-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_thor_2006

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 1




Скит боголепный - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://thor-2006.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://thor-2006.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Реконструкция

Среда, 09 Марта 2022 г. 05:32 + в цитатник
А как вам пятидесятник с фитильной пищалью (осада Тулы Менгли-Гиреем, 1552 г.)? Тульский музей оружия, экспозиция «Семь эпох». Автор проекта — Александр Паршин.

1SZEDJXjMNA


KdidtuJcExw


Мордокнига накрылась, так на этот раз фотографии утащил из Вконтактика.

https://thor-2006.livejournal.com/942101.html


Метки:  

Есть женщины в греческих селеньях...

Вторник, 08 Марта 2022 г. 05:54 + в цитатник
По случаю сегодняшнего праздника вспомнилась одна история про... В общем, дело было так - Спарта и Аргос, два дорийских города, давно вели борьбу за первенство на Пелопоннесе. Борьба шла с переменным успехом, но к концу VI в. до н.э. спартанцы стали все-таки додавливать аргивян. В 520 г. (есть, однако мнение, что в 494 г.) до н.э. лакедемонское и аргосское войско сошлось в очередной битве при Сепее. Ведомые царем Клеоменом I, лакедемоняне наголову разбили аргосцев и практически полностью уничтожили их войско (по сообщению Геродота, было убито 6 тыс. аргивян, а Плутарх вообще пишет о 7777 павших аргивянах, правда, добавляя к этому, что не стоит верить этой сказке).
В общем, Аргос постигла подлинная катастрофа, и, казалось, никто и ничто не может спасти его от печальной участи той же Мессении, покоренной прежде спартиатами. Однако в оракуле, что дала аргивянам перед битвой дельфийская пифия, были слова, которые предвещали несколько необычный исход этого противостояния. Геродот передал этот оракул следующим образом:

Если же в битве жена одолеет когда-либо мужа,
Дав изгнанье в удел, меж аргивян же славу стяжает,
Много аргивянок станет свой лик от печали царапать.
Скажет тогда кто-нибудь из грядущих потомков аргосских:
«Страшный в извивах дракон погиб, копием прободенный»


В Аргосе в это время жила некая Телесилла. По словам Плутарха, она, как передают, происходила из знатного дома; болезненное телосложение побудило ее обратиться за помощью к оракулу, и ей было дано указание почитать Муз. Повинуясь божеству, она посвятила свое усердие песням и гармонии и скоро не только избавилась от недомогания, но и прославилась среди женщин как поэтесса. Узнав о том, чт аргосские мужчины пали в бою, Телесилла взяла на себя руководство оборонйо города. По словам Плутарха,

все женщины в цвете возраста, воодушевленные неким божественным порывом, поднялись на защиту родины. Предводительствуемые Телесиллой, они вооружаются, занимают укрепления, окружают своими отрядами стены, изумляя этим врагов. Они отразили Клеомена с большими для него потерями, eвытеснили и второго царя Демарата, уже проникшего в город и захватившего Памфилиакон, о чем сообщает аргосский историк Сократ.
Так был спасен город. Женщин, павших в этой битве, с почетом похоронили на Аргосской дороге, а оставшимся в живых было предоставлено воздвигнуть памятную статую Эниалию


Другий греческий историк-антиквар, Павсаний, добавил к этой эпической картине новых красок:

Телесилла поставила на стенах рабов и всех тех, которые вследствие молодости или старости были неспособны носить оружие (в бою), сама же, собрав оружие, которое оставалось в домах и которое можно было найти в храмах, вооружила им женщин цветущего возраста и, вооружив, поставила там, где, по ее мнению, враги будут наступать. Когда же лакедемоняне уже подошли и женщины не испугались их воинственного клича и, приняв их удар, смело сражались, то лакедемоняне подумали, что если они погубят этих женщин, их победа будет бесславна, если же они будут разбиты, то поражение соединится для них с позором, поэтому они отступили перед женщинами

Благодарные потомки чтя память о поэтессе-воительнице, посвятили ей рельеф в храме Афродиты. Видевший его воочию павсаний так описывал его:

За театром находится храм Афродиты и перед изображением богини — рельефное изображение Телесиллы, той, которая писала стихи: ее книги брошены у ее ног, сама же она смотрит на шлем, который держит в руке, собираясь надеть его себе на голову

Вот так подтвердились слова пифии!

BCD-Peloponnesos-1066


https://thor-2006.livejournal.com/941865.html


Метки:  

Вы не понимаете - это другое...

Понедельник, 07 Марта 2022 г. 05:03 + в цитатник
На дворе далекий 1856 г., во Франции бурно обсуждается грядущая тарифная реформа, и вот в одном из номеров французского "Индустриального монитёра" (Le Moniteur Industriel) в колонке главреда любопытноетакое наблюдение сделано было:

В Испании, как и во Франции, либералы пытались пристыдить местных жителей с их отсталыми идеями относительно системы протекционизма и от щедрот своих предлоили свободну. торговлю между двумя странами. Да вот незадача - у испанцев возник вопрос: распространяется ли свообда на доступ их вина?

Как вы думаете, ответили на это вопрос обитатели туманного Альбиона? А вот как:

Вино - это отдельная проблема; что она затрагивает широкий круг английских интересов; что внутренне производство пива и крепких напитков приносит Великобритании огромные доходы; что в эти отрасли были вложены огромные капиталы; от них зависит благосостояние трудящихся масс, поэтому Англия никогда не согласится принести такую жертву на алтарь принципов

Ну и общее резюме редактора:

Вот так англичане понимают режим свободной торговли! ... Одной стороне все, а другой ничего...



В общем, что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас

https://thor-2006.livejournal.com/941603.html


Метки:  

Пракотец

Воскресенье, 06 Марта 2022 г. 05:51 + в цитатник

Метки:  

Продолжаем продолжать

Суббота, 05 Марта 2022 г. 05:36 + в цитатник
Последние новости из мира палеонтологии - какие открытия были совершены в минувшем году:

Летом 2021 года вышла научная работа, согласно которой видовое разнообразие динозавров начало падать ещё до мел-палеогенового вымирания и до падения астероида. Разнообразие начало падать за 10 млн лет до всего этого, где-то 77—72 млн лет назад. Причём важно, что упало именно разнообразие, а не число особей стало меньше....

По этой ссылке можно прочесть не только эту новость, и много других, не менее, если не более, интересных. Жизнь, несмотря ни на что, продолжается...

1627267120_19-funart-pro-p-drevnie-zhivotnie-zemli-zhivotnie-krasivo-20


https://thor-2006.livejournal.com/941289.html


Метки:  

Cedo Alteram

Пятница, 04 Марта 2022 г. 05:31 + в цитатник
Разбавим тексты картинками - не все ж много букв размещать

Художник Zvonimir Grbasic (2021)


Не грек, конечно, но все равно из античности родом. И спасибо за литературу и на ссылки по Марафону - кое-что удалось сыскать в Сети, кое-что, увы, нет, но, тем не менее, для уяснения общей картины на данный момент этого более или менее достаточно.

https://thor-2006.livejournal.com/940952.html


Метки:  

Когнитивный диссонанс

Четверг, 03 Марта 2022 г. 05:48 + в цитатник
Продолжая развивать поднятую перед тем, как я оказался на больничной койке тему о пресловутом "греческом чуде" (опять же - впечатления от прочитанного по второму кругу цикла биографий греческих политических деятелей пера Игоря Сурикова).
В общем-то, через все работы об этом "чуде" рефреном (красной строкой, если хотите) проходит одна и та же идея, один и тот же тезис - полисное общественно-политическое устройство обеспечило неслыханный взлет греческой культуры во всех ее проявлениях и сделало античную Элладу "чистейшей прелести чистейшим образцом". К примеру, Игорь Суриков пишет:

Представим себе, что древнегреческая история I тыс. до н.э. пошла бы с самого начала по иному пути, и в Греции сложились бы не полисы, а "нормальные " бюрократические государства - такие же, как во всем тогдашнем цивилизованном мире. Наверное, они оказались бы более долговечными... Но разве тогда Элладу ожидал бы тот могучий всплеск творческой активности, который она пережила на протяжении архаической и классической эпох? Разве были бы тогда в ней порождены те принципиально новые, уникальные, беспецендентные формы культуры, мысли, мировоззрения, которые потом стали мощным фундаментом для духовного, интеллектуального развития Европы последующих эпох? Иными словами, стала бы тогда Греция Грецией, имело бы место "греческое чудо"? Думается, ответ вполне однозначен: ничего этого бы не было. Было бы типичное древневосточное общество, и не появился бы выход из этого "заколдованного круга"...

Вот так, и не больше, и не меньше! А я вот подумал о том, лежа на больничной койке, читая эти слова - а как же быть с древним Китаем? Ведь в древнем Китае в чжоусскую и постчжоусскую эпоху, когда закладывались основы китайской цивилизации, и близко не было полисов, а вот пресловутое "нормальное древневосточное бюрократическое" государство - оно как раз было. Но помешало наличие этого государства и отсутствие полиса взлету древнекитайской мысли и культуры? разве не родились в древнем Китае сложные философские системы? Изощренные правовые учения? История как способ познания окружающего мира? Я уже не говорю о прочем. Они что, чем-то уступаю древнегреческим? Они не стали фундаментом другой, дальневосточной цивилизации?

10361-004-15AECA1A


Но как же так получилось - полиса нет, а вот высочайшие достижение человеческого духа и разума есть? Осмелюсь предположить, что здесь дело вовсе не в том, что у греков был полис, а вот на древнем Востоке его не было (тут есть, как говорится, нюансы), а в другом. Возможно, что секрет кроется не в полисах, а в ситуации, когда идет борьба за доминирование на "большой шахматной доске" между несколькими игроками, и эта конкуренция способствует развитию социума - стороны изыскивают разные способы поднять свой престиж, свой потенциал и пр. для того, чтобы добиться решающего перевеса в этой "Большой игре". Нет такой конкуренции (как, предположим, в том же древнем Египте) - нет и движения, нет развития, есть - получите "греческоe" или "китайское" "чудо".
P.S. Опять же приходит на ум древний Шумер - ведь там полисная ситуация в чистом виде была (по крайней мере, такое у меня сложилось впечатление после того, как прочитал ряд последних изысканий по теме древней истории Шумера). Вот только, похоже, из-за состояния источников мы знаем о "шумерском чуде" много меньше, чем о греческом.

https://thor-2006.livejournal.com/940771.html


Метки:  

"Меня терзают смутные сомнения..."

Среда, 02 Марта 2022 г. 05:36 + в цитатник
И вот, когда пришел по кругу черед командовать Мильтиаду, афиняне выстроились в боевом порядке для битвы вот как: начальником правого крыла был полемарх Каллимах (у афинян существовал тогда еще обычай полемарху быть во главе правого крыла). За правым крылом во главе с Каллимахом следовали [аттические] филы одна за другой, как они шли по счету. Последними выстроились на левом крыле платейцы. Со времени этой битвы у афинян вошло в обычай, чтобы в Панафинейский праздник, справляемый каждый пятый год, при жертвоприношении афинский глашатай произносил молитву о даровании благ платейцам и афинянам. В то время когда афиняне строились в боевой порядок, на Марафонском поле случилось вот что: боевая линия эллинов оказалась равной персидской, но при этом центр ее составлял только немного рядов в глубину; здесь боевая линия была слабее всего, зато на обоих крыльях воины стояли более плотно.
Окончив боевое построение, после того как выпали счастливые предзнаменования, афиняне быстрым шагом по данному сигналу устремились на варваров. Расстояние же между обоими противниками было не меньше 8 стадий. При виде подходящих быстрым шагом врагов персы приготовились отразить атаку. Поведение афинян персам казалось безумным и даже роковым, так как врагов было немного и притом они устремлялись на персов бегом без прикрытия конницы и лучников. Так думали варвары. Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно. Ведь они первыми из всех эллинов, насколько мне известно, напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов.
Битва при Марафоне длилась долго. В центре боевой линии, где стояли сами персы и саки, одолевали варвары. Здесь победители прорвали ряды афинян и стали преследовать их прямо в глубь страны. Однако на обоих крыльях одерживали верх афиняне и платейцы. После победы афиняне не стали преследовать обратившихся в бегство врагов, но, соединив оба крыла, сражались с врагами, прорвавшими центр. И здесь также победили афиняне. Затем они начали преследовать и рубить бегущих персов, пока не достигли моря...


7441d6d3283fb02cb66c078f84fa820e


Думаю, что нет нужды представлять классическое описание знаменитого сражения при Марафоне, данное "отцом истории" Геродотом. Казалось бы, описание исчерпывающее и позволяющее более или менее детальнол (вкупе с описанием сражения у других античных авторов и натурными съемками) восстановит картину случившегося и как будто не оставляющее вопросов. А они, однако, все же есть. Лежал я на больничной койке, находясь под впечатлением от двухтомника Сурикова ( о котором я прежде писал, да и еще напишу), и восстанавливал в своей памяти все, чт читал про Марафон в разных книгах и пр. И вот какие мысли пришли в голову.
1. Когда Геродот пишет о том, что афиняне выстроились на поле боя по филам, означает ли это, что каждый "квадрат" представлял собой относительно самостоятельное подразделение, способное к маневрированию на поле боя?
2. Построение по филам означает, что каждая из них имела свою численность и, как следствие, различия в численности фил друг от друга неизбежно вели к тому, что плотность и глубина боевого построения были разными?
3. Если последнее предположение верно, то значит ли это, что стоявшая на правом фланге афинян фила (Эрехтеиды?) была столь же многочисленна, как и отряд платейцев (согласно Павсанию - 1 тыс. гоплитов), а прочие были менее многочисленны, почему глубина их боевого построения была меньшей?
4. Из описания Геродота следует (вопрос, кстати, о качестве перевода), что персы прорвали центр боевого построения афинян. Но ведь это катастрофа - спартиаты, быть может, и смогли бы выстоять в таком случае (Известно, что лакедемоняне, непревзойденные мастера и знатоки военного искусства, прежде всего старались приучить себя не теряться и не страшиться, если строй оказывается расторгнутым, но, где бы ни застигла каждого опасность, одновременно и восстанавливать порядок и отражать врага, используя поддержку всех товарищей позади и с обеих сторон), но набранные с бору по сосенку афинские фольксштурмисты? Может, имеет смысл говорить о том, что персы смогли в центре сдержать натиск афинян и остановить их? Во всяком случае, список потерь афинян в ходе сражения никак не свидетельствует о том, что они в центре потерпели сокрушительное поражение - 192 убитых это совсем чуть-чуть.
5. Действия правофланговой афинской филы и платейцев как будто свидетельствуют в пользу того, что фила могла маневрировать на поле боя и совершать движения независимо от остального строя, не боясь нарушить непосредственную локтевую связь с соседями?
В общем, вот такие у меня возникли вопросы. не подскажет ли кто (или там кинет ссылку) на последнюю литературу по вопросу, чтобы прояснить ситуацию?

https://thor-2006.livejournal.com/940307.html


Метки:  

Dream team

Вторник, 01 Марта 2022 г. 05:35 + в цитатник
Пока валялся на больничной койке, от нечего делать много чего передумал и напредставлял. И вот, в частности, попробовал проедставить себе, какой была бы выборка идеальной "команды" для ВВС КА, скажем, во 2-й пол. 44-го - начале 45-го годов, если бы руководство Наркомата авиапромышленности уделили бы больше внимания доводке перспективных авиамоторов (того же М-71) и, следовательно, в серию пошли бы машины, созданные в КБ Поликарпова, Сухого и др. авиаконструкторов
Итак, начнем с ударной авиации:
1. Фронтовой бомбардировщик - естественно, Ту-2. Тут без вариантов. Наш "веллингтон", поликарповский НБ (Т) все же больше проходит по разряду тяжелых бомбардировщиков (аналог Ил-4).

tu2-2


2. Отличную пару ему составил бы суховский Су-8 - тяжелый штурмовик.

su8-1


3. Ну и в качестве самолета поля боя пошел бы опять же суховский Су-6

su6-8


Теперь истребительная авиация:
1. Фронтовой истребитель, он же истребитель-бомбардировщик - опять же, без вариантов, И-185

i185-11


2. Напарник И-185, но с двигателем жидкостного охлаждения - поликарповский ИТП (аналог "Тайфуна"?)

itp-1


3. Тяжелый истребитель сопровождения, он же истребитель для ПВО - поликарповский ТИС.

tis-4


Вот такая вот вышла "команда мечты".

https://thor-2006.livejournal.com/940099.html


Метки:  

Realpolitik, демократия и эльфийство

Понедельник, 28 Февраля 2022 г. 05:20 + в цитатник
В 416 г. до н.э., в ходе знаменитой Пелопоннесской войны, Афины отправили эскадру с десантом на борту к небольшому острову Мелос в Кикладском архипелаге. Этот остров, на котором находился дорийский одноименный город, с начал войны занял нейтральную позицию, не желая вмешиваться в конфликт ни на афинской, ни на спартанской стороне. Однако, после того, как война зашла в тупик, обе стороны начали искать выход из этого тупика, и афинское народное собрание (не забудем о том, что в Афинах в это время была демократия самая что ни на есть демократичная) проголосовало за решение мелосского вопроса радикальным образом - Мелос должен стать афинским союзником (точнее, подданным, ибо в афинской архэ практически все участники превратились в подданных Афин) или...

Остров Мелос

220px-Milos




Короче, когда афинская эскадра подошла к Мелосу, афиснкие стратеги попробовали решит дело миром и направили послов к мелиянам. Тамошние "олигархи" решили, что не стоит этот вопрос выносить на обсуждение народного собрания, но "перетереть" с афинянами в узком кругу. Ход переговоров Фукидиди излагал следующим образом (и его описание речей афинских дипломатов и "лучших" мелиян вошло в историю как Мелосский диалог).
Итак, чего добивались афиняне? Главное их требование к мелиянам - отступиться от своего нейтралитета и вступить в афинский морской союз, выплачивать форос и оказывать Афинам всяческую поддержку в войне со Спартой и ее союзниками. Обосновывая его, они не стали темнить и сразу зашли с козырей:

Вам, как и нам, хорошо известно, что в человеческих взаимоотношениях право имеет смысл только тогда, когда при равенстве сил обе стороны признают общую для той и другой стороны необходимость. В противном случае более сильный требует возможного, а слабый вынужден подчиниться...

Мелияне ответствовали на эти слова следующим образом:

Как нам, по крайней мере, кажется, полезно — раз уж вы решили, устранив вопрос о праве, говорить только о пользе, — чтобы вы не отменяли понятие общего блага; чтобы с каждым человеком, находящимся в опасности, поступали по пристойной справедливости и чтобы получил какую-то помощь и тот, чья правота не доказана с полной очевидностью

мЭтот довод афиняне парировал следующим образом:

Мы постараемся показать вам, что пришли ради пользы нашего владычества, и будем говорить с вами теперь о спасении вашего города. Ведь мы не желаем такого господства над вами, которое было бы для вас тягостно; напротив, мы хотим вашего спасения к обоюдной выгоде

"Партнеры" афинян по переговорам удивились такой постановке вопроса, ибо, по их мнению, как же рабство может быть нам столь же полезно, как вам владычество?

Афиняне за словом в карман не полезли:

Потому что вам будет выгоднее стать подвластными нам, нежели претерпеть жесточайшие бедствия. Наша же выгода в том1, чтобы не нужно было вас уничтожить

Мелияне удивились такой постановке вопроса и, в свою очередь, спросили:

Но не согласитесь ли вы оставить нас нейтральными, не врагами вам, а друзьями, с условием не вступать ни в один из союзов?

Афиняне на это предложение ответили отказом, ибо, по их мнению, ваша неприязнь вредит нам не столь сильно: ваша дружба в глазах подвластных нам будет признаком нашей слабости, а вражда ваша — доказательством мощи. Кстати, как тут не вспомнить фарзу Клеона, афинского политика-демагога, сказанную несколько ранее в народном собрании:

Не забывайте, что ваше владычество над союзниками — это тирания, осуществляемая против воли ваших подданных, которые злоумышляют против вас. Они повинуются вам отнюдь не за то, что вы угождаете им себе во вред. На их дружбу вы не можете рассчитывать: они подчиняются, лишь уступая силе

Продолжая доказывать мелиянам необходимость подчиниться требованиям афинского народного собрания, афинские послы заявили также, что независимые города сохраняют свободу потому лишь, что в состоянии защищаться, и мы не нападаем на них из страха. Поэтому ваше подчинение, помимо расширения нашего господства, усилит нашу безопасность. Тем более что мы господствуем на море, и вы как островитяне, будучи слабее других островитян, должны нам подчиниться

Мелияне же считали, что было бы величайшей низостью и трусостью не испробовать все средства спасения, прежде чем стать рабам, на 'то афиняне ответствовали им - посмотрите на вещи с практической стороны дела, ведь вы не состязаетесь в доблести с равным противником, которому уступить зазорно, а ищете спасения, встретив противника, которому вы не в силах противостоять. Тут надо отметить, что мелос - маленький город, там и сейчас проживает чуть больше 4 тыс. человек, а в те годы - и того меньше, а Афины - это суперполис, где одних только граждан было больше 30 тыс. человек, не считая прочих - Давид и Голиаф, одним словом.

Мелияне с этим не согласились, ибо, по их мнению, Как известно, военное счастье иной раз благоприятствует даже более слабому и разница в силах обоих противников не дает безусловного перевеса одному из них

И снова афинские послы призвали их трезво посмотреть на вещи и внять голосу разума:

Надежда, утешение во всякой опасности если и повредит человеку, располагающему избытком средств, то не погубит его окончательно. Но тот, кто ставит на карту все свое состояние (ведь надежда по природе расточительна), лишь в самый момент своего полного крушения, когда уже поздно остерегаться, видит всю ее обманчивость. Вы — бессильны, и ваше существование на волоске. Не подвергайте же себя такой опасности, не повторяйте ошибок большинства людей, которые в беде или во время недуга, когда спасение еще не превышает человеческих возможностей, пренебрегши действительными надеждами, обращаются к призрачным и прибегают к предсказаниям, оракулам и подобным обманным средствам, которые верящим в них несут гибель

У мелиян и на это был готов ответ - "Европа нам поможет":

Недостаток военных сил нам возместит союз с лакедемонянами, которые, хотя бы ради племенного родства и из чувства чести, должны оказать нам помощь. Поэтому-то наша решимость сопротивляться не так уже неразумна

Афинские послы лишь улыбнулись, услышав эти слова:

Что же до лакедемонян, то если вы воображаете, что они чести ради помогут вам, то мы преклоняемся перед вашим прекраснодушием, но не завидуем вашему неразумию

Вообще, заявили они, не думайте, что противоречит нашей чести отказ от сопротивления великой державе, которая выставляет умеренные требования, заключающиеся в том, чтобы вы присоединились к союзу с нею (с уплатой дани), сохраняя владение своей землей. Если вам предлагают выбор: война или безопасность— не настаивайте из упрямства на худшем. Ведь те, кто не уступает равным себе, с могущественными ведет себя благоразумно, а со слабыми — умеренно, преуспеют более всего

Сказав это, афинские послы еще раз предложили мелиянам хорошо подумать, прежде чем дать ответ, и покинули совещание. Увы, "лучшие" мелияне не вняли джоводам Realpolitik и решили отказать афинянанм в их предложении:

Афиняне! Наше мнение и воля неизменны, и мы не желаем в один миг отказываться от свободы в городе, существующем уже 700 лет. Полагаясь на судьбу, до сих пор по божественной воле хранившую нас, и на помощь людей и в их числе лакедемонян, мы попытаемся сохранить нашу свободу. Мы предлагаем вам мир и дружбу, но в войне желаем остаться нейтральными и просим вас покинуть нашу страну, заключив приемлемый для обеих сторон договор

Афиняне были, конечно же, разочарованы столь нерациональным поведением мелиян:

Итак, если судить по вашим решениям, то вы — единственные люди, для кого будущее достовернее настоящего, которое у вас пред глазами, и вы принимаете незримое за уже осуществляющееся, так как оно вам желательно. Предавшись всецело вере в лакедемонян и в судьбу, вы рискнули всем, но вы все и потеряете!

Исход предпринятой осады был вполне предсказуем - лакедемоняне не пришли, мелияне были вынуждены сдаться, после чего, по словам Фукидида, афиняне умертвили всех захваченных взрослых мелиян, а детей и женщин обратили в рабство; местность афиняне заселили сами, выслав сюда впоследствии пятьсот колонистов

42848_900


В очередной раз в истории столкновение прекрасных идеалов и Realpolitik закончилось не в пользу идеалов.

https://thor-2006.livejournal.com/939884.html


Метки:  

Котик?

Воскресенье, 27 Февраля 2022 г. 05:41 + в цитатник
Имеем по списку:
1. Фараон - один.
2. "Бегун" - один.
3. Колесница - одна.
4. Лошади - две штуки.
А вот кто там путается в ногах у горячих боевых коней? Неужели котик - лев т.е.? Боевой лев фараона Рамзеса?

Ramesses-II-1024x691


https://thor-2006.livejournal.com/939719.html


Метки:  

Не изменяя традициям

Суббота, 26 Февраля 2022 г. 05:32 + в цитатник
Субботний пост - как всегда, про доисторическую жизнь:

Обобщение материала, собранного в пещере Мандрен (Франция) дало ученым возможность увидеть временную развертку освоения сапиенсами Европы. Важную роль в этом исследовании сыграли ясная и детальная стратиграфия пещерных слоев с надежными послойными датировками, колоссальное количество каменных орудий в каждом слое, а также найденные в каждом слое один-два зуба обитателей пещеры, мастеривших каменные орудия. Все находки уложились в интервал от 70 до 40 тысяч лет назад, то есть в ключевой период истории, на который в Европе пришелся переход от среднего палеолита к верхнему и от неандертальцев к сапиенсам. Однако и характер орудий, и признаки зубов не рисуют картину простой одноактной смены неандертальцев сапиенсами. Они выявили относительно короткий эпизод появления в Мандрене сапиенсов около 55 тысяч лет назад, сместивших неандертальцев — прежних здешних обитателей. Через несколько тысячелетий сапиенсы снова уступили пещеру неандертальцам, прожившим в пещере Мандрен до своего полного вымирания. После этого пещерой уже безраздельно завладели сапиенсы. Никаких признаков обмена технологиями ни со стороны неандертальцев, ни со стороны сапиенсов в течение эпизода интрогрессии не отмечено, а сама смена жильцов в пещере проходила быстро — буквально за один год. Отсюда авторы исследования делают вывод, что даже встретившись на одной территории, сапиенсы и неандертальцы предпочитали не общаться

modern_human_incursion_into_neanderthal_territories_2_703


https://thor-2006.livejournal.com/939273.html


Метки:  

Я свободен!

Пятница, 25 Февраля 2022 г. 13:06 + в цитатник


Полторы недели на больничной койке миновали! Я вернулся!

https://thor-2006.livejournal.com/939103.html


Метки:  

А что там, по ту сторону холма?

Вторник, 15 Февраля 2022 г. 05:34 + в цитатник
По ходу дела начал читать "Новую историю Азенкура" (https://kniga-online.org/books/nauchnye-i-nauchno-populjarnye-knigi/istorija/317714-1415-azenkur-novaya-istoriya-lp-karri-enn.html). Перевод, конечно, корявый самопальный, но общий смысл позволяет понять (особенно если более или менее в курсе того, что случилось тогда), равно какк и посыл автора (да, я знаю, что можно сказать оригинал, и даже не одни вариант, но нет времени читать оригинал - в другой жизни, наверно).
На что обратил внимание? Во-певырх позавидовал самой черной завистью ихним историкам - Anne Curry, автор книги, пишет, что

Книга "1415. Азенкур. Новая история" – это не просто пересказ старой истории на основе хроник и исключительно печатных и вторичных материалов, как это делали практически все другие исследования. Она основана на полностью оригинальном исследовании неопубликованных архивных источников как в Англии, так и во Франции. Она намеренно избегает великих тюдоровских историй Эдварда Холла и Рафаэля Холиншеда, которые легли в основу многих старых работ и популярных взглядов на битву, не в последнюю очередь из за вдохновения, которое они дали Шекспиру. Хотя в книге используются современные хроники, то есть те, которые были написаны в течение пятидесяти лет после битвы, они рассмотрены критически. Различные рассказы сравниваются и анализируются, а не просто принимаются за "правду"

Вот ведь невезуха какая - я не случайно выделил именно это место в цитате! У них там, за бугром, сохранились документы, которые позволяют, не используя вторичные источники (тот самый нарратив) которые только искажают картину события, восстановить более или менее точную произошедшего и, кстати, снимают сразу вопрос о тьмочисленных армиях. И снова вопрос - так сколько было людей и Дмитрея Московского на Куликовом поле? Думаю, что не стоит доказывать еще и еще раз, что ресурсы и объем власти, которыми располагал великий князь московский и владимирский, были несопоставимы с теми, что имел в своих руках Генрих V или Карл VI и русские рати того времени были менее многочисленны, нежели те, что могли выставить короли Англии и тем более Франции. В нашем же распоряжении подобного рода финансовых документов нет и в помине, вот и приходится всяко разно исхитряться пытаясь выжат максимум информации, причем более или менее правдоподобной из скудных летописных свидетельств.
Обращает на себя внимание и такой нюанс - автор подчеркивает структурное сходство француской и английской армий того времени, укомплектованных по преимуществу профессионалами - людьми, для которых война была ремеслом. Я сильно сомневаюсь конечно, в том, что на Руси в конце XIV - нач. XV вв. (во времена Дмитрея Московского и его сына Василия, который I) рынок наемничества был развит в той же степени, как и в Западной Европе того времени. Рутьер/кондотьер - все таки персонаж не нашего романа. Однако я все же практически не сомневаюсь в том, что наряду с "дворами" княжескими (и боярскими? А почему бы и нет - они ж являлись на службу конно, людно и оружно, т.е. со свитой) и пресловутыми "городовыми полками" (которые представляли собой прообраз будущих служилых городов московского периода) в тех же городах и волостях сформировалась прослойка "младших сыновей" - полу- и профессиональных бойцов, тех самых "казаков", которые в случае необходимости снаряжались "миром" в поход (вместо почтенных отцов семейств).
Еще один любопытный момент связан с археологией сражения. Ann Curry отмечает что реальное местонахождения поля битвы никак пока не подтверждается сответствующим археологически находками - нет ни массовых находок тех же наконечников стрел )учитывая тактику английских лучников, их на месте сражения должно было остаться великое множество) ни захоронений павших (которых нарратив исчисляет тысячами). Кстати, автор пишет, что для той эпохи смерть даже 500 воинов - весьма и весьма значительная потеря, так что легендарная роспись павших князей и бояр на Куликовом поле начинает играть иными красками в этом свете.
Что еще обращает внимание, так это утверждение автора, что Азенкур вовсе не носил характера решающей битвы, которая разом решила все проблемы и для Генриха, и для французов - снова напрашивается параллель с Куликовской битвой. И здесь, и там значение сражения было изрядно преувеличено потом, добросовестными (и не очень) хронистами и летописцами, которые, расписыва я в красках это событие (каждый - свое), руководствовали всем чем угодно, но тоьлко не стремлением донести до потомков более или менее истинную картину битвы.
В общем, есть, видимо, смысл все-таки попробовать обобщить свои наблюдения относительно особенностей развития русского военного дела в конце XIV - нач. XV вв. Давно уже вынашиваю эту идею, но, кажется, только сейчас образовалась некая критическая масса.

956px-Morning_of_the_Battle_of_Agincourt,_25th_October_1415


https://thor-2006.livejournal.com/939005.html


Метки:  

Секрет власти

Понедельник, 14 Февраля 2022 г. 05:26 + в цитатник
В народе, имеющем столь сильную власть, возникают, естественно, всевозможные страсти. Перикл один умел искусно управлять ими, воздействуя на народ главным образом надеждой и страхом, как двумя рулями: то он сдерживал его дерзкую самоуверенность, то при упадке духа ободрял и утешал его. Он доказал этим, что красноречие, говоря словами Платона, есть искусство управлять душами и что главная задача его заключается в умении правильно подходить к различным характерам и страстям, будто к каким-то тонам и звукам души, для извлечения которых требуется прикосновение или удар очень умелой руки

В развитие пятничного поста про афинскую демократию - лучшую из всех демократий. Вот вам цитата из Плутарха, из его жизнеописания Перикла. А знаете, как это называется на практике - "управляемая демократия"!
Продолжая читать жизнеописания афинских политиков в изложении уважаемого И.Е. Сурикова, я чем дальше, тем больше убеждаюсь в том, что сущность переворота, учиненного Клисфеном в конце VI в.до н.э., состояла именно в том, что этот политик опрокинул шахматную доску - джентльмены играют по правилам, а когда правила им мешают, они их меняют. Наш Клисфен это и сделал и одолел своих противников (как до него это сделал Писистрат, также изменивший правила игры). Раньше, в доклисфеновские времена, власть делили между собой аристократы-эвпатриды, и исход этой борьбы определялся расстановкой сил внутри элиты, теми союзами и коалициями, которые разные аристократические семьи создавали друг с другом в политических интересах. Клисфен вышел за рамки этого круга, подключив к борьбе новый ресурс - демос. Теперь, после его "реформ", верх в политической борьбе в Афинах одерживал тот политик, который сумел поставить себя на место простата демоса как наиболее многочисленной (но, вместе с тем, наименее организованной - благодаря клисфеновским же реформам) политической силы. Теперь секрет победы заключался в том, кто сумеет наиболее искусно манипулировать демосом, навязывать ему свою точку зрения, выдавая ее за мнение самого демоса - обратно цитата из плутархова жизнеописания Перикла:

По большей части он вел за собою народ убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и, направляя его к его же благу, заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно так же, как врач, который при продолжительной переменчивой болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства...

Понятно, что при такой политической системе, в которой легитимация власти происходит через демос, рано или поздно на смену простатам приходят демагоги - власти хочется многим, а вот попасть во власть (ага, тот самый социальный лифт!) можно только через описанное умение привлекать внимание демоса. А пресыщенному демосу нужны новые острые ощущения (как той лисе из сказки - ее накормили, напоили, развеселили, а теперь надо напугать), и тот, кто сумеет их обеспечить, тот и выиграет в конце концов. В общем, демократия превращается в весьма удобный инструмент вхождения во власть для всякого рода популистов - авантюристов и прожектеров. Времена аристидов и кимонов уходят, и уходят безвозвратно...

Perikles_2


https://thor-2006.livejournal.com/938511.html


Метки:  

Братство хвоста

Воскресенье, 13 Февраля 2022 г. 05:32 + в цитатник

Метки:  

Совершенная демократия? Или?

Пятница, 11 Февраля 2022 г. 05:06 + в цитатник
Вообще - демократия - это цель или средство? Вот лично у меня складывается впечатление, что то и это регулярно путают и смешивают, а ведь это совсем не однои то же. В общем, снова о впечатлениях от прочитанного. Опять же возвращаясь к греческим политикам И.Е. Сурикова, на это раз классической эпохи - перечитываю эту часть его исследования второй раз (первый - полтора года назад). Хороший текст - без преувеличения и без ехидства, я серьезно. Автор чрезвычайно эрудирован и знает то, о чем пишет. Читаешь - и получаешь удовольствие - и интеллектуальное, и чисто познавательное, и опять же - ностальгия. Все же в наших умах глубоко сидит уважение, почтение и даже, не побоюсь сказать любовь к Древней Греции - у меня, во всяком случае, с тех самых пор, когда я нашел на свалке учебник по истории древнего мира Коровкина (а было этого году в 77-м), а потом попросил родителей купить мне школьный атлас истории древнего же мира, а потом... А потом - я ж был книжным ребенком - я читал в дестве все подряд и как не в себя, и книги по истории древней Греции для меня были одними из самых любимых. В общем, книга эта мне очень загшла тогда, и сейчас ничуть не хуже идет. Но теперь я замечаю некоторые нюансы, на которые прежде особого внимания не обращал.
Итак, о нюансах. Уважаемые исследователь стремится быть объективным и подчеркивает, что аифнская демократия не была идеальной демократией - и на ней, как и на солнце., были пятна. Но все же, перечитывая текст снова, обращаешь внимание на то, что автор пребывает перед ней если не в немом восхищении, то, во всяком случае, преклоняет (фигурально) колено и приносит оммаж. А вот у меня не получается - то ли в силу врожденного скептицизма, то ли потому, что слишком циничен и утратил илюзии (хотя где-то очень глубоко-глубоко в душе они как будто еще живы и время от времени пытаются прорваться на поверхность - но я их давлю). Для И.Е. сурикова афинская демократия - в общем и в целом почти идельная форма правления (для своего времени, конечно). Но вот отдельные детали, котоыре он сообщает (а их, этих деталей, постепенно собирается все больше и больше, и в конце концов количество переходит в качество).
Для\ автора афинский демос выступает некоей силой, сплоченной, единой, четко осознающей свой политический интерес и, что немаловажно, силой сознательной, которая реально держит бразды правления государством в своих руках - действительно, власть, созданная народом, для народа и из народа. Короче,

Классической афинское демократией очень трудно было манипулировать в чьих -либо личных или групповых интересах. Не то чтобы совсем нельзя: политической системы, абсолютно не подверженной манипуляциям, наверное, никогда не было, нет и не будет. Но афинский полис страдал от этого зла несравненно меньше, чем любое современное демократическое государство

Однако, по мере того, как автор пеерходит от обобщений к конкретным фактам, это впечатление постепенно развеивается. Начиная с того самого момента, когда Агамемно призвал народ на собрание и предложил ему убраться восвояси домой, и ахеяне с радостью метнулись кабанчиками к кораблям, чтобы отплыть к своим очагам и женам, а затем Одиссей вернул их обратно, и ахеяне с такой же радостью решили продолжить войну дальше, ситуация не меняется. Народ ли, демос ли, неважно - он всегда и повсеместно выступает инструментом в руках ушлых политиков, котоыре пользуются демосом для того, чтобы реализовать свои властные полномочия. Начиная с Клисфена, которые в борьбе с Исагором (за спиной которого стояла Спарта) решил опереться на демос (т.е., грубо говоря, опрокинул доску, на которой до того шла игра) и немало преуспел в этом, попутно создав механизмы "гоплитской" демократии, посредством которой он и его "группировка" ("партия", хотя сам автор книги не любит это слово) сумели закрепить (на время, конечно), за собой власть. Те, кто поняли секрет победы Клисфена (усвоил, так-скать, новые правила игры) и научились использовать демос в политических целях (своих, естественно) - преуспели (как тот же Аристид или Фемистолк - последний в особенности), кто не понял - потерпел неудачу - Мильтиад.
Кстати, пример Фемистокла наглядно показывает. насколько успешно может пронырливый )и небесталанный, конечно) политик использовать демос в своих целях и, опираясь на всеобщее убеждение, что демос - это и есть власть, он же носитель верховного суверенитета, не так ли? - проводить в жизнь свой политический курс (не забывая при этом себя, любимого), а противников устранять, используя опять же тот же демос - в самом деле, это ж народ сказал, ступай, княже вон, ты нам еси не надобен? Кто будет выступать против такого веского довода? И неважно, что народу эту мысль подсказали - ну ведь это ж мелочи, не так ли?. Тем более что в условиях нашей прямой демократии главное - красиво и красно говорить, поскольку

Высокое значение ораторского искусства и вообще власть устного слова были связаны с тем, что в условиях прямой полисной демократии оратор действительно мог убедить свою аудиторию в необходимости того или иного действия

Ведь это же явный признак того, что

Все это способствовало реальному, а не номинальному демократизму политической системы. Принятие решения было не предрешено, но монополизировано теми или иными "группами влияния"

Реальный демократизм, говорите - реальный, когда исход голосования зависит не от того, насколько грамотным и действительно полезным для общества и полиса будет решение, а насколько красиво и убедительно будет выступать наш оратор. От его сладкоголосия зависит исход голосования, а не от достоинств или недостатков предложенного им законопроекта. Кстати, тут как раз впору сказать про Фемистокла нашего - почему он с такой настойчивостью стремился руками народного собрания удалить из Афин своих политических противников через остракизм? А не потому ли, чтобы никто не мог отнять у него права вести за собой демос туда, куда он захочет его повести? Опять же - кстати, а вот у Перикла это получилось (любопытно, а вот почему у Перикла получилось, а у Фемистокла - не выгорело?).
В общем, при близком рассмотрении получается, что чтобы там ни говорили и ни писали что древние авторы, что современные (и не очень современные) историки и правоведы, афинский демос все же совсем не самостоятельная сила, а игрушка, инструмент - неважно, в чьих руках, простатов ли демоса или же демагогов, Клисфена, Фемистокла и Перикла с Кимоном или же Никия с Клеоном и прочих говорунов эпохи заката классической афинской демократии, посредством которого они, афинские элитарии, решали свои задачи и проблемы. В общем, все очень печально - нет правды на свете, не было ее тогда, нет ее сейчас, и не будет никогда - даже в светлом будущем ЭВК. Неважно, как голосуют - важно, кто готовит вопрос, который будет вынесен на голосование и важно кто будет считать голоса.

img11


https://thor-2006.livejournal.com/937835.html


На почитать и

Четверг, 10 Февраля 2022 г. 05:28 + в цитатник
потом отрецензировать - планы на будущее (не очень далекое, надеюсь):

1. Про Terrible

41q8qYekVNL._SX331_BO1,204,203,200_


2. Про другого не менее недооцененного монарха и его время

41SgueBBKiL._SY344_BO1,204,203,200_


Обе висят на рабочем столе немым укором - ну когда же, когда же наконец ты нас прочитаешь? Скоро...

https://thor-2006.livejournal.com/937724.html


Метки:  

Ирой с дредами...

Среда, 09 Февраля 2022 г. 05:28 + в цитатник
На сей картинке шаловливыми ручонками Joan Francesc Oliveras Pallerols изображен якобы спартанский царь Агис III, который пал в сражении с македонянами в 331 г. до н.э при Мегалополе.

7511405_1000


Утащил у коллеги andrewbek_1974.

https://thor-2006.livejournal.com/937232.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_thor_2006
Страницы: 174 ... 159 158 [157] 156 155 ..
.. 1 Календарь