-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ivanov_petrov

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 48




Иванов-Петров - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://ivanov-petrov.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss??8ef01000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Ресурс будущего

Понедельник, 23 Августа 2021 г. 07:52 + в цитатник
- глупость молодых. Если б не этот подарок, давно б погибли - поскольку каждое поколение убеждается, что всё сделанное разрушается. Все усилия в прах, все надежды бесплодны. И только глупость молодых понятия не имеет обо всем этом и начинает попросту сначала.
Конечно, у них тоже ничего не выйдет. Но то, как именно не выйдет, и будет содержанием будущего.

Поэтому образование наше - это лелеяние и тщательное взращивание глупости. Получается отлично.

(c) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2337920.html


Метки:  

***

Суббота, 21 Августа 2021 г. 09:38 + в цитатник

Метки:  

Самый порок

Пятница, 20 Августа 2021 г. 07:04 + в цитатник
Это очень старая история. Еще в первые века христианства много было умов сломано в рассуждениях, что есть самоглавнейший порок. Известное дело, к нашим благословенным временам принято некоторое согласованное решение - что гордыня. Решение хорошее.

Но как две тысячи назад, так и посейчас многие внутренне несогласны. Это не богословское возражение, не плод связки силлогизмов, а внутреннее чувство - может быть, для всех в целом и при взгляде общем - гордыня, но конкретно для меня - нет, не она. Булгаков в своем антиромане - все помнят - высказал личную точку зрения. Он сказал: трусость.

Это давняя традиция - иметь личное мнение. Субстанция очень трудноуловимая - мнение. Кому оно принадлежит? Известный пример: Гете сказал, что в начале было не Слово, а Дело. И на это сотни лет возражают - сказал не Гете, а его персонаж, многоошибающийся Фауст, на определенном этапе своего развития, и потом с тем Фаустом много чего произошло, это совсем не его окончательное мнение. Так и про Булгакова можно - это не его мнение, а его персонажа, причем рассказанного другим его персонажем...

Но всё же отблеск личного мнения имеется. Конечно, может быть - гордыня... Но мне кажется, что главный порок, съедающий людей нашего времени, уничтожающий жизни людей, самый главный порок современности - как мне кажется, его вообще не было среди того списка смертных грехов. И его вообще не числят среди главных пороков, как-то не повелось его даже и упоминать.

Слабость.

А для вас, по опыту, каков самый главный порок?

(c) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2337356.html


Метки:  

Есть такой взгляд, откуда видны три легенды

Четверг, 19 Августа 2021 г. 07:11 + в цитатник
Есть такой взгляд на кельтов. В своих мистериях они ждали свершения - тысячи лет ждали пришествия. Высокий дух, который должен прийти, животворящее солнце. И ко времени явления Христа они растворились, бесследно ушли из истории - они получили результат и потому закончились. Как говорится - смешались с прочими племенами.
Ну разумеется, это взгляд. Можно находить остатки культуры, можно искать, что осталось.

Там надо выбрать точку зрения. Надо вверх - и немного в сторону, тогда будет видно. Как они ждали, работали - и дождались, и работа их стала иной.
Некоторые называют это легендой.

Ну конечно, благородные рыцари, тратящие жизнь на помощь слабым и убогим - это легенда, мы-то знаем. На самом деле грязные феодалы, угнетатели и т.д. Но вот через тысячу лет после кельтов появилась эта легенда - про рыцарей. Которых, конечно, не было. Но если найти точку зрения - это надо вверх и несколько в сторону... Тогда видно: рыцари. Смотри, настоящие рыцари. Их не было, но они оставили рыцарскую этику. О которой до сих пор вспоминают - эх, нам бы...

Наверное, есть и другая будущая легенда. Ее еще нет, она возникнет - но через сколько веков? Про интеллигенцию, невозможную и не существовавшую, которая обитала в России - и нигде более. Это такая же мифическая штука, как рыцарство - русская интеллигенция. Она существовала, пытаясь породить некий идеал, создать и сказать его. В процессе она мельчала и вырождалась, как всегда это бывает, ошибалась и подличала, а потом закончилась совсем. Но - через сколько-то веков - если выбрать точку зрения. Ну, вы знаете - там надо вверх...

Тогда, через эти века, станет видно: так вот чего они делали-то... И тогда станет возможным показать: смотрите, это они сделали.
Сейчас этого ещё нет. Не свершилось и не пришло пока.

(c) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2337219.html


Метки:  

***

Вторник, 17 Августа 2021 г. 08:34 + в цитатник

Метки:  

То, что хотел бы я высказать...

Понедельник, 16 Августа 2021 г. 07:50 + в цитатник
Не подлежит.

может ли Я перестать быть?
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2335754.html?thread=169450762#t169450762

Есть несколько глобальных картин мира, касающихся разных аспектов. Их знают. Вот экономическая картина - до некоторой степени о ней осведомлены, хотя бы о болевых точках, если не о путях решения проблем. Вот другая - демографическая. Есть некоторые представления о социальной картине. В общем, масса важнейших деталей, крайне важных для реальной работы, скрыта от непосвященных, непрофессионалов, но в целом - картины известны.

Существует также еще одна картина мира, картина человечества. Мне трудно ее обозначить. Что-то вроде - пространство духовности? Не думаю, что будет понятно, но не знаю, как сказать точнее. Понятно, что конкретный дух - это человеческое Я. То есть современное население планеты составляет своими Я пространство духовности. Не культура (что бы ни понималось...), не религиозная принадлежность - это другие игры.

Говорить об этом крайне трудно, как и о других общих картинах. Потому что это мнение, а мнения ничего не стоят. Потому что ничего нельзя сказать о том, как получено это мнение. И - очень важно - такие картины относятся к категории "опасного знания". Потому что могут всерьез покорежить того, кто этим знанием обладает. Так что мудрые люди предпочитают об этом не говорить, а те, кто говорят, не таковы. И это, опять же, "всем известно". Так что статус высказывания на эту тему - любого высказывания - сомнительный.

Что делать. Мне представляется, что это интересная картина. В некотором смысле банальная и ожидаемая (как все прочие общие картины), но интересная. Еще один довольно независимый аспект дела. Каждый такой аспект, каждая картина резко меняет все рассуждения, выполненные в иной картине. Например, если взять некую технологическую картину мира - что может наука, что она откроет - это будет некая картина будущего. Логичная, по-своему необходимая. Но стоит рядом добавить экономический аспект - вся картина радикально поменяется. До неузнаваемости. То, что только что было наиболее вероятным в научно-технологическом аспекте, станет невозможным, а в предсказанный рост пойдут совсем иные направления. Добавим демографический аспект - и опять всё переменится. Так что эти аспекты потому и интересны, что неучет строения любого из них не позволяет уловить даже самые общие черты будущего. Сколько таких аспектов, списком - никому не известно. Собственно, поэтому любое моделирование и лажает сколько угодно раз.

Так что речь, конечно, не о модели и не о том, как на самом деле будет выглядеть мир. Речь только о простенькой картине, "еще одного" аспекта. Чтобы не возвращаться, сразу скажу - когда я это объяснял понимающим слушателям, были очень резкие возражения. В самом общем смысле все были согласны, но тех количественных оценок, которые присутствуют в этой картине - никто из моих собеседников не разделял. Так что я не жду согласия, просто мне кажется, что и эту картину следует видеть.

И напоследок прошу прощения за нелогичность - онтологические основания, по которым картинка именно такая, предъявлены не будут.

Ну и всё. Картинка такая. Это некий общий вид человечества - всего современного человечества. Касается он духовного аспекта, аспекта человеческого Я. Этот "гиперобъем"... давайте представим сосудом. Бутылка. Стоит бутылка, в ней - наполнение.

На дне - ... Пусть Я будет представлено "шариком", маленьким шариком - типа "монада". Маленьким шариком. Так вот, на дне - треть объема - растертые в грязь шарики, лопнувшие, порванные, нечто вроде размозженной лягушачьей икры. Некая вязкая общая масса вместо отдельных шариков.

Треть объема, треть числа. Это меня поразило. Это очень много.

Следующая треть - разноразмерные шарики, там тоже некоторое неявное расслоение. Толкутся монадки. Важно - что они по сути не обладают стремлением двигаться. В этом среднем слое одни немного тонут, другие немножко сдвигаются вверх. Но немного и несущественно. Практически все довольны уже занимаемым местом, у них нет стремления вверх. Да, немногие подвсплывают, но скорее по их внутренним обстоятельствам - складываются дела так, что им удобнее немного приподняться, им некомфортно тонуть.

Так что еще треть - без внятного движения.

Осталась верхняя треть бутылки. Она пустая. Там нет никого. На всем этом огромном - в масштабе целого - объеме летают буквально десяток шаров. Их можно обозначить словом "гении". Но не в современном понимании - это не художники, не музыканты, не писатели и не ученые, конечно. Речь не о профессионализме, это ясно. Это гении в том аспекте, о котором идет речь.

Десяток штук. Это меня поразило. Это очень мало.

Собственно, всё. Конец картины. Выше только горлышко.

(c) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2336755.html


Метки:  

***

Суббота, 14 Августа 2021 г. 07:19 + в цитатник

Метки:  

Непостижимая неэффективность мышления

Пятница, 13 Августа 2021 г. 07:54 + в цитатник
Это же очень странно. Казалось бы: точно представили себе законы, по которым движутся объекты - и так и есть. И вдруг - не так...

Фундаментальный факт научного познания состоит в том, что наше мышление не способно воспроизвести действительность (то есть заменить ее, полностью смоделировать). Мышление очень часто ошибается, нам обязательно нужен опыт, чтобы проверить, как же на самом деле - и либо поправить, либо вообще заменить наши мысли, вместо фантазий обратиться к правде.

Современное исследование, в основном "модельное", ломается именно в этом месте. Дело мыслится так, что если мы придумаем две (хорошо, 22 - или 222) гипотезы и поставим эксперимент, какая соответствует, - мы получим ответ, который укажет на верную. Между тем, любой ответ всего лишь зачеркнет несколько неверных.

Гипотетико-дедуктивный метод познания в принципе не способен обеспечить познание природы (сам по себе). Другое дело, что он не способен убедиться в том, что он на это не способен.

В тех областях, где опыт почему-либо невозможен, полагаются на косвенные свидетельства. Надежды, что косвенные свидетельства смогут ограничить неэффективность мышления... Это крайне напоминает ту историю о попадании в английский клуб ("Вскрываемся. - Что вы, сэр, у нас так не принято, тут же джентльмены. - Вот тут мне карта и пошла").

Мы не можем добиться полного модельного соответствия, но можем создать частично-верную модель. Не можем обойтись совсем без опыта, но ограниченно-верные суждения выстраиваем. Как следует обозначить фундаментальную неполноту мышления, из-за которой ему требуется опыт?

(C) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2336091.html


Метки:  

Место для вопроса

Среда, 11 Августа 2021 г. 07:39 + в цитатник
Вопросы непрофессионалов, которые хотят понять - о чем угодно. Задавайте, если интересно. Отвечайте, если в самом деле можете.

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2335754.html


Метки:  

Специальный человек и слежка

Понедельник, 09 Августа 2021 г. 05:44 + в цитатник
Осознал некоторое обстоятельство и решил спросить.
Известных мне людей, знакомых, можно разделить на "обычных" и "специальных". Обычные люди никак не относятся к "телефонной слежке", к тому, что андроил (гугл) отслеживает сохраненные файлы, маршруты, разговоры и пр. Об этом не думают, если придется в разговоре - отвечают "кому мы нужны". Не парятся. Не используют никаких специальных средств для препятствия слежке, не думают об этом, используют компьютер и смартфон для всех нужных им действий.

"Специальные" люди - меня удивило, когда я осознал - практически все... Об этом не говорят. Но если прямо спросить - выясняется, что практически все предприняли очень многоступенчатые меры против разных функций слежки. Симки анонимные, с собой не носят, отключают геолокацию, не используют службы гугля и прочее, и прочее. Там вагоны технических деталей, у каждого свои известные методы. Не регистрируются на сайтах, где регистрируются "все". Многие не присутствуют в соцсетях или скрывают там свое присутствие. Всякие левые аккаунты и пр. Предпочитают серьезные разговоры вести вне прослушки смартфона. Отсюда вытекают особенности жизни - понятно, что многие не вызывают такси или не пользуются картами.

Осознал, что никто из "сознательных" знакомых, тех, кто действительно занимается собой, внимательно относится к жизни, - все используют какие-то действия против слежки. Не используют - те, кто уперт вниманием не в себя, а во что-то внешнее - в профессиональные заботы, в быт-дом, в увлечение и т.п.: "нормальные люди". Я понимаю, что трудно понять это название - "специальные люди". Они очень разные, просто обратил внимание - умные, погруженные внутрь, думающие над своей жизнью, сознательные - какие-то такие. Те, кто не воспринимает обстоятельства жизни как "безусловные", кто продумывает то, как живет.

Другая черта "специальных людей" - все они не поднимаются высоко по социальной лестнице. Это связано как с общим падением интеллектуального слоя - он весь обрушился несколькими этажами ниже, так и с личной стратегией. Не то чтобы они против успеха - скорее, наверное, надо сказать так: те, кто делают карьеру, не относятся к числу таких специальных людей. Ну а сама себя карьера не сделает - поэтому обычно в результате положение не слишком высокое, хотя встречаются смешные исключения (громкие названия ничтожных должностей). Да, и это не фрики - те, свихнувшиеся на слежке, всех убеждают и вскрывают заговоры закулисы. А те, о ком я говорю - об этом всем молчат, для них это как гигиенические действия - никто же в детальных подробностях не рассказывает всем встречным об особенностях своего поведения в туалете. Так что специальные люди могут в доверительной беседе рассказать, как они пользуются смартфоном, но обычно предпочитают обо всем этом промолчать и не упоминают в обычной речи о своих особенностях - хотя эти особенности существенно влияют на их быт.

И тогда мне стало интересно. А у вас как? Вы используете какие-то методы против электронной слежки? У меня технической грамотности не хватит указать на все варианты, как это можно сделать - там задается ложное местоположение, всякие анонимные способы просмотра, хитрые и непрямые способы ознакомления с контентом и скрытия личных данных. Я вдруг понял, что это делают в определенном смысле "все" (кого знаю) - кто вообще что-то думает о себе.

(C) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2335548.html


Метки:  

***

Пятница, 06 Августа 2021 г. 07:08 + в цитатник

Метки:  

Пылкость и чувствительность

Среда, 04 Августа 2021 г. 08:29 + в цитатник
Пылкость и чувствительность - противоположные качества. Поэтому, вопреки обыденным ожиданиям, очень многие горячие, эмоциональные, пылкие люди обладают очень малой чувствительностью, чуткостью и не слышат эмоциональных сигналов от тех, с кем общаются. То есть горячие - глухие. А чувствительные люди часто не обладают достаточной энергетикой, чтобы громко сообщать о своих эмоциональных состояниях, излучать достаточно мощные чувства, так что производят впечатление холодных, немых.

Это довольно тривиально. Но все же позволяет увидеть душевную алхимию - когда горячие люди оказываются удивительно тупыми, глухими, не знающими почти ничего об эмоциональной жизни, а "холодные" люди, напротив, весьма грамотны эмоционально и хорошо разбираются в эмоциях - но у них проблемы с выражением.

Понятно, что полученные от природы задатки можно развивать, чувствительные могут развивать свою энергетику и отрабатывать выплески чувств - чтобы те стали заметны окружающим, а пылкие могли бы тренировать свою чувствительность. Но, как ни странно, не могу вспомнить приличных стратегий такого рода воспитания. Хотя вокруг полно людей, ущербных в том или в другом отношении.

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2335005.html


Метки:  

Пропопуляризацию и о науке

Понедельник, 02 Августа 2021 г. 08:03 + в цитатник
Попробую описать происходящее еще с одной стороны.

Вводная: пишут про строение материи, атомы, гены, биологическую обусловленность разума и поведения человека и прочие дела.

Пример. Перед нами фотография атома. Его сфотографировали. Профан считает, что эта фотография ничем не отличается от фото голубя, которое он вчера сделал на прогулке. Это фото в одном и том же смысле - вот на прогулке щелкнул смартфоном - получилось фото. Вот кто-то точно так же щелкнул атом.
Разница. Чтобы сделать фото атома, понадобилась машина величиной с дом - чтобы привести атом в состояние, в котором получается такое фото. Эти фото в разную цену: одно - маскирующееся под человеческий взгляд (внимательно изучая, как делает фото смартфон, можно уяснить, что это - именно конструирование изображения, похожего на то, как если бы мы его увидели и запомнили). А с атомом много сложнее - нужны километры теории и сложнейшее машиностроение, чтобы сделать некую конструкцию, которую мы запросто называем "фото" - и подготовить для этого фото объект, который мы спроста называем "атом".

Ровно то же в других примерах. Когда говорят о генах (что они определяют) и биологической обусловленности разума, пропускают огромные объемы теории, которая по умолчанию считается известной, а в самих этих теориях зашиты по умолчанию установки, которые уже сотню лет не проговариваются - потому что считаются вшитыми в теоретический аппарат, хотя они не доказаны, а просто добавлены. Ну, например, что все действия разума имеют адаптивный биологический смысл (установка по умолчанию). Пример из прозы С. Савельева: "Любая умственная деятельность лишь тогда приносит результаты, когда имеет под собой биологическую «подложку», три главных стимула – еда, размножение, доминантность." Это не данные науки и не их популяризация - это изложение установки по умолчанию, в которую верит автор. И так на каждом шагу - если расплетать великое множество современных коротких и хлестких популяризаторских высказываний, под ними - наперстничество. Ловкие пальцы привычно подменяют, убирают и прикрывают - а там философски не проясненные допущения, принятые на веру, потому что так диктует идеология, подсовывание привычного вместо доказанного и т.п.

Сейчас наука занимает в обществе место религии - является высшим интеллектуальным авторитетом. Популяризация - это доходчивое изложение вершин принятого знания, нечто вроде проповеди, рассчитанной на простецов. Настоящие аргументы - у теологов в серьезных журналах, где такие выводы не пройдут, потому что другие изощренные теологи укусят за слишком широкие и хлесткие обобщения, а для ширнармасс - вот эта вот фигня.

К счастью, - как всегда - есть и честные люди. Среди популязаторов состав, как я понимаю, таков - большинство люди очень наивные, просто не понимающие, что они пишут. Их бессмысленно опровергать и спрашивать - простые люди, они ни за что не отвечают. Значительная доля - идеологи, фанатично верующие (или притворяющиеся - как всегда) в некую идею, которую и несут читателям. Их тоже бессмысленно опровергать - для них изложение науки важно именно в том ключе, в котором эта авторитетная институция подтверждает их веру.
И маленькая доля людей честных, которые идеологизированы до печенок, но хотя бы стараются не сильно врать. Типа "коммунист идейный, но честный". Таких и различить трудно, и отыскать не просто, и у них хватает ошибок - но они хотя бы пытаются в меру сил. Что же до отвечающих за свои слова, чтобы без оговорок про честного, но коммуниста - ну... почти нет. Трудно найти. (Причина: институциональные границы. То, что пишется иначе, не укладывается в жанр популярной литературы. Читатель не готов принимать на себя такого объема работу понимания).
Конечно, есть исключения, которые бессмысленно помещать в классификацию.

Чтение популярных книг сейчас очень похоже на поглощение советской идеологической литературы - где смысл загроможден тоннами цитат из классиков марксизма, которые всё заранее предугадали и которых всё подтверждает. И не важно, читаете вы "про физику" или "про биологию". О чем можно подумать - как же так получилось, что - вот, наука стала практически до корней идеологизированной областью, и ладно бы что-то, привычно укоряемое - гуманитарное знание, но - нет, естественнонаучное.

Кажется, там есть что-то, имеющее отношение именно к популяризации. То есть - "не поймут". Наука очень далека от интуитивно-здравосмысленного понимания. Она занимается опытом, чрезвычайно удаленным от привычного для разума людей. Ее объекты действительно немыслимы, противоречивы и крайне сложны. При попытке говорить об этом - получается как сленг... понятные для общения с окружающими идеологизированные допущения по умолчанию. Внутри каждой специализации профессионал примерно чувствует, где его дотошное знание искривляется и перестает быть понятным при поверхностном изложении, где простецкое понимание ведет мимо - но для другой специализации все люди в целом являются профанами (это и есть определение глубокой специализации), и в отношении соседнего участка знаний профи верит в то, что зато там - в самом деле так, как об этом говорят.

Пример такого наперстничества найти легко, правда, играют разные люди - в одну игру. В одних случаях одни люди от лица науки говорят: науке пока это не известно, и потому мы можем героически проникнуть за пелену незнания, делая произвольные и соответствующие нашей идеологии допущения с тем, чтобы искать любые косвенные свидетельства, что мы правы; и другие люди говорят рядом: науке это не известно, и потому мы решительно запрещаем спекуляции на этот счет, - к таким взглядам нет никаких научных оснований. Можно сравнить столетние игры вокруг возникновения жизни и доказательства парапсихологии.

Разумеется, дело не в том, что популяризаторы "сознательно обманывают" - нет, конечно. Честно говорят, что думают - выговаривают свою веру. И что, все ученые так думают? Нет, конечно. Наука - массовая профессия. И уже давно среди ученых есть примерно то же разнообразие позиций, что и в прочем человечестве. А почему тогда научные иноверцы не пишут популярных книг? Их вытесняют и объявляют ложными, это понятно, но есть и другие причины. Скажем, потому, что там преамбула будет бесконечнодлинной. Та идеология, о которой речь - она же господствующая, в нее "все" верят, и то, что верующий популяризатор обходит выражением "все мы знаем", неверующему придется раскрывать и прояснять - а это философия. В трех томах, с шестью специальными добавлениями и обширным приложением. Этого никто не будет читать - это по другому ведомству проходит. Сейчас, кстати, полно огромных монографий, написанных учеными, где они выражают несогласие с генеральной линией партии, разрушают идеологические иллюзии и говорят правду. Это как называется? Ну да. Фрики, на склоне лет вместо серьезной работы занявшиеся "теорией всего". (Я читал. Правды там нет - работа в рамках идеологии на протяжении многих десятков лет изумительно искажает способность мышления. Но люди пытаются вспомнить, как это - говорить вне идеологии. Представьте человека, который всю жизнь читал только тексты советской газеты Правда - и в восемьдесят лет решил впервые сам написать, как всё на самом деле).

Это довольно грустная ситуация. Представьте - с одной стороны, на одном полюсе пусть будут рассуждения о теории познания. Там неизбежно - "философия", математики нет (формализация появляется, когда уже очень многое понятно, математизация есть показатель готовности знания, а не условие его возникновения), есть туманные рассуждения и немногие выстраданные примеры. А с другой стороны - огромная масса специализированных научных утверждений. Эту стену не прошибить. Специализация не умеет откатывать назад, она на любой вызов отвечает только усилением специализированных усилий. В этом смысле деидеологизировать науку невозможно - не знаю, на какую дату поставить узел альтернативной истории, когда это последний раз можно было сделать. Где-то в XIX в. Потом процесс стал необратим.

Насколько я понимаю, решаются такие вещи... Ну, кто знает - история химии до Лавуазье. Примерно так. Будет крах и пустое место, безверие и полная потеря предшествующей традиции. И на лысом месте будут строить заново.

Это очень жаль. Такие усилия - и так попусту...

Хотя многие еще надеются (и это им плюс в карму)


– Разве не мог дон Хенаро, будучи магом, узнать, готов ли я, не проверяя меня? – спросил я.
– Конечно, мог, – сказал он. – Но такое знание не имело бы никакой ценности или последствий, потому что оно было бы изолированным от тебя. Ты – тот, кто учится. Поэтому провозгласить знание силой должен ты сам, а не Хенаро. Хенаро интересует не его знание, а твое. Ты сам должен обнаружить, работает или нет твоя воля. Это очень трудно сделать. Несмотря на то, что мы с Хенаро знаем о тебе, ты должен доказать самому себе, что способен провозгласить знание силой. Другими словами, ты должен убедиться сам, что можешь использовать свою волю. Если это так, значит, ты должен убедиться в этом сегодня. Если ты не сможешь выполнить эту задачу, тогда дон Хенаро решит, что несмотря на все, что он видит относительно тебя, ты еще не готов.

(Карлос Кастанеда, «Сказки о силе»)

К вопросу о популяризации и прочих видах «удаленного знания». Все эти знания сродни праздному любопытству, мертвые. Если конечно это не какая-то книжка, прочитанная в детстве, вдохновившая и определившая судьбу. Но обычно популярные книжки читают люди более-менее в возрасте, которым уже не пойти никакой другой дорогой, кроме как по уже выбранной колее.

Но кое-что наверно можно сделать. Например, популярная книжка могла бы содержать вопросы или план эксперимента. Некие задания, которые вполне можно выполнить, основываясь на тексте, что был прочитан. Не должно быть просто чтения. С точки зрения автора, в книге содержатся живые сведения. Но они живы по единственной причине – они интегрированы в автора, живы в нем. А в других почти со стопроцентной вероятностью нет. У человека должна быть возможность в этом убедиться. И тогда, если хватит воли, придется прочитать книгу один, два, или сколько там потребуется раз, имея в голове нерешенную задачу. Пока она не будет решена. Это тоже не много значит, но во всяком случае это будет уже не нуль.
https://antimeridiem.livejournal.com/1464222.html

В этой связи недооцененным оказывается мысленный эксперимент. Я бы его понимал совсем иначе, чем принято. Сейчас это - совершенный пустоцвет, подстановка цифирок в модельку. Это, разумеется, низачем не надо. Мне бы казалось, что мысленный эксперимент - совсем иное. Автор разворачивает некую "мысль" - рассуждение. И говорит, что получается в результате. И читателю следует провести такое же рассуждение и убедиться в верности. Это обычно понимают как пустое развертывание логических схем - и тогда это бесполезно. Но вот когда в такую форму помещен действительный опыт (а действительный опыт всегда сверхлогичен), - тогда у читателя нечто прибавляется.

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2334873.html


Метки:  

***

Суббота, 31 Июля 2021 г. 07:36 + в цитатник

Метки:  

Есть идея

Пятница, 30 Июля 2021 г. 07:58 + в цитатник
если у кого-нибудь есть идеи, хотелось бы их обсудить, нужны единомышленники и ожидается помощь при воплощении новой идеи - скажите. Вдруг отыщется помощь и найдутся единомышленники. Вдруг, против обыкновения, будет нужный совет.
И постарайтесь не осмеивать чужие идеи; новорожденные - они всегда довольно смешные и беспомощные.

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2334339.html


Метки:  

***

Среда, 28 Июля 2021 г. 08:51 + в цитатник

Метки:  

Наступление роботов

Вторник, 27 Июля 2021 г. 07:43 + в цитатник
Известное дело, одни люди любят говорить с роботами и предпочитают их - лучше автомат, чем с человеком, а другие - напротив. Дайте человека потерзать, а с машиной ничего не получается.

Можно ли понять, что это за типы личностей, почему одним легче с машиной, другим с человеком?

Те люди, кто не любят роботов, говорят, что им не хватает позиций выбора (нажмите пять... нажмите девять... а нужного варианта всё нет или он не узнан), они не понимают терминов ответа (но думают, что понимают - допустим, человек вместо пароля использует логин, и не понимает этого), они не понимают общей характеристики своей ситуации (им не надо в общей форме, у них конкретный вопрос - как именно мне сделать это), они не понимают возможности и цену возврата (например, можно ли будет выбрать еще раз - и надо ли будет дозваниваться час для этого). Эти люди могут изъявить себя только в свободном разговоре и не способны разбить ситуацию на подвопросы.

Те, кто любит роботов, смущены множеством обстоятельств человечности - им надо при наличии технического вопроса выстраивать целую коммуникацию с человеком, разгадывать его эмоциональные реакции. Это занимает массу ресурсов, и трудно сквозь это решить простой технический вопрос. То есть общение с человеком дает чудовищный объем избыточной информации, никак не связанной с вопросом пользователя, он подавлен этим объемом и ему трудно решить собственную задачу.

Дело не в том, чтобы еще одним способом поделить всех людей на два типа (у одних робот, а другие копают). Просто сама ситуация обыденной жизни волей-неволей делит людей - и они оказываются в том или ином положении. Со временем цифровизация будет все сильнее распространяться - ведь это не только разговор тупого пользователя и робота-автоответчика. Наверное, вы понимаете, что ровно та же ситуация - "разговор" врача с инструкцией (вот данные анализов, вот рекомендации по лечению), судьи с законами (вот обстоятельства дела - вот вилки статей). И таких вещей будет все больше - происходит цифровизация общества (если угодно - бюрократизация, хоть это и несколько другое), и люди будут сталкиваться с этим везде - и на рабочем месте, и в быту. Суд цифровизация по крайней мере в принципе уже переварила, сейчас переваривает медицину, скоро продвинется в образовании - и ровно теми же выбрами из пунктов будет заниматься учитель (проявлено способностей ученика... выбрать дополнительные меры обучения).

Вернуться "к человечности" не получится. Уйти в цифру - тоже. То есть машины останутся. А в цифру уйти не получится, потому что уйти от семантики не удастся, вопрос только в том, как с нею обращаться. Впрочем, ладно - с верующими в цифровизацию человека спорить не о чем. Я о другом - вот эти два типа людей, один не в ладах "с техникой" (на деле - с формализацией), другие не в ладах с людьми, - как они проявляются? Ведь, наверное, у них есть и еще свойства, постоянно сопутствующие тому или иному типу? Эти два типа по отношению к цифровизации - другими чертами характера отличаются?

(C) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2333874.html


Метки:  

***

Воскресенье, 25 Июля 2021 г. 07:45 + в цитатник

Метки:  

***

Пятница, 23 Июля 2021 г. 07:58 + в цитатник

Метки:  

О разнице меж познаниями

Четверг, 22 Июля 2021 г. 09:32 + в цитатник
Решающим в познании является отношение к опыту и месту познающего.

В древности опыт и отношение к нему познающего мыслились совершенно иначе, чем сегодня. Сейчас идеалом выступает объективность - наблюдающий подразумевается бесстрастным, отделенным от опыта и неизменным, впрочем, он лишь подразумевается - в явном виде о нем вообще говорить неприлично, его как бы нет. Если в результатах работы удается заметить присутствие наблюдателя, работа считается недействительной.

В древности опыт был опытом наблюдателя - участника. Он должен был находиться в самой середине дела, он переживал происходящее как свой личный опыт. В этом смысле "эксперимент" был частью субъекта, а субъект - центром эксперимента. Результатом опыта были изменения в человеке - том, который опыт "приобрел". Более того, если человек был в ситуации опыта и не изменился, не приобрел опыта - считалось, что опыт был не действителен, он не удался у этого человека, тот остался вне опыта.

В этом смысле меня изумляет легкость, с которой говорят о "добавлении человечности" в науку, о соединении научных результатов с "древними мифическими представлениями" (да, и это тоже говорят). Это в глубоком смысле невозможно - эти позиции по отношению к опыту непереводимы. Может быть, слышали - о том, когда научные опыты ставятся с учетом настроения исследователя - он проводит кристаллизацию и сопереживает, "болеет" за некий результат, настраивается определенным образом и "внушает" окружающему свое настроение, "излучает" - любовь или ненависть. Говорят, картинки кристаллизации можно различить. Насколько я видел проверки - ну конечно, недостоверно. Мне бы казалось, там гарантированный и заранее известный результат. Все опыты, где человек будет так вот "участвовать" и его будут ставить в центр опыта - будут недостоверны (а как же еще?). А опыты, где он не будет участвовать - бесчеловечны (а как же еще?).

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2333047.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_ivanov_petrov
Страницы: 115 ... 99 98 [97] 96 95 ..
.. 1 Календарь