-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_visualhistory

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 1




История и современность - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://visualhistory.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://visualhistory.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Как выживает Царицын в Волгограде

Воскресенье, 25 Ноября 2018 г. 13:02 + в цитатник
Если помните, у нас был обзор о масштабах разрушения советских городов во время Великой Отечественной войны?
В Сталинграде было разрушено 90 % жилого фонда. В массовом сознании прочно закрепился миф о городе, "который буквально сровняли с землёй". Однако на специальной карте, составленной вскоре после окончания военных действий, 50% капитальных зданий было отмечено как поддающиеся восстановлению. Это те, у которых полностью или почти полностью сохранилась коробка стен. В первые послевоенные годы сотни таких домов были отремонтированы и сейчас центр Волгограда мог бы наполовину выглядеть как старый купеческий Царицын, однако к концу 1940-х было принято решение: построить центр Сталинграда заново, в едином монументальном стиле, нарезав новую планировку улиц. Тогда десятки и сотни исторических зданий пошли под снос, а уцелевшие кусочки старых царицынских (и довоенных сталинградских) улиц оказались надёжно спрятанными во дворах новых кварталов. Из окон туристических автобусов их никогда не увидеть, да и при пешей прогулке редко какой турист на них наткнётся.
Одной из таких "спрятанных улиц" является улица Волгодонская, притаившаяся в квартале напротив ж.д. вокзала:

2018 ул. Волгодонская. бывш. Анастасийская

До 1926 г. эта улица называлась "Анастасийской". Она появилась в середине XVIII века в составе Преображенского предместья Царицынской крепости. С формированием города она стала продолжением торговых рядов бывшей Городской, а затем Александровской площади (сейчас площадь Павших Борцов) до улицы Воронежской.
В 1870–1890 гг. на Анастасийской появились кирпичные двухэтажные дома царицынских купцов: Мишнина, Васильева, Лапшина, Чернякова, Найденова, Ермолиной, постоялые дворы Алексеева и Донцова. Эти дома полностью или частично — этажами сдавались внаем врачам, парикмахерам, сапожникам, торговцам, под конторы различных царицынских обществ.
Несколько лет назад появился проект сделать на Волгодонской пешеходный туристический маршрут, но обитатели соседних домов не захотели пожертвовать своми парковочными местами.

Кто мог представить такое за помпезными сталинскими фасадами в двух шагах от вокзала?:

2018 ул. Волгодонская. бывш. Анастасийская,  дом № 9

Кого заинтересовала эта тема, смотрите специальный фоторепортаж.

https://visualhistory.livejournal.com/1910275.html


Метки:  

Всегда могут повторить

Воскресенье, 25 Ноября 2018 г. 00:43 + в цитатник
Вот только на днях написал про парижский майдан 1968 года, что у американцев была вполне тривиальная цель: убрать "зарвавшегося" де Голля, но не менее важной задачей было послать мессидж европейским элитам: "смотрите, что мы можем устроить, настоящий Большой барабум". Кстати, де Голля тогда свалить так и не удалось, ещё почти целый год его пришлось дожимать. Но в итоге французской элите мозги таки вправили. И если вдруг урок когда-нибудь забудется (что вряд ли), то могут и повторить. Красиво, со всем голливудским размахом.

И тут вдруг такое!



Уважаемый Кассад пишет в "Революция желтых жилетов": Макрон должен уйти:
Во Франции продолжаются масштабные протесты и столкновения с полицией, в которых принимают участие десятки тысяч людей. Символом протестов стали желтые и салатные куртки или жилеты, которые носят протестующие - от городских хипстеров и люмпенов, до работяг собираемых профсоюзами...
По счастливой случайности, протесты начались вскоре после публичных фантазий Макрона про единую европейскую армию независимую от США, что позднее пришлось публично дезавуировать Могерини после раздражительных окриков из Вашингтона.


Как говорится, что и требовалось доказать.

https://visualhistory.livejournal.com/1910268.html


Метки:  

Улицы мира 60 лет назад. Колорит красивой эпохи

Четверг, 22 Ноября 2018 г. 22:27 + в цитатник
Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1958 год.
Мне стоило огромного труда отобрать для поста несколько десятков снимков из имеющихся полутора тысяч.
1950-е — самая красивая и фотогеничная эпоха. Поэтому снимками можно просто любоваться, не особо усердствуя в том, чтобы давать сравнения с современностью и делать глубокомысленные выводы.
В этот раз даже не будем группировать материал, а дадим города в алфавитном порядке.
Но начнём всё равно (по традиции) с Пекина, потому что его снимок мне кажется наиболее интересным.

Пекин в год рождения китайского автопрома, проспект Чаньань (ВСЁ КЛИКАБЕЛЬНО):
1958 Beijing Chang An1

Прощальное фото на память, где главный проспект Пекина ещё напоминает Елисейские Поля. Уже через год, по примеру Садового Кольца в Москве, всё закатают в асфальт, заодно убрав и трамвай.
Вероятно, одновременно снесли и здание, с которого сделан этот снимок, потому что в этом ракурсе больше никто не снимал.
Однако и очень примерно сравнение даёт представление о том, как там теперь:



1958 Пекин, пр-т Чаньань2

Поразительно, что по китайскому аналогу московской Красной площади всё ещё носятся потоки машин! В "кремлёвский проспект" закрыли ещё в 1963 г. Китайцы, конечно, не могут перерезать главную магистраль столицы, но что мешает убрать всё в туннель на небольшом участке напротив площади Тяньанбмэнь?

Анкара
1958 Анкара

Архангельск, пр-т Павлина Виноградова (фото С.О.Фридлянда):
1958 Архангельск Павлина Виноградова frid02661lg

Здесь во всей красе представлен суровый советский трафик областного центра 1950-х: одинокий трамвай и два армейских внедорожника (ГАЗ-67 и ГАЗ-69).

И это главная улица города в то время! Фридлянд сделал на пр-те Павлина Виноградова (ныне вновь Троицкий пр-т) несколько дублей и всегда в кадр попадал один трамвай и 1-2 других транспортных средства:

1958 Архангельск ул. Виноградова

Асмэра:
1958 Асмэра

Этот прекрасный город появляется в наших обзорах впервые и большинство читателей вряд ли знают, где он вообще находится. Погуглите ради интереса. Ведь его называют ни много ни мало "маленьким Римом"!

Афины:
1958 Афины. Seymour Katcoff

Ни в одной европейской столице не было столько крутых американских тачек! В чём причина? Отсутствие у Греции собственного автопрома? Особе отношения с США?
На первом снимке Афины больше похожи на какой-нибудь Сан-Франциско, но у этого "двуликого Януса" имелась вторая ипостась. Через пару кварталов уже совсем другой город:

1958 Афины

Однако "городом контрастов" я бы Афины всё равно не назвал. Настоящие контрасты начинаются чуть дальше, на Ближнем Востоке!

Багдад (фотограф Robert Baylors):
1958 Багдад

Фотографу очень хорошо удалось представить в одном кадре многоликий образ Багдада, в котором британское наследие слилось с колоритом арабской улицы.

Бангкок, Yaowarat Road:
1958 Бангкок Yaowarat Road

Бангкок уже на подъёме, но ещё полом милого азиатского очарования, на место которого через 3 десятилетия придёт клубок из хайвеев и небоскрёбов.

Бейрут. Rue Georges-Picot, фотограф Thomas J Abercrombie
1958 Бейрут. Rue Georges-Picot, Thomas J Abercrombie

Даром, что другой фотограф, а переплетение цивилизаций на нескольких метрах бейрутской улицы показано почти так же, как в Багдаде!
Вспомнилось, что 7 лет назад, когда только замышлялся проект "20 век в цвете", изначально я хотел сравнивать именно такую уличную натуру: людей, торговлю, детали городского быта. Но в итоге получилось сравнение транспортной инфраструктуры.

Западный Берлин, Bikinihaus:

1958 Берлин, Bikinihaus

Ремонтные работы обнажили метро сверхмелкого залегания.

Для сравнения то же место в 2015 г.:

1958 Берлин, Bikinihaus 2015

Берлин. Главная торговая улица Западного сектора Kurfuerstendamm:
1958 Берлин. Kurfuerstendamm

Крутой контраст с главной улицей (аллеей Сталина) в Восточном Берлине:

1958 Берлин. John Shultz

Я никогда не смогу понять, как они умудрились обходиться без Стены аж до 1961 г.? По идее, она должна была появиться ещё летом 1945-го.

И ещё один колоритнейший вид Берлина (Западного или Восточного?), доставка пива:

1958 Берлин. Schultheiss liefert das Bier

Бостон:
1958 Бостон

Парковка на тротуарах! Для современной России это в порядке вещей, а для мира 1950-х это был такой экзотик-экзотик!

Брюссель. Rue de Neuve Street:
1958 Брюссель. Rue de Neuve Street

Брюссель в разгаре "брюсселизации".

Будапешт, Clark Ádam ter:
1958 Будапешт, Clark 'Adam ter

Венгерский автопром специализировался на автобусах, поэтому с легковушками в Будапеште 1950-х была некоторая напряжёнка.

Будапешт. Kalvin ter:
1958 Будапешт. Kalvin ter sarok

Почти все страны соцлагеря обходились в 1950-е без легковых автомобилей.

Бухарест:
1958 Бухарест

В отличие от ярого "западника" Чаушеску, "сталинист" Георгиу Деж не делал культа из массовой автомобилизации.

Варшава. Фотограф John William Reps:
1958 Варшава. John William Reps3.jpg

Свежеостроенный главный проспект новой Варшавы, символ возрождения города и успехов социалистического строительства.

Но за парадным фасадом скрывалось второе лицо многострадальной польской столицы (фотограф John Shultz):
1958 Варшава. John Shultz

Гавана. Gran Prix Кубы за несколько недель до бегства Батисты:
1958 Гаван. Gran Prix of Cuba color photos6

Батиста бежал, но роскошные американские тачки 1950-х навсегда остались с кубинцами.

Катманду. New Road:
1958 Катманду. New Road

Было мило. А теперь там сплошные пробки, как и везде в "Третьем мире".

Киев, Софийская площадь ещё в трамваем:
1958 Киев Софийская3

Его уберут оттуда уже в следующем, 1959 г.

Копенгаген:
1958 Копенгаген

Этому жёлтому трамваю оставалось ещё 10 лет жизни.

Копенгаген тогда (как и сейчас) был велосипедной столицей Европы:
1958 Копенгаген2

Даже в Амстредаме, пожалуй, не было такого велопотока.

Лиссабон. Praca do Areeiro:
1958 Лиссабон Praca do Areeiro

Она же в 2012 г.:
1958 Лиссабон Praca do Areeiro2012

Лондон:
1958 Лондон

Лос-Анджелес:
1958 Лос-Анджелес

Мар дель Плата. Фотограф Dmitri Kessel:
1958 Мар дель Плата. Kessel

Это курортный город в Аргентине. После войны она какое-то время входила в 10-ку богатейших стран мира. У власти стояли националисты, защищавшие местного производителя. Поэтому марки машин выглядят устаревшими на 10-20 лет.

Москва, фотограф Wein Sarolta:
1958 Москва Wein Sarolta

Вот были времена: по Красной площади носились машины! Представляю, как возмущались водители, когда в 1963 г. им закрыли сквозной проезд!

В 1958 г. СССР выпустил 511 тыс. авто, в т.ч. 122 тыс. легковых машин.

Москва. Универмаг "Детский мир". В. Тарасевич:
1958 Москва. Универмаг «Детский мир». В. Тарасевич

В этом кадре очень точно и наглядно представлена структура московского уличного траффика конца 1950-х.

Нью-Йорк, Таймс-сквер:
1958 Нью-Йорк, Таймс-сквер

Теперь здесь на 70% пешеходная зона, в строгом соответствии с духом времени.


Париж. Place de la Concorde:
1958 Париж. Place de la Concorde

Париж вновь, как в 1920-е, стал городом автомобилей. Запарковано всё!

Париж, у входа в сад Тюильри:
1958 Париж. Tuilleries Gardens Entrance From Place de la Concorde

Весь цвет французского автопрома!

Прага, Вацлавская площадь:
1958 Прага, Вацлавская площадь

Поскольку чешский автопром считался самым крутым во всём соцлагере (наряду с СССР), даже в 1950-х на улицах Праги можно было заметить легковые автомобили "в ассортименте". Но настоящими хозяевами дорог были, конечно, трамваи!

Рейкьявик:
1958 Рейкьявик

Кажись, ГАЗ-69 в экспортном варианте. Ишь куда добрался!

Санкт-Петербург (тогда Лениград). Невский проспект:
1958 Санкт-Петербург. Невский проспект

Верните трамвай и брусчатку на Невский!

Сан-Паулу:
1958 Сан-Паулу

Сан-Паулу — это тот же Чикаго, только в Бразилии. Самый крутой город Южной Америки.

Сан-Франциско, Market Street:
1958 сан-Франциско, Market Street

Сидней, трамаи на мосту через Bradfield Highway:
1958 Сидней, трамаи на мосту через Bradfield Highway

Сингапур:
1958 Сингапур

Сингапур ещё часть Малайзии, но в нём уже появились первые высотки и много автомобилей! В те славные времена машину мог купить любой желающий.

Стокгольм:
1958 Стокгольм

Шведский социализм 1950-х это "хрущёвки", "брежневки" + массовая автомобилизация!

Токио, Гинза:
1958 Токио, Гинза

Благодаря зданию Вако с часами э самый классический и узнаваемый вид Токио. Обратите внимание на интенсивность трамвайного движения!

Проспект Маннергейма в Хельсинки:
1958 Хельсинки. John Shultz

За 60 лет здесь особенно ничего не изменилось. Сохранить трамвай на главной улице города — вот это реально круто!

Чикаго:
1958 Чикаго

Многоуровневая транспорта инфраструктура по тем временам была ещё довольно редким явлением.
В 1958 г. Чикаго расстался с трамваем.

Якутск, укладка мостовой из чурок (торцовой плашки), фотограф Говард Сохурек:
1958 Якутск. Sochurek4

Мощение улиц деревянными чурками практиковалось в северных городах СССР с 1930-х гг. А когда-то, в 19 веке, так делали даже в Европе. В Петербурге Невский проспект был замощён чурками до наводнения 1924 г.

Другие серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945*, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2006

https://visualhistory.livejournal.com/1909646.html


Метки:  

Тест "Угадай белорусский город по старому снимку"

Четверг, 22 Ноября 2018 г. 13:48 + в цитатник
Попался текст "Угадай белорусский город по старому снимку"
А там ряд интересных снимков 1950-х и 1960-х. В БГАКФФД, видно, немалые закрома.

Вот, например, симпатичное фото вокзала в Витебске около 1961 года:
1961с Витебск1

До сих пор мы встречали этот снимок лишь в таком виде:

1961с Витебск

https://visualhistory.livejournal.com/1909171.html


Метки:  

5 лет Евромайдану. Дежа вю

Среда, 21 Ноября 2018 г. 16:04 + в цитатник
Писать на "украинскую" тему давно уже стало неинтересно, но 5-летний юбилей начала Евромайдана всё же трудно пройти мимо.
Это был один из самых ярких и хорошо поставленных майданов в истории, гораздо более зрелищный и драматичный, чем коротенький февральский майдан 1917 г. в Петрограде или весьма и весьма эффектный, но ещё более молниеносный московский майдан августа 1991 г. И дело тут, наверное, не только в режиссёрском стиле и специфике конкретно-исторических условий, а в поставленных задачах. Януковича можно было снять одним звонком из посольства (как Батисту), но ведь это, как мы понимаем, вовсе не было самоцелью.
По визуальным эффектам киевский Евромайдан мне больше всего напоминает парижский майдан 1968 года. Тогда у американцев была вполне тривиальная цель: убрать "зарвавшегося" де Голля, но не менее важной задачей было послать мессидж европейским элитам: "смотрите, что мы можем устроить, настоящий Большой барабум". Отсюда вся красота и размах действа. Это вам не какой-нибудь бюджетный вариант с "Красными бригадами". Высокое постановочное искусство!

1968 Красный май в Париже в объективе фотографа Бруно Барби26

Кстати, де Голля тогда свалить так и не удалось, ещё почти целый год его пришлось дожимать. Но в итоге французской элите мозги таки вправили. И если вдруг урок когда-нибудь забудется (что вряд ли), то могут и повторить. Красиво, со всем голливудским размахом.

https://visualhistory.livejournal.com/1908911.html


Метки:  

Прогресс проекта "Фотонаследие России 2000-х"

Среда, 21 Ноября 2018 г. 11:42 + в цитатник
Чуть больше месяца назад мы начали систематизацию фотонаследия городов России 2000-х гг.
Пора подводить первые итоги. На сегодня там уже 67 ссылок по 45 городам и другим местам России.
Это, конечно, ничтожно мало.
Снова обращаюсь с читателям с просьбой помочь в этой работе — присылать ссылки на фотогалереи с видами российских городов 2000-2009 гг.
По городам других бывших республик СССР будет (надеюсь) отдельный указатель.


https://visualhistory.livejournal.com/1908576.html


Метки:  

Прогресс проекта "Сравнительная история улиц мира" (Urban Evolution)

Вторник, 20 Ноября 2018 г. 10:46 + в цитатник
Как известно читателям, наш проект История улиц мира является частью проекта 20 век в цвете, но также и самостоятельным исследованием, поскольку хронологически он выходит далеко за пределы цветной фотографии (и 20 века).
Поэтому для наглядности я решил выделить уже опубликованные серии из общего указателя проекта "20 век в цвете", который стал уже довольно громоздким и трудным для восприятия.
Итак, на сегодня сделано следующее:

1934-36, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945*, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2006

*Серия из проекта "20 век в цвете", которая посвящена преимущественно улицам.

Итого 30 постов.

https://visualhistory.livejournal.com/1908109.html


Метки:  

Улицы мира 75 лет назад. Жизнь посреди войны

Понедельник, 19 Ноября 2018 г. 22:39 + в цитатник
Сегодня в нашем проекте История улиц мира улицы 1943 года. Посмотрим, как они выглядели 3/4 века назад.
Как известно читателям, для нашего проекта мы стараемся использовать только цветные снимки, а снимали в цвете тогда только американцы, британцы и немцы со своими сателлитами. Тем не менее, география довольно широкая. Мне пришлось даже отсеять пару десятков "второстепенных" городов, чтобы не перегружать пост.
На пике Второй Мировой войны сотни городов уже лежали в руинах, но в других продолжалась повседневная жизнь. На многих из представленных ниже кадров о военном времени напоминает только армейский транспорт, а где-то вообще ничего.
Но война, конечно, наложила на городскую жизнь сильный отпечаток. Бензин был нужен фронту, поэтому на европейских улицах крайне мало "гражданских" автомобилей. Да и на северо-американских их тогда было меньше обычного. По той же причине почти не видать и автобусов.
Самым стойким видом общественного транспорта оказался трамвай, попавший на каждое второе фото.

Начнём с одного российского города, который тогда ещё был совсем не российским.
Кёнигсберг, площадь Кайзера Вильгельма, 15 января 1943 г.:
1943 Koenigsberg Кёнигсберг Площадь Кайзера Вильгельма2

До ковровой бомбардировки города британцами оставалось всего полтора года... Тем не менее, в первые послевоенные годы это место будет выглядеть почти также, не считая пустых окон выгоревших изнутри зданий. Потом, на протяжении 20 лет всё будет снесено до последнего камня и теперь с той же точки открывается такой вид. О прошлом напоминают только трамвайные рельсы, по которым ничего не ходит с 2010 г.

Невероятно, но в 1943-м, всего за год до гибели города, в Кёнигсберге пустили троллейбус!
Вид у него был подозрительно знакомый:



1943 Koenigsberg

Это советский ЯТБ, одни из тех, что были украдены оккупантами в Киеве.
Войну "рогатый" не пережил. Повторно, уже в Калининграде, троллейбусная система была открыта только в 1975 г.

Берлин летом 1943 г. ещё похож на мирный город, хотя с января начались регулярные британские налёты:
1943 Berlin2

Как ни старались англичане, но за два года регулярных рейдов на этот мегаполис им не удалось сделать и десятой части того, что смогли американцы за один февраль 1945 года. Число убитых мирных жителей тогда достигало 25 тыс. за ночь, а разрушения приняли тотальный характер.

Центр Мюнхена в 1943 г. был также ещё вполне цел:

1943 Munchen

Как и Данциг 1943-го:
1943 Danzig

В Будапеште 1943 г. на пустых улицах только трамвай, такой же жёлтый, как и теперь:

1943 Budapest by Ember Karoly

А вот на проспекте Маннергейма в Хельсинки в 1943-м, кажется, практически довоенная жизнь, с привычным количеством автомобилей и автобусами:

1943 Helsinki Mannerheimintie

Посмотрим на городскую жизнь в оккупированной гитлеровцами части Европы.

Париж в 43-м усиленно налегал на педали:

1943 Paris

Таких сцен в истории Парижа никогда не было, за исключением периода оккупации. В целом, самая обычная городская жизнь, только без бензина.

Стоянка велотакси на площади Звезды в Париже, 1943 (фотограф Robert Bothner):
1943 Paris Place Etoile by Robert Bothner

На протяжении всего периода оккупации исправно работало метро.
У входа на станцию Марбёф-Елисейские поля:
1943 Paris Метро Марбёф-Елисейские поля

Тем не менее, транспортная проблема стояла очень остро, поэтому оккупационные власти, чтобы сделать парижанам приятное, открыли в городе троллейбусное движение!

Парижский троллейбус 1943 г.:
1943 Paris trolleybus

Этот "военный" вид транспорта продержался во французской столице до 1966 г.


Варшава 1943 г. за год до полного разрушения передвигалась на лошадях и велосипедах:
1943 Warschau

Обратите внимание на "куст" навигации, который можно увидеть на многих снимках оккупированных немцами городов Польши и СССР.

Польскую Лодзь немцы считали уже своим городом:

1943 Litzmannstadt3

Поэтому здесь можно было одновременно увидеть черты немецких и оккупированных польских городов:

1943 Litzmannstadt7

Так в 1943 г. выглядела жизнь на центральных улицах города:

1943 Litzmannstadt5

И так в Лодизнском гетто:

1943 Litzmannstadt-Ghetto

Оккупированный советский Днепропетровск за несколько недель до освобождения:

1943 Днепропетровск1

Это был один из немногих советских городов, где трамвай продолжал работать в период оккупации:

1943 Днепропетровск

Перенесёмся по другую сторону линии фронта, в военный Лондон 1943-го.

Здесь на развалинах универмага John Lewis на Оксфорд-стрит была организована военная выставка:
1943 London The bombed site of John Lewis, Oxford Street - which was used for the Army Exhibition - left as a crumbling, empty shell

То же самое место в наше время:
1943 London на развалинах John Lewis Oxford street в Лондоне была организована военная выставка 2015

В 1943 году линия фронта прошла через Италию. Самой первой была освобождена Сицилия.

Уличная сцена в только что занятом союзниками Палермо на снимке американского фотографа Ивана Дмитри (Ivan Dmitri):

1943 Palermo by Ivan Dmitri, 22 august3

Трамвайная система в Палермо существовала с 1939 по 1966 г.

Были в Европе и уголки, которым удалось остаться в стороне от ужасов Второй Мировой.

Столица нейтральной Швеции в 1943-м жила тихой и спокойной жизнью, но проблемы с бензином, по всей видимости, не обошли стороной и шведов:
1943 Stockholm

Теперь трудно поверить, что мегаполисе дети могли гонять на великах в одном потоке с автомобилями!

Стокгольмский трамвай тогда заменял метро, которое построют только к 1950 г.:
1943c Stockholm

Приметы массового велосипедизма в шведском городе Гётеборг, 1943:
1943 Goeteborg2

СЕВЕРНАЯ АФРИКА

В мае 1943 г. англо-американские войска завершили освобождение Северной Африки.


Алжир 1943 г. на снимке американского фотографа Ивана Дмитри (Ivan Dmitri) выглядит действительно как "второй Париж":

1943 Algiers3

Но у этой монументальной копии Парижа была арабская изнанка:

1943 Algiers1

Занятый союзниками Тунис на снимке Харта Престона (Hart Preston), май 1943 г.:

1943 Tunis. Hart Preston

Здесь мы тоже видим пёструю смесь европейской и арабской культур.

Ворота Старого города ливийского Триполи на снимке того же Харта Престона, 1943:

1943 Tripoli  by Hart Preston3

И здесь всё уже успели заасфальтировать!

Каир 1943 г. на снимке американского фотографа Ивана Дмитри (Ivan Dmitri):

1943 Cairo by Ivan Dmitri1

Старая Европа ещё долго будет держаться за брусчатку, а всю Северную Африку уже успели заасфальтировать!

"Колониальные" каирские трамвайчики:

1943 Cairo trams by Ivan Dmitri

Каирская трамваяная система была открыта ещё в 1896 г. и просуществовала до 2015 г.

АМЕРИКА

Даже сверхавтомобилизированной Америке 1940-х трамвай продолжал удерживать важные позиции в ряде крупных городов.

Мощный трамвай напротив автовокзала Greyhound в Лос-Анджелесе 1943 г.:
1943 LA Greyhound, 6th and Los Angeles streets

К началу XX века в Лос-Анджелесе существовала одна из самых больших трамвайных сетей в мире. Однако уже к 1920-м гг. основным видом транспорта в городе стал автомобильный, и с 1930-х годов трамвайные линии постепенно стали исчезать; последние из них были закрыты в 1963 году. А вот метро в этом огромном городе появится только в 1990-е!

Знаменитый канатный Сан-Франциско, вне времени:
1943 SF tram

В отличие от всего остального мира, улицы американских городов и в военные годы были забиты машинами.

Чайнатаун Сан-Франциско в 1943-м:
1943 SF_Chinatown_1-24-43

И в наши дни:
1943 SF_Chinetown shanghai low2

С началом войны производство лекговых машин в США было свёрнуто, дизайн замер на модельном ряду 1941 года вплоть до 1949-го.

Автопорковка у складов армии США в Чикаго, 1943 г.:

1943 Chikago Freight depot of the Army consolidating station

Увы, цветных снимков Москвы 1943 г. пока не обнаружено, хотя на цветную киноплёнку город тогда снимали (знаменитая кинохроника выставки трофеев в ЦПКиО).

Все серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945*, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2006

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941-война, 1942, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956/СССР-1956, 1957/СССР-1957, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967/СССР-1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977/СССР-1977, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987/СССР-1987, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997/РФ-1997, 1998, 1999/РФ-1999.

https://visualhistory.livejournal.com/1907923.html


Метки:  

Пассажиропоток метро и метротрамов бывшего СССР и Восточной Европы

Понедельник, 19 Ноября 2018 г. 10:24 + в цитатник
Уважаемый estrella_de_sur дал ссылку на свежую таблицу с пассажиропотоками метрополитенов и метротрамов бывшего СССР и Восточной Европы, которая приобрела постоянную прописку по адресу: https://trackmap.ru/img/passazhiropotoki.png
Очень интересный документ по ряду моментов.
Особенно меня удивило большое число городов, в которых пассажиропоток метро падает из года в год. Как правило, это города с неразвитыми системами подземки, одной-двумя ветками. Например, в славном городе Екатеринославе число пассажиров снизилось с 18,2 млн. в год открытия метро (1996), до 7,6 млн. в 2017-м. Но есть и крупные скачки пассажиропотока и в некоторых городах с достаточно развитым метрополитеном.

https://visualhistory.livejournal.com/1907410.html


Метки:  

Съёмки итальянского фильма "Буря" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Югославия, 1958 г.

Суббота, 17 Ноября 2018 г. 22:21 + в цитатник

Метки:  

Цветные фотографии Дрездена 1945 года

Суббота, 17 Ноября 2018 г. 19:01 + в цитатник
Предыдущий пост по Дрездену у на был более три года назад, а почти семь лет назад была подборка цветных фотографий Дрездена 1946 года.

А теперь будет серия цветных снимков дрезденской Катастрофы 1945 г.
Фотограф Walter Hahn.
КЛИКАБЕЛЬНО

1945 Дрезден. Walter Hahn



2 Фрауэнкирхе после обрушения:
1945 Дрезден. Walter Hahn2

3
1945 Дрезден. Walter Hahn3

4
1945 Дрезден. Walter Hahn4

5
1945 Дрезден. Walter Hahn5

6 Фрауэнкирхе после обрушения:
1945 Дрезден. Walter Hahn6

7
1945 Дрезден. Walter Hahn7

8
1945 Дрезден. Walter Hahn8


https://visualhistory.livejournal.com/1906682.html


Метки:  

Улицы мира 25 лет назад. Города, пришедшие к успеху

Пятница, 16 Ноября 2018 г. 22:49 + в цитатник
Сегодня в нашем проекте История улиц мира улицы 1993 года.
Посмотрим, как они выглядели 25 лет назад и сравним с тем, как выглядят сейчас, когда многие города пришли, наконец, к успеху.

А с чего же нам начать? Давайте опять с Москвы, которая 25 лет назад пришла если не к успеху, то к свободе!

Декорации из советских фильмов про "полный порока Запад" вдруг как-то сразу реальностью наших городов, при чём не каких-то задворок, а самой парадной их части.

Москва. Тверская улица в 1993 году:
1993 Москва. Тверская

Сколько символов времени в одном кадре! Но далеко не всё, что там было.
Помнят ли читатели, что в 1990-е означало выражение "стоять на Тверской"?
Как говорится, хорошая заявка на вступление в "Свободный мир".
Но вот до свободного духа тогдашнего Нью-Йорка всё же немножко не дотянули:




Нью-Йорк, Манхеттен. Легко одетые женщины, стоящие в дверях магазина порнографии с пип-шоу на 42-й улице, 1993 год:
1993 NY Manhattan. Scantily clad women standing in the doorway of pornography shop with peep show on 42nd Street. TH

Однако вернёмся в Москву. 25 лет назад автомобилей в ней было ещё относительно мало (как позднем СССР), но их царство простиралось почти безгранично.
Теперь в историческом центре всё больше пешеходных зон и уже трудно поверить, что между гостиницей "Москва" и бывшим музеем Ленина в 1993-м творилось такое:
1993 Москва

Конечно, самые большие перемены случились за 25 лет в странах бывшего соцлагеря и бывшей соцориентации (было такое деление!).

Спустя всего 2 года после падения тоталитарно-изоляционистского режима в Албании на главной площади столицы появился автомобильный траффик:



Как мы помним, до 1991 г. автомобилей в Албании практически не было.

Но полупустые тиранские улицы 93-го всё равно представляют собой разительный контраст с нынешними пробками:



В других европейских городах бывшего соцлагеря перемены за первые посткоммунистические годы были внешне менее заметными.
Конечно, Восточный Берлин не сразу избавился от своих культовых "Трабантов":

1993 berlin

А уж Бухарест 1993-го тем более оставался царством стареньких "Дачий" и тех же "Трабби":
1993 Bucharest

А вот в Азии, там контрасты, как всегда, огого!

КНР только-только вышла на произвоство 1 млн. машин в год, из которого лековушки составляли жалкие 150 тыс.

Поэтому Пекин 1993-го всё ещё был велосипедным, но уже заметно массовое распространение нового транспорта - маршруток:

1993 Beijing Wolfgang Kaehler

Легковушки в основном такси:

1993 Beijing

Что там теперь творится, я уже показывал в предыдущих постах. Адъ на земле.

Шанхай всегда шёл впереди Пекина. Процесс там за 25 лет напоминают московские: исторический центр всё больше делают пешеходным, а весь остальной город превращают в лабиринт многоуровневых развязок.

Главная торговая улица старого Шанхая, Нанкинская Дорога, в 1993 году:

1993 Shanghai Nanjing Road2

Тот же самый ракурс в наше время:

1993 Shanghai Nanjing Road3

Ханой 25 лет назад только начал пересаживаться с великов на мопеды:

1993 Hanoi

Сравните этот кадр с нашими постами по 1988 и 1998 годам.

Пномпень в 1993 г. только начинал приходить в себя после длительной гражданской войны:

1993 Phnom Penh2

Теперь там всё круто:

1993 Phnom Penh2 2016

Кабул в 93-м, через год после свержения прогрессивного режима Наджибуллы:

1993 Kabul A totally destroyed section of Kabul

Тот же перекрёсток в наше время:

1993 Kabul 2015

Гражданская война там идёт как и шла, но американцы уже за первые два года оккупации Кабула (2001-2003) накачали его машинами по самое небалуй.

Аддис-Абеба через два года после свержения марксистского режима, 1993:

1993 Addis Ababa by Richard Hanson

У нас до сих пор Эфиопия ассоциируется с вечным голодом, засухой и нищетой, а они там за 25 лет успели почти второй Токио отгрохать:
1993 Addis Ababa 2018

Но успех в "Третьем мире" везде выглядит одинаково, как траффик в Аддис-Абебе 2014 года:

1993 Addis Ababa by Richard Hanson 2014

Гавана в 1993 г. находилась в начале "Особого периода", связанного с прекращением советской помощи. Машин было меньше обычного, зато начали развивать велосипедизм:

1993 Havana

Огромные перемены за 25 лет произошли и во многих магаполисах "Третьего мира".

Индия только в 1991 г. начала либерализацию своего автомобильного рынка, то дого времени она оставалась страной велорикш, тук-туков и древних "Амбассадоров".

Таким был траффик в Дели 1993 года:
1993 Delhi2

Теперь в Дели машин уже не один миллион.
Для решения надвигающего транспортного колапса полным ходом идёт строительство линий метро:
1993 Delhi 2016 Metro construction site during evening rush hour

Дубай-93, скромненько, но чистенько:
1993 Dubai2

Сравните с Дубаем-2017:
1993 Dubai2 2017

Бейрут в 1993 г. ещё весь был покрыт шрамами гражданкой войны:


Трудно в нём было узнать прежний "Париж Ближнего Востока".

Каир 25 лет назад:
1993 Cairo

В 1993 г. в столице Непала Катманду ещё ходил троллейбус, причём даже междугородний (ликвидирован в 2008 г.):
1993 Kathmandu trolleybus

Как не трудно догадаться, теперь Катманду тоже пришёл к успеху, пробки добрались до самых Гималаев:

2016 Kathmandu2

Бангкок пришёл к успеху ещё в 1980-е, но в 1993 г. там ещё не было эстакадного метро и многоуровневых развязок:

1993 Bangkok traffic jam

А вот в Маниле эту надуличную хрень открыли ещё в 1984 г.. раньше всех в "Третьем мире". Вместе с "джипни" она придала городским улицам особый колорит. 1993 год:
1993 Manila Metrobus TAS Trans Nissan Diesel AKR NWM-768 (fleet No 290) in United Nations (UN) Avenue at Taft Avenue

Высокоразвитые мегаполисы сравнивать с 1993 годом уже нет так интересно.

Гонконгский трафик к 1993-му приобрёл уже вполне законченный вид:

1993 Hong Kong Thatcher visit

Главная улица Дублина в 1993 г.:

1993 Dublin1

Вроде бы, там нечему было меняться.
Но за 25 лет туда всё же пришли некоторые перемены в духе прогрессивного урбанизма. Тротуары стали шире, зелени больше:

1993 Dublin2015 Dublin O'Connell Street


В Лос-Анджелесе в 1993 году была построена такая многоуровневая развязка:
1993 LA Лос-Анджелес многоуровневая развязка была построена в 1993 году


Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937/1937-улицы, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942/1942-улицы, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948-улицы, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1957/СССР-1957/1957-улицы, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967/СССР-1967/1967-улицы, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977/1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987/СССР-1987/1987-улицы/1987-улицы СССР, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997/РФ-1997, 1998, 1999/РФ-1999.

https://visualhistory.livejournal.com/1906379.html


Метки:  

Разворот трамвая в Сан-Франциско, ок. 1950 г.

Пятница, 16 Ноября 2018 г. 17:36 + в цитатник
Попался красивый снимок — разворот канатного трамвая на конечной в Сан-Франциско, ок. 1950 г., фотограф: Slim Aarons:

1950c Slim Aarons - 'Tram Turntable' San Franciso

https://visualhistory.livejournal.com/1906064.html


Метки:  

О лидерах нации

Четверг, 15 Ноября 2018 г. 16:19 + в цитатник
Помните, как в 2008 г. у нас в РФ носились с идеей про "национального лидера"? Потом вдруг всё стихло и больше почти не слышно. А вот у некоторых наших среднеазиатских соседей она попала на благодатную почву и расцвела пышным цветом!

В 2016 г. в Таджкистане приняли Конституционный закон "Об Основателе мира и национального единства - Лидере нации", который "является выдающейся исторической личностью нации, избранный Главой государства на шестнадцатой сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, внёсший заметный вклад в создание системы государственности суверенного Таджикистана, установление конституционного строя, достижение мира, национального единства и в соответствии с Конституцией 1994 года избранный всенародным, голосованием первым Президентом Республики Таджикистан, внёсшим достойный вклад в построение суверенного, демократического, правового, светского и социального государства, предотвратившим распад нации, исчезновение государства и избавившим народ от гражданской войны, осуществившим великие судьбоносные свершения в политическом, социально-экономическом, культурно-историческом развитии независимого государства Таджикистан". Это всё о Рахмоне, как нетрудно догадаться.

В УК Таджикистана наряду со статьёй об оскорблении Президента (ст. 137) появилась ещё одна: Статья 137(1) "Публичное оскорбление Основателя мира и национального единства - Лидера нации или клевета в его адрес".

За несколько лет до этого, в 2010 г., в Казахстане специальным законом Нурсултан Назарбаев был объявлен Елбасы (т.е. Лидером Нации).

Соответственно, в УК Казахстана 2014 г. появилась статья 373 "Публичное оскорбление и иное посягательство на честь и достоинство Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы, осквернение изображений Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы, воспрепятствование законной деятельности Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы".

А началось всё в далёком 1993 году, когда туркменский президент Сапармурат Ниязов решением Меджлиса (парламента) был провозглашён "Туркменбаши" (главой всех туркмен мира). Позже титул стал называться "Туркменбаши Великий".

https://visualhistory.livejournal.com/1905867.html


Метки:  

Институт археологии РАН выложил в открытый доступ оцифрованные отчеты экспедиций 1944-1946-х гг.

Понедельник, 12 Ноября 2018 г. 10:32 + в цитатник
В День археолога, Институт археологии РАН открывает доступ к оцифрованным научным отчетам археологических экспедиций. На сайт института выложены 100 архивных дел - полевых отчетов экспедиций, работавших в 1944-1946 годах. Раньше для получения сведений из этих документов, хранящимся в Научном архиве института, был необходим запрос от организации или высшего учебного заведения.

Проект по оцифровке и опубликованию в открытом доступе данных Научного архива приурочен к 100-летнему юбилею российской академической археологии, который будет отмечаться 19 апреля 2019 года, в день создания Российской Академии истории материальной культуры.


В дальнейшем также планируется опубликовать данные экспедиций 1950-1960 годов.

https://visualhistory.livejournal.com/1905612.html


Метки:  

20 век в цвете. 1998 год. Россия 20 лет назад

Воскресенье, 11 Ноября 2018 г. 22:54 + в цитатник
Сегодня у нас в проекте 20 век в цвете 1998 год в России.

Эпоха 1990-х в России клонилась к своему закату так же "лихо", как и начиналась. 1998 год навечно останется связанным в памяти с коротким словечком "дефолт" — первым банкротством современного российского капитализма.



Однако давайте посмотрим события того бурного года по-порядку.



23 марта 1998 г. Борис Ельцин отправляет в отставку правительство Виктора Черномырдина и назначает и. о. премьера Сергея Кириенко. Фото ИТАР-ТАСС:
23 марта 1998 года Борис Ельцин отправляет в отставку правительство Виктора Черномырдина и назначает и. о. премьера Сергея Кириенко ИТАР-ТАСС

В народе это назначение было воспринято, мягко говоря, скептически. Никому не известный молодой человек, напрочь лишённый харизмы, вдруг получил второй пост в государстве! К нему сразу приклеилось прозвище "киндер-сюрприз".
Назначение казалось тем более неадекватным, что страна на глазах начинала идти вразнос и режиму требовалась "крепкая рука".

1 мая 1998 г. в шахтерском городе Анжеро-Судженске в Кузбассе несколько шахтеров объявили голодовку с требованием выплатить многолетние долги по зарплате. Этому никто не придал значения — подобные акции тогда были повсеместным явлением. Через несколько дней в голодовке уже участвовали десятки шахтеров, и она была перемещена к зданию местной администрации. Со стороны властей — нулевая реакция. С 10 мая во многих городах Кузбасса шли уже не голодовки, а шахтерские митинги. Власть по-прежнему оставалась глуха. 13 мая премьер-министр Кириенко, выступая в Госдуме по поводу многочисленных акций протеста, заявил, что такому давлению правительство не подчинится, а вместо этого продолжит "реструктуризацию" отрасли по требованиям Международного банка реконструкции и развития. Это и стало последней каплей. 14 мая шахтеры Кузбасса перекрыли движение по железным дорогам Кузбасса. На следующий день их примеру последовали шахтеры Ростовской области и Республики Коми. В последующие дни протест нарастал. Вся Россия оказалась охвачена волной перекрытий. Кроме шахтерских регионов, были крупные перекрытия в Тюмени, Туле, Пермской области. Шахтеры требовали уже не возврата долгов по зарплате, а выдвигали требования отставки президента. Такое было впервые в истории. Наивысшего накала борьба достигла 20-21 мая.

"Рельсовая война". Весной протестующие шахтеры на несколько недель перекрывают ключевые пути транспортного сообщения России. Кузярин Анатолий, ТАСС:


11 июня 1998 г. настал новый этап борьбы — шахтеры из Воркуты приехали в Москву и расположились многодневным пикетом на Горбатом мосту, заявляя, что они не уйдут, пока Ельцин не будет отправлен в отставку. Очень скоро этот пикет стал центром притяжения оппозиционных сил и, без преувеличения, центром политической жизни страны.


Шахтеры Инты и Воркуты, прибывшие в Москву, пикетируют Дом правительства РФ, 1998 г. Борс Кавашкин:
Шахтеры Инты и Воркуты, прибывшие в Москву, пикетируют Дом правительства РФ, 1998 г. Борс Кавашкин

Шахтеры Инты и Воркуты, прибывшие в Москву, пикетируют Дом правительства РФ, сидя на Горбатом мосту, 1998 г.:
Шахтеры Инты и Воркуты, прибывшие в Москву, пикетируют Дом правительства РФ

"Рельсовая война" 1998 г. была погашена массированным вливанием бюджетных средств на погашение долгов по зарплате шахтерам и бюджетникам. Тем самым были нарушены условия займа МБРР. Мировой банк приостановил выделение денег.
Всё это способствовало приближению финансовой катастрофы.

17 августа 1998 г. был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств. Одновременно было объявлено об отказе от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару, до того искусственно поддерживаемого (в сторону завышения) массивными интервенциями Центробанка России.

23 августа 1998 г. Борис Ельцин отправляет правительство Сергея Кириенко в отставку. И. о. премьера становится Виктор Черномырдин ИТАР-ТАСС:
23 августа 1998 года Борис Ельцин отправляет правительство Сергея Кириенко в отставку. И. о. премьера становится Виктор Черномырдин ИТАР-ТАСС

Очевидно, всё задумывалось как некая "рокировочка", чтобы возложить ответственность за дефолт на подставного "зиц-председателя", после чего должен был вновь явиться Черномырдин "весь в белом" и начать "разгребать последствия". Он так прямо и заявил со всей присущей ему скромностью: "Всего 3 месяца Черномырдина не было, а по стране словно Мамай прошёл!"
Но что-то пошло не так. Госдума к тому моменту ещё сохраняла некие рудименты независимости и упёрлась намертво.

Тем временем кризис набирал обороты. Рубль ушёл к крутое пике, что вызвало панику у населения, давно привыкшее считать все цены в у.е. Сотни тысычь людей кинулись в обменные пункты, но заветных зелёных бумажек на всех не хватало.

Утро на Ленинградском проспекте, август 1998:
1998 Утро на Ленинградском проспекте

Рядом с закрытыми обменниками сразу расцвёл черный валютныйр рынок с заоблачными спекулятивными курсами.

Обмен валют с рук около Киевского вокзала в Москве, август 1998 г., Антон Денисов, ТАСС:
Обмен валют с рук около Киевского вокзала в Москве, август 1998

В течение считанных недель рубль обесценился втрое, 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля.

Очередь в один из московских обменников, сентябрь 1998 г.:
1998 Дефолт3

Чтобы хоть как-то спасти свои сбережения, люди кинулись сметать с прилавков магазинов всё, что ещё не успело подорожать после дефолта.

Житель Москвы с мешком муки в центре города, сентябрь 1998 г.:
Житель Москвы с мешком муки в центре города, сентябрь 1998

Москвичи тащут из магазина бытовую технику и электронику, август 1998 г.:
Москвичи тащут из магазина бытовую технику и электронику, август 1998

10 сентября 1998 г. после двух неудачных попыток утвердить в Госдуме Виктора Черномырдина Борис Ельцин назначает премьером министра иностранных дел Евгения Примакова. фото Сенцова-Чумичева, ИТАР-ТАСС:
10 сентября 1998 года после двух неудачных попыток утвердить в Госдуме Виктора Черномырдина Борис Ельцин назначает премьером министра иностранных дел Евгения Примакова Сенцов-Чумичев ИТАР-ТАСС

Считается, что благодаря действиям опытного бюрократа Примакова ельцинской режим удалось стабилизировать в критической ситуации. Однако вскоре он станет не нужен Семье.

Премьер-министр России Евгений Примаков и президент Украины Леонид Кучма. Сергей Субботин. РИА Новости, 1998:
1998 год. Премьер-министр России Евгений Примаков и президент Украины Леонид Кучма. Сергей Субботин. РИА Новости


Вспомним ещё некоторые заметные события 20-летней давности.

В ночь с 20 на 21 июня 1998 г. над Москвой пронёсся ураган небывалой силы, это было самое большое стихийное бедствие с 1904 г. Было повалено более 48 тысяч деревьев, различные повреждения получили 2157 жилых строений. Погибло от 8 до 11 человек.

Последствия урагана в Москве, фото ТАСС:
1998 год. Последствия урагана в Москве.ТАСС

Последствия урагана, прошедшего в Москве в ночь с 20 на 21 июня 1998 г. РИА Новости:
1998 год. Последствия урагана, прошедшего в Москве в ночь с 20 на 21 июня 1998 года. РИА Новости

Вид на два поваленных башенных крана строящегося в районе Бережковской набережной моста в результате урагана. Олег Булдаков, ТАСС:
1998 год.Вид на два поваленных башенных крана строящегося в районе Бережковской набережной моста в результате урагана. Олег Булдаков, ТАСС

Московский ураган-1998. Игорь Зотин, ТАСС:
1998 Московский ураган-1998. Игорь Зотин. Фотохроника ТАСС.

20 ноября 1998 г. при не до конца выясненных до сих пор обстоятельствах была убита правозащитница и депутат Госдумы Галина Старовойтова:

KMO_128025_01832_1_t210_182635

30 января 1998 г. специальная правительственная комиссия завершила работу и сделала вывод: "Останки, обнаруженные в Екатеринбурге, являются останками Николая II, членов его семьи и приближенных людей".
27 февраля 1998 г. Правительство России приняло решение о захоронении останков Николая II и членов его семьи в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Захоронение состоялось 17 июля 1998 г.

Останки царской семьи в Республиканским центре судебно-медицинской экспертизы Минздрава России, 1998 г.:
Nikolaus II und seiner Familie in Jekaterinburg


Трудно себе представить, но 20 лет назад эпоха российских сериалов только начиналась. По всем каналам годами крутили "Санта-Барбару" и "Крутого Уокера". И народу они порядком надоели.

Первую серию "Улиц разбитых фонарей" показали по ТНТ 4 января 1998 года. Затем первый сезон выкупил канал ОРТ и поставил сериал в эфир в прайм-тайм с начала октября 1998 года. Рейтинги зашкаливали!

Первый актёрский состав:
Первую серию «Улиц разбитых фонарей» показали по ТНТ 4 января 1998 года. Затем первый сезон выкупил канал ОРТ и поставил сериал в эфир в прайм-тайм с начала октября 1998 года. Рейтинги зашкаливали

Сейчас старые серии уже выглядят "неполиткорректно", потому что опера там постоянно бухали и даже рекламировали водку. Но тогда воспринималось просто как "правда жизни".

1998 Улицы разбитых фонарей

Пилотные серии снимали ещё в 1995 г.. что называется, "на коленки", с минимальным бюджетом (и соответствующим качеством звука и изоборажения).

Главной кинопремьерой 1998 г. стал "Сибирский цирюльник" Никиты Михалкова, в которой режиссёр сыграл роль царя:
1998 Сибирский цирюльник

Действие происходит в Москве 1880-х гг., однако почти все герои говорят на хорошем английском языке, потому что фильм снимался в расчёте на западного (прежде всего, англоязычного) зрителя и должен был попасть в категорию англоязычных картин.
"Сибирский цирюльник" стал настоящим памятником эпохе 90-х с её треш-культурой: русский генерал закусывает водку гранёным стаканом и ревёт как медведь.
Бюджет фильма составил совершенно фантастические по тем временам для России 45 млн. долларов.

Другим символом российской треш-культуры 1990-х стал ваятель Зураб Церетели, который к 1998 г. достиг зенита своего придворного влияния.

Глава правительства России Евгений Примаков на выставке скульптора Зураба Церетели. Эдуард Песов. ТАСС, 1998:
1998 год. Глава правительства России Евгений Примаков на выставке скульптора Зураба Церетели. Эдуард Песов. ТАСС

Накануне августовского краха казалось, что российская экономика начинает выбираться из кризиса и даже сформировались несколько миллионов российского "среднего класса" с относительным достатков. Многие из них впервые открыли для себя заграничный отдых, в т.ч. на турецких курортах. Тогда это было совсем в новинку!

Пляж на берегу Средиземного моря у отеля "Билькенд", расположенного в 30 км от города Анталья. Юрий Абрамочкин, РИА Новости, 1998:
1998 Пляж на берегу Средиземного моря у отеля Билькенд, расположенного в 30 км от города Анталья. Юрий Абрамочкин, РИА

Мобильники тогда были страшной редкостью, поэтому о дефолте в России многие отдыхающие узнали от стюардес самолётов "Аэрофлота". Как и я сам))


Несмотря на провальную экономическую политику, ельцинская Россия 1998 г. пыталась удержаться на космических высотах, опираясь на богатое технологические и кадровое наследие СССР.
В начале 1998 г. на орбитальной станции "Мир" (запущенной ещё при СССР) возникли проблемы с системой кондиционирования, в результате чего температура в обитаемой зоне повысилась до 32 градусов. После продолжительной борьбы с техникой, космонавтам удалось ее снизить, но лишь до 28 градусов. Члены экипажа сообщали на Землю, что из-за нехватки отдыха совершают в работе слишком много ошибок.После этих событий в США всерьез заговорили о том, что нахождение астронавтов на российской станции может быть небезопасно. И до того не слишком исправно работающие системы "Мира" теперь уже одна за другой отказывали в регулярном режиме.

Станция "Мир" 12 июня 1998 г.:

Станция «Мир» 12 июня 1998

В 1999 г. последние покинувшие станцию "Мир" космонавты перевели ее в автономный режим, а правительство прекратило финансирование орбитального комплекса.

На смену умирающему "Мира" 20 ноября 1998 г. в 8 часов 40 минут по московскому времени ракета-носитель "Протон" успешно вывела в космос первый модуль МКС российский функционально-грузовой блок (ФГБ) "Заря":
20 ноября 1998 года в 8 часов 40 минут по московскому времени ракета-носитель Протон успешно вывела в космос первый модуль МКС российский функционально-грузовой блок (ФГБ) Заря

Борис Немцов, временно исполняющий обязанности вице-премьера РФ, август 1998 г.:
Борис Немцов, временно исполняющий обязанности вице-премьера РФ, август 1998 года

Жизнь продолжалась, в школу отправлялись новые поколения, у которых теперь уже появлятся свои дети.

Компьютерный класс в российской школе 1998 г.:
40422138_2036041846464898_290566804000997376_o

Если в "лихих" 1990-х и была какая-то положительная сторона, так это некоторая передышка в массовой застройке российских городов многоэтажным железобетонным хламом. Их облик на какое-то время стабилизировался перед "Великой градостроительной катастрофой", которая обрушилась на нас в 2000-е и с тех пор только набирает обороты.

Тем не менее, кое-какая строительная активность была и в 1998-м.

В столице не спеша мурыжили стройплощадку будущего делового центра "Москва-Сити", ставшего главным долгостроем российсского компрадорско-сырьевого капитализма:
1998 год Стройплощадка Москва-Сити

1998 год, котлован под Сити:
1998 год, котлован под Сити

В Казани полным ходом шло строительство нового символа города — мечети Кул-Шариф:
1998 г. Казань. Строительство мечети Кул-Шариф.


Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937/1937-улицы, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942/1942-улицы, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948-улицы, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1957/СССР-1957/1957-улицы, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967/СССР-1967/1967-улицы, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977/1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987/СССР-1987/1987-улицы/1987-улицы СССР, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997/РФ-1997, 1998, 1999/РФ-1999.

https://visualhistory.livejournal.com/1905294.html


Метки:  

Автобусная остановка в Париже 100 лет назад

Воскресенье, 11 Ноября 2018 г. 09:21 + в цитатник
Давненько у нас не было автохромов!

Вчера попался один интересный, автобусная остановка в Париже 100 лет назад:
1910s Paris Bus stop

Как ни странно, но Гугл-поиск не дал ни точного года, ни автора, ни первоисточника данного снимка.

https://visualhistory.livejournal.com/1904916.html


Метки:  

20 век в цвете. Каким был мир 20 лет назад

Среда, 07 Ноября 2018 г. 23:02 + в цитатник
Сегодня у нас в проекте 20 век в цвете 1998 год за пределами России.
По какой-то причине к концу 1990-х интересных исторических фотографий становится очень мало, в десятки раз меньше, чем за любой год из 1950-х или 1960-х. Поэтому обзор на сей раз будет относительно кратким. Какие-то осколки мозаики. Зато по России 1998-го планируется большой пост, там есть о чём рассказать и что вспомнить.

Как обычно, начнём с политики.

В 1998 г. на президентских выборах в Венесуэле одержал победу харизматичный левый популист Уго Чавес:
1998 Избрание Чавеса

Это был мощный удар по доктрине "конца истории", согласно которой в мире к началу 1990-х безоговорочно победили либерально-демократические ценности, отныне и навсегда став судьбой для всех народов.



В 1998 г. демократическая революция пришла наконец в Индонезию, которой после антикоммунистического переворота 1965 г. правил проамериканский режим генерала Сухарто.
Азиатский финансовый кризис 1997 года нанёс огромнейший урон индонезийской экономике. Резко упал курс национальной валюты, иностранные инвесторы начали выводить капиталы из Индонезии. Промышленное производство значительно сократилось, начались увольнения рабочих. Начались массовые демонстрации граждан, в основном студентов, недовольных внутренней политикой.

Протесты в Джакарте:

1998 Jakarta unrest

В мае 1998 г. во время столкновений с полицией было убито четыре студента и этот инцидент вызвал массовые беспорядки, в результате которых погибло более тысячи человек.

1998 Jakarta unrest2_2

21 мая 1998 г. Сухарто объявил о своей отставке с поста президента. Начался постепенный процесс демократизации.

1998 Jakarta unrest3

А вот Саддам сидел ещё прочно.


1998 Saddam Hussein brandishes a Russian-made AK-47 assault rifle during his visit to villages in northern Iraq

Саддам Хузей приветствует жителей Саддам-Сити, 21 апреля 1998 г.:
Saddam Hussein waves to the people of Saddam City in Baghdad on April 21, 1998

20 лет назад в мире стало одной ядерной державой больше.

Обращение премьер-министра Пакистана, в котором он объявил об успешном проведении серии ядерных испытаний, 29 мая 1998 г.:
Обращение премьер-министра Пакистана, в котором он объявил об успешном проведении серии ядерных испытаний, 29 мая 1998 года

А вот Северной Корее было тогда совсем не до ядерных ракет. В стране уже 4-й год продолжался голод, вызванный сочетанием разных неблагоприятных факторов.

Северо-корейские крестьяне в 1998 г., фотограф Kathi Zellwege:
North Korean farmers in 1998. Kathi Zellweger

Наверняка в 1998 г. произошло немало интересных событий в мире науки и техники, но мне на сей счёт пока попалось довольно мало фотоматериала.

Стив Джобс из Apple Computers представил новый компьютер iMac. Купертино, штат Калифорния:
1998 год. Стив Джобс из Apple Computers представил новый компьютер iMac. Купертино, штат Калифорния

Mercedes-Benz представил новый модельный ряд на Женевском автосалоне 1998 г.
Mercedes-Benz presented its entire model range at the 1998 Geneva Motor Show

Наверное, должно пройти больше времени, чтобы эти автомобили стали восприматься с такой же исторической ностальгией, как культовые машины минувших эпох.

1998 Mercedes-Benz always welcomes the visitors to the Geneva Motor Show on a stand with a special architectural design

Не претендуя на подробный кинообзор, остановимся на нескольких заметных картинах того года.

Наверное, самым заметным была "Беги, Лола, беги" (нем. "Lola rennt") — фильм немецкого кинорежиссёра Тома Тыквера.
Жанр определить трудно — главная героиня Лола (Франка Потенте) проживает несколько альтернативных жизней, пытаясь спасти своего парня. Надо раздобыть крупную сумму денег за 20 минут. Для этого ей приходится всё время бежать и импровизировать на ходу…

1998 Run Lola Run

Морали особой нет, но вот визуальный образ Лолы стал одним из самых ярких и запоминающихся в истории кино, в одном ряду с самыми культовыми персонажами.
После выхода фильма продажа красной краски для волос в Германии и ряде других европейских стран выросла сразу в три раза!


1998 Run Lola Run3

В 1998-м вышел пафосный фантастический блокбастер "Армагеддон", в котором скромные американские парни в очередной раз спасают мир:

1998 Армагеддон

Русский космонавт Андропов был представлен там в виде пьяного небритого мужика в шапке-ушанке и с огромным разводным ключом в руках.

23-летняя Анджелина Джоли в фильме "Джиа" 1998:


В этой картине, получившей "Золотой глобус", были довольно откровенные сцены, которые не попали в прокат (цензура!), а стали доступны зрителю только в видео-версии:

gia-1998-angelina-jolie-elizabeth-mitchell-hot

На съемках фильма "Годзилла", 1998 год:
На съемках фильма Годзилла, 1998 год


Посмотрим, что интересного происходило с городами мира 20 лет назад.

В 1998 г. Берлин представлял собой большую стройку.
Наиболее грандиозным проектом было создание финансового центра на месте мёртвого пустыря, в который после 1961 г. превратилась Потсдамская площадь (Потсдамер-плац):
1998 Potsdamer Platz

А у обновленного здания Рейхстага строился правительственный квартал:

1998 reichstag_baustelle

Берлин стал столицей стиля хай-тек, фактически заново создавая свой образ:

Берлин 1998 Рейхстаг


В Дубае шло к завершению строительство роскошного отеля Бурдж-эль-Араб на расстоянии 270 метров от берега на искусственном острове:

Burj-Al-Arab-hotel-under-construction-in-1998f

Строительство отеля началось в 1994 году, для посетителей он открылся 1 декабря 1999 года.
Необычное здание высотой 321 м. в форме паруса станет архитектурным символом города.


Burj-Al-Arab-hotel-under-construction-in-1998


К 1998 г. Сингапур уже успел стал тем тем, чем он является сейчас — городом небоскрёбов, мировым финансовым центром, хотя строительство всё новых высоток с тех пор не прекращалось ни на миг:

1998 Singapore

А вот его новый китайский конкурент только расправлял свои могучие плечи. В Шанхае полным ходом шло строительство делового района Пудонг и уже взмыли в небо его первые башни из стекла и стали:

1998 Pudong, Shanghai

Теперь на этом месте уже целый лес небоскрёбов.

На территории бывшего СССР тоже нашлось место для амбициозных строек, хотя они 20 лет назад были ещё скорее в проекте.
Указом президента Назарбаева от 6 мая 1998 г. Акмола была переименована в Астану. За несколько месяцев до этого туда была перенесена столица республики.
Рядом с прежним Акмолинском-Целиноградом в чистом поле, за рекой Есиль начиналось строительство "казахского Вашингтона":

Нурсултан Назарбаев на набережной в Астане, июнь 1998 г.:
Нурсултан Назарбаев на набережной в Астане, июнь 1998г


Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934/1934-36-улицы, 1935, 1936, 1937/1937-улицы, 1938, 1939, 1940, 1941-война/1941-улицы, 1942/1942-улицы, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946/1946-улицы, 1947/СССР-1947/1947-улицы, 1948-улицы, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956/1956-улицы, 1957/СССР-1957/1957-улицы, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966/1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967/СССР-1967/1967-улицы, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976/1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977/СССР-1977/1977-улицы, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986/1986-улицы, 1987/СССР-1987/1987-улицы/1987-улицы СССР, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992/1992-улицы, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996/1996-улицы, 1997/РФ-1997, 1998, 1999/РФ-1999.


https://visualhistory.livejournal.com/1904543.html


Метки:  

Чита 1959-1964 гг.

Среда, 07 Ноября 2018 г. 17:06 + в цитатник
На Паствю увидел замечательные снимки Читы 1959-1964 гг.
Обычно в таком качестве СССР снимали какие-нибудь заезжие американцы, но были и наши фотомастера, которые делали не хуже. Вроде С.О.Фридлянда или неизвестного мне прежде иркутского классика фоторепортажа Эдгара Дмитриевича Брюханенко (1932-2016). Последний и является автором представленных ниже работ.

Чита. Дом офицеров, 1964 г., кликабельно (как всегда):

1964 Чита. Дом офицеров. Брюханенко, Эдгар Дмитриевич



Чита. Улица Ленина, 1959 г.:
1959 Чита. Улица Ленина. Брюханенко, Эдгар Дмитриевич

https://visualhistory.livejournal.com/1904154.html


Метки:  

Всемирная история автомобилизации. 1927 год

Вторник, 06 Ноября 2018 г. 15:38 + в цитатник
Попалась очень интересная статья Осинского "Американский автомобиль или российская телега", напечатанная в августовской "Правде" 1927 года.

В начале статьи Осинский поделился своими впечатлениями от посещения городов Европы и Америки, где даже в Варшаве к 1927 году произошел настоящий автомобильный переворот: "Варшава сразу стала похожа на европейскую столицу, резко изменила свой внешний облик в отличие от Москвы… Картина московской уличной жизни всегда отличалась от европейской своей отсталостью, „азиатчиной“. Теперь разница резко возросла и бросается в глаза". Далее Осинский говорил о том, что города Европы живут в другой транспортно-технической эпохе. По Москве еще всюду ездят извозчики на лошадях, а на американской или европейской городской мостовой встретить лошадь можно не чаще, чем корову. По улицам Берлина, Парижа, Стокгольма густым строем движутся одни только машины. Москва в сравнении с этими городами остается по-прежнему лишь большой деревней. Свои феноменологические впечатления от автомобилизации западного мира Осинский дополнял статистическими сведениями.

К началу 1927 года во всем СССР было 12 тыс. автомашин. С этими показателями Советский Союз находился на 40-м месте в мире. На первом месте располагались США, обладая 23 млн 431 тыс. автомобилей, что составляло 85% всего автопарка планеты. Во всей Европе имелось 3 млн 103 тыс. автомобилей, или 11% от их мирового количества. На все остальные страны мира оставалось 4% автомобилей, из них в Китае автомобилей было 15 тыс., а в Индии (в то время колонии Англии) — 100 тыс. При этом сама Англия имела 984 тыс. автомашин, Франция — 901 тыс., Швеция — 99 тыс., Голландия — 65 тыс., бывшие колонии России: Финляндия — 18 тыс., Польша — 16 тыс., даже Румыния — 14 тыс., а занимающий одну шестую часть суши СССР со 150 млн граждан имел лишь 12 тыс. автомобилей! Из них своих собственных советских машин производилось ежегодно фактически полукустарным способом 600–700 штук. Тем временем "Пежо" производил 25 тыс. авто в год, "Ситроен" — 100 тыс., а американские гиганты "Шевроле" и "Форд" выпускали от 1 до 1,5 млн автомобилей в год.


Итак, если в 1914 году царская Россия имела 16 тыс. автомобилей, занимая по их количеству четвертое место в мире, то теперь, 12 лет спустя, у СССР было 12 тыс. автомобилей и 40-е место в мире!

Кстати, хотел бы напомнить читателям моё небольшое исследование Год выхода нац. автопромов на миллионный рубеж производства.

https://visualhistory.livejournal.com/1903515.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_visualhistory
Страницы: 233 ... 191 190 [189] 188 187 ..
.. 1 Календарь