-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_dmitry_korzhov

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5




Дмитрий Коржов - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://dmitry-korzhov.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??8ef01000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Здесь небыль в быль перетекает

Четверг, 06 Февраля 2020 г. 14:33 + в цитатник

ИНДОКИТАЙ
Вадиму Яблочникову

Панмонголизм, хоть имя дико, но мне ласкает слух оно.
В.Соловьев.

Индокитай! Столица джунглей,
По чьей-то прихоти родной,
Где улиц солнечные угли
Не жгут - ласкают нас с тобой.
Здесь не толпа — река жива,
На всех язЫках говорит,
Здесь небыль в быль перетекает,
Стать былью небыль норовит.

Из прошлого и сразу — в завтра!
Сегодня нет — один лишь миг,
Здесь речь не речь — колоний карта -
От диа френд до шер ами.
Индокитай... Твоя повадка -
Смешать всё — Запад и Восток,
Английскую армейскую палатку
С французским под Америку шато.
...А мы идем — два белых парня
Реке разноязыкой вопреки,
Сквозь строй иноплеменных армий,
Как русские засадные полки.
И мы проходим, два великих,
Не на щите, а со щитом
Сквозь улиц солнечные лики,
Сшивая Запад и Восток.
25 января — 1 февраля 2020г.
Хайфон — Сайгон - Мурманск

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/670755.html


Метки:  

Ты не уходишь. Ты - перестаешь.

Четверг, 19 Декабря 2019 г. 15:47 + в цитатник

Метки:  

Интервенты

Пятница, 13 Декабря 2019 г. 13:24 + в цитатник

"В Мурманске на участке местности в районе улиц Воровского и Буркова планируется построить здание магазина.
Именно на этом участке в октябре прошлого года власти города снесли столетний памятный знак.
Как указано в опубликованном на сайте мэрии постановлении, на этой местности построят супермаркет. Будущему зданию уже присвоен почтовый адрес.
"Присвоить зданию предприятия розничной торговли, расположенному в Октябрьском округе, на строительство которого выдано разрешение, адрес: Мурманск, улица Воровского, дом 22", - говорится в документе." - пишет Северпост.
Ну вот как это, скажите, называется? Очень просто. Это называется умирание города. Мурманск вымирает - медленно, но верно. Это всегда происходит, когда отказываются от прошлого, первых улиц и первых могил. Людей, что жили здесь задолго до нас.
Так ведь еще теоретическую базу под это дело подогнали! Мол, англичане от него отказались, зачем он нам? Вам, господа, он действительно ни к чему. Вы словно англичане (интервенты!) в родном для вас городе (впрочем, родном ли - тоже вопрос), которые Мурманск пытались использовать исключительно для собственной выгоды. Англичан я понять могу. Они здесь были не дома. Тех, кто строит магазины на собственном прошлом, - нет.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/670361.html


Метки:  

Сочетание несочетаемого

Среда, 11 Декабря 2019 г. 13:12 + в цитатник

Куала-Лумпур - Пенанг (Малайзия) - Рангун (Бирма-Мьянма) - Бруней - Манадалай (Бирма) - Бангкок (Таиланд) - Вьентьян (Лаос) - Ханой - Хайфон - Дананг - Натранг - Хошимин-Сайгон (Вьетнам).
Как вам маршрутец? Три недели. В январе, когда у нас ещё темно! А завершится всё в Хошимине-Сайгоне, где так мирно соседствует памятник солдату-вьетконговцу с "Макдональдсом". Просто оксюморон какой-то!

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/669922.html


Метки:  

От "Студента" до Самарского знамени

Понедельник, 09 Декабря 2019 г. 16:54 + в цитатник

Какая всегда радость - новая книга стихов! Особенно такая. Дмитрия Ермолаева. У Димы с 1992 года поэтических книг не было. И вот - такой подарок на 50-летие от Игоря Опимаха.
Книжица получилась не большая, но очень симпатичная. И новых стихов там в достатке. А уж старые - все, вся Димина классика - от "Холодного снега..." и "Ты красива до безобразия..." до "Никифора Фоки" и посвященного мне стихотворения про знамя Славянского хода. Публикую мои любимые.

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ

* * *
Холодный снег накрыл лотки с горячим хлебом,
И хлебопёки вдруг застыли в забытьи
И смотрят ласково в распахнутое небо
И шепчут грустные признания свои.
1993

ВОСПОМИНАНИЕ О СНЕГЕ
Пушистые падают хлопья,
Мне скоро исполнится три.
Я вышел во двор, не захлопнув
Тяжёлой, скрипучей двери.

Забыв о постели и доме,
Глазею на мир поутру
И снег, как игрушку, в ладони
С восторженным вздохом беру.

А все остальные забавы,
Что любим с ребятами мы,
Обычными кажутся, право,
Пред явственным чудом зимы.

Которое даже на запах
Исследую, словно во сне…
Сейчас здесь появится папа
И крепко достанется мне.
1995


* * *
Школьникам и школьницам
Ты красива до безобразия,
До безумия ты умна,
Место встречи – Земля, Евразия,
Парта первая от окна.

Длится русский, дано задание -
Тип склонения уяснить,
Я ж запискою на свидание
Всё пытаюсь тебя склонить.

В сердце школьника неопрятного
Ты, и здесь лишь об этом речь,
Крепче корня сидишь квадратного,
Никому тебя не извлечь.

Но напрасны все ухищрения,
Потому что, увы, тебе,
Петька нравится, без сомнения,
Из соседнего класса "Б".

Ты болтаешь с ним переменами,
Раз за разом в теченье дня,
Даришь взглядами откровенными
Петьку рыжего – не меня.

Мне ж, останется, в лучшем случае,
За тобою портфель таскать,
И, язык непослушный мучая,
Повторять: "Без тебя тоска...".

Осветлённую чёлку белую
Гордо вскинешь, уйдёшь домой.
Для тебя я чего не сделаю,
Что же сделала ты со мной?

В страсти горькой виновен разве я?
Виновата в ней ты одна:
Ты красива до безобразия,
До безумия ты умна...
1991

СТУДЕНТ
Походкою неторопливой,
Поплёвывая в полутьму,
Идёт студент, идёт – счастливый,
И сам не знает почему.

Так, просто – вечерок хороший,
Зажаты семечки в руке,
О чём-то тихо шепчет Трошин
Из радиолы вдалеке.

Кинотеатр буквально в шаге,
В кармане мелочь, нет забот.
Забыв о том, что он в общаге
Буквально впроголодь живёт,

Идёт под перезвон трамваев,
В себе уверен и в стране,
И ничего ещё не знает
Того, что ныне ясно мне.

Ему б найти себе невесту
Да жизнь устроить по уму.
Идёт студент, и если честно,
То я завидую ему.
1994


ДЕВЯНОСТЫЕ
Хмурый дед у казино
Одинок, как старость.
Жизнь его давным-давно
Мене, текел, фарес.

Мира спятившего суть
Он усвоил туго,
Чтобы ног не протянуть
Тянет к людям руку.

- Помогите.
- Бог подаст.
Проигрыш, промашка.
Пропитой Экклезиаст
Драная тельняшка.
2016

* * *
Придёт череда испытаний,
Настанет, полынно горька,
По капельке вера растает,
Туманом уйдёт в облака.

Безверья лихая кручина
Как тать подкрадётся, тиха,
Вскипит под ногами пучина,
Разверзнется бездна греха.

У кромки беды, на припае
Сломается времени лёд.
И – ангелы вдруг отступают
И - бесы ведут хоровод.

Получишь за грех воздаянье,
Растопчешь и совесть, и честь,
Забудешь и имя, и званье
И скоро ль очнёшься – Бог весть.

Душа изнеможет в боренье,
Падёт обессилено плоть…
Исполнятся сроки – прощенье,
Прозренье дарует Господь.

Откроются дали иные
И путь к ним проляжет иной,
Лишь веруй – и будешь отныне
На тверди стоять неземной.

Россия, родная, веками
Сулят тебе недруги смерть –
Воспрянь, обрети под ногами
Небесную, дивную твердь.
2007

ПОСЛЕ СЛУЖБЫ
В храме посреди большого города
Сонный свет рассеивает мглу,
Все ушли, и сразу стало холодно,
Натоптали – грязно на полу.

Выбились на лоб седые волосы,
Ноет онемевшая спина,
Спеющим для скорой жатвы колосом
С тряпкой долу клонится она.

Дух переведёт, да перекрестится,
Да вздохнёт о чём-то тяжело,
За порогом вьюга вьётся, бесится,
Снега навалило, намело.

Там, снаружи, мир, распявший Истину,
От добра отрекшийся для зла;
Здесь – Господь с иконы смотрит пристально,
Видит всё: и мысли, и дела,

Жизнь её, что тихо тает свечкою,
Радости и беды, и грехи.
Вымолить бы внуку веру крепкую!
Вымыла. Шаги слабы, легки…

Остановка дальняя, конечная.
Дом. Улыбка детская во сне.
Что приснилось, милая, сердечная?
Кто расскажет, кто ответит мне?
2005


НАКАНУНЕ
Ладаном пахнет подтаявший снег,
Теплятся свечками звёзды, -
Горько и сладко вдыхать по весне
Скорби и радости воздух.

Пост завершается - скоро уже
Праздничный день Воскресенья -
В храме отдушина грешной душе,
Чающей в Боге спасенья.

Замерло сердце, почти не стучит -
Ныне Христа распинают...
В трапезной к Пасхе пекут куличи,
Плачут. Страстная!
2006


* * *
Одежонка старая худа,
Лодочкою сложена ладошка:
"Дяденька, пожалуйста, подай
Сироте на хлебушек немножко".

Мелочью полученной звеня,
Надо же, удача-то какая,
Так и жжёт глазёнками меня -
Даст ещё?.. Прогонит?.. Приласкает?..

Он стоит на храмовом дворе -
Маленький, замёрзший, одинокий,
Ждёт добра, не зная о добре,
Верует, не ведая о Боге.

Позабывшись, смотрит, как во сне
В небо над собою, а оттуда
Тихий, невечерний сходит снег -
Светлый вестник зреющего чуда.

Там, на невозможной высоте,
Теплится во тьме свечи огарок,
Ангел Божий крохе сироте
Мастерит, старается - подарок.

Сдвинув на нос толстые очки,
Протерев их тряпочкой от пыли,
День и ночь, без отдыха почти,
Он строгает, режет, сверлит, пилит.

На уставший мир, на белый храм,
Где живут печальные святые,
Падают опилки тут и там -
Чистые, небесные, густые.
2000


* * *
Никифор Фока по прозвищу
белая смерть сарацинов,
Ведал ли ты, отправляясь
в победоносный поход,
Что каплями слёз-столетий,
отплакав, эпохи минут,
И комом к горлу подступит
две тысячи горький год.

Сменится полумесяцем
крест на святой Софии,
И на стенах Царьграда
встанет стеной трава.
Только на дальнем севере,
в дикой Руси – России
Истина будет теплиться
свечкой, едва-едва.

Носил власяницу на теле,
плоть усмирял постами,
Бога любил да родину
и ненавидел лесть.
Я теперь часто думаю –
если б ты жил с нами
Мы бы тебе понравились? –
такие, какие есть…

Зло на земле воинствует.
В небо отверсты двери.
Так суждено: от века
и до судного дня.
Спи государь ромеев,
спи ратоборец веры,
Пусть тебе снится прошлое,
синий Босфор и я.
2011


1453
Как волны турки на Царьград текли,
Заплёскивая в улицы пустые,
А он стоял – оплот родной земли,
Последний воин павшей Византии.

Хотелось пить, горел задетый бок,
Дымы пожарищ застилали душу.
Прибрежная песчинка, что он мог,
Когда стихия хлынула на сушу.

Бежать? Сражаться? Но стучит в висках:
"Конец державе, людям смерть и рабство".
И он с тоской смотрел на облака,
Как будто с боем в небо мог прорваться.

А там, на белых перистых листах
Незримые слова писала птица
О том, что и погибнув, перестав,
Империя не может прекратиться.

О том, что будет вновь её черёд
И то, что ныне сгинуло в бессилье
В сказаниях и песнях оживёт.
Но час придёт – и сказка станет былью.

Пусть ток мгновений неостановим -
Ромеев больше нет, остались греки -
Но явится иной, великий Рим,
Который не подвигнется вовеки.

И воин понял.
- Боже, помоги!
Дай мужества достойно кончить сечу!
И затопили улицу враги.
И взял он меч.
И сделал шаг навстречу.
2017

ДОБРОВОЛЕЦ
- Что было на самом деле?
И - замолчал.
Лишь ветер
верхушки елей,
Шумя, качал.


Какие он видел были?
Какие сны?
Глаза его –
голубые
Цветы войны

Полны неизбытой муки.
Взгляд – крик: "Не трожь".
Молчал.
Говорили руки
Все в шрамах сплошь…

Строчили в Гааге судьи
За томом том
И песни слагали люди
О нём.
О нём!
1997. Яхорина

* * *
Сожжённый дом. Зола на пепелище…
Святая Русь
О Боснии разрушенной и нищей
Тебе молюсь.

Внемли долинам и отрогам горным,
Зелёным снам
Лесов её, шумящих непокорно,
Её сынам.

Они зовут – за Родину, за веру
На смертный бой:
Дай руку им, для сербов стань примером,
Закрой собой.

Слова мои, как в Божьем храме свечи
Зажгутся пусть.
О Босния, сколь долог, бесконечен
Твой крестный путь.

На пустырях, где мёртвый ветер свищет
Земля жива –
Настанет день
И одолень-трава
Взойдёт, поверь, на горьком пепелище.
1998. Баня-Лука

* * *
Дмитрию Коржову
На Шипке гудит непогода,
Туман обступает стеной,
Но знамя Славянского хода
Вздымается ввысь надо мной.

И в складках полощется ветер,
И сердца торопится стук,
И лик Богородицы, светел,
С полотнища смотрит вокруг.

И время стирает пределы,
Века обращаются вспять,
И вновь за славянское дело
Россия идёт умирать.

И кто-то у смертного края
Роняет, в горячей крови,
То знамя, что ныне сжимают
Озябшие руки мои.

И я понимаю, что грозный
Пока не окончился бой -
Славянство изранено рознью,
И гибнет в раздоре с собой.

Всё предано злобе в угоду,
Всё куплено толстой мошной,
Но…
Знамя Славянского хода
Как солнце встает надо мной.

И чую – душа не остыла,
И знаю – быть новому дню.
Достанет и веры, и силы:
Держу! Не отдам! Не склоню!
2013


* * *
Игорю Ступакову
Помнишь, было небо на весу,
Чёрная река текла, насупясь.
Спали звёзды сверху, а внизу
Плавали горошинами в супе.

У костра сидели я и ты
Пили чай, от трав и дыма горький,
Обжигаясь, с клубней золотых
Очищали угольные корки.

И хотелось просто жить и жить,
И, казалось, лето будет вечным,
Чудилось, что под ноги бежит
Горний путь, который назван Млечным.

Говорят, что было, то прошло,
Только я и ныне, между прочим,
Отдаю своим стихам тепло
Той холодной августовской ночи.
1992

* * *
Радуга пала на сердце
После косого дождя.
Всё будет к лучшему, верьте,
Ведь по-иному - нельзя.

Жизнь переменит погоду,
Смерть остановит отсчёт,
И от земли к небосводу
Радость рекой потечёт.

Будет и бой, и победа,
И не угасят, храня,
Люди - душевного света,
Вещие строки - огня.
2012

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/669455.html


Метки:  

О "сиамских близнецах" Коржове и Ермолаеве

Четверг, 28 Ноября 2019 г. 14:33 + в цитатник

О Диме Ермолаеве и нашей дружбе, которой уже больше тридцати лет, - к его первому полтиннику. А что, хорошо говорю! Спасибо огромное Андрею Сычеву за запись и ролик. Огромную работу Андрей делает - часто совершенно незаметную, но очень нужную.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/669059.html


Метки:  

"Свадьба" из "Крутой Дресвы"

Среда, 27 Ноября 2019 г. 14:18 + в цитатник

"Вероятно, сегодня издательство наше отправит Вам рукопись сборника, о котором говорили…" - вот так, очень осторожно, уважительно писал Конецкому Маслов в начале декабря 1973 года.
В том, насколько быстро отрецензировал рукопись в те времена уже очень известный, популярный прозаик, угадывается уважение и любовь к автору "Восьминки" и "Зыряновой бумаги", хоть они и не были еще близкими друзьями, даже на "ты" еще не перешли. В начале января наступившего 74-го года рецензия уже была в распоряжении издательства. На несколько страниц, подробная, она вместила и тщательный анализ содержания, и конкретные замечания и рекомендации по тексту и композиции. В общем-то, получилась не внутренняя рецензия, но – краткий очерк творчества Маслова.
"Сегодня А. Б. Тимофеев позвонил, и я после работы забрал рукопись, прочитал рецензию… - так 24 января того же года писал Конецкому автор "Крутой Дресвы". – И не мечтал о такой. Понимаю, что это – аванс, буду отрабатывать, суметь бы только. Спасибо.
…Не проходите стороной Мурманск, у нас хорошо. Рад буду у себя видеть, убежище надежное.
С уважением, Виталий"
По тексту отклика видно, что знаменитый писатель понимает – книга, о которой он пишет, может стать проблемой – и для автора, и для издательства, осознает, что путь ее к читателю, скорее всего, выдастся очень непростым. Об этом он прямо предупреждает в письме от 3 января 1974 года главного редактора Мурманского областного книжного издательства Александра Борисовича Тимофеева, АБТ: "В. Маслов обещает быть большим русским писателем. Я рад был написать рецензию на его сборник. Вам предстоит хорошая драка за книгу. И ее надо выиграть. Пусть помогает Вам сознание того, что дело касается всей литературы России".
17 мая того же года издательство подписало акт одобрения рукописи, в августе книгу запустили в работу. Но выпуск ее задержали, потребовав от автора определенных доработок. В первую очередь, они касались рассказа "Свадьба". Простая история: жители умершей деревни собираются в родной Крутой Дресве на свадьбу одного из них, и решают возродить Дресву. Тут же присутствует Мария Павловская – человек, участвовавший в уничтожении этого места. Не со зла. Потому, что считала: так надо.Момент прозрения, когда Павловская понимает, что слишком многое в жизни делала не так, как следовало, приводит к трагической развязке – главная героиня сводит счеты с жизнью. "Зачем я жила?! – задается она вопросом в предсмертном послании односельчанам. - Всю жизнь ломала деревню старую, думала, что строю Крутую Дресву новую, и вот нету ее, родной, ни старой, ни новой"
Кстати, Конецкий историю Павловской выделял особо: "Предсмертные листки Марии Павловской не должны быть унесены сквозняком в сугробы. Они должны быть прочитаны гражданами страны. Тогда гибель Марии Павловской из акта слабости превратится в памятник ее совести, тогда тысячи других Павловских войдут в хоровод других Крутых Дресв..."
И именно смерть Павловской и ее письмо, написанное незадолго до гибели, безусловно, ключевой фрагмент "Свадьбы" писателя принуждали из рассказа изъять. Именно из-за "Свадьбы" "Крутая Дресва" так и не стала книгой.
Не по вине издательства. Правка АБТ в сборнике, а ее легко можно проследить по верстке, минимальная, в основном, носит рекомендательный, предельно корректный, уважительный характер. Часто его замечания касались диалектных поморских слов – иные Маслов "перевел" на литературный русский. С некоторыми исправлениями не соглашался - рядом с одной из правок пометка его рукой: "Оставить так".
Приостановка производства книги произошло сверху. Об этом мурманчан предупреждал в своей рецензии Конецкий: "…Я понимаю трудное положение Издательства. Сегодня существует еще порочная практика, по которой автор меньше отвечает за свое произведение, нежели Издатель, т. е. редактор. Еще меньше отвечает рецензент…"
Первоначально издание было перенесено на более поздний срок, а затем и вовсе закрыто. Что произошло? Вот что рассказывает об этом сам Виталий Маслов в книге проповедей и исповедей "На костре моего греха": "В марте 76-го уходил я в море, измотанный борьбой за первую мою книгу, "Крутую Дресву"… Как в жизни над людьми издевались и издеваются, так и над книгой о судьбе этих, дорогих мне людей… Два года, как подписан акт одобрения, книге давно пора быть на прилавках, и вдруг (а может, и не вдруг вовсе) такое снова началось. Некая дама в обллите (так в целях конспирации именуется цензура) прочитала и, в пересказе редактора, позвонила в обком некоему Полтеву: "Я читала и ревела. А что, если и другие реветь будут?". А ведь читала-то она не рукопись уже, а книгу, набранную в типографии, - так называемую верстку…"
Как пишет Маслов, сначала обком через издательство потребовал дословно: "Добавить в книгу два рассказа очень оптимистических и правка по устным замечаниям редактора". Автор требования исполнил, о чем пишет с нескрываемым сарказмом: "Рассказы, срочно написанные, я добавил: в одном солнце восходит с запада, в другом рожает женщина, которая по заключению хирурга, никогда не родит. Редактор согласился, что это – "очень оптимистично". Книга в новой редакции ушла в Москву на повторное рецензирование. Еще одна внутренняя рецензия – известного литературоведа, крупного специалиста по творчеству Горького, профессора МГУ Александра Овчаренко – не без замечаний, но тоже была положительной.
Обеспокоенный Конецкий писал Маслову 12 февраля 1976 года: "Напиши мне, как дела с книгой. Я подключу Абрамова – он сейчас в зените славы (она, конечно, портит, да и конкурентов, как я на твоем примере увидел, он не любит), но все равно, конечно, включится. Подробно и точно опиши весь ход книги…"
Абрамов, действительно, включился. Не помогло. Не суждено было "Крутой Дресве" увидеть свет – ни тогда, ни позже.
А злополучная "Свадьба"… "Свадьбе" выпала, пожалуй, еще более непростая, ломаная, драматичнейшая судьба. Ее публиковали несколько раз, в том числе, в 1979-м, в журнале "Аврора", два года спустя в мурманском сборнике вместе с романом "Круговая порука", в 1983-м в вышедшем в столичном издательстве "Современник" книге "Крень", и всюду – искалеченный цензурой: без смерти Павловской и ее переворачивающего душу письма.
О том, как готовилась публикация в "Авроре" Маслов рассказал в очерке о Федоре Абрамове "Сын земли": "29 декабря 1978 года получил я верстку "Свадьбы" из "Авроры", — все обрезано! Смерть Павловской острижена, предсмертное письмо — тоже. Послал в "Аврору" отказ: не могу в таком виде печатать. Упрямство мое было вызвано тем, может быть, что я уже отказался печатать рассказ в урезанном виде — и "Северу" отказал, и Мурманскому издательству тоже (хотя была гарантия, что в Мурманском издательстве и в урезанном виде все равно не напечатают).
Вдруг, 9 января, получаю срочную радиограмму от Федора Абрамова: "Дорогой Виталий Семенович очень прошу еще раз подумать и пересмотреть свое отношение публикации рассказа авроре ответ телеграфируйте журналу". А через какой-то час — еще одна срочная:
"Телеграмму послал не я но я бы советовал еще раз подумать о печатании обнимаю — Федор Абрамов".
"Свадьбу" в "Авроре" напечатали. Однако в авторской редакции, без цензурных правок рассказ впервые увидел свет лишь в сборнике "Лик суровый", спустя шестнадцать лет после того, как был написан… Поразительная вещь! В Мурманске эта вещь в исконном, первоначальном виде не напечатана до сих пор.
Вот так. Получается, драку за "Крутую Дресву" Маслов и МОКИ проиграло… Внешне, это, безусловно, так. Верстка так и осталась версткой, не стала книгой.
Но, как мне представляется, наш случай – из тех, когда за локальным поражением, неосуществленной мечтой о книге, стоит великая победа – не материальная, но внутренняя, подлинная победа духа. Масловские твердость и мужество в битве за "Крутую Дресву" вызывают уважение, покоряют. Сломать, подчинить его не удалось – ни кнутом, ни пряником. И, в первую очередь, потому, что бился он не столько за себя, сколько за земляков своих, за реальную, совсем не книжную Крутую Дресву, за которой явственно ощутима его родная поморская Семжа. Бился до конца…"
Это фрагмент из "Несмиренного живописца" - о драке за "Крутую Дресву". Из-за "Свадьбы". А сам этот рассказ, который должен был открывать эту книгу, можно прочитать вот здесь - у меня вконтакте.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/668757.html


Метки:  

Здесь куда ни копни - всё герой

Вторник, 19 Ноября 2019 г. 14:27 + в цитатник

Замечательная подборка стихов о войне из калининградского альманаха "Веретено". Читал, плакал и думал: как можно не верить в свою страну, если совсем молодые люди так пишут о Великой Отечественной? Почитайте.

АЛЕКСАНДР РУХЛОВ
Курган
Русским прозаикам и поэтам – участникам Великой Отечественной войны

– Дорог так много впереди!
– Да, путь неблизкий!
…Омоют имена дожди
На обелисках.

На чёрных плитах имена
Напишет память.
Ведь завтра грянула война,
Пока все спали.

А кто-то руки целовал
Затихшим зорям –
Его свинцовой наповал
Убьёт грозою.

А он зарю встречал стихом,
Бежал из сенцев!..
Но черновик пронзят штыком,
Достав до сердца.

И стихли навсегда стихи –
Гранитным списком.
И так тихи трава и мхи
У обелиска.

Все говорили про него:
"Рождён в рубашке…"
Они убиты под Москвой –
Иван и Сашка.

А эти к смерти в ноябре
Ушли с парадом.
А этим вышло умереть
Под Сталинградом:

В груди почувствовать тепло,
Увидеть небо
И охладить кровавый лоб
Горячим снегом.

Зачем? Чтоб мы обратно шли –
К Смоленску, к Минску!..
Чтоб дети имена нашли
На обелисках.

Вы шли – на запах, по следам,
Как зверь – на запад!
И, зубы сжав, устали ждать
Последних залпов.

Лишь фото – Будапешт, весна! –
В застывшей позе.
И обожжённый край письма:
"…люблю!" – и подпись.

А кто-то вовсе замолчал –
Ни строк, ни списков…
Здесь безымянный ваш причал –
У обелисков.

РОМАН КРУГЛОВ
Санкт-Петербург

Радио проверяют,
Капает метроном.
Память скользит по краю
В городе ледяном,

Кобальтовая сетка
Синих теней ветвей,
Небо белее снега,
Мраморней и мертвей,

Свет накренился серый,
Не удержаться – вот
Падаем в сорок первый
Непоправимый год –

Люди умолкли сразу.
Медленный ритм, отбой.
Это проверка связи
Нашей между собой.

КОНСТАНТИН ХАБАЗНЯ
Калининград

Мне снится и снится война
Не та что бруствер и траншеи
А та что с утра допоздна
Как мельничный жернов на шее

Мне снится и снится война
Война одинокая снится
Хребет дребезжит как струна
Скрежещут в конечностях спицы

Мне снится и снится война
В ушах пулемётные трели
Пробитая стонет луна
И ноет спина от шрапнели

Я жить не могу по-другому
Под шрамами дремлют осколки
И вместо семейных альбомов
Я ненависть ставлю на полку

ГРИГОРИЙ КНЯЗЕВ
Великий Новгород

Пискарёвское

"О мёртвых – или хорошо,
Иль ничего… помимо правды!"
Полупустынные ландшафты –
Так ветрено и так свежо.

На Пискарёвское решив
Поехать в первых числах мая,
Я чувствую: душа – немая,
Как и земля, – бреду, чуть жив…

Все люди семьями идут,
За родом – род, что чудом выжил.
И мир, и город обездвижел,
Не зная, сколько стёртых тут.

Я замираю и стою,
А два динамика незримых,
Как память о блокадных зимах,
Льют скорбной музыки струю.

Мне слышится за взрывом взрыв –
Взрывается земля седая,
И, в мёрзлый грунт тела кидая,
Их прячут, ветками прикрыв.

Никто, быть может, не забыт,
Ничто, быть может, не забыто,
В роду у всех есть имя, скрыто
Под тяжестью гранитных плит.

Под плитами, в земле сырой, –
Полмиллиона, нет – без счёту!
За домом – дом, за ротой – роту,
Прошли мы год сорок второй,

Вот сорок третий начался,
А там, в конце, – сорок четвёртый…
И плачу я над жизнью мёртвой,
Слезу невольную гася,

И вдаль гляжу, ещё немой,
И долго тянется аллея
Туда, где вход, где пропилеи,
Где быстр и лёгок путь домой…

КРИСТИНА АНДРИАНОВА-КНИГА
Уфа

Холод прошел. И жара несусветная
Вышла на сцену, играет спектакль.
Время измен мировых. Птица медная
Кружево вьет над сирийской Раккой.

Небо играет рассветом коричневым,
Радужный Запад плюется на флаги.
Холод остался в душе обезличенной,
Жар переплавил в Стамбул Копенгаген.

Через пророчества, дни эфемерные
Правда слезами да кровью сочится.
Нам не хватает своей атмосферы, но
Мы понимаем распятую Ниццу –

И, не болтаясь на тему "а надо ли",
Снова спасаем свалившихся в омут –
Тех, кто приносит нам жар или холод –
Здесь – от Балтийска и до Анадыря.

ЕКАТЕРИНА МАНТУРОВА
Калининград

Имена

Нет у них ни имён, ни могил,
Только солнце танцует над полем,
Тем, в котором лежат сапоги
Вперемешку с костями героев.

Но под ветром качается рожь,
Шелестя, имена произносит:
Тридцать Юриев, сорок Сереж
И Василиев семьдесят восемь.

Здесь куда ни копни – всё герой,
Не доживший до майского мира,
Навсегда-навсегда молодой,
Словно памяти нашей мерило.

Стали ей мы теперь торговать
Вместе с пошлой наклейкой про деда,
Вместе с ленточкой, что привязать
Надо к сумке, твердя про победу...

И не думать и даже не знать,
Почему мы живые, мы дышим...
В поле рожь нам могла б рассказать,
Только мы её слов не услышим.

ИГОРЬ ГОЛУБЬ
Калининград

22 июня

Просёлочная дорога,
Ложится в пыль тишина,
Двадцать второго,
Война.

Смотрит старушка строго
Из маленького окна,
Двадцать второго,
Война.

В память о каждом герое
И миллионах ребят
Носим в себе это горе...
Двадцать второе.
Бомбят.

Нет кошмарнее места,
Взгляд на пожарища кинь.
Рваная туша Бреста.
Катынь…

Я в эту землю зарою
стоны с кровавой зарёю,
песни первой любви.
Двадцать второе.
Двадцать второе.
Живи!

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/668581.html


Метки:  

Виват, МГПИ!

Четверг, 14 Ноября 2019 г. 13:30 + в цитатник

С днем рождения, альма-матер! Вообще, есть доля лукавства, конечно, в этой дате - 80 лет. МУИ и МГПИ - это ведь две большие разницы. Учительский институт ведь высшего образования не давал, а педагогическим наш вуз стал лишь в 1956-м. Ну да, ладно. Всё равно хорошо. С юбилеем, однокашники! Виват, МГПИ! МАГУ отдыхает.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/668334.html


Метки:  

Даешь Лито на "Нерпе"!

Вторник, 12 Ноября 2019 г. 17:10 + в цитатник

Замечательное общение на "Нерпе". Завод отличный, очень хорошие люди, прекрасная организация, за что отдельное спасибо Ирине Анзулатовой. С директором, Аркадием Алексеевичем Оганяном, мы хорошо пообщались. А на выступлении ведь целый концерт устроили из моих стихов разных лет! Давно такого не видел и не слышал. Совсем прозаиком стал, почти забыл о своём поэтическом прошлом...

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/668140.html


Метки:  

"Невидимые шрамы девяностых на каждом из ровесников моих..."

Четверг, 07 Ноября 2019 г. 16:27 + в цитатник

***
Как лайнер, севший в поле кукурузном,
Как судно наскочившее на мель,
Мы вышли из Советского Союза
В какую-то неведомую дверь.
Я помню, хоть была ещё ребёнком,
Тот день, когда стреляли в Белый дом.
Как мама развернулась на пороге:
"Сегодня в детский садик не идём...".

А что же приключилось-то такое,
И как теперь мы жить с тобой должны?
Растерянность и детское, живое
Впервые - ощущение войны.
И это до сих пор необъяснимо,
Куда в те дни ушла моя страна.
Мне снятся облака седого дыма,
И я теперь иду туда одна.
История - забытый нами компас,
Он был всегда точнее остальных.
Невидимые шрамы девяностых
На каждом из ровесников моих.

На самом деле это стихотворение Даши Пиотровской примерно втрое длиннее. И автор мне пишет, что хочет его доработать в свете тех замечаний, что мы с Еленой Исаевой, Виталием Веникеевым и Львом Колбачевым высказали ей в Переделкине, на "Осиянке". А, по-моему, достаточно сократить. И вот она - Поэзия! Почти у каждого из моих сверстников, юность которых пришлась на эпоху перемен, слом великой державы, есть подобные стихи (у меня - несколько). Но вот, чтобы у тех, кто значительно моложе... Такое встречаю впервые. Спасибо, Даша. Живая боль в этих стихах звучит, неподдельная, пронзительная.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/667669.html


Метки:  

Преданность поэзии

Четверг, 07 Ноября 2019 г. 13:13 + в цитатник

"Дмитрию Ермолаеву на днях исполнится 50 лет (пишу заранее, потому что 9-го не смогу это сделать), и более 30 из них мы знакомы - так давно, что сами порой удивляемся. Дружим со школы еще - средней школы № 1 Североморска, с общей студенческой (наш пединститут!) и литературной юности. Где только не были вместе: от Соловков до Боснии. Дружно, в один год, стали первыми лауреатами премии имени Константина Баёва и Александра Подстаницкого, в 1993-м создали и редактировали студенческую газету "Ликбезъ", вместе в 1997-м были знаменосцами легендарного Славянского хода Мурман - Черногория (на фото чуть ниже - это мы с Самарским знаменем на Косовом поле).

Что в нем всегда поражало, так это абсолютные искренность и надежность. И преданность поэзии.Что нас, думаю, так сблизило в ту пору, когда обоим было по двадцать с небольшим.

Я хорошо помню, с каким восторгом читал ранние Димины стихи (они чуть позже стали частью первой книги Ермолаева "Август") наш учитель, великий подвижник и большой писатель Виталий Маслов:
Исплакана осенним злым дождем,
От коего и крыша не спасает,
Зима пришла, и в мерзлый чернозем
Ложатся звезды и не угасают.

Вот так и мы: весну переживем,
Помашем вслед
последним птичьим стаям,
И звездами ложимся в чернозем,
Но почему-то раньше угасаем.
Мне кажется, эта преданность (которая и в Маслове жила - до смерти) странному, в общем-то, делу, совершенно ненужному, лишнему в современном, пропитанном коммерцией и наживой мире живет в Диме по сию пору, проявляется, чем бы он ни занимался..."

Это фрагмент из моей зарисовки, заголовок которой стал названием этого поста. Полностью читайте в сегодняшнем "Мурманском вестнике", в послесловии к Диминому очерку "Наше вам отблагодарение".

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/667406.html


Метки:  

Только папиросы не хватает...

Среда, 30 Октября 2019 г. 17:29 + в цитатник

Ух, какой кадр! Это на круглом столе в "научке", где накануне мы очень хорошо поговорили о фронтовой поэзии. Вспомнили многих, и Симонова в том числе. Я как раз рассказывал о тех, кто воевали у нас. Самых крупных - всё том же Симонове и Павле Шубине, которого очень люблю. Еще - о гораздо менее известном Алексее Лебедеве, поэте-подводнике, авторе хрестоматийного стихотворения-прощания "Тебе":
Не плачь, мы жили жизнью смелых,
Умели храбро умирать, –
Ты на штабной бумаге белой
Об этом сможешь прочитать.

Переживи внезапный холод,
Полгода замуж не спеши,
А я останусь вечно молод
Там, в тайниках твоей души.

А если сын родится вскоре,
Ему одна стезя и цель,
Ему одна дорога – море,
Моя могила и купель.
Лебедев погиб в самом начале войны. Его подводный минный заградитель "Сталинец" по сию пору где-то на дне Финского залива.
...А снимок хорош! Нежданно обнаружил, что мы похожи с Константином Михайловичем... Папиросы только не хватает.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/667157.html


Метки:  

Друзья книги попали в переплёт

Вторник, 22 Октября 2019 г. 17:45 + в цитатник

По-моему, очень хорошая книга получилась у Владимира Васильевича Сорокажердьева и Игоря Николаевича Опимаха. Не только писатели, но гораздо более значительный литературный круг - 500 биографий: ученые, издатели, библиотекари, художники, журналисты, в общем, друзья книги. Мне кажется, нигде ничего подобного прежде не делали, мы - первые. И получилось очень прилично, на мой взгляд. Достойно.
Не без ляпов, конечно. Как я проглядел подпись в главке про себя под фотографией нашей с Виктором Леонтьевичем! Это мы, понятное дело, в Ходе, но в другом. Ход да не тот! Десятью годами позже.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/667121.html


Метки:  

Где-то в Москве...

Среда, 16 Октября 2019 г. 12:13 + в цитатник

Нежданно наткнулся на снимок. Славянский ход 2006 года. Это мы заблудились в Москве, ищем дорогу к Союзу писателей. С Сашей Поповым и Николаем Колычевым изучаем карту, а Виктор Леонтьевич Тимофеев что-то ищет в московском небе. Снимок Владимира Зяблова.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/666645.html


Метки:  

Пело, горело, осело, как пыль

Среда, 09 Октября 2019 г. 18:34 + в цитатник

Александр РАЕВСКИЙ

СЕЛЬСКИЙ КИНОМЕХАНИК

Сядет, как раньше, на желтом крыльце
Верной своей кинобудки,
Тенниска в сеточку, чуб на лице,
Очи, как две незабудки.

Млеют березки,
Штакетник в пыли,
Луч угасает прощальный...
В аккордеоне одни журавли —
Что ни мотив, то печальный.


Время вечернее — зрителя нет.
Выпил немного, а пьяный.
Два аппарата, десяток кассет,
"Дзот", ты мой "дзот" окаянный.

Жизнь бы, как ленту, назад крутануть,
Были деньки, да уплыли...
В несколько сёл успевал завернуть,
В каждом, как бога, любили.

- Юра приехал...
- Чур, девоньки, мой.
Клуб наподобие улья.
Люди на лавках, на печке самой,
Даже на собственных стульях.
Фильма индийского вечный сюжет
Живо сердца растревожит:
Вот в тишине завздыхали уже,
Вот засморкались, похоже,
Вот уж в белесом потоке луча
Дыму табачному тесно...
После, бывало, горит у плеча
Ушко красавицы местной.

Вот и тропинка, трава, комары,
Рощу от звезд зазнобило...
"Люся, вам зябко?.." Да что говорить,
Было, товарищи, было.

Пело, горело,
Осело, как пыль,
Верилось, кончилось... ладно.
Эй, пацаны, заходи на "Фитиль",
Ставлю сегодня бесплатно.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/666574.html


Метки:  

Солдат, и сын, и внук солдата

Понедельник, 07 Октября 2019 г. 14:58 + в цитатник

***
Оглядываюсь с гордостью назад:
прекрасно родовое древо наше!
Кто прадед мой? - Солдат и землепашец.
Кто дед мой? - Землепашец и солдат.
Солдат и землепашец мой отец.
И сам я был солдатом, наконец.

Прямая жизнь у родичей моих.
Мужчины - те в руках своих держали
то плуг, то меч... А бабы - жёны их -
солдат земле да пахарей рожали.

Ни генералов нету, ни вельмож
в моём роду. Какие там вельможи...
Мой прадед, так сказать, не вышел рожей,
а дед точь-в-точь был на него похож.

И всё ж я горд, - свидетельствую сам! -
что довожусь тому сословью сыном,
которое в истории России
не значится совсем по именам.

Не значится... Но коль невмоготу
терпеть ему обиды становилось,
о, как дрожать вельможам доводилось,
шаги его расслышав за версту!

Ничем себя возвысить не хочу.
Я только ветвь на дереве могучем.
Шумит оно, когда клубятся тучи, -
и я шумлю... Молчит - и я молчу.

Ух, какой он был, Сергей Викулов, капитан-артиллерист, кавалер двух орденов Красной Звезды, после войны. Хорошие стихи, хотя я бы, пожалуй, последней строфой пожертвовал. Сдается мне, концовка раньше.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/666305.html


Метки:  

Классики и современники

Понедельник, 07 Октября 2019 г. 13:37 + в цитатник

Действительно, и классики, и современники. Поэт, секретарь Союза писателей России, в не таком уж далеком прошлом наш земляк-кандалакшанин Геннадий Иванов (сдается мне, в его кабинете снимок сделан), фронтовик - сын солдата и солдат, поэт, двадцать лет в самые непростые годы, с 1969 по 1989, руководивший журналом "Наш современник" Сергей Викулов, дальше, замечательный прозаик Александр Сегень (именно по его роману Хотиненко снял очень хорошее кино - "Поп" с гениальными Маковецким и Усатовой) и наш Николай Колычев.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/666089.html


Метки:  

Смейтесь, братья мои! Нам ли нынче стонать и сутулиться!

Четверг, 03 Октября 2019 г. 15:30 + в цитатник

ПЕТЕРБУРГ
На продрогшем перроне и пусто сегодня и гулко.
Милицейский наряд прошагал безучастный, как снег.
Точно так же глядел на меня, выходя на прогулку,
Насосавшийся крови двадцатый сдыхающий век.

Ах, ты память моя! Я прощаю, а ты не прощаешь,
Отпусти же меня, помоги мне обиду забыть,
Ничего не даёшь ты взамен, даже не обещаешь,
Кроме ветхозаветного — быть!

Славный выпал денёк, с ветерком, до костей пробирает.
Гололёдец такой — ну, совсем, как у Данте в аду…
Я всем мозгом спинным понимаю — меня забывает
Полусонный вагон, убывающий в Караганду.

Он забудет меня, одиноко ржавея на свалке,
Как забыли меня все, кому я тепло раздарил.
Здесь, в несломленном городе, люди блокадной закалки
Отогрели меня, когда жить уже не было сил.

Смейтесь, братья мои! Нам ли нынче стонать и сутулиться!
Смейтесь, сёстры мои, — вы затмили достойнейших жён!
Посмотрите в окно… Кто метёт и скребёт наши улицы!? —
Это дети оравших в безумии: "Русские, вон!"
С Владимиром Шемшученко не Соловках, 2008 год, я тогда там поэтический конкурс выиграл, а Володя был в жюри. Позже не раз пересекались. Вместе с ним и Колычевым гостили в Петрозаводске, на днях "Севера". Ох, какая там у них с Колей дуэль поэтическая приключилась - Володя Зяблов и Лида Сычева не дадут соврать. Очень люблю эти его стихи.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/665734.html


Метки:  

Мурманск, я твой мытарь и пленник!

Пятница, 27 Сентября 2019 г. 16:12 + в цитатник
(без названия)
Колычевский Мурманск в стихах 90-х - бесприютный, холодный, лирический герой чувствует себя в нём потерянно: "Ах, Мурманск! Все пути туда ведут, Где ищет пятый угол ветер жуткий..." Совсем неслучайно одно из стихотворений, целиком выстроенных на мурманском материале, называется "Гостиница" (действие происходит в мурманской гостинице "Арктика"). Ну не дома он здесь, не дома. Чужое место. Гнетущие лирического героя неустроенность и неуют — главная тема, стержень этого стихотворения, каждой из его трех частей. Причем автор это всячески подчёркивает, обращает на это внимание читателя: "Ты не волнуйся за меня, жена, И даром никому я здесь не нужен". Как жёстко. И страшно. Некоторое кокетство, заключенное в этих словах, понимаешь в финальной части стихотворения, когда в его пространстве вдруг возникает некая "одинокая женщина", к которой в эту ночь приходит наш герой. Впрочем, то, что ищет, он здесь не находит, "одинокая женщина" не в силах помочь ему. Ведь хотелось-то ему "тепла, и не просто жилья, а приюта..."
Повторюсь, Колычев человек земли — не города, по повадкам и внутренней сути своей он - крестьянин. Житейски (не поэтически!) от этой исконной сути своей он отказался: жил в городе, но городским в полной мере так и не стал, хоть и врос в него, полюбил ("Мурманск, я твой мытарь и пленник!"). Буквально по-передреевски: "И города из нас не получилось, и навсегда утрачено село..." Выручала отцовская дача, но лишь на лето, временно, не спасая, лишь даруя короткую возможность подышать иным воздухом.Город, ставший родным, не отпускал - манил, ласкал, взаимно любил его, но и сжигал: искушал, обманывал, продавал, на пятаки разменивал, делал одиноким, несмотря на сотни, тысячи людей вокруг. Одиночество в городском многолюдьи особенно губительно и страшно, поэт переживает его с пронзительной, убивающей остротой. Унизительное (и унижающее!) одиночество. Об этом в стихах немало, даже в самых веселых, шуточных вроде "Пятины":
А на Пятине, на Пятине
Мне неуютно, как на льдине,
Мне одиноко, как в пустыне...
Вместе с тем, конечно, любит он этот город — как иначе! Очень любит — нежно, с восторгом, и не стесняется в этой любви признаться:
Как хочется стать мне
Огромным объятьем
От Колы – до Росты,
От Росты – до Колы!

Души моей хватит.
О, нет, я не спятил.
Я просто…
Я просто люблю этот город!
А стихотворение про поезд, что внезапно "замер, словно вкопанный" в двух шагах от Мурманска и ждет встречного, а лирический герой мучительно, нетерпеливо, ждет возвращения в родной город, ему "очень, очень хочется домой"? Наконец, дождался:
…Тронулись? Неужто тронулись!?
Ну, давай, быстрей, быстрей!
Я гляжу в окно вагонное
На Фадеев, на ручей.

Захлебнувшись удовольствием
И от чувств почти без чувств
Птицей вдоль проспекта Кольского
Я лечу, лечу, лечу!

Здравствуй слякоть! Здравствуй, грязь моя!
Гниль листвы на мостовой.

Я вернулся! Мурманск, с праздником!
Мурманск! Я опять с тобой!

Кажется, вокруг все кружится.
Я спешу – на всех парах –
Отразиться в каждой лужице
Сквера на Пяти углах.

Мне не жаль ботинки новые,
Этих луж не обойду.
То ль шагаю пританцовывая,
То ль танцую на ходу.

И от счастья невозможного
Так, чтоб слышал весь народ
Я пою. Пускай прохожие
Думают, что идиот.
Такое вот лихое сочетание "любви — не любви". Но таков и этот город, угрюмость которого, по словам поэта, "лишь маска нежной и доброй силы", однако законы его суровы:
Ты – в состоянии непостоянства,
Ты – в постоянном ладу разлада…
Но сладок берегу ветер странствий,
И воздух родины морю сладок.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/665466.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_dmitry_korzhov
Страницы: 52 51 [50] 49 48 ..
.. 1 Календарь