
Джигмед Лингпа пишет:
Опора на проявления, спонтанное совершенство очищения плотных аспектов в Ясном Свете и растворение феноменов во всеобъемлющей природе видений суть Тходгел.
Лочен Дхармашри также подытоживает:
При опоре на шесть основополагающих методов постепенно возникают четыре видения. Эти четыре видения суть: прямое постижение всеобъемлющей природы, развитие переживаний, полнота коренной
осознанности и растворение явлений во всеобъемлющей природе.
В тантре Дра Талгьюр говорится:
Видение прямого (постижения) всеобъемлющей природы
Запредельно даже слову "воспринимающий",
То есть всякому умственному анализу.
Видение развития переживаний
Растворяет обманчивые видимости
И обретает изначальную мудрость промежуточного состояния.
Видение совершенства коренной осознанности
Преодолевает понятийные видимости пути трёх кай.
Видение исчерпания во всеобъемлющей природе
Завершает непрерывность цепи сансары.
Джигмед Лингпа объясняет, что хотя достижения четырёх видений соответствуют путям общих колесниц, достижения путей данной колесницы значительно выше и быстрее:
Если рассуждать в терминах объектов, которые необходимо очистить, и результатов очищения, эти четыре стадии частично соответствуют пяти путям общей парамитаяны, однако существуют значительные
различия в скорости, с которой практикующие продвигаются на разных путях, – она подобна разнице между быстроходностью колесницы, в которую запряжены кони, и скоростью движения солнца и луны.
Далее приводятся выдержки о "шести основополагающих методах", данных в Йеше Лама:
"Шесть основополагающих методов" суть три основополагающих метода трёх врат и три основополагающих метода, с помощью которых
концентрируются на ясности, или Ясном Свете. Три основополагающих метода трёх врат таковы:
1) три положения тела: поза льва (или поза дхармакаи), поза слона (поза самбхогакаи) и поза мудреца (поза нирманакаи);
2) основополагающий метод речи состоит в молчании и
воздержании от высказываний; и
3) основополагающий метод ума – в сосредоточении на внешнем пространстве.
Три основополагающих метода, с помощью которых концентрируются на Ясном Свете, таковы:
1) основополагающий метод врат возникновения, или три способа "взгляда трёх кай";
2) основополагающий метод основы возникновения, или
"безоблачное небо" (его называют также "солнце" или
"светильник"); и
3) основополагающий метод дыхания, когда дышат естественным образом через рот и сосредотачиваются в состоянии коренной осознанности на небе, в результате чего внешняя всеобъемлющая сфера приводит к возникновению подобной ей внутренней всеобъемлющей сферы.
Гьюрме Цеванг Чогдуб разъясняет превосходство Тхогел:
Трегчод освобождает обманчивые видимости, т.е. объекты восприятия, в их истинной природе, не оставляя никакой основы и корня. Здесь же (в тхогел) все аспекты видимостей трёх миров освобождены как
ясность тигле пяти светов – естественной лучезарности коренной осознанности. Поэтому эта практика выше остальных.
Йогин, который довёл до совершенной реализации свою практику тхогел, при желании может во время умирания преобразить своё тело в исконное тело света, видимое лишь тем, кто обладает чистым видением, и затем
служить живым существам до тех пор, пока этот мир не опустеет, или до тех пор, пока у него не будет никакой иной причины оставаться. И Гуру Падмасамбхава, и Вималамитра прибыли в Тибет в таком теле. Джигме
Лингпа объясняет, что такое два достижения:
Есть два достижения: контроль над рождением и контроль над вхождением.
1) Достижение контроля над рождением: практик преображается в тело Великого Переноса и служит потребностям живых существ... Он сияет в теле света, растворив атомы смертного тела. Достижение силы
контроля над рождением и вхождением является особенностью Тходгел. Потому что в Трегчод нет ничего иного и там после растворения тела в атомы, а ума – во всеобъемлющую природу, практик достигает
освобождения в изначальной чистоте...
2) Достижение контроля над вхождением: если нет способа служить существам в этой конкретной телесной форме, ...практик растворяет своё световое тело Великого Переноса, как туман растворяется в небе, и входит во внутреннюю всеобъемлющую сферу. Таким образом, пока сансара не прекратилась, он действует для блага других, используя просветлённые деяния нераздельности четырёх тел Будды и пяти изначальных мудростей.
-----------------------------------------------------------------------
*Обретение четырёх видений, путей и стадий в тхогел.*
В Чойинг Ринпоче Дзод Лонгчен Рабджам утверждает, что *смысл учений и обретений всех девяти ян содержится в бодхичитте*, постижении смысла
Дзогпа Ченпо:
Учения колесниц шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв едины в том, что,
Развивая убеждённость в отсутствии существования и себя самого и явлений,
Мы постигаем подобную пространству свободу от измышлений.
Согласно учениям сокровенной и великой йоги Ати,
В подобной пространству безмерности, свободной от различия между собой и другими,
Человек естественно поддерживает мудрость самоосознания, как оно есть.
Итак, все постижения этих ян содержатся в этой высшей сущности.
Три класса внешних тантр – Крия, Убхая и Йога – едины в том, что
Такими средствами, как таковость, божество и подношения облаков созерцания,
Обретается совершенство очищения трёх врат.
В этой тайной ваджрной вершине, в этом царе всех учений
Чисты объекты восприятия, звуки и мысли; они суть божества с самого начала
И являются завершением совершенства трёх врат. Итак,
Постижение этих трёх ян содержится в этой высшей сущности.
Маха, Ану и Ати также сходятся в том,
Что, воспринимая мир и существа феноменального бытия как мужские и женские божества и их чистые земли
И упражняясь в нераздельности изначальной мудрости и всеобъемлющей сферы (дхармадхату),
Мы обретаем неизменную изначальную природу – самовозникающую изначальную мудрость.
В этой высочайшей тайне всё изначально совершенно, подобно
Несотворённому чертогу, чистой земле изначального безмерного пространства,
Не имеющей ни высших, ни низших уделов, вездесущей и всепроницающей.
Здесь нет характерных элементов, которые следует принимать или отвергать.
Всё освобождено в бесконечном источнике необъятности дхармакаи.
Итак, все постижения этих ян содержатся в этой великой тайной сущности.
Лонгчен Рабджам пишет:
По мере развития переживаний этой медитации обретают четыре уровня видений.
*1* Сначала в видении "прямого постижения изначальной природы" обретают опыт постижения, аналогичный переживаниям "пути накопления". Практикующий становится естественно свободным от привязанностей к телу, чувствам, уму и явлениям, его благие качества увеличиваются, а неблагие спонтанно идут на убыль, а осваивая созерцание, он обретает силу предвидения и свершения чудес.
*2* Затем в видении "нарастания переживаний", подобному "пути применения", практик обретает пять качеств: веру, усердие, осознанность, созерцание и мудрость. Кроме того, он обретает пять великих сил, т.е. противоядий, устраняющих аспекты загрязнений. У него не может быть вшей и их личинок, его сновидения чисты. Перерождения в низших уделах прекращаются, а произносимые им слова истины воплощаются в жизнь.
*3* Затем в видении "совершенства коренной осознанности", в его первой, средней и конечной стадиях практик постигает пути "видения" и "медитации" вплоть до восьмого уровня. Возникает всё больше видений чистых земель, созерцаний, чудес и т.п., и практик обретает благие качества сущностной природы. Практик осваивает "семь ветвей просветления" и т.д. ...
*4* Затем он обретает видение "прекращения в изначально природе". Поскольку на "трёх чистых стадиях" (с восьмой по десятую бхуми) исчерпываются множество концептуальных загрязнений и плотные тела, а также иллюзорное восприятие, – это видение
называется растворением. Такое видение является великой светоносной исконной мудростью, в которой растворены ум (сознание), оценочное восприятие (сознание пяти чувственных врат) и концепции (сознание сокровищницы-основы). Практикующий обретает контроль над мудростью немышления, чистыми землями, иллюзорным телом изначальной мудрости и благими элементами просветлённых деяний.
*Обретение четырёх видений и десяти стадий.*
Основываясь на Цигдон Дзод, Лонгчен Рабджам пишет, что в "четырёх видениях" содержатся достижения всех десяти бхуми.
Десять уровней просветления содержат в себе обретение "четырёх видений" Дзогпа Ченпо... Когда человек, введённый в постижение, впервые постигает истину, возникновение радости в нём является обретением первого бхуми – "радостный". Распознавание постижение истины как саморождённых видений является обретением второго бхуми – "незапятнанный". Достижение при этом переживаний является обретением третьего бхуми – "светоносный". Видения света являются обретением четвёртого бхуми – "излучающий". Видение изначально мудрости после обретения опыта в видении света изначальной мудрости и очищения естественным образом всех эмоциональных загрязнений является обретением пятого бхуми – "труднодостижимый".
Непосредственная реализация, или видение тел света, является обретением шестого бхуми – "постигший". Оставить далеко позади эмоциональные загрязнения после того, как освоены переживания, это значит обрести седьмой бхуми – "далеко ушедший". Отсутствие
движения мыслей после того, как полностью освоены благие качества видений, является восьмым бхуми – "недвижимый". Видение полной мандалы будд и обителей будд является обретением девятого бхуми –
"высший ум". Когда практикующий поддерживает свои чувства в видениях изначальной мудрости, видения возникают естественным образом; в этом случае он воспринимает всё феноменальное бытие как облака, обретая тем самым десятый бхуми – "облако Дхармы".
https://nandzed.livejournal.com/8865255.html