Аполлон КарелинПо словам основателя этого духовного движения, Аполлона Андреевича Карелина (1863-1926), возрождённое в "мистическом анархизме" гностическое христианство нигде за рубежом не имело такого распространения, как в советской России. И, наверное, нигде так жестоко не преследовалось тоталитарной властью. Кого-то может удивить, как эти два слова могут быть в принципе соединены. Но к началу 20 века анархизм естественным образом эволюционировал, постепенно пройдя путь от чисто политического движения ювенильного и часто агрессивного характера против насилия любой власти, к общественной деятельности этического и философского характера, а в конечном итоге – к духовной активности откровенно мистического типа, базирующейся на отказе от насилия вообще. Это движение открыто противостояло большевизму – его идеям и практике – вплоть до полного разгрома чекистами к 1939 году.
Сведений об Аполлоне Карелине много, но они разбросаны по разным источникам. Он родился в Санкт-Петербурге в семье дворянина. Его отец, Андрей Осипович Карелин (1837-1906), свободный художник и фотограф Императорской Академии художеств, был одним из первых фотографов России. Прекрасный портретист и пейзажист, любитель астрономии и педагог, он был хорошо известен в России и за её пределами как действительный почётный член ряда обществ и призёр выставок в России, Европе, США. Аполлон Карелин с отрочества стал приверженцем идей русского анархиста Михаила Бакунина – самого последовательного и серьёзного противника тоталитарного социализма К.Маркса, равно как самодержавия и любой иной формы тирании. Детство и юность он прожил с родителями в Нижнем Новгороде, где включился в народовольческое движение, ещё будучи гимназистом. Народовольческий кружок Карелина готовил свою прокламацию для крестьянства – самую короткую в истории России: "Граждане! Требуйте конституции!"
Первый арест, 14 месяцев в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Затем окончание Казанского университета со званием кандидата юридических наук (1888), но экстерном, поскольку почти все годы с 1882-го по 1905-й он провёл в ссылках – в Семипалатинске, Яренске, Вологде, Иркутске. Карелин изучает историю, экономику и право русских сельских общин, где столкнулся с религиозным анархизмом и "безначальным" самоуправлением у староверов. С 1883 года он опубликовал множество статей и две книги – по истории и экономике. На жизнь зарабатывал публикациями, ведя бесплатную адвокатскую работу в пользу неимущих. В этом смысле Карелина можно назвать одним из самых первых российских правозащитников. В Сибири он из народовольца стал сначала социал-революционером.
В 1905 году Аполлон Карелин окончательно обращается к анархизму и эмигрирует во Францию, где прожил 12 лет, много публиковался, преподавал и получил высокую степень посвящения в Ордене Тамплиеров. В 1907 году он основал Чёрный Крест – анархический аналог Красного Креста, всемирную благотворительную организацию помощи заключённым анархистам, бюро которой действовали в Лондоне и Нью-Йорке. В 1907-1913 годах он руковoдит также им основанным Братством вольных общественников – кружком русских анархистов в Париже. Стоит отметить, что своими радикальными сравнениями царской охранки с инквизицией средневековья и опричниной Ивана Грозного, Карелин заслужил большую ненависть политической полиции России, агенты которой угрожали его жизни в России и устраивали против него провокации в Париже, докладывая о нём начальству как об "опасном террористе". В первую мировую войну Карелин, в отличие от большевиков, стоял, как и большинство других анархистов, на твёрдой пацифистской позиции.
Аполлон Карелин возвращается в истерзанную войной, бурлящую после Февральской революции Россию в сентябре 1917 года, ещё полный энтузиазма. Как и большинство русских анархистов, он надеялся, что октябрьский переворот 1917 года станет началом великой социальной революции. В 1918 году он основал Всероссийскую Федерацию анархистов-коммунистов, затем российское отделение международного Чёрного креста. В течение недолгого времени он возглавлял группу наблюдателей в правительстве советской России – Верховном Совете. Характерна оценка работы этой группы советским историком С.Н.Каневым: "Вся деятельность анархистов-коммунистов во ВЦИК была направлена на то, чтобы дискредитировать Советскую власть. С этой целью они и вошли в верховный орган власти" (2, с.109). Так понимают гуманизацию общества советские идеологи, ибо цель карелинской группы наблюдателей была в посильной гуманизации государственной власти – в борьбе со смертной казнью и общим террором большевистского государства. Такова была, ещё со времён Средневековья, традиционная политическая практика Ордена Тамплиеров, а также их преемников следующих эпох, которые не столько дуалистически противопоставляли себя феодальной и королевской власти в Европе, сколько смягчали её произвол и корректировали девиации от христианских идеалов, используя для такого влияния на сильных мира сего свой завоёванный кровью авторитет и прочное положение в обществе того времени.
Уже к 1920-м годам дилемма русского анархизма становится печально ясна. Либо продолжать участвовать в создании нового общества на основаниях большевизма, и в этом случае диктатура материалистического типа будет неизбежна. Либо решать задачу расширения личного сознания и духовного развития людей, и в таком случае разрыв с новым режимом был неотвратимым. Уже в начале 1920-х годов исчезли последние надежды Карелина на то, что Россия избежит нового тотального государственного террора. Но Карелин никогда не был конформистом и не собирался сдаваться перед лицом большевистской диктатуры. В разгар "красного террора", когда российские тюрьмы заполнились не только дворянами и "буржуями", но снова социалистами и анархистами вновь возрождаемой империи, он пишет смелые статьи против смертной казни, в которых заявляет, что большевики "уничтожили" революцию и что его личный анархический гуманизм опирается на идеи христианства.
Таким образом, насущной задачей для России, по мысли Карелина, было углубление христианства вне религиозных институтов – через возвращение к его истокам. Дабы подчеркнуть отличие своего движения от политического анархизма, карелинские анархомистики нередко употребляли для обозначения своих убеждений не прежний философско-политический термин анархия (от греческого слова "безначалие"), но акратия (от греческого синонима, слова "без-властие") или синкратия (греч. "со-властие" – термин, которым, в частности, обозначали традиционный характер управления в Ордене Тамплиеров), либо древний тамплиерский термин синархия (synarchie – "совместное управление").
В основу этого направления русского анархизма легло то древнее гностическое христианство, веками сохраняемое в традициях Ордена Тамплиеров, содержание которого Карелин начал открывать ближайшим единомышленникам уже с 1919 года (и передавал только изустно, в частности, – в цикле из более ста гностических легенд и устных комментариев к ним). Так Аполлон Карелин ввёл мистический анархизм, уже популярный в России как философское течение, в социальную практику и политическую жизнь страны. Можно сказать, что Карелин "влил молодое вино" принесённого им из Франции эзотерического христианства "в новые мехи" глубоко созвучных с сутью этого христианства экуменических идей, уже распространённых в российском обществе. Это оказалось тем более успешно, что для российской интеллигенции становились понятны эзотерические учения всех традиций мира, с конца 19-го века всё более доступные на русском и европейском языках, а в народе всегда подпольно жили гностико-мистические традиции и вольная религиозная мысль.
Центральной идеей карелинского мистического анархизма был принцип ненасилия в межличностных взаимоотношениях и общественной жизни как главный практический смысл учения Христа. Идея ненасилия, с древности известная в индуистской и буддийской культурах как принцип ахимсы, обычно воспринимается в нынешнем обществе как учение слабых и трактуется карикатурно, подобно толстовскому "непротивлению злу несилием". Это глубокое заблуждение и предрассудок, всё обстоит прямо наоборот. Как писал один из ближайших сотрудников Карелина анархомистик Алексей Солонович, принцип ненасилия является "в существе своём принципом величайшей силы, ибо гигантская сила нужна, чтобы действовать ненасилием, но потому анархисты стремятся к могуществу, мощи, но не к власти и насилию..." (1, с.146). И далее уточняет эту мысль: "Проблема взаимопомощи и солидарности, как её развивал Кропоткин, переходит в проблемы любви и сострадания, как их ставили Кришна, Будда и Христос" (1, с.161). В понимании Карелина и Солоновича принцип ненасилия неотделим от центральной для анархизма ценности Свободы: "Свобода является единственной приемлимой формой, под которой можно мыслить себе Бога" (1, с.144).
Открытые наиболее прогрессивным идеям эпохи, анархомистики считали, что революция не имеет смысла, если она не меняет глубинную – духовную природу человека. Широкое просветительство, тщательное последовательное духовное воспитание личности и благотворительность (милосердие) становятся главными направлениями их деятельности. Конкретная цель мистического анархизма была ясной – подготовить человека к свободе и ответственности в новой неэтатической культуре, ибо со стремительным развитием техники государственная власть обретала чудовищную силу. Аполлон Карелин видел задачу анархизма в организации новой формы общественной жизни, основанной на христианской этике, преодолевающей религизную нетерпимость и открытой научному опыту с целью дать каждому возможность вырабатывать личное видение мира.
Это был огромный вызов торжествующему марксизму большевиков, а в более общем плане – всей позитивистской парадигме той эпохи, а также традиционному православию с его идеей "священности" власти. Следует со всей ясностью уточнить: это движение принципиально не было политической партией, не имело ни устава, ни доктринальной оформленности, требующей признания каких бы то ни было догматов. Оно целиком базировалось на требованиях этических при полной мировоззренческой свободе его участников.
Входившие в анархомистические кружки учёные, профессоры и студенты вузов, школьные учителя, писатели, художники, артисты имели связи с самыми разными культурными и внецерковными духовными движениями в стране. Они регулярно проводили публичные лекции, по-возможности публиковали статьи и книги, но главной формой публичного выражения эзотерических учений анархомистиков стал театр. Этим карелинские тамплиеры осознанно развивали традицию русских анархомистиков-символистов (Георгий Чулков, Вячеслав Иванов, Александр Блок и др.). Они писали и ставили пьесы как своего рода средневековые мистерии, адаптированные к современности, обращаясь таким образом через сознание аудитории к глубинно-духовным уровням коллективного бессознательного открытой им части нации.
Главное же средство достижения этой цели, согласно установкам христианского рыцарства, было в личном примере поведения человека. По свидетельствам современников, Карелин обладал энциклопедической эрудицией, невероятной работоспособностью и феноменальными психическими способностями. Его личное духовное влияние на окружающих людей было огромным. Вполне можно утверждать, что и Аполлона Карелина и другого великого анархиста-гуманиста Петра Кропоткина как людей бескомпромиссных спасла от большевистского Гулага только их собственная смерть.
Наверное, мы никогда не узнаем сколько их было. Опасения (к сожалению, обоснованные) инфильтрации движения агентами и провокаторами ВЧК-ГПУ-НКВД вынуждали русских тамплиеров использовать разные названия орденских кружков, не пересекающихся друг с другом – Орден Тамплиеров, Орден Света, Орден Духа, Орден Параклета, Орден Рыцарей Духа, Орден Сфинкса, Орден Взаимопомощи, Храм Искусств, Братство Милосердия, Ясный Город... Это делалось с целью скрыть их взаимосвязи, которые стали ещё менее расшифруемыми для нас сегодня, чем для сталинской госбезопасности тех лет, по причине гибели в Гулаге активных членов движения и смерти от возраста к сегодняшнему времени всех выживших в заключении. География движения широка – она охватывает многие города: Москва, Петроград, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Томск, Минск, Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Сочи, Батуми, Ташкент... Хотя мы не знаем общего числа анархомистиков, нам известно, что в движение входили выдающиеся учёные и деятели культуры того времени. Такие, например, как математик Дмитрий Бем (1880-1938); историк и геофизик Алексей Синягин (1901-1938); социолог и технический директор БСЭ Николай Проферансов (1885-1934); режиссёр Валентин Смышляев (1891-1936); гениальный актёр театра Михаил Чехов (1891-1955); расстрелянный историк, востоковед, полиглот Юлиан Шуцкий (1897-1938) – исследователь даосизма и автор первого перевода на русский язык китайской "Книги перемен", И-Цзин...
Репрессии нарастали постепенно, но неотвратимо. В 1922 году, сразу после смерти Кропоткина, большевики закрыли его издательство и газету "Голос Труда", ещё раньше – журнал Карелина "Вольная жизнь" (1919-1921). В 1923 году было запрещено Антропософское общество, с которым анархомистики поддерживали связь, начались масонские процессы, аресты анархомистиков, и фактически уже после 1925 года анархомистики были вынуждены распространять свои знания в большевистской России исключительно тайно, а начиная с 1930-го всё движение оказалось в подполье катакомбного типа, когда собрания анархомистиков были попросту запрещены советской властью. Однако некоторые анархомистики в 1920-х годах были высланы или сами смогли эмигрировать в Европу и США.
Там они издавали основанные учеником Карелина Р.З.Эдманом (Е.Долининым) газету "Рассвет" (Чикаго, 1924-1937) и ежемесячный журнал "Пробуждение" (Детройт, 1927-1939). В 1926-1936 годах это были издания почти целиком русских анархомистиков, где публиковали, в частности, свидетельства и письма из России – фактически первый советский "сам- и тамиздат". Одно лишь переиздание этих печатных материалов с современными комментариями составит не один том серьёзных публикаций о происходившей тогда в СССР духовной борьбе. Духовным и культурным центром анархомистицизма оставался Музей П.А.Кропоткина в Москве – с 1927 года и вплоть до его полного погрома и разграбления чекистами в 1939 году.
Огромная работа в архивах КГБ-ФСБ была проделана в 1989-1995 годах советским историком и писателем Андреем Никитиным, сыном анархомистиков-тамплиеров Леонида и Веры Никитиных, который обобщил все сделанные на эту тему свои публикации в недавних изданиях. Его книги, грешащие очень серьёзными недостатками, тем не менее, остаются сегодня главным источником сведений о Восточной ветви Ордена тамплиеров по материалам следственных дел сталинских чекистов. К слову, название последней работы Никитина "Орден российских тамплиеров" – это "новорусский" нонсенс: такого ордена просто не существовало ни в словах Аполлона Карелина и его ближайших учеников, ни в памяти выживших русских тамплиеров, ни в документах ОГПУ-НКВД. Поэтому не было смысла выдумывать такое название ордену, вводя в заблуждение читателей даже для того, чтобы не путать карелинскую Восточную ветвь Ордена Тамплиеров с основанным в начале века в Германии псевдо-тамплиерским ОТО (Ordo Templi Orientis – Орденом Храма Востока) Теодора Реусса, Карла Келлнера и Алистера Кроули.
Здесь важно сразу подчеркнуть, что русские анархомистики осознанно и последовательно противостояли идеологии и практике ОТО так же, как извращению учения и узурпации прерогатив тамплиеров европейскими расистами, особенно нео-тевтонцами тоталитарного ОNТ (Ordo Novi Templi – Ордена Нового Храма, 1907-1938) цистерианского монаха-ренегата Адольфа Йосефа Ланца ("Йорга Ланца фон Либенфелса"). ОNТ был зародышем и прототипом нацистского Ордена SS Генриха Гиммлера, а параноидальные идеи психически нездорового Ланца стали основой известной расовой политики Третьего Рейха. Скрытые идейные пружины этой европейской катастрофы – причины невероятной возгонки национализма в коллективном бессознательном германского народа – и сегодня не до конца прояснены. Но несомненно, что главную роль в этом сыграли мрачные оккультные организации, которые под прикрытием имени Христа развивали идею "священной власти избранных" на земле и насилия как главного средства "очищения и преображения" мира. Этого векового соблазна инвизиторов всех культур не избежали даже такие незаурядные люди, как вступивший в SS немецкий историк и филолог Отто Ран, сотрудничавший с нацистами итальянский эзотерик Юлиус Эвола и Рене Генон – французский математик и посвящённый в суфизм философ-энциклопедист, которого считают наиболее известным представителем Западной ветви Ордена Тамплиеров, поскольку в 1908-1911 годах он входил в одну из его возрожденых коммандорий. Для карелинских анархо-тамплиеров всё это было абсолютно неприемлимым извращением христианства.
Другой, более ценный источник об анархомистицизме – уникальные мемуары участников движения, тоже подкреплённые материалами архивов ФСБ, главные из которых – книга воспоминаний Василия Налимова, в которой он оценивает феномен не просто объективным анализом с расстояния времени, но также взглядом изнутри его – стремясь передать нашим поколениям духовное пламя анархомистиков. Он был учеником Алексея Александровича Солоновича (1887-1937) – выходца из дворянской семьи (сына артиллерийского офицера), доцента МВТУ, математика и философа, человека энциклопедической образованности и фантастической работоспособности. Машинописные философские работы Солоновича – "Христос и христианство", "Мистический анархизм" и "Михаил Бакунин и 2000-летний культ Йалдабаота" (его главный труд более 1200 страниц в переплетённых томах тиражом 6 экземпляров) – остались в ныне закрытых архивах КГБ-ФСБ. Будучи учеником и ближайшим помощником Аполлона Карелина, после его смерти Солонович возглавил духовное руководство анархомистическими кружками. Продолжая начатое Карелиным, он был одним из инициаторов создания Вольного Содружества духовных течений – объединения теософов, антропософов, толстовцев и анархомистиков, стремился создать в России Вольный духовный университет. Но при власти большевиков этот университет смог действовать только подпольно.
В отличие от розенкрейцеров и большинства масонов, тоже связанных с христианской гностической традицией, тамплиеры, которых представлял Аполлон Карелин, с конца 19-го века не только стали давать женщинам рыцарское посвящение самых высоких степеней, но считали желательным участие женщин в посвящении и духовном обучении новичков этого древнего эзотерического братства. После ареста Алексея Солоновича место руководителя анархомистиков заняла его жена, математик и сотрудница Кропоткинского музея Агния Онисимовна Солонович (1888-1937). Именно Агния Онисимовна посвятила в орденские таинства Василия Налимова. Агния Солонович была в свою очередь арестована НКВД в 1936 году и, обвинённая в "терроризме" Военной коллегией Верховного суда СССР, расстреляна в Москве 29 июля 1937 года после длившейся 2 минуты пародии на суд ("тройка" под председательством армвоенюриста В.В.Ульриха).
В 1958 году Военная Коллегия ВС СССР реабилитировала Алексея и Агнию Солонович по заявлению их сына Сергея Алексеевича, тоже прошедшего через сталинский Гулаг. Все руководители тамплиеров-анархомистиков могли избежать смерти, поскольку чекисты предлагали им жизнь в обмен на сотрудничество с неким тайным орденом в недрах Лубянки, и они были уничтожены за совершенно осознанную и неподкупную оппозицию этой оккультной организации. Хотя не все анархомистики выдержали это испытание... Со стороны русских рыцарей-тамплиеров супругов Солонович этот выбор был личной жертвой за идею Свободы – жертвой осознанной и даже намеренной (1, с.310-311, 324-331, 376, 377). Как и её муж, Агния Солонович свою вину не признала и никаких показаний на кого-либо не дала. У Солоновичей было двое детей. Василий Налимов пишет:
"Читая протоколы допросов, поражаешься не просто мужеству человека перед лицом беспощадного монстра системы, но парению духа и достоинству" (1, с.327).
http://archive.omway.org/nagualism/paraleli/Nalimov/nalimov.html http://nandzed.livejournal.com/5200483.html