Закрытые линейно-синтаксические цепи широко представлены в текстах для продвинутого этапа, когда учащимся предлагаются проблемные тексты. На данном этапе как раз очень важно уметь выдерживать характерную для сверхфразового единства "дугу напряжения" в пределах трёх и более связанных друг с другом предложений … Закрытая линейно-синтаксическая цепь легче усваивается, но её наблюдение в тексте отодвигается к более продвинутому этапу обучения; закрытое сверхфразовое единство труднее, но оно встречается в текстах самого раннего этапа обучения"
(Бурвикова Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты).
Коллега предложила вот такие примеры, иллюстрирующие эти понятия:
ЗАКРЫТОЕ ФРАЗОВОЕ ЕДИНСТВО
Меня зовут Анна. Сейчас я студентка. Я изучаю французский язык, потому что мой друг Жиль — француз. Он фотограф. Жиль говорит только по-французски и не понимает по-русски. Но, к сожалению, я ещё не очень хорошо знаю французский язык.
Я много читаю, слушаю и рассказываю. Мой преподаватель говорит, что у меня есть прогресс. Я тоже думаю, что у меня есть результаты. Сейчас я чуть-чуть трудоголик, потому что у меня есть стимул: говорить хорошо и быстро и понимать, что говорит мой друг.
У меня есть брат. Он инженер-конструктор. Но сейчас мой брат тоже, как и я
изучает французский язык. Он делает это, потому что его партнёры – французы. Они делают автомобили. Мой брат изучает французский почти год, он очень много работает. Он уже хорошо понимает, что его партнёры говорят по-французски.
(Из учебника 5 элементов А1)
Тут закрытое фразовое единство, в котором мы получаем информацию. Студент фактически не может обсудить проблему, так ее нет, он может только пересказать информацию, данную в тексте.
Как вариант работы с такими единствами предлагается смена роли говорящего, например, перескажите от лица Жиля. Тут студенты обычно могут дофантазировать что-то, но в целом в исходнике информация закрытая, добавить нечего.
Закрытое линейно-синтаксическое единство
Архитектурный облик города влияет на уровень стресса не меньше, чем чистый воздух и тишина. Научные работы показывают, что скучные застройки негативно влияют на жизнь. В частности, повышается уровень гормона стресса. Также учёные подтвердили, что впечатление, которое создаёт городская среда, влияет на процессы в мозге. Глаз должен за что-то цепляться, это даёт возможность испытать новые эмоции.
(из материалов Юланг)
В этом тексте каждое высказывание в частности можно обсудить, стдент может согласится или не согласится с ним. Между тем все фразы формируют законченную мысль, организованную в текст.
Открытое линейно-синтаксическое единство.
Скоро у жены день рождения. Ей будет сорок один год. И я опять не знаю, что ей подарить. Духи я дарил ей сто раз — у неё уже огромная коллекция духóв, потому что её подруги тоже любят дарить ей парфюмерию. Может быть, купить ей косметику? Но я совсем не понимаю, какая косметика хорошая и какая плохая. Я уже позвонил сестре, другу, брату, маме и попросил их дать мне совет. Но все они посоветовали мне такие банальные вещи.
Сестра сказала, чтобы я подарил жене часы. Но у неё уже есть часы и не одни. Думаю, что четвертые часы ей не нужны.
Друг посоветовал, чтобы я просто дал жене деньги, чтобы она сама купила то, что она хочет. Он плохо знает мою жену. Ей такой подарок не понравится. Она скажет мне, что деньги - это не подарок и что у меня совсем нет фантазии. И, наверное, будет права. Правильно говорят, что дорог не подарок, а дорого внимание.
(….советы ещё пары человек)
Одежду дарить я не хочу, потому что у нас в шкафу уже и так нет места. О! Она скоро идет в отпуск. Может быть, подарить ей тур в экзотическую страну. Но тогда она будет спрашивать меня почему мы не можем поехать туда вместе. Она не поверит, что я не могу сейчас взять отпуск. Что же делать?!
(5 элементов уровень В2)
Тут автор выразил несколько мыслей и идей, но всё же не пришёл к какому-то выводу. Проблема остается нерешенной. Тут каждый студент может обсудить советы, данные членами семьи и друзьями автора, а также добавить своё мнение.
В оригинале в учебнике есть концовка, но я сознательно её убираю, чтобы сделать такой открытый конец.