное? То, что дозволено видеть – это жизнь или фальшь? «Там всё фейк» - неустанно повторяет Манский в многочисленных интервью. Всё – кроме голода 90-х годов прошлого века, кроме того, как поделили Корейский полуостров на юг и север США и СССР (которые все еще в ответе за этот безумный социально-политический эксперимент), кроме концентрационных лагерей, тотального контроля даже за мыслями, генетически внедряемого послушания, ночных марширующих колонн слева направо, справа – налево… Еще известно, что в Северной Корее вдоль обочин растет марихуана.. Но это так, к слову. Пожалуй, это фильм не о том, как приучить людей «думать правильно», а о том, как приучить «не думать вообще».
Виталий Манский в Пхеньяне
Работа над фильмом «В лучах солнца» началась в феврале 2015 года. Согласно изначальной договоренности, бригада Виталия Манского должна была снимать в Пхеньяне 75 дней в ходе трех командировок, однако успела отработать только 45 дней: в третий раз съемочную группу в страну уже не пустили. В ноябре 2015 года фильм «В лучах солнца» получил приз за лучшую режиссуру на Международном кинофестивале «Темные ночи» в Таллинне. Министерство культуры РФ, изначально поддерживавшее проект, попросило убрать себя из титров после протеста представителей КНДР. «В лучах солнца» завоевал один из главных призов фестиваля в Триесте, недавно – в середине апреля - выиграл МКФ в Вильнюсе, был показан на многих фестивалях и вскоре будет демонстрироваться в Тель-Авиве.
Это фильм- ворожба о всех религиях и о всех попытках сделать нового человека, о манипуляции сознанием и об опьянении властью, об отсутствии информации и о последствиях ее недоступности. Что такое система, насколько она эффективна и есть ли в ней уязвимые места? Становится ли понятнее после просмотра то, что происходит в Северной Корее? Мне не стало – просто потому, что современные западные люди живут по другим меркам, по другим понятиям. И потому стоит помнить, что образ жизни, сама жизнь нашего вида – людей – может быть совсем другим, и понятия «свобода» и «мыслить» могут в некой системе не допускаться.
Виталий Манский: «У меня вопросов после жизни в Северной Корее больше, чем до. Я ехал туда с каким-то вполне внятным представлением. Ну, прежде всего, я думал, что это система страха, подавления, что люди внутри себя всё понимают. Но, окунувшись, я увидел, что люди в принципе не только не понимают, а даже не задумываются».
«В лучах солнца» на фестивале DocAviv – 22, 24 и 27 мая - http://www.docaviv.co.il/2016-en/films/under-the-sun/
Официальный трейлер фильма «В лучах солнца» - https://vimeo.com/142117439
Страница в фэйсбуке, посвященная этому фильму - https://www.facebook.com/filmdockorea/
А пока можно посмотреть и прочитать многочисленные интервью с Виталием Манским.
Я вот тут собрала ссылки на часть из них.
https://www.youtube.com/watch?v=gzHORjoDq08
https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/v-luchah-solnca-vitaliya-manskogo-kak-snyat-pravdivyy-film-o-severnoy-koree/
http://www.freecity.lv/kultura/31625/
http://newtimes.ru/articles/detail/105543
https://russian.rt.com/inotv/2015-12-04/Guardian-Rossijskij-rezhisser-iskupal-propagandu
http://rigaslaiks.lv/ru/statja/russian-ya-vzyal-na-sebya-etu-rol-osoznanno/
http://manski-doc.com/
https://www.youtube.com/watch?v=F5RhJb0KaAg
https://russian.rt.com/inotv/2015-12-04/Guardian-Rossijskij-rezhisser-iskupal-propagandu
Маша Хинич
|