-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_dmitry_korzhov

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5




Дмитрий Коржов - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://dmitry-korzhov.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??8ef01000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Незатухающая память

Среда, 25 Апреля 2018 г. 16:11 + в цитатник

"Исполнилось 80 лет со дня рождения Станислава Дащинского, первого главного редактора нашей газеты
В эти дни в областной научной библиотеке и краеведческом музее открылись выставки, посвященные жизни и творчеству видного заполярного журналиста и краеведа Станислава Наумовича Дащинского.
Он родился 23 апреля 1938 года в Белоруссии, в деревне Волковщине Могилевский области. После окончания ремесленного училища 18-летний белорусский паренек приехал на Кольский полуостров, который стал для второй родиной.
Работал каменщиком на строительстве обогатительной фабрике в Оленегорске, там же приобщился к журналистике и вскоре был принят литературным сотрудником в газету "Мончегорский рабочий". После трех лет срочной армейской службы вернулся на Север. Работал в районной газете "Ловозерская правда", где прошел все ступени вплоть до редакторской, затем возглавлял творческие коллективы газет "Шахтер Арктики" на Шпицбергене и "Заполярный труд" в Коле.

Избирался секретарем Кольского райкома КПСС. Занимая эту должность, стал негласным инициатором спасения одного из старейших каменных зданий нашего края - Благовещенского собора в Коле, фундамент которого разрушался.
В 82-м вернулся в журналистику, возглавив газету "Рыбный Мурман", которую превратил из сугубо профессиональной многотиражки в популярный городской еженедельник. Осенью 1990 года на конкурсной основе был избран главным редактором новой областной газеты "Советский Мурман" (с 93-го - "Мурманский вестник").
Затем ушел работать в море помощником капитана по экипажу на плавбазах "Севрыбхолодфлота". Трудился в областном комитете по реабилитации жертв политических репрессий. Кандидат исторических наук. Составитель и редактор многотомной Книги памяти Мурманской области, создатель авторского варианта "Энциклопедии Кольского края", публиковавшей в конце 90-х в газете "Рыбный Мурман". Автор ряда краеведческих и публицистических книг, в том числе документальной повести о партизанах, переведенной на финский язык.
Практически всею свою жизнь он занимался историей нашего края - вплоть до последнего дня, который выпал на 27 мая 2002 года...
Книга Станислава Наумовича "Дом бабки 3ахарьихи", увидевшая свет в 1996-м, - это его незатухающая память о детстве, которое черным крылом накрыла война. Это 27 пронзительных историй о том, как жилось родной деревне при оккупантах. Книжка вышла крошечным тиражом, стала библиографической редкостью, две главки из нее завтра можно будет прочитать в "Мурманском вестнике".


Не могу сказать, что хорошо знал Станислава Наумовича. Да, работали вместе (на снимке мы с ним и замредактора Викой Денисовой в начале 2000-х), но не долго. Прекрасный был человек. Труженик великий. Очень порядочный. Очень деликатный. Вспоминаю его с неизменной теплотой. А его "Дом бабки Захарьихи" - поразительный, кричащий (несмотря на сдержанность, внешнее спокойствие авторского текста) документ - обвинение фашистским оккупантам родной для Дащинского Белоруссии.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/638066.html


Метки:  

Незатухающая память

Среда, 25 Апреля 2018 г. 16:11 + в цитатник

"Исполнилось 80 лет со дня рождения Станислава Дащинского, первого главного редактора нашей газеты
В эти дни в областной научной библиотеке и краеведческом музее открылись выставки, посвященные жизни и творчеству видного заполярного журналиста и краеведа Станислава Наумовича Дащинского.
Он родился 23 апреля 1938 года в Белоруссии, в деревне Волковщине Могилевский области. После окончания ремесленного училища 18-летний белорусский паренек приехал на Кольский полуостров, который стал для второй родиной.
Работал каменщиком на строительстве обогатительной фабрике в Оленегорске, там же приобщился к журналистике и вскоре был принят литературным сотрудником в газету "Мончегорский рабочий". После трех лет срочной армейской службы вернулся на Север. Работал в районной газете "Ловозерская правда", где прошел все ступени вплоть до редакторской, затем возглавлял творческие коллективы газет "Шахтер Арктики" на Шпицбергене и "Заполярный труд" в Коле.

Избирался секретарем Кольского райкома КПСС. Занимая эту должность, стал негласным инициатором спасения одного из старейших каменных зданий нашего края - Благовещенского собора в Коле, фундамент которого разрушался.
В 82-м вернулся в журналистику, возглавив газету "Рыбный Мурман", которую превратил из сугубо профессиональной многотиражки в популярный городской еженедельник. Осенью 1990 года на конкурсной основе был избран главным редактором новой областной газеты "Советский Мурман" (с 93-го - "Мурманский вестник").
Затем ушел работать в море помощником капитана по экипажу на плавбазах "Севрыбхолодфлота". Трудился в областном комитете по реабилитации жертв политических репрессий. Кандидат исторических наук. Составитель и редактор многотомной Книги памяти Мурманской области, создатель авторского варианта "Энциклопедии Кольского края", публиковавшей в конце 90-х в газете "Рыбный Мурман". Автор ряда краеведческих и публицистических книг, в том числе документальной повести о партизанах, переведенной на финский язык.
Практически всею свою жизнь он занимался историей нашего края - вплоть до последнего дня, который выпал на 27 мая 2002 года...
Книга Станислава Наумовича "Дом бабки 3ахарьихи", увидевшая свет в 1996-м, - это его незатухающая память о детстве, которое черным крылом накрыла война. Это 27 пронзительных историй о том, как жилось родной деревне при оккупантах. Книжка вышла крошечным тиражом, стала библиографической редкостью, две главки из нее завтра можно будет прочитать в "Мурманском вестнике".


Не могу сказать, что хорошо знал Станислава Наумовича. Да, работали вместе (на снимке мы с ним и замредактора Викой Денисовой в начале 2000-х), но не долго. Прекрасный был человек. Труженик великий. Очень порядочный. Очень деликатный. Вспоминаю его с неизменной теплотой. А его "Дом бабки Захарьихи" - поразительный, кричащий (несмотря на сдержанность, внешнее спокойствие авторского текста) документ - обвинение фашистским оккупантам родной для Дащинского Белоруссии.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/638066.html


Метки:  

Незатухающая память

Среда, 25 Апреля 2018 г. 16:11 + в цитатник

"Исполнилось 80 лет со дня рождения Станислава Дащинского, первого главного редактора нашей газеты
В эти дни в областной научной библиотеке и краеведческом музее открылись выставки, посвященные жизни и творчеству видного заполярного журналиста и краеведа Станислава Наумовича Дащинского.
Он родился 23 апреля 1938 года в Белоруссии, в деревне Волковщине Могилевский области. После окончания ремесленного училища 18-летний белорусский паренек приехал на Кольский полуостров, который стал для второй родиной.
Работал каменщиком на строительстве обогатительной фабрике в Оленегорске, там же приобщился к журналистике и вскоре был принят литературным сотрудником в газету "Мончегорский рабочий". После трех лет срочной армейской службы вернулся на Север. Работал в районной газете "Ловозерская правда", где прошел все ступени вплоть до редакторской, затем возглавлял творческие коллективы газет "Шахтер Арктики" на Шпицбергене и "Заполярный труд" в Коле.

Избирался секретарем Кольского райкома КПСС. Занимая эту должность, стал негласным инициатором спасения одного из старейших каменных зданий нашего края - Благовещенского собора в Коле, фундамент которого разрушался.
В 82-м вернулся в журналистику, возглавив газету "Рыбный Мурман", которую превратил из сугубо профессиональной многотиражки в популярный городской еженедельник. Осенью 1990 года на конкурсной основе был избран главным редактором новой областной газеты "Советский Мурман" (с 93-го - "Мурманский вестник").
Затем ушел работать в море помощником капитана по экипажу на плавбазах "Севрыбхолодфлота". Трудился в областном комитете по реабилитации жертв политических репрессий. Кандидат исторических наук. Составитель и редактор многотомной Книги памяти Мурманской области, создатель авторского варианта "Энциклопедии Кольского края", публиковавшей в конце 90-х в газете "Рыбный Мурман". Автор ряда краеведческих и публицистических книг, в том числе документальной повести о партизанах, переведенной на финский язык.
Практически всею свою жизнь он занимался историей нашего края - вплоть до последнего дня, который выпал на 27 мая 2002 года...
Книга Станислава Наумовича "Дом бабки 3ахарьихи", увидевшая свет в 1996-м, - это его незатухающая память о детстве, которое черным крылом накрыла война. Это 27 пронзительных историй о том, как жилось родной деревне при оккупантах. Книжка вышла крошечным тиражом, стала библиографической редкостью, две главки из нее завтра можно будет прочитать в "Мурманском вестнике".


Не могу сказать, что хорошо знал Станислава Наумовича. Да, работали вместе (на снимке мы с ним и замредактора Викой Денисовой в начале 2000-х), но не долго. Прекрасный был человек. Труженик великий. Очень порядочный. Очень деликатный. Вспоминаю его с неизменной теплотой. А его "Дом бабки Захарьихи" - поразительный, кричащий (несмотря на сдержанность, внешнее спокойствие авторского текста) документ - обвинение фашистским оккупантам родной для Дащинского Белоруссии.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/638066.html


Метки:  

Незатухающая память

Среда, 25 Апреля 2018 г. 16:11 + в цитатник

"Исполнилось 80 лет со дня рождения Станислава Дащинского, первого главного редактора нашей газеты
В эти дни в областной научной библиотеке и краеведческом музее открылись выставки, посвященные жизни и творчеству видного заполярного журналиста и краеведа Станислава Наумовича Дащинского.
Он родился 23 апреля 1938 года в Белоруссии, в деревне Волковщине Могилевский области. После окончания ремесленного училища 18-летний белорусский паренек приехал на Кольский полуостров, который стал для второй родиной.
Работал каменщиком на строительстве обогатительной фабрике в Оленегорске, там же приобщился к журналистике и вскоре был принят литературным сотрудником в газету "Мончегорский рабочий". После трех лет срочной армейской службы вернулся на Север. Работал в районной газете "Ловозерская правда", где прошел все ступени вплоть до редакторской, затем возглавлял творческие коллективы газет "Шахтер Арктики" на Шпицбергене и "Заполярный труд" в Коле.

Избирался секретарем Кольского райкома КПСС. Занимая эту должность, стал негласным инициатором спасения одного из старейших каменных зданий нашего края - Благовещенского собора в Коле, фундамент которого разрушался.
В 82-м вернулся в журналистику, возглавив газету "Рыбный Мурман", которую превратил из сугубо профессиональной многотиражки в популярный городской еженедельник. Осенью 1990 года на конкурсной основе был избран главным редактором новой областной газеты "Советский Мурман" (с 93-го - "Мурманский вестник").
Затем ушел работать в море помощником капитана по экипажу на плавбазах "Севрыбхолодфлота". Трудился в областном комитете по реабилитации жертв политических репрессий. Кандидат исторических наук. Составитель и редактор многотомной Книги памяти Мурманской области, создатель авторского варианта "Энциклопедии Кольского края", публиковавшей в конце 90-х в газете "Рыбный Мурман". Автор ряда краеведческих и публицистических книг, в том числе документальной повести о партизанах, переведенной на финский язык.
Практически всею свою жизнь он занимался историей нашего края - вплоть до последнего дня, который выпал на 27 мая 2002 года...
Книга Станислава Наумовича "Дом бабки 3ахарьихи", увидевшая свет в 1996-м, - это его незатухающая память о детстве, которое черным крылом накрыла война. Это 27 пронзительных историй о том, как жилось родной деревне при оккупантах. Книжка вышла крошечным тиражом, стала библиографической редкостью, две главки из нее завтра можно будет прочитать в "Мурманском вестнике".


Не могу сказать, что хорошо знал Станислава Наумовича. Да, работали вместе (на снимке мы с ним и замредактора Викой Денисовой в начале 2000-х), но не долго. Прекрасный был человек. Труженик великий. Очень порядочный. Очень деликатный. Вспоминаю его с неизменной теплотой. А его "Дом бабки Захарьихи" - поразительный, кричащий (несмотря на сдержанность, внешнее спокойствие авторского текста) документ - обвинение фашистским оккупантам родной для Дащинского Белоруссии.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/638066.html


Метки:  

Восхищенно ахаю и охаю

Среда, 25 Апреля 2018 г. 11:46 + в цитатник
Николай КОЛЫЧЕВ

* * *
Стылая оттаяла душа
Под весенним заполярным солнышком.
Жизнь на белом свете хороша,
Как в те дни, когда ходил под стол пешком.

Ветер с сопок слизывает снег,
Как сметану кот, как дети сладости.
Я такой счастливый человек!
Я большой комок щенячьей радости!

Что за счастье – наугад брести
По асфальту, в первый раз просохшему!
Видится удача впереди
И беспечно верится в хорошее.

Мурманчанки из тяжелых шуб
Вылезли, как бабочки из коконов,
Я хожу, по сторонам гляжу,
Восхищенно ахая и охая.


Первая травинка зелена,
Это – вечность детства на родной земле.
С каждым годом мне милей весна,
С каждою весной мне белый свет милей.

В переулках, скверах и домах
Встречу я забытое и новое…
Я схожу от радости с ума,
Чтоб под вечер стать ребенком – ревою.

***
Пригрело солнце. Марево над слякотью.
От ярких бликов город – золотой .
От счастья долгожданного заплаканный
Весенний Мурманск хлюпает водой.

И вдоль дорог, где слышится гудение
Потоков перепачканных машин,
Незримо набухает взрыв цветения
В нагих стволах проснувшихся рябин.

Перетекает золотое в синее,
К вершинам снег взбирается в горах.
Как крылья, распахнув одежды зимние,
Расселись люди на Пяти углах.

Они галдят, как птицы перелетные,
Вернувшиеся из далеких стран.
И "Арктика", гостиница высотная,
На улицу выносит ресторан.

Народ от солнца узкоглазо щурится,
Весенний дух хмельнее, чем вино…
А я брожу по скверикам и улицам,
Не чуя под собой промокших ног.

Я рад родству с землею, с каждой веткою,
И с вороньем, и с каждым воробьем…
Иду, гляжусь прохожим в лица светлые,
Как будто в отражение свое.

От черных зим душой черствей не стали мы,
Нас согревала память о тепле.
Пришла весна! Давай с землей оттаивать.
И вместе с небом мурманским – светлеть.

Ух, какой Колычев дивный! А девчонки-морячонки Левы Федосеева?! Не совсем из "тяжелых шуб", конечно, но тоже хороши и совершенно мурманские...

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/637688.html


Метки:  

Восхищенно ахаю и охаю

Среда, 25 Апреля 2018 г. 11:46 + в цитатник
Николай КОЛЫЧЕВ

* * *
Стылая оттаяла душа
Под весенним заполярным солнышком.
Жизнь на белом свете хороша,
Как в те дни, когда ходил под стол пешком.

Ветер с сопок слизывает снег,
Как сметану кот, как дети сладости.
Я такой счастливый человек!
Я большой комок щенячьей радости!

Что за счастье – наугад брести
По асфальту, в первый раз просохшему!
Видится удача впереди
И беспечно верится в хорошее.

Мурманчанки из тяжелых шуб
Вылезли, как бабочки из коконов,
Я хожу, по сторонам гляжу,
Восхищенно ахая и охая.


Первая травинка зелена,
Это – вечность детства на родной земле.
С каждым годом мне милей весна,
С каждою весной мне белый свет милей.

В переулках, скверах и домах
Встречу я забытое и новое…
Я схожу от радости с ума,
Чтоб под вечер стать ребенком – ревою.

***
Пригрело солнце. Марево над слякотью.
От ярких бликов город – золотой .
От счастья долгожданного заплаканный
Весенний Мурманск хлюпает водой.

И вдоль дорог, где слышится гудение
Потоков перепачканных машин,
Незримо набухает взрыв цветения
В нагих стволах проснувшихся рябин.

Перетекает золотое в синее,
К вершинам снег взбирается в горах.
Как крылья, распахнув одежды зимние,
Расселись люди на Пяти углах.

Они галдят, как птицы перелетные,
Вернувшиеся из далеких стран.
И "Арктика", гостиница высотная,
На улицу выносит ресторан.

Народ от солнца узкоглазо щурится,
Весенний дух хмельнее, чем вино…
А я брожу по скверикам и улицам,
Не чуя под собой промокших ног.

Я рад родству с землею, с каждой веткою,
И с вороньем, и с каждым воробьем…
Иду, гляжусь прохожим в лица светлые,
Как будто в отражение свое.

От черных зим душой черствей не стали мы,
Нас согревала память о тепле.
Пришла весна! Давай с землей оттаивать.
И вместе с небом мурманским – светлеть.

Ух, какой Колычев дивный! А девчонки-морячонки Левы Федосеева?! Не совсем из "тяжелых шуб", конечно, но тоже хороши и совершенно мурманские...

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/637688.html


Метки:  

Восхищенно ахаю и охаю

Среда, 25 Апреля 2018 г. 11:46 + в цитатник
Николай КОЛЫЧЕВ

* * *
Стылая оттаяла душа
Под весенним заполярным солнышком.
Жизнь на белом свете хороша,
Как в те дни, когда ходил под стол пешком.

Ветер с сопок слизывает снег,
Как сметану кот, как дети сладости.
Я такой счастливый человек!
Я большой комок щенячьей радости!

Что за счастье – наугад брести
По асфальту, в первый раз просохшему!
Видится удача впереди
И беспечно верится в хорошее.

Мурманчанки из тяжелых шуб
Вылезли, как бабочки из коконов,
Я хожу, по сторонам гляжу,
Восхищенно ахая и охая.


Первая травинка зелена,
Это – вечность детства на родной земле.
С каждым годом мне милей весна,
С каждою весной мне белый свет милей.

В переулках, скверах и домах
Встречу я забытое и новое…
Я схожу от радости с ума,
Чтоб под вечер стать ребенком – ревою.

***
Пригрело солнце. Марево над слякотью.
От ярких бликов город – золотой .
От счастья долгожданного заплаканный
Весенний Мурманск хлюпает водой.

И вдоль дорог, где слышится гудение
Потоков перепачканных машин,
Незримо набухает взрыв цветения
В нагих стволах проснувшихся рябин.

Перетекает золотое в синее,
К вершинам снег взбирается в горах.
Как крылья, распахнув одежды зимние,
Расселись люди на Пяти углах.

Они галдят, как птицы перелетные,
Вернувшиеся из далеких стран.
И "Арктика", гостиница высотная,
На улицу выносит ресторан.

Народ от солнца узкоглазо щурится,
Весенний дух хмельнее, чем вино…
А я брожу по скверикам и улицам,
Не чуя под собой промокших ног.

Я рад родству с землею, с каждой веткою,
И с вороньем, и с каждым воробьем…
Иду, гляжусь прохожим в лица светлые,
Как будто в отражение свое.

От черных зим душой черствей не стали мы,
Нас согревала память о тепле.
Пришла весна! Давай с землей оттаивать.
И вместе с небом мурманским – светлеть.

Ух, какой Колычев дивный! А девчонки-морячонки Левы Федосеева?! Не совсем из "тяжелых шуб", конечно, но тоже хороши и совершенно мурманские...

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/637688.html


Метки:  

Восхищенно ахаю и охаю

Среда, 25 Апреля 2018 г. 11:46 + в цитатник
Николай КОЛЫЧЕВ

* * *
Стылая оттаяла душа
Под весенним заполярным солнышком.
Жизнь на белом свете хороша,
Как в те дни, когда ходил под стол пешком.

Ветер с сопок слизывает снег,
Как сметану кот, как дети сладости.
Я такой счастливый человек!
Я большой комок щенячьей радости!

Что за счастье – наугад брести
По асфальту, в первый раз просохшему!
Видится удача впереди
И беспечно верится в хорошее.

Мурманчанки из тяжелых шуб
Вылезли, как бабочки из коконов,
Я хожу, по сторонам гляжу,
Восхищенно ахая и охая.


Первая травинка зелена,
Это – вечность детства на родной земле.
С каждым годом мне милей весна,
С каждою весной мне белый свет милей.

В переулках, скверах и домах
Встречу я забытое и новое…
Я схожу от радости с ума,
Чтоб под вечер стать ребенком – ревою.

***
Пригрело солнце. Марево над слякотью.
От ярких бликов город – золотой .
От счастья долгожданного заплаканный
Весенний Мурманск хлюпает водой.

И вдоль дорог, где слышится гудение
Потоков перепачканных машин,
Незримо набухает взрыв цветения
В нагих стволах проснувшихся рябин.

Перетекает золотое в синее,
К вершинам снег взбирается в горах.
Как крылья, распахнув одежды зимние,
Расселись люди на Пяти углах.

Они галдят, как птицы перелетные,
Вернувшиеся из далеких стран.
И "Арктика", гостиница высотная,
На улицу выносит ресторан.

Народ от солнца узкоглазо щурится,
Весенний дух хмельнее, чем вино…
А я брожу по скверикам и улицам,
Не чуя под собой промокших ног.

Я рад родству с землею, с каждой веткою,
И с вороньем, и с каждым воробьем…
Иду, гляжусь прохожим в лица светлые,
Как будто в отражение свое.

От черных зим душой черствей не стали мы,
Нас согревала память о тепле.
Пришла весна! Давай с землей оттаивать.
И вместе с небом мурманским – светлеть.

Ух, какой Колычев дивный! А девчонки-морячонки Левы Федосеева?! Не совсем из "тяжелых шуб", конечно, но тоже хороши и совершенно мурманские...

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/637688.html


Метки:  

Как рождался стиль

Вторник, 24 Апреля 2018 г. 18:18 + в цитатник
"Мы с моим издателем Олегом Дроздовым планировали, что книга о Маслове станет первой в серии "ЖЗЛ" Кольского Севера — мощного областного книгоиздательского проекта. Не получилось. Надеюсь, пока. Я, кстати, хотел главному "ЖЗЛ" "Несмиренного живописца" предложить, обратился за консультацией к Николаю Коняеву, автору тамошней книги о Николае Рубцове, а тот сказал: "Дима, хорошо, что вы о Маслове книгу написали, но отправлять ее в Москву — бесперспективно. Я предложил им книгу о Федоре Абрамове, а мне говорят — ищите спонсора!" Так вот, для того, чтобы писать в формате "ЖЗЛ" собственного дневника мало. Нужен вагон документов, которые, если ты их нашел, надо еще и прочитать, и осознать. Это большая работа. Я писал с перерывами. Порой довольно продолжительными. Мешало многое. И моя работа в газете, и болезни, и мои два Лито, и многое другое..."
Это - отрывок из полного, неотредактированного интервью со мной Димы Ермолаева (на фото, что открывает пост, мы лет этак двадцать назад на Пяти Углах, в День молодежи). В "Мурманском вестнике" процитированного и некоторых других частичек этого большого текста нет. При том, что правка - очень аккуратно сделана, в основном, по делу. Слишком уж велик объем был - пришлось чем-то жертвовать. А полностью, без купюр, все-таки можно теперь прочесть - только здесь, у меня:
"Несмиренный живописец" - это огонь!
Увидело свет документальное исследование жизни и творчества писателя-мурманчанина Виталия Маслова
Роман-биография "Несмиренный живописец" - первое объемное документальное повествование о выдающемся жителе Кольского края, сделанное в формате знаменитой серии "ЖЗЛ". С ее автором — писателем и журналистом Дмитрием Коржовым — мы поговорили о книге и ее герое.


Сын поморской Атлантиды
- Мне кажется, эта книга столь же неожиданна для тебя, сколь и закономерна. И, тем не менее, в твоем творчестве она стоит особняком — новый жанр, жизнеописание. Прежде мы знали Коржова, как замечательного исторического романиста, мастера короткой формы, поэта, литературного критика, журналиста, в конце концов, и вот - принципиально новый жанр. Почему этот жанр и этот человек?
- Все-таки человек в первую очередь. Виталий Маслов — эпическая фигура, и для Русского Севера, да и для всей России, я думаю. Наша страна людьми достойными, великими богата, но таких, каким был Маслов, все же не так много. Это штучный товар. Я считаю, что это был гений. Говорю, в данном случае, о нем не только и не столько, как о писателе, но, как о явлении, рожденном синтезом нескольких начал, нескольких ипостасей - совершенно разных иногда, но при этом дополняющих друг друга. Он был и выдающимся общественным деятелем, и незаурядным моряком-полярником (шутка ли, радист, а потом начальник радиостанции атомохода "Ленин"). А место, где он родился — деревня Семжа, которой посвящены его главные произведения, - тоже необыкновенное, почти сказочное. Край света! Самые высокие в Европе приливы, которые постепенно "съедают" приютившуюся на крутом берегу старинную поморскую деревню. К тому же, на решение писать повлияло и то, что я, как и ты, очень любил этого удивительного человека. При все сложности наших взаимоотношений, а Маслов был человеком очень непростым, трудным (был момент, когда мы разругались и год не разговаривали), в этом было столько радости, столько света, столько любви. Он стал для нас — и для тебя, и для меня, отцом. Он согревал, с ним было тепло. Этим теплом мы живы и по сию пору, оно в нас живет и через нас приходит к другим людям (скажем, традицию бережного, внимательнейшего отношения к молодым писателям, заложенную Масловым и его ближайшим соратником поэтом Виктором Тимофеевым, мы бережно сохраняем), которые Маслова, возможно, и не знали. И написать о нем честно, вернуть его в сегодняшний мурманский мир я воспринимал в том числе, как долг. И понимал, что лучше меня это никто не сделает.
- И как тебе новый жанр?
- Что касается нового жанра, то я все время стараюсь что-то делать впервые. И делаю! И работать над книгой было интересно, хотя и трудно. Но материал-то знакомый, я - в теме, что называется. И, повторюсь, сознавал, что лучше меня это никто не сделает. Мы были очень близки с Виталием Семеновичем последние десять лет его жизни. Я много писал о нем, читал его и при жизни, и после его смерти — прочел все, что он написал, включая неопубликованное. Сейчас вышел четырехтомник, почти все из масловского наследия литературного увидело свет, но я прочитал все это еще десять-пятнадцать лет назад. И понял, что Маслов еще не прочитан, что он создал эпос — рассказал о своем родном мезенско-семженском Поморье — этой своеобразной поморской Атлантиде (с ее языком — поморской говорей, устоями, крепкими людьми, мореходами-первопроходцами, которые у нас и сейчас есть, конечно, но они существуют в рассеяньи, вдали от того мира, которым рождены), едва ли не целиком ушедшей теперь под воду, в небытие. А Маслов верил, что эта Атлантида, в том числе его любимая Семжа, к нам вернется и делал все возможное, чтобы это произошло.

Проза суеты не терпит
- Почему именно ты, а не друзья, соратники Маслова старшего поколения, не тот же Виктор Леонтьевич Тимофеев?
- Мне кажется, для этого нужна дистанция, ровесник это не сделает. По разным причинам. Не только из-за соперничества, которое для сверстников естественно, нормально. Должна быть возможность посмотреть на человека отстраненно, на расстоянии. Когда ты слишком близко, написать честную книгу очень сложно. Знаешь, уж прости, если бы меня сейчас спросили, могу ли я написать книгу о Дмитрии Ермолаеве, я бы уверенно ответил, что не смогу. Нельзя быть слишком близко. Должна быть дистанция, которую Маслов умел выдерживать. Да, мы были очень близки, но я бы никогда не позволил себе и не позволю даже намека на фамильярность, малейшей попытки эту дистанцию сократить. При том, что наше общение было дружеским, не сверху вниз, на равных. "Сверху вниз" - Маслов никогда себе такого не позволял, и в этом проявлялся, конечно, он и как большой писатель, и как большой человек. И он вел себя так не только со мной, со всеми. Никаких снисходительных ноток, абсолютное уважение к каждому, вне зависимости от погон и званий, возраста и статуса. Но вернемся к дистанции. Она необходима — в том числе, и временная. Меня на презентации спросили недавно: "Можете ли вы написать о Колычеве?" Не могу! Сейчас — не могу. Так же, как и сразу после ухода Маслова из жизни не смог бы о нем написать. Нужно, чтобы прошло какое-то время, которое все расставляет по местам, позволяет воспринять явление осмысленно, во всей его полноте и многообразии. Нужно в полной мере осознать степень утраты, ее масштаб, а потом уже писать. Торопится не надо. Проза суеты не терпит. Дистанция, дистанция! Нужно ее выдерживать, как умел это делать Маслов.
- А как вы познакомились?
- Мы (мы — это, собственно, я и ты, студенты пединститута тогдашние) познакомились с Виталием Семеновичем в 1992-м на презентации одной из дебютных книг серии "Первая книга поэта", все тем же Масловом и придуманной, и основанной. Он тогда на вечере, если помнишь, Дима, читал твои стихи из студенческой газеты — вслух! Я даже помню, какие. А потом мы его пошли провожать и, когда прощались, Маслов пригласил к себе, сказал при этом хитро так прищурясь: "Но приходите по одному..." Мы возмутились — всюду ведь вместе тогда ходили, нас в ту пору в Мурманске сиамскими близнецами считали. А он в ответ: "С вами двумя я не справлюсь!" Кокетничал, конечно. Но мы все-таки пришли к нему на Октябрьскую вместе. Тот визит памятный был для меня потрясением. Ты помнишь, конечно. Первое — великолепная библиотека! Я знаю цену хорошей книге, вырос в библиотеках, у самого очень неплохая библиотека, но тут — чудо какое-то! Не самая большая — несколько стеллажей вдоль стен, но процентов так на 70 составлена из редких книг, дореволюционных, эмигрантских. К тому же подбор уникальный — о Русском Севере по большинству. И второй момент, который изумил: писатель-традиционалист, ярый почвенник нам собственноручно варил кофе! И я — природный кофеман, думал про себе: "Ну-ну, какой он там кофе сварит этот дядька бородатый..." А кофе-то получился отличный! Это я потом уже, позже узнал, что Семжа — деревня лоцманов, для которых общение с иностранными мореходами привычно, так что в кофе они толк знали за несколько столетий до меня. А Маслов-то из той породы. Какой в Семже дивный кофе варят в самоваре! Пробовал — знаю.

Несколько — в одном
- Ты вот говоришь, Маслов — гений. Определение, ко многому обязывающее. А в чем его гениальность?
- Его гениальность из нескольких пластов состояла. Он — большой писатель, не первого ряда, конечно, но — большой. В России, в русской литературе первый ряд уж очень высок — близко не подойдешь. Однако Маслов — в одном кругу с безусловными классиками, его друзьями, — Беловым, Абрамовым, Распутиным. Лучшие его вещи — рассказы "Зырянова бумага", "Восьминка" и некоторые другие — тоже классика, они сопоставимы с тем, что писали упомянутые великие мастера русской прозы. Но корпуса текстов, столь же объемного, как у них, у Маслова нет. Но у него был по крайней мере еще один редкий дар — общественного деятеля. Он умел рождать фантастические, кажущиеся неосуществимыми, идеи. Но этого мало. Прожектеров всяческих, разного толка маниловых, у нас всегда хватало. Но Маслов еще и умел эти, несбыточные на первый взгляд проекты, выводить на уровень практических решений, добиваться их осуществления — так было и с возрождением Дня славянской письменности, и с доставкой памятника Кириллу и Мефодию из Софии в Мурманск, и со Славянским ходом Мурман — Черногория. А в последние дни своей жизни он о чем думал? О сохранении атомного ледокола "Ленин" и необходимости праздника атомного ледокольного флота России — 3 декабря, день ввода в эксплуатацию "Ленина". И всё осуществилось, стало реальностью! Еще одна вещь, которая ему очень помогла в достижении больших целей — он умел объединять людей для выполнения общей задачи, умел создавать команду. Он притягивал людей! Сопротивляться его обаянию порой было невозможно. Именно поэтому в одной связке у него работали люди, которые не слишком хотели друг друга видеть, бывало, и не здоровались. А он их собирал, убеждал, что это необходимо. Умение убеждать, обаяние, хитрость, ум безусловный — все служило общему делу, заставляло вместе решать общие задачи. И задачи большие, огромные! Сверхзадачи! Не забуду, как он писателю и другу своему Борису Романову, который нас встречал на обратном пути из Славянского хода в Великом Новгороде, сказал с горечью: "Борис, создать Союз славянских стран не удалось..." Вот такие он перед собой ставил — вселенские. Не все, конечно, удавалось. Но многое, очень многое удалось.
- Читал книгу и ловил себя на мысли, что ты ведь, в сущности, писал ее всю жизнь — с момента знакомства с Виталием Масловым. А когда осознал это как конкретную цель?
- Материал копился и в какой-то момент я ощутил, что его слишком много, он начал меня тяготить. Многое было написано, но далеко не все. Мне захотелось взяться за Маслова всерьез, понять его окончательно, проговорить вслух понятое, разобраться с некоторыми загадками его судьбы. А потом я почувствовал, что книга о Маслове нужна, насущно необходима. Современные молодые люди, да и не только молодые, не знают даже на уровне имени, кто это такой, не читали, разумеется. В Мурманске он был одним из тех, кто создают город, его воздух. А его стали забывать. Мне захотелось вернуть Маслова людям, не только специалистам, а — всем. Живого, яростного, страстного — несмиренного! Вернуть не только нашему краю, но — всей России. Если мы — люди, которые составляли его дружину, не будем помнить, не будем делать все, чтобы память о нем была жива, то — все забудут.

Как рождался стиль
- Композиция книги довольно сложная. Как она рождалась, как рождался стиль, где сочетаются факты биографии, экскурсы в историю, размышления литературного, а порой и политического свойства, литературоведческие эссе? Все это в своеобразный клубок сплетается... И этот сложный внутренний строй, как показалось, соответствует сложности Маслова как человека.

- Да, без сомнения. Некоторые фрагменты были написаны раньше — ты прав, я писал о Маслове всю жизнь. И по стилю они подчас разные — порой я рассказываю житейскую историю, а за ним следует эссе вроде главки "Государыня и вертихвостка" - о поэзии и прозе, о том, чем они похожи, а чем отличаются, или главка "Расщепило" - о том, что нужно, чтобы стать настоящим писателем. Мне невероятно интересно было писать эту книгу — ведь всё это мои размышления о жизни и литературе — через Маслова, его щедрую на события судьбу. Чего я в значительной степени был лишен в прежних своих книгах. И еще очень важно. Книга получилась по-хорошему не академичной. Это — не сборник научных статей. "Несмиренный живописец" - это эмоции, это — огонь! И еще. Я не хотел, чтобы это была книга о том, какой он замечательный, какой он великий. Ни в коей мере! Там разговор и о том, каким он был сложным, какие проблемы всем, да и себе самому, — и как человеку, и как художнику, создавал.
- Трудно работалось? Бывает пишется мгновенно, на раз. Как Борис Полевой в свое время "Повесть о настоящем человеке" написал. Здесь, я думаю, было иначе.
- Ты прав. Очень легко я написал "Добровольца" - единым духом. Да и третью часть "Мурманцев". А здесь всё шло очень непросто, порой мучительно. Было порой очень тяжело — по разным причинам. Первую ты уже назвал — освоение нового, мне прежде неведомого, жанра. К тому же, Маслов ведь все-таки сравнительно недавно ушел из жизни, и в Мурманске, и не только, очень много людей, которые его знали лично. И каждый из них при желании может мне сказать: "Не правда! Все было не так!" Это не роман, в котором можно многое выдумать, тут я старался быть предельно, документально точным. И нужно было и документы найти соответствующие, в том числе и неопубликованные, архивные, неизвестные широкому кругу читателей. Нельзя писать биографию человека (даже если ты хорошо его знал, лучше, чем многие), основываясь лишь на собственных воспоминаниях. Мы с моим издателем Олегом Дроздовым планировали, что книга о Маслове станет первой в серии "ЖЗЛ" Кольского Севера — мощного областного книгоиздательского проекта. Не получилось. Надеюсь, пока. Я, кстати, хотел главному "ЖЗЛ" "Несмиренного живописца" предложить, обратился за консультацией к Николаю Коняеву, автору тамошней книги о Николае Рубцове, а тот сказал: "Дима, хорошо, что вы о Маслове книгу написали, но отправлять ее в Москву — бесперспективно. Я предложил им книгу о Федоре Абрамове, а мне говорят — ищите спонсора!" Так вот, для того, что писать в формате "ЖЗЛ" собственного дневника мало. Нужен вагон документов, которые, если ты их нашел, надо еще и прочитать, и осознать. Это большая работа. Я писал с перерывами. Порой довольно продолжительными. Мешало многое. И моя работа в газете, и болезни, и мои два Лито, и многое другое. Поэтому, если посчитать все время работы над книгой, то получится лет десять, не меньше. А, может быть, и пятнадцать. Я еще на первых чтениях Масловских говорил о том, что когда-нибудь кто-то из нас созреет для книги о Маслове. А это было в 2002 году.

Поколение победителей
- Книга сделана очень хорошо, ее приятно держать в руках, разглядывать, фото интереснейшие...

- Это во многом заслуга издателя — Олег Дроздова. Мы вдвоем придумывали обложку, продумывали оформление. В целом, работалось с ним очень легко, в кайф. Я уверен, что "Несмиренный живописец" — не последняя книга, которую мы вместе делаем. Он к тому же отчасти решил финансовый вопрос производства романа-биографии Маслова. А снимки — из моего архива, часть — прежде никогда не публиковалась, разве что в моем Живом Журнале. Меня очень радует снимок, который стал обложкой книги. Он там — русский витязь, былинный богатырь. Столько в нем мощи, эпической силы, но, вместе с тем, тепла и притягательности. Мне греет сердце и то, что на оригинале этого фото и я есть, а оригинал тоже мало, кто видел. И он тоже есть в новой книге. Вообще, я все время не верил, что всё будет так легко — так легко издадим. Денег ведь не было и никто не собирался на это что-то давать. А вот раз — и получилось. Без чьей-либо помощи. Как будто само собой, как в сказке. Ну кто ж на такие книги сейчас деньги дает?! Да никто! Это ведь биография совершенно не скандальная — рассказ о жизни успешного советского писателя. Переломов-то в судьбе Маслова было много, но не скандального характера. Это была нормальная, благополучная жизнь — в том числе и писательски благополучная. В наши времена — не самый лучший товар.
- Да, но книга — увлекательнейшая! Она на одном дыхании читается!
- Да, для тех, кто читал Маслова — безусловно. Но кто сейчас Маслова читает? И кто будет в таком случае Коржова читать? Впрочем, как раз это и была одна из задач книги — чтобы Маслова прочли. И не только его, но и Абрамова, и Конецкого, и Шуртакова, и Белова, и Курбатова, и многих других русских писателей, что не слишком на слуху сейчас. Они все живое участие в этой книге принимают, они — часть дружины, одним из стойких воинов которой был и Виталий Семенович. Я и себя осознаю, как часть этой дружины.
- Одно из главных открытий этого романа, на мой взгляд, в том, что мы видим там Маслова-мурманчанина...
- Да, безусловно, это одна из удач романа. Причем я пишу там о Мурманске, как о имперском проекте. И "Ленин" - это имперский проект (по сию пору не опубликован масловский роман про первый атомный - "Искупление", книга с невероятно сложной судьбой). И Маслов, когда говорит о России, говорит о России имперской. И, если мы хотим обрести Россию Маслова, то это имперская Россия. Но это — на уровне макрокатегорий. Но он нам, мурманчанам, и Маслову, как мурманчанину, дорог еще и его особой музыкой, внутренним звучанием, всеми своими улочками и переулками — абсолютно конкретными, живыми. Чувство города — вдали от общих понятий, это — детали, это — частности, дороже которых нет ничего на свете.
- Можешь ли ты сказать, что разгадал загадку Маслова? Что, в принципе, было для него главным, для чего он жил?
- Ну это, пожалуй, не загадка, а — очевидность. Его главная задача, она в песне звучит, которую он очень любил, - "Жила бы страна родная и нету других забот..." Маслов, как и все его соратники, принадлежал к поколению, сформировавшемуся в пятидесятые-шестидесятые, когда нашей стране, СССР, было чем гордится и чему радоваться. Это было поколение победителей — удивительные люди, на которых стоит равняться и, насколько возможно, возвращать на нашу землю время побед. Отдельные у нас уже есть. Надо делать все, чтобы пришли и другие. Этого очень хотел Виталий Маслов. И я верю, что его мечты о сильной России, России — великой державе, станут явью, осуществятся. И моя новая книга в том числе и об этом.
Беседовал Дмитрий ЕРМОЛАЕВ.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/637204.html


Метки:  

Когда мы были молодыми

Вторник, 17 Апреля 2018 г. 14:30 + в цитатник

Еще одно чудесное фото от Андрея Сычева. Снимок мне хорошо знаком, его публиковал "Мурманский вестник" году так в 94-м. Митрополит Питирим в Мурманске. Фото с руководством города и области и - с победителями конкурса "Храмы России". Крайний справа вполоборота Виктор Тимофеев, чуть левее Виталий Маслов, сразу за ним Дима Ермолаев и я с Серёгой Юдковым. Фото из другой эпохи. Показательное, если говорить о тогдашнем уровне затеянного Масловым конкурса.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/637016.html


Метки:  

Эпоха через человека

Вторник, 17 Апреля 2018 г. 12:47 + в цитатник

"Несмиренный живописец" известного мурманского писателя и журналиста Дмитрия Коржова — не совсем биография. Это, скорее, попытка показать через судьбу отдельного человека срез эпохи. Или через срез эпохи — жизнь человека. Ибо Маслов был, безусловно, человеком своего времени, жил, творил и чувствовал, направляемый бурными событиями, происходившими в стране и в мире. Поэтому от времени он неотделим. И очень хорошо, что в книге Коржова оно показано не общим декоративным фоном, не портретной рамкой, а как бы неотъемлемой масловской составляющей. Маслов жил и менялся вместе со временем. Но никогда это не было движение по течению. Зато почти всегда — борьба, часто — стремление остановить необратимые процессы, переломить ситуацию, совершенно безнадежную… Так что "Несмиренный живописец" — во многом книга о борьбе. О жизни против течения...
...Коржов — мемуарист неэгоистичный и, если так можно выразиться, нежадный. Он щедро дает говорить другим, в особенности, самому Маслову. Да, Маслов, обильно и с удовольствием говоривший об окружающих, о себе молвил скромно и скупо. Но остались чудесные памятные заметы о поморском детстве, о родителях, о той деревне Семже, которая стала источником его вдохновения… А по дневникам Маслова можно сложить мозаикой всю его биографию. Однако ж этот взгляд — на себя, изнутри — всегда субъективен, относиться к нему следует с осторожностью. Именно потому в "Живописце" представлены взгляды других. Взгляды извне. И таким образом достигнуто определенное равновесие..."

Отрывочек из рецензии Александра Рыжова о "Несмиренном живописце" для журнала "Север".
А это - давнишняя наша с Сашей Рыжовым фотка. Как он говорит, на презентации очередной книги Колычева, год так 2005-й примерно. Молодые такие... И чему смеемся?

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/636695.html


Метки:  

"Он был - как полет Гагарина!"

Четверг, 12 Апреля 2018 г. 14:09 + в цитатник

Ещё один ролик, который подготовил к презентации "Несмиренного живописца" в Мурманске Андрей Сычев. Писатель Виталий Маслов рассказывает, как он впервые очутился на первом в мире атомном ледоколе "Ленин", о значении "Ленина".

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/636537.html


Метки:  

"Я звал Никулина Юрик..."

Среда, 11 Апреля 2018 г. 10:07 + в цитатник

С циркачом и фотографом Виктором Худяковым. Витя несколько десятилетий проработал в Московском государственном цирке: от смотрителя за животными и униформиста до эквилибриста в группе Александра Милаева - сына Героя Соцтруда и третьего мужа Галины Брежневой легендарного Евгения Тимофеевича Милаева.
"Вот это я!" - показывает нам Витя человека на манеже и улыбается.

Лучезарный человек, всегда с улыбкой. Говорит: "А как же иначе? Без улыбки в цирке нельзя!"
Дочь генсека сдувала с него пылинки, Никулин возил на закорках ("Я его звал Юрик..." - то ли шутя, то ли всерьез вспоминает Витя), у Александра Милаева работал в номере "Эквилибристы на ножных лестницах". А сам он - коренной умбянин. Знаю его давно, но- как фотографа. А тут вот такая судьба. Цирковая.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/636220.html


Метки:  

"А я тогда смелый был!"

Вторник, 10 Апреля 2018 г. 16:56 + в цитатник

Прекрасно прошла мурманская презентация "Несмиренного живописца" в минувшую субботу. В первую очередь, благодаря шести вот таким видеофрагментам: там сам Виталий Семенович с нами разговаривает - отрывки из программы Димы Ермолаева "неизвестный Маслова". А с помощью видео и фото украсил живую речь "Несмиренного" телеоператор и режиссер Андрей Сычев. По-моему, здорово получилось. Подчас абсолютная фантастика. Один пыбликую - знаменитую легенду про Фиделя и масловскую свадьбу рассказывает сам участник событий и тогдашний молодожен Виталий Маслов.
Презентация, мне кажется, в целом удалась. Полный зал. Замечательные выступления - Валерия Чарторийского, Павла Александровича Сажинова. Прекрасная Марина Валентиновна Наумлюк отнесла книгу к новому жанру, назвала ее "лирическим биографическим романом". В общем, здорово всё сложилось. Спасибо, друзья! Чуть подробнее можно на сайте научки прочитать.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/636018.html


Метки:  

Ледяная пустыня без лихих людей

Понедельник, 09 Апреля 2018 г. 14:36 + в цитатник

"Россия - ледяная пустыня и лихой человек в ней..." Здесь невольно вспоминаешь эти слова обер-прокурорские. Терский берег Белого моря. Тоня Тетрина. Были там вместе с Олегом Филонком (фото - его) неделю назад. Что делали? Да соль-морянку варили! Ветхозаветным поморским способом. Тоня покоряет безлюдьем, тишиной, и - внутренним покоем.И - без лихих людей. Вообще, без людей. Застывшее во льду Белое море, очень чистое, без торосов, яркое, здесь - уже абсолютно весеннее, солнце, даже не свобода, а - воля! Без края, насколько хватает глаз.

Собственно, варница:

Хозяин гостеприимный, "Борисыч", - Александр Борисыч Комаров:

Ну и аз грешный - ушицу семужью себе начисляю:

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/635870.html


Метки:  

И ведьмы вырождаются

Понедельник, 02 Апреля 2018 г. 11:14 + в цитатник
Отличный пост у братика утащил. Я тоже, когда увидел впервые Мэй, подумал: "Ну вот, а, говорят, у них "ведьма сдохла". Ничуть. Тэтчер-то поприличней была. Однако и ведьмы вырождаются.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/635586.html


Метки:  

"Все воротятся в родное гнездо!"

Понедельник, 02 Апреля 2018 г. 10:53 + в цитатник

Андрей Сычев - оператор и режиссер, один из классиков областного телевидения. И читатель! Внимательный, грамотный. Фраза-то, которую выбрал, одна из ключевых - и для Маслова, и для книги, и для автора этой максимы - Федора Михайловича Достоевского.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/634487.html


Метки:  

Смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу

Пятница, 30 Марта 2018 г. 18:13 + в цитатник

"Новая книга писателя и журналиста Дмитрия Коржова "Несмиренный живописец" написана в жанре "романа – биографии". Она посвящена личности мурманского писателя, моряка и общественного деятеля Виталия Маслова. Заглавие книги связано с одним из решений церковного Стоглавого собора 1551 года, в котором живописцу подобало быть "смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу…".
Афиша презентации подготовленная "научкой", полностью текст читайте здесь - на сайте библиотеки.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/634135.html


Метки:  

Сын поморской Атлантиды

Четверг, 29 Марта 2018 г. 13:41 + в цитатник

"Несмиренный живописец" - это огонь!
Увидело свет документальное исследование жизни и творчества писателя-мурманчанина Виталия Маслова
Роман-биография "Несмиренный живописец" - первое объемное документальное повествование о выдающемся жителе Кольского края, сделанное в формате знаменитой серии "ЖЗЛ". С ее автором - писателем и журналистом Дмитрием Коржовым - мы поговорили о книге и ее герое.


Сын поморской Атлантиды
- Мне кажется, эта книга столь же неожиданна для тебя, сколь и закономерна. И, тем не менее, в твоем творчестве она стоит особняком - новый жанр, жизнеописание. Прежде мы знали Коржова, как замечательного исторического романиста, мастера короткой формы, поэта, литературного критика, журналиста, в конце концов, и вот - принципиально новый жанр. Почему этот жанр и этот человек?
- Все-таки человек в первую очередь. Виталий Маслов - эпическая фигура, и для Русского Севера, да и для всей России, я думаю. Наша страна людьми достойными, великими богата, но таких, каким был Маслов, все же не так много. Это штучный товар. Я считаю, что это был гений.Говорю, в данном случае, о нем не только и не столько, как о писателе, но, как о явлении, рожденном синтезом нескольких начал, нескольких ипостасей - совершенно разных иногда, но при этом дополняющих друг друга. Он был и выдающимся общественным деятелем, и незаурядным моряком-полярником (шутка ли, радист, а потом начальник радиостанции атомохода "Ленин"). А место, где он родился, - деревня Семжа, которой посвящены его главные произведения, - тоже необыкновенное, почти сказочное. Край света! Самые высокие в Европе приливы, которые постепенно "съедают" приютившуюся на крутом берегу старинную поморскую деревню. К тому же, на решение писать повлияло и то, что я, как и ты, очень любил этого удивительного человека. При все сложности наших взаимоотношений, а Маслов был человеком очень непростым, трудным (был момент, когда мы разругались и год не разговаривали), в этом было столько радости, столько света, столько любви. Он стал для нас - и для тебя, и для меня, отцом. Он согревал, с ним было тепло. Этим теплом мы живы и по сию пору, оно в нас живет и через нас приходит к другим людям (скажем, традицию бережного, внимательнейшего отношения к молодым писателям, заложенную Масловым и его ближайшим соратником поэтом Виктором Тимофеевым, мы бережно сохраняем), которые Маслова, возможно, и не знали. И написать о нем честно, вернуть его в сегодняшний мурманский мир я воспринимал в том числе, как долг. И понимал, что лучше меня это никто не сделает.
- И как тебе новый жанр?
- Что касается нового жанра, то я все время стараюсь что-то делать впервые. И делаю! И работать над книгой было интересно, хотя и трудно. Но материал-то знакомый, я - в теме, что называется. И, повторюсь, сознавал, что лучше меня это никто не сделает. Мы были очень близки с Виталием Семеновичем последние десять лет его жизни. Я много писал о нем, читал его и при жизни, и после его смерти - прочел все, что он написал, включая неопубликованное. Сейчас вышел четырехтомник, почти все из масловского наследия литературного увидело свет, но я прочитал все это еще десять-пятнадцать лет назад. И понял, что Маслов еще не прочитан, что он создал эпос - рассказал о своем родном мезенско-семженском Поморье - этой своеобразной поморской Атлантиде (с ее языком - поморской говорей, устоями, крепкими людьми, мореходами-первопроходцами, которые у нас и сейчас есть, конечно, но они существуют в рассеяньи, вдали от того мира, которым рождены), едва ли не целиком ушедшей теперь под воду, в небытие. А Маслов верил, что эта Атлантида, в том числе его любимая Семжа, к нам вернется и делал все возможное, чтобы это произошло.
Проза суеты не терпит
- Почему именно ты, а не друзья, соратники Маслова старшего поколения, не тот же Виктор Леонтьевич Тимофеев?
- Мне кажется, для этого нужна дистанция, ровесник это не сделает. По разным причинам. Не только из-за соперничества, которое для сверстников естественно, нормально. Должна быть возможность посмотреть на человека отстраненно, на расстоянии. Когда ты слишком близко, написать честную книгу очень сложно. Знаешь, уж прости, если бы меня сейчас спросили, могу ли я написать книгу о Дмитрии Ермолаеве, я бы уверенно ответил, что не смогу. Нельзя быть слишком близко. Должна быть дистанция, которую Маслов умел выдерживать. Да, мы были очень близки, но я бы никогда не позволил себе и не позволю даже намека на фамильярность, малейшей попытки эту дистанцию сократить. При том, что наше общение было дружеским, не сверху вниз, на равных. "Сверху вниз" - Маслов никогда себе такого не позволял, и в этом проявлялся, конечно, он, и как большой писатель, и как большой человек. И он вел себя так не только со мной, со всеми. Никаких снисходительных ноток, абсолютное уважение к каждому, вне зависимости от погон и званий, возраста и статуса. Но вернемся к дистанции. Она необходима - в том числе, и временная. Меня на презентации спросили недавно: "Можете ли вы написать о Колычеве?" Не могу! Сейчас - не могу. Так же, как и сразу после ухода Маслова из жизни не смог бы о нем написать. Нужно, чтобы прошло какое-то время, которое все расставляет по местам, позволяет воспринять явление осмысленно, во всей его полноте и многообразии. Нужно в полной мере осознать степень утраты, ее масштаб, а потом уже писать. Торопиться не надо. Проза суеты не терпит. Дистанция, дистанция! Нужно ее выдерживать, как умел это делать Маслов.
- А как вы познакомились?
- Мы (мы - это, собственно, я и ты, студенты пединститута тогдашние) познакомились с Виталием Семеновичем в 1992-м на презентации одной из дебютных книг серии "Первая книга поэта", все тем же Масловом и придуманной, и основанной. Он тогда на вечере, если помнишь, Дима, читал твои стихи из студенческой газеты - вслух! Я даже помню, какие. А потом мы его пошли провожать и, когда прощались, Маслов пригласил к себе, сказал при этом хитро так прищурясь: "Но приходите по одному..." Мы возмутились - всюду ведь вместе тогда ходили, нас в ту пору в Мурманске сиамскими близнецами считали. А он в ответ: "С вами двумя я не справлюсь!" Кокетничал, конечно. Но мы все-таки пришли к нему вместе. Тот визит памятный был для меня потрясением. Ты помнишь, конечно. Первое - великолепная библиотека! Я знаю цену хорошей книге, вырос в библиотеках, у самого очень неплохая книжное собрание, но тут - чудо какое-то! Не самая большая - несколько стеллажей вдоль стен, но процентов так на 70 составлена из редких изданий, дореволюционных, эмигрантских. К тому же подбор уникальный - о Русском Севере по большинству. И второй момент, который изумил: писатель-традиционалист, ярый почвенник нам собственноручно варил кофе! И я - природный кофеман, думал про себе: "Ну-ну, какой он там кофе сварит этот дядька бородатый..." А кофе-то получился отличный! Это я потом уже, позже узнал, что Семжа - деревня лоцманов, для которых общение с иностранными мореходами привычно, так что в кофе они толк знали за несколько столетий до меня. А Маслов-то из той породы. Какой в Семже дивный кофе варят в самоваре! Пробовал - знаю.
Несколько - в одном
- Ты вот говоришь, Маслов - гений. Определение, ко многому обязывающее. А в чем его гениальность?

- Его гениальность из нескольких пластов состояла. Он - большой писатель, не первого ряда, конечно, но - большой. В России, в русской литературе первый ряд уж очень высок - близко не подойдешь. Однако Маслов - в одном кругу с безусловными классиками, его друзьями, - Беловым, Абрамовым, Распутиным. Лучшие его вещи - рассказы "Зырянова бумага", "Восьминка" и некоторые другие - тоже классика, они сопоставимы с тем, что писали упомянутые великие мастера русской прозы. Но корпуса текстов, столь же объемного, как у них, у Маслова нет. Но у него был по крайней мере еще один редкий дар - общественного деятеля. Он умел рождать фантастические, кажущиеся неосуществимыми, идеи. Но этого мало. Прожектеров всяческих, разного толка маниловых, у нас всегда хватало. Но Маслов еще и умел эти, несбыточные на первый взгляд проекты, выводить на уровень практических решений, добиваться их осуществления - так было и с возрождением Дня славянской письменности, и с доставкой памятника Кириллу и Мефодию из Софии в Мурманск, и со Славянским ходом Мурман - Черногория. А в последние дни своей жизни он о чем думал? О сохранении атомного ледокола "Ленин" и необходимости праздника атомного ледокольного флота России - 3 декабря, день ввода в эксплуатацию "Ленина". И всё осуществилось, стало реальностью! Еще одна вещь, которая ему очень помогла в достижении больших целей - он умел объединять людей для выполнения общей задачи, умел создавать команду. Он притягивал людей! Сопротивляться его обаянию порой было невозможно. Именно поэтому в одной связке у него работали люди, которые не слишком хотели друг друга видеть, бывало, и не здоровались. А он их собирал, убеждал, что это необходимо. Умение убеждать, обаяние, хитрость, ум безусловный - все служило общему делу, заставляло вместе решать общие задачи. И задачи большие, огромные! Сверхзадачи! Не забуду, как он писателю и другу своему Борису Романову, который нас встречал на обратном пути из Славянского хода в Великом Новгороде, сказал с горечью: "Борис, создать Союз славянских стран не удалось..." Вот такие он перед собой ставил - вселенские. Не все, конечно, удавалось. Но многое, очень многое удалось.
Отрывок из нашей с Димой Ермолаевым беседы, которая, надеюсь, скоро станет газетой. А снимок сделан в Славянском ходе Мурман - Черногория. Тирасполь. 11 октября 1997 года.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/633899.html


Метки:  

Гуляй, рванина?

Вторник, 27 Марта 2018 г. 13:37 + в цитатник
Бывают книги, к которым мерзко прикасаться. Горько, когда такие книги печатают в Мурманске. Еще горше, когда это делается вроде бы из лучших побуждений - сохранить память о хорошем человек. И тема-то достойная! Действительно прекрасный человек в центре. Но сделано всё так неаккуратно и бессовестно, что с души воротит. И столько в том, что в итоге получилось, нелюбви отчетливой, что даже не верится...
И ведь помешать - не помешаешь! Деньги есть - издавай, что хочешь! Гуляй, рванина! Эх, как же нам цензуры не хватает, кто бы знал.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/633695.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_dmitry_korzhov
Страницы: 52 ... 45 44 [43] 42 41 ..
.. 1 Календарь