-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_synthesizer

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 7

Michael Baru





Michael Baru - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://synthesizer.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??b6eeae00, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Без заголовка

Вторник, 16 Июня 2020 г. 18:44 + в цитатник


В мой вагон на Петровско-Разумовской вошел человек лет сорока или пятидесяти в камуфляжных штанах, черной застиранной футболке и унылым до невозможности лицом. На футболке у человека было написано белым по черному «Ебля, водка, революция». Может, зря мы так с порога отметаем чипирование? Некоторым чип поможет перейти на новый уровень и к первым трем словам может добавиться какой-нибудь шиномонтаж или доставка пиццы. Ну, пусть не шиномонтаж – это я, конечно, хватил, но сортировка мусора запросто. Пройдет еще какое-то время и слово «революция» можно будет заменить другим словом. Наверняка Билл Гейтс будет их апгрейдить. Давайте все же подумаем.

https://synthesizer.livejournal.com/1935221.html


Без заголовка

Суббота, 13 Июня 2020 г. 18:58 + в цитатник

Без заголовка

Суббота, 13 Июня 2020 г. 01:21 + в цитатник


Идешь по полю, а в нем что только не цветет – и горицвет кукушкин, похожий своими нежно-розовыми продолговатыми лепестками на растрепанные девичьи мечты после их столкновения с действительностью, и куриная слепота – такая желтая, что от нее слепнут не только куры, но и петухи, и голубые колокольчики, от которых зной звенит еще сильнее, и полевая гвоздика, в просторечии именуемая часиками, и… взгляд приковывает почему-то высохший, скрюченный прошлогодний борщевик в рост человека. Стоишь и смотришь как завороженный на то, как его ветром наклоняет то в одну, то в другую сторону, как шевелятся хрупкие мертвые серые ветви – того и гляди сломаются. Какая-то птица летает над болотом на краю поля и кричит, кричит так пронзительно точно ее вот-вот… или тебя, и она это предчувствует, но сказать не умеет.

https://synthesizer.livejournal.com/1934679.html


Без заголовка

Суббота, 13 Июня 2020 г. 01:21 + в цитатник


Идешь по полю, а в нем что только не цветет – и горицвет кукушкин, похожий своими нежно-розовыми продолговатыми лепестками на растрепанные девичьи мечты после их столкновения с действительностью, и куриная слепота – такая желтая, что от нее слепнут не только куры, но и петухи, и голубые колокольчики, от которых зной звенит еще сильнее, и полевая гвоздика, в просторечии именуемая часиками, и… взгляд приковывает почему-то высохший, скрюченный прошлогодний борщевик в рост человека. Стоишь и смотришь как завороженный на то, как его ветром наклоняет то в одну, то в другую сторону, как шевелятся хрупкие мертвые серые ветви – того и гляди сломаются. Какая-то птица летает над болотом на краю поля и кричит, кричит так пронзительно точно ее вот-вот… или тебя, и она это предчувствует, но сказать не умеет.

https://synthesizer.livejournal.com/1934679.html


Без заголовка

Пятница, 12 Июня 2020 г. 23:38 + в цитатник


Возможен ли русский пейзаж без церкви? Без маленькой и приветливой аккуратно побеленной со свежевыкрашенным зеленым или голубым куполом, или большой, сумрачной обветшавшей краснокирпичной с полуразрушенной колокольней, с приходом из пяти или шести стариков и старушек, с многодетным батюшкой в потертой рясе и быстро хмелеющим от одной рюмки деревенского самогона, с детишками, поющими на клиросе «иже херувими»… Возможен, конечно. Если Бога нет, то все возможно.

https://synthesizer.livejournal.com/1934486.html


Без заголовка

Воскресенье, 07 Июня 2020 г. 22:42 + в цитатник


Мне всегда нравились маленькие комнаты. Не люблю больших. Мне там неуютно. Всегда стремлюсь забиться в какой-нибудь угол. На даче мой кабинет устроен в комнате площадью в четыре квадратных метра или около того. В Москве у меня есть большой письменный стол и большой монитор, но я сижу на лоджии, где у меня маленький угол с маленьким столиком. Видимо, мои предки были хоббитами (видимо, и у Толкиена были такие же отклонения). Мне еще и мансарды нравятся с их окнами в потолках, но больше всего люблю я пароходные каюты, поездные купе и дома на колесах. В них мне уютнее всего. Все проплывает, проезжает и пролетает мимо, а я сижу у окошка (тоже небольшого и круглого как иллюминатор в каюте) и пью чай. Я даже не знаю, что мне нравится больше – сама каюта или возможность проезжать мимо. Нет-нет, я не клаустрофил все время закрывающий все окна, форточки и двери потому, что боится открытых дверей и окон. Я люблю открывать форточки, окна. Время от времени я приоткрываю дверь и принюхиваюсь - не пахнет ли с кухни обедом или ужином. Наверное, этому есть какое-то научное объяснение. Дети, кстати, у меня нормальные. Их не тянет в маленькие помещения. Что-то люди в белых халатах по этому поводу говорят, но что…

https://synthesizer.livejournal.com/1934208.html


Без заголовка

Суббота, 06 Июня 2020 г. 21:06 + в цитатник

Читаю я «Добыть Тарковского» Павла Селукова. Не нравится. Не то, чтобы мне это все было незнакомо – все эти дети промышленных окраин, подростки-бандиты, севшие по хулиганке, откинувшиеся, алкаши… я рос в семье милиционера и ничего нового для себя не открыл. Все правда. Автор знает о чем пишет и умеет писать, но мне не нравится. Черт его знает почему. Наверное потому, что на эту тему написано уже очень много. Есть вещи и поинтереснее. Например «Ангелова кукла» Эдуарда Кочергина. Холодное все. Разогретое в микроволновке, но все равно холодное. Вот поэтому. Короче говоря, из него, наверное, вырастет большой писатель. Или его таким сделают.

https://synthesizer.livejournal.com/1933952.html


Без заголовка

Суббота, 06 Июня 2020 г. 21:06 + в цитатник

Читаю я «Добыть Тарковского» Павла Селукова. Не нравится. Не то, чтобы мне это все было незнакомо – все эти дети промышленных окраин, подростки-бандиты, севшие по хулиганке, откинувшиеся, алкаши… я рос в семье милиционера и ничего нового для себя не открыл. Все правда. Автор знает о чем пишет и умеет писать, но мне не нравится. Черт его знает почему. Наверное потому, что на эту тему написано уже очень много. Есть вещи и поинтереснее. Например «Ангелова кукла» Эдуарда Кочергина. Холодное все. Разогретое в микроволновке, но все равно холодное. Вот поэтому. Короче говоря, из него, наверное, вырастет большой писатель. Или его таким сделают.

https://synthesizer.livejournal.com/1933952.html


Без заголовка

Суббота, 06 Июня 2020 г. 20:37 + в цитатник

Решил сегодня отдыхать. Утомительное занятие. От усталости лезут в голову разные мысли. Скажем, про Соединенные Штаты. У них там и Морган Фримен, и Кондолиза Райс, и даже Барак Обама. Никакой расовой сегрегации. Это с одной стороны, а с другой… вот этот самый офицер полиции из Миннеаполиса и не он один. И вдруг оказывается, что все ходят по очень тонкому льду, под которым клокочет раскаленная лава. Чуть надавил коленом и лед треснул, а оттуда как хлынет… Запирайте етажи нынче будут грабежи. И ведь Мартин Лютер Кинг не вчера у них был, а полвека назад. Вернее, убили его не вчера, полвека назад. И лед, по которому они ходят, так и не окреп. Нет, у нас, конечно, такого не будет, поскольку к нам не привозили рабов из Африки. У нас были свои. И льда у нас нет никакого. Болото одно, а под ним вечная мерзлота. Того и гляди засосет. Хотя… был один, Абрам Петрович. День рождения его правнука мы сегодня празднуем.

https://synthesizer.livejournal.com/1933719.html


Без заголовка

Суббота, 06 Июня 2020 г. 20:37 + в цитатник

Решил сегодня отдыхать. Утомительное занятие. От усталости лезут в голову разные мысли. Скажем, про Соединенные Штаты. У них там и Морган Фримен, и Кондолиза Райс, и даже Барак Обама. Никакой расовой сегрегации. Это с одной стороны, а с другой… вот этот самый офицер полиции из Миннеаполиса и не он один. И вдруг оказывается, что все ходят по очень тонкому льду, под которым клокочет раскаленная лава. Чуть надавил коленом и лед треснул, а оттуда как хлынет… Запирайте етажи нынче будут грабежи. И ведь Мартин Лютер Кинг не вчера у них был, а полвека назад. Вернее, убили его не вчера, полвека назад. И лед, по которому они ходят, так и не окреп. Нет, у нас, конечно, такого не будет, поскольку к нам не привозили рабов из Африки. У нас были свои. И льда у нас нет никакого. Болото одно, а под ним вечная мерзлота. Того и гляди засосет. Хотя… был один, Абрам Петрович. День рождения его правнука мы сегодня празднуем.

https://synthesizer.livejournal.com/1933719.html


Без заголовка

Пятница, 05 Июня 2020 г. 10:24 + в цитатник
Отпиливаешь старое, сухое и ненужное у ольхи и вдруг видишь, что на самом кончике черной, покрытой лишайниками ветки, вырос крошечный зеленый листик. Вот бы и мы так могли... Ученые, конечно, придумают, как это сделать с помощью каких-нибудь чужих стволовых клеток, плаценты и прочей генной инженерии, но хочется, чтобы из самого себя. Внезапно. Два или три года никаких признаков жизни, варикоз, артроз, холестериновые бляшки, отложение солей... а потом раз! И зеленый листик. А то и два.

https://synthesizer.livejournal.com/1933342.html


Без заголовка

Вторник, 02 Июня 2020 г. 13:37 + в цитатник


Поле самое обычное – заброшенное, давно непаханое, заросшее сурепкой до самых облаков и с горстью жаворонков в этих облаках. На одном его краю умирающая деревня и разрушенная наполовину церковь с наполовину недостроенной колокольней, на другом небольшое болото с чибисами, на третьем и четвертом сосновый, еловый и березовый лес. Больше ничего и нет, но как встанешь посреди него, как запрокинешь голову в небо, как услышишь в облаках гул пролетающего высоко-высоко самолета, как представишь пассажиров в мягких креслах, допивающих свое божоле или кьянти в пластиковых стаканчиках, доедающих самолетные печенья, размером с почтовую марку, которым стюардесса сейчас объявляет приятным голосом о посадке в аэропорту Орли или Фьюмичино через пятнадцать минут, так и подумаешь – вот и летите себе за три тыщи верст киселя хлебать коли охота, а я через пятнадцать минут дойду по тропинке до дома, продрогну от холодного ветра и буду пить горячий чай со смородиновым листом и пирогом с капустой, а потом усядусь в старое продавленное кресло у окна и стану дремать над альбомом с репродукциями Рафаэля или Веронезе и во сне отмахиваться от ужасной жары на пыльных римских улицах, от старых, с облупленной на углах штукатуркой, домов с цветочными горшками на балконах, от маленьких пиццерий с их салатом капрезе из сладких помидоров и ломтей огромной, «бычьей» моцареллы, от обжигающей, только что из печи, пиццы, от микроскопических чашечек крепкого эспрессо с коньяком и корицей, от трубочек канноли, из которых выглядывает белоснежный крем, посыпанный нежно-зеленой фисташковой крошкой, от тонкой и воздушной, состоящей лишь из светлой соломенной шляпки, прозрачного шарфика и множества звонких серебряных браслетов жгуче красивой римлянки за соседним столиком, оказавшейся нотариусом из Нижнего…

https://synthesizer.livejournal.com/1933194.html


Без заголовка

Воскресенье, 31 Мая 2020 г. 21:00 + в цитатник
Много лет я читал пьесы Чехова плохо понимая их или даже вовсе не понимая. Не могу сказать, что теперь я их понимаю, но это, наверное, уже и не нужно. Я полюбил их. Такие дела… И еще хочу сказать, что «Дядя Ваня» в постановке Товстоногова хороший спектакль, вот только Лебедев играет не профессора Серебрякова, а Фому Фомича Опискина и немного Бабу-Ягу. Про спектакль Додина и говорить не хочу. Это ужас что такое. Его и Ксения Раппопорт не спасает, а уж она-то может спасти все, что угодно даже если просто будет ходить по сцене из правого угла в левый.

https://synthesizer.livejournal.com/1932805.html


Без заголовка

Воскресенье, 31 Мая 2020 г. 15:19 + в цитатник


Дождь кончился. На концах травинок блестят капли по четверти и даже по половине карата. Суматошно летающие над незабудками молочно-белые замшевые и полупрозрачные мотыльки стали еще прозрачнее и то растворяются в воздухе без остатка, то вдруг выпархивают из него целыми роями. Незабудки голубеют еще пронзительнее, еще невиннее – точно глаза у влюбленных до гробовой доски детей, когда они безотрывно смотрят друг на друга и верят, что только поцелуются и больше ни… Из зарослей травы выглядывают крошечные белые пятилепестковые полевые фиалки с цветами не больше ногтя мизинца. На самом большом лепестке желтое пятно размером в две булавочные головки, а на этом пятне восемь черных полосок длиной по два или по три миллиметра каждая, а по одной из полосок ползет перепачканное в фиалковой пыльце совсем уж микроскопическое бесцветное насекомое без всякого названия с прозрачными лапками и крыльями, при взгляде на которое почему-то всплывает в памяти строчка из Брюсова «быть может эти электроны миры, где пять материков»… На самом деле никакого Брюсова, конечно, не вспоминаешь – просто прошепчешь про себя «у Бога всего много» и пойдешь себе дальше по тропинке через поле, вслед за одуванчиками, которые поднимаются по пологому склону холма прямо к солнцу.

https://synthesizer.livejournal.com/1932562.html


Без заголовка

Вторник, 26 Мая 2020 г. 22:38 + в цитатник


Есть у меня несколько снов, которые я помню всю свою жизнь. В одном из них я летаю. Самый первый раз. Можно сказать, становлюсь на крыло. Было мне лет четырнадцать, когда мне приснилось, что я лечу. Я тогда поругался с родителями, которые, конечно же, меня не понимали и понять не могли, так как купили мне куртку светло-зеленого цвета. В такой куртке меня не могла полюбить ни одна девочка. Ни одна девочка из соседнего класса, которую звали Валя. Она могла меня полюбить в куртке темно-зеленого цвета или даже черного, но в светло-зеленой… Короче говоря, лег я спать, и мне приснилось, что улетаю от папы с мамой. Особенно от мамы, которая и купила эту куртку, и от папы, который всегда с ней соглашался. Во сне была ранняя весна, довольно много сугробов, ручьи, пронзительные свистки электричек, чахлые елки и я, пролетающий над елками в дальние края и размахивающий изо всех сил руками. Помню, что ноги у меня обуты в тяжелые резиновые сапоги, поскольку перед этим бродил я по лужам, и одет я был в дурацкую толстую куртку дурацкого светло-зеленого цвета. Мне буквально нечего было на себя надеть, и пришлось улетать в ней. Не помню – куда я летел. Должно быть на север, раз дело было весной.
Второй сон институтских времен. В нем я сдавал математику. Кажется, теорию вероятности. Пришел на экзамен и стою у стенки. Все уже сдают, а я все не решаюсь войти и толкусь в коридоре перед аудиторией. На лекции я не ходил, семинары посещал через два на третий, и теперь… Вокруг мои товарищи, которые на все лекции ходили, в рот преподавателю заглядывали, задачи решали и теперь надо мной смеются. Даже и не смеются, а просто говорят о том, что вопросы были легкие и получили они четверки и пятерки. Лучше бы уж смеялись. Улететь я не могу, и толстой светло-зеленой куртки у меня тоже нет, чтобы загородиться от слов товарищей. Нет даже резиновых сапог, чтобы кинуть в преподавателя. Сон мне этот снился долго – лет десять. Уже и закончил я институт, уже и защитил диссертацию, а он все снился и снился. Чего я только во сне ни делал – приносил на экзамен диплом об окончании института, кандидатский диплом, кидался ими в товарищей и преподавателя – ничего не помогало. Однажды даже пришел на экзамен с сыном и дочерью – они тогда уже в школу пошли и умели читать и писать, но не умели себя вести. Бегали, шумели и кричали. Нам тогда всем троим поставили двойки и назначили переэкзаменовку на осень.
В третьем сне – самом счастливом, снился мне книжный букинистический магазин. Лет тридцать назад стал он мне сниться. Было это в начале или в середине восьмидесятых. Жил я в то время в маленьком подмосковном городке Пущино. У нас было два книжных магазина – один назывался «Академкнига», и в нем продавались книги издательства «Наука», а второй магазин назывался просто «Книги», и там продавались в основном канцелярские принадлежности. Книги тоже имелись, но такие, которые покупать никто не хотел – вроде многотомных собраний сочинений наших тогдашних вождей. Тогда вожди были страшно писучие. Их речи на съездах, записки к этим съездам и статьи в газетах печатали на хорошей бумаге, переплетали и отправляли пылиться в магазины. Нынешние вожди такими глупостями не занимаются. Да и зачем? Чтобы каждый, кому не лень, вычитывал в этих книгах такое… и этакое тоже, а потом этими же самыми словами, как Ваньку Жукова селедочной мордой, в харю тыкать? Ну, да не об них речь.
В академическом магазине я покупал время от времени книги по истории, если они туда попадали, но большей частью приходил туда только тогда, когда по городу пролетал слух, что со дня на день будет завоз и привезут книги из серии «Литературные памятники». Книги этой серии ценились так высоко, что теперь… Нет, эквивалента из нынешней жизни не могу подобрать. Книга, как ни крути, не просто вещь, да и не вещь вовсе, а теперь нас окружают только вещи, простые вещи, какими дорогими они бы ни были. Пределом моих тогдашних мечтаний были три тома «Опытов» Монтеня. Мне казалось, что в них я найду ответы на все вопросы, которые меня мучают. Понятное дело, что советская власть от нас эти ответы скрывала, а Монтеня издала случайно, по ошибке. Тогда была такая власть, которая по недосмотру могла издать что-нибудь хорошее. «Опыты» мне как-то посчастливилось держать в руках. Держал я их, держал… Минуты две держал, но вынужден был отдать обратно в руки продавцу букинистического магазина в Столешниковом переулке. Такие книги не лежали просто так на прилавке – их держали под стеклом и доставали только потенциальным покупателям. Я был потенциальным покупателем, у которого вечно не хватало потенции, то есть денег. Сначала не хватало стипендии, потом не хватало зарплаты. Три тома «Опытов» стоили шестьдесят рублей. При моей зарплате в сто двадцать пять… Но была у меня надежда, которая была связана с другим, пущинским букинистическим магазином. Он был крошечным, размером с каморку, половину которой занимала продавщица – пожилая, как мне тогда казалось, женщина лет сорока пяти. Забегал я туда почти каждый день, и видя то, с каким усердием я роюсь в завалах и что выбираю, эта добрая женщина стала оставлять мне книжки, которые, по ее мнению, могли меня заинтересовать. Стоили эти книжки недорого. Даже зарплаты стажера в академическом институте хватало, чтобы их купить. Ну, это мне так казалось, что хватало. Жена была на этот счет другого мнения.
Иногда мне доставались настоящие сокровища вроде томика стихов Ронсара или Вийона. Иногда Фукидид или стихи вагантов. Иногда я брал те издания «Литературных памятников», которые кто-то купал в приступе книжной лихорадки, а потом, пролистав, сдавал. Так мне попали в руки стихи Бернарта де Вентадорна и маленькая книжечка стихов в прозе Алоизиюса Бертрана. Как-то раз мне пришлось купить «Жизнь Артемия Араратского», поскольку мне ее оставила продавщица. Книжка была из «Литературных памятников». Она всегда мне их оставляла, а я… не мог ее не купить. Так и лежит где-то до сих пор непрочитанная. Неловко, конечно, перед Артемием Араратским, но теперь-то его уж точно никто не возьмет в букинисте.
Так вот. Снился мне в те поры букинистический магазин, в котором все было – и Монтень, и Тацит, и Ницше, и Бодлер, и все те историки, писатели и поэты, имен которых я даже и представить себе не мог. Там были, насколько я помню, даже книги из библиотеки Ивана Грозного, если не вся библиотека целиком. Там были карты островов сокровищ, старинные гравюры с планами Москвы, с указанием входов в подземелья, где штабелями хранились хорошо упакованные, под толстым слоем смазки, бесчисленные тома библиотеки зарубежной фантастики. Сон мой состоял из двух частей – сначала я долго шел к этому магазину какими-то кривыми и запутанными переулками. При этом я мог и заблудиться, не найти его. Мог увидеть краем глаза, но магазин по какой-то причине не хотел открываться и от меня ускользал, скрывался в переулках. Если же я находил его, то начиналась часть вторая – перебор книг на полках. Части третей – покупки и принесения домой – не было никогда. Почему-то всегда была в этом магазине огромная очередь в кассу или он раньше времени закрывался. Снился мне этот сон несколько лет подряд, а потом перестал. Советская власть с ее вечным дефицитом хороших книг умерла и утащила мой сон с собой в могилу. Буквально через несколько лет пришел интернет, вытащил мой сон из могилы и надругался над ним…
Впрочем, один единственный раз мне удалось наяву заглянуть в книжный магазин моей мечты. В середине восьмидесятых занесло меня вместе с археологической экспедицией в Самаркандскую область, в один из тамошних кишлаков1. Копали мы там античные курганы. «Мы», конечно, громко сказано. Я «двигал отвалы», выражаясь на жаргоне археологов. Кроме того, в мои обязанности входило наблюдение за нанятыми землекопами, из местных. Была у них такая слабость: прикарманивать себе все интересное, что удавалось извлечь из этой древней земли.
В первый же выходной мы с одним археологом из Ташкента собрались в райцентр, в книжный магазин. Знающие люди сказали, что там можно купить любые книги на русском языке, поскольку из населения там одни узбеки и таджики. Точно так же и в нашем сельском магазине знающие люди покупали итальянские сапоги на платформе и кожаные перчатки на натуральном меху. Пасти овец, собирать хлопок или растить виноград в сапогах на платформе и в перчатках было очень неудобно. Особенно летом, в сорокаградусную жару.
Приехали мы на рейсовом автобусе в райцентр. Правда, не сразу. Сначала заехали в другой кишлак – за родственниками шофера. У них были какие-то дела в городе, но маршрут автобуса через их кишлак не проходил. Не идти же им было за три километра в наш кишлак к автобусной остановке, если они родственники нашего шофера. Я всего этого, конечно, не знал, но мне объяснил шофер, когда я заволновался из-за того, что мы свернули не в ту сторону. Ехали мы долго – минут сорок. Было жарко и очень пыльно, но закрывать окна, спасаясь от пыли, было нельзя – вместе с нами ехало несколько женщин. Надо сказать, что сельские узбечки тогда мыли головы кислым молоком (наверное, и сейчас моют). Волосы у них были прекрасные, заплетенные в толстые косы, которые были сверху покрыты несколькими слоями марли. Марля защищала волосы от мелкой чихучей пыли, но при температуре сорок градусов, и даже чуть выше, пахли эти косы теплым кислым молоком так, что перебивали проникающий в окна автобуса вместе с пылью запах дефолиантов, которыми обрабатывали перед уборкой бескрайние хлопковые поля.
Впрочем, я отвлекся. Мы приехали в город и сразу побежали в магазин. Увы, он оказался закрытым. Была суббота, и продавец, справедливо рассудив, что в выходной день книги никто читать не будет, а будет готовить плов, печь лепешки и пить теплую водку самаркандского разлива, ушел домой или в чайхану. Сказать, что мы опечалились – значит ничего не сказать. Мы опечалились громко, на всю улицу, состоявшую из пяти или шести домов. Проезжавший на велосипеде мимо человек в тюбетейке и стеганом ватном халате на голое тело, поинтересовался у нас – в чем дело. Мы ему рассказали, и он пообещал немедля привести продавца. И привел. Последний, узнав, что мы археологи из Москвы2, нам искренне обрадовался и тут же снял огромный амбарный замок с двери магазина.
Мы вошли…. Продавец еще и свет не успел включить, как я уже набил половину своего рюкзака книгами. Мой товарищ тоже времени даром не терял. Когда продавец увидел, что мы ему сейчас выполним квартальный план по продаже книг – он открыл подсобку. До сих пор помню этот момент – я достаю из груды сваленных в углу книг маленькую, серую от покрывающей ее пыли книжечку, хлопаю по обложке ладонью, чихаю и вижу серебряные буквы на черном бархате «Испанская поэзия Возрождения». Внутри, на мелованной бумаге, стихи Луиса де Гонгоры, Лопе де Вега, и все это перемежается рисунками, на которых испанские кабальеро в жестких крахмальных воротниках, в пышных штанах, завязанных под коленями бантом, красавицы в кружевных мантильях…
Иногда я просыпаюсь среди ночи, лежу, смотрю на невидимые в темноте книжные полки и думаю – хорошо, когда дети выросли и встали на ноги. За них можно не беспокоиться. С книгами так не получается. Куда им потом, бумажным, идти…
С детьми, если честно, тоже не получается.

1 Совхоз в этом кишлаке был виноградарский. Росли там лучшие во всем Узбекистане сорта кишмиша. Аборигены сушили его, раскладывая тонким слоем на плоских крышах своих глинобитных домишек. В зависимости от сорта кишмиша одни крыши были янтарного цвета, а другие – темно-красные.
В один из выходных дней пригласили нас в гости к уважаемому человеку – главбуху местного совхоза. Главбух был человек образованный, гостеприимный, состоятельный, и ему хотелось поговорить с людьми из больших городов. Не то чтобы мы все горели желанием провести вечер у главбуха, но по правилам археологического тона с аборигенами принято быть в хороших отношениях. Да и консервы нам осточертели.
Взяли мы несколько бутылок водки, ташкентских конфет главбуховым детишкам и пошли. Идти надо было по бетонке. Перед нами по ней проехал трактор «Беларусь» с огромным прицепом из металлической сетки, полным собранного винограда. Задавленный своим весом, виноград не просто плакал, а рыдал сладким соком, и ноги приходилось каждый раз буквально отдирать от дороги. Вслед за трактором с грохотом катил деревянный ящик на колесиках-подшипниках. Ящик был полон чумазых, мелкокалиберных детишек. Сегодня у них был удачный день – они исхитрились незаметно прикрепить свой экипаж к тракторному прицепу, и было им простое деревенское счастье. То прилипая, то отлипая, мы кое-как добрались до двух больших жестяных щитов с наглядной агитацией. На одном из них было написано «Фауны – наши друзья», и были пририсованы такие диковинные друзья, за обладание которыми любой зоопарк мира отдал бы все вплоть до последнего ежа. На втором была лишь короткая надпись «Эконом горючи – дело всенародное»*. Видимо, в этих краях экономить горючее было так же естественно, как не умываться, и потому обошлись без поясняющих рисунков. От этого щита шла тропинка к дому, где нас уже заждались.
У железных ворот бухгалтерской усадьбы нас встретил золотозубой улыбкой сам хозяин и провел в дом. Из двери летней кухни нам улыбнулась такой же сверкающей улыбкой супруга хозяина. Потом его мать. Собственно говоря, золотых зубов не было только у детей и собаки – огромной среднеазиатской овчарки. Тогда вообще была мода на золотые фиксы, а уж в Средней Азии, особенно в сельских районах, состоятельные граждане доводили ее просто до абсурда. Я думаю, что и сейчас доводят, поскольку тамошняя мода ужасно консервативна. К примеру, галоши на босу ногу носят там без малого лет сто и еще будут носить долго. По крайней мере, до экспедиции на Марс, которую нам обещают в первой половине этого века, точно будут носить.
Галоши мы оставили перед входом в гостеприимный дом главбуха. Нас провели в комнату для гостей и усадили на пол, возле накрытого стола. Мне досталось место как раз напротив стены с написанным по штукатурке пейзажем. Чем больше я на этот пейзаж смотрел, тем больше мучился – где я мог его видеть? Я даже умудрился пропустить один из тостов за успех среднеазиатской археологии.
Главбух хитро посмотрел на меня и спросил:
– Что, нравится? Родину вспомнил?
Я промычал что-то невразумительное, а главбух продолжал:
– Немалые деньги уплатил за этот картина. Из райцентр художник вызывал, неделя плов кормил, мешок кишмиш отдал.
Тут самое время описать пейзаж. На всю стену раскинулось поле из тех, что при советской власти назывались «бескрайними колхозными полями». Пшеница колосилась, по краям белели березы, а в центре поля, по электрической железной дороге мчался прямо на зрителя пассажирский поезд. Небеса с редкими облачками пронзительно голубели. Вообще-то картина как картина. Ничего особенного. Смущала только эмблема с колесом и крылышками, нарисованная в небе над поездом. Где я мог все это видеть именно в таком сочетании? Какие-то очень смутные детские воспоминания… Поездка к бабушке в Киев на поезде из Москвы… И тут меня осенило! Как же я забыл! Это была точь-в-точь обертка двух продолговатых кусочков сахара, которые подавали в поездах к стаканам чаю в мельхиоровых подстаканниках. Я никогда, как взрослые, ее не рвал, эту обертку, а аккуратно снимал и хранил до конца поездки. Потом к ней присовокуплялись использованные железнодорожные билеты, а через какое-то время это все выбрасывалось бабушкой или родителями, как ненужный хлам. Им, конечно, ненужный.
Ну, а потом мы выпили за картину, за хозяина, за его гостеприимство, за… Если доведется вам быть в Самарканде или его окрестностях – никогда не пейте местной водки. Черт знает, из чего они ее гонят. Местные виноградные вина куда лучше любой водки. Особенно хороши сладкие. Узбекское полусладкое шампанское и вовсе выше всяких похвал. Но тогда его было не достать – почти все отправляли на экспорт. Как сейчас – не знаю. С тех самых пор я там и не бывал.

* Надо сказать, что наглядная агитация в Узбекистане в середине восьмидесятых была на высоте. Плюнуть нельзя было, чтобы не попасть в какой-нибудь портрет Шарафа Рашидова или Брежнева, или цитату из их речей. Помню, ехали мы на экспедиционной машине по какой-то глухой местности, в предгорьях уже не помню чего, и на вершине какого-то придорожного холмика я увидел сваренную из арматурных прутьев римскую цифру XXIV. Ржавые прутья, по всей видимости, были когда-то покрашены, поскольку местами на них виднелись остатки красной краски. Такой лапидарности позавидовали бы и древние римляне. В середине восьмидесятых этому памятнику было уже полтора десятка лет. Климат там сухой, место глухое – думаю, что и сейчас эта цифра там стоит. И будет стоять даже тогда, когда никто и вспомнить не сможет ни страну, в которой она была поставлена, ни партию, которая велела поставить этот знак в память о съезде, прошедшего за тысячи километров от этого холмика.

2На самом деле среди нас москвичей не было. Были археологи из Ташкента и Петербурга, который тогда еще был Ленинградом. Я был из Подмосковья, но объяснять все эти тонкости в Иштыхане было совершенно ни к чему. Понятное дело, что человек, приехавший из России, приехал из Москвы. Откуда же еще? Все приехавшие из Москвы были земляками и друзьями. Продавец в магазине нам рассказал, что месяц назад к нему приезжали наши друзья из Москвы. Мы понимающе покивали головами, мол, как же, как же…

https://synthesizer.livejournal.com/1932516.html


Без заголовка

Воскресенье, 24 Мая 2020 г. 19:02 + в цитатник


За полтора десятка лет путешествий по нашей провинции насмотрелся я всякого. Живых городков, если исключить Московскую область (да и ту не всю), видел мало. По пальцам одной руки можно пересчитать живые. Гораздо больше полуживых и еще больше полумертвых. Полуживые — это те, в которых еще есть остатки производства или производство умерло, но не так давно, и еще не все поняли, что это навсегда. Есть ряд почти живых, которые с трудом, но все же держатся за счет туризма. Остальные – полумертвые или совсем мертвые. Там нет ни производства, ни туризма. Я таких много видел. Около сотни, наверное. Думается мне, что та русская провинция, которую мы воображали себе по рассказам Чехова, Паустовского, Распутина... умирает и наверное умрет. Скорее рано, чем поздно. Тихо умрет. Никто и не заметит. Бедные, больные, старые и немощные городки, как и люди, долго не живут. И вообще она умрет не потому, что нет производства, туризма или не дали денег, а потому, что придет время, когда ей пора будет помирать. Жалко ее ужасно, но ничего поделать нельзя. Конечно, что-то будет вместо нее, но другое. Не такое как сейчас. Или не будет вовсе. Лет через сто или двести в автомобильных дорогах нужды не будет – все полетят. Мы станем жить в больших сверкающих муравейниках или на хуторах под прозрачными куполами силовых полей. Райцентров, деревень и сел тоже не будет, но останутся заросшие кустарником и лесом, полуразрушенные автомобильные дороги, ведущие к заброшенным кологривам, ардатовым и ветлугам. Останутся старинные бумажные дорожные атласы на которых все эти весьегонски, лукояновы и судиславли будут отмечены. От электронных карт толку не будет – их постоянно обновляют. Бумажные атласы будут стоить бешеных денег – по ним археологи и черные копатели будут отправляться на поиски наших заброшенных провинциальных атлантид. Кто-то будет возвращаться обратно в мегаполисы с мешками, полными старинных часов с кукушками, древних транзисторных приемников и альбомов с фотографическими карточками, а кто-то и не вернется, оставшись там навсегда. Об оставшихся сложат страшные, леденящие душу легенды. Будут рассказывать о затерянном в Вологодской или Кировской областях древнем уездном городке, в котором еще живут те, кто не захотел уходить в мегаполисы или в специализированные агрогорода, обслуживать сельскохозяйственных роботов. У знакомых обнаружатся друзья или очень дальние родственники, ушедшие навсегда в дремучую, дикую провинцию – к собственным колодцам, огородам, грибам, хлебу, испеченному в печи, к школам с партами в классах, учениками, учителями и к библиотекам с бумажными книгами на полках. Оттуда будут изредка приходить оставшимся в мегаполисах родственникам и знакомым бумажные письма, которые будут приносить бородатые люди в домотканой одежде, а со временем и вовсе перестанут. К чему я это все... Если бы я умел писать романы, то написал бы роман об этих оставшихся в провинции людях. И вообще. Лучше было бы родиться через эти самые двести лет и быть археологом, а не смотреть на все это сейчас. Это очевидцу больно смотреть, а археологу уже не больно, но любопытно. С третьей стороны есть шанс, что через двести лет или даже через сто мои очерки о городках археологи возьмут с собой на раскопки, чтобы читать их у костра, прежде, чем пить водку и петь «Милая моя, солнышко лесное».

https://synthesizer.livejournal.com/1932096.html


Без заголовка

Воскресенье, 24 Мая 2020 г. 11:05 + в цитатник

Без заголовка

Воскресенье, 24 Мая 2020 г. 10:34 + в цитатник
Если на 24 июня назначат голосование по конституционным поправкам, то уже завтра должны объявить о том, что через месяц оно будет. Назначать в нынешней эпидемиологической обстановке голосование... Это, как было некогда сказано по другому, правда, поводу, хуже, чем преступление - это ошибка. Переносить его на осень - еще хуже. Обстановка не станет лучше. Экономическая точно. Вот и сиди теперь, думай когда. Выбирай из двух неправильных решений. Пусть их там все разорвет пополам от этих раздумий.

https://synthesizer.livejournal.com/1931653.html


Без заголовка

Суббота, 23 Мая 2020 г. 16:03 + в цитатник


Оказывается, Московский дом книги издает журнал о книгах. Называется он "Читаем вместе". И в этом журнале в марте этого года была опубликована заметка о "Мещанском гнезде" и не только о нем. Публикую я здесь эту рецензию не только и не столько из-за авторского тщеславия (хотя, конечно, не без этого, что и говорить), но в надежде, что кто-нибудь прочтет и купит бумажную книжку с буквами и картинками. Может. кто-то уже купил, но купит вторую для подарка. Осталось немногим меньше трети тиража. Пока ее не продадут вторая книга моей прозы под называнием "Вопросы буквоедения" не выйдет. Или выйдет, но на газетной бумаге, тиражом в сто экземпляров, в мягкой обложке и без картинок и вместо получения роялти от продаж я сам буду каждые полгода выплачивать издательству книжную ипотеку под двадцать процентов... Нет, не могу. Слезы душат.
Короче говоря, читайте рецензию и думайте как помочь нашему, с издательством "Захаров", горю. Да, чтобы не думать долго. "Мещанское гнездо" можно заказать здесь https://www.dkmg.ru/tovar/1062338 и здесь http://mdk-arbat.ru/book/50949 и здесь https://www.labirint.ru/books/723444/ и здесь https://www.moscowbooks.ru/book/1014620/… и здесь https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/1220260/ и здесь http://www.biblio-globus.ru/search/catalog/details/10615968
А теперь рецензия под названием «Я – мещанин!».
Василий Розанов писал:
«– Что делать?» – спросил
нетерпеливый петербургский юноша.
– Как что делать: если это лето – чистить ягоды и варить варенье; если зима – пить с этим вареньем чай». Под этими словами мог бы подписаться автор сборника «Мещанское гнездо». Открывайте любую страницу наугад и читайте: «Когда наварят яблочного варенья из райских яблок с хвостиками, из яблок без хвостиков с мандаринами, из яблок с корицей и лимоном, из яблок с имбирем, из яблок с изюмом, когда насушат три мешка яблочных долек, когда наварят несколько килограмм густейшего яблочного повидла для того, чтобы начинять им потом пончики, булочки и трубочки, когда переложат соломой и спрячут в погреб три ящика штрифеля, два ящика мельбы и один – антоновки, когда уже падая от усталости выжмут и закатают в банки еще пять литров яблочного сока, и все равно останется корзина, а то и две яблок – вот тогда пекут шарлотку». Сюжета в книге как такового нет. Но эти заметки о жизни в деревне, провинциальных городках и об их неторопливых жителях все же связаны единым замыслом. Именно здесь, в провинции, живут и знают вкус этой самой жизни, а в мегаполисах, где нужно пробиваться и не дать себя затоптать миллионам конкурентов, – лишь борются за существование. Сам Михаил Бару родом из подмосковного Серпухова. Окончил МХТИ, химик, работает по специальности и весьма преуспел в своей области. Признается, что не слишком рассчитывает на писательство как способ заработка, хотя книги стихов и прозы у него выходят регулярно. Поэтическое творчество Бару началось с хайку, которые публиковались в литературных журналах и выходили отдельными сборниками. От них можно промокнуть и озябнуть на ветру, так верно и чувственно переданы в них самые тонкие движения души. Судите сами: «Снег на подоконнике / пурпурные цветы магнолии / на почтовой марке». Или вот еще: «Осенний дождь / Намокшие крылья сложив, / По лужам бреду домой». Бару писал и фантастические рассказы, но нашел себя именно в короткой прозе и, если так можно выразиться, «поэтическом краеведении». Когда читаешь его сборники о разных городах, постепенно влюбляешься в эти места с их неброской среднерусской красотой и почти одинаковыми краеведческими музеями. В юморе, с которым Михаил Бару описывает российскую провинцию, нет издевки. Да и как можно издеваться над тем, что давно и преданно любишь? Короткая проза Михаила Бару из нового сборника «Мещанское гнездо», вышедшего в издательстве «Захаров», сродни поэзии. Откровенная, как дневник, лаконичная, как японские хайку и в то же время очень русская. Хотя Бару и не жалует, по его собственному признанию, Тургенева, на ум приходят и тургеневские стихотворения в прозе, и чеховские рас-сказы, и Паустовский с Пришвиным. Включите торшер, закутайтесь в плед и, прихлебывая ароматный чай из любимой кружки, скорее за чтение! Читать можно практически с любого места. Что-то обломовское есть в этом чтении, и в лежании на диване, и в уютных страницах этой книги, и в ее иллюстрациях. Но герой все-таки берет лыжи, стоящие у печки, надевает их в лютую непогоду и идет до ближайшего лесочка, несмотря на протесты жены, уже испекшей вкуснейший пирог. И пирог, и чай, и рюмочка ароматного напитка будут потом, ког-да он преодолеет себя и никому не станет рассказывать, как это было страшно, как темнел и мрачнел лес в наступающей темноте. В жизни всегда есть место если не подвигу, то поступку.

https://synthesizer.livejournal.com/1931270.html


Метки:  

Без заголовка

Суббота, 23 Мая 2020 г. 16:03 + в цитатник


Оказывается, Московский дом книги издает журнал о книгах. Называется он "Читаем вместе". И в этом журнале в марте этого года была опубликована заметка о "Мещанском гнезде" и не только о нем. Публикую я здесь эту рецензию не только и не столько из-за авторского тщеславия (хотя, конечно, не без этого, что и говорить), но в надежде, что кто-нибудь прочтет и купит бумажную книжку с буквами и картинками. Может. кто-то уже купил, но купит вторую для подарка. Осталось немногим меньше трети тиража. Пока ее не продадут вторая книга моей прозы под называнием "Вопросы буквоедения" не выйдет. Или выйдет, но на газетной бумаге, тиражом в сто экземпляров, в мягкой обложке и без картинок и вместо получения роялти от продаж я сам буду каждые полгода выплачивать издательству книжную ипотеку под двадцать процентов... Нет, не могу. Слезы душат.
Короче говоря, читайте рецензию и думайте как помочь нашему, с издательством "Захаров", горю. Да, чтобы не думать долго. "Мещанское гнездо" можно заказать здесь https://www.dkmg.ru/tovar/1062338 и здесь http://mdk-arbat.ru/book/50949 и здесь https://www.labirint.ru/books/723444/ и здесь https://www.moscowbooks.ru/book/1014620/… и здесь https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/1220260/ и здесь http://www.biblio-globus.ru/search/catalog/details/10615968
А теперь рецензия под названием «Я – мещанин!».
Василий Розанов писал:
«– Что делать?» – спросил
нетерпеливый петербургский юноша.
– Как что делать: если это лето – чистить ягоды и варить варенье; если зима – пить с этим вареньем чай». Под этими словами мог бы подписаться автор сборника «Мещанское гнездо». Открывайте любую страницу наугад и читайте: «Когда наварят яблочного варенья из райских яблок с хвостиками, из яблок без хвостиков с мандаринами, из яблок с корицей и лимоном, из яблок с имбирем, из яблок с изюмом, когда насушат три мешка яблочных долек, когда наварят несколько килограмм густейшего яблочного повидла для того, чтобы начинять им потом пончики, булочки и трубочки, когда переложат соломой и спрячут в погреб три ящика штрифеля, два ящика мельбы и один – антоновки, когда уже падая от усталости выжмут и закатают в банки еще пять литров яблочного сока, и все равно останется корзина, а то и две яблок – вот тогда пекут шарлотку». Сюжета в книге как такового нет. Но эти заметки о жизни в деревне, провинциальных городках и об их неторопливых жителях все же связаны единым замыслом. Именно здесь, в провинции, живут и знают вкус этой самой жизни, а в мегаполисах, где нужно пробиваться и не дать себя затоптать миллионам конкурентов, – лишь борются за существование. Сам Михаил Бару родом из подмосковного Серпухова. Окончил МХТИ, химик, работает по специальности и весьма преуспел в своей области. Признается, что не слишком рассчитывает на писательство как способ заработка, хотя книги стихов и прозы у него выходят регулярно. Поэтическое творчество Бару началось с хайку, которые публиковались в литературных журналах и выходили отдельными сборниками. От них можно промокнуть и озябнуть на ветру, так верно и чувственно переданы в них самые тонкие движения души. Судите сами: «Снег на подоконнике / пурпурные цветы магнолии / на почтовой марке». Или вот еще: «Осенний дождь / Намокшие крылья сложив, / По лужам бреду домой». Бару писал и фантастические рассказы, но нашел себя именно в короткой прозе и, если так можно выразиться, «поэтическом краеведении». Когда читаешь его сборники о разных городах, постепенно влюбляешься в эти места с их неброской среднерусской красотой и почти одинаковыми краеведческими музеями. В юморе, с которым Михаил Бару описывает российскую провинцию, нет издевки. Да и как можно издеваться над тем, что давно и преданно любишь? Короткая проза Михаила Бару из нового сборника «Мещанское гнездо», вышедшего в издательстве «Захаров», сродни поэзии. Откровенная, как дневник, лаконичная, как японские хайку и в то же время очень русская. Хотя Бару и не жалует, по его собственному признанию, Тургенева, на ум приходят и тургеневские стихотворения в прозе, и чеховские рас-сказы, и Паустовский с Пришвиным. Включите торшер, закутайтесь в плед и, прихлебывая ароматный чай из любимой кружки, скорее за чтение! Читать можно практически с любого места. Что-то обломовское есть в этом чтении, и в лежании на диване, и в уютных страницах этой книги, и в ее иллюстрациях. Но герой все-таки берет лыжи, стоящие у печки, надевает их в лютую непогоду и идет до ближайшего лесочка, несмотря на протесты жены, уже испекшей вкуснейший пирог. И пирог, и чай, и рюмочка ароматного напитка будут потом, ког-да он преодолеет себя и никому не станет рассказывать, как это было страшно, как темнел и мрачнел лес в наступающей темноте. В жизни всегда есть место если не подвигу, то поступку.

https://synthesizer.livejournal.com/1931270.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_synthesizer
Страницы: 159 ... 139 138 [137] 136 135 ..
.. 1 Календарь