-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ivanov_petrov

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 48




Иванов-Петров - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://ivanov-petrov.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss??8ef01000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Есть идея

Среда, 07 Апреля 2021 г. 08:31 + в цитатник
если у кого-нибудь есть идеи, хотелось бы их обсудить, нужны единомышленники и ожидается помощь при воплощении новой идеи - скажите. Вдруг отыщется помощь и найдутся единомышленники. Вдруг, против обыкновения, будет нужный совет.
И постарайтесь не осмеивать чужие идеи; новорожденные - они всегда довольно смешные и беспомощные.

(C) zh3l

Спрятавшись под кат, спрошу читателей: а нужна эта рубрика как постоянная? Я не к тому, что все, это прочитавшие, обязаны вымучить из себя идею. Но вдруг читателям ясно, то рубрика изжила себя и теперь не вызывает интереса. Или, напротив - нет, нужна, пусть даже и пустая - возможности нужны даже в том случае, когда ими не хватает сил воспользоваться.

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2312247.html


Метки:  

* * *

Вторник, 06 Апреля 2021 г. 07:57 + в цитатник

Метки:  

Расколдовывание

Понедельник, 05 Апреля 2021 г. 08:20 + в цитатник
Прежде мир расколдовывали, а теперь его оцифровывают

(C) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2311748.html


Метки:  

Самопознание

Воскресенье, 04 Апреля 2021 г. 08:05 + в цитатник
Мне хотелось бы спросить вас о самопознании, но чтобы это слово что-нибудь значило - мне придется сначала его раскрыть.

Допустим, от вас уходит жена. Или муж, или еще какой близкий человек. Вы не пьете, не гуляете и даже неплохо зарабатываете. Никаких грехов за вами нет. А вам говорят, что вы просто унылое говно и не хочется тратить жизнь на вечно-тоскливое существование, без проблеска жизни и праздника.

Ну, бывает. У Даниила Андреева где-то в недрах его Розы мира говорится, что среди людей перевоплощаются титаны - те самые древнегреческие великие. Они отличаются от прочих людей величием духа, непримиримостью в борьбе с судьбой и некой особой сумрачностью, отличающую их от детей человеческих. Андреев приводит примеры, но это ладно.

Так вот, самопознание. Если вы - титан, то это обычный человек не смог существовать рядом с величественным духом, от веку борющимся с богами и судьбой. Если вы - не титан, то незачем нормальным людям портить жизнь рядом с унылым говном. В зависимости от того, кто вы, сразу меняется ситуация.

Самопознание есть отнесение себя к виду, определение. Кто есть Я?

Самопознание нужно, чтобы сообразить, что у вас за проблемы и нормально ли "это". Одно и то же проявление у одного вида - нормально, а у другого - странность. И вот вы перетряхиваете тесты, вникая, близнец вы или рак, экстраверт ли вы или еще какие слова могли бы пояснить ваше существование. Или вы не верите во все эти выдуманные другими слова и как-то там в себя заглубляетесь, результатом чего будут сказанные в пьяном откровении случайному попутчику слова "понимаешь, я такой человек, что...". Каждый себя понимает или пытается понять, какой же он человек.

Тут возникает ряд вопросов. Как себя определить? То есть - понять? Приписывание каких-то свойств не очень помогает, узнаешь, как называется какое-то твое свойство - и что? Или помогает сравнительный ряд - когда знаешь, какие именно другие люди "такие же", становится понятно? А помогает ли "снижающее" понимание - именно что вы не титан, а унылое говно? Или самопознанию помогают только возвышающие сравнения, а что делать унылым говнам, не говорится?

Как именно происходит у вас то, что вы бы сами склонны были назвать самопознанием? Или оно - редкость, и вы и ваши знакомые таким не занимаются, вполне можно обходиться без самопознания? Если оно всё же есть - каким образом самопознание помогает?

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2311482.html


Метки:  

Кто смог идти против ветра?

Пятница, 02 Апреля 2021 г. 09:17 + в цитатник
У меня вопрос. Только тут вчитаться надо - люди же не очень хорошо читают, и потому часто отвечают не на то, что спрошено, повинуясь внутренним законам, заставляющим их увидеть то, чего нет.

Это не вопрос о моде. Это наоборот. Вопрос примерно такой: пожалуйста, подскажите авторов, которые смогли (хоть немного) повернуть общественное мнение? Сдвинуть? Тем самым - с моей точки зрения - успешных авторов.

Ограничения. Хотелось бы современных. Можно показать на Дарвина, но это немного другой век и другое общество. Мне бы все же людей из XXI века. Или хотя бы конца ХХ. Другое ограничение. Вот есть Докинз или Даймонд, или Дойч, авторы очень успешные. И есть еще примерно сто тыщ успешных. Почему они мне не интересны совсем? Потому что они идут по ветру. Ветер времени дует им в паруса, они и в самом деле умелые писатели и хорошо воспользовались ветром, и среди всех прочих, тоже идущих по ветру, они - успешны. Они победили в конкуренции, но мой вопрос совершенно не об этом. Мне интересен не этот успех. Мне интересно, кто из идущих не по этому ветру, против ветра истории - успешен? Кто смог хоть немного развернуть время?

Мне мыслятся авторы "познавательные", не художественные, не беллетристы. Потому что я не уверен, что хорошо понимаю смысл художеств, может быть, мне назовут кого-то, а я не уверен, что он уж прямо так против ветра. Например, акционисты - они, по их словам, против ветра времени, а как по мне - именно и только по ветру. Можно долго спорить, разоблачает, к примеру, Пелевин или нет - но как по мне, модный автор, ну конечно, очень в строку и совершенно не против. Хотелось бы более ясных примеров - поэтому желательно нон-фикшн, это популярные книги, философские, журналистские - то есть те, где автор прямо говорит: мир вот такой, делать надо вот так.

Ну и наконец - хотелось узнать всё же о тех, кто смог. Не так трудно назвать имена тех, кто упорно не сдаётся, не сгибается и выгребает против ветра, держится за немодные свои убеждения. Однако их труды не оставляют следа. Едва будучи изданной, книга пропадает - и последним о ней известием служит анонс издательства. Мол, скоро, да и вот уже - встречайте! И всё. Отзывов не будет, не будет и цитирования, вышла и пропала. - Это не интересно, поскольку мне интересен вопрос - а вообще можно с этим вот справиться? Познавательным путём. Не вовлечь в религиозную секту, не заразить определённой эстетикой, а - объяснить и повлиять с помощью идей и понятий.

Когда я об этом подумал - не смог вспомнить, кого же тут можно назвать. Но у меня с примерами нехорошо, я запросто мог не вспомнить даже самое очевидное. Итак: кто из современных авторов - ученых, философов, популяризаторов, журналистов - тех, кто пытается объяснить и быть понятым - смог идти против ветра, говорить нечто, к чему не располагает ветер времени - и тем не менее успешен, понят и завоевал внимание масс?

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2311382.html


Метки:  

О том, чего нет

Четверг, 01 Апреля 2021 г. 08:18 + в цитатник
То, что написано в этом журнале, во многом относится к тому, чего нет. Скажем, говорится о работах, которые не получилось сделать, хотя они были задуманы и авторы надеялись на значительный прорыв. Или о людях, которых нет - они считают, что их нет. Или о мечтах, которых в реальности, конечно, нет. Или рассказано о мнениях, которых нет. Или - вопросы, у которых не то что нет ответов, но которых, по большей части, никто не задает.

Вместе это складывается... помните веревку, сделанную из того, чего нет? Бороды женщин, голоса рыб... Та веревка, что держит волка. Если смотреть на то, чего нет, можно увидеть занятные картины. Известный пример: те области черноты в сиянии Млечного пути, формы которых ассоциируются с животными. Круг черного Зодиака. Или рисунок пауз в мелодии.

Мне кажется, что и автор этого журнала замещает собой тех, кого нет. Замещает, конечно, не лучшим образом - тут должно было быть нечто иное. Лучше замысленное и сделанное. И вообще иное.

В таких рассуждениях легко потеряться в жалости или презрении. Но, наверное, интереснее всмотреться: а что должно было тут быть? Сейчас тут вот этот журнал-замещение того, чего нет. А что должно было быть?

(c) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2311115.html


Метки:  

* * *

Среда, 31 Марта 2021 г. 09:34 + в цитатник

Метки:  

Что будет светить в сумерках?

Вторник, 30 Марта 2021 г. 08:30 + в цитатник
Попытаюсь задать вопрос, но, наверное, надо будет постараться, чтобы его уловить.

Рождается ребенок. Растет. Долгое время он находится в рассветных сумерках, он иногда пользуется, но не постигает связей вещей и событий в мире. Где-то на подходе к трем годам в его жизни начинается рассвет, встает солнце мышления. Всё становится ясным, четким, развиваются речь и память, и со временем ребенок становится таким же как все взрослым человеком.

У меня вопрос про другую сторону. С годами человек сохнет и костенеет. Медленно и постепенно он погружается в сумерки. Падает подвижность, подводит память, спрямляются линии мышления. Человек уходит в сумрак - но в результате прожитой жизни он может этот сумрак освещать.

Чем? В этом, собственно, мой вопрос. Что светит на закате жизни, когда человек уходит в сумерки?

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2310462.html


Метки:  

Интеллектоемкость общества

Понедельник, 29 Марта 2021 г. 09:56 + в цитатник
Какова она? Вопрос понятный, хотя сказать трудно. В скобках - чтобы не спорить - у нас сейчас площадочка на пике научного развития, вскоре покатится вниз. По многим признакам понятно - прекратился быстрый рост научных показателей, наука стала массовой профессией, качество научных работников (в среднем) снижается... Но интересно не это. Примерно понятно, что никакого падения до нуля не будет, всего лишь снижение скорости относительного роста и уменьшение значимости среди других социальных институтов.

А интересно мне, насколько поддержание стабильности нынешних типов общества зависимо от сохранения темпов роста. Соображения тут должны быть вида... Примерно так: допустим, для поддержания нынешних урожаев надо три-пять обновлений удобрений и пестицидов в пять лет. Или: для сохранения выпуска пищевой продукции требуется создавать в таком-то количестве новые сорта. Или: такие-то виды техники должны обновляться раз в 5-8 лет, иначе связанные с ними технологии начнут обрушаться. Что-то такое. Но достижения - не игольными уколами эрудиции, а именно по технологическому укладу. Выделить узловые параметры - производство продовольствия, лекарств, энергии, вооружений и т.п., и - насколько они могут оставаться "такими же" без обновлений и улучшения характеристик их составляющих.

Мне кажется, от этого зависит картина будущего. Один вариант: всё устойчиво, и снижение качества науки, приводящее к замедлению роста технологий, учащению ошибок и пр. - не слишком важный для устойчивости общества параметр, там будет просто снижение скорости роста, ничего страшного (хотя психологически может быть уныло и тяжко). И другой вариант - общество жестко завязано на скорость обновлений и рост, при снижении темпов роста произойдут критические обрушения и общество не сможет оставаться "тем же самым" - его придется существенным образом перестраивать, чтобы создать другое общественное устройство, приспособленное к не-росту науки-и-техники. Замечу, такие вопросы когда-то обсуждались в связи с "экологией", тут такого ограничения нет. Я не спрашиваю, ужасно ли исчерпать ресурсы, оставить планету без леса и в мусоре - это другая тема. Тут без всяких чувств, просто - а вообще такое общество может существовать при замедлении темпов роста технологий, которое критически зависит от качества науки?

Я спрашиваю про мир в целом, потому что локально-то ответ примерно понятен: чего не сделаем сами - купим. Разделение труда, одни производят пеньку или там воск, или клубнику, или пиво - а кто-то делает нужные технологии и продает. Но, как я понимаю, это лишь локально - а с "ухудшением" науки так не получится, она массовой стала всемирно, а не в отдельно взятой. То есть мозги утекают, и куда-то притекают - но это совсем не те же мозги, что сто лет назад, в обществе с другими ценностями по поводу интеллекта и науки. Там будет работать "эффект малой площадки". Грубо говоря, чтобы прокормить мамонта, не хватает 10 кв. м. тундростепи, даже если тундростепь локально сохраняется - ее кусочки уже не позволяют возобновляться мамонтам. С фундаментальной наукой те же игры - это крупного (культурного) масштаба социальный институт, на малых площадках его не выкормить. Даже если в отдельно взятой условной Силиконовой долине назначить безумно высокие стандарты денежного содержания. Фундаментальная наука лишь ограниченно-масштабируема, не удастся создать крохотный центр, где бы можно было ее культивировать, дабы потом тиражировать результаты.

Кстати, интересно - какой минимальной численностью должно обладать сообщество для воспроизведения фундаментальной науки, а также какими качетсевенными характеристиками? Сколько надо той тундростепи для потребного нам мамонта?

Так что вопрос о хрупкости общественного уклада. Параметр "имеется в наличии возможность получить отличных ученых и первосортные научные результаты" (только деньги давай) - больше не активен, изменилась общественная среда, - и можно ожидать сильного замедления в этой интеллектоемкой области. С этим что-нибудь критически-важное связано?

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2310150.html


Метки:  

* * *

Воскресенье, 28 Марта 2021 г. 11:15 + в цитатник

Метки:  

Оскорбления равных

Суббота, 27 Марта 2021 г. 07:39 + в цитатник
просматривал одну книгу, там автор устами главгероя сообщает об отношениях с одним человеком: мы не обращали внимания на обиды, подколки и оскорбления... потому что у нас было общение равных. И в самом деле - там диалог друзей состоит из оскорблений и уязвлений, и потом еще разъясняется: с женщиной или с начальством, или с чужим - там другое дело, там надевают маску и говорят "с церемониями", а равные между собой - товарищи, друзья, да и просто равные - иначе. Их общение "простое" и маркером этой простоты и равенства служат именно оскорбления, на которые не обижаются.

Я удивился такому маркеру равенства. Но - точно, такое не раз видел. Интересно. Скажите, а какие у вас маркеры равенства?

Допустим, вы слышите чей-то разговор. Как вы решаете, что там говорят как равный с равным? Или - допустим - вы долго были на работе, там официальное общение в рамках некоторых принятых искусственных норм, и наконец вы можете расслабиться и есть с кем поговорить на равных - каковы будут используемые вами маркеры равенства?

(c) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2309867.html


Метки:  

Почему развалился СССР

Пятница, 26 Марта 2021 г. 07:24 + в цитатник
Прочитал, от чего вымерли динозавры. На них упал метеорит. Кратер Чиксулуб, все дела. Событие маркируется повышенным содержанием иридия.
Оказывается, выяснили, почему погибла Атлантида. На нее упал метеорит. Событие дриаса. Событие маркируется повышенным содержанием платины.
Кажется, я понял, почему развалился Советский Союз... Не знаю, содержание чего там возросло.

https://rgdn.info/gibel_kultury_klovis_i_zagadka_pozdnego_driasa
https://zen.yandex.ru/media/petroprog/arheologicheskie-sledy-vsemirnogo-potopa-12-800-let-nazad-5ee61f09cbaefd1e5da690d5
https://elementy.ru/novosti_nauki/433367/Ogromnyy_meteoritnyy_krater_pod_ldom_Grenlandii_obrazovalsya_sovsem_nedavno
https://naked-science.ru/article/geology/platina-ukazala-na-katastrofu-pozdnego-kamennogo-veka
https://elementy.ru/novosti_nauki/433450/V_Chili_nashli_argumenty_v_polzu_impaktnoy_versii_pokholodaniya_v_pozdnem_driase
https://zen.yandex.ru/media/id/59e888cd799d9d4d96c6fd08/kak-otmetilas-katastrofa-13000-let-nazad-5a7d5e14a867318132f06d6b
пишут "Раскопки Ванса Хейнса-младшего и коллег также показали сотни гигантских следов на песке, заполненном осадками черного мата." Вот что-то такое, да

(c) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2309583.html


Метки:  

Место для вопроса

Четверг, 25 Марта 2021 г. 07:28 + в цитатник
Вопросы непрофессионалов, которые хотят понять - о чем угодно. Задавайте, если интересно. Отвечайте, если в самом деле можете.

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2309135.html


Метки:  

Замечательный эпиграф

Среда, 24 Марта 2021 г. 08:08 + в цитатник
"Очевидность - редкая птица на земле, подобная, как говорят, черному лебедю"
Томас Комптон Карлтон, XVII в.

Это первый эпиграф в книге Вдовиной "Язык неочевидного. Учение о знаках в схоластике XVII в." https://ivanov-p.livejournal.com/269079.html

Занятно. Декартова культура, в рамках которой развивается современное познание, уверена, что очевидностей - пруд пруди. Мы за них ухватываемся и движемся дальше, дальше, понимая мир. А ненаивная старая культура намекает, что очевидность почти невозможна.

А как для вас? Вы живете в мире очевидностей, где их много - и только по краям, в какой-нибудь политике или еще где - скопилась грязь неочевидного? Или вы, напротив, живете в мире, где очевидностей нет и, если хочешь что-нибудь понять, надо очень много потрудиться, чтобы доработаться хотя бы до немногих очевидностей?

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2308990.html


Метки:  

* * *

Вторник, 23 Марта 2021 г. 09:09 + в цитатник

Метки:  

Незапоминаемое

Понедельник, 22 Марта 2021 г. 08:06 + в цитатник
Есть такие события, которые кажутся нелепыми, невозможными и не запоминаются. Это потому, что люди понимают некий общий абрис, составляют логичную картину мира - и противоречащие ей частности не запоминаются, их как не было. Чтобы было понятней - то, на что я не раз натыкался в разговорах. Скажем, страны-колонии и колональная система. Подавляющее большинство людей уверены, что это когда-то давно, XVIII, ну XIX век. Это в книгах, всякие там колониальные рабы и прочие ужасы, белые сахибы - анекдот, умора. Когда люди натыкаются взглядом, что колониальная система охватила весь мир к началу ХХ в., а распалась после второй мировой войны, в середине ХХ века - это как-то проскальзывает мимо, это понарошку и показалось, потому что этого не может быть.

Другая штука. СССР, паспорта. Выдают при совершеннолетии, типа после школы, всем, удостоверение личности. Есть у всех. Когда узнают, что колхозники получили паспорта после 1974 года - это не укладывается. Не может быть, середина 70-х, и людям, свободным людям, чтобы они не сбежали из деревни - не давали паспорта... Это нелепость какая-то.

Или другое. Не все, но многие помнят - гражданская война в Испании, фашисты, интербригады, в СССР - беженцы от страшного режима Франко, который диктатор. Это всё давно-давно, до войны. А потом? Потом война, конечно. Мы победили, фашисты разбиты. И вот у некоторых есть детские воспоминания: конец 60-х, советский город, в соседнем подъезде живут испанцы - беженцы от диктатуры Франко. Как это может быть? Это ж уже прямо 70-е почти. Откуда этот бред в детских воспоминаниях? Но ведь режим Франко сохранился после войны. И в Испании было экономическое чудо в 50-х, а репрессии и казни диссидентов продолжались до 1975, когда Франко помер. Так что бежали от режима Франко не только в конце 30-х, но и вполне себе в 60-х и 70-х. И при некотором везении оказывались в советских городах, создавая в воспоминаниях несмышленышей непонятки.

Мне хотелось бы задать вопрос - а вы какие такие вот незапоминаемые вещи знаете? Эти - упомянутые - я назвал потому, что сталкивался в разговорах: люди не знали, а потом не хотели верить - это ж безумие... В советские годы я сталкивался с таким же отрицанием наличия советских концентрационных лагерей. Ты дурак! Ты все перепутал! Это только у фашистов, в Германии, до нашей победы было, а в СССР - ну ты дурак!.. А потом, когда кому-то становилось известно, что - да, в СССР были лагеря, те точно так же не могли поверить, что лагеря были в США. Это невозможно. Ты дурак! Там демократия...

Это совсем не обязательно - в человеческом мире политики... Сталкивался: неожиданным оказывается, что Жанна д'Арк жила в XV в., а Петрарка в XIV. Потому что сожжение Жанны - это ж Средневековье, а Петрарка - поэт на заре нового времени. Не запоминаются вещи - трудно запомнить, что у бабочек есть кровососание и живорождение, что бывают эусоциальные млекопитающие - рядом с муравьями и термитами. Это не лезет в понятие, в диагноз: у нас в головах есть краткие логичные характеристики вещей, которые составляют связный и логичный мир. А такие вещи выходят за границы понятий.

Так вот. Про глупость дней минувших можно говорить почти так же долго, как смотреть на чью-то работу или на красивую огонь. Поэтому мой вопрос - не про давно минувшие незапоминаемые вещи, а про сегодняшние. Что в сегодняшнем мире - вот так же, как в прошлом, не может быть признано существующим или лишь недавно существовавшим, что вызывает отрицание, что "не может быть! ты дурак!"

И это совсем не обязательно политически-означенное, как с лагерями. Это просто не лезет в мировоззрение - потому что сейчас XXI век, потому что... Ну, в общем, потому что мир устроен не так. А ты говоришь...

Что в сегодняшнем мире не вписывается в картину мира, не помещается в голову и остается незапоминаемой странностью, ускользающей от продумывания?

(c) zh3l (c) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2308570.html


Метки:  

* * *

Суббота, 20 Марта 2021 г. 10:11 + в цитатник

Метки:  

Чувство времени

Пятница, 19 Марта 2021 г. 07:42 + в цитатник
Обычный случай: когда-то у нас жил кот, потом помер, потом, не сразу, взяли еще одного, прошло много лет - и таких, и других, переполненных событиями и полупустых, и потом еще прошли годы - и вот, гладя кота, жена сказала - что он еще молодой, ему три года. Вот это вот всё она чувствует как три года. У нее это часто - очень большие промежутки времени она оценивает по этим пресловутым "внутренним часам" как год или три. А там все десять.

У меня это совсем не так, но я понимаю, в чем различие. Я сохраняю объективированную модель, хронологическую ось - то есть я руководствуюсь вообще не чутьем, не чувством времени "скока там прошло", а рассужением - то было в таком-то году, это было в таком, это минус то будет шесть, это было за шесть лет до того. Счет. Это совсем другое дело. Она же руководствуется именно чувством - не считает совсем, просто представляет - вон те воспоминания, когда принесли котенка в дом, тогда еще ливень страшный был, и котенок потом боялся и залез за батарею... Когда это было? и чувство подсказывает ей ответ.

Мне интересно - а вы, если чувствуете время, то - как? Насколько врет чувство?

Считать не надо. Что всякий может запомнить или выяснить год некого события и посчитать - это и так понятно, так и я умею. Мне не интересно, умеете ли вы считать годы. Мне интересно про чувство времени, причем не в минутах (прошло пять минут... нет, семь) и не в часах дня (около шести, я так думаю), а именно в годах. Не знаю, как вы будете действовать - может быть, вспомните недокументированное событие или сложно накладываемое на хронологическую ось, попробуете почувствовать-вспомнить, когда было, потом проверите - или как-то еще. Мне интересно - как чувствуются годы?

Многие говорят: ах, вот то событие в детстве-юности - ну как вчера было! Это относится к этому чувству памяти. Но лучше с детством не играть - там искажения разные, лучше взять что-то из взрослой жизни, когда дюже даже не ранняя юность. Вы в самом деле можете почувствовать - там прошло - нет, не четыре года, там прошло пять... Это было не восемь лет назад, я чувствую=помню, девять. Или не так?

А чем это чувствуется? Счет ведется рассудком, это другая способность, а непосредственное чувство времени вне границ всякой там кратковременной памяти - чувство прошедших лет (и десятков лет) - это что такое? (Мне сдается, - это нечто, связанное с Я, это одно из "чувств Я".)

(c) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2307864.html


Метки:  

Как измерить провинциальность

Четверг, 18 Марта 2021 г. 08:26 + в цитатник
Допустим, вы в каком-то городе, в какой-то культуре. Не важно, это Липецк, Нью-Йорк, Куяба, Париж, Хобарт или Берлин. Вы хотите понять - местная культура - провинциальна? столична? в какой мере?
Это совсем ведь не очевидно. Есть масса непонятных и промежуточных случаев.
На что вы будете смотреть? Как вы придете к мнению "да, я в столице/столичной культуре" "я в провинции"?

Я не жду согласия, просто для примера могу сказать о своих догадках. В столичной культуре доминируют события (новости) местной жизни, рассматриваемые как всемирно-значимые. Это звучит примерно так: земляне едут на Марс (вот тут, на соседней улице - агентство). Открыта теория всего (в нашем городском университете профессор, он в соседнем квартале живет). Эпохальная театральная постановка, спешите видеть (режиссер приехал в наш город в 13 лет и видите, как это сказалось). То есть: местные, бытовые и соседские события и есть в то же время мировая повестка дня. Эпидемия - у нас, и поиск лекарства - у нас, и преодоление - да вот тут, на соседней улице, и спаситель человечества - да вон же, через квартирную дверь, а вот тот нобелевский лауреат - да мы в один класс ходили, кто б мог подумать... Мировая история и есть наша местная история.

А провинциальные новости (события) отличаются тем, что там политика - мировая и тем самым всегда нездешняя. Сплетни же местные категорически и очевидно - малого масштаба. Мэр прошел на лыжах по новой лыжне в нашей роще. На свалке нашли рюкзак с тремя литровками пива. Где-то у них там далеко война, запуск ста спутников, премьера - опять голые, небось, и показывают новый смартфон, который можно стирать. То есть: у людей свои, местные проблемы, в которых они живут и решают, а всякие глобальные события переживают как нечто наносное и неважное. Эти мировые новости - эпидемии, космос, литературные премии - ощущаются как некая мутная история, от которой стоит держаться подальше.

Доля местных событий, означенных как мировые - мера столичности. Как-то так.
Но я легко признаю, что ничего в этом не понимаю и поэтому спрашиваю - а у вас какие алгоритмы? Почему вы думаете, что вы - среди столичной культуры, или, напротив, прямо среди провинциальной?

(C) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2307813.html


Метки:  

Покоящаяся голова

Среда, 17 Марта 2021 г. 08:43 + в цитатник
Складывается занятная картинка по поводу становления прямохождения у человека (в онтогенезе). Центральную роль в этом играет голова. Если ребенок держит голову - пойдет, если нарушения с головой, не держит - не пойдет. Сначала там хаос движений, всё подвижно, и из этого хаоса прежде всего стабилизируется "держание головы", работают мышцы головы, шеи. Голова занимает фиксированную позицию по отношению к телу, она покоится при многообразных движениях. Ведь высшие отделы нервной системы в основном вытормаживают активность нижележащих центров, так что исходно имеется хаос движений, неупорядоченная активность - и важно, как именно в двигательный хаос вносится порядок. Оказывается, начинается с головы, она при любых хаотичных (и не слишком зависящих от воли) движениях тела - может оставаться в покое. Первых движений воли - зафиксировать голову - чтобы ее не мотало при беспорядочном движении - хватает вот на эту функцию. И тогда - потом - опираясь на "спокойную голову", выключенную из хаоса движений - могут развиваться закономерные движения конечностей. Можно развивать направленные согласованные движения рук, а потом развивать двуногость. Свобода и обладание произвольными (подвластными воле) движениями конечностей вырастают, как из зачатка - из спокойной, выключенной из общего хаоса непроизвольных движений головы. Центр покоя в движении, который и позволяет, опираясь на этот покой, перейти к произвольным движениям рук и ног.

Эта картинка, как из покоящейся головы, как из семени, вырастает произвольность движений и двуногость - отчего-то показалась очень характерной и интересной. Отчего-то так эта тема не излагается - очень давно сложился другой шаблон изложения подобных результатов. Более аналитический.

Кажется даже, что сейчас - исходя из современности - такая феноменология вообще не может быть получена. Смотрят как-то иначе.

Это древние уже работы
Physiological study of the vertical stance of man FA Hellebrandt, EB Franseen - Physiological Reviews, 1943
Magnus R. Kijrperstellung. Berlin, 1924.
de Kleijn A. Roy. Sot. Med. Proc. Sot. Otol. 17: 6, 1924
Steindler A. Mechanics of normal and pathological locomotion in man. Springfield, Ill., C.C. Thomas, 1935.
Morton D.J. The human foot. New York, Columbia U. Press, 1935.
Basler A. Der Schwerpunkt des lcben den Menschen. Canton, 1931.
Bernstein N. Biodynamik des Ganges des normalen erwachscnen Hanncs. MOSCOW, 1935

Мне стало интересно, как сейчас цитируют эти старые результаты, чт говорят. Изложенного выше резюме про вырастание произвольных движений из покоящейся головы я не нашел. То, что я нашел, было совсем о другом. Сейчас классические результаты голландских врачей исследуются на предмет этичности. Резюмируют так:
Rudolf Magnus’ work on postural reflexes included experiments in which he investigated the influence of neck and labyrinth reflexes upon body posture following lesions of the brainstem, nerves, labyrinth, and cerebellum. His studies resulted in his well-known book K"orperstellung (“Body Posture”; R. Magnus, 1924). Magnus had a number of coworkers. Otolaryngologist A. de Kleijn took care of the experimental labyrinthectomies (since 1912). Their work on body posture was repeated and verified several times. The eponym “Magnus & De Kleijn reflexes” has been used frequently since (Shevell, 2009). Gijsbertus Rademaker joined Rudolf Magnus’ group in Utrecht in 1922 (see Fig. 1). The surgical skills of this “man with the gold hands”19 was welcomed. He did not only succeed in operating upon brainstem and cerebellum in animals but, with the help of his wife Maria Stolz, he also managed to keep the animals alive for a considerable period after surgery. Rademaker’s work resulted in his thesis The Significance of the Red Nucleus and the Remaining Mesencephalon for the Muscle Tone, Body Posture and Labyrinthine Reflexes (1924, in Dutch originally) and his book Das Stehen (Rademaker, 1924, 1931). The book was translated into English in 1981, accompanied by an introduction by Derek Denny-Brown (1901–1981) (Rademaker, 1981).
For the purpose of this article, we studied the biographies of Magnus and Rademaker (Magnus, 2002; Hogenhuis, 2009) as well as their textbooks (R. Magnus, 1924; Rademaker, 1931). In none of these books references were found ethical issues with respect to animal experiments. However, from the methods section in some of the experiments in K"orperstellung, it is clear that animals were operated on “in tiefer "Ather- oder Chloroformnarkose” [in deep ether or chloroform narcosis] or “Katze in Chloroformnarkose” [Cats in chloroform narcosis] (R. Magnus, 1924, pp. 36, 58). In addition, it is suggested that the animals that were operated upon by Rademaker received particular care from his wife, which resulted in relatively long survival. A reference to these results was found in the Winkler-Monakow correspondence, where Winkler noted that “[... er von] Rademaker zwei Hundehirne erhalten habe. Der eine hat 189 Tage ohne Kleinhirn gelebt und nachher sind erst die linke, sp"ater die rechte Hemisphaere extirpiert” [... he had received two dog brains from Rademaker. One had lived without cerebellum for 189 days after which first the left and later the right hemisphere were removed] (letter of July 13th, 1927; see Koehler & Jagella, 2001a and 2001b).

...Much later, this was also recognized by Denny-Brown (1981): “With the help of his devoted wife he was able to keep decerebellated dogs and cats in good condition for as long as six years and decorticate dogs for eighteen months, an extraordinary feat before antibiotics and modern neurosurgery.” Remarkably, the caring role of Rademaker’s wife is strongly emphasized. As a consequence, the care for animals is taken out of the domain of the scientifically objective (Rademaker himself) and pulled into the domain of the female, the weak, the caring, and even the domestic; the caring person is not just any woman but the doctor’s wife. This way Rademaker’s role is still that of the strong, objective, positivistic, and reliable (i.e., no extra sentiments for the animals that might blur his vision) scientist.

...From the material above, it is clear that Magnus as well as Rademaker were concerned about ethical issues with respect to their animal experiments. The arguments for this statement were not found in their publications but were obtained indirectly from newspaper articles on their work. The fact that ethical issues were not mentioned explicitly, but turned up in newspapers, probably points to the implicit ethical codes that did not need explicit mentioning in papers but were discussed in public debates. Cinematography again seems to have played a role with this respect. Magnus and Rademaker used cinematography for demonstrating the results of their research into body posture and standing at international congresses and the Amsterdam Society for Neurologists. In the present article, we learned that the use of cinematography was expanded to the reduction of animal experimentation in student education, at least in the case of Rademaker. This happened in a period of increasing criticism by antivivisectionist movements, in which, at least in the Netherlands, physicians and university professors were taking part increasingly and of further legislation by the Both Magnus and Rademaker were concerned about the fate of the experimental animals and, from the material we investigated, it can be deduced that this was probably a part of their usual professionalism. In a period of increasing pressure from antivivisectionist movements, medical cinematography that was applied by both physiologists to demonstrate their results at congresses and in books (stylized as film frames) became also useful for replacing animal experimentation by medical students. However, it would take another few decades before physiological experiments were banned from medical education.authorities. It was also interesting to notice how Rademaker not only took part in a committee to advise the government but also cooperated with the antivivisectionist movement to find a solution or at least to reduce the number of unnecessary experiments.

...Both Magnus and Rademaker were concerned about the fate of the experimental animals and, from the material we investigated, it can be deduced that this was probably a part of their usual professionalism. In a period of increasing pressure from antivivisectionist movements, medical cinematography that was applied by both physiologists to demonstrate their results at congresses and in books (stylized as film frames) became also useful for replacing animal experimentation by medical students. However, it would take another few decades before physiological experiments were banned from medical education.
источник
PJ Koehler, B Lameris The Magnus-Rademaker Scientific Film Collection: Ethical Issues on Animal Experimentation (1908–1940) Journal of the History of the Neurosciences, 2016 https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/0964704X.2015.1072019?casa_token=o0AXHaZY7w4AAAAA:ZN_pq0nBwbfqKFtN1HSjiqYIXX--YU6sc7-YjyPjty1b6UVVUdE00Bf2OqH4-dW8-sGg16_PuEQDe4M

В общем, собачек почти не мучили, после операций жена врача выхаживала животных.

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2307386.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_ivanov_petrov
Страницы: 115 ... 94 93 [92] 91 90 ..
.. 1 Календарь